Как заработать очки завоевания. Какие достижения я получу

Кровопролитные PvP-баталии вызывают массу эмоций и требуют предельной концентрации, но опытные бойцы знают, что залогом победы является хорошая экипировка.

В дополнении World of Warcraft: Cataclysm игроки получили возможность заслужить новый вид PvP-валюты под названием «очки завоеваний». Эти очки можно обменять на лучшую PvP-броню и оружие в игре, чтобы получить преимущество в последующих схватках.

Комплект гладиатора – мечта многих PvP-бойцов, вот только как заработать очки завоеваний, необходимые для его покупки? Существует три основных способа:

  • Победа в боях на арене
  • Победа на рейтинговых полях боя
  • Первая победа за день на случайном поле боя

Каждый раз, когда ваша команда одерживает победу на рейтинговой арене или рейтинговом поле боя, вы получаете определенное количество очков завоеваний; за поражение очки не начисляются. Первая победа за день на случайном поле боя приносит 25 очков завоеваний.

Существует ограничение на максимальное количество очков завоеваний, которое можно набрать в неделю независимо от источника. Поначалу личный рейтинг всех игроков равен нулю, а максимальное количество очков в неделю составляет 1 343 – это максимум, который можно набрать в течение текущей недели. В отличие от очков чести и справедливости, на очки завоевания (и доблести) ограничений нет.

Лимит зарабатываемых вами очков основывается на вашем личном наивысшем значении рейтинга за прошедшую неделю. Чтобы рейтинг команды Арены считался активным, команда должна сыграть хотя бы один матч в течение прошедшей недели, и вы на этой же неделе должны присутствовать, как минимум, в 30% сыгранных командой матчей.

Если в течение недели вы не выполнили ни одно из этих требований, на следующей неделе ваш лимит зарабатываемых очков будет временно возвращен в состояние по умолчанию, т.е. 1343 очка, до тех пор, пока вы не выполните указанные выше требования и не станете снова считаться активным игроком.

Примечание: не стоит накапливать чрезмерное количество очков завоеваний, так как впоследствии при выходе новых комплектов экипировки они будут преобразованы в очки чести (или же справедливости в случае очков доблести), а увеличивать предел в 4 000 очков для валюты, используемой для покупки экипировки предыдущих сезонов, не планируется. Тем не менее, преобразование очков пока маячит где-то в отдаленном будущем. Мы обязательно предупредим вас о нем заблаговременно, а пока можно смело приобретать новую экипировку, как только вы сможете себе это позволить.

Если же вы хотите иметь возможность зарабатывать более 1 343 очков завоеваний в неделю, придется постараться поднять личный рейтинг выше 1 500 очков, участвуя в боях на рейтинговых аренах или рейтинговых полях боя. Учитывается исключительно лучший личный рейтинг; как только вы превысите отметку в 1 500 очков, начнет увеличиваться и предельное количество очков завоеваний в неделю. С высоким рейтингом предельное количество очков в неделю может достигнуть 3 000. Вот несколько примеров рейтингов и соответствующего им максимального количества очков:

Рейтинг Лимит очков в неделю
1500 1343
1800 1940
2100 2533
2400 2849
2700 2849
3000 3000

Текущее общее количество очков завоеваний отображается во вкладке «Валюта». Открыв вкладку «Завоевание» в меню PvP, можно получить дополнительную информацию о том, насколько вы близки к максимальному значению очков в неделю, а также об очках, начисляемых в случае победы на арене или рейтинговом поле боя. Товары, предлагаемые торговцами за очки завоеваний, можно посмотреть в штормградском Зале Защитника и в оргриммарском Зале Легенд.

Теперь, когда вы точно знаете, за что, собственно, сражаетесь, можно смело отправляться демонстрировать всему Азероту свои сногсшибательные навыки в PvP. Встречайтесь с врагами лицом к лицу! Сражайтесь и побеждайте!

Разработчики уделяют очень много времени для PvP в Battle for Azeroth. В грядущем дополнении они существенно изменят структуру наград в режиме PvP, а также систему рангов, а еще будут внесены изменения в еженедельные очки завоевания.

Сообщение от разработчиков WoW

Новая система рангов

Мы изменим систему рангов и приведем ее в соответствие с теми, что используются в других играх Blizzard. WoW - одна из первых игр Blizzard, в которых появилась система рейтингов (она была реализована в режиме арены), так что можно смело сказать, что настало время для перемен.

По этой причине нам хотелось бы распределять игроков по рангам так же, как это делается в StarCraft и Overwatch, и ввести групповые обозначения вроде «Золота», «Платины» и так далее. (Тем не менее, мы разработаем особую систему званий, таких как «Претендент», «Борец», «Дуэлянт».) Мы считаем, что подобные названия уже вошли в обиход среди любителей режима PvP, и нам будет приятно добавить их в игру. Примите во внимание, что вы по-прежнему сможете увидеть свой рейтинг по окончании боя, а также в особом разделе интерфейса. Мы также собираемся добавить информацию о ранге непосредственно в игровой интерфейс (например, вы сможете узнать, что достигли 10-го ранга в своем регионе).

Новая система наград, опирающаяся на уровень предметов

Как и в дополнении Legion, игроки будут получать в награду более мощную экипировку при достижении более высоких результатов. Тем не менее, в Legion качество наград возрастало линейно: уровень предметов постепенно возрастал по мере повышения рейтинга. Мы выяснили, что подобная система не учитывает в должной мере распределение игроков и не обеспечивает по-настоящему достойных наград, соответствующих затраченным усилиям. (Другими словами, уровень предметов был слишком маленьким.) Как следствие, мы изменим распределение игроков таким образом, чтобы оно производилось в соответствии с графиком нормального распределения и отвечало специфике новой системы рангов.

Это значит, что игроки из группы «Претендент»/«Золото» (с рейтингом от 1600 до 1800) будут получать обычные предметы, сравнимые с теми, что можно добыть в рейдах в обычном режиме, а игроки из группы «Борец»/«Платина», в свою очередь, смогут получить предметы уровня рейдов в героическом режиме, и так далее.

Облики эпического качества и другие награды

К тем или иным рангам будут привязаны различные награды. В дополнении Legion можно было получить целый облик эпического качества по достижении рейтинга в 2000, а в дополнении Battle for Azeroth предметы будут выдаваться постепенно на разных рангах. Кроме того, вы сразу же сможете воспользоваться новым обликом, как только достигнете нового ранга, так что ждать окончания сезона не придется.

Возможно, кого-то смутят размеры групп, по которым будут распределяться игроки. И мы вполне согласны, что наиболее серьезная конкуренция возникает на высших рангах. Это будет учтено. Как и раньше, сезонные средства передвижения гладиатора (а также, вероятно, звания) по-прежнему будет получать определенный процент игроков по окончании сезона. Мы можем ввести новые награды для игроков высших рангов, так как многие уже существующие подарки (вроде эпических обликов) можно будет получить и при более низком рейтинге.

Еженедельные очки завоевания

Как уже упоминалось, мы введем новую систему очков завоевания, основанную на прошлых наработках. Вы сможете зарабатывать очки завоевания в режиме PvP (преимущественно - в рейтинговых боях, а также в режиме войны), постепенно достигая отметки, необходимой для получения еженедельной награды. Такая система должна привлечь большинство игроков.

Одна из основных задач новой системы - установить соответствие между затрачиваемыми усилиями и наградами, тем самым выгодно выделив режим PvP. В особенности это касается нижнего диапазона рангов, так как в дополнении Legion и до него игроки зачастую не видели смысла уделять время PvP. Думаю, все согласны, что увеличение числа участников PvP-боев - достойная цель.

Понравился наш сайт? Ваши репосты и оценки - лучшая похвала для нас!

Режим войны - это новая система мирового PvP, которая вступила в силу в препатче к "Битве за Азерот". Она включает в себя новый механизм начисления очков чести и новые таланты. Режим войны можно включить в главной столице своей фракции. Он дает доступ к PvP-талантам и некоторые другие преимущества. Включив режим войны, вы продемонстрируете свою готовность к боям с другими игроками. При этом вы будете получать дополнительный опыт, чтобы компенсировать риски.

Пост от Blizzard

Мы надеемся, что в скором времени все игроки смогут опробовать режим войны, а пока хотим рассказать о нем подробнее.

Доступ к талантам чести.

Как мы уже упоминали, в режиме войны персонаж постоянно имеет доступ к талантам чести. В принципе, его можно сравнить с режимом PvP из Легиона, с той лишь разницей, что режим войны нельзя включать и выключать "на ходу". При включенном режиме войны таланты чести работают постоянно, что может быть полезно не только в PvP, но и в PvE.

Скалирование экипировки.

Мы хотели, чтобы успех в боях между игроками в большей мере зависел от их навыков, а не от уровня и экипировки. Разумеется, хорошая экипировка будет давать преимущество в бою, но только до определенного предела. Эту механику можно сравнить с механикой нерейтинговых полей боя из Легиона, но без шаблонов для характеристик. Следует помнить, что при включенном режиме войны скалирование производится только в PvP-боях, то есть с существами, обитающими в игровом мире, придется сражаться как обычно.

Очки завоевания и мировое PvP.

В "Битве за Азерот" игроки могут зарабатывать очки завоевания точно так же, как и в предыдущих дополнениях, то есть посещая рейтинговые арены и рейтинговые поля боя (а также нерейтинговые поля боя, но в меньшем количестве). Новшеством является то, что очки завоевания можно будет получить и за другие виды PvP-активности, то есть у игроков будет больше вариантов для набора недельного капа очков.

Награда за голову

Как зарабатывать очки завоеваний в мировом PvP? Разумеется, убивать других игроков. Чем больше игроков вы убьете, тем выше шанс, что противоположная фракция объявит награду за вашу голову. Как только это произойдет, все противники в вашей локации узнают о том, что на вас можно поохотиться, и увидят вас на карте. Удачи!

И многое другое...

Кое-какие особенности боевого режима будут раскрыты немного позже. Мы не хотим портить вам сюрприз! На данный момент система представляет собой основу, которую мы будем развивать в будущем.

Преимущества Режима войны

  • Доступ к PvP-талантам в открытом мире, независимо от типа целей, с которыми вы сражаетесь
  • +10% к опыту при прокачке
  • +10% к золоту за выполнение локальных заданий на максимальном уровне
  • Возможность зарабатывать очки завоеваний и получать награды за недельный кап этих очков
  • Возможность выполнять PvP-достижения

Как выбить противника из седла?

Хотите напасть на игрока, который скачет мимо на лошади? Включив режим войны, вы получите доступ к Сетестрелу 5000 , с помощью которого можно заставить потенциального противника спешиться!

Как зарабатывать очки чести в режиме войны?

Включив режим войны, вы получите один из следующих эффектов: Солдат Орды / Солдат Альянса :

  • За убийство обычного игрока противоположной фракции - 6 дополнительных очков.
  • За убийство игрока с рангом Ассассин (то есть убившего 10 игроков и оставшегося при этом в живых) - 30 дополнительных очков.

Убив 10 противников и оставшись в живых, вы получаете ранг Ассассин Орды / Ассассин Альянса , а также бонус +15% к исходящему урону и исцелению.

Что такое PvP-таланты?

PvP-таланты в "Битве за Азерот" очень похожи на PvP-таланты в Легиона, но интерфейс у них другой. Вы можете выбрать четыре таланта, причем один из них обладает эффектом аксессуара ( Медальон гладиатора , Адаптация или Непреклонность). Варианты для остальных трех - это оставшиеся таланты чести из Легиона.

Если персонаж находится в открытом мире, PvP-таланты действуют постоянно. Их можно увидеть в главном окне талантов, а не в отдельной вкладке, и выбирать приходится четыре таланта вместо шести. Кроме того, PvP-таланты доступны сразу, и для их получения не нужно набирать уровень престижа.

Как включить PvP-таланты?

PvP-таланты можно включить и выключить в Штормграде (Альянс) или Оргриммаре (Орда). Чтобы выбрать PvP-таланты, необходимо открыть панель талантов, нажать на кнопку со стрелкой вправо и определить для себя подходящие варианты.

Сменить таланты можно в зоне отдыха или в открытом мире с помощью Фолиант безмятежного разума .

Прочие награды за использование боевого режима

Достижения, связанные с Режимом войны

Завоеватель Азерота и Завоеватель Азерота состоит из следующих достижений:

  • Патруль: Друствар Заработайте 1000 очков чести в Друстваре, находясь в режиме войны.
  • Патруль: Назмир Заработайте 1000 очков чести в Назмире, находясь в режиме войны.
  • Патруль: Долина Штормсонг Заработайте 1000 очков чести в Долине Штормсонг, находясь в режиме войны.
  • Патруль: Тирагардское взморье Заработайте 1000 очков чести на Тирагардском взморье, находясь в режиме войны.
  • Патруль: Вол"дун Заработайте 1000 очков чести в Вол"дуне, находясь в режиме войны.
  • Патруль: Зулдазар Заработайте 1000 очков чести в Зулдазаре, находясь в режиме войны.
  • Боевые припасы Откройте сундук с боевыми припасами, получив поддержку с воздуха в режиме войны.
  • Награда за голову Добудьте 10 голов других игроков в режиме войны.
  • Банда братьев Находясь в группе из 2-5 игроков, выполните следующие PvP-задания.