Защита педагогов. Система аттестации должна быть простой и понятной? Ефом: директора московских школ считают новую систему аттестации устаревшей

Есть ли в законе форма Экстернат?
В Законе сохраняется форма аттестации экстерном. По сути это ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому Закону. Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся-экстернов и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги.

По какой форме обучения возможно пройти обучение, если Экстерната больше в законе нет?
Сейчас школы могут принимать документы на семейное образование, на самообразование, аттестация по обеим этим формам проходит экстерном.

Чем отличаются обычные школьники от экстернов?
Вопрос об отличии традиционных школьников от экстернов волнует и родителей, и учащихся. Разница между ними существует, но она не в пользу… школьников. Казалось бы, уровень знаний школьников, которые существенно больше занимаются с учителями в школе, чем экстерны (речь идет об экстернате с дополнительными консультациями), должен быть выше по сравнению с обучающимися по «скоростному» методу. Но давайте разберемся.
Педагоги отмечают: экстерны имеют положительную мотивацию на учебу. Они понимают, что окончание школы - только ступенька на пути к их будущему, а последнее для них уже осязаемо (практически все они готовятся поступать в ВУЗы). Эти ребята хотят самостоятельности и получают ее. Экстернов отличает здоровый напор в учебе. Они не задают преподавателям вопрос «зачем мне это надо?», потому что сами знают ответ на него. Они не говорят фраз типа «мне неинтересно», так как у каждого из них - своя цель, причем жизненно значимая.

Можно ли учиться экстерном в своей школе, или это отдельная специализированная школа?
Экстернат – это форма аттестации, которая, возможно, есть и в той школе, где Вы обучаетесь. Специализированных школ, которые обучают только экстернов, нет. Если Вы готовы полностью самостоятельно заниматься, а в школе только сдавать экзамены, то не стоит переходить в другую школу.
Если же Вам нужны дополнительные занятия по подготовке к экзаменам (интенсив, дистанционное обучение), тогда есть смысл переходить в другую школу, которая имеет опыт проведения таких занятий для экстернов. Но в этом случае нужно учитывать, что выбирать будете не только Вы, но и Вас.

Нужно ли переводить ребенка на альтернативные формы обучения?
Прежде всего, необходимо решить, какая форма обучения Вам более подходит: очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование. Можно использовать дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, ускоренное обучение, сочетание разных форм обучения.

Имею ли я право перейти на экстернат? Имеет ли право обычная, моя школа отказать мне в экстернате?
Вы имеете право перейти на самообразование, но это не значит, что каждая школа обязана работать с экстернами. Школа может отказать в переводе учащегося, если в ней не проводится аттестация экстерном.

Можно ли совмещать обучение в своей школе и обучение в экстернате?
Одновременно учиться в двух общеобразовательных школах нельзя. Вы можете только дополнительно готовиться к экзаменам во втором учебном заведении, но сдавать экзамены Вы можете только в той школе, где находятся Ваши документы.

Требуется ли подготовка к экстернату, на что обратить внимание в 8 классе?
Если говорить о специальной подготовке к экстернату, то это в первую очередь способность работать самостоятельно. Вот на это и нужно обратить внимание.

Сроки обучения в экстернате

Какой график занятий у 11 класса - они проходят программу за 6 месяцев? а во второй половине года занятий нет?
Во всех школах независимо от расписания во втором полугодии проходят консультации и пробные ЕГЭ. Промежуточная аттестация как правило проходит в декабре-январе, иногда занятия проходят до марта.

Можно ли закончить 11 класс за половину учебного года?
Пройти интенсив (занятия по подготовке к экзаменам по программе 11 класса) за одно учебное полугодие можно, но ЕГЭ Вам нужно будет сдавать вместе со всеми, просто у Вас будет больше времени на подготовку к ЕГЭ. Итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена проходит единовременно по всей стране в мае-июне.

Можно ли учиться в экстернате без сокращения сроков обучения?
В экстернате можно учиться без сокращения сроков обучения. Сокращение или увеличение сроков обучения возможно только по желанию учащегося и родителей.

Возможно ли закончить 8-9 класс экстерном за один год, а потом завершить 10-11 в нормальном темпе, за 2 года?
Экстернат возможен с сокращением сроков обучения, но это только по желанию родителей и ребенка. Вы в любой момент можете перейти на обучение без сокращения сроков обучения.

Какие предметы входят в программы - 10+, 10-11, 11?
Занятия проходят по всем предметам школьного учебного плана, по этим же предметам проходят экзамены. По положению об экстернате не нужно было проходить аттестацию по физкультуре, искусству и технологии. Сейчас по Закону об образовании необходимо пройти аттестацию по всем предметам общеобразовательной программы, включая МХК, физкультуру, ОБЖ, если таковые предусмотрены учебным планом.

Обучение в экстернате

Что получают учащиеся по программам Интенсива?
Интенсив - занятия в школе по всем предметам, изучение предметов в основном блочное (основные предметы - в течение всего года, остальные – с погружением, в течение нескольких недель, потом сразу учащиеся сдают экзамен и больше к этому предмету не возвращаются). Изучение предмета проходит по базовой программе, т.е. дается все основное содержание предмета.
Подготовка к ЕГЭ дается при изучении основной программы, во втором полугодии проходят пробные ЕГЭ и консультации.

Можно ли мне будет не заниматься по тем предметам, которые мне не нужны, и не сдавать по ним экзамены в школе, вообще отказаться от этих предметов?
Нет. При обучении на любой форме Вы должны пройти аттестацию по всем предметам государственного стандарта и выполнить учебный план. В противном случае Вы не будете переведены в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будете допущены до государственной итоговой аттестации и, как следствие, не получите аттестат об образовании.

Экстернат и дистанционное обучение

Как занимаются дистанционно?
- Получаете доступ к учебным материалам.
- За Вами закрепляется куратор, к которому Вы можете обращаться в любое время за консультациями по всем организационным вопросам.
- Составляется расписание изучения каждого предмета, назначаются тесты и контрольные работы.
- Вы прорабатываете все материалы, которые включают в себя:
теорию (справочники, основные правила, формулы и положения, наглядные схемы и таблицы, примеры, цитаты, таблицы с данными, исторические справки и биографии);
дополнительные материалы;
интерактивные практикумы;
тренировочные тесты.
По расписанию проводятся онлайн-уроки, где учащиеся общаются с учителем.
Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Насколько сложно пройти аттестацию по непрофильным предметам в случае дистанционного обучения? Можно ли сдавать экзамены очно?
Дистанционное обучение позволяет максимально сэкономить время не только за счет отсутствия необходимости тратить его на дорогу и обзорные лекции, которые зачастую мало что дают учащемуся. Дистанционные технологии позволяют тщательно организовать подготовку по всем предметам, распределив время в течение учебного года.
Непрофильные предметы обычно даются в течение первого полугодия, чтобы максимально освободить второе полугодие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный результат. Кроме текстов есть видео-лекции, видео-консультации, например, с разбором задач, тестовые задания, которые позволят проверить свой уровень подготовки. Если же учащийся что-то не понял, в любой момент он может обратиться за консультацией к учителю.
Конечно, аттестацию можно проходить очно, более того, по основным предметам она всегда проходит очно. И только в случае невозможности очного присутствия (болезнь, непредвиденная ситуация) организуется дистанционная аттестация в режиме онлайн. Это очень важно не только для того, чтобы своевременно обнаружить проблемы учащегося, это крайне необходимо для уверенности учащегося, что он готов к экзамену.
Формат очной аттестации дисциплинирует учащегося, одновременно давая ему уверенность в своих силах.

Что такое интернет-обучение?
Интернет-обучение используется в различных формах обучения, в том числе в очном обучении. Это дистанционные технологии, о которых достаточно подробно говорится в Законе об образовании. В соответствии с Законом возможно не только дистанционное образование во всех классах, можно дистанционно пройти промежуточную аттестацию. Дистанционное обучение в Онлайн(интернет-школе) включает обязательное обучение по всем базовым учебным предметам: русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, биология, физика, химия.

ЕГЭ в экстернате

Какие предметы сдаются на ЕГЭ в экстернате? Можно ли подготовиться к ЕГЭ хорошо, занимаясь в 11 классе 2 раза в неделю в течение 1 полугодия?
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена – это обязательное требование для всех выпускников 11 класса, независимо от формы обучения. Без ЕГЭ выпускник не получит аттестат. ЕГЭ для учащихся-экстернов ничем не отличается от ЕГЭ для всех остальных учащихся. Более того, учащиеся все вместе сдают экзамены.
Выпускники 11 класса сдают 2 обязательных предмета – русский и математику (математику можно сдать базовую и/или профильную), остальные – по выбору (не обязательно).
Занятия в интенсиве 2 раза в неделю позволят справиться с основной программой 11 класса, не стоит рассчитывать на какое-то чудо, за это время нереально дать программу 11 класса и подготовить к ЕГЭ. Для подготовки к ЕГЭ требуются специальные занятия. Конечно, если учащемуся достаточно сдать русский и математику на удовлетворительные результаты, занятий в интенсиве вполне может хватить.

Какие результаты получают дети? Как достигаются такие результаты?
Среди наших выпускников результаты ЕГЭ (ОГЭ) выше, чем при традиционном обучении, т.к. учащиеся могут целенаправленно готовиться к экзаменам.
Отчисление - только в случае, если учащийся не посещает занятия в школе и не занимается. Программа обучения подбирается так, чтобы учащийся смог подготовиться.
Причины достижения высоких результатов просты:
Школа с большим опытом организации обучения.
Опыт работы с альтернативными формами обучения, использование современных педагогических и информационных технологий.
Ответственный подход к работе с учащимися, сопровождение учебного процесса.
Разумная стоимость обучения, которая позволяет с одной стороны, организовать полноценный и эффективный учебный процесс, с другой, привлечь к обучению сильных учащихся.

Как совместить обучение в школе и подготовку в ВУЗ?
Собственно, экстернат и можно рассматривать как решение этой проблемы. Выбор обучения экстерном – продуманный и взвешенный результат обсуждений форм обучения между ребенком и родителями. В экстернат очень часто поступают учащиеся именно для совмещения занятий по базовой программе школ и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В экстернате я буду сдавать ЕГЭ вместе с обычными 11-классниками?
Да, все учащиеся школы независимо от формы образования сдают ЕГЭ все вместе в основные сроки.

Можно ли в экстернате сдать ЕГЭ досрочно?
Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно:
выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии;
выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения;
направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации;
выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Можно ли не сдавать ЕГЭ после окончания 11 класса (мне сказали, что он не влияет на аттестат) и сдать его на следующий год? Я хочу еще год готовиться и сдать ЕГЭ на следующий год.
Аттестат без сдачи ЕГЭ Вы не получите. Аттестат получают учащиеся, успешно сдавшие ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ действительно не влияют на оценки в аттестате.
Для поступления в ВУЗ результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет.

Можно ли получить медаль в экстернате?
Выпускники экстерната имеют равные права и при получении медали. Никаких ограничений по форме обучения нет. Надо помнить, что порядок получения медалей определяется субъектами федерации самостоятельно.

Поступление в вуз после экстерната

После экстерната в какие ВУЗы можно поступить? Сдают ли точно также ЕГЭ, как и все остальные?
- В аттестате не указывается форма обучения.
- Ни один вуз никогда не ограничивал поступление в связи с формой обучения.
ЕГЭ сдают наравне со всеми, документы получают такие же, как и учащиеся очной формы.

Какой документ выдается экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию?
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в государственном аккредитованном учреждении, выдается документ государственного образца (аттестат) об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Смогу ли я поступить в высшие учебные заведения без проблем, как обычный выпускник? Или же в аттестате будет написано, что я заканчивала школу экстерном? Как это повлияет на поступление в вуз?
Во-первых, в аттестате не указывается форма получения образования.
Во-вторых, получение образования в форме экстерната не только не мешает поступлению в вузы, а как раз способствует. Значительное количество студентов и выпускников лучших московских вузов закончили школу в форме экстерната.

Какие школы закреплены за ВУЗами?
Сотрудничество с вузами имело смысл, когда выпускные в школе одновременно были вступительными в вуз, этого давно уже нигде нет. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, + некоторые проводят дополнительные испытания. Все остальное сотрудничество со школами якобы для последующего поступления в эти вузы – только для сбора денег с родителей.

Обучение в экстернате после колледжа

В случае перехода после 1 курса колледжа в школу на программу 10-11 за 1 год, какие предметы засчитываются?
Засчитываются предметы, по которым объем часов в академической справке соответствует объему часов в школьном учебном плане. В лучшем случае 1 курс закрывает 10 класс, но не по всем предметам.

Я поступила в колледж после 9 класса, в колледже закончила 10 класс и получила оценки. Можно в школе-экстернате сразу 11 класс начинать?
Обучение по программам среднего профессионального образования не предполагает получение школьных документов об образовании. Нельзя автоматически приравнять аттестацию за 1 семестр в колледже к 10 классу, ее можно частично зачесть при аттестации за 10 класс.

Можно ли учиться в экстернате и колледже одновременно? Сейчас я на 2 курсе, мне еще 4 года учебы, а я хотела бы получить аттестат о среднем образовании через год. Учеба в двух местах возможна?
Учиться можно, документ об образовании не сможете получить, т.к. в школу нужно сдать аттестат за 9 класс, а он в колледже.

Можно ли, проучившись на первом курсе колледжа с сентября по февраль, забрать документы и вернуться обратно в школу в 10 класс?
Можно. Но не откладывайте, в конце года это труднее сделать. И не забирайте документы из колледжа без предварительной договоренности со школой.

Экстернат для младших классов

Можно ли закончить экстерном 3-4 класс за один учебный год? Что нам нужно сделать? Куда обратиться?
Закон об образовании не ограничивает возраст или уровень образования для аттестации экстерном. Прежде всего четко сформулируйте, что Вы хотите. Эти вопросы помогут Вам принять решение:
- Вы хотите пройти аттестацию по программе 3-4 класса в течение одного учебного года. Когда Вы готовы будете пройти промежуточную аттестацию за 3 класс? За 4 класс?
- Вы готовы пройти аттестацию в своей школе или хотите сделать это в другой?
- Вы самостоятельно будете готовить ребенка к аттестации?
После того, как ответите для себя на эти вопросы, можете позвонить в наш образовательный центр и получить консультацию.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной

Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством - если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты - как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев - человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников - какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора - это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место - должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов - это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, - сдают лишь один блок, кто еще ниже - два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» - в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж - аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать - аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, - рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. - Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей - это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих - их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500-3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

В Московском центре качества образования состоялся семинар по вопросам аттестации педагогических кадров в рамках проекта «Просветительские среды» для ветеранов педагогического труда города Москвы.

В мероприятии приняли участие более 80 ветеранов педагогического труда, более трети из которых – бывшие директора московских школ.

Начальник отдела сопровождения аттестации педагогических кадров Юлиана Тарасова выступила с презентацией современной модели аттестации педагогов московских школ.

Городской аттестационной комиссией принят ряд решений, которые позволяют пройти аттестацию в упрощенной форме. Это четыре алгоритма: для педагогов школ, набравших более 100 баллов в рейтинге, для экспертов ГИА, для победителей профессиональных конкурсов и для учителей, награждённых почетным знаком «заслуженный учитель города Москвы» в период между аттестациями.

Перечень профконкурсов был обновлен в сентябре этого года. В него вошли: Грант за вклад в развитие Московской электронной школы, а также как и ранее, конкурс «Педагог года Москвы», городской этап конкурса «Лучший профсоюзный урок» и т.д. Механизм аттестации также могут использовать преподаватели или мастера, подготовившие победителей национального чемпионата WorldSkills.

«Финалисты, призеры и победители этих конкурсов могут претендовать на установление категории в упрощенном порядке. Победа в таких мероприятиях уже является подтверждением высокого уровня педагога», – отмечает начальник отдела Московского центра качества образования Юлиана Тарасова.

Также на упрощенный порядок аттестации могут рассчитывать педагоги школ, попавших в ТОП в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников. Учитель школы с высоким рейтингом подает заявление, а экспертная группа образовательного учреждения анализирует его результаты и определяет вклад этого педагога в образовательные результаты школы. При этом никакие данные у педагога не запрашиваются. Если есть конкретный и соизмеримый вклад педагога в общие результаты школы, то он получает право на аттестацию в упрощенном режиме.

С сентября этого года на аттестацию в упрощенной форме могут претендовать педагоги, работавшие экспертами в течение трех лет в межаттестационный период (необязательно подряд), и не допустившие нарушений в ходе экспертной деятельности и педагоги, которые в межаттестационный период награждены почетным знаком «Заслуженный учитель города Москвы».

На сегодняшний день уникальным сервисом, который объединяет в себе возможности создавать материалы и работать с материалами, созданные коллегами, является Московская электронная школа. В списке есть и «Слово учителю» Городского методического центра и сайты ЦГУ.

«Нам нравится такой подход и оперативность в решении всех вопросов, с которыми сталкивается учитель. Когда он знает конкретную дату своей аттестации, когда он полностью информирован о требованиях, предъявляемых к нему. Мы относимся к этому положительно. Это очень актуально как для престижа самого учителя, так и для его профессионального развития и роста заработной платы. Мы всячески это поддерживаем», – отметила Надежда Брагинская, председатель Московского городского Совета ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы.

Напомним, что с 2013 года аттестация учителей упростилась. Подать заявление можно в два клика в интернете через личный кабинет. Процедура аттестации проводится также в электронном виде, по единым прозрачным параметрам, основанным на динамике предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Для оценки используются объективные, измеримые результаты, которые связаны с показателями рейтинга и с реализацией ключевых городских проектов.

25 сентября 2018 года директор школы Ляпина Е.А. №1279 вышла на аттестацию руководителей образовательных организаций города Москвы:

Сказать, что аттестация произвела фурор на членов аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы– это значит не сказать ничего. Но, если для них это удивительно, то педагогам и родителям школы давно не удивительно, а скорее грустно наблюдать данного директора, ни по каким параметрам не подходящую на должность руководителя образовательной организации вообще, а рейтинговой и бывшей Грантовой школы, в частности.

Немногочисленные вопросы, поступившие от членов комиссии к Е.А. Ляпиной остались без ответов.

Вопрос по работе над поступившими обращениями (все-таки первое место в городе по жалобам) решается, по словам аттестуемой, общением в Фейсбуке в группе или на странице (из ответа неясно) с живыми родителями, эти же живые родители приходят к директору в 7:30 (вероятно, сразу после обращения родителей о том, что директор днями не появляется на рабочем месте), эти же живые родители приходят на круглые столы, их мало, но они пишут немногочисленные обращения, которым директор рада, потому что они помогают ей в работе, но в целом с сентября 2017 количество обращений растет. Просто загадка, почему это происходит, и почему родители на круглых столах или в 7:30 в кабинете директора не озвучивают директору проблемы, а пишут обращения вне системы Департамента образования? Непонятно. Загадочно. Веерные рассылки…

Ответ на вопрос о дорожной карте, о планах на будущее вообще ушел в сторону описания новой управленческой команды, которая разбежалась летом, как крысы с тонущего корабля, почуяв неладное, оставив нам Ерохина на директорство, который, кстати, второй год не может написать программу развития школы, какая уж тут дорожная карта?

Ответ по травмам непонятен в принципе. Травмы предупреждаются обучением учителей оказать первую медицинскую помощь….

Вопрос о Международном сотрудничестве – просто вверх коварства! Елена Александровна забыла, что музей сотрудничает с Посольством Индии. Дух Тагора, потревоженный и рассерженный разгромом музея, который создавался 55 лет, явился в зал коллегии отомстить Елене Александровне. Другого объяснения просто нет. Как это можно забыть?

Аттестационную справку составляла Дроздова, еще один член новой команды, поэтому Елена Александровна, слепо доверившись ей, подписала у себя отсутствие кружка, наличие которого начала доказывать уже на трибуне. Надеюсь, кружка не будет: ни время 12:00 неудобно для 4-х классов, ни рабочей программы в базе ЕСЗ нет.

В целом, конечно, жуткое впечатление. И что с речью? Елена Александровна позиционировала себя как учителя русского языка и литературы, словесник…

Позор на весь город. Как после такого позора можно остаться в школе? Не знаю…

Елена Александровна, Ваше имя не сходит с уст в профессиональном и родительском сообществе, покиньте Вы уже нашу школу, дайте педагогам работать, наконец!

СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

Аттестация директора школы №1279

ЛЯПИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Романова Т.Н.: Елена Александровна, Вам слово.

Новокрещенов И.В.: Е.А., сразу бросается в глаза какое-то очень огромное количество обращений, направленных вне системы Департамента образования. За два года – 377 обращений, я понимаю, что Вы работаете с 17 года, и, может быть, обращения были не в связи с Вашей работой, и, очевидно, что в школе есть дефицит доверия родителей к самой школе. Каким образом Вы работаете с этим?

Е.А.: Вы знаете, у нас как раз на этой неделе прошли родительские собрания, и мы провели анкетирование как раз-ка вот по этой теме: «Испытываем ли мы дефицит доверия, и насколько родители получают от нас ту информацию, которую хотели бы». И по результатам этих анкет, большинство этих анкет, по крайней мере, те, которые мы уже получили обратно, говорят о том, что родители получают информацию. Мы открыли страницу на Фейсбуке, и, если вы посмотрите, у нас достаточно подписчиков, не каждая школа может этим похвастаться. Пока мы не можем получить статус официальной страницы, но это группа, там идет активное обсуждение, это наши живые родители, которых мы знаем, видим, и которые знают нас, это клубные дни, на которые они приходят, получают свои ответы, за год уже родители привыкли, что в 7:30 я уже на месте, и можно прийти и обсудить любой вопрос; это вопросы на сайте, которые вы видите, это тоже, вот скажем так, наши живые обращения, но наша команда управленческая, которая с…образовалась с прошлого года, работает по сей день, ну, достаточно, такой…сложную работу э-э-э провела, и мы благодарны тем немногочисленным, скажем так, э-э-э обращениям, т.е., вернее не скажет так, которые позволили нам обратить внимание на какие-то моменты, которые э-э-э в общем-то тех-то реальных и живых обращений, подтвержденных проверками, дирекцией или службой финансового контроля мы не имеем на сегодняшний день.

Романова Т.Н.: Можно продолжение вопроса. Если сравнить сентябрь прошлого года и сентябрь этого года: динамика обращений вне системы Департамента образования?

Е.А.: Динамика обращений, могу сказать, больше.

Романова Т.Н.: Вне системы обращений стало больше? В этом году?

Е.А.: Да. Они имеют некоторую ангажированность. Это такие веерные рассылки. Я бы так назвала их.

Романова Т.Н.: Понятно.

Жданова И.Д.: Елена Александровна, у Вас большая школа и большие возможности для каждого ученика, есть ли у Вас планы или дорожная карта по вступлению в проекты предпрофильного развития для детей?

Е.А.: Конечно. Как я уже сказала, наша команда была новая, год – это, прежде всего, аналитической, прежде всего, работы а-э-а, и, скажем так, увидеть в школе и технические ресурсы, и кадровые ресурс, соответственно, мы на данный момент видим, что мы можем развивать инженерное направление, и у нас план вступления в инженерный класс в Московской школе, у нас с этого года есть оборудование робокласс, у нас есть уже результаты за прошлый год, вот, в JuniorSkills, э-э-э, соответственно, у нас есть такой план в связи с тем, что наша школа традиционно углубленно изучает иностранные языки, у нас есть такая мысль э-э-э развивать кадетское направление именно с уклоном в углубленное изучение иностранных языков, и э-э-э а-а-а мы планируем, но не в ближайшей перспективе, а вот два года, мы планируем такой создать.

Горбун С.В.: У Вас в 18 году было около 10 травм. Что Вы делаете для профилактики детского травматизма?

Е.А: Но, во-первых, мы включили в план финансово-хозяйственной деятельности увеличение камер как в рекреациях, соответственно, так и а-а-а у нас есть здание, где, ах, камеры не подключены к ЦХД в спортивном зале, это новое здание, соответственно, этот вопрос тоже будет решен, также наши учителя э-э-э физкультуры э-э-э прошли курсы, скажем так, первой медицинской помощи, да? Это на тот случай, если, не дай Бог, травма все-таки случится э-э-э ну, и опять же институт классного руководства, у нас все учителя еще в прошлом году прошли курсы «Эффективный классный руководитель», в том числе, мы там также затрагивали эту тему в плане профилактики.

Анатолий Сергеевич В.: В пункте 18 справки «Дополнительная активность образовательной организации» Вы сообщаете о том, что Ваша школа активно осуществляет международное сотрудничество с образовательными организациями стран Азии и Европы.

Е.А.: Я, да. Я так громко это назвала, на самом деле просто такой спектр получился. Традиционно в школе есть музей имени Рабиндраната Тагора, и здесь у нас также налажены связи с-с, ух, вылетело из головы, значит, ну, лучше расскажу про международное сотрудничество с Сербией, соответственно, у нас с ними есть Договор, э-э-э наши школьники посещали фестиваль э-э-э уже в Сербии в прошлом году, э-э-э театральный фестиваль, также приезжала делегация сербских школьников к нам, причем мы сначала себя позиционировали как м-м-м волонтерами русского языка, а получилось так, что мы еще оказались волонтерами Московского образования, потому что та экскурсия, которую мы организовали для сербских школьников совместно, естественно, с нашими в Темоцентре, ну, это произвело такой фурор, и есть даже сюжет на mos.obr.tv, и в этом отношении традиционное изучение углубленно английского языка, да, нам также способствует также и развитию этого сотрудничества, и участие детей опять же в практике того же английского языка, потому что хоть, несмотря на то, что сербский похож на наш, но дети в основном общались на английском языке.

ГЛУБОКОМЫСЛЕННОЕ МОЛЧАНИЕ В ЗАЛЕ КОЛЛЕГИИ Департамента образования

Коротких В.П.: С удивление обнаружила для себя, что Вы имеете возражения по пункту 12, оно тут либо данные есть в ЕСЗ, либо нет, не могли бы Вы прокомментировать, с чем связаны Ваши возражения?

Е.А.: Ну, на тот момент м-м-м на тот момент чисто технически э-э-э а-а-а данные действительно были таковыми, которые э-э-э отражены сейчас вот тут в справке, но с октября месяца я буду вести кружок немецкого языка, и на данную секунду у меня уже записано 10 человек.

Романова Т.Н.: На момент составления справки информация верна?

Е.А.: Чисто технически я уже с ней не согласилась. Да?

Коротких В.П.: Не совсем понимаю.

Е.А.: На момент подписания мною справки у меня уже в ЕСЗ кружок был, и дети были записаны.

Романова Т.Н.: Тогда нужно было внести изменения в справку. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Если вопросов нет, мнение Председателя межрайонного совета директоров, Норенко Е.И.

Норенко Е.И. : Аттестовать на три года.

Романова Т.Н.: Мнение инспектора округа?

Ермолова М.А.: Аттестовать на три года.

Вы не аттестованы, Елена Александровна.