Кристина Кузьмина
Сценарий активизирующего общения с детьми среднего дошкольного возраста «Наши любимые игрушки»
Наши любимые игрушки
Программное содержание :
Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций;
Побуждать к передачи тонких оттенков настроения, демонстрации компонентов эмоций;
Стимулировать проявления индивидуально-неповторимого стиля поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» .
Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Планируемые результаты : Ребенок способен передавать свои эмоции и чувствует эмоциональное состояние других людей. Проявляет свою индивидуальность в эмоциональном реагировании.
Материал : Набор пиктограмм, игрушки , знакомые детям, листы на каждого ребенка, карандаши.
Ход ООД:
Организационный момент.
Я очень рада видеть вас и мне интересно узнать с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Давайте каждый из вас выберет пиктограмму, соответствующую сегодняшнему настроению и расположит ее на стенде. Молодцы!
Основная часть
А теперь давайте вспомним, что приносит нам радость, когда мы находимся в детском саду? (Ответы детей : игрушки , игры с друзьями) Верно, мы радуемся, когда играем в игрушки . А какие игрушки есть у нас в группе ? (Ответы детей) . Много игрушек вы назвали , молодцы. Я предлагаю вам определить настроение игрушек , которые находятся у меня на столе.
Игра «Определи настроение игрушки »
Ребята, подойдите к моему столу. Обратите внимание, на нем разные игрушки : две куклы, медвежонок, зайчик, белочка. Давайте подумаем, если бы эти игрушки могли бы ожить , то какие бы эмоции они испытывали? (Рассуждения детей)
Игра «Марионетка»
А у меня есть ещё одна игрушка , и называется она марионетка – кукла, которой можно управлять с помощью ниточек. (Показываю марионетку и способ управления ею)
Я предлагаю одному из вас побыть кукловодом, а другой ребенок будет марионеткой. Для этого разобьемся на пары и начнем игру .
А теперь давайте вспомним как мы реагируем, когда нам :
купили красивую игрушку .
товарищ сломал любимую игрушку .
ведут к доктору.
любимая бабушка уезжает .
дали горькую таблетку.
у друга появилась новая игрушка .
мы что-то сломали, сделали что-то плохое.
нам рассказывают интересную сказку.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать любимую игрушку . Эта игрушка должна приносить вам радость и удовольствие во время игры, а ещё она должна быть яркой и красивой.
Заключительная часть
Ребята, вспомните, чем мы сегодня занимались?
Что повторили?
Что полезного сделали?
Как изменилось ваше настроение, покажите,пожайлуста.
Ритуал «Искорка добра»
Как всегда, мы поделимся частичкой своей доброты. Трем ладоши и передаем свое тепло и доброту.
Молодцы, теперь у нас сегодня все получится и все задания, игры будут приносить только радость и удовольствие.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Цель урока : помочь учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности, определенной заданными ситуациями общения;
формирование навыков речевого этикета;
обогащение речи детей языковыми средствами для выражения приветствия, благодарности и т.д.
Оформление урока: плакаты с высказываниями о русском языке; таблица «Формы речи»; запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Ход урока:
Оргмомент . /звучит запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»/.
2.Вступительное слово учителя .
Сегодня мы будем говорить о культуре общения. Поскольку часто общаемся мы плохо, неумело, невразумительно.
Общаться надо уметь! И учиться этому, и воспитывать в себе культуру общения!
Общаясь, действуя с помощью языка, мы осуществляем ту или иную речевую деятельность. Человек действует, когда говорит, пишет или читает, когда слушает другого.
Давайте вспомним, какие формы речи существуют.
/ Работа с таблицей./
Устная речь – это слушание и говорение, письменная – чтение и письмо. Ведь именно так мы общаемся друг с другом – устно или письменно.
Представьте себе, что вам нужно издать небольшой журнал, который поможет вашим сверстникам научиться правильному общению друг с другом.
Первую страничку этого журнала условно назовем «историческая».
Примеры общения людей разных поколений.
Учитель:
В разное время люди общались по – разному. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Давайте послушаем.
/Выходят поочерёдно учащиеся, произносят фразы/
–Рад Вас приветствовать, Игорь Сергеевич.
Нижайший поклон, Петр Денисович!
Честь имею откланяться.
2. – Доброго здоровьица.
Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке?
– Ленка! Приветик!
Привет! Как дела?
Всё в порядке! А у тебя?
Тоже ничего. Ну, всего!
Пока!
/ Ответы учащихся/
Комментарий учителя:
Люди старшего поколения сохраняют в своём употреблении слова «будьте так любезны», «не откажите в любезности» и т.п.
Речевые свойства среднего поколения наиболее подвижны. Люди этого поколения – связующее звено между молодёжью и стариками. Но их речь (как мы только что видели) зависит от степени культуры и образованности.
Речь молодых в своей среде раскованна, непринужденна. Они даже незнакомым, но равным по возрасту и положению могут говорить «ты».
Но в каком бы возрасте и с кем бы вы не общались, ваша речь всегда должна быть достаточно культурной.
5.«Давайте говорить друг другу комплименты»
(звучит песня Б.Окуджавы)
Учитель :
Мы открываем следующую страничку нашего журнала. Скажите, что мы называем комплиментом, как вы понимаете это слово?
/Ответы учащихся/
Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. Запишем это слово в тетради, обратив внимание на безударные гласные /запись на доске и в тетрадях/.
Средств выражения одобрения, комплимента в русском языке очень много. И все они обращены к собеседнику, к тому, с кем вы общаетесь. Это комплименты, касающиеся внешнего вида, приуменьшения возраста, одобрения внутренних качеств и т.д.
Предлагаю конкурс на лучший комплимент.
/Конкурс, итоги конкурса, призы/
Учитель:
Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступков, работы. А одобрение – от корня добро», как и доброта, доброжелательность, и добродетель. Добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Так давайте говорить друг другу комплименты! В нашем распоряжении всё богатство речевого этикета!
5. Страница третья. «На добрый привет – добрый ответ» .
Учитель:
О свойствах хорошей речи вы должны помнить всегда: выступаете ли вы с докладом на уроке, просто говорите в обществе знакомых или непосредственно общаетесь с собеседником. Давайте посмотрим несколько ситуаций такого непосредственного общения.
/Учащиеся инсценируют диалоги между продавцом и покупателем в книжном магазине/.
Вежливый продавец и покупатель.
Невежливый продавец и вежливый покупатель.
Вежливый продавец и невежливый покупатель.
Учитель. Я думаю, что вы без труда определили правильное и неправильное поведение действующих лиц /обсуждение предложенных ситуаций/.
А сейчас давайте назовем и запишем «вежливые» слова, которые смягчают речь, помогают выразить доброжелательное отношению к собеседнику.
/Учащиеся называют эти слова. Запись на доске и в тетрадях. Обратить внимание на орфограммы/.
Учитель:
Наряду с вежливыми словами существуют ещё правила общения. Послушайте их и постарайтесь запомнить.
Заранее подготовленные ученики называют правила общения:
Старайтесь, чтобы общение с вами было человеку полезно и приятно.
Будьте всегда вежливы, приветливы, доброжелательны в общении.
Умейте внимательно слушать друг друга.
Помните: невежливо слишком много говорить о себе, перебивая собеседника.
Говорите и пишите о том, что может быть интересно человеку, с которым вы общаетесь. Учитывайте его возраст, характер.
Учитесь чувствовать настроение собеседника. Не скупитесь на улыбку и добрые слова.
Учитель:
А сейчас вы, каждый со своим соседом по парте, составьте диалоги, соблюдая правила общения и употребляя вежливые слова. Тема может быть любой:
Приглашение вместе пойти куда – нибудь.
Просьба помочь в выполнении трудного домашнего задания или принести интересную книгу для чтения и т.д.
/несколько диалогов прочитываются и анализируются/
Учитель:
Мы с вами ещё раз убедились, насколько важно для каждого человека владеть речевой культурой, которая является свидетелем уровня общей культуры. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят».
6.Последняя страничка журнала – «творческая».
Учитель:
- На этой страничке нашего журнала речь пойдет о письменной форме общения. Человек многообразно действует, когда пишет. Для некоторых написать письмо – тяжелый труд. Ведь писать – это не то же самое, что говорить. Надо уметь положить свои мысли на бумагу, а ещё овладеть правописанием – орфографией и пунктуацией.
Существуют основные правила переписки: вежливый тон письма, внимание к адресату, к его вопросам, умение писать о себе мало и кратко, о других – больше и подробнее, писать об интересных фактах и событиях. При составлении письма особенно важно не доставить человеку ненужных волнений, не причинить обиды.
А сейчас задание – попробуйте написать небольшое письмо другу или знакомому. Через письмо дайте почувствовать своё расположение духа, своё отношение к этому человеку. Не помешает и доля юмора.
/Выполнение задания. Зачитываются и обсуждаются некоторые работы/.
Учитель:
Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. И хорошо, если вы задумаетесь: всегда ли правильно общаются дети с родителями, подростки со взрослыми? Всегда ли всё хорошо в этом смысле у пассажиров в транспорте или у стоящих в очереди? А наши разговоры с близкими, с друзьями?
И ещё об одном мне хотелось бы сказать, что особо ценится в общении. Это улыбка. Улыбка не нужна самому себе. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте же улыбнёмся друг другу, чтобы нам с вами было хорошо, легко и радостно!
/Заканчивается урок песней Б.Окуджавы/.
Да живут же девицы красные,
И работают девицы с детками,
Чадами малыми, неразумными,
В основной школе, то Алчановской.
Дни и ночи не спят
Думу думают,
Научить как чад
Уму – разуму,
Да внушить им: любовь
К своей Родине
Уважению – к родителям,
Бережливости и трудолюбию,
Почитанию к взрослым
Старанию
Чтоб лепили, рисовали-
Танцевали бы,пели
С задором все,
К математике были б способности
Ну а к речи - то, тем более
А желаем мы вам: благоденствия,
И успехов в трудах педагогических,
Чтоб на занятиях и уроках все у вас спорилось,
И конспекты были отличные,
Развлечения - ох, и веселые!
А уж праздники – только прекрасные!
Чтобы в конкурсах детки разумные,
Занимали места все призовые
А директор с завучем
Холили вас и лелеяли,
Пестовали в вас талант воспитательский
И на том прошу вас откланяться
Круг радости.
Здравствуйте! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу.
Мы с вами снова вместе! Я рада, рады вы! Приветствуем друг друга Объятьем дружбы мы! И обнимемся все вместе! Предлагаю обняться всем одновременно в кругу.
А теперь мы будем приветствовать друг друга так, как будто мы цветы, животные или птицы. Давайте я начну: «Я птичка-синичка. Я просыпаюсь рано утром и бужу всех своим пением».
А теперь с этим позитивным настрое мы продолжим наш пед совет
Желаю всем ярких эмоций и
Сценарий Студии вежливого общения для детского сада
Студия вежливого общения - новый вид проведения праздника с познавательной направленностью. Дети выступают активными участниками происходящего, ведут диалог с ведущей, задают и отвечают на вопросы.* * *
Идёт заставка студии Вежливого общения на экране.
Входит ведущий.
Ведущий . - Здравствуйте. Меня зовут (имя ведущей) Приветствую вас в нашей Студии вежливого общения. Здесь мы будем играть, выполнять увлекательные задания, отвечать на вопросы. Всё это мы будем делать для того, чтобы научиться быть вежливыми и приветливыми в общении друг с другом.
Наш корреспондент побывал в детском саду. Сотрудники детского сада сейчас зададут вам вопросы. Внимание на экран! Смотрим и слушаем внимательно.
Ведущий показывает заранее отснятое видео и проводит интервью с аудиторией.
- Что такое приветствие?
- Для чего мы приветствуем друг друга?
- Какие приветственные слова вы знаете?
Ведущий : - Предлагаю вам поиграть в игру «Вежливое приветствие». Тот, кому я кину мяч, в ответ на моё приветствие должен будет сказать своё ответное приветствие. Давайте попробуем.
Здравствуй! – Добрый день!
Рада тебя видеть! – Взаимно!
Желаю здравствовать! - Доброе утро!
Приветствую тебя, мой друг! - Привет!
Ведущий:
Какие приветливые дети! Замечательно!
Для гостей нашей студии театральная группа «Веселинка» подготовила сюрприз. Поприветствуем их!
Костюмированная инсценировка стихотворения Г.Лаздынь «С добрым утром!» (дети старшей группы).
- Здравствуй, белая ромашка!
- Здравствуй, в крапинку букашка!
- Здравствуй, пчёлка! Шмель пушистый!
- Здравствуй, ёлка! Куст душистый!
- Как живёшь, жучок усатый
С чёрной спинкой полосатой?!
- Здравствуй, Здравствуй! С добрым утром!
С ветром ласковым, попутным! –
Помахала лапой елка,
Прожужжала нежно пчёлка.
Вторил пчёлке жук усатый
С чёрной спинкой полосатой.
Шмель пушистый и букашка,
А глазастая ромашка
Лепестками покачала.
Видно, тоже отвечала:
- С добрым утром, с тёплым, ясным!
С ярким солнышком атласным!
Поблагодарим наших гостей.
Внимание на экран. Новые вопросы от сотрудников детского сада.
- Можно ли поздороваться со взрослым словом «привет»? Почему?
- Когда лучше поздороваться не словом, а поклоном или жестом руки?
- Как появилось первое рукопожатие?
Ведущий
: Похоже, этот вопрос оказался не таким уж простым. Пригласим в нашу студию профессора истории Всезнайкина Олега Ефремовича.
Ведущий:
- Здравствуйте, Олег Ефремович.
Профессор:
- Здравствуйте. Благодарю, что пригласили меня в Студию вежливого общения.
Ведущий:
- Олег Ефремович, расскажите нам, пожалуйста, как появилось первое в мире рукопожатие.
Профессор:
Есть разные мнения по этому поводу. Я расскажу вам одну из версий.
Слайд-фильм «Как появилось первое рукопожатие».
В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: «Добрый день! Как себя чувствуете?», он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует.
Но ведь это дело такое – кому повезёт. Сегодня ты меня, завтра я тебя.
А времена в каменном веке и так были тяжёлые: мамонты ходят-бродят, того гляди, на ногу наступят, саблезубые тигры саблями своими так и сверкают.
Как-то один человек вышел из своей пещеры на улицу, в дремучий лес… Идёт-идёт, кругом никого, видно, все друг друга перебили. Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш протянул обе руки: смотри мол, у меня ничего нет.
Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и … первая в мире вежливость.
Ведущий: Какая интересная и поучительная история.
Олег Ефремович, бывают еще и такие оригинальные приветствия, которые называются приветственные ритуалы. Что вы можете нам о них рассказать?
Профессор: Приветственные ритуалы похожи на игру с разными движениями. С их помощью люди могут весело приветствовать друг друга.
Ведущий:
Можете ли Вы показать ребятам какой-нибудь приветственный ритуал?
Профессор:
Конечно, покажу. Смотрите внимательно и запоминайте!
Ведущий и профессор встают лицом друг ко другу и выполняют движения под музыку, затем дети встают, разбиваются на пары и приветствуют друг друга с помощью ритуального приветствия.
Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками навстречу друг другу. – 2 раза
Рукопожатие правыми руками, затем левыми руками. – 2 раза.
Похлопывание друг друга по правому плечу, затем по левому плечу – 2 раза.
Обнять друг друга с правой стороны и с левой.
Ведущий: Какое веселое приветствие у нас получилось!
Ведущий:
Вам скажу, что ежели
Будем все мы вежливы,
Будет солнышко играть,
Будет зорюшка вставать.
Будут расцветать цветы.
В гнёздах щебетать птенцы.
Будем радовать друзей.
В мире станет всем светлей!
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что при встрече со взрослыми, с друзьями, с близкими людьми вы не забудете улыбнуться и сказать слова приветствия.
Звучит песня «Что такое здравствуй»