Младшая группа сценарии познавательного общения. «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы»

Кристина Кузьмина
Сценарий активизирующего общения с детьми среднего дошкольного возраста «Наши любимые игрушки»

Наши любимые игрушки

Программное содержание :

Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций;

Побуждать к передачи тонких оттенков настроения, демонстрации компонентов эмоций;

Стимулировать проявления индивидуально-неповторимого стиля поведения, самобытность эмоционального реагирования.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты : Ребенок способен передавать свои эмоции и чувствует эмоциональное состояние других людей. Проявляет свою индивидуальность в эмоциональном реагировании.

Материал : Набор пиктограмм, игрушки , знакомые детям, листы на каждого ребенка, карандаши.

Ход ООД:

Организационный момент.

Я очень рада видеть вас и мне интересно узнать с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Давайте каждый из вас выберет пиктограмму, соответствующую сегодняшнему настроению и расположит ее на стенде. Молодцы!

Основная часть

А теперь давайте вспомним, что приносит нам радость, когда мы находимся в детском саду? (Ответы детей : игрушки , игры с друзьями) Верно, мы радуемся, когда играем в игрушки . А какие игрушки есть у нас в группе ? (Ответы детей) . Много игрушек вы назвали , молодцы. Я предлагаю вам определить настроение игрушек , которые находятся у меня на столе.

Игра «Определи настроение игрушки »

Ребята, подойдите к моему столу. Обратите внимание, на нем разные игрушки : две куклы, медвежонок, зайчик, белочка. Давайте подумаем, если бы эти игрушки могли бы ожить , то какие бы эмоции они испытывали? (Рассуждения детей)

Игра «Марионетка»

А у меня есть ещё одна игрушка , и называется она марионетка – кукла, которой можно управлять с помощью ниточек. (Показываю марионетку и способ управления ею)

Я предлагаю одному из вас побыть кукловодом, а другой ребенок будет марионеткой. Для этого разобьемся на пары и начнем игру .

А теперь давайте вспомним как мы реагируем, когда нам :

купили красивую игрушку .

товарищ сломал любимую игрушку .

ведут к доктору.

любимая бабушка уезжает .

дали горькую таблетку.

у друга появилась новая игрушка .

мы что-то сломали, сделали что-то плохое.

нам рассказывают интересную сказку.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать любимую игрушку . Эта игрушка должна приносить вам радость и удовольствие во время игры, а ещё она должна быть яркой и красивой.

Заключительная часть

Ребята, вспомните, чем мы сегодня занимались?

Что повторили?

Что полезного сделали?

Как изменилось ваше настроение, покажите,пожайлуста.

Ритуал «Искорка добра»

Как всегда, мы поделимся частичкой своей доброты. Трем ладоши и передаем свое тепло и доброту.

Молодцы, теперь у нас сегодня все получится и все задания, игры будут приносить только радость и удовольствие.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Цель урока : помочь учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности, определенной заданными ситуациями общения;

формирование навыков речевого этикета;

обогащение речи детей языковыми средствами для выражения приветствия, благодарности и т.д.

Оформление урока: плакаты с высказываниями о русском языке; таблица «Формы речи»; запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Ход урока:

    Оргмомент . /звучит запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»/.

2.Вступительное слово учителя .

Сегодня мы будем говорить о культуре общения. Поскольку часто общаемся мы плохо, неумело, невразумительно.

Общаться надо уметь! И учиться этому, и воспитывать в себе культуру общения!

Общаясь, действуя с помощью языка, мы осуществляем ту или иную речевую деятельность. Человек действует, когда говорит, пишет или читает, когда слушает другого.

Давайте вспомним, какие формы речи существуют.

/ Работа с таблицей./

Устная речь – это слушание и говорение, письменная – чтение и письмо. Ведь именно так мы общаемся друг с другом – устно или письменно.

Представьте себе, что вам нужно издать небольшой журнал, который поможет вашим сверстникам научиться правильному общению друг с другом.

Первую страничку этого журнала условно назовем «историческая».

    Примеры общения людей разных поколений.

Учитель:

В разное время люди общались по – разному. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Давайте послушаем.

/Выходят поочерёдно учащиеся, произносят фразы/

    Рад Вас приветствовать, Игорь Сергеевич.

Нижайший поклон, Петр Денисович!

Честь имею откланяться.

2. – Доброго здоровьица.

    Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке?

    – Ленка! Приветик!

Привет! Как дела?

Всё в порядке! А у тебя?

Тоже ничего. Ну, всего!

Пока!

/ Ответы учащихся/

Комментарий учителя:

Люди старшего поколения сохраняют в своём употреблении слова «будьте так любезны», «не откажите в любезности» и т.п.

Речевые свойства среднего поколения наиболее подвижны. Люди этого поколения – связующее звено между молодёжью и стариками. Но их речь (как мы только что видели) зависит от степени культуры и образованности.

Речь молодых в своей среде раскованна, непринужденна. Они даже незнакомым, но равным по возрасту и положению могут говорить «ты».

Но в каком бы возрасте и с кем бы вы не общались, ваша речь всегда должна быть достаточно культурной.

5.«Давайте говорить друг другу комплименты»

(звучит песня Б.Окуджавы)

Учитель :

Мы открываем следующую страничку нашего журнала. Скажите, что мы называем комплиментом, как вы понимаете это слово?

/Ответы учащихся/

Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. Запишем это слово в тетради, обратив внимание на безударные гласные /запись на доске и в тетрадях/.

Средств выражения одобрения, комплимента в русском языке очень много. И все они обращены к собеседнику, к тому, с кем вы общаетесь. Это комплименты, касающиеся внешнего вида, приуменьшения возраста, одобрения внутренних качеств и т.д.

Предлагаю конкурс на лучший комплимент.

/Конкурс, итоги конкурса, призы/

Учитель:

Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступков, работы. А одобрение – от корня добро», как и доброта, доброжелательность, и добродетель. Добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Так давайте говорить друг другу комплименты! В нашем распоряжении всё богатство речевого этикета!

5. Страница третья. «На добрый привет – добрый ответ» .

Учитель:

О свойствах хорошей речи вы должны помнить всегда: выступаете ли вы с докладом на уроке, просто говорите в обществе знакомых или непосредственно общаетесь с собеседником. Давайте посмотрим несколько ситуаций такого непосредственного общения.

/Учащиеся инсценируют диалоги между продавцом и покупателем в книжном магазине/.

    Вежливый продавец и покупатель.

    Невежливый продавец и вежливый покупатель.

    Вежливый продавец и невежливый покупатель.

Учитель. Я думаю, что вы без труда определили правильное и неправильное поведение действующих лиц /обсуждение предложенных ситуаций/.

А сейчас давайте назовем и запишем «вежливые» слова, которые смягчают речь, помогают выразить доброжелательное отношению к собеседнику.

/Учащиеся называют эти слова. Запись на доске и в тетрадях. Обратить внимание на орфограммы/.

Учитель:

Наряду с вежливыми словами существуют ещё правила общения. Послушайте их и постарайтесь запомнить.

Заранее подготовленные ученики называют правила общения:

    Старайтесь, чтобы общение с вами было человеку полезно и приятно.

    Будьте всегда вежливы, приветливы, доброжелательны в общении.

    Умейте внимательно слушать друг друга.

    Помните: невежливо слишком много говорить о себе, перебивая собеседника.

    Говорите и пишите о том, что может быть интересно человеку, с которым вы общаетесь. Учитывайте его возраст, характер.

    Учитесь чувствовать настроение собеседника. Не скупитесь на улыбку и добрые слова.

Учитель:

А сейчас вы, каждый со своим соседом по парте, составьте диалоги, соблюдая правила общения и употребляя вежливые слова. Тема может быть любой:

/несколько диалогов прочитываются и анализируются/

Учитель:

Мы с вами ещё раз убедились, насколько важно для каждого человека владеть речевой культурой, которая является свидетелем уровня общей культуры. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят».

6.Последняя страничка журнала – «творческая».

Учитель:

- На этой страничке нашего журнала речь пойдет о письменной форме общения. Человек многообразно действует, когда пишет. Для некоторых написать письмо – тяжелый труд. Ведь писать – это не то же самое, что говорить. Надо уметь положить свои мысли на бумагу, а ещё овладеть правописанием – орфографией и пунктуацией.

Существуют основные правила переписки: вежливый тон письма, внимание к адресату, к его вопросам, умение писать о себе мало и кратко, о других – больше и подробнее, писать об интересных фактах и событиях. При составлении письма особенно важно не доставить человеку ненужных волнений, не причинить обиды.

А сейчас задание – попробуйте написать небольшое письмо другу или знакомому. Через письмо дайте почувствовать своё расположение духа, своё отношение к этому человеку. Не помешает и доля юмора.

/Выполнение задания. Зачитываются и обсуждаются некоторые работы/.

Учитель:

Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. И хорошо, если вы задумаетесь: всегда ли правильно общаются дети с родителями, подростки со взрослыми? Всегда ли всё хорошо в этом смысле у пассажиров в транспорте или у стоящих в очереди? А наши разговоры с близкими, с друзьями?

И ещё об одном мне хотелось бы сказать, что особо ценится в общении. Это улыбка. Улыбка не нужна самому себе. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте же улыбнёмся друг другу, чтобы нам с вами было хорошо, легко и радостно!

/Заканчивается урок песней Б.Окуджавы/.

Да живут же девицы красные,

И работают девицы с детками,

Чадами малыми, неразумными,

В основной школе, то Алчановской.

Дни и ночи не спят

Думу думают,

Научить как чад

Уму – разуму,

Да внушить им: любовь

К своей Родине

Уважению – к родителям,

Бережливости и трудолюбию,

Почитанию к взрослым

Старанию

Чтоб лепили, рисовали-

Танцевали бы,пели

С задором все,

К математике были б способности

Ну а к речи - то, тем более

А желаем мы вам: благоденствия,

И успехов в трудах педагогических,

Чтоб на занятиях и уроках все у вас спорилось,

И конспекты были отличные,

Развлечения - ох, и веселые!

А уж праздники – только прекрасные!

Чтобы в конкурсах детки разумные,

Занимали места все призовые

А директор с завучем

Холили вас и лелеяли,

Пестовали в вас талант воспитательский

И на том прошу вас откланяться


Круг радости.

Здравствуйте! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу.

Мы с вами снова вместе! Я рада, рады вы! Приветствуем друг друга Объятьем дружбы мы! И обнимемся все вместе! Предлагаю обняться всем одновременно в кругу.

А теперь мы будем приветствовать друг друга так, как будто мы цветы, животные или птицы. Давайте я начну: «Я птичка-синичка. Я просыпаюсь рано утром и бужу всех своим пением».

А теперь с этим позитивным настрое мы продолжим наш пед совет

Желаю всем ярких эмоций и

Сценарий Студии вежливого общения для детского сада

Студия вежливого общения - новый вид проведения праздника с познавательной направленностью. Дети выступают активными участниками происходящего, ведут диалог с ведущей, задают и отвечают на вопросы.
* * *
Идёт заставка студии Вежливого общения на экране.
Входит ведущий.
Ведущий . - Здравствуйте. Меня зовут (имя ведущей) Приветствую вас в нашей Студии вежливого общения. Здесь мы будем играть, выполнять увлекательные задания, отвечать на вопросы. Всё это мы будем делать для того, чтобы научиться быть вежливыми и приветливыми в общении друг с другом.
Наш корреспондент побывал в детском саду. Сотрудники детского сада сейчас зададут вам вопросы. Внимание на экран! Смотрим и слушаем внимательно.
Ведущий показывает заранее отснятое видео и проводит интервью с аудиторией.
- Что такое приветствие?
- Для чего мы приветствуем друг друга?
- Какие приветственные слова вы знаете?
Ведущий : - Предлагаю вам поиграть в игру «Вежливое приветствие». Тот, кому я кину мяч, в ответ на моё приветствие должен будет сказать своё ответное приветствие. Давайте попробуем.
Здравствуй! – Добрый день!
Рада тебя видеть! – Взаимно!
Желаю здравствовать! - Доброе утро!
Приветствую тебя, мой друг! - Привет!
Ведущий:
Какие приветливые дети! Замечательно!
Для гостей нашей студии театральная группа «Веселинка» подготовила сюрприз. Поприветствуем их!
Костюмированная инсценировка стихотворения Г.Лаздынь «С добрым утром!» (дети старшей группы).
- Здравствуй, белая ромашка!
- Здравствуй, в крапинку букашка!
- Здравствуй, пчёлка! Шмель пушистый!
- Здравствуй, ёлка! Куст душистый!
- Как живёшь, жучок усатый
С чёрной спинкой полосатой?!
- Здравствуй, Здравствуй! С добрым утром!

С ветром ласковым, попутным! –
Помахала лапой елка,
Прожужжала нежно пчёлка.
Вторил пчёлке жук усатый
С чёрной спинкой полосатой.
Шмель пушистый и букашка,
А глазастая ромашка
Лепестками покачала.
Видно, тоже отвечала:
- С добрым утром, с тёплым, ясным!
С ярким солнышком атласным!

Поблагодарим наших гостей.
Внимание на экран. Новые вопросы от сотрудников детского сада.
- Можно ли поздороваться со взрослым словом «привет»? Почему?
- Когда лучше поздороваться не словом, а поклоном или жестом руки?
- Как появилось первое рукопожатие?
Ведущий : Похоже, этот вопрос оказался не таким уж простым. Пригласим в нашу студию профессора истории Всезнайкина Олега Ефремовича.
Ведущий:
- Здравствуйте, Олег Ефремович.
Профессор:
- Здравствуйте. Благодарю, что пригласили меня в Студию вежливого общения.
Ведущий:
- Олег Ефремович, расскажите нам, пожалуйста, как появилось первое в мире рукопожатие.
Профессор:
Есть разные мнения по этому поводу. Я расскажу вам одну из версий.
Слайд-фильм «Как появилось первое рукопожатие».
В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: «Добрый день! Как себя чувствуете?», он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует.
Но ведь это дело такое – кому повезёт. Сегодня ты меня, завтра я тебя.
А времена в каменном веке и так были тяжёлые: мамонты ходят-бродят, того гляди, на ногу наступят, саблезубые тигры саблями своими так и сверкают.
Как-то один человек вышел из своей пещеры на улицу, в дремучий лес… Идёт-идёт, кругом никого, видно, все друг друга перебили. Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш протянул обе руки: смотри мол, у меня ничего нет.
Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и … первая в мире вежливость.
Ведущий: Какая интересная и поучительная история.
Олег Ефремович, бывают еще и такие оригинальные приветствия, которые называются приветственные ритуалы. Что вы можете нам о них рассказать?
Профессор: Приветственные ритуалы похожи на игру с разными движениями. С их помощью люди могут весело приветствовать друг друга.
Ведущий: Можете ли Вы показать ребятам какой-нибудь приветственный ритуал?
Профессор: Конечно, покажу. Смотрите внимательно и запоминайте!
Ведущий и профессор встают лицом друг ко другу и выполняют движения под музыку, затем дети встают, разбиваются на пары и приветствуют друг друга с помощью ритуального приветствия.
Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками навстречу друг другу. – 2 раза
Рукопожатие правыми руками, затем левыми руками. – 2 раза.
Похлопывание друг друга по правому плечу, затем по левому плечу – 2 раза.
Обнять друг друга с правой стороны и с левой.
Ведущий: Какое веселое приветствие у нас получилось!

Ведущий: Вам скажу, что ежели
Будем все мы вежливы,
Будет солнышко играть,
Будет зорюшка вставать.
Будут расцветать цветы.
В гнёздах щебетать птенцы.
Будем радовать друзей.
В мире станет всем светлей!
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что при встрече со взрослыми, с друзьями, с близкими людьми вы не забудете улыбнуться и сказать слова приветствия.
Звучит песня «Что такое здравствуй»