Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Вступительное слово учителя. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Комплексное занятие

по подготовке детей к школе 5-6 лет

Цели: знакомство с буквой «А»; развитие умения различать звук [а] среди других звуков в слове; распознавание буквы «А» в печатном тексте; написание буквы «А».

Задачи: развитие логического мышления, развитие внимания, формирование умения отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов; оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом; побуждать к самостоятельному чтению, развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; формулировать в устной форме собственное мнение и позицию; отвечать на вопросы учителя, используя простые речевые средства,

Возраст детей – 5 – 6 лет.

Наполняемость групп – 12- 15 человек.

Структура каждого занятия состоит из 4 этапов: организационный, подготовительный (позитивный мотивационный настрой на учебно-познавательную деятельность ребенка); основной этап, состоит из трех блоков (развитие речи с элементами обучения грамоте, развитие логического мышления и математических способностей, развитие представление об окружающем мире); заключительный этап (закрепление приобретенных знаний, рефлексия).В задания любого этапа включаются упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, общей и мелкой моторики, развитие творческих способностей, креативного мышления и динамические паузы.

Данное комплексное занятие для подготовки дошкольников к обучению в школе является частью авторского курса, поэтому публикации, распространение без указания авторства, а также выдача материала (и отдельных его частей) за свое преследуется по закону. Все права защищены.

Ход занятия

    Организационный этап.

На данном этапе задача педагога организовать учащихся, настроить на рабочий процесс, овладеть вниманием и доверием детей.

Построение детей в учебной комнате.

II . Подготовительный этап.

Здравствуйте, дети!

Мы только что с вами поздоровались. А какие еще слова – приветствия вы знаете? (ответы детей)

Давайте пожмем соседу руку, еще раз поздороваемся и с улыбки начнем наше занятие (слайд 2).

III . Основной этап.

1) Развитие речи с элементами обучения грамоте.

А теперь все внимание на картинку (слайд 3) , посмотрите и подумайте, что делает мама? (укачивает малыша)

Как мама поет? (а-а-а)

А теперь посмотрите на листы, которые лежат у вас на столах. Назовите, что нарисовано в левом верхнем углу листа. (ответы детей:арбуз)

А-а-а-а-арбуз, скажите также медленно как я. Какой звук мы слышим в начале этого слова. (А-а-а) Что бы сказать «А» надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори «а-а-а».

Обратите внимание (слайд 4) , нам не мешают губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим «А»? (нет, не мешает). Есть у нас преграды на пути голосу? (нет)

Давайте, посмотрим (слайд 5) на букву «А» (большую) на что она похожа? (ответы детей)

А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко.

А теперь раскрасим букву «А» красным карандашом на нашем листе с заданиями.

Прочитайте, под картинкой как поет мама (слайд 6) .

Педагог показывает, дети повторяют.

Педагог показывает на слайд (слайд 6).

А теперь поиграем. Попрошу вас встать из-за стола. Правила следующие: если слово начинается на звук «А», то вы поднимаете руки вверх, если в начале слова вы слышите другой звук, то садимся на корточки. (Динамическая пауза)

Педагог показывает и комментирует написание буквы «А», дети смотрят.

Сначала потренируемся писать букву «А» в воздухе (дети повторяют за педагогом). А теперь на листах с заданиями обводим букву «А» на верхней строке.

После дети самостоятельно прописывают букву на нижней строке. Педагог комментирует выполнение задания.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.

В этом доме пять этажей: (показываем растопыренные пальчики правой руки)

На первом - живёт семейство ежей, (ладони тыльной стороной к лицу, соединены друг с другом в районе кистей, пальцы растопырены)

На втором живёт семейство зайчат, (делаем «ушки на макушке» и шевелим поочерёдно кистями рук)

На третьем - семейство рыжих бельчат, (ручки перед грудью с опущенными кистями рук, пальцы все соединены)

На четвёртом живёт с птенцами синица, (машем расслабленными ладошками)

На пятом сова - очень умная птица. (Указательные пальцы обеих рук приставляются к вискам, остальные пальчики – в кулачке)

Ну, что же, пора нам

обратно спуститься: (горизонтальными ладошками делаем движение вниз)

На четвёртом - синица,

Бельчата - на третьем,

Зайчата - втором,

На первом - ежи,

Мы ещё к ним придём. (Пальчики идут по столу).

3) Развитие логического мышления и математических способностей.

Молодцы! Пальчики ваши отдохнули и мы продолжаем. И впереди у нас игра «Найди лишнее». Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны найти лишний рисунок и ответить. Не забываем поднимать ручки!

Педагог показывает карточки (слайды 7-16) . Дети ищут «лишнее» и отвечают.

Правильные ответы: лук, пес, цыпленок, кузнечик, утенок, ботинки, медвежонок, кровать, кепка, гриб.

Следующее задание будем выполнять на листах. Посмотрите, внизу листа есть три картинки и три прямоугольника. Нужно сосчитать сколько рыбок в аквариуме и нарисовать в прямоугольнике, (который под картинкой), столько кружков сколько рыбок живет в аквариуме. Выполняем! А теперь нужно нарисовать столько кружков сколь цветков стоит в вазе; грибов нашел ежик.

Проверка с образцом (слайд 17).

Ребята, посмотрите на слайд и сверьте со своими результата. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы! Так, а теперь поднимите руки у кого не все верно получилось. Как вы думаете почему? (ответы детей: сбился со счета, пропустил кружок, отвлекся, поспешил и т.д.) Будьте в следующий раз внимательней и у вас обязательно все получится! А пока отдохнем.

Динамическая пауза. Подвижная игра.

Я с корзинкой в лес пошел, (шагаем на месте)

Все поляны обошел. (поворачиваемся вокруг своей оси)

К старой елке подошел (садимся на корточки)

И огромный гриб нашел. (выпрыгиваем вверх)

3) Развитие представлений об окружающем мире и художественно-эстетической деятельности.

И снова у нас занимательная игра под названием «Чей хвост?» Как вы думаете, что нужно будет делать в этой игре? (ответы детей)

Педагог показывает картинки животных и хвосты животных (слайд 18). Дети внимательно смотрят и отвечают.

У зайца – заячий хвост, у лисы- лисий, у волка – волчий.

Вы назвали трех животных: заяц, лиса, волк. Что у них общего? (ответы детей: живут в лесу, дикие животные)

Правильно! Это все дикие животные.

IV . Заключительный этап.

Ребята, у всех на столах есть пластилин. Сделайте, пожалуйста, из пластилина, ту букву, которую, вы сегодня научились читать и писать. Кукую букву вы сделаете?(ответы детей).

А на что похлжа буква «А»?

Дети делают из пластилина букву «А». Педагог помогает. После выполнения задания дети демонстрируют свои работы.

Рефлексия

Понравилось занятие?

Что вы сегодня делали на занятие?

Что нового узнали сегодня?

Что больше всего на занятие понравилось делать?

Какое задание оказалось самым трудным?

С каким настроением вы пойдете домой?

А давайте мы его нарисуем. Переверните свои листочки и на обороте вы увидите большой квадрат. В нем вы должны нарисовать свое настроение. Если у тебя хорошее настроение, то нарисуй солнышко с улыбкой, если нет – грустное солнышко. (Дети рисуют солнышко.) -Надеюсь у все солнышко с улыбкой!

Прощание.

Ну что, дети, наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы. Очень много сегодня узнали, услышали, и надеюсь, запомнили (слайд 19).

До свидание! С нетерпение жду вас на следующем нашем занятии.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени Героя Советского Союза

Эдуарда Дмитриевича Потапова»

Подготовительные занятия

«Школа первоклассника»

Занятие №1

Учитель

Зацепина Е.М.

Мичуринск

Вводный урок: «Знакомство»

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом школьных занятий! Сегодня вы первый раз сели за парты в школе. Пусть вы пока ещё не ученики. Но у нас будут проходить настоящие уроки.

Мы познакомимся друг с другом, узнаем

школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Вы будете учиться сидеть за партой, писать, читать. Желаю вам всем успехов! Начнем наш первый урок.

А давайте поиграем? Я задам вам вопросы, если согласны похлопайте в ладошки.

Вы пришли из дома?

Сейчас весна?

У кого сегодня хорошее настроение?

Давайте я попробую угадать. Почему вы сегодня так радуетесь.

Потому что вы сегодня очень нарядные и красивые?

Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?

Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей?

Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше правда?

Учитель : Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть…. Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа.)

Где вы сейчас находитесь? (Мы находимся в школе.)

А о чем говорится вот в этой загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те - одна семья.

Кто они, спрошу тебя?

(Класс, школьники, ученики.)

На каждом уроке вместе с вами будут «учиться» сказочные герои. Сегодня на наши уроки пришел весёлый Карлсон. (Слайд 2) Он тоже никогда не был в школе, но очень бы хотел всему научиться.

  1. Знакомство с правилами поведения в школе, на уроках.

Учитель . Со мной вы познакомились, и с нашим сказочным героем тоже, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то: Уа-уа!

Давайте еще громче! Раз, два, три!

Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к этому правилу.

Учитель : Послушайте дети, что предлагает нам Карлсон - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить - подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. (Введение знака) (Слайд 3).

В школе есть правило:

«Хочешь говорить - подними руку!»

(Учитель показывает, как правильно поднимать руку.)

(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.)

Для чего нам нужно это правило? (Чтобы познакомиться).

Учител ь: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

(Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило).

У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть еще и другие правила. Хотите узнать, какие?

Ответить хочешь - не шуми.

А только руку подними.

Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят - сядь.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

А теперь я хочу познакомиться с вами получше. Я знаю, как это сделать. Сейчас вы будете поднимать руки по правилу, когда услышите задание. Будьте внимательны! Итак, начали:

Поднимают руки... мальчики.

Поднимают руки девочки.

- Поднимают руки те, у кого есть домашнее животное.

Поднимают руки те, кто любит мороженое.

Поднимают руки те, у кого есть бантики.

Поднимают руки те, кто живет на улице... (название улицы).

Поднимают руки те, кто будет учиться в 1-ом классе. (Все дети поднимают руки, учитель проверяет правильность ответов).

Вот здорово, теперь я узнала, кто из вас любит мороженое, а у кого есть домашние животные.

Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

Итог занятия.

Интересно ли было?

Какое у нас теперь есть школьное правило?

Когда нужно поднимать руку?

Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга.

Чтение

Тема урока: «Знакомство с речью, буквами».

Цели занятия: познакомить детей с буквами; ввести понятия «гласные», «согласные»; учить находить рабочую строку в тетради; прививать любовь к чтению; работать над развитием речи.

1.Физкультминутка «Паровоз». (Слайд 4).

(Движение локтями, сигнал).

Загудел паровоз и вагончики повез!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу!

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

2. Постановка темы и цели урока.

Посмотрите, куда мы приехали. Мы в неизвестной стране, которая называется «Речь» (Слайд 5).

А чтобы вам не было страшно, нужно познакомиться с ее жителями.

Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)

Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

Все, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь.

Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.

А теперь послушайте стихотворение:

Зашумел осенний лес

Золотой листвою.

С теплым летом расставаться

Грустно нам с тобою.

Колокольчик зазвенит,

Звонкий и веселый.

Он сегодня всех ребят

Приглашает в школу.

Постучит в окошко клен

Красно-желтой лапкой,

И чирикнет воробей:

В добрый путь, ребятки!

Какую речь вы сейчас услышали?

(На доске висит картинка замка, в который мы будем помещать выученные буквы. С одной стороны-гласные, с другой – согласные)

Изображение замка(Слайд 6).

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не умеют свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  1. Знакомство с гласными буквами.

А, о, у, ы, и.

Учитель загадывает загадки, дети их отгадывают, и буквы помещаются на замок.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

Игра «Кто больше?» (Слайд 7).

Придумать слова, которые начинаются на букву А.

Игра «Доскажи словечко».

Загадки. (Слайд 8).

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус.

И зовут его (арбуз).

  1. Всех на свете он добрей.

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор (Айболит).

  1. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит (автомобиль).

(Слайд 9).

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Загадки. (Слайд 10).

(все отгадки на букву о).

  1. Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

  1. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

  1. Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят.

Не змеи, а жалят. (Осы)

(Слайд 11).

Есть сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Фонетическая зарядка. (Слайд 12).

Как воет волк?

Как плачет малыш в коляске?

Как перекрикиваются дети в лесу?

Как кукует кукушка?

(Слайд 13).

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква ы –

Все вы знать её должны.

Игра «Буква потерялась». (Слайд 14).

С-р, м-ло, р-сь, р-бак.

(Слайд 15).

Молоток я раздобыл.

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Три!

А какая буква?

Игра «Назови имя на букву и». (Слайд 16).

Ира, Игорь, Иван, Инга, Инна, Илья, Ирина, Илона.

Физкультминутка. (Слайд 17).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения

придумали буквы. А вот перед вами алфавит. Он иллюстрирован. (Слайд 18).

(Выставить на доску красочный алфавит с изображениями зверей, птиц или цветов на

каждую букву).

Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?

Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. (Слайд 19).

Подведение итогов.

Помогите закончить фразу:

Все, что мы говорим - это... (речь).

Речь бывает... устной и письменной

Мы не можем видеть... (звук).

Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его... (знаком или буквой).

Долгожданный дан звонок –

И закончился урок. (Слайд 20).

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок. (Слайд 20).

Письмо

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача - пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Выполняется массаж пальчиков.

Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Учимся находить рабочую строку (показ на доске). (Слайд 21).

Поставьте по всей узкой строке точки до красной линии.

Поставьте одну точку на верхней границе строки, другую – на нижней границе строки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперед быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш класс.

Вот какой букет у нас!

Математика

Тема урока: «Увлекательная страна «Математика». Знакомство с цифрами. Цифра 1»

Цели урока:

  1. Выяснить, как дети умеют считать;
  2. Знакомство с цифрой 1;
  3. Учить решать простейшие задачи.

Ход урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

  1. Счёт до 10 и обратно
  2. Счёт предметов. (Слайд 24).
  1. Знакомство с цифрой 1. (Слайд 24).

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица – это я!

По канату я хожу,

За собою всех вожу.

  1. Решение задач с применением предметных картинок.(+1, -1). (Слайд 25).

Оказывается, у кошки есть три котенка.

У кошки три котенка.

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим:

Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки

Его выносит кошка.

Он первым встал на лапки

И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить?

5. Физкультминутка. (Слайд 26).

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди.

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

  1. Письмо в тетради. (Слайд 27).

Открываем тетрадь со словами:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

6. Нарисовать яблоко в альбоме и заштриховать его палочками.

Доработать дома. (Слайд 28).

  1. Повторять буквы а, о, у, ы, и.
  2. Подобрать слова, в которых встречаются эти буквы.
  3. Дорисовать яблоко в альбоме и заштриховать его палочками.

(Слайд 30).

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свиданья, детвора!

Приложение

Выделение звука. (Слайд 29).

Нам нужно срочно помочь одной цапле. У нее произошло чрезвычайное происшествие.

Сказка «Цыпленок Цып»

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

А как же надо? - удивилась гусеница.

Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! Сказал и пошел дальше.

Смотрит - цапля лягушек ловит,

Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.

Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)

Что произошло у цапли? Какой урок получил цыпленок?

Назовите слова со звуком ц.

Письмо в тетрадях

Оборудование

  1. Магнитные буквы, цифры.
  2. Рисунок замка.
  3. Предметные картинки для счёта.

Литература:

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2002.
  2. Программа подготовительного курса

учитель начальных классов.Лапшина Тамара Геннадьевна

учитель начальных классов, 2010

  1. Фопель.К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4 томах. - М.: Генезис, 2001.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2001.

Школьный психолог № 5,2010


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Оренбурга

Конспект занятия

Тема: «Время»

Возраст детей -5-6 лет

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Чекрыгина О.И.

Оренбург

Путешествие в страну точного времени

Цель занятия : Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

Задачи:

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, воображения.

Обучающие:

Ознакомление детей с часами и их назначением

Формирование умения детей оценивать временные интервалы.

Закрепление знаний о днях недели.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве по плану.

Воспитывающие: Развитие культуры поведения,умения свободно общаться со сверстниками.

Форма занятия: групповая

Материалы и о борудование : план маршрута, посылка, иллюстрации с изображением необычных часов(солнечные,водяные часы-свеча, песочные, современные)аудиозапись, листы тетрадные, карандаши простые, кроссворд, часы – планшеты по количеству детей, карточки с кружками, цифры, картинки с часами.

План занятия:

1.Организационный момент.

Дети заходят в группу, находят план. Ориентируясь по плану, проходят 10 шагов вперёд, 5 шагов вправо, 3 шага вперёд, 8 шагов влево. Направление проговаривают дети. Находят посылку с остановившимися часами и кассетой.

Ребята, эта посылка из страны точного времени. (Прослушивание записи).

Дорогие ребята, помогите! У нас случилась беда. Потерялся ключ от главных часов города, поэтому в стране произошла путаница. Время бежит то быстро, то медленно. Дни недели поменялись местами: утро наступает за вечером, а ночь – за днём. Просим вас, помогите найти ключ, пожалуйста!”

Поможем жителям волшебной страны?

Основная часть.

- Поедем мы в волшебную страну на необычном автобусе. Места в нём обозначены цифрами. А на какое место надо сесть, вам подскажут карточки. Нужно найти такую цифру, сколько кружков на карточке.

В «Музее часов».

Педагог проводит экскурсию по «Музею часов» (представлены иллюстрации необычных часов).

Как вы думаете, могут ли люди обходиться без часов? (высказывания детей)

Даже в далекие времена, когда часов не было, люди использовали природу, чтобы вести счет времени (показ иллюстраций природных часов).

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень медленно двигалась по кругу.

Как вы думаете, как назывались эти часы? (солнечными)

Всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток- они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, вода по капелькам перетекала из одного сосуда в другой и по тому сколько воды вытекало, определяли,сколько прошло времени.

А вот эти часы как называются?

Да это песочные часы. Они показывают время днем и ночью, летом и зимой. В любую погоду. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний.

Высыпался весь песок – значит, прошло 3,5.10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас.

Кто знает, где песочные часы используются?

Существовали часы - свеча. На свечу наносили деления. В нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос – это означало, что прошло определенный отрезок времени.

Люди придумали много видов часов.

Как одним словом назвать часы, которые висят на стене. (Настенные).

В нашем музее они находятся где? (Справа).

Стоят на столе? (Настольные) .

Расположены они (Слева).

- А ели часы носят на руке? (Наручные).

Стоят на полу? (Напольные).

- Чем отличаются часы?

Чем похожи все часы?

(У педагога и детей макеты часов )

Цифры на часах нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная большая стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Маленькая короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая длинная стрелка прошла весь путь по циферблату, значит, прошел один час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Поставьте обе стрелки на 12. (Сделайте это, как у меня .)

Сейчас они показывают ровно 12 часов.

Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на цифру 12. (Часы показывают ровно час) .

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 2. (Это значит, сейчас ровно 2 часа.)

Который час показывают часы? (Ровно 2 часа ).

Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4, 7, 9 часов, длинная стрелка часов всегда находится на цифре 12, а короткая около той цифры, которая показывает данный час.

Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. -Который час показывают часы? (5 часов).

Как расположены стрелки? (Минутная стрелка длинная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5).

Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

Как расположены стрелки?

Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о времени? (сколько времени, который час) .

Сегодня мы много узнали о часах.

А идут ли волшебные часы? (Нет .)

Жители страны точного времени переживают, что у них перепутались дни

недели. Поможем им.

Физкультминутка

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут. (Дети стоят по кругу, руки опущены внизу .)

(Раскачивание рук, как маятника.)

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут. (Дети стоят по кругу, руки перед собой .)

(Раскачивание рук, как маятника .)

Тики-так, тики-так –

Если вы помните, в стране точного времени поменялось местами всё, в том числе и время суток: утро наступает за вечером, а день за ночью. Разгадаем кроссворд и узнаем, какое главное слово в неё спрятано.

Кроссворд.

По горизонтали:

1.Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся.

Рано, без огня. Когда? ( В ечер).

2. Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Ут р о).
3. Протянулся мост на семь вёрст.
А в конце моста золотая верста.
е деля).

4. Шестьдесят секунд промчались и ( м инутой) оказались.

5. Ходит по небу Луна,
То ущербна, то полна.
Как Луну мы звали встарь,
Вам поможет календарь. (Мес я цы).
По вертикали выводится слово
ВРЕМЯ .

Почему остановились часы в стране точного времени? (Потерялся ключ) . Кажется, я знаю, как мы поможем жителям волшебной страны.

Возьмите карандаши и листы бумаги.

Графический диктант.

6 клеток вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 6 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Вот мы нарисовали волшебный ключ и помогли жителям волшебной страны. Волшебные часы снова идут. И, чтобы помочь нам вернуться в нашу группу, жители придумали, как сэкономить наше время.

Глаза закрой, повернись

В «Филиппке ты окажись.

Итог занятия:

О чём мы говорили сегодня?

Чему научились?

Что узнали нового?

Как мы помогли жителям страны точного времени?

Марина Соловьева
Занятие по математике «Один, много. Число, цифра 1»

Тема: «Один, много. Число, цифра 1»

Базовый учебник: Шевелев К. В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-75лет. / К. В. Шевелев. – М. : /Издательство «Ювента», 2013. – 40 с. : ил.

Задачи:

Образовательная: дать представление о понятиях: один, много. Познакомить с образованием и называнием числа 1.

Практическая: содействовать формированию графических навыков при срисовывании предметов по клеткам.

Развивающая: продолжать развитие мелкой и общей моторики рук, зрительное восприятие, внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитательная: воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Тип урока: знакомство с новым материалом

Дидактический материал для педагога:

Для педагога: ноутбук, игрушка Петрушка, карточки с картинками, литература.

Для учащихся: тетради по математике, яблочки красные и зеленые.

План урока:

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

2. Актуализация знаний.

2.1. Знакомство с понятием «один», «много»

2.2. Закрепление понятий «Один», «много»

3. Обобщение и систематизация изученного материала.

3.1. Работа с тетрадями на печатной основе

3.2. Работа с демонстрационным материалом

3.3. Работа с тетрадями на печатной основе

4. Итог урока

5. Релаксация

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог:Сегодня к нам на занятие пришел Петрушка (Педагог показывает картинку с изображением Петрушки)

Сегодня он будет помогать проводить мне занятие.

2. Актуализация и систематизация полученных знаний.

Педагог: Он – веселая игрушка, а зовут его…

Дети хором произносят: «Петрушка!».

Педагог: Петрушка нам принес интересную игру. Давайте поиграем?

Педагог показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что – на другой (на одной один мячик, а на другой – много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает:

У кого один мячик?

А у кого много мячиков? И т. д.

Когда все парные картинки будут рассмотрены, педагог ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку – карточки с одной игрушкой, в большую коробку – с несколькими игрушками и т. д.

Педагог: Какие молодцы! Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем в игру «Правильно закончить стихотворение»

Вечером встает луна.

Сколько в небе лун? (одна)

Петух как важный господин,

Гуляет по двору (один)

Винни-Пух спешит в берлогу:

Там горшочков с медом (много)

Лес в снегу, бела дорога,

Навалило снега (много)

3. Знакомство с цифрой 1.

Педагог: Откройте тетради, попробуем в клеточках написать цифру 1.

Ребята выполняют задание

Педагог: Ребята, наш Петрушка не знает геометрических фигур! Давайте ему покажем геометрические фигуры!

Педагог показывает карточки с геометрическими фигурами, дети называют.

Педагог: В ваших тетрадях тоже нарисованы геометрические фигуры. Раскрасьте те фигуры, которых нарисовано по одной.

Ребята выполняют задания.

Педагог: Молодцы! Устали? Отдохнем!

Руки требуют заботы,

(руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать,

(сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать.

(хлопать в ладоши)

Потянулись вверх, потом

(поднимают руки вверх)

Руки шире разведем.

(разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Педагог: Ребята наш Петрушка прощается с нами, ему идти еще на другое занятие к ребятам. Давайте скажем ему до свидания! Вам понравилось играть с Петрушкой?

Расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?