28.04.2016
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.
1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Смотреть в PDF:
Сохранить ссылку:
Проблема патриотизма:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»
М.Шолохов «Судьба человека»
Б.Васильев «В списках не значился»
В.Быков «Знак беды»
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
Бесчеловечности и бессмысленности войны:
В.Быков «Одна ночь»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
К.Воробьев «Убиты под Москвой»
М.Шолохов «Бахчевник»
Ностальгии (тоски по Родине, любви к Родине):
С.Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
Н.Тэффи «Воспоминания»
Неразрывной связи с Родиной, с родной землей:
А.Солженицын «Матренин двор»
Искажения понятия патриотизм:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Проблема вандализма:
Проблема пьянства:
М.Горький «На дне»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В.Астафьев «Печальный детектив»
Человек и природа
Влияние природы на душу человека:
«Слово о полку Игореве»
А.П.Чехов «Степь»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
В.Астафьев «Царь – рыба»
Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»
И.С.Тургенев «Записки охотника»
Бережного отношения к природе:
Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
В.Астафьев «Царь – рыба»
Варварства, жестокости:
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
Проблема отношения к животным:
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
С.Есенин «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Проблема вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов):
М.Булгаков «Собачье сердце»
М.Булгаков «Роковые яйца»
Р.Брэдбери «И грянул гром»
Нравственные качества человека
Проблема дружбы, товарищеского долга:
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
К.Симонов «Живые и мертвые»
А.С.Пушкин « 19 октября»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Д.Лондон «В далеком краю»
Возвышающей силы любви:
А. Куприн «Гранатовый браслет»
А.Куприн «Суламифь»
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
Стихи А.С.Пушкина о любви
Проблема роли совести в нашей жизни:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Проблема верности своим убеждениям:
М.Шолохов «Судьба человека»
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Проблема самовоспитания:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Н.Чернышевский «Что делать?»
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей:
И.Гончаров «Обломов»
А.П.Чехов «Ионыч»
Проблема нравственного выбора:
В.Кондратьев «Сашка»
В.Распутин «Деньги для Марии»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни):
В.Г.Короленко «Парадокс»
Ф.М.Достоевский «Идиот»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Б.Васильев «Летят мои кони…»
Сострадания, милосердия:
В.Тендряков «Хлеб для собаки»
А.Приставкин «Золотая рыбка»
К.Воробьев «Сказание о моем ровеснике»
Гуманизма:
А.Адамович «Немой»
М.Шолохов «Чужая кровь»
Б.Екимов «Ночь исцеления»
Б.Екимов «Продажа»
Б.Екимов «Как рассказать…»
Человек и семья
Проблема взаимоотношений поколений:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Роли детства в жизни человека:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
И.Гончаров «Обломов»
В.Астафьев «Последний поклон»
Роль матери в воспитании:
А.Фадеев «Молодая гвардия»
М.Горький «Сказки об Италии»
К.Воробьев «Тетка Егориха»
Л.Улицкая «Дочь Бухары»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Взаимоотношение отцов и детей:
А.Алексин «Безумная Евдокия»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А.Алексин «Раздел имущества»
Роль учителя в жизни человека:
А.И.Куприн «Тапер»
В.Распутин «Уроки французского»
В.Быков «Обелиск»
А.Алексин «Безумная Евдокия»
А.Алексин «Третий в пятом ряду»
А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Б.Васильев «Летят мои кони…»
Равнодушия мира взрослых:
Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на Елке»
Проблема исторической памяти:
В.Распутин «Прощание с Матерой»
А.П.Чехов «Студент»
В.Распутин «Поле Куликово»
Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В.Солоухин «Черные доски»
А.Ахматова «Реквием»
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Проблема роли книги в жизни человека:
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Горький «Детство»
М.Горький «Мои университеты»
Ю.Бондарев «Редкий дар»
Р. Брэдбери «Воспоминания»
Роль музыки в жизни человека:
К.Паустовский «Старый повар»
В.Короленко «Слепой музыкант»
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»
Л.Н.Толстой «Альберт»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Проблема ложного понимания счастья:
А.П.Чехов «Крыжовник»
А.П.Чехов «Попрыгунья»
Разрушающего влияния денег:
А.П.Чехов «Ионыч»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
А.С.Пушкин «Пиковая дама»
Одиночества:
А.П.Чехов «Ванька»
А.П.Чехов «Тоска»
А.Островский «Бесприданница»
Хамства:
М.Зощенко «История болезни»
А.Н.Островский «Гроза»
Д.Фонвизин «Недоросль»
Добра и зла:
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Проблема чинопочитания, взяточничества:
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Сказки Салтыкова – Щедрина
Сатирические стихи В.Маяковского
М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
А.П.Чехов «Хамелеон»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.Платонов «Усомнившийся Макар»
Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих:
В.Распутин «Живи и помни»
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
С.Львов «Друг моего детства»
Ещё одна подборка произведений:
Какими бывают проблемы?
1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы
Как определить главную проблему текста?
1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.
Формулировка конкретных проблем текста
1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства
Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.
- Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» . Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
- Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.
Невозможность найти применение образованию
- Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин» . Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
- «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» . Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
- Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов» . Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.
Зацикленность на саморазвитии
- Для некоторых первичны именно знания и реализация собственных способностей, поэтому они готовы отвергать духовные ценности. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – будущий доктор, для которого медицина – это все. Главный герой является нигилистом, и священной для него остается только наука. На собственном опыте Евгений понимает, что так же способен к нежным чувствам, однако воплощение медицинского образования для него по-прежнему стоит на первом месте. Как в начале романа мы видим Базарова, отправляющегося на болото за лягушками для опытов, так и в конце произведения, когда герой уже полюбил, он не забывает о врачебной практике, она же и губит его.
- Литература часто поднимает актуальный вопрос поиска смысла жизни, и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте – не исключение. В «Фаусте» главный герой – настоящий гений, искусный врач, освоивший философию, богословие и юриспруденцию. Однако он все равно считал себя глупцом, и только после совместных с чертом Мефистофелем приключений герой понимает, что смысл его жизни именно в саморазвитии. Его жажда знаний спасла его душу, и лишь в образовании и познании мира Фауст обрел настоящее счастье. Ни любовь, ни красота, ни богатство не сумели так сильно вдохновить героя, как стремление к просвещению.
- О том, что образование важно – трудно спорить, а некоторые полагают, что познание наук превыше всего. Давайте вспомним «Оду на день восшествия … Елисаветы» Михаила Ломоносова . Процитировав отрывок произведения, хотим отметить, что в XVIII веке образование так же достаточно высоко ценилось. «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут» — именно так заявляет великий русский поэт. Действительно, если обернуться на успехи и достижения Ломоносова, будет трудно не согласиться с тем, насколько важно образование и стремление к знаниям. Простой человек из глубинки сделал карьеру с столице, определив ход отечественной научной мысли.
Роль книги в жизни человека
- Образованный человек, как правило, умен и начитан. Трудно представить стремящуюся к знаниям личность, которая не признает авторитет книг и в принципе не любит читать. Большое влияние книги на судьбу персонажа мы встречаем в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» . Главный герой, Родион Раскольников, идет на убийство, после чего впадает в жуткое состояние обдумывания своего поступка. Он живет в страхе обнародования своего греха и так чуть не сходит с ума, но благодаря Соне Мармеладовой, которая читает ему эпизод из Библии, он обретает спасение. Отрывок из священной книги повествовал о воскрешении Лазаря, и это был главный ключ к решению Раскольникова: чтобы душа пришла к возрождению, необходимо искреннее покаяние. Так благодаря книге – Библии, герой встает на путь нравственного воскрешения.
- Многие не только легкомысленно относятся к учебе и чтению, но и действительно считают, что в жизни лучше обходиться без этого. Такую обстановку мы можем наблюдать в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» . Сюжет стремительно разворачивается в жанре антиутопии, где книги строго под запретом, более того, низшим кастам прививается отвращение к чтению. Лишь Дикарь пытается напомнить обществу, что так жить совершенно нельзя, и наука, и искусство не должны быть запрещены. Гедонистическое общество — на самом деле иллюзия, которой и не выдерживает герой. За счет несуществующего «дивного нового мира» автор лишь подчеркивает, насколько книга важна для становления личности.
- Удивительно, но некоторые признанные гении обязаны своим успехам не столько образованию, сколько увлечению литературой. Чтение побудило У. Шекспира написать великие трагедии, о которых наслышан даже не читающий ученик. А ведь английский поэт не получил высшего образования, именно его умение почерпнуть из книг актуальные и интересные мысли помогло Шекспиру достичь таких высот. Так и немецкий писатель Гёте обрел литературный успех благодаря тому, что в юности он посвятил свое свободное время чтению. Образованный человек, конечно, способен к самореализации, но без чтения книг гораздо труднее воплотить свои возможности.
Образование как будущее призвание
- В рассказе А. Чехова «Ионыч» главный герой — молодой земский врач. В начале произведения Дмитрий Старцев проводит время с семьей Туркиных, которая считалась «самой образованной и талантливой». Однако после отказа Екатерины Ивановны на предложение о женитьбе он отдаляется от этого дома и разочаровывается в его обитателях. Прошло несколько лет, и за это время Старцев иначе стал смотреть на многие вещи, в том числе и на свое призвание. Если раньше его медицинское образование вдохновляло его на труд, то сейчас его интересуют только деньги. В любое время так важно сохранить увлеченность своим призванием, чтобы образование приносило не только доход, но и удовольствие.
- Многим людям, чтобы найти свое призвание, необходим талант, но для того, чтобы его развить, важно и образование. Великий Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, где так же развивал свой навык поэта. Тему призвания он поднимал и в своем творчестве, говоря о поэзии. Одним из стихотворений о предназначении поэта является произведение «Пророк», где поэт благодаря метаморфозам наделен божественной целью. Как и лирический герой, Пушкин достойно воплощает свое призвание, но в реальной жизни образование, конечно, ему во многом помогло.