Северянин сообщение. Жизнь и литературное творчество

Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарев Игорь Васильевич; 1887-1941). Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).

В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».

В 1911 вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

От Masterweb

02.05.2018 14:00

Каждый интеллектуал, часто открывающий для себя что-то новое, рано или поздно захочет почитать стихи поэтов Серебряного века, которые пытались внести в стандартную и дисциплинированную советскую жизнь что-то свое, живое, естественное и новое. Каждый из них по-своему хотел изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения. Дать уверенность в делах, в чувствах, отношениях и т. д.

Серебро

Одним из таких представителей является Игорь Северянин (биография его будет представлена ниже). Ему нужно было много трудиться, прежде чем стать «русским интеллектуальным багажом», как о нем говорил педагог Дмитрий Быков. Пришедшие вслед за Золотым веком авангардисты стали смело призывать «сбросить с парохода современности Пушкина и Достоевского», и вместе с ними разные литературные течения и группировки. Произведения Серебряного века действительно будоражат умы, так как в основном относятся к острым вопросам любовной лирики.

Многие до сих пор цитируют любимые и популярные строки из стихов Пастернака, Маяковского, Ахматовой, Блока, Мальденштама, Цветаевой и т. д. К ним относится и Игорь Северянин. В биографии его есть не случайные, очень важные и судьбоносные моменты, о которых дальше и пойдет речь. Это настоящий мастер пера. Он был очень популярным не только у взрослых, но и у молодежи. Однако из постоянно критикующих его статей можно составить целый томик. Но как бы то ни было, на своих выступлениях он собирал огромную толпу благодарных слушателей. Знаменитыми его стихотворения являются «Ананасы в шампанском», «Я - гений», «Это было у моря» и т. д.

Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)

Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.

Его отцом был Василий Петрович Лотарев – мещанин, дослужившийся до высшего чина - штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.

В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.

Перемены

Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.

В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.

Первые успехи в поэзии

Игорь Васильевич с самого детства проявлял свой недюженный литературный талант. Первые свои стихи он начал писать в 7-8 лет. В ранней юности он был вдохновлен Женечкой Гуцан, и поэтому его стихи были лирическими. Затем началась война, и в его произведениях стала появляться военно-патриотическая нотка. С 1904 года его стихи начинают печатать в периодических изданиях. На это повлиял его любимый писатель Алексей Константинович Толстой. Игорь больше всего хотел получить отклик от редакторов, а вот у читателей стихи особого восторга не вызывали, поэтому ему возвращали его произведения обратно.

Отмечая самое главное в биографии Игоря Северянина, нельзя не сказать о том, что он начинал печататься под псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Примерно в это же время он берет себе окончательный псевдоним Игорь Северянин. В 1905 году он публикует свое стихотворение «Гибель Рюрика».

В 1907 году поэт знакомится с Константином Фофановым, который первым оценил талант молодого писателя и стал его наставником.


Начинающий поэт

В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.

Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.


Король поэтов

Журналы, нашедшие в этом сенсацию, стали охотно печатать его произведения. В 1913 году вышел его знаменитый сборник, принесший ему славу, - «Громокипящий кубок». Северянин стал ездить со своими выступлениями по всей стране и собирал полные аншлаги. Поэт обладал великолепным исполнительским даром. Борис Пастернак говорил о нем, что в эстрадной декламации стихов он мог соперничать только с поэтом Маяковским.

В 48 сборных поэтических концертах он принял участие и 87 дал лично. Участвуя в поэтическом конкурсе в Москве, он получил звание «Короля поэтов». По баллам он обошел своего главного соперника - Владимира Маяковского. Огромное количество поклонников собрались в просторной аудитории политехнического института, где поэты читали свои произведения. Было горячо в беседах, между поклонниками происходили даже потасовки.


Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской - певицей цыганских романсов, - у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.


Единственный и официальный

Однако вскоре он обвенчался с лютеранкой Фелиссой Круут, которая ради него приняла православную веру. Она родила Игорю сына Вакху, однако не стала долго его терпеть и в 1935 году выгнала его из дома.

Северянин постоянно изменял ей, и Фелисса об этом знала. Каждый его гастрольный тур заканчивался новой пассией поэта.

Последней его женщиной стала учительница школы - Вера Борисовна Коренди, которая родила ему дочь Валерию. Уже позднее она призналась, что записала ее под другим именем и отчеством, назвав в честь Брюсова.

В 1940 году они переехали в город Пайде, где Коренди стала работать учительницей. Состояние здоровья Северянина сильно ухудшилось. Вскоре они переехали в Таллин. Он скончался от сердечного приступа в 1941 году 20 декабря. Похоронная процессия была скромной, поэта предали земле на Александро-Невском кладбище.


Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Заключение

Свой неизгладимый след в поэзии, как и многие другие поэты, оставил после себя и Игорь Северянин. Биографию и творчество поэта изучают те, кто понимают, что творцы Серебряного века, как и Золотого, черпали свое вдохновение в любви к другу, женщине и Родине. Патриотизм не был им чужд. Они не были равнодушными к происходящим вокруг них событиям, отображая все в своих стихах. Чуткость и ранимость предопределяла их характер, иначе сложно быть хорошим поэтом.

Конечно, творчество и биография Игоря Северянина, кратко описанные в этой статье, многим могут не дать полноты понимания его истинного таланта, поэтому его произведения лучше почитать самому, поскольку в них есть и отголоски его непростой жизни, и проявления удивительного поэтического дара.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Каждый интеллектуал, часто открывающий для себя что-то новое, рано или поздно захочет почитать стихи поэтов Серебряного века, которые пытались внести в стандартную и дисциплинированную советскую жизнь что-то свое, живое, естественное и новое. Каждый из них по-своему хотел изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения. Дать уверенность в делах, в чувствах, отношениях и т. д.

Серебро

Одним из таких представителей является Игорь Северянин (биография его будет представлена ниже). Ему нужно было много трудиться, прежде чем стать «русским интеллектуальным багажом», как о нем говорил педагог Дмитрий Быков. Пришедшие вслед за Золотым веком авангардисты стали смело призывать «сбросить с парохода современности Пушкина и Достоевского», и вместе с ними разные литературные течения и группировки. Произведения Серебряного века действительно будоражат умы, так как в основном относятся к острым вопросам любовной лирики.

Многие до сих пор цитируют любимые и популярные строки из стихов Пастернака, Маяковского, Ахматовой, Блока, Мальденштама, Цветаевой и т. д. К ним относится и Игорь Северянин. В биографии его есть не случайные, очень важные и судьбоносные моменты, о которых дальше и пойдет речь. Это настоящий мастер пера. Он был очень популярным не только у взрослых, но и у молодежи. Однако из постоянно критикующих его статей можно составить целый томик. Но как бы то ни было, на своих выступлениях он собирал огромную толпу благодарных слушателей. Знаменитыми его стихотворения являются «Ананасы в шампанском», «Я - гений», «Это было у моря» и т. д.

Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)

Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.

Его отцом был Василий Петрович Лотарев - мещанин, дослужившийся до высшего чина - штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.

В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.

Перемены

Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.

В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.

Первые успехи в поэзии

Игорь Васильевич с самого детства проявлял свой недюженный литературный талант. Первые свои стихи он начал писать в 7-8 лет. В ранней юности он был вдохновлен Женечкой Гуцан, и поэтому его стихи были лирическими. Затем началась война, и в его произведениях стала появляться военно-патриотическая нотка. С 1904 года его стихи начинают печатать в периодических изданиях. На это повлиял его любимый писатель Алексей Константинович Толстой. Игорь больше всего хотел получить отклик от редакторов, а вот у читателей стихи особого восторга не вызывали, поэтому ему возвращали его произведения обратно.

Отмечая самое главное в биографии Игоря Северянина, нельзя не сказать о том, что он начинал печататься под псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Примерно в это же время он берет себе окончательный псевдоним Игорь Северянин. В 1905 году он публикует свое стихотворение «Гибель Рюрика».

В 1907 году поэт знакомится с Константином Фофановым, который первым оценил талант молодого писателя и стал его наставником.

Начинающий поэт

В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.

Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.

Король поэтов

Журналы, нашедшие в этом сенсацию, стали охотно печатать его произведения. В 1913 году вышел его знаменитый сборник, принесший ему славу, - «Громокипящий кубок». Северянин стал ездить со своими выступлениями по всей стране и собирал полные аншлаги. Поэт обладал великолепным исполнительским даром. Борис Пастернак говорил о нем, что в эстрадной декламации стихов он мог соперничать только с поэтом Маяковским.

В 48 сборных поэтических концертах он принял участие и 87 дал лично. Участвуя в поэтическом конкурсе в Москве, он получил звание «Короля поэтов». По баллам он обошел своего главного соперника - Владимира Маяковского. Огромное количество поклонников собрались в просторной аудитории политехнического института, где поэты читали свои произведения. Было горячо в беседах, между поклонниками происходили даже потасовки.

Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской - певицей цыганских романсов, - у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.

Единственный и официальный

Однако вскоре он обвенчался с лютеранкой Фелиссой Круут, которая ради него приняла православную веру. Она родила Игорю сына Вакху, однако не стала долго его терпеть и в 1935 году выгнала его из дома.

Северянин постоянно изменял ей, и Фелисса об этом знала. Каждый его гастрольный тур заканчивался новой пассией поэта.

Последней его женщиной стала учительница школы - Вера Борисовна Коренди, которая родила ему дочь Валерию. Уже позднее она призналась, что записала ее под другим именем и отчеством, назвав в честь Брюсова.

В 1940 году они переехали в город Пайде, где Коренди стала работать учительницей. Состояние здоровья Северянина сильно ухудшилось. Вскоре они переехали в Таллин. Он скончался от сердечного приступа в 1941 году 20 декабря. Похоронная процессия была скромной, поэта предали земле на Александро-Невском кладбище.

Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Заключение

Свой неизгладимый след в поэзии, как и многие другие поэты, оставил после себя и Игорь Северянин. Биографию и творчество поэта изучают те, кто понимают, что творцы Серебряного века, как и Золотого, черпали свое вдохновение в любви к другу, женщине и Родине. Патриотизм не был им чужд. Они не были равнодушными к происходящим вокруг них событиям, отображая все в своих стихах. Чуткость и ранимость предопределяла их характер, иначе сложно быть хорошим поэтом.

Конечно, творчество и биография Игоря Северянина, кратко описанные в этой статье, многим могут не дать полноты понимания его истинного таланта, поэтому его произведения лучше почитать самому, поскольку в них есть и отголоски его непростой жизни, и проявления удивительного поэтического дара.

Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Сын офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди.

Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение «Гибель Рюрика» было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905 ). Первый сборник стихов Северянина «Зарницы мысли» вышел в 1908 году . Причисляя себя к последователям «чистой лирики» К. Фофанова и М. Лохвицкой, Северянин выступил с рядом формальных новшеств в поэзии. Некоторые из созданных им словообразований вошли в русскую речь (например, бездарь), были подсказаны им В. Маяковскому (производные глаголы «околошить», «оэкранить»).

Приход Игоря Северянина в поэзию приветствовал В. Брюсов. Отрицательно отзываясь о «ресторанно-будуарной» тематике Северянина, М. Горький ценил подлинность его лирического дарования. В 1911 году Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов, выпускавших газету «Петербургский глашатай» (К. Олимпов, Р. Ивнев и др.). Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. В дальнейшем примкнул к кубофутуристам. В 1913 году выпустил сборник «Громокипящий кубок» (с предисловием Ф. Сологуба), выдержавший за два года семь изданий. После выступлений в Крыму с В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским разошелся с кубофутуристами.

Стихи сборников «Златолира» (1914 ), «Ананасы в шампанском» (1915 ), «Victoria Regia» (1915 ), «Поэзоантракт» (1915 ) и др. носят преимущественно декадентский характер, их язык отличается вычурностью, манерностью, нарочитостью, граничащей с безвкусием. Используя разнообразные размеры, до него почти не применявшиеся, Северянин смело вводил новые и, комбинируя их, изобрел ряд стихотворных форм: гирлянда, триолетов, квадрат квадратов, миньонет, дизель и пр. Поэзия Северянина в предреволюционные годы пользовалась успехом. Весной 1918 года на вечере в Политехническом музее его избрали «королём поэтов».

На Февральскую революцию Игорь Северянин откликнулся стихами «Гимн Российской республике», «Моему народу», «И это – явь» (март, 1917 ), которые вошли в сборник «Миррэлия» (Берлин, 1922 ).

Летом 1918 года Северянин, живший тогда в Эстонии, оказался отрезанным от родины. Там вышли его сборники «Вервэна» (1920 ). В 1922 году Северянин выступал в Берлине вместе с Маяковским и А.Н. Толстым; здесь он опубликовал сборники «Миррэлия», «Менестрель» (1922 ), роман в стихах «Падучая стремнина» (1922 ), в 1923 году – сборники «Соловей», «Трагедия титана». В 1925 году вышел автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (Юрьев), в 1931 – сборник «Классические розы» (Белград), в 1934 – сборник сонетов «Медальоны» (там же), в 1935 – «роман в строфах» «Рояль Леандра» (Бухарест). В стихах, написанных за рубежом, Северянин воспевал родину, в трагических тонах говорил о невозможности возвращения.

Поэзия последнего периода отличается лиричностью, отказом от вычурности, разнообразием размеров, напевностью. Стихи Игоря Северянина положены на музыку М. Багриновским, А. Вертинским, Н. Головановым, С. Рахманиновым («Маргаритки») и др.

Игорь Северянин переводил с французского (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Прюдом и др.), немецкого (Д. Лилиенкрон), польского (А. Мицкевич), еврейского (Л. Стоуп), сербского (Й. Дучич), болгарского (Х. Ботев, П. Славейков), румынского (М. Эминеску), эстонского (А. Алле, Ю. Лийв, Ф. Туглас, И. Семпер, Й. Барбарус, Г. Виснапу, М. Ундэр), литовского (С. Нерис) языков. В 1928 году издал в своих переводах антологию за 100 лет. Стихи Северянина переведены почти на все европейские языки.

Моя двусмысленная слава,

Мой недвусмысленный талант...
И. Северянин

Детство Игоря Васильевича

На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). Мать Игоря происходила из дворянской семьи рода Шеншиных. К этому известному роду принадлежали А.Фет, Н.Карамзин. Родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.

Путешествия по родной стране и начало творчества

Затем Игорь Северянин вместе с отцом путешествует по всей России. Затем он отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры. Сам Северянин будет называть свои ранние издания - брошюрами. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Появление псевдонима или громкого имени

Началась новая эпоха в российской литературе и поэзии. Лотарев, или будущий Игорь Северянин, биография которого сложилась так, что как поэт он появился в это же время, по-настоящему известным станет гораздо позже. Но именно в это время возникает его литературный псевдоним. Сначала это был Игорь-Северянин, то есть через дефис, а чуть позже этот знак исчезнет и останется громкое имя.

Интересные факты о творчестве поэта

Первым поэтом, приветствовавшим появление "Северянина в поэзии, был К. Фофанов (1907), вторым - В.Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях).

Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне. Это был обычный дворянский быт - чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора. Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.



Истинная популярность творца и самая знаменитая книга

А вот настоящая слава пришла после выхода в свет книги "Громокипящий кубок". Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Имя Северянина было связано с новым направлением в литературе - футуризмом. В тысяча девятьсот двенадцатом году сложилось направление эгофутуризма, а во главе его стоял Северянин. Потом он отойдет от своих собратьев.

Поиски творческого круга

В стихах Игоря Васильевича было много нового. Ведь неслучайно он заявил о себе как о поэте, который изменил ход русской литературы и поэзии. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Настолько многогранен был Северянин.

Король поэтов

Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии".
На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина.
Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно. В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула.

Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы":
"Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах:

"Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками.

Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки...

Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..."

Последние годы жизни

В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции.
С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой.
И там, отрезанный от России, Игорь Васильевич Северянин будет продолжать творить и создавать своеобразную эпическую лирику, которая отразит жизнь человека, страдания и представления о счастье.
Находясь в эмиграции, он выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии.
Последние годы жилось ему в Эстонии очень плохо.

"У меня голубая лодка,
У меня поэтесса жена".

Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.


Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.
22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.
Северянин когда-то пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!»


Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.