Технология синквейн для развития речи старших дошкольников. «Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Эльвина Азатовна
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Современная жизнь диктует свои законы : речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем : бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа .

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК ;

Способствует обогащению и актуализации словаря;

Является диагностическим инструментом;

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

я-вляется игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями : слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии , основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже . В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи , интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно . Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов , а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме : одно слово-предмет.

Также в своей работе я использую схему составления синквейна изображенную на сладе 11. Слад 11.

Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста .

Можно ли учить составлять синквейны детей , ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех . Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» , и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке : кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон) .

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет» , «слово-действие» , «слово-признак» , «предложение» . Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах , в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны , в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

К одному слову-предмету по лексической теме

К разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

Коррекция и совершенствование готового синквейна

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа , но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это :

Средство творческого самовыражения ребёнка;

Игровой способ обогащения словарного запаса;

Подготовка к краткому пересказу;

владение понятиями : слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;

Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Мария Журавлёва
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии дошкольников »

Цель :

Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию .

Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа) .

Развивать ассоциативное мышление и память.

Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование :

альбомные листы по количеству детей, фломастеры , авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии «Синквейн » в речевом развитии дошкольников ».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн .

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности

Способствует обогащению и актуализации словаря

Является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

Используется для закрепления изученной темы

Является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов . Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн » , чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз) .

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн » ? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму) .

Приступим к составлению совместного синквейна , и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю) . Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх : от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему : «цветы» , например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка) .

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная) .

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит) .

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи .

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2) .

Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны ) . Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой - научите своих родных и близких составлять синквейны .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии , можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Капелька»

Мастер-класс

Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии

дошкольников

Подготовила воспитатель

Журавлева М. Р.

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи , в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников .

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все .

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном .

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы , первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» .

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Участник выставки:

Крупчатникова Светлана Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени;

Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»

В основу данного пособия лег: «Синквейн» - в переводе с французского -пять строк.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

К основным правилам синквейна относятся следующие:


1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Возрастная направленность: данное пособие предназначено для детей 4 -5 лет

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Основные задачи:

Развитие лексико-грамматических категорий;

Расширение и актуализация словарного запаса;

Обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

Развитие памяти, внимания, мышления;

Облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

Развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)

Согласование существительных с прилагательными и глаголами:

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей.

Материал: Фланелеграф из фетра, 11 треугольников с кармашками (для выкладывания на фланелегра фесинквейна «ёлочки»), слово синквейн из фетра 7 цветов радуги, три контейнера: 1.Картинки – предметы 2.Картинки признаки 3.Картинки действия.

Описание игры:

На стол выкладывается фланелеграф, но перед составлением синквейна сначала проводиться релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. На стол выкладывается слово синквейн из 7 цветов радуги:

Красный – разгневанность;

Оранжевый - волнение;

Жёлтый - повышенная возбудимость;

Зелёный – спокойное состояние;

Голубой – разум, порядок;

Синий– полная гармония чувств;

Фиолетовый – внутреннее беспокойство, тревога, огорчение;

Дети или ребёнок выбирает цвет и объясняет свой выбор, если есть эмоциональный дискомфорт, стараемся его устранить(способ выбирается в зависимости от ситуации), когда внутренний комфорт будет достигнут мы начинаем игру.

Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (воспитатель совместно с детьми).

В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

Картинки-предметы (существительные)

Картинки-признаки (прилагательные)

Картинки-действия (глаголы)

Составления предложения (устно, опираясь на картинки)

Картинки-предметы (или устно)

Выкладывая поэтапно в кармашки «ёлочки»

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Выбираем из вспомогательного контейнера (картинки- предметы) картинку по теме.

Из второго вспомогательного контейнера (картинки – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего контейнера (картинки - действия), так же обсуждая с воспитателем.

Предложения (3-4 слова) составляется без использования картинок устно с воспитателем.

Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.

Примеры синквейна:


Заяц Наша группа

Белый, пушистый. Весёлая, дружная.

Скачет, прячется, боится Учимся, играем, танцуем.

Я жалею зайца.Наш любимый детский сад.

Дикие животные. Мы-дружные ребята

Котёнок Дом

Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.

Играет, спит, ест Защищает, греет.

Он мой друг Нужен всем людям

Домашнее животное. Убежище

Варианты использования пособия:

1.​ В конспекте занятия по развитию связной речи.

Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.

2. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Гончарова Дарья Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: Армавирский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: Статья
Тема: Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Всероссийский педагогический конкурс

«Инновационные методики и технологии в обучении»
Тема статьи: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Научный руководитель: Татаринцева Екатерина Анатольевна

Место выполнения работы: г. Армавир « Армавирский государственный

педагогический университет»

Введение
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К.Д.Ушинский Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что: 1. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений; 2. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс; 3. У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - способен к принятию собственных решений. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.
Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в дошкольной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества. Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 2-я строка – два слова; 3-я строка – три слова; 4-я строка – четыре слова; 5-я строка (основание «елочки») – одно слово. Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна
– заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая

строка
– два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья

строка
обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка
– это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка
– последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно: I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово- ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом). Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.
Формы организации образовательного процесса: 1. ООД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) . 2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время. 3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает? », «Слова с противоположным значением» и др. 4. Речевые тренинги. 5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) . 6. Мультимедийные презентации. Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов- действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна. II этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три. III этап практический (до конца второго года обучения). Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн? - о природе; - о картине и литературном герое; - о маме и папе; - о настроении; - по всем лексическим темам. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Пример, составленного ребенком синквейна об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица! » Синквейн о белке: «Белка. Рыжая, быстрая. Прыгает, скачет, бегает. Мне нравится ловкая белка. Дикое животное». Синквейн об апельсине: «Апельсин. Круглый, оранжевый. Висит, растет, зреет. Апельсин очень вкусный. Фрукт». Синквейн о дожде: «Дождь. Мокрый, холодный. Капает, стучит, льется. Я не люблю дождь. Вода». Синквейн о семье: «Семья. Дружная, веселая. Любит, помогает, гордится. Вся семья вместе-и душа на месте. Мой дом». Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. На каком этапе ООД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности. Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость?  Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.
 Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей  Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.  Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. На базе МБДОУ детский сад № 17 пос. Красносельского Гулькевичского района, нами была проведена педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет по применению метода синквейн в развитии речи детей. Занятия проводились со всей группой детей – 15 человек. Было проведено вводное занятие (Приложение № 1), где мы знакомили детей с понятиями «слова- предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления. В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому предлагаются наглядно-графические схемы, которые помогают детям быстрее усвоить эти понятия. На втором занятии (Приложение № 2), мы закрепляли пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляли сенквейн по теме занятия.
Сравнительная диаграмма оценки качества и устойчивости результатов

развития речи детей старшего дошкольного возраста с применением метода

синквейн.
До проведения педагогической диагностики
После проведения педагогической диагностики Сравнительная диаграмма показывает, что использование метода синквейна сказалось результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Делая вывод можно сказать, что синквейн помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу;

учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна– процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн помогает развить речь и
мышление. Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.

Приложение № 1

Конспект ООД «Волшебное Зазеркалье» с

использованием методики СИНКВЕЙН для детей

старшего дошкольного возраста.
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге. Задачи: Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе. Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления. Воспитательные: в о с п и т а н и е д о б р ож е л ат е л ь н о с т и, н а в ы ко в сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. ХОД: Педагог: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом. Педагог: Ребята, посмотрите на экран: здесь много полок с книгами скажите, где мы с вами находимся? Дети: В библиотеке. Педагог: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги? Дети: Дом для книг, книжкин дом. Педагог: Молодцы, все верно. (На полу лежит книга) Педагог: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: В шкафу, на книжной полке.
Педагог: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами? Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках. Педагог: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (На экране появляется пустая раскрытая книга) Педагог: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки. Педагог: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да! Педагог: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись? Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д. Педагог: Сейчас мы с вами закроем глаза и попадем в волшебную страну. (Звучит мистическая музыка). Педагог: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним? Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием) Педагог: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку: У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Дети: Буратино.
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
Схема составления синквейна: 1 строчка (Кто? Что?) –существительное-одно ключевое слово. 2 строчка (Какой? Какая? Какое?)- два прилагательных, характеризующих первую строчку.
3 строчка (Что делает?)- три глагола, обозначающих действие относящиеся к теме. 4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме. 5 строчка - одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. 1. 2. 3. 4. . 5. Педагог: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко. Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь) А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек) Педагог: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Педагог: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер) На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»
(на слайдах)
1.
1. ? 2. Добрая, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает,. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки. Педагог: Кто это может быть?
2.
1. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница. Педагог: Кто это может быть?
3.
1. ? 2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами. Педагог: Кто это может быть? Педагог: Ребята, вам понравились мои загадки? Дети: Да! Педагог: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Педагог: А вы любите рисовать? Дети: Да! Педагог: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Составь синквейн самостоятельно по схеме
(Звучит спокойная музыка) Педагог: Давайте сядем за стол, попробуем составить каждый свой сенквейн, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи) Педагог: Отлично! Мы расколдовали сказочную книгу. Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться обратно. (Закрываем глаза, звучит музыка, возвращаемся обратно). Педагог: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?
Педагог: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали? Дети: Синквейн. Педагог: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам? Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении. Педагог: Правильно ребята. На этом наше занятие подошло к концу.
Некоторые из работ детей


1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, смеется. 4. Маша катает куклу на коляске. 5. Игрушка. 1. Дождь. 2. Сильный, холодный. 3. Капает, льет, стучит. 4. Я не люблю дождь. 5. Лужи.

Приложение № 2

Конспект занятия по развитию связной речи для детей

старшего дошкольного возраста. Составление рассказа

«Ласточка» с применением синквейна.
Программные задачи: 1) Образовательные: - Закрепить представления детей о перелетных птицах. - Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна. 2) Развивающие: - Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, сложных прилагательных. - Развивать монологическую речь, долговременную память. 3) Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: - демонстрационный материал «Перелетные птицы» - сюжетная картина «Ласточки» - картинка с изображением ласточки и гнезда ласточки - схемы для составления синквейна (на каждого ребенка) - мяч - картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга (на каждого ребенка) - цветные карандаши (на каждого ребенка) Ход.
1. Оргмомент.
Игра «Птицы». Если птицу назову, В ладоши надо хлопнуть. А если что-то другое, - То ногою топнуть! Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Мухи и стрижи, Лисы, вороны, Галки, макароны, Воробьи и чайки, Грачи и балалайки, Снегири, кукушки, Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, Дятлы и коровы. Прилетели под конец Утка, щука и скворец!
2. Объявление темы.
Педагог: По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ? Дети: Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать. Педагог: А каких птиц называют перелетными? Дети: Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из теплых стран. Педагог: Каких перелетных птиц вы знаете?
3. Вводная беседа.
Загадывание загадки: Прилетела к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)
4. Рассматривание с ю ж е т н о й

п р е д м е т н о й

к а р т и н

изображением ласточек, составление предложений по вопросам.
- Какая ласточка по размеру? (Маленькая, очень красивая птичка.) - Какая у ласточки головка? (Головка у нее маленькая черненькая.) - Какая шейка? (Шейка коротенькая.) - Какой клювик? (Очень маленький треугольный.) - Какие крылышки? (Длинные, узкие, острые и сильные.) - Какой хвост? (Длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный.)
- Какие лапки? (Коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.) - Какого цвета оперенье на спинке (головке, крыльях, хвосте? (Головка, спинка, крылышки и хвост черные.) - Какого цвета грудка? (Грудка нарядная, белая.) - Что у ласточки под шейкой? (Под шейкой красно-синий «галстучек».) - Когда ласточки возвращаются домой? (Возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, листья на деревьях, оживают и весело суетятся насекомые.) - Где ласточки строят гнезда? (Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют свои гнезда под крышами домов.) - Из чего они строят гнезда? (Из маленьких веточек, соломинок, сухих травинок, пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.) - Чем питаются? (Мелкими насекомыми, мошками, комарами и ловят их в воздухе на лету.) - К а к у ю п о л ь з у п р и н о с я т ласточки? (Уничтожают нас екомых- вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.)
5. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Назови ласково». (С мячом.) - У ласточки … Черная голова – черненькая головка. Черная спина - … Острые крылья - … Длинный хвост - … Белая грудь - … Белый пух - … Острый клюв - … Пестрый галстук на шее - … Игра «Скажи одним словом» - Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка. - У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка. - Быстрые крылья - … - Длинный хвост - … - Насекомых едят - …
- Черная с белым - …
6. Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой».
Мы по улице гуляли, (Шаги на месте.) Скворцов и ласточек считали. (Упражнение «Птица летит».) Раз, два, три, четыре, пять – (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца.) Будем их считать опять. Рот открыли, смотрим в небо. (Головы поднимают вверх.) Влево, вправо. Я там не был. (Повороты головы вправо-влево.) Птичкой захотели стать (Руки вниз, удивление.) И руками стали махать. (Взмахи руками.) Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения). Мы подпрыгнули, чтобы взлететь, (Прыжок, руки вверх.) Но пришлось на землю сесть. (Присесть.)
7. Работа по составлению синквейна.
Педагог: ребята мы на прошлом занятии составляли с вами синквей. Давайте попробуем еще раз составить синквейн по картинке. (Педагог показывает картинку с изображением ласточки). - Кто это? - Какая ласточка? - Что делает ласточка? - Составьте предложение о ласточке. - Обобщение или ассоциация.
8. Составление синквейнов детьми.
1-й вариант. - Ласточка. - Черно-белая, теплолюбивая. - Летает, вьет (гнездо, ловит. - Ласточки вьют гнезда под крышами домов. - Перелетная птица. 2-й вариант. - Ласточка. - Быстрокрылая, насекомоядная.
- Проносится, чивкает, уничтожает (насекомых). - Ласточки прилетают в родные края последними. - Весна, тепло, счастье. 3-й вариант. - Ласточка. - Красивая, маленькая. - Кружит, строит (гнездо, охотится (за насекомыми). - Живут ласточки поблизости от человека. - Птица.
9. Рефлексия.
Педагог: Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось и почему? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме? На этом наше занятие подошло к концу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Льгова»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: учитель-логопед Стародубцева О.Ю.


Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии «РКМЧП» - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

План проведения:

I. Теоретическая часть:

Что такое «синквейн».

Как работать с синквейнами.

Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II. Практическая часть:

Совместная работа с педагогами.

Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.


СИНКВЕЙН это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить .

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.

Критически мыслящие люди умеют:

  • решать задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

.


Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Является формой свободного творчества.


В переводе с французского слово «синквейн» означает « cinq»- пять.

  • Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.

Правила составления синквейна:

1. Первая строка заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного .

2. Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

3. Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

.


Как работать с синквейнами

Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами:

1. Составление нового синквейна.

2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.

2. Самостоятельно на практическом занятии.

3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.


Составление синквейна

по предметной картинке

  • Что это?

АРБУЗ

2. Подберите два слова-признака.

- Какой арбуз?

КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ

3. Подберите три слова-действия.

- Что делает арбуз?

КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ

4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.

Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».

ЯГОДА



Пример синквейна:

1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ

5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО




Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

______ .

Стоит.

Растёт.

Русская .

Белоствольная.

Стройная.

Я любуюсь стройной .

Дерево.


Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки

Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».


Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.

Сказочный герой. Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой .



Обманула

Обхитрила

Выманила

Лиса поступила плохо.

Обманщица


(пример использования компьютерных технологий при рассказывании сказки)

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса»




Использование IT-технологий (сайты) для демонстрации сказок детям :

  • Сказки Всем http://www.skazkivcem.com/skazki-suteeva/ciplenok-i-ytenok
  • Азку.ру - развивающая онлайн-библиотека. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php
  • МультХит.ру. http://multxit.ru/category/ckazki/
  • http://345-games.ru/category/skazki-dlya-detej/
  • Веселяндия- мультфильмы онлайн. http://coolmult.ru
  • http://audioskazki.net/archives/5129
  • http://ollforkids.ru/skazkart/


Результативность :

  • Расширился и актуализировался словарный запас;
  • Закрепились знания о частях речи, о предложении;
  • Совершенствовался навык использования в речи синонимов;
  • Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
  • Выработалась способность к анализу


счастливая

Жизнь дана на добрые дела



МАСТЕР-КЛАСС

ТВОРЧЕСКИЙ

АКТУАЛЬНЫЙ

Рефлексия

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

ОБЪЕДИНЯЕТ

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы.


Спасибо