К кому обращается учёный? Друзья! Дорогие одноклассники.

Урок русского языка в 6 классе по теме:

« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»

Учитель МОУ С Ш № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна

Цели и задачи урока:

Образовательные:

    обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;

    обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;

    расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование:

    компьютер

    мультимедийная приставка

    цифровой фотоаппарат

    презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Природа всё учла и взвесила —
Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

I .Организационный момент

Слово учителя:

— Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).

Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).

Отрывок «Снегири» — это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.

2. Чтение текста учащимся.

— Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)

— Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?

— Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.

— Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.

Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)

— Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.

Автор рассказа “Бабочка” — известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей «Сказка о том, как строился дом». За этой книгой последовали такие известные произведения, как «Приключения Васи Куролесова» (1971),»Кепка с карасями» (1974), «Недопесок Наполеон Третий» (1975), «Самая легкая лодка в мире» (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их «эмалями») — прежде всего, «Вход в Иерусалим» (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля — роман «Суер-Выер», за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию «Странник».

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

— Тут неплохо, — ответил я ей, — тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

— Вдвоём веселей, — согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

4. Беседа по рассказу.

— Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

— Почему это возможно?

— Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

— Тип текста? (Повествование)

— Стиль текста? (Стиль текста — художественный.)

III . Работа над сочинением.

1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)

— Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

— В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

— В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

— Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

— Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

2. Слово учителя:

— Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

— За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?

Работа над содержанием сочинения

Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)

Основная часть?

(1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

2. Что волнует, вызывает протест?)

Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)

I V. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)

VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.

Использованная литература:

Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.

Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.

школа»

Великая моя Тува!
Любимая моя Тува!
Заснеженные перевалы,
Белеющие Хайраканы...

Елена Клокова, Тыва

Сокол - Хозяин земли Тыва

Бескрайние просторы огромной Бай-Тайги…Красивое место в Тыва, Сибири… Сурова ты, не предсказуема, загадочна. Вроде бы давно поселился человек в Бай-Тайге, а всё равно будто бы в гостях у неё. Кажется, что всё вокруг тихо, безмолвно. Но это не так. Всё подчинено единому жизненному закону природы. И закон этот охраняется белой птицей - соколом. Эта таинственная и загадочная птица – образ хозяина всей Тыва.

Ещё с давних времён сокола почитали люди, считали символом храбрости, добра и мира. Во многих сказках, легендах соколы выступают проницательными птицами, вестниками, носителями необычных тайн. У них небольшие, но выразительные глаза. Даже во время ночи он прекрасно видит. Кому как не ему быть хранителем Тувы? Сам же он белый, словно снежок. Белый цвет олицетворяет божественную мудрость, знания, чистоту и открытость. Это цвет примирения. Значит, всё вокруг будет тихо, мирно, спокойно и гармонично. Это – живой символ малой Родины. Бабушка говорила, кто увидит ранним утром белого сокола, тот человек будет править страной или будет большим «дарга». Если сокол не прилетит в день освящения, то правление человека будет недолгим, его быстро забудут.

Когда мы с моим братом были маленькими, мама прочитала нам интересную сказку о соколе, который спас Чингисхана от яда змеи.

…Однажды утром Чингисхан со своей свитой отправился на охоту. Его спутники вооружились луками и стрелами, а сам он держал на руке любимого сокола. С ним не мог сравнится никакой стрелок, потому что птица высматривала жертву с неба, куда человек не способен подняться.

И все же, несмотря на азарт, овладевший охотниками, никто из них так ничего и не добыл. Разочарованный Чингисхан возвращался в свой лагерь, и, чтобы не вымещать дурное настроение на своих товарищах, он удалился от свиты и поехал один.

Он слишком задержался в лесу и изнемогал от усталости и жажды. Из-за засухи, случившейся в том году, речки пересохли, и нигде нельзя было найти ни глотка воды, но вдруг – о чудо! – он заметил тоненькую струйку воды, стекающую со скалы. Тотчас же он снял с руки сокола, достал небольшую серебряную чашу, всегда находившуюся при нем, подставил ее под струйку и долго ждал, пока она наполнится до краев. Но когда он уже подносил чашу к губам, сокол взмахнул крыльями и выбил ее, отбросив далеко в сторону.

Чингисхан обожал птицу, но он никак не мог допустить столь непочтительного отношения к себе. Он извлек меч, а другой рукой поднял чашу и подставил ее под струйку, одним глазом следя за водой, а другим – за соколом. Когда воды набралось достаточно, чтобы утолить жажду, сокол снова взмахнул крыльями, задев ими чашу, но на этот раз он мечом убил птицу.

И тут струйка иссякла. Полный решимости, во что бы то ни стало добраться до источника, он стал взбираться на скалу. Он обнаружил его на удивление быстро, но в нем, прямо в воде, лежала мертвая змея – самая ядовитая из всех обитающих в тех местах змей. Если бы он выпил воды, не быть бы ему в живых.

Чингисхан вернулся в лагерь с мертвым соколом в руках и приказал изготовить его изваяние из чистого золота.

Мы, люди, давно научились жить в суровых условиях Тыва, видеть и ценить красоту природы, которая его окружает, и изображать её в рисунках, а также в орнаментах, вкладывая определённый смысл.

Каждой живой песчинке даётся право на жизнь. Бай-Тайга – начало новой жизни, Сокол – его перевоплощение и продолжение – вечный закон Её Величества Природы.

В итоге хочется верить, как в конце притчы, бай-тайгинские искусные камнерезы изготовят изваяние сокола из камня у подножия Бай-Тайги. Это было бы действительно живым символом…

На республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района«Кызылский кожуун»

ЭССЕ

« СОКОЛ - ХОЗЯИН ЗЕМЛИ ТЫВА»

Работу выполнила: Салчак Байлак Белековна, ученица 10 класса

Руководители: учитель русского языка и литературы Очур-оол Светлана Салчаковна, учитель родного языка и литературы Монгуш Алекмаа Сыгдыковна

Кара-Хаак, 2016

Стили речи.

Публицистический стиль речи.


Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.


Что такое

«стиль речи»?

Стиль - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.


Стили речи

Разговорный

Официально -

Художественный

Публицистический


Этимология слова «публицистический»

  • от латинского publicus , что означает «общественный, государственный».

Однокоренные слова

публицистика публицист

публика

Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы


Задача публицистического стиля

  • Воздействие на читателя, слушателя,
  • Убеждение его в чем-то,
  • Внушение ему определенных идей,
  • Побуждение его к поступкам, действиям

Жанры публицистического стиля

на собрании,

  • доклад.

Для публицистического стиля характерны

  • логичность,
  • образность,
  • эмоциональность,
  • оценочность,
  • призывность.

Языковые средства публицистического стиля

  • эпитеты,
  • сравнения,
  • метафоры,
  • обращения,
  • риторические вопросы и восклицания,
  • разговорные слова,
  • фразеологические обороты.

Строение публицистического текста

  • Общественная проблема (не забыть про обращение к публике! )
  • Пути её решения (доводы, размышления )
  • Обобщения и выводы (возвращается к проблеме ).

!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем


Все на субботник

  • «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
  • Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
  • Вывод-призыв.

Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник

Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.

Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту

Берегите природу! Берегите наш Мир.


Вывод: публицистический стиль речи…

  • Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
  • Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
  • Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
  • Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.

Мы – публицисты!

  • Задание: написать выступление-призыв на одну из тем
  • День Учителя – нужный праздник.
  • День Пожилого человека – особенный день.
  • «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»

(о проблеме успеваемости)

4) «Возлюби ближнего своего» (о необходимости согласия и понимания между людьми)

Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия! (
В.Шефнер)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
  • обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
  • расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;
  • воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
  • привитие культуры общения;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание учащихся гражданами своей малой родины.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран
  • цифровой фотоаппарат
  • презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Учащимся 7 класса заранее даётся задание понаблюдать, какие изменения произошли на территории микрорайона за последние годы. Иванникова Екатерина, Дирдин Виталий, учащиеся 9 “А” класса, фотографируют места отдыха, скверы, парки, пруд, находят положительные и отрицательные изменения в своём микрорайоне (ул.Талалихина, М.Калитниковская, Средняя Калитниковская, ул.Иерусалимская). На основе этих фотографий создаётся презентация.

Ход урока

I.Оргмомент

II. Цели и задачи урока

Учитель: Обратитесь, пожалуйста, к домашнему упражнению №71 и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Чтение задания учащимися:

Опишите окрестности вашего города, села, вашей местности. Изменились ли они за последние годы? Соберите факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждайте на эту тему.

(Цели и задачи урока: повторить типы и стили речи, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на публицистическую тему, подобрать рабочий материал, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде)

Учитель: Тема сегодняшнего урока: “Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему “Береги и охраняй природу”.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.

Мы сегодня с вами на уроке проведём исследование: как изменилась окружающая нас природа в последние годы. И поговорим о том, что нужно сделать, для того чтобы восстановить нарушенное. В этом нам помогут ваши наблюдения и презентация с фотоматериалами на эту тему. В подборе фотоматериала помогали мне Гусева Е.И., учитель биологии и экологии, и учащиеся 9 класса “А” Иванникова Екатерина и Дирдин Виталий.

Вся работа по подготовке к сочинению- рассуждению на этом уроке ведётся в черновиках.

Во время работы над сочинением заполняется таблица.

План работы над сочинением

материалы

1. Выбор темы.
2. Выбор формы сочинения
3.Тип текста
4.Стиль текста
5.Особенности языка, характерные для публицистического стиля

6. Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.
б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства
Положительные изменения, которые произошли за последние годы Что радует? Какие положительные изменения произошли в природе за последние годы?
Что волнует, вызывает протест, заставляет задуматься о будущем?
в) Заключение (вывод) Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?

III. Изучение нового материала.

а) Выбор темы

На 5 слайдах (3-8 слайд) презентации содержатся фотографии, на которых изображён осенний загородный пейзаж, показ слайдов происходит с музыкальным сопровождением.

3 слайд (чтение четверостишия)

Природы затаенное дыханье…
Неуловимой осени приход…
И красок ослепительных сиянье
На мир в тиши минутной снизойдет.(Людмила Осокина)

(Просмотр слайдов с изображением осеннего загородного пейзажа)

8 слайд (чтение четверостишия)

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы. (И.Бунин)

- Как вы думаете, отличается ли природа, которую мы видим на этих фотографиях от той, что нас окружает ? (Да, конечно. Это загородная природа. Наша задача: понаблюдать за изменениями в природе в окрестностях нашего города)

б) Выбор формы сочинения, типа и стиля текста.

Слово учителя:

(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

Почему это возможно?

Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

Тип текста? (Повествование)

- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)

Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

- В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

- Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.

Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

Слово учителя: Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

(Просмотр слайдов с фотографиями: школа №464, ул.Иерусалимская, сквер около школы, сквер около учебной парикмахерской и детского сада, сквер около Калитниковского кладбища, Калитниковский пруд)

- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить? Что мои помощники-фотографы упустили из вида?

(В процессе работы у учащихся появляются следующие записи в таблице)

Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! Жители Москвы! Москвичи! Дорогие школьники!

Любишь ли ты...?

Знаешь ли ты, как..?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.

Переход от тезиса к доказательствам В рассуждении часто используется вопрос почему? , частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим… и т.п.
б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства.
Положительные изменения, которые произошли за последние годы Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? Забота правительства, общественности; благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д.

Переход -Но…

Однако наблюдается и другая картина...

– Но так ли всё хорошо?

Но всё ли, действительно, хорошо?

Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест? Мусор;

вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.

Переход от доказательств к выводу Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д.
в) Заключение Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу!

Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

IV. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)

Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.

3. Какая форма работы вам понравилась больше?

4. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.

VI. Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.

Использованная литература:

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. -27-е изд. – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2005. – 221 с.
  2. Никитина Е.И. “Русская речь”: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 160 с.