Мещанин дворянстве главные герои список. Сатирическое изображение героев в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

Сочинение

Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими | великолепия. Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. Однако впоследствии, талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа. В центре комедии - ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином. Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство, переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: « Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы». Дорант « признается », что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, «.. .но вы мой лучший друг, - говорит он Журдену, - и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще». Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал «неземной страстью » к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью - самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами ». Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. «А где же ваша уважаемая дочка? Что-то ее не видно», - угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: «Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится».

В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню:

* «От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой». В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. «Тебе бы век прозябать в ничтожестве», - упрекает он ее.

Возможность приблизиться к знатным людям - счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь - это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит:

* «Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!»

Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от, других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт - люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта». Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, - признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными. По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Учителя господина Журдена. Какими я их вижу

1. Мольер и традиции классицизма.
2. Предыстория создания комедии «Мещанин во дворянстве».
3. Образ главного героя комедии.
4. Другие персонажи комедии.

Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они — рабы имен. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.
О. Хайям

Мольер — писатель XVII века. В искусстве и литературе в это время господствовали принципы классицизма, среди которых главнейшими были: соблюдение «трех единств» — времени, места и действия, — а также строгое разделение литературных жанров на «высокие» и «низкие». В соответствии с этим сильно отличается друг от друга речь героев произведений «высоких» жанров, например трагедии, от речи героев из комедии, которая считалась «низким» жанром. Персонажи литературных произведений эпохи классицизма еще не многогранные характеры, а воплощение какого-либо ярко выраженного качества, положительного или отрицательного. Согласно идеям классицистов, изображение человеческих пороков имело целью их обличение и исправление.

Мольер, конечно, был сыном своего века и органично воспринял некоторые идеи классицизма; однако многие его произведения можно расценивать как шаг к реализму. Почему? Дело в том, что в комедиях Мольера нередко происходит смешение жанров. Другим новшеством, который ввел драматург, стала комедия-балет — именно к этому жанру относится и «Мещанин во дворянстве».

Интересно отметить, что эта комедия создана Мольером по заказу французского короля Людовика XIV, разгневанного неосторожным замечанием турецкого посла. Тот осмелился заявить, что скакун его повелителя, турецкого султана, украшен богаче и наряднее, чем у короля Франции. Король-солнце, как прозвали Людовика XIV, сначала отправил дерзкого турка под арест, а затем и вовсе выслал за пределы своих владений. Желая выставить турок на посмешище, король заказал Мольеру пьесу с этим сюжетом.

Драматург выполнил приказание своего короля; однако Мольер пошел гораздо дальше. Потешный танец ряженых, изображающих турок, и нелепое посвящение Журдена в мамамуши — забавная сценка, которая, конечно, должна была вызвать смех у короля и его приближенных. Но главным объектом для иронии Мольер избрал человеческое тщеславие. Кроме того, драматург показывает в своей комедии все возрастающую власть капитала, который со временем вытеснит знатность рода на второй план. Но это еще где-то вдали, а пока разбогатевший буржуа Журден отчаянно мечтает о том, чтобы его считали дворянином. И чего бы он ни сделал, лишь бы быть знатным! «Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом», — вздыхает Журден. Однако подобное перевоплощение, естественно, вряд ли может иметь место. Но Журден с упорством успешного дельца устремляется к своей цели — войти в общество дворян. Ради этого ему не жалко никаких денег. Он постоянно снабжает деньгами графа Доранта, который из корысти потакает чудачествам Журдена. Хитрый граф расхваливает его, и тот уже на седьмом небе от счастья не замечает, что на самом деле выглядит смешно. А ведь домашние наперебой твердят ему об этом! В самом деле: Журден далеко уже не юноша, раз имеет взрослую дочь, а между тем этот почтенный отец семейства нанимает себе людей, которые научили бы его всем тонкостям придворного обхождения. Конечно, в тяге к знаниям нет ничего дурного, однако, желая быть изящным и неотразимым, Журден выглядит все смешнее и смешнее. Кланяясь маркизе Доримене, Журден во что бы то ни стало старается проделать это так, как научил его учитель танцев, поэтому просит изумленную даму отступить на шаг назад — иначе он не сможет сделать третий поклон.

Тщеславие заглушает в Журдене голос здравого смысла; более того, он не желает слушать тех, кто старается вернуть его к реальности. Он неудобно чувствует себя в узких чулках и тесных башмаках, а его домашние поднимают на смех его новый костюм. Но раз портной и граф говорят, что так модно при дворе, Журден охотно терпит неудобства и отмахивается от насмешек жены и служанки.

Но высшей точки гротескное тщеславие Журдена достигает после шутовского посвящения в мамамуши. Он всерьез воображает, что ему присвоили дворянское звание и теперь он турецкий вельможа. А ведь очевидно, что не всегда Журден был настолько оторван от реальности и доверчив по отношению ко всем, кто ему льстит. Если бы у этого человека не было таких качеств, как расчетливость, смекалка, практицизм, вряд ли бы он сумел разбогатеть, занимаясь торговлей. Но тщеславие настолько ослепило ловкого купца, что он становится посмешищем для окружающих и легкой добычей льстецов, которые используют его в своих корыстных целях.

Однако сатира мольеровской комедии направлена не только против зазнавшихся буржуа, готовых за деньги приобрести дворянское звание. Дворянин Дорант тоже выглядит не слишком привлекательно. Пользуясь чудачеством своего приятеля-мещанина, граф не только постоянно занимает у него деньги, все время обещая очень скоро вернуть долг. Заметив надуманную страсть Журдена к маркизе Доримене (для почтенного мещанина ее главная прелесть заключается в том, что она знатная дама), граф предлагает приятелю свою помощь. Не слишком честный ход, учитывая то обстоятельство, что Дорант сам желает заслужить расположение Доримены и жениться на ней; мало того, граф от собственного имени преподносит маркизе бриллиант, который Журден попросил передать ей от него в подарок. Точно так же и обед, и балет, которые дает в честь маркизы Журден. Стараниями графа маркиза полагает, что все это устроил он сам. Конечно, Дорант ей нравится, и она переживает, что он так много тратит на нее, поэтому она соглашается выйти за него замуж. А между тем граф не только ничего не потратил из своего кармана, но еще и постоянно занимает деньги у Журдена. Нужно признать, что граф умеет приобретать доверие людей и ловко использовать его в своих целях, но вот только благородством, которое когда-то было принято приписывать дворянам, тут и не пахнет.

Сатирически изображены также учителя Журдена. Каждый стремится уверить окружающих в том, что именно то, чем он занимается, и есть самое нужное дело, а все остальное — это ерунда. В прославлении своего ремесла учителя доходят до абсурда: «Без танцев человек ничего не умел бы делать»; «Все распри, все войны на земле происходят единственно от незнания музыки». А кончается тем, что ученые мужи — учитель танцев, учитель музыки и учитель фехтования — затевают грубую перебранку. Когда же в их спор вмешивается учитель философии и заявляет, что свет мудрости несет только философия, а их занятия «не достойны чести именоваться... искусствами», возмущенные спорщики объединяются и набрасываются на него с кулаками. Интересно отметить, что учителями, как и Журденом, тоже руководит тщеславие. Как Журден хочет подняться над людьми своего класса и смотреть на них свысока, так и каждый из учителей желает, чтобы коллеги по работе именно его считали лучшим.

Прежде чем описывать краткое содержание «Мещанин во дворянстве», давайте вспомним историю создания произведения. В ноябре 1669 года в Париж торжественно прибыла делегация турок. Людовик XIV, не жалея ударить в грязь лицом, устроил им пышный прием. Однако ни сверкание алмазов, ни переливчатый блеск дорогих тканей, ни обилие золота и серебра не произвели на послов ни малейшего впечатления. Король, естественно, был этим раздосадован, однако гнев его возрос во сто крат, когда выяснилось, что глава делегации оказался вовсе не послом, а самым обыкновенным мошенником. Возмущенный монарх заказал Мольеру, бывшему у него на хорошем счету, балет, в котором бы высмеивалась фиктивная делегация. «Будет исполнено, ваше высочество», - почтительно отвечает Мольер. «Мещанин во дворянстве», впрочем, возник не сразу - за десять дней было создана «Турецкая церемония», продемонстрированная королевскому двору. Убедившись в успехе спектакля, сочинитель через месяц перенес его на сцену театра Пале-Рояль. Всего при жизни Мольера было сыграно 42 представления.

«Мещанин во дворянстве»: краткое содержание

Фабула комедии довольно проста: наивный и недалекий мещанин - господин Журден - страстно влюблен в изысканную аристократку маркизу Доримену. В стремлении добиться любви знатной дамы господин Журден пытается походить на представителя дворянского сословия, но в силу природной глупости ему это не удается. Желая стать дворянином, герой отказывает Клеонту - претенденту на руку его дочери Люсиль, и пытается выдать девушку за сына турецкого султана. Интрига заключается в том, что роль знатного мужа играет все тот же переодетый Клемонт. Характеризуя краткое содержание «Мещанин во дворянстве», следует отметить, что фабула пьесы упрощена, что вообще не свойственно произведениям Мольера. Это объясняется тем, что комедия была написана под заказ, со строго определенной целью - осыпать издевками турок.

Анализ

Большинство исследователей подчеркивают, что «Мещанин» - не первая пьеса Мольера, в которой он позволяет себе иронизировать над дворянским сословием. Уже в своих ранних произведениях писатель опирается на фольклор, привносит в действие элементы народного юмора. Кроме того, не стоит забывать о прекрасном образовании, полученном в Клермонском колледже. Все это позволяет Мольеру создать по-настоящему острую и талантливую сатиру. Обрисовывая краткое содержание «Мещанин во дворянстве», хочется подчеркнуть, что в данном произведении беспощадная насмешка автора направлена сразу в двух направлениях: Журден сам по себе совсем не так плох - он наивен, доверчив, в целом доброжелателен. Однако его навязчивое стремление проникнуть в чуждое ему сословие, по Мольеру, достойно сурового осуждения. Ничем не лучше новоиспеченного дворянина его учителя: нанятые, чтобы обучить хозяина музыке, танцам и манерам, они являют собой воплощение грубости, низости и вульгарности.

Система персонажей

Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» включает в себя описание центральных персонажей пьесы. Помимо Журдена и его семьи, в действии участвуют представители простого народа: хитрые портные, вытягивающие у хозяина деньги, веселая и остроумная служанка Николь. Кроме того, важную роль играет авантюрист Дорант, притворяющийся, что помогает Журдену, и налаживающий отношения с маркизой за его спиной.

Это вовсе не комедия, это дело очень

серьезное.

Мольер

Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и ос-таваясь внутренне все на том же уровне. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского со-словия в дворянское — стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и бле-стящих знакомств.

Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Пре-красно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем пред-метам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие», что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что «Все господа так носят», когда важно кричит: «Эй, два моих лакея!» Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул — от «Вашей милости» до «Вашей светлости». Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в «королевской опочивальне». «Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще», заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.

Венец всего — непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в «мамамуши», чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, — сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода «с турецкого» и даже битьем палками по спине.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он:«Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета,вот я и хочу, чтобы она была маркизой». Кроме того, господин Журден искренне отождеств-ляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой. Материал с сайта

Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху», он при-нимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Кле-онта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите». А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место кра-сит человека, а человек — место. Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке. Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика служанки николь мещанин во дворянстве
  • отзыв к комедии мольера мещанин во дворянстве
  • чем актуальна комедия мещанин во дворянстве
  • герои комедии мещанин во дворянстве
  • мещанин во дворянстве чему учит