Палибин Иван Владимирович.

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (1756-1816) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор. Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных. В 1756 году был записан в гвардию.

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством, после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов.
В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях. В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, по поручению Александра I, занимается организацией земского войска и ополчения, упоминается на памятной плите в храме Христа Спасителя в Москве. После завершения войны окончательно уходит в отставку. Незадолго до смерти женился (09.02.2013) на Матрёне Ефимовне Никитиной; детей у них не было.

Основной виновник несчастья Иван Степанович Лопухин жил в Охотском остроге недолго, всего три года, где вскоре и умер. Недолго прожил в изгнании и вице-адмирал Степан Васильевич. Сохранился рапорт от 7 июля 1748 года, присланный из Селенгинска: «...из оных арестантов Степан Лопухин сего 6-го числа пополудни во втором часу волею Божией помре...» А Наталья Федоровна пережила свою царственную соперницу. Император Петр III указом от 20 января 1762 года повелел «сосланную за вины Наталью Лопухину воротить и жить ей в деревнях, где пожелает». После девятнадцати лет ссылки прожила она недолго и скончалась 1763 года, похоронили ее по православному обряду, так как в ссылке она порвала с протестантизмом и перешла в православие. Ее дети не привлеченные к этому делу и оставшиеся на попечении Лопухиных, к моменту возвращения матери были уже в летах и имели свои семьи. Младший сын несчастных родителей, Авраам Степанович, служил на военной службе, участвовал во многих войнах, был награжден орденом Святого Георгия Победоносца IV степени, дослужился до из генерал-поручика и закончил свою карьеру Орловским генерал-губернатором. Анна Гавриловна Бестужева угасла в далеком и холодном Якутске в конце царствования Елизаветы Петровны, забытая всеми, в том числе и своим мужем.

Главному виновнику графу Лестоку не пошла на пользу придворная интрига. Позиции вице-канцлера при Дворе поколебались, ненадолго. Императрица сумела-таки разобраться в кознях своего Лю6имца, и он подвергся опале - в 1750 году «за государственную измену» бывший лейб-медик был заключен в крепость. Интересы Рос­сии, о которых пекся граф Бестужев-Рюмин, были соблюдены, надежды Пруссии не оправдались, а на исходе Семилетней войны русские войска вошли в поверженный Берлин. Кстати, героем этой войны стал племянник вице-адмирала генерал-аншеф Василий Авраамович Лопухин.

Не стал счастливым и доносчик Бергер. Тогда, в 1743-м, ему удалось избежать похожей на ссылку службы в Соликамске, он остался в Петербурге и дослужился до подполковника, но «умер в стеснённых и жалких обстоятельствах», как писал в своей книге ис­торик немцев на русской службе.

Заметим, что Государь Петр III велел пересмотреть «Лопухинское дело». В результате обвинения были сняты со всех 25 осужденных. Он же вернул из ссылки Наталью Лопухину и всех оставшихся тогда живых участников тех событий. Как говорится, справедливость восторжествовала. Но печально знаменитое «Лопухинское дело» последним актом несправедливых гонений на этот род, начатых Петром 1 в последние годы семнадцатого столетия. Вице-адмирал Степан Васильевич и его семейство не стали последними Лопухиными, пострадавшими от монаршей несправедливости.

Таинственным ареалом мистицизма и окультных наук окутана личность Ивана Владимировича Лопухина (1756 - 1816). Теоретик и организатор русского массонства он стал первым в послепетровское время крупным государственным и общественным деятелем европейского масштаба. Иван Владимирович был едва ли не крупнейшим в свое время русским масоном, видным его идейным теоретиком и организатором массонских лож, Великим Магистром нескольких масонских лож и автором множества произведений, являющихся памятниками русской словесности и философии ХЧШ века. Он автор трудов: «Искатель премудро­сти, или Духовный рыцарь», «Нравоучительный катехизис истинных франк-масонов» и «Некоторые черты о внутренней церкви». Кроме того, И. В. Лопухин был сенатором, крупным судебным деятелем, инициатором нескольких законов, смягчавших наказания, служил в Судебном департаменте Правительствующего Сената и статс-секретарем Императора Павла 1. К этой фактической канве жизни Ивана Владимировича Лопу­хина нужно добавить следующее: некоторые исследователи духовной и куль­турной жизни России его времени, указывая на явную связь автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева с масон­скими кругами, где столь видную роль играл Лопухин, усматривали влияния взглядов русских масонов на мировоззрение Радищева и даже на идейную основу его знаменитой разоблачительной книги. Не все согласны с этим, но переписка русских масонов того време­ни позволяет сделать вывод, что без такого влияния не обошлось. Известный историк культуры профессор Ю. М. Лотман цитирует в одной из своих работ Пушкина: «Радищев попал в общество масо­нов» и «таинственность их бесед воспламенила его воображение». А когда на Радищева обрушились гнев и кары Императрицы Ека­терины II, В. И. Лопухин писал масону А. М. Кутузову: «Здесь... во­обще участниками Радищева почитали всех нас, так называемых каких-то мартинистов». Во всяком случае, вскоре после опалы на Радищева были разгромлены и масонские ложи в Москве. И. В. Ло­пухин не был тогда арестован и выслан только, как заметила Госу­дарыня, из уважения к его заслуженному и престарелому отцу, ко­торый жил вместе с Иваном Владимировичем.

Любопытно и другое предположение ученых - многие считают, что весьма близок к лопухинскому масонскому кружку был и Нико­лай Михайлович Карамзин. Приехав в Москву из Симбирска, он по­чти сразу же поселился в доме масонского «Дружеского общества» в нынешнем Кривоколенном переулке близ Мясницкой. Дом этот до сих пор стоит, и историки Москвы неизменно называют его «Масон­ским домом». Конечно, адрес - лишь один из многих доводов в пользу любопытного предположения. Некоторые идут еще дальше и утверждают, что и знаменитые «Письма русского путешественника» Карамзин написал, вернувшись из большой заграничной поездки, куда московские масоны отправили его на свой счет для ознакомления с европейскими ложами. Надо сказать, что некоторые опубликованные письма И. В. Лопухина дают основания считать, что все было имен­но так. Если это так, то масонам и лично Ивану Владимировичу Лопухину русская литература обязана одной из лучших своих книг.

Следует подчеркнуть, что Иван Владимирович Лопухин был одним из крупнейших просветителей своего времени. Вместе с известным Н. И. Новиковым он основал в Москве «Типографическую компа­нию». Это была самая крупная в те годы типография в Первопре­стольной столице. За восемь лет существования она выпустила в свет 267 названий самых разных книг - и русских, и зарубежных в пе­реводах, и учебников. Именно в этой типографии, кстати, были впервые напечатаны на русском языке сочинения Вольтера...

Значение ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

Лопухин, Иван Владимирович - известный мистик (1756 - 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное их применение. В 1785 г. он вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях новиковского кружка: перевел ряд мистических сочинений, написал в защиту русских масонов "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов" (1790, несколько изданий), был великим мастером одной из лож, помогал бедным, устраивал школы, открыл типографии в Москве, на свой счет отправил за границу студентов Невзорова и Колокольникова. Любовь к Богу и ближним, не исключая врагов, и постоянное внутреннее совершенствование - главные основы "Катехизиса", доказывающего отсутствие у масонов каких-либо политических стремлений. Важное значение для определения масонского учения (особенно обрядовой его стороны) имеет другое сочинение Лопухина, написанное в 1791 г.: "Духовный рыцарь или ищущий премудрости". Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Лопухин сначала назначен был в ссылку, но потом оставлен в Москве, "ради престарелого отца". До конца 1796 г. он проживал в Москве и напечатал: "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Излияние сердца чтущего благость единоначалия" (1795), "Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту развращенных французов" (1795) и "Подражание некоторым песням Давыдовым" (стихами, 1796). С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. В разборе уголовных и следственных сенатских дел он проявлял те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором Спиридоновым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, причем обнаружил особенное попечение о крестьянах. Общий гуманный характер ревизии Лопухина виден из его брошюр: "Выписка наставлений и приказаний, данных господами сенаторами при осмотре Вятской губернии". В 1801 г. Лопухин, ревизуя Харьковскую губернию, занялся там разбором дела о духоборцах. Гуманное отношение его к ним навлекло на него обвинение в размножении их. Для опровержения этого обвинения он написал "Глас искренности", напечатанный не ранее 1816 г., в "Сионском Вестнике". Александр I был доволен его действиями и много раз давал ему важные поручения. Вышедши, в 1812 г., в отставку, он поселился в своем имении и там скончался. За время с 1797 по 1816 годы им написаны: "Замечания на известную книгу Руссо "Du Contrat Social", где Лопухин высказывает мнение, что государственное устройство является чем-то случайным, а не самобытною органическою формою; "Отрывки для чтения верующим" (1805); "Вера в Иисуса, или Кратчайший путь к Богу" и другие. Характерной чертой всех сочинений Лопухина являются пламенная религиозность и мистицизм. Большой интерес представляют его "Записки", изданные в 1860 г., в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", и Герценом в Лондоне), а потом в "Русском Архиве" (1884, с портретом). Обстоятельная биография Лопухина написана Афанасьевым (в "Архиве исторических и практических сведений", кн. I). - См. Лонгинов "Новиков и московские мартинисты" (1869). "Исторические очерки русского масонства и его главных представителей" (в "Орловских Епархиальных Ведомостях", 1869, ¦ 6 и след.); Незеленов "Литературные направления", Полторацкий "Русские достопамятные люди" ("Русская Старина", 1892, ¦ 7); Мертваго "Записки", Воейков "Воспоминания" (в "Новостях Литературы", 1825, ¦ 5); Лубяновский "Воспоминания" (М., 1872). Несколько писем Лопухина к Руничу, Сперанскому и другим помещены в "Русском Архиве". Новейшая работа о Лопухине - П.К. Пиксанова, в т. I издания: "Масонство в его прошлом и настоящем" (М., 1915).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Владимирович , русский государственный деятель, публицист. Из дворян. …
  • ЛОПУХИН, ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1756-1816) ? известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником …
  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1756-1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780-х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской …
  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1756-1816) — известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ЛОПУХИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЛОПУХИН в Энциклопедии фамилий:
    Знаменитейшая российская фамилия, достаточно вспомнить Евдокию Лопухину, первую жену Петра I, мать царевича Алексея. Происхождение фамилии проще простого. Лопухой называли …
  • ЛОПУХИН в 1000 биографий знаменитых людей:
    Алексей Александрович (1864-1928). Директор департамента полиции в 1902-1905 гг. Разоблачил провокатора Азефа, так как опасался, что "государственные преступления" последнего могут …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ЛОПУХИН
    ЛОПУХ́ИН Пётр Вас. (1753-1827), светлейший князь (1799), гос. деятель. В 1798-99 ген.-прокурор, в 1803-10 мин. юстиции, участвовал в разработке проектов …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ив. Вл. (1756-1816), гос. деятель, публицист. Сподвижник Н.И. Новикова. С нач. 1780-х гг. сблизился с масонами, один из организаторов …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ал. Ал-др. (1864-1927?), один из рук. полит. сыска в России, дир. Деп. полиции (1902-05). В 1906 выступил с разоблачением …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ал-др Пав. (1852-1904), правосл. богослов, проф. Петерб. духовной академии. Издатель и ред. (т. 1-5) "Православной богословской энциклопедии" (изд. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ЛОПУХИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Павлович (1852-1904) , русский православный богослов, профессор Петербургской духовной академии. Издатель и редактор «Православной богословской энциклопедии» (с 1900, т. …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СОФРОНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-22 Time: 15:20:26 Навигация Портал = Википедия = Софронов, Анатолий Владимирович Викисловарь = Викиучебник = Викитека = Анатолий Владимирович …
  • МУРАВЬЕВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муравьев Леонид Владимирович (1868 - 1941), священник, священномученик. Память 29 октября и …

Иван Владимирович Лопухин

Лопухин Иван Владимирович (24.2.1756- 22.6.1816) государственный деятель, публицист, мемуарист; один их видных представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807). Из старинного дворянского рода; внук двоюродного брата царицы Е.Ф. Лопухиной, первой жены Петра I. Отец Лопухина генерал-поручик Владимир Иванович Лопухин (1709-1797), был обер-комендантом в Киеве. Мать - Евдокия Ильинична (урожденная Исаева). Лопухин получил домашнее образование; в детстве записан унтер-офицером в гвардию (практически не служил по болезни). В 1782 вышел в отставку капитан-поручиком с присвоением чина полковника, поступил советником в Московскую уголовную палату (в 1784-1785 -ее председатель). Выступал за «умеренность в наказаниях», что послужило причиной его разногласий с генерал-губернатором Я.А. Брюсом и вынужденной отставки в 1785. В молодости увлекался философией просветителей (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), переводил П.А. Гольбаха (перевод впоследствии был уничтожен самим Лопухиным). Первое опубликованное сочинение Лопухина - «Рассуждение о злоупотреблениях разума некоторыми новыми писателями...» (М., 1780). К 1782 Лопухин - член нескольких масонских лож и «Дружеского ученого общества» Н.И. Новикова. С 1784 управляющий ложи «Блистающей Звезды» и надзиратель для всех «русских братьев». Один из участников и руководителей «Типографической компании» Новикова. Среди его друзей - известные масоны A.M. Кутузов, О.А. Поздеев, князь Н.В. Репнин. В 1780-1790-е гг. издал оригинальные и переводные работы, разъясняющие масонские доктрины. Из сочинений Лопухина наиболее известны: «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели» (СПб., 1798, 1799 - на франц. яз.), «Катехизис истинных франк-масонов для употребления ищущих премудрости» (1790, на франц. яз.), «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (М., 1791; 2-е изд. под названием «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь»). После ареста Новикова Лопухин подвергся в апреле 1792 допросу и обыску, но в отличие от других участников кружка был оставлен в Москве под наблюдением, дав слово дворянина, что прекратит масонскую деятельность. В 1792-1796 занимался литературным творчеством, опубликовал переводы псалмов «Подражание некоторым песням Давидовым» (М., 1794), а также свое единственное драматическое произведение «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья» (М., 1794). После вступления на престол императора Павла I Лопухин в декабре 1796 был вызван в столицу, назначен статс-секретарем; через 47 дней уволен. В январе 1797 назначен в 5-й Московский департамент Сената. В том же году вместе с сенатором Спиридовым послан с ревизией в Казанскую, Вятскую и Оренбургскую губернии. По итогам ревизии добился наказания за злоупотребления вятского губернатора, большинства губернских чиновников. Издал «Выписку наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губернии в марте 1800 г.». В 1801-1802 по приказу императора Александра I вместе с Ю.А. Нелединским-Мелецким осматривал Слободско-Украинскую губернию; благодаря вмешательству И.В. Лопухина было смягчено «бедственное» положение духоборов. В 1802-1805 был председателем Комиссии «для разбора споров и определения поместий в Крыму» (выезжал в Крым для рассмотрения споров между татарами и русскими помещиками по земельным вопросам). В 1806 наблюдал за порядком при формировании «земского войска» во Владимирской, Калужской, Рязанской и Тульской губерниях С 1807 - сенатор 8-го Московского департамента. В 1808-1809 под диктовку Лопухина были написаны «Записки о некоторых обстоятельствах жизни и службы сенатора И.В. Лопухина», широко распространявшиеся в списках. В августе 1812 Лопухин покинул Москву из-за вступления войск Наполеона, жил в подмосковном селе Савииское. В 1813 получил отпуск по состоянию здоровья, который неоднократно продлевал. Переехал в свое орловское поместье Воскресенское, женился на дочери московского купца М.Е. Никитиной. Издал сочинение «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» (Орел, 1814), в котором отстаивал идеал «внутреннего христианства» в противовес внешнему соблюдению христианских правил. Член Библейского общества (с 1814). Лопухин пользовался большой популярностью среди современников как пример честного и бескорыстного судьи, благотворителя и филантропа, человека, заботящегося не о себе, а о благе отечества. Имел и многих недоброжелателей, обвинявших его в лицемерии и скрытых пороках.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.

Лопухин Иван Владимирович – русский философ, писатель. Из дворян. С 1775 служил в армии. С 1782 советник, затем председатель московской уголовной палаты. В нач. 1780-х гг. сблизился с масонским кружком Н.И. Новикова . В 1784 – глава ложи «Блистающая Звезда». В 1785 вынужден был уйти со службы из-за начавшихся преследований масонов правительством Екатерины II . Занялся литературной и филантропической деятельностью в рамках новиковского кружка. При Павле I – статс-секретарь, позже – тайный советник, переведен сенатором в Московский департамент. Выступал за смягчение приговоров по делам старообрядцев и сектантов. В 1812 вышел в отставку. Во 2-й пол. 70-х гг. Лопухин увлекся просветительской философией, особенно ценил и переводил Гольбаха , но уже в работе «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями...» (1787) дал с религиозных позиций развернутую критику философии Просвещения и в дальнейшем критиковал рационализм, религиозный скептицизм просветителей, теории общественного договора и естественного права. Лозунгам Французской революции 1789 противопоставил внутреннюю свободу верующего человека. Под влиянием идей русских мистиков и мистических сочинений Бёме, Сен-Мартена, Арндта и др. стал убежденным масоном, приверженцем мистического христианства. В нравоучительном «Катехизисе истинных франк-масонов...» (1790) излагал религиозно-этические принципы масонства, главный из которых – необходимость нравственного самосовершенствования личности как взаимосвязанный процесс познания Бога и себя самого. Подробное описание масонского ритуала, а также изложение главных положений «популярного» и научного герметизма содержится в соч. «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь» (1791). В основном его произведении «Некоторые черты о внутренней церкви...» (1789–98) рассмотрены ведущие идеи русского масонства. Истинный масон, в понимании Лопухина, тот, кто достигает возрождения во Христе через нравственное преображение, преодолевая в самом себе ветхого человека. Жизнь, построенная на христианских заповедях, при напряженной внутренней работе над собой ведет человека к Царству Божию, к мистическому слиянию с Богом, к созиданию церкви внутри себя. Философ подчеркивал свою верность православию, но, будучи приверженцем идеи внутренней церкви, воспринимал официальную религию как «внешнюю церковь», «внешнее богослужение». Лопухин – убежденный монархист, противник социального равенства. В работах «Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами» (1794), «Благость и преимущество единоначалия» (1795), «Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечания на известную книгу Руссову «Du Contrat social»» (1809) обосновывал установленное Богом «естественное неравенство». Критикуя отдельные стороны государственной жизни, в целом Лопухин выступал за сохранение русской культурно-исторической традиции и не видел противоречия между личным масонством и принадлежностью к православию.

И.Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 451-452.

Лопухин Иван Владимирович (24.02(6.03). 1756. с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. - 22.06(4.07). 1816, там же) - видный представитель масонства. Родился в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и председателем Московской уголовной палаты. В это же время сближается с масонами Новиковым, Шварцем, И. П. Тургеневым , быстро становится мастером стула ложи «Латона», а в 1784 г. - главой ложи «Блистающая звезда». Лопухин участвовал в издании переводных масонских трудов. Наиболее известные из его собственных сочинений: «Нравоучительный катехизис истинных Франкмасонов» (написано под влиянием споров с митрополитом Московским Платонам), «Некоторые черты о внутренней церкви» (выдержало два издания в России и напечатано на фр. языке в Париже), «Искатель премудрости, пли Духовный рыцарь» (посвящено изложению герметической науки) и др.

Лопухин - один из первых русских мыслителей, получивших признание в странах Запада. О его сочинениях, в частности, с восторгом отзывался известный немецкий мистик К. Эккартсгаузен. В 1785 г. Лопухин вынужден уйти в отставку из-за связи с масонами, деятельность которых стала вызывать недовольство в придворных кругах, в 1792 г. подвергнут допросу но делу Новикова. После смерти Екатерины II Лопухин становится тайным советником и сенатором Московского департамента, решительно выступая против чрезмерно суровых приговоров но уголовным делам, например, в отношении раскольников и духоборов.

После Отечественной войны 1812 г. отошел от активной деятельности. По своим социально-политическим взглядам Лопухин - монархист, апологет крепостного права, сторонник принципа «естественного неравенства» и сословного деления общества как земной проекции духовно-божественной иерархии. Резко выступил против идейных принципов и политической практики Французской революции 1789 г., решительно осуждая деятельность тех политизированных течений европейского масонства, которые ее подготавливали. Своеобразие религиозно-философских взглядов Лопухина состояло в том, что его приверженность масонству не мешала подчеркнутой ориентации на православное христианство.

Из православия русский розенкрейцер заимствовал некоторые «разумные и живые» элементы церковной обрядности, привнося их в масонские ритуалы. Претензия «вольных каменщиков» на обладание подлинной эзотерической традицией и просветительской практикой не должна, по мнению Лопухина, означал отказ от культурно-национальной самобытности России, и прежде всего от ее веры. Однако и православие оставалось для Лопухина всего лишь «внешней церковью», равно как и историческое христианство в целом. «Какая обязанность истинного франкмасона в рассуждении внешнего богослужения? - Почитая его установления и обряды, должен он прилежно ими пользоваться как средством для внутреннего» (Записки сенатора И. В. Лопухина. С. 33 ).

Опираясь как на святоотечественную традицию, так и на идеи неортодоксальных мистиков Я. Бёме , Л. К. Сен-Мартена и других, Лопухин обосновывал необходимость эзотерического (мистического) углубления христианства. «Плотяной» (плотский) человек не должен ограничиваться частичным привнесением в свою жизнь христианских добродетелей, полагал Лопухин. В «доследовании Христу» он может радикально изменить свою «натуру», телесно и духовно переродиться в «обновленном Эдеме»; этот нравственный подвиг истинного христианина означает преодоление фундаментального дуализма падшего человека, безграничное расширение его познавательных возможностей и сил в творении добра. С помощью масонского искусства духовное самостроительство в конечном счете приводит человека к мистическому слиянию с Богом, он оказывается способен «центрально слиться с высшим солнцем чистого света». В отличие от христианской ортодоксии Лопухин видит свою заслугу в более конкретном знании этапов данного процесса.

А. И. Болдырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 343-344.

Сочинения: Масонские труды Лопухина. М., 1790; Рассуждение о злоупотреблении разума... М., 1780; Излияние сердца... М., 1794; Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814; Записки сенатора // В. Лопухина. М., 1990.

Литература: Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII в. М., 1986; Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 1 .С. 227-255; Аржанухин С. В. Философские взгляды русскою масонства. Екатеринбург, 1995.

Лопухин Иван Владимирович (24.II.1756 - 22.VI.1816) - русский государственный деятель, публицист. Из дворян Орловской губернии. С начала 80-х годов 18 века сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров (см. Масонство). В 1783 году масонское "Дружеское общество" открыло две типографии в Москве, одну на имя Н. И. Новикова, другую на имя Лопухина. В 1783-1792 годы Лопухин был одним из главных деятелей Типографической компании, а в связи с разгромом ее подвергся преследованиям. Сочинения Лопухина заняли большое место в русской масонско-мистической литературе. По общественно-политические воззрениям Лопухин был монархистом, противником революции, апологетом крепостничества. Как сенатор и ревизор отстаивал гуманные решения, смягчал суровые приговоры. Оставил "Записки..." (1860).

С. С. Дмитриев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература: Суровцев А. Г., И. В. Лопухин. Его масон. и гос. деятельность, СПБ, 1901; Пиксанов Н. К.. И. В. Лопухин, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1, М., 1914; Герцен А. И., "Записки" И. В. Лопухина, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Масонские труды Лопухина. М., 1913;

Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели. СПб., 1789;

Излияние сердца... М., 1794;

Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814;

Записки сенатора И. В.Лопухина. М., 1990.

Литература:

Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867;

Дубицкий А. И. В.Лопухин. Казань, 1889;

Лопухин Иван Владимирович (Барсков Я.Л.). – Русский биографический словарь, т. 10. СПб., 1914;

Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 1 .С. 227-255;

Пиксанов Н.К. И.В.Лопухин. – В сб. Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1994, т. 1.

Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII в. М., 1986;

Аржанухин С. В. Философские взгляды русскою масонства. Екатеринбург, 1995.

Иван Владимирович Лопухин (24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) Кромского уезда Орловской губернии - 22 июня (4 июля) 1816, там же) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных. Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703-1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717-1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева.

В 1756 году, с младенчества, был записан в гвардию унтер-офицером.

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством, после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов.

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях. Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я.А. Брюса, с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память.

После того, как в конце 1806 года было решено учредить милицию, несколько сенаторов были отправлены по губерниям для наблюдения за порядком и тишиной; надзору Лопухина были вверены Тульская, Калужская, Владимирская и Рязанская губернии.

Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники. Пользовался доверием императора Александра I, который даже собирался сделать его министром народного просвещения.

Ф. П. Лубяновский в своих "Воспоминаниях" рассказывает, как однажды император Александр, указывая ему на Лопухина, заметил: "Ты много об нем говорил, а я вот как знаю его - Иван Владимирович Лопухин и для меня не покривит душою". Но слабость Лопухина к вину, по свидетельству кн. П. А. Вяземского, помешала этому назначению.

"Государь, желая ближе познакомиться с Л., велел пригласить его к обеду; Л. вовсе не был питух; но необдуманно соблазнясь лакомыми винами, которые подавали за царским столом, он ничего не отказывал, охотно выпивал все предлагаемое, а иногда в промежутках подливал себе еще вино из бутылок, которые стояли на столе. Император держался самой строгой трезвости и был вообще склонен к подозрению.