Жесткая форма власти древний рим. Государственное устройство рима

Государственное устройство Древнего Рима

Народное собрание - куриатные, центуриатные и трибутные комиции

Сенат - состоял из представителей знатных семейств, занимался внешнеполитическими, финансовыми и религиозными вопросами, обсуждением законопроектов.

Консулы - занимались наиболее важные гражданскими и военными делами

Преторы - имели судебные полномочия, занимались юридическими вопросами

Народные трибуны - выполняли функции по защите прав и поддержанию порядка

Сенат - высший государственный орган в Древнем Риме. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta ) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдаленные времена - родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

В Риме собирались три вида народных собраний - комиций (в переводе с лат. - собрание ); до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V–IV вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Куриатные комиции - старейшая форма народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме.

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

1. Вынесение Куриатного закона об империи - этот закон был необходим для того, чтобы вручитьординарному или экстраординарному магистру высшую власть - империй.

2. Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завещаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Центуриатные комиции - высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие импераем консулы, преторы и диктаторы. До 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов.

Трибутные комиции - собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления назывались плебисцит. После 287 г. до н. э. плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев.

2. Патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления назывались законы. Здесь избирали квесторов и курульных эдилов. Эти собрания обладали и судебной властью.

3. Собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На них заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных, дожив до времен империи, был широко распространен в римской императорской армии.

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни - дни перед календами и большинство из дней, предшествовавших идам.

На собрании объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым, со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным. При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений. Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб из 35 (4 городских и 31 сельская).

Магистраты - общие названия государственных должносте в Древнем Риме. Магистраты делились на:

1. Ординарные (обычные) - консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны.

2. Экстраординарные (создавались при чрезвычайных обстоятельствах) - диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

3. Курульные - консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы.

4. С империем (высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) - консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

5. Высшие - все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.

Ниже магистратной лестницы находились служащие - ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы - тюремщики, палачи.

Государственный строй в Древнем Риме в царский период

Рекс (глава общины, военный предводитель, избирался на комициях)

Сенат (Совет старейшин, состоял из 300 сенаторов, занимался ведением текущих дел и обсуждением вопросов, которые выносили потом на народное собрание)

Комиции (народные собрания, участие в которых принимали только патриции)

Семь легендарных и полулегендарных царей Древнего Рима

Ромул (правил 753–715 до н. э.)

Нума Помпилий (правил 715–674 до н. э.)

Тулл Гостилий (правил 673–642 до н. э.)

Анк Марций (правил 642–617 до н. э.)

Луций Тарквиний Древний (правил 616–579 до н. э.)

Сервий Туллий (правил 578–535 до н. э.)

Луций Тарквиний Гордый (правил 535–509 до н. э.)

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Государственное устройство Македонии Сведения о государственном устройстве Македонии на момент прихода Александра к власти очень скудны. Политические институты, похоже, совпадали с социальными классами. Вообще то была наследственная монархия по божественному праву,

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством. При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

ГЛАВА ІV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО § 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права

автора

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Глава IV. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА И ДРЕВНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ В НЕМ. ГЕГЕМОНИЯ РИМА В ЛАЦИУМЕ. Римская семья, власть отца. Римское государство, власть царя. Равноправие граждан. Неграждане. Народное собрание. Сенат. Военная реформа Сервия Туллия.

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Государственное устройство Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Государственное устройство Тауантинсуйю Верховным правителем Тауантинсуйю был Сапа-Инка, обладавший статусом полубожества. Верховная власть, естественно, была наследственной. Наследниками Инки, чтобы не разбазаривать имперское добро, могли быть даже его сыновья от

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Лангобардское государственное устройство Рассмотрев границы завоеваний лангобардов, теперь поговорим вкратце об их социальной и политической системе. Как они относились к итальянскому населению? К собственности на землю? На эти вопросы разные авторы дают разные

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Государственное устройство Соединенные Штаты являются федеративной республикой, управляемой сильной центральной властью при относительной самостоятельности субъектов федерации.Высшим федеральным законодательным органом США является Конгресс, состоящий из двух

автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1801- В ночь с 11 на 12 (23–24) марта.Убийство Павла I. Престол переходит к его сыну Александру!.- Март-апр. Первые либеральные меры: амнистия, освобождение политических заключенных, открытие границ, свобода ввоза иностранных

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1815Выдвижение Аракчеева на первый план; не занимая никакого определенного поста, он становится правой рукой царя и полностью контролирует деятельность Комитета министров.- 15 (27) нояб. Конституционная хартия Царству

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1825После смерти Александра I возникает краткий период безвластия: Николай, третий сын Павла I, колеблется и прежде, чем принять престол, дважды просит Константина подтвердить свое отречение.- 14 (26) дек. Попытка восстания,

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. Имеет правительство - Совет министров и парламент - Верховную Раду. АРК имеет свою Конституцию и свои символы - Герб, Флаг и Гимн. Столицей АРК является город

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.
  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.

    Римская империя (лат. Imperium Romanum, Res publica Romana (Римская республика) , греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) - постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Августа, до падения империи на Западе, то есть с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке Римская империя продолжала существовать, постепенно трансформируясь в Византию.

    Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

    1. Принципат - форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. - III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

    а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. - 68 н. э.)

    б) Год четырёх императоров - масштабный кризис власти (68-69)

    в) Правление династий Флавиев И Антонинов - расцвет системы принципата (69-192)

    г) Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

    д) Кризис III века - полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235-284) Принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор, сенатор открывающий заседание) - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. - 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

    В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

    Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

    Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

    2. Доминат (284-476 гг.) - политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

    а) Правление Диоклетиана и Константина I - формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284-337)

    б) Империя IV века н. э. - достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337-395)

    в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395-476)

    Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») - форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284-305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

    Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

    Слово dominus также может переводиться как «государь».

    Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

    В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

    Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

    Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

    Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

    Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

    Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год - год смещения императора Ромула Августула или 480 год - год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты - конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

    в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;

    в изменении самой объединяющей власти;

    в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;

    в объединении юридических правовых идеалов и

    в объединении нравственных идеалов.

    Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в. Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

    На протяжении V в. Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 г. навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию. В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.

    Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством.Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

    2.1. Общественные отношения

    В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. (21) Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

    В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

    Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи - familiae. (3) Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина. (14)

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом с слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом. (9)

    Коренное население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу "комплексную теорию":

      Патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

      В непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

      Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. (32)

    Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

    Введение

    В своей контрольной работе я хочу рассмотреть такую тему как «Государственное устройство Древнего Рима».

    Древний Рим - оно из крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наслендие оказало глубокое влияние.

    Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной из истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

    Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития. Принято делить историю римского общества и государства на 3 основных периода:

    • 1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).
    • 2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.).
    • 3. Императорский период (I-V вв. н.э.).

    Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской империю. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития.

    Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что "существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя". История образования древнеримского государства подлежит изучению на базе существующих мифов, легенд и преданий, что представляет определенную сложность и субъективность в изложении исторических предположений.

    римский общество рабовладельческий курия

    Древнее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входившие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

    Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

    Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

    Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

    Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

    После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

    При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

    Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

    Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

    По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

    Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни--усыновление и завещание.

    Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики--напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

    Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.

    Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

    Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

    Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

    Заключение

    Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя -- господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима.

    Западноримская империя перестала существовать. На ее развалинах возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономичечских отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно потерявшего престиж и влияние, не вопринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.

    Список использованной литературы

    • 1. Крушило Ю.С. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1980г.
    • 2. Струве В.В. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1975г.
    • 3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980г.
    • 4. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москвы Высшая школа 1987г.
    • 5. Утченко С.Л. "Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э." Москва 1977г.
    • 6. Кузищин В.И. " История Древнего Рима" Москва, Высшая школа 1982г.
    • 7. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие - М. 1993
    • 8. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие - М., 1994

    Общественные отношения

    Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.

    Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

    В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения14. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную (собственность отдельных семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, -т. н. агнатов, -то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

    Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи- familiae. Этот элемент еще крепок пред лицом государства. Древне-римская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. д. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще по знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается, оно имеет дело только с главою семьи, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. «С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию - с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом». В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Здесь, внутри этой сферы, глава семьи владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т. д.; во всем они являются только орудием домовладыки. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

    Происхождение плебеев вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы в Рим, но очевидно из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовою взаимностью. А таковыми, как мы знаем, являлись общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и вы ступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян; но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав, -словом, сразу становился в то положение, которое является характерным для плебеев. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возрастало; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом.

    Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

    · патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

    · в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

    · плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

    Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

    Основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

    Государственный строй

    Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

    Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

    Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

    После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

    При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

    Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

    Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

    По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

    Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни-усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики-напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

    Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.

    Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

    Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

    Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

    Государственные должности и замещения

    Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

    К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

    В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

    Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мир входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

    Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.