Писать вилами по воде фразеологизм. Что значит "толочь воду в ступе" и "писать вилами по воде"

Часто нам приходится слышать о каком-то деле, которое еще не точно, сомнительно, что это как «вилами по воде писано». И сразу становится понятно, что событие маловероятно случится.

Но представить, как и зачем вилами пишут по воде, сложно и не понятно, зачем вообще такое действие производить. Конечно сразу понятно, что в этом выражении скрыты образы из прошлого, которые ушли из обихода. И это действительно так.

Что такое вилы?

Вилы, в современном значении - это сельскохозяйственный инструмент, которым убирают сено. И им не пишут по воде и вообще никогда не писали. Просто слово «вилы» имело раньше другое значение - «круги». Так можно вспомнить про «вилок капусты».

И если это не вилы, а круги по воде, то все становится на свои места. Ведь круги на воде - это вещь зыбкая и недолговечная. Так и про событие говорят, что едва ли оно случится, как и круги на воде останутся.

«Вилами по воде писано». Вглубь истории

Если копать дальше, то оказывается, что давным-давно были такие облачные девы, которые вили из облаков серебряные нити дождя. Именно от слова «вить» происходит слово «вилы». Вилами называли и Долю с Недолей, вещих прях.

Кстати, сами девы считаются светлыми силами, их представляли одетыми в воздушные как пух одеяния с лебедиными крыльями. Есть версия, что сам бог Велес появился от этих светлых дев, а точнее из их струящихся змеевидных волос.

Сплетенные Вилами дождевые нити несли с собой пророчества о судьбах людей, а круги на воде - это их послания. В старые времена существовали жрецы, которые умели расшифровывать, что «вилами по воде писано».

Значение и происхождение фразеологизма

Писать на (по) воде ; Вилами на (по) воде писано .

Значение : о пустых обещаниях, неопределенных планах, напрасном труде.

Синонимы : бабушка надвое сказала; гадать на кофейной гуще; строить замки из песка.

Примеры употребления:

— Женюсь ли, нет ли, это ещё вилами на воде писано

(А. В. Амфитеатров. "Домашние новости")

Ни в какую Москву я не собираюсь. Будь это лет пять тому назад, такое предложение было бы царским подарком. А сейчас, когда структуры меняются пять раз в неделю, оно выглядит наивно. Да и назначение моё вилами на воде писано - это очевидно.

(Святослав Демин. "В кривых коридорах ООН")

Этимология:

Как и в большинстве случаев, когда речь идет о происхождении того или иного слова или фразеологического сочетания, в отношении этимологии данного выражения существует целый ряд предположений. Рассмотрим основные версии.

1. По предположению Снегирева И. М. (Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Т. 1. М., 1831 г.) , русский фразеологизм «вилами по воде писано» — калька с греческого или латинского оборота (in aqua scribes [ин áква скрúбис] - ты пишешь на воде) с переносным значением «выполнять бесполезную работу, ничего не делать». Катулл использует выражение «in aqua scribere» [ин áква скрúбэрэ] - «писать на воде», говоря о легкомысленности женских клятв: «что говорит / влюбленному страстно подруга, / / нужно на ветре писать / или на быстрой воде (пер. С. Шервинского). Этот оборот встречается также у Софокла, Платона и Лукиана. Имеются во многих европейских языках.

2. Данный фразеологизм — результат переосмысления свободного словосочетания в русском языке «писать вилами по воде». Переносное значение выражения «нет уверенности в том, о чем говорят» развилось из первоначального образа — не оставлять следов на воде, если писать по ней вилами. (Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М., 1988.)

3. Происхождение фразеологизма "писать вилами по воде" связано с суеверным, языческим оберегом-заговором от водяного, описанным А.А. Афанасьевым: крестьяне предохранялись от «баловства» водяного, чертя во время заговора крест ножом и косой, которые являются символами Перуна. Писание вилами по воде соотносится с этим суеверием и порожденным им обычаем. Значение фразеологизма «сомнительно, неясно» появилось вследствие скептической народной оценки таких заклинаний, не приносящих желаемых результатов. (Гвоздарев Ю.А. Пусть связь речений далека... Ростов-на-Дону, 1982) .

4. История выражения также связывается и с одним из древнейших видов гадания — гидромантией (гадание по воде). В Персии, например, по расходящимся от брошенного в воду камня кругам определяли будущее. Слово «вилы»* первоначально значило «круги» (ср. вило к, диалектное вил - «завиток»), затем это значение стало неактуальным и теперь ошибочно связывается с современным вилы - «сельскохозяйственное орудие». Логичная мотивировка стала алогичной. (Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1985) .

*Примечание :

Слово вилы образовано от индоевропейского слова «вить» (ср. литовское vyti — «вить», латинское viere — «плести», др.-инд. vayati—«плетет, ткёт» и т. д.) с помощью суффикса *-dla (совр. -ла) и означало нечто вьющееся, "круги". Вспомните также вилок - «кочан» (капусты). В диалектах ещё существует слово вил - завиток. Оно образовано с помощью суффикса -лъ от вити (вить) . Первоначальное значение «вити»— «то, вокруг чего завиваются листья капусты, образуя кочан» (ср. выражение «капуста завивается»).

Вилами на воде писано Разг. Ирон. Это ещё неизвестно, будет так или нет. - Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость! - подшучивал Антонин. - Это ещё на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью (П. Невежин. Тихий приют).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вилами на воде писано" в других словарях:

    вилами на воде писано - бабка еще надвое гадала, маловероятно, бабка еще надвое сказала, бабушка еще надвое сказала, бабка надвое сказала, бабушка надвое гадала, бабушка надвое сказала, вилами по воде писано, сорока на воде хвостом писала, не факт, бабушка еще надвое… … Словарь синонимов

    вилами по воде писано - нареч, кол во синонимов: 18 бабка еще надвое гадала (14) бабка еще надвое сказала (14) … Словарь синонимов

    вилами на воде писано - Ви/лами на (по) воде писано О чём л. маловероятном, сомнительном или неизвестном … Словарь многих выражений

    это еще вилами(на воде) писано - (иноск.) сомнительно Ср. Кантемир. 175, 189. (Изд. Смирдина.) Ср. Стоит (благодарности), человече: ты отпираешь мне рай светлый (ведя для сожжения)... Ну, это еще вилами по воде писано, авоськами присыпано. Д.Л. Мордовцев. Великий раскол. 2, 18 …

    Это еще вилами на воде писано. - Это еще вилами на воде писано. См. ВЕРНОЕ НАДЕЖНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Это еще вилами(на воде) писано - Это еще вилами (на водѣ) писано (иноск.) сомнительно. Ср. Кантемиръ. 175, 189. (Изд. Смирдина.) Ср. Стоитъ (благодарности), человѣче: ты отпираешь мнѣ рай свѣтлый (ведя для сожженія)... «Ну, это еще вилами по водѣ писано, авоськами присыпано». Д …

    вилами(по воде) писать - (иноск.) о невозможном, безуспешном, сомнительном Ср. Статочное ли дело, чтоб отцу ручаться и отвечать, что на уме его взрослой девки? Скорей можно вилами по воде писать. Кохановская. Из провинциальной галереи портретов. См. это еще вилами писано … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Вилами(по воде) - Вилами (по водѣ) писать (иноск.) о невозможномъ, безуспѣшномъ, сомнительномъ. Ср. Статочное ли дѣло, чтобъ отцу ручаться и отвѣчать, что на умѣ его взрослой дѣвки? Скорѣй можно вилами по водѣ писать. Кохановская. Изъ провинціальной галлереи… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Вилами на (по) воде писано - что. Народн. Ирон. или Неодобр. Что л. очень сомнительно, неясно, не вызывает доверия. ДП, 293, 419, 703; БТС, 139; ШЗФ 2001, 36; Жук. 1991, 367; ФСРЯ, 68; БМС 1998, 82 83 … Большой словарь русских поговорок

    Яйцами по воде писано - (от погов. вилами по воде писано очень маловероятно; яйца мошонка; грубовато) исходное знач … Живая речь. Словарь разговорных выражений

Книги

  • Пословицы, поговорки и крылатые выражения , Ушакова О.. Перед вами сборник русских пословиц и поговорок. А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.…

В одном из изданий книги польской афористики Яна Жабчица (первая публикация — 1616 г.) есть тематическая рубрика «Не познаемо». В ней помещены четыре поговорки: Путь на воде после лодки. //Птичье летание на воздухе. //Змия ползуща по камени. // Дева чистоту потерявшая (Симони 1899, 44-45).


Как видно из их переносного смысла, под «непознаемым» собиратель имеет в виду не то, что непознаваемо, а то, что не оставляет после себя следа, то, что неузнаваемо после совершения каких-либо действий. И след на воде от проплывшей лодки не случайно в этом ряду занял первое место: ничто так быстро не расплывается и не разглаживается, как линия, прочерченная по водной поверхности.


Не случайно поэтому писание по воде издавна у многих народов считалось заведомо бесполезным и ненужным делом. Выражения kath" hýdatos grápheis (греч.) и in aqua scribis (лат.) "на воде пишешь" значили уже у древних греков и римлян — "ты выполняешь заведомо бесполезную работу, переливаешь из пустого в порожнее". Есть такие выражения и во многих современных славянских и неславянских языках: чеш. na vodé psát, пол. na wodzie pisać, иерхнелуж. na wodu napisać, с.-х. pisati po vodi, ит. scrivere su una pozza d"acqua (букв, "писать на колодце с водой"), англ. write in (on) water и т. п. Именно поэтому оборот писать наводе , встречающийся у Софокла, Платона, Лукиана, Катулла, считают интернационализмом, калькой с греческого или латыни (Снегирев 1831 1,85; Тимошенко 1897, 42-43; Попов 1976, 25).


Такая точка зрения вполне приемлема, хотя в разных языках встречаются варианты нашего выражения, свидетельствующие не только о книжном, но и о речевом распространении и обогащении древнего образа. Бессмысленность какого-либо дела может характеризоваться, например, и писанием на песке (фр. être écrit sur le sable), на ветре, льде или снеге (пол. pisać na wietrze, pisać na ledzie, pisać na śniegu) и другом непригодном для долговременного хранения информации материале.


Немало таких вариантов обусловлено и попытками экспрессивной конкретизации орудия писания. В одном лишь польском языке записаны такие варианты, как palcem na wodzie pisano "пальцем на воде писано", pisanymi gałązką na wodzie "веточками писано на воде", na wodzie patykiem pisane "палкой на воде писано" и даже prątkiem na piasku pisane "прутиком на песке написано" (NKPII, 940).


Известны подобные варианты и русскому языку. В стихотворном собрании пословиц середины прошлого века, например, встречаем вариант о писании пальцем по воде:



Иному твердить о душевном вреде,


Что пальцем писать на воде:


И ухом себе не ведет,


Пока его в крюк не согнет.


(НРП 2, ч. II, 75-76)



Записаны в народной речи и такие обороты, как сорока на воде хвостом писала (Михельсон 1912, 830), пишет, как черт шестом по Неглинной (улица и речка в Москве) (ДП, 420; Даль IV, 598) или писал Марка (Макарка) своим огарком (Даль II, 572).(Ср. «утешительное» обращение одной старушки к своему петуху в деревне Симоняты Псковской области: «Петенька, твая смерть ешіію мелом писана», т. е. неизвестно, когда настанет.)


Выражение вилами на воде написано — один из таких вариантов. Он, пожалуй, имеет наиболее широкое распространение и употребление, ибо известен не только русскому, но и белорусскому, украинскому и польскому языкам: вілами на вадзе пісана, вилами по воді написане, to jeszcze widłami pisano. Характерно, что в диалектах оно может употребляться и в форме сравнения—как в лем- ковских говорах украинского языка: як би вилами по воді написане було.


Если по поводу писания на воде у историков фразеологии практически нет разногласий, то вариант о писании вилами—предмет ожесточенной дискуссии.


Гидромантия—гадание по воде—действительно, была популярна и у восточных народов, и у славян. Свидетельством ее является, в частности, выражение как в воду глядел, связанное именно с предсказанием будущего по воде. Однако у славян, в отличие от персов, пока еще не зафиксировано такого гадания гидромантии, которое основано на бросании камней в воду и узнавании будущего по кругам. Более того, польские и русские варианты выражения писать на воде ясно показывают, что в творительном падеже в них стоит существительное, обозначающее отнюдь не форму начертания каких-либо знаков, а орудие письма: палец, веточку, палочку, шест, огарок и даже сорочий хвост. Это, следовательно,—то, чем «творят» написанное, а не то, что начертано на воде.


Известна и вторая гипотеза, объясняющая наше выражение на мифологической основе. Отталкиваясь от суеверного языческого оберега, заговора от хозяина водной стихии водяного, ее пытается отстоять Ю. А. Гвоздарев. Крестьяне предохранялись от «баловства» водяного тем, что чертили во время заговора крест ножом с косой, которые являются символами Перуна—верховного языческого божества. Писание вилами по воде, по предположению сторонника этой гипотезы, соотносится именно с этим суеверием и порожденным им обычаем. Значение же фразеологизма—"сомнительно, неясно", "неизвестно еще, когда и как что-либо произойдет"—развилось как результат скептической народной оценки таких заклинаний, не помогавших делу (Гвоздарев 1982,27).


Здесь, в отличие от первой версии, налицо известность суеверного ритуала именно в России. Достаточно рельефно проступают и детали писания ножом и косой по воде. Эти детали, однако, и помогают опровергнуть версию о связи заговора с историей нашего оборота. Ведь обращение к нему не имело целью узнать свое будущее. Наоборот, с помощью такой магической операции заговаривающие стремились запугать водяного, отпугнуть его святым крестом (ср. бояться как черт ладана и диалектное, известное также во многих языках, — бояться как черт креста или как черт святой (крещенной) воды). Так же как и очерчивание, осенение головы крестом (ср. очертя голову), эта магическай операция предохраняла от нечистой силы достаточно долго и устойчиво. Вот почему уже при такой гипотезе наше выражение никак не могло получить ассоциации с чем-либо весьма недолговечным, быстро исчезающим. Кроме того—еще один, чисто мифологический контраргумент: вилы, по мифотворческой символике, в какой-то степени противопоставлены ножу и косе, они—орудие дьявола, поскольку напоминают один из его атрибутов—рога. Использовать их как оберег от нечистой силы поэтому, с точки зрения народного суеверного сознания, было бы «противоязычно».


Наконец, существует и третье объяснение оборота о писании вилами по воде. Авторы его исходят из материалистической реальности первичного образа—не оставлять следов на воде, если пишешь по ней вилами (Фелицына, Прохоров 1979,107; 1988,115; Ивченко 1987). А. А. Ивченко весьма основательно доказывает истинность такого прочтения оборота, приводит много языковых аргументов и критически оценивает версии предшественников.


Пожалуй, третья гипотеза и является самой убедительной. Необходимо лишь отметить, что все-таки какой-то элемент мифологичности, интуитивно ощущаемый сторонниками первой и второй версий, в значении оборота присутствует. Это, правда, судя по употреблениям фразеологизма, не столько суеверие, сколько издевка над ним:



"Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость", — подшучивал Антопин. "Это еще на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью"» (П. Невежин. Тихий приют); «"Какой вы части? Где стоите?",— "Партизанской части, известно. Стоим сейчас на разъезде, а где завтра будем, про то вилами на воде писано"» (К. Седых. Отчий край); «Это еще вилами на воде писано, спасем ли мы собор» (Н. Рыленков. На старой смоленской дороге); «Но даже это обещание, как говорится, вилами на воде писано» (Правда, 1982, 19 сент.).



Этот иронический оттенок весьма устойчив. Он характеризовал и исконный вариант нашего оборота уже в XVIII в.:



Смотри ж и ты, Светильник ясной! Не проведи нас на бобах; И ложной радостью напрасной Не тешь нас на пустых словах. Чтоб были все твои ответы И все Сивиллины советы Написаны не на воде.


(Н. П. Осипов.Вергилева Енейда, вывороченная на изнанку)



Приведенный отрывок весьма примечателен. От него тянутся нити и к античным греко-латинским параллелям о писании по воде как о бесцельном времяпрепровождении, и к собственно русскому, народному переосмыслению его как очень ненадежного прогноза на будущее. Мифологический элемент предреченности в тексте «Енейды...» Н. Осипова подчеркнут и русским фразеологизмом провести на бобах (первоначально связанным с гаданием), и упоминанием легендарной прорицательницы античности Сивиллы (Сибиллы).


Значит, все-таки наше выражение связано с гидромантией?


Пожалуй, все-таки — нет. Оно ассоциативно привязано к иному способу прогноза будущего—его предначертанием, написанием на чем-либо долговечном и надежном. Вот целая серия итальянских выражений, ведущих свое начало из глубокой античности: е scritto in cielo "написано в небе", е scritto nei fati "написано на судьбе", е scrito nel libro del destino "написано в книге судьбы". А вот и несколько французских: être écrit au ciel "быть написанным на небе", c"est écrit "это написано". Смысл их — тот же, что и у русского выражения на роду написано у кого-либо. На роду — это как бы на «родовой книге судьбы», на родовом «фатуме» или, говоря по-современному,—на нашем генетическом коде.


Написанное же на воде—в отличие от неумолимо надежной и долговечной «родовой» записи—зыбко, непостоянно и потому недостоверно, сомнительно. Уже сам материал для записи будущего дает повод для скепсиса. А если к тому же эта запись сделана столь громоздким и неприспособленным для писания орудием, как вилы, то веры такому прорицанию и предначертанию вообще нет.

- Как ты думаешь, он свое обещание выполнит?
- Нет, у него все всегда на воде вилами писано.

Расхожее выражение, не правда ли? И главное, все ясно без дополнительных объяснений. О ком так говорят? О ненадежном человеке, о том, кому веры нет. Или о деле, которое то ли будет, то ли нет, время покажет.

Откуда родом вилы на воде?

Лингвисты спорят по этому поводу уже не один десяток лет. Отмели несколько вариантов за недоказанностью и оставили два, посчитав их наиболее вероятными.

Первый вариант имеет недавнее происхождение. За основу взяты обычные вилы. Городским жителям напомню: вилы – это сельскохозяйственный инвентарь, совершенно необходимый, например, во время уборки сена. Вот только для чего водить ими по воде, тем более писать ими на ней, толком объяснить все-таки никто так и не сумел. Исследователи говорят о том, что если вилами просто провести по воде, то останутся отчетливо видные круги. Пройдет минут пять, и они начнут исчезать. Через полчаса, а то и раньше водная гладь вновь станет безмятежно-ровной. Все так, как говорится, ни добавить, ни убавить. Но вопрос «Зачем писать вилами на воде, заранее зная, что следа не будет?» остается без ответа.

Второй вариант кажется более убедительным. Он отправляет нас к языческим временам. О том, что это были за времена, читаем в статье «Язычество и язычники – кто это? » Главная героиня здесь – ритуальная палочка, отдаленно похожая на те самые сельскохозяйственные вилы. Называется она Триглав . Не каждый имел право на такую палочку. Только человеку, наделенному волшебной силой, дозволено было пойти в лес, найти там особое дерево.

Не все части священного дерева подходили для изготовления Триглава . Нужна была ветка, похожая на рогатку, причем, чем шире, тем лучше. Ни отрубить, ни отпилить ветку было нельзя. Следовало помолиться, попросить у духа дерева разрешения на эту ветку. И сразу же уйти, не оборачиваясь, чтобы не оказаться лицом к лицу с неведомой и страшной Могучей Силой, которая обитала в корнях священного дерева. Вернуться можно было только на седьмой день. И не с пустыми руками, а с подношением. Могучей Силе приносили черную курочку, пяток яиц, мед и обязательно небольшой каравай свежего хлеба. На черном камне возле священного дерева раскладывал колдун свои подношения и только после этого внимательно осматривал землю под деревом. Если дух был милостив к нему, то на земле лежала та самая ветка-рогатка, но уже видоизмененная – зубцов было не два, а, как и задумано, три. То есть Могучая Сила сама собирала Триглав и дарила часть своей мощи колдуну.

На что похож Триглав? В старину сказали бы, что ритуальная палочка один в один - древняя руна Аз. Современному человеку, не знакомому с таинственным миром рун, Триглав больше напомнил бы вилку с тремя зубцами, которую обычно подают для свежих или консервированных фруктов. По преданию, волшебную силу ритуальной палочки составляли три Ипостаси, владевшие всем миром. Это были Навь, Явь и Правь. На самом деле, они редко действовали вместе: уж слишком разными были их цели и задачи. Соединив свои силы, они утраивали могущество и одаривали им колдуна.

Что мог сделать колдун, обладавший Триглавом? Всё. Настолько была велика сила человека, владевшего Триглавом, что он мог убрать порчу, излечить от смертельной болезни, вернуть удачу, защитить воина в бою и одержать победу над огромным вражеским войском.

Как писали Триглавом по воде?

Колдуну не нужна была речная или морская гладь. Он пользовался деревянной ступой. Наливал туда студеную воду из родника и начинал священнодействовать – писал на ее поверхности неведомыми простым людям таинственными письменами. А еще толок ее, перемешивал, круги наворачивал на свой Триглав. И снова писал, бормоча себе под нос заклинания. Закончив ритуал, он позволял каждому человеку набрать себе этой водицы и отнести к себе домой. Там ее смешивали с обычной водой, и она тоже становилась заговоренной. А вот прочесть то, что на ней было написано, было невозможно: вилы, то есть Триглав следа на воде не оставляли.

Когда и как фразеологизм «вилами на воде писано» стали употреблять в негативном значении?

Исследователи полагают, что произошло это в период крещения Руси. Началась борьба с язычеством. Гонение на волхвов и тех жрецов, которых называли колдунами, было жестоким. Их убивали, изгоняли, капища разрушали, а все их действия высмеивали, сея семена сомнения в душах новообращенных христиан. Как можно верить тому, кто непонятно что пишет на воде? Да и пишет ли или просто делает вид, что пишет? Следов-то нет, а значит, и сделанного не будет. Ненадежный человек, и нет ему веры.

Давным-давно исчезли волхвы, в колдунов сегодня тоже мало кто верит, а фразеологизм «вилами на воде писано» не только помнят, но и активно используют.