Русский язык учим правила легко. Как лучше выучить с ребенком стихотворение? — Никогда не отказывайтесь от приглашений

Человеческий мозг - очень практичная штука. Он запоминает только то, что по каким-либо причинам кажется ему важным, и отбрасывает неважное. Абстрактные цифры, малопонятные фразы мозг считает информационным мусором, от которого нужно если не избавляться, то складывать в самый дальний чулан памяти. Поэтому попытки вызубрить ПДД с книжного листа, скорее всего, окажутся тщетными.

Чтобы числа и канцелярский язык заинтересовали и запомнились, их нужно сделать менее абстрактными, более живыми.

1. Добавьте немножко личного

Грубый пример: если вас однажды оштрафуют за переход дороги в неположенном месте, вы надолго запомните, когда можно пересекать проезжую часть, а когда не стоит.

Впрочем, не обязательно попадать на штрафы. Просто попробуйте примерять изложенные в ПДД пункты на себя.

Например, если вы пока что ездите на трамвае, а не на автомобиле, найдите в этом преимущество: зато трамвай всегда прав. Это доступное, личностное изложение одного из основных принципов ПДД: при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество перед другими транспортными средствами независимо от направления движения.

Соотнеся теорию с личным опытом, вы сможете без труда щёлкать трамвайные задачки на экзамене.

2. Смейтесь

Смех снижает уровень кортизола - гормона стресса, который угнетает функции гиппокампа. А эта область мозга ответственна за перевод информации в устойчивые воспоминания. Кроме того, когда мы смеёмся, в организме повышается уровень улучшающего эндорфина.

Совокупный эффект выглядит так: если вы смеётесь, значит, вы запомните вызвавшую смех информацию лучше, чем любую другую. Байки, анекдоты, карикатуры о дорожном движении - отличный способ зафиксировать ПДД в памяти.

В России введена новая разметка на шоссе - три сплошные линии. Они означают то же, что две или одна, но надо же что-то делать!

Анекдот

В отличие от испытания в ГИБДД, у вас будет неограниченное количество попыток. Доведите решение задачек по ПДД до автоматизма - и водительское удостоверение почти у вас в кармане!

Представляем вашему вниманию веселые запоминалки по русскому языку на 15 правил орфографии, орфоэпии и грамматики.

Грамотная речь, как устная, так и письменная, сразу выдает человека образованного и начитанного. Говорить и писать без ошибок мечтает каждый! Конечно, добиться стопроцентного результата может лишь обладатель редких энциклопедических знаний. Однако сделать свою речь более чистой, не режущей слух – задача легко выполнимая: и начать стоит с того, чтобы не допускать в ней хотя бы самых распространенных ошибок.

В этой статье, подготовленной специально ко Дню русского языка, мы постарались собрать вместе несколько «популярных» трудных случаев, на которых часто спотыкаются не только дети, но и вполне серьезные взрослые – в телепередачах, кино, СМИ. А чтобы запомнить правила было под силу даже малышу, мы решили облечь их в стихотворную форму.

1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!

(Е. Интякова)

2. Частицы НЕ и НИ

О, как похожи НЕ и НИ!
Но все же разные они.
Как ни хитри, как ни мудри ,
Не надо путать НЕ и НИ!


3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.

(Е. Интякова)


4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит .
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт .

(И. Агеева)


5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!

Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
"Жарко стало - мамочки!
Снять мне что ли варежки?"

(Е. Интякова)


6. Прийти – приду

– Я не смогу к тебе придти
И в школу не прийду .
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду .

(Е. Интякова)


7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении

На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь ,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ ! Запомнил?
– Да!


8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Еду ни лОжить , ни ложИть ,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!

(Е. Интякова)


9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).

«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу !
Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать !»

(Е. Интякова)


10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!

Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.

(Е. Интякова)


11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(И. Асеева)


12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.

Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)

А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:

Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!

(Е. Интякова)

Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно : деревяННый, стекляННый, оловяННый.


13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.

Шел по лесу медвежо нок,
Повстречал его волчо нок:
– Там в лесу толпа девчо нок
Весь рассыпала бочо нок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!

(Е. Интякова)


14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты .
Лучше жить без тОртов ,
Чем гулять без шОртов !


15. Правописание непроизносимых согласных

И ужасно , и опасно
Букву «Т» писать напрасно !
Всем извесТно , как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно !


Дарим вам запоминалки
Совершенно БЕЗВОЗМЕЗДНО!

С Днем русского языка!

Уважаемые читатели, возможно, вам известны и другие хорошие запоминалки? Вы сочинили их сами или запомнили еще с детства? Мы будем вам очень признательны, если вы поделитесь с нами своими знаниями и дополните эту статью новым интересным материалом. Присылать письма можно на нашей редакции.

Думаю это поможет:
шаг 1. открыть учебнику
шаг 2.почитать правило
шаг 3. почитаю еще раз
шаг 4. 1. Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем, как приступить к зубрежке, в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.
2. Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.
3. Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.
4. Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» - попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.
5. Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись - нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.
6. Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.
7. Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.
8. Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.
9. Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».
10. Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь Fit-bo или потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Инструкция

Без знания правил нельзя освоить грамотное написание.

Вы должны понять главную мысль правила, суть его.

Компетентный и педагог всегда построит урок таким образом, чтобы ученик являлся не объектом, а субъектом обучения. Он должен научить ребенка не получать готовые знания, а самому добывать их.

Если ученик на уроке сам приходит к открытию, то заучивание правил не составляет особого труда, т.к. он понимает, о чем в них идет речь.

Изучая написание букв "и", "ы" после "ц", учащиеся легко запоминают слова-исключения по смешной фразе: "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц". Если приложить еще иллюстрацию того, как смешно цыган крадется к цыпленку, то заучивание этого правила не вызовет никаких затруднений.

Если дети умеют определять часть речи, то это также упростит процесс осмысления правила.

При заучивании правил, касающихся постановки знаков препинания, вам поможет умение хорошо видеть строение предложения и выделять его части.

Научитесь работать со схемами предложений. В графическом виде посредством схемы правило запомнить намного проще.

Источники:

  • как запомнить правила

Правила – это различного рода общепринятые нормы. Без правил жизнь человека была бы хаосом. Правила сопровождают нас повсюду: на улице, в гостях, в общественных местах и т.д. Многим нормам поведения нас учат с детства, и мы принимаем это как само собой разумеющееся. Но есть такие правила, которые мы должны изучать, без которых невозможно получение образования, овладение профессией. К ним относятся, например, правила русского языка, различные законы. Запоминание огромного количества подобных норм поможет успешно применять их на практике.

Вам понадобится

  • - учебник
  • - сборник заданий (упражнений)

Инструкция

Настройтесь на запоминание правила, определите, сколько времени вам для этого понадобится. Правила учить в спешке и под воздействием каких-либо отвлекающих факторов (телевизор, ).
Решите для себя, для чего вы запоминаете - только чтобы ответить на занятии, или оно будет необходимо вам и в дальнейшей жизни.

Внимательно прочитайте правило, четко проговаривая каждое слово.
Чтобы успешно запомнить правило, нужно понять суть его содержания. Для этого необходимо определить в нем значение каждого слова.
Ключевые слова можно подчеркнуть или выделить цветом. Так зрительная память сработает быстрее, при последующем воспроизведении правила вы вспомните выделенные слова.
Кроме выделения ключевых слов, если возможно, эффективно будет представить данное правило графически, например, в виде схемы или таблицы.
Для того, чтобы лучше понять содержание правила, можно переформулировать его, если это возможно. Например, правило имеет такую структуру: «Если есть…, то делаем…». Скажем так: «Делаем…, когда есть…».
Если правило состоит из нескольких пунктов, то сначала осмысливайте каждую часть отдельно. Для запоминания свяжите содержание каждого пункта. Это могут быть причинно-следственные связи между ними, либо использование всех пунктов в одной конкретной ситуации.
Подключите свою фантазию и творческое воображение и постарайтесь образно представить себе содержание правила. Такой прием активно используют воспитатели детских и при объяснении каких-либо норм малышам.

Свяжите новые знания с ранее изученными. Так вы освежите в памяти пройденный материал и в сопоставлении с ним лучше запомните новый. Новая информация запоминается легче, когда у вас уже есть знания по данной теме.

После формулировки правила обычно следуют его применения на практике. Ознакомьтесь с ними. Сопоставьте те явления, которые есть в образце, с теми, о которых говорится в правиле.
Выполните предлагаемые тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний. В ходе их выполнения проговаривайте формулировку правила.
Выполняйте разнообразные виды упражнений, так вы запомните возможные нюансы данного правила.
Повторяйте содержание правила даже тогда, когда «автоматически» используете его на практике. Это позволит вам подтвердить его правильное применение.

Перескажите правило кому-то из близких или повторите самому себе, закрыв . Полезно также, если кто-то зачитает вам первую часть правила, а вы продолжите. Или наоборот, вас спрашивают, в каком случае или делается что-то конкретное, а вы называете это условие.

Видео по теме

Обратите внимание

Когда запоминаете правило, постарайтесь не отвлекаться на посторонние дела и мысли.

Полезный совет

Запоминать правила лучше всего утром или вечером.

Источники:

  • Как правильно запоминать в 2019

Владение правилами орфографии определяет уровень грамотности человека. Этот аспект в значительной степени влияет на его профессиональный имидж. Нормы орфографии русского языка охватывают такие разделы, как корни с чередующимися гласными, слитное и раздельное написание «не» с различными частями речи, гласные после шипящих; слитное, раздельное и дефисное написание слов, а также правила правописания приставок .

Правила правописания приставок нужны не только для того, чтобы регулировать корректное графическое оформление слова. В отдельных случаях то или иное написание приставки может влиять на . Например, « » означает находиться в каком-либо месте длительное время, а «прибывать» - приезжать куда-либо.Кроме того, приставка может помочь в «расшифровке» значения слова. Так, приставка пре- придает значение высокой степени качества или действия, и ее можно заменить словами «очень», «весьма» (например: преприятный, преуспевать). В других случаях приобретается значение «через», «по-иному», как у приставки пере-,(например: преступать, превращать). Приставка при-, в свою очередь, может создавать смысловое значение пространственной близости (например: прибрежный, ); прибавления, приближения, присоединения(например: приделать, прибить, примыкать); неполного действия (например: приоткрыть, приостановить), доведения действия до конца (например: придумать, приготовить), совершения действия в чьих-либо интересах (например: припрятать, приберечь).Фонетические особенности языка также оказывают влияние на приставок . Выбор согласной «с» или «з» без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас- зависит от последующего звука. Они пишутся с буквой «з» перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой «с» перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безвозвратный – , изранить – испугать, раздвинуть – распахнуть.Однако необходимо помнить, что приставка с- всегда остается неизменной, независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной (например: сделать – стесать, скрести – сгрести).Правила правописания приставок также регулируют графическую передачу слов с иноязычными пост-, суб-, -, дез-, контр-, транс-, пост-, пан-. В этих случаях корень начинается с гласной «и», в отличие от правописания слов с русскими приставками, где вместо «и» «ы» (например: отыскать, подыграть). Исключения составляют приставки меж- и сверх-, после которых сохраняется «и» (например: сверхинтересный).

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они на практике показывают действие правила.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка Виктория Романова

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — . Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской « ».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку .


А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе .

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения, спасёт тебя от пунктуационной ошибки.


Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становится на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях