Сергей есенин мелколесье. "тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь"


Рассказ о селе Константиново без пейзажей - неправильно, даже абсурдно. К сожалению, там нет точки, с которой можно было снять окружающую ширь и гладь, а также реку Оку. Но хоть что-то снять можно.
Когда говорят, что село стоит на берегу Оки, то несколько искажают реальность. От села до берега реки не так уж близко, но чуть-чуть реку заснять удалось.
Вот


Ну и стихи

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

«Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», - так любовно воспел в своем творчестве С. Есенин край, где он родился и рос.

Центр этого края город Рязань раскинулся на крутых и живописных склонах реки Оки вблизи Москвы. Эти города разделяют всего каких-то 200 км. В XVII веке старинная Рязань была экономическим, политическим и культурным центром Руси.

Имела надежное укрепление, потому что была южно-восточной окраиной государства, и варварские набеги кочевников первыми выпадали на ее долю. Нашествие Батыя 1237 года было трагическим для города. Возродить былое могущество старой Рязани было уже не под силу.

Эту ношу взял на себя Переяславль-Рязанский, ныне Рязань, основанный в 1095 г. Историческим центром Переяславля был Рязанский кремль , который остается центром культуры и современной Рязани.

Это красивейший архитектурный памятник России, который состоит из комплекса зданий, каждое из них неповторимо и наделено собственной историей. Главной изюминой остается Успенский собор, который можно увидеть из какой-либо точки города.

Построенный еще в XVII веке, он и сегодня продолжает восхищать туристов своей грандиозностью. Трудно осознавать, что такое громадное сооружение можно было создать всего за 6 лет. Его порталы и наличники окон украшены сказочной красоты резьбой по белому камню.

Внутреннее содержание не уступает внешнему. Чего стоит один Иконостас, вознесшийся ввысь на 27 метров, который состоит из 7 ярусов икон. В настоящее время это действующий собор, службу в котором возобновили в 1992 г.

На территории кремля находятся также палаты князя Олега, Архангельский собор, целый ряд действующих экспозиций, которые поведают о богатом историческом и культурном прошлом.

Так в Архангельском соборе, который является старейшиной кремля, размещается выставка, знакомящая с предметами древнерусского искусства. Само здание является образцом архитектуры XV века. Рязанская земля обогатила русскую культуру и науку, она дала им известных ученых, писателей, художников.

Благодарные потомки помнят и чтут память о них. Им посвящают и открывают памятники и музеи. Так 2 октября 1975 г был открыт памятник поэту С. Есенину. Установлен памятник на набережной реки Трубежа.

Отсюда теперь поэт может наблюдать за привольными окскими просторами, в которые в свое время он был влюблен. Поэт изображен вдохновенно декламирующим стихи на фоне берез, расположившихся за монументом.

Богата Рязань и монастырями, которые, являясь частью достопримечательностей Рязанской области , способствуют развитию паломнического туризма. Вышенский, Солотчинский, Свято-Иоанно-Богословский монастыри привлекают сюда паломников всего мира.

Исторические и художественные музеи, цирк, драмтеатр делают культурную жизнь города разнообразнее. Одних памятников архитектуры в городе около 70 объектов. И каждый из них по-своему самобытен. Но об этом лучше не говорить, а этим лучше любоваться самому.

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» Есенина

Последний год жизни Есенина был перенасыщен разнообразными событиями. Поэт предчувствовал свою смерть и стремился максимально использовать оставшийся ему срок. Страшные запои перемежались с мощными приливами творческого вдохновения. Поэт успел в третий раз жениться и сделал попытку вылечиться от алкогольной зависимости. Особое значение он придавал последней поездке в свое родное село, в котором не был около десяти лет. Под впечатлением от этого посещения Есенин написал несколько прекрасных стихотворений. Одно из них – «Мелколесье. Степь и дали…» (октябрь 1925 г.).

Душевное состояние поэта было крайне тяжелым. Его настроение резко менялось под влиянием самых незначительных причин. Данное произведение было написано в момент духовного просвета, в нем нет гнетущего ощущения мрачности и безысходности. В то же время заметно какое-то нездоровое отчаянное веселье, которое свойственно человеку, находящемуся в крайней степени нервного возбуждения. Складывается впечатление, что поэт пребывает в неустойчивом состоянии между смехом и слезами. Современники утверждают, что именно таким представлялся Есенин в этот период времени.

В безмятежную картину пейзажа («степь и дали») внезапно вторгаются «разливные бубенцы». Они традиционно символизируют собой веселье, но у поэта рыдают. Эта резкая смена настроения характерна для всего произведения. Размышления автора отрывочны, они быстро сменяются и наслаиваются друг на друга. От образа «неприглядной дороги» поэт переходит к образу саней, что в свою очередь напоминает ему о крестьянском происхождении. Есенин словно бы внезапно вспоминает, зачем вообще предпринял эту поездку. Ведь он стремился в родное село на протяжении многих лет. Эта мысль опять меняет его настроение. Автор с умилением говорит о своей любви к родному краю, которая и является истинной причиной его слез.

В финале Есенин обращается к образу гармошки, называя ее «смерть-отрава». Поэт очень любил этот народный музыкальный инструмент и постоянно приглашал на гулянки гармонистов. Под звуки гармони Есенин впадал в экзальтированное состояние, пел и плясал. Он считает, что «под этот вой» ему и суждено погибнуть. Современники уверяют, что при виде отчаянного веселья Есенина присутствующие часто не могли удержаться от слез.

Заканчивая стихотворение словами о пропадающей «лихой славе», поэт навсегда прощается с родным селом. До его смерти оставалось всего лишь два месяца.

«Мелколесье. Степь и дали…» Сергей Есенин

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»

Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем не менее, добившись успеха на поэтическом поприще, он остался обычным крестьянским парнем и подавляющее большинство своих стихов посвятил родной природе, которая являлась для него неиссякаемым источником вдохновения.

В 1925 году Есенин ненадолго вернулся на родину и был неприятно поражен переменами, которые произошли в размеренном укладе сельской жизни. Однако первые впечатления от поездки домой оказались очень трогательными и волнующими. Именно им посвящено стихотворение «Мелколесье. Степь и дали», в котором автор в очередной раз признается в любви к русской земле и осознает, что по сравнению с этим всепоглощающим чувством его творческие успехи попросту меркнут . «Неприглядная дорога», по которой ему довелось возвращаться в Константиново, вызывает у поэта настоящий восторг, к которому примешивается легкая грусть. Есенин осознает, что давно уже перестал быть частью этого мира, так знакомого ему с детства. Однако автор готов пожертвовать всем, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к прошлому. Поэтому он заявляет» наплевать мне на известность и на то, что я поэт». В этот момент для него намного важнее то, что он возвращается домой, где не был почти 10 лет. Его чувства настолько искренни, что поэт «почти березке каждой ножку рад поцеловать».

Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех.

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» - стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку - село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.