Анализ стихотворения бунина мать

«Матери» Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Анализ стихотворения Бунина «Матери»

Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаив душе обиду на самых близких людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.

В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году. В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.

Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, детскую лампадку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не моет понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.

Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаив душе обиду на самых близких людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.

В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году. В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.

Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, детскую лампадку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не моет понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.

Анализы других стихотворений

  • Подготовка к чтению.
  • Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос - покорный, смирный.
  • Ангел - хранитель - в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Полушепот - тихая речь.
  • Глаза туманя - засыпая
  • Очаруешь - произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак - полумрак, неполная темнота.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел - хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

  • Анализ произведения

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Потянулись,

Остановились.

10.

  1. Нет друга нежнее матери.

11.Рефлексия деятельности

  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама - это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты - стихи, а композиторы - песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина - это, прежде всего мама, начало жизни.

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

13.Домашнее задание.

Использованная литература.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения: "Матери" Иван Бунин »

Урок литературного чтения 2 «а» класс

Тема: И. Бунин «Матери»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Козьменкова В.Н.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»

Учитель Козьменкова Валентина Николаевна.

2014 год

Урок чтения во 2 «а» классе

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование : портрет И.Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.


Ход урока

1 Самоопределение к деятельности

2.Проверка д/задания

Выразительное чтение стихотворений.

3. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

4.Постановка целей урока.

Давайте ответим на вопрос.

Для чего человеку мама?

5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

-Мама, все поймет и простит.

- Она принимает тебя таким, какой ты есть.

- Она любит тебя за то, что это ты.

- Потому, что она дала мне жизнь.

- Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.

6. Постановка целей урока

Какие цели урока поставим перед собой?

(Познакомиться с творчеством И.Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)

7. Работа по теме урока

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Подготовка к чтению.

    Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

    Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.

    Полушепот – тихая речь.

    Глаза туманя – засыпая

    Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

    Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Понравилось вам это стихотворение? Чем?

От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)

Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

    Анализ произведения

Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

2. Составление картинного плана.

Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

Какие картины вы себе представили?

3. Составление партитуры чувств.

Какие чувства они у вас вызывают?

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

9.Продолжение работы по теме урока

Прочитайте стихотворение на с.116

Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

Прочитайте стихотворение выразительно.

10. Включение новых знаний в систему

    Работа с пословицами в группах.

На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?

    Нет друга нежнее матери.

    При солнце тепло, а при матери добро.

    Птица рада весне, а дитя матери.

    Материнская молитва со дна моря вынимает.

11.Рефлексия деятельности

Выберите и продолжите любое предложение:

    На сегодняшним уроке я узнал…..

    На этом уроке я похвалил бы себя……

    После урока мне захотелось…..

    Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Как вы поняли эти строки из стихотворения?

Как ваша мама заботится о вас?

13.Домашнее задание.

Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.

Использованная литература.

    Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006

    С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006

    Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010

    Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г.

    Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г.

    «Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина

    http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html

    http://dino.disneyjazz.net/dr0.html

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/

    http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/

Покинув родовое гнездо в 17 лет, И.А.Бунин хотел доказать родным, что литература это не дурачество. Родители хотели, чтоб поэт стал ученым. Он обижался на близких людей из-за этого. Тем не менее, он с нежностью и любовью вспоминает детские годы.

Стихотворение долго подвергалось редакции, опубликовано было спустя пять лет после создания. Поэт вновь хотел возвращаться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обычные вещи «игрушки, детская лампадка». После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, это было поэту непросто. В стихотворении он мысленно переносится в свою постель, в то время, когда ненужно было ни о чем думать, время безмятежности, что его сопровождало до 17 лет.

Он очень любил мать, вспоминает «ты перекрестишь, поцелуешь…». Мать поэта заботилась о нем и оберегала. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мама всегда говорила ему, что ангел-хранитель за ним. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает где правда, а где фантазия. Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, возможно, потому что в настоящем жить так непросто. Поэт счастлив, что воспоминания его не оставили. Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей жизни.

Счастье всегда ассоциировалось у него с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была опора на мамино плечо, он мог расслабиться и жить в мире своих неугомонных фантазий. Только эти детские воспоминания переносили его в атмосферу тепла и уюта настоящего домашнего очага.

Мать для поэта была божественным созданием и идеалом женщины. Может поэтому он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко. С ней у Бунина не сложились отношения. Он так и не смог взять ответственность, которую требовала у него самостоятельная взрослая жизнь.

Всех женщин поэт сравнивал с мамой, но его воспоминания детства сложно было превзойти. Бунин всегда ощущал рядом своего ангела-хранителя «напомнишь мне, что он со мной…». Видимо поэту было непросто, а в воспоминаниях он думает об отдыхе «а сладкий сон, глаза туманя…». В нашей памяти детство навсегда останется как беззаботное время безграничного счастья.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мать»

И.А.Бунин поздно уехал из родительского дома. До 17 лет он проживал с родителями. Мать для поэта имела большое значение, он ее считал идеалом. Может, из-за этого ему тяжело было решиться на женитьбу. В стихотворении «Мать» автор в образе матери воплощает защитницу от всех невзгод. Возможно, и сам И.А.Бунин нуждался в такой защите.

После отъезда из дома ему сложно было жить самостоятельно. Родители мечтали о его карьере ученого. Поэт хотел доказать, что литература не просто увлечение. В этом произведении он показывает силу матери, которая может не спать ночами ради своего ребенка «И, положив дитя к плечу, все напевала и ходила…». Сопоставив страшную бурю и трепетную уставшую мать, поэт показывает невероятную силу женщины. Вероятно, автор считал мать своим ангелом, он таким произведением воздвигает свою маму на уровень божества.

Горевшая свеча символизирует жизнь, она мерцала из-за непогоды и мать оберегает этот огонь. «Она мерцавшую свечу старинной книгой заслонила…». У И.А.Бунина сложно складывалась самостоятельная жизнь. Он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко.

Идеалом женщины была для него мама, всех женщин он сравнивал с ней. Непогода и буря символизирует жизненные невзгоды, которые случаются с каждым человеком. Скорее всего, автор в образе ребенка показывает совсем не младенца. Поэт, таким образом, показывает, что для матери ее ребенок всегда останется маленьким и беззащитным. Она бы и около взрослого тоже не спала ночь и охраняла его сон. И ночь тянулась «без конца».

Автор говорит, что матери тоже тяжело, она устала и из последних сил держится. Ночь ей кажется бесконечной, а буря никогда не закончится. И сама она как будто сдается, на глазах слезы. И только взгляд маленького сынишки придает ей сил. Она и сама испытывает страх. Ветер так бушевал, что едва дом уцелел. Матери страшно, но она не оставляет свой пост и охраняет сон своего ребенка. Женщина готова на все, даже сражаться с бураном она бы смогла.

И.А.Бунин, испытывая сложности, ждал, что его так же защитят, как мама в стихотворении. Он сам на себе ощутил бушующие бураны судьбы и шум злой вьюги. Поэт очень любил свою маму и посвятил ей ни одно стихотворение.

Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать»

Портретные изображения в произведениях И.А.Бунина - это не столько описание внешности, так или иначе характеризующей героя, это не только отражение его внутреннего мира, - это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика. Поэтому активное использование иконописных образов и сюжетов в творчестве И.А. Бунина вполне логично (стихотворения: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Канун Купалы»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшая солнца» и т.д.). Образ Богородицы в этом перечне занимает особую нишу: И.А. Бунин прямо или опосредованно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.

И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием. Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.

И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом –
И стекла в рамах дребезжали,
Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь - не угасая,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…

Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,–
Казалось ей, что дом дрожал,
В степи на помощь призывал.

Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу - все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем. Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.

Особо отметим роль анафоры и многоточий, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевали», «заметали», «заносили», «врывались» и т.д.) создают неограниченное временное пространство в произведении: как бесконечна смена дня и ночи («и дни и ночи»), так бесконечен жизненный буран, так верна, хрупка, и в то же время абсолютно надежна в нем «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире. Показательно, что в тексте один единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «заслонила». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает изначальное, несомненное, абсолютное заступничество Божьей Матери. Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и будто повторяющая завывание ветра) вдруг обрывается противительным союзом «но» и почти библейским оборотом «но был огонь - не угасая…» (Ср. с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)).

Как мы видим, образы дома, книги и свечи имеют особое значение для понимания текста. Безусловно, свеча - символ веры, «старинная книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома ассоциируется с понятием души человека; и спасти этот дом может лишь «мерцающая свеча» - вера в Божественное сострадание.

Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней - 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом нарастал, -
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.

Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным. В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании. Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк. Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:

И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…

Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.

Таким образом, в стихотворении «Мать» И.А. Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богородицы за род людской, а путем преобразования драматичного лирического сюжета в живописное портретное изображение, он воссоздает иконописный сюжет, и тем самым конкретный лирический образ женщины превращается в образ Богоматери - заступницы всех страждущих, Матери мира, которая слышит всех и плачет обо всех заблудившихся. Так предельно конкретно-бытовая сюжетная коллизия преобразуется в портретную зарисовку, а затем, путем волшебного художественного слова, вырастает до максимальной степени обобщение и символического толкования.

Иван Бунин - Я помню спальню и лампадку (Матери)

Ya pomnyu spalnyu i lampadku,
Igrushki, tepluyu krovatku
I mily, krotky golos tvoy:
«Angel-khranitel nad toboy!»

Byvalo, razdevayet nyanya
I polushepotom branit,
A sladky son, glaza tumanya,
K yee plechu menya klonit.
Ty perekrestish, potseluyesh,
Napomnish mne, chto on so mnoy,
I veroy v schastye ocharuyesh.
Ya pomnyu, pomnyu golos tvoy!
Ya pomnyu noch, teplo krovatki,
Lampadku v sumrake ugla
I teni ot tsepey lampadki.
Ne ty li angelom byla?

Z gjvy/ cgfkmy/ b kfvgflre,
Buheirb, ntgke/ rhjdfnre
B vbksq, rhjnrbq ujkjc ndjq:
«Fyutk-,"es":["_MWUkRjsgZA"],"bg":["BEpz99LjbI8","AWyzfTCOHmE"],"pl":,"lt":["Wrv0fHSRjjM","5RXOqTsYLMM","lcNPn2_FXKw","qEbSUjY64co"]}