Что значит многоточие в конце предложения. Примеры формулировок в сочинении

Этот знак, появляясь в тексте, сигнализирует о некоторой недоговоренности, заминке, рассеянности или смятении субъекта письменной речи. В грамматике многоточие определяют так.

Многоточие – это знак препинания, представляющий собой написанные рядом три точки. Служит для обозначения незаконченной мысли или паузы автора.

Ставится этот знак препинания в следующих целях:

1. Для того, чтобы показать незавершенность высказывания , некоторое смятение мыслей вызванное состоянием говорящего, обрывом в логичном развитии мысли; помехой, возникшей из внешней среды, а также для обозначения перерывов в речи. Используется, как правило, в прямой речи. Например:

— Я не могу… Не могу так… Это не справедливо и неправильно… Не могу!…

— Я бы сказал, кто ты… но о девушках предпочитаю так не говорить.

— Помню. Помню эту девчушку… хорошая была… А зачем вы про нее спрашиваете?

2. Для обозначения заминок не только между словами, но и в самих словах , например:

— За… за… забудь меня! – от гнева ее всю трясло.

— Ва… Ва… Ваня вот сейчас ты вообще не прав, — сказала Маша.

3. Для обозначения границ цитат. Используется в тех случаях, когда цитата вводится не полностью, а лишь частями, наиболее значимыми для контекста. Есть несколько способов ввода многоточия в цитаты.

а) Для указания, что границы цитаты, являющейся по отношению к контексту самостоятельным предложением, не совпадают с границами предложения в цитируемом тексте:

Пушкин, освещая труды своих современников, так характеризовал Державина: «… Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

В этом примере мы видим, что цитата, во-первых, является самостоятельным предложением, а во-вторых, хоть и оформлена предложением, но в исходном тексте имеет явно другие границы. И действительно, в оригинальном тексте Пушкина мы видим это предложение во всей его полноте:

«Согласен, что некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения, что в «Душеньке» Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена, что Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, сего же самого Лафонтена, что Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского; что Жуковского перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». (Пушкин, «О причинах, замедливших ход нашей словесности)

Однако если цитата оформляется как косвенная речь, то в таком случае многоточие ставить не нужно:

Писатель, освещая все сделанное до него, говорил, что «оды Державина… исполнены порывами гения».

б) Для обозначения пропуска внутри цитаты:

Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата». В оригинале: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата».

Перед тем, как нам начать разговор об этом знаке препинания, выясним, что такое многоточие. Многоточие - это знак пунктуации, при помощи которого на письме в русском языке обозначают паузу или незавершенность.

Чтобы правильно понимать какой бы то ни было текст, следует непременно осознавать, какие именно функции выполняет каждый знак препинания, это касается и многоточия. Так для чего же нам столь необходим этот знак в системе пунктуации и в каких случаях его следует использовать?

Как уже было сказано выше, многоточие выражает некий обрыв мысли и незаконченность, которые могли быть спровоцированы волнением либо внешними помехами. «Она была столь красива… До сих пор не верится, что она оказалась способной на столь мерзкий поступок…».

Многоточие используется и там, где продолжается прерванное ранее повествование. Этот знак препинания также можно встретить в тех местах письменного текста (или предложения), где пропущено его начало. «… но эти самые помехи не стали для нас серьезными препятствиями, и мы решили не останавливаться».

Использование многоточия актуально и в тех случаях, когда необходимо обозначить паузу, которая возникает вследствие перехода от одного действия к другому. Такой переход может быть вызван сменой мыслей, каких-то решений и даже при неожиданных выводах. «Погода была прекрасной, солнце согревало теплом своего яркого света, и казалось, что ничто не может предвещать беды…. Вдруг, всего через несколько мгновений небо затянули мрачные тучи, стало темно, и неожиданно прогремел гром».

Без многоточий не обойтись и при работе с цитатами. В этом случае подобным знаком препинания обозначают выделенную часть текста или предложения из текста. При выделении фрагмента из предложения тоже используется многоточие. Некоторые лингвисты ассоциируют многоточие со следами слов, которые на цыпочках сбежали из предложения.

Так, где пропускается целое предложение или несколько предложений, используются многоточия с угловыми скобками. Такой знак препинания ставится в месте пропущенных предложений. Многоточие встречается и там, где обозначаются интервалы, например: «6…9 месяцев» или «ожидается понижение температуры -2…-4 градусов».

О функциях и случаях употребления многоточия необходимо знать выпускникам школ и, желательно, использовать этот знак препинания, наряду с другими знаками пунктуации, при написании изложения или сочинения. Особенно важно не просто использовать многоточие, а использовать его правильно и не забывать об этом знаке при работе с цитатами. Уровень знаний школьников проверяет ГИА, то есть государственная итоговая аттестация.

Может, кому из выпускников придет в голову написать сочинение, например, о многоточии? Прекрасно! В своей работе можно прибегнуть к этому знаку при подчеркивании неожиданных моментов, которым многоточие придаст некую загадочность и даже изысканность, при этом отпадет необходимость акцентировать внимание на очевидных деталях и выводах. Именно их вполне логично заменить многоточием, которое также позволит дать не только некоторую свободу читателю в интерпретации прочитанного, но и выдержать паузу перед любым драматическим моментом.

Начнем с того, что такое многоточие. Многоточие - знак препинания, который используется в русском языке для обозначения пауз или незавершенности. Любому человеку важно знать, зачем нужно многоточие, чтобы понимать, что имел в виду собеседник или автор литературного произведения и чтобы он сам мог правильно его использовать на письме. Для чего же используется многоточие?

Правила использования многоточия

Школьникам часто задают написать сочинение о том, зачем нужно многоточие. Сочинение-рассуждение на эту тему Вы легко сможете написать, когда узнаете все случаи, в которых используется многоточие. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Многоточие используется в предложении для обозначения незаконченности, обрывания мысли, вызванного внешними помехами или же волнением: «Он был прекрасен... Но я не могу понять, как мог такой красивый человек совершать такие гадкие поступки...»; «Возможно, так будет хуже для всех, но я не могу просто уйти и не могу просто забыть...».

Также многоточие используется для обозначения продолжения прерванного рассказа или пропущенного начала текста или предложения: «Слушать его было безумно скучно, и я все время отвлекался, но он не реагировал и продолжал свой рассказ: «... но эти препятствия не остановили нас, мы должны были дойти до финала любой ценой».

Многоточие также можно использовать для обозначения пауз при резком переходе от одного действия или события к другому, при смене мыслей, решений или при неожиданных выводах: «Солнце светило спокойно и радостно, в обрамлении приближающихся туч, на улице было тепло и тихо... Вдруг, небо в один миг затянулось, стемнело и грянул гром».

Если вы пишете сочинение о том, зачем нужно многоточие, то можете указать, что оно используется в работе с цитатами. При использовании отдельного предложения или его фрагмента многоточием обозначается использование только части текста: «Многоточие - это не просто знак, который мы используем, сами того не понимая, не замечая, это следы слов, сбежавших из предложения, ушедших из него на цыпочках» - «Многоточие - это не просто знак … это следы слов, сбежавших из предложения, ушедших из него на цыпочках». Для обозначения пропуска целого предложения или нескольких предложений используется многоточие с угловыми скобками, которое ставится на месте пропущенных предложений.

Также многоточие используется для обозначения интервалов «5...8 месяцев», «ожидаемая температура +20...25 градусов»

Зачем нужно многоточие в сочинениях и на экзаменах? Проверяет ваши знания того, зачем нужно многоточие, ГИА (государственная итоговая аттестация). Поэтому на экзамене может быть полезно наряду с другими знаками препинания использовать многоточие, особенно важно уметь правильно его использовать при работе с цитатами.

Если вы пишете на экзамене сочинение о том, зачем нужно многоточие на ГИА, вы можете с его помощью подчеркивать неожиданные моменты, придавать загадочность и изысканность, не проговаривая очевидные вещи и выводы, а заменяя их многоточием, которое предоставляет читателю некоторую свободу в интерпретации прочитанного, а также выдерживая паузы перед драматическими моментами.

Теперь зы знаете, зачем нужно многоточие, как и для чего его можно использовать. Используйте его правильно, пишите грамотно и получайте высокие оценки.

Словарь Ушакова

Многоточие

многото чие , многоточия, ср. (грам. , тип. ). Знак препинания в виде трех (или более) точек, поставленных рядом одна с другой в строку.

Словарь лингвистических терминов

Многоточие

Знак препинания, употребляющийся:

1) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. Друг Моцарт, эти слезы... не замечай их (Пушкин)- А, так ты...- Я без души лето целое все пела (Крылов). Слушай, отпусти ты меня... Высади куда-нибудь... Не бывал я в таких делах... Первый раз... Пропаду ведь я... (Горький);

2) в начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. ...Слишком сорок лет прошло с этого утра, и всю жизнь Матвей Кожемякин, вспоминая о нем, ощущал в избитом и больном сердце бережно и нетленно сохраненное чувство благодарности женщине-судьбе, однажды улыбнувшейся ему улыбкой пламенной и жгучей (Горький);

3) для обозначения большой паузы при неожиданном переходе от одной мысли к другой между законченными предложениями. Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он’ топнул ногою, оттолкнул секретаря... (Пушкин);

4) в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста.

Энциклопедический словарь

Многоточие

знак препинания (...), служащий для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте.

Словарь Ожегова

МНОГОТО ЧИЕ, я, ср.

1. Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек (...), означающий недоговорённость, возможность продолжения текста.

Словарь Ефремовой

Многоточие

  1. ср.
    1. Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания или при паузах внутри него).
    2. Ряд точек, указывающих на пропуск в тексте.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Многоточие

Знак препинания, употребляемый в тех случаях, когда надо изобразить известную неопределенность или недосказанность мысли, волнение, вызванное каким-нибудь чувством, событием или явлением природы и т. д. Примеры: "Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям" и т. д. (Тургенев, "Лес и степь"); "трава, кусты, все вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее!.. Вы добежали, вошли... Каков дождик!" и т. д. (там же); "и взор ее (золотой рыбки) зеленых глаз был грустно-нежен и глубок... (Лермонтов "Мцыри") и т. д.

С. Б-ч.

Словари русского языка

    В зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак: В восьмом часу он подходил к дому. Вся его фигура изображала решимость: что будет, то будет! (Ч.); - Да что с тобой? - изумилась старуха. - Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.).

    При недоговоренности, возможности продолжения перечисления в высказывании, его незаконченности в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи... Отлично... (Ч.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелою листвою... (Бун.); ...В тумане низко плывет малиновый шар солнца и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни... (Бонд.); Петя не спеша вытирает руки, плечи... И думает... (Шукш.); - Да если б я знал, я б пошел и... (Шукш.). Многоточие может указывать на особый смысл, многозначительность, подтекст: Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал... (Шукш.); Положил газетку на видное место... И включил газ, обе горелки.. . (Шукш.).

    В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Комбинация знаков препинания объясняется усложненной целевой установкой предложения или сочетанием разных оттенков значения и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т.д. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается при передаче прямой речи: - Как это так взяли?! - крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); - Это еще что такое?.. Ну?.. - Давыдов злобно ощерил щербатый рот (Шол.); - Ну, что? Как дело?.. - Плохо... Беда!.. - Что? Говори живее!.. - Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.); Сорок раз видел весну, сорок раз!.. И только теперь понимаю: хорошо (Шукш.); Но меня поразило: откуда он-то знает такие слова?! (Шукш.); - Да нет, зачем же?.. Это ведь труд лишний (Шукш.).

    При акцентировке отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания могут ставиться после каждого из этих членов. Каждый акцентируемый член предложения принято оформлять как самостоятельную синтаксическую единицу, т.е. начинать ее с прописной буквы : Сева спросил, оглядываясь: - А что же вы его не доделываете? - Это кого? Д ом-то? (Бун.); - Что вас привело к ним? - неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. - Н едомыслие? С трах? Г олод? (А. Т.); - Так что же это? К априз? П рихоть? Я думаю, нет (Сол.); - Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? П рирода? С реда обитания? В ообще среда? Я зык? П редания? И стория? Р елигия? Л итература и вообще искусство? И что тут стоит па первом месте? Или, может быть, просто воспитание при действии всех вышеназванных сил? (Сол.).

    Примечание . Как правило, такое расчленение конструкции в прошлом не влекло за собой употребления прописных букв: Зачем же здесь? и в этот час? (Гр.); Все отвергал: з аконы! с овесть! в еру! (Гр.); Чем хуже положение мое, тем язык мой становится связаннее и холоднее. Что мне делать? п росить прощения? х орошо, да в чем? (П.). У некоторых современных авторов еще можно встретить такое оформление подобных конструкций .

    Вопросительный и восклицательный знаки могут оказаться внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами образуют вставки, передавая соответствующее авторское отношение: Вот опять была ночь - сон или действительность? - И опять наступает утро (Бун.); - Да, - продолжал ученый, - наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); У Пушкина читаем в конце пятой главы: «Молва приписывала смерть его действию яда, будто бы данному ему одним из конфедератов» (! ) (Сол.).

    Вопросительный и восклицательный знаки могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т.п.). Это возможно при оформлении диалога, где соответствующие (невербальные) реплики становятся понятными благодаря контексту: - Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. - А сколько времени заняла работа над ней? - Примерно два с половиной месяца. - !!! - Потому что до этого было четыре года исследований (газ.); - Такие красивые детеныши и у орангутангов - большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать? - ? - А как же! У обезьян все как у людей (газ.).

    Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца:

    Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

    Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. Несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (А. Т.);

    Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату .

    И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.);

    Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего .

    Он снова увидел яхту, обходящую известково-белую башню портового маяка (Кат.).

    Примечание . Начальное многоточие помогает сгладить различие в форме подачи мысли при перечислении и одновременно указать на незавершенность этого перечисления:

    Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

    Он никогда не мог определить - за что же он преклонялся перед Вернадским:

    Вселенский масштаб мышления, космический человек.

    Интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

    Был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

    - ...вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединила многих порядочных людей <...> (Гран.).

    Многоточие внутри предложения передает затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

    - Вот... дали за ударную работу... - Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку... И, наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп (Шукш.);

    - Не надо было! Зачем... помешали? (Шукш.);

    - Я тут... это... характеристику принес, - сказал мужчина (Шукш.);

    Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею назвать себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... и... и мой покойный брат работал в «Деле».

    Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

    - Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

    - Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

    - Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

    Многоточие внутри предложения может выполнять особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на необычность, алогичность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Преступника... на пьедестал (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

    Многоточие в цитате обозначает пропуск, т.е. то, что она приводится не полностью: К.Г. Паустовский писал: «Импровизация - это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне...»; «...Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу - талантливому, обездоленному и как бы притихшему, не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением», - писал К.Г. Паустовский; В своем дневнике Л.Н. Толстой писал: «...наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатление от событий происходят не от самых событий, а от нашего душевного состояния. И этих душевных состояний... есть очень много. Так, есть состояние стыда, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселости, трудности, легкости» .

    Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия употребляется прописная буква ; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква : «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», - писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы» .

    При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие автора, цитирующего текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>» .

Точка может ставиться при расчленении грамматически законченного предложения на части, т.е. при парцелляции. Разделенные точками парцеллированные члены предложения или их группы становятся самостоятельно оформленными частями высказывания: - Кто нынче у вас работает? - Здесь все профессиональные физики. В основном московский физтех . Еще несколько человек с мехмата, математики по цифровой обработке. Всего двадцать пять человек. И двадцать студентов. Опять-таки физтеха (газ.); От экспериментатора требуются неслыханное мастерство, опыт, интуиция, чтобы правильно ответить на этот вопрос. И предельная объективность (газ.); О Зубре ходили легенды, множество легенд, одна невероятнее другой. Их передавали на ухо... Были просто сказочные истории, интересно, что не всегда для него лестные, некоторые так прямо зловещие. Но большей частью героические или же плутовские, никак не связанные с наукой (Гран.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.).

Примечание . Расчленение возможно лишь при смысловой завершенности первого, базового предложения: Он мог стать писателем. Художником. Ученым. Врачом. Мореходом. Переводчиком. Актером . Все у него получалось - за что бы ни брался. Стал разведчиком. Судьба? Может быть... (газ.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень - шофер Пашка Холмянский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми, изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый (Шукш.). Ср. невозможность постановки точки: «Произведение написано в стиле. Романтическом » ; ср. также: Вошел молодой человек с портфелем. Большим, тяжелым. - Вошел молодой человек с лицом красивым, по неприветливым (невозможно: «Вошел молодой человек с лицом. Красивым, но неприветливым » ).