Историческая тема в драматургии периода великой отечественной войны. "советская россия" - независимая народная газета

При составлении публикации частично использованы материалы из Википедии - свободной энциклопедии.

Александр Евдокимович Корнейчук (12 (25) мая 1905, станция Христиновка Киевской губернии, ныне в Черкасской области Украины - 14 мая 1972, Киев) - украинский советский писатель и политический деятель. Академик АН СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1967), Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1949, 1951) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1960).
Кроме драматургии А.Е. Корнейчук занимался также политической и общественной деятельностью. Корнейчук был в 1944-1945 годах заместителем Народного комиссара иностранных дел СССР. Побывал и председателем Комитета по делам искусств УССР. В 1944 г., когда было впервые создан народный комиссариат иностранных дел Украины, Корнейчук был назначен исполняющим обязанности наркома иностранных дел Украины. Деятельность его на этом посту вошла в противоречие с планами И.В.Сталина. А.Е. Корнейчук всерьёз воспринял вхождение Украины в ООН и начал разрабатывать планы самостоятельного подписания Украиной мирных договоров после окончания войны. Вскоре И.В.Сталин отправил министра-мечтателя в отставку.
В 1949-1972 А.Е. Корнейчук член ЦК КП УССР, в 1952-1972 член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР и Верховного Совета УССР 1-8 созывов (1937-1972). В 1953-1954 заместитель Председателя Совета Министров УССР. В 1947-1953 и 1959-1972 председатель Верховного Совета УССР. Участник Всемирных Конгрессов защитников мира. В 1959-1972 член Президиума Всемирного Совета защитников мира.
Первую пьесу Корнейчук написал в 1929 г., но слава к драматургу пришла в 1933 г. после того, как он опубликовал драму «Гибель эскадры». - революционный романтический миф о большевиках-черноморцах, которые топят свои корабли, чтобы они не достались немцам. Пьеса произвела большое впечатление на украинское руководство, в особенности на П.П.Постышева, который стал продвигать «украинского самородка». С каждой новой пьесой слава Корнейчука возрастала. Благодаря острому юмору и актуальной тематике, его последующие драмы и комедии пользовались большим успехом у зрителей. Следует отметить, что в пьесах Корнейчука описание многих событий и некоторые высказывания действующих лиц казались зрителям очень смелыми. Но так как Корнейчук был всегда близок к высшим руководящим кругам страны, то он всегда знал, что уже можно и даже пора критиковать и высмеивать. Н.С.Хрущёв и Л.М.Каганович рекомендовали И.В.Сталину молодого писателя, и в 1938 году состоялась личная встреча в Кремле. И.В.Сталин писал А.Е. Корнейчуку: «Товарищ Корнейчук! Прочитал вашу пьесу „В степях Украины“. Хохотал от души. И. Сталин». Писатель понравился Сталину, и для его произведений была открыта «зелёная улица» - они были переведёны на все языки народов СССР, прежде всего - на русский, и ставились во всех советских театрах.
Во время войны 1941-1945 гг. Корнейчук находился в действующей армии в качестве политработника, корреспондента центральных газет. Широкую известность получила его пьеса «Фронт» (1942). Содержание этой пьесы я помню до сих пор, хотя моя мама повела меня смотреть эту пьесу в киевском «Русском драматическом театре», когда мне было лет двенадцать. Пьеса «Фронт» была написана по личному указанию Сталина и даже с его с правкой. В этой пьесе подвергались критике старые генералы - герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях. Фамилии главных героев пьесы Горлов и Огнев стали нарицательными. Горлов - символ воинствующего невежества и карьеризма, Огнев - символ ума и мужества. Между ними на протяжении всей драмы происходит острейший конфликт, в ходе которого решается судьба тактики современной войны. Корнейчук показал, что военные методы Горлова неминуемо ведут к поражению, в силу их отсталости и бездарности.
Сталин сразу же оценил достоинства пьесы и рекомендовал ее для публикации в газете "Правда". Пьеса была напечатана в четырех номерах газеты за 24-27 августа 1942 года.
Она вызвала различные отзывы, в том числе и резко отрицательные. В архиве И.В.Сталина сохранилась переписка об этой пьесе. 28 августа 1942 года командующий Северо-Западным фронтом маршал С.К.Тимошенко послал И.В.Сталину телеграмму, в которой отмечал: "Опубликованная в печати пьеса тов. Корнейчука заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять. Автора привлечь к ответственности, виновных в связи с этим следует разобрать".
В тот же день И.В.Сталин ответил С.К.Тимошенко телеграммой:
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ МАРШАЛУ ТИМОШЕНКО
Вашу телеграмму о пьесе Корнейчука "Фронт" получил. В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии.
И.СТАЛИН.
1 сентября 1942 года И.В.Сталин на копии телеграммы, полученной от С.К.Тимошенко, написал: "Т-щу Корнейчуку. Посылаю Вам для сведения телеграмму т. Тимошенко и мой ответ. Стиль телеграммы т. Тимошенко сохранен полностью, привет! И.Сталин".
3 сентября1942 года А.Е.Корнейчук в ответном письме сердечно поблагодарил И.В.Сталина за внимание и поддержку.
В ответ на возмущение других генералов Сталин сказал: «Воюйте лучше, тогда не будет таких пьес». Сталин приказывал выдавать билеты на пьесу «Фронт» генералам и офицерам, работавшим в Москве или прибывавшим в Москву во временную командировку, и проверять, смотрели ли они эту пьесу.

Писатель передал полученную им за пьесу Сталинскую премию в Фонд обороны. Впрочем, это была обычная практика военного времени. Мой одноклассник, дед которого тоже стал лауреатом во время войны, рассказывал мне, что его дед Григорий Светлицкий (народный художник УССР) узнал по радио, что награждён Сталинской премией, и что он уже передал полагающиеся ему деньги в Фонд обороны.
***
Пьеса Корнейчука «Фронт», переделанная в издевательский памфлет над Красной Армией, была поставлена режисером В.А.Блюменталем-Тамариным в оккупированном немцами Киеве под названием «Вот так они воюют» (So wie sie kaempfen). Всеволод Блюменталь-Тамарин в этой пьесе сам сыграл главную роль - генерала Горлова, переименованного в Горлопанова.
***
Возможно, что прообразами генерала Горлова в пьесе А, Корнейчука "Фронт" были генералы Василий Николаевич Гордов и Григорий Иванович Кулик. Они воевали всю Отечественную войну, иногда удачно, иногда и неудачно, за ошибки смещались с постов. После войны их обвинили в намерении изменить Родине, совершить теракты, и в групповой антисоветской деятельности. На суде они отказались от своих показаний на следствии. Их приговорили к расстрелу и на следующий день 24 августа 1950 года расстреляли. После ХХ съезда КПСС они были посмертно реабилитированы.
***
Есть мнение, что прообразом генерала Огнева, главного положительного героя пьесы «Фронт», был реальный военный деятель осетин Плиев. Возможно, Корнейчук таким образом обыграл два варианта принятой в армии команды на открытие стрельбы: приказ «Огонь!» и приказ «Пли!»
Исса Александрович Плиев (1903 - 1979) - осетин, советский военачальник, генерал армии с 1962 г. Дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики. В 1936 - 1938 гг. - советник в Монгольской народно-революционной армии. В 1939 г., командуя кавалерийским полком 6-й кавалерийской дивизии, принимал участие в походе в Западную Белоруссию.
Во время Великой Отечественной войны воевал на Западном, Южном, Юго-Западном, Степном, 3-м Украинском, 1-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах. С июля 1941 года командовал 50-й кавалерийской дивизией (с ноября 1941 - 3-я гвардейская кавалерийская дивизия), в августе - декабре 1941 года совершавшей рейды по тылам группы армий «Центр» в районе Смоленска и в Подмосковье. С декабря 1941 года - командовал 2-м гвардейским, с апреля 1942 г. - 5-м, с июля - 3-м гвардейским, с ноября 1943 г. - 4-м гвардейским корпусами. С ноября 1944 г. Плиев возглавлял Первую конно-механизированную группу. Командовал войсками в Московской и Сталинградской битвах, в Мелитопольской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Белорусской, Будапештской и Пражской операциях. За умелое управление войсками при форсировании реки Южный Буг, в боях за Одессу и проявленные при этом мужество и героизм Плиеву присвоено звание Героя Советского Союза. Во время советско-японской войны командовал конно-механизированной группой в Хингано-Мукденской операции 1945 г. За успехи в разгроме японской Квантунской армии награждён второй медалью «Золотая Звезда». За годы Великой Отечественной войны И. А. Плиев 16 раз упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР.
С июля 1946 г. командовал 9-й механизированной армией Южной группы войск, с февраля 1947 - 13-й армией Прикарпатского Военного Округа, с апреля 1949 г. - 4-й армией Закарпатского Военного Округа. В 1949 году окончил Высшие академические курсы при Академии Генерального Штаба. В 1955-1958 гг. - первый заместитель командующего, а с апреля 1958 г. по 1968 г. - командующий войсками Северо-Кавказского Военного Округа.
2 июня 1962 г. войска возглавляемого Плиевым Северо-Кавказского Военного Округа приняли участие в подавлении выступлений новочеркасских рабочих. По воспоминаниям М.К.Шапошникова, именно И. А. Плиев отдал приказ открыть огонь по демонстрантам.
Во время Карибского кризиса с июля 1962 г. по май 1963 г. командовал Группой советских войск на Кубе. Он имел право на применение ядерного оружия в случае вторжения США на Кубу. После возвращения с Кубы вновь приступил к исполнению обязанностей командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
Плиев скончался 6 февраля 1979 г. в Москве, и похоронен во Владикавказе, на Аллее славы.

В предвоенные годы почти все ключевые посты в РККА получили активные участники Гражданской войны, особенно выходцы из Первой Конной армии, так называемой кузницы руководящих военных кадров Страны Советов. Нередко на авансцену попадали люди без должного образования, с устаревшими взглядами на ведение боевых действий, недопонимавшие роль танков и авиации в современной войне, но имевшие большие заслуги. Ошибочно они продолжали уповать на кавалерию для решения стратегических задач будущей войны...

В разгар отступления советских войск летом 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду и на Кавказ, над страной вновь, как и в 1941-м, нависла смертельная опасность. И тогда Сталин предпринял весьма оригинальный ход.

В главной газете страны «Правда» с 24 по 27 августа была опубликована пьеса «Фронт» известного советского драматурга Александра Корнейчука - будущего Героя Соцтруда, академика, четырежды лауреата Сталинской и лауреата Ленинской премий. В описываемое же время полковник Корнейчук являлся сотрудником политуправления Юго-Западного фронта.

В энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941 - 1945» говорится: пьеса «печаталась в самые трудные дни летней кампании 1942 года; в ней критиковались устаревшие способы ведения войны (образ генерала Горлова), утверждался дух творческих исканий, смелости, новаторства (образ генерала Огнева)». Следует отметить, что месяцем ранее Сталин подписал знаменитый приказ № 227, который в войсках получил название «Ни шагу назад!». И появление пьесы «Фронт» стало в некоторой степени логическим продолжением этого приказа и имело заметное значение для судеб армии и Родины.

Далее стали происходить весьма интересные, даже, мож-но сказать, драматические события. Первым в атаку на произведение Корнейчука, уже 28 августа 1942 года, ринулся бывший нарком обороны. В его достаточно сумбурной телеграмме сказано: «Тов. Сталину. Опубликованная в печати пьеса «Фронт» заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками. Ее нужно изъ-ять, автора привлечь к ответственности. Виновных в связи с этим следует разобрать. Тимошенко».

Семен Константинович Тимошенко в годы Первой мировой окончил пулеметную школу, в РККА дважды обучался на Высших военных академических курсах (в 1922 и 1927 годах). Вот и весь образовательный багаж маршала Советского Сою-за. О том, что «соавтором» данной пьесы фактически является сам Сталин, Тимошенко вряд ли догадывался. Узнал он или нет себя в образе генерала Горлова, точно неизвестно, но сам факт обращения к вождю говорит о многом. Шквал критических замечаний советских генералов и маршалов буквально захлестнул редакцию газеты и ЦК ВКП(б). Они требовали прекратить публикацию пьесы, а автора строго наказать. Между тем на рабочем столе Сталина лежал машинописный экземпляр опубликованной пьесы с его резолюцией «В тексте мои поправки. Ст.».

Что же возмутило маршала Тимошенко?

Отрицательный персонаж произведения - командующий фронтом генерал Горлов (то есть, видимо, горлохват), например, говорил: «… есть у меня книжные стратеги, все о военной культуре болтают. Приходится им крепко мозги вправлять».

Его брат Мирон отвечает ему: «И очень плохо делаешь. Много еще у нас некультурных командиров, не понимающих современной войны, и в этом наша беда. Войну нельзя выиграть одной храбростью. Чтобы выиграть войну, кроме храбрости нужно еще умение воевать по-современному, нужно научить воевать по-современному. Опыта Гражданской войны для этого недостаточно».

Другой положительный персонаж пьесы - член Военного совета фронта Гайдар говорит следующие слова: «Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать на руководящие должности молодых, талантливых полководцев наряду со старыми полководцами, и выдвигать надо таких, которые способны вести войну по-современному, а не по старинке, способны учиться на опыте современной войны, способны расти и двигаться вперед. Надо бить их, этих самовлюбленных невежд, бить в кровь, вдребезги и поскорее заменить их другими, новыми, молодыми, талантливыми людьми, иначе можно загубить наше великое дело». Подчеркнутые слова вписаны в текст самим Иосифом Виссарионовичем. В принципе, это и есть главный лейтмотив произведения.

Несмотря на огромную занятость Верховного Главнокомандующего, маршал в тот же день получил достаточно жесткий и однозначный ответ:

«Сов. Секретно

Северо-Западный фронт, маршалу Тимошенко

Вашу телеграмму о пьесе Корнейчука «Фронт» получил.

В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии.

И. СТАЛИН,

28.VIII.1942 г.».

Более того, копии телеграммы Тимошенко и своего ответа Сталин 1 сентября направил для ознакомления автору пьесы:

«Т-щу Корнейчуку

Посылаю Вам для сведения телеграмму товарища Тимошенко и мой ответ. Стиль телеграммы товарища Тимошенко сохранен полностью.

Привет. И. Сталин».

Последняя фраза Сталина обращала внимание писателя на слабое знание маршалом русского языка. Ответ драматурга менее официален и написан в свободной от официоза форме:

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Сердечно благодарю Вас за внимание. Прочитал телеграм-му и Ваш ответ. Насколько я понял, тов. Тимошенко требует, чтобы меня судили за пьесу. Это еще не так страшно, так как неизвестные «благодарные» читатели дают мне клятвенное обещание по телефону, что обя- зательно поломают мне кости. Живу надеждой, что они не набросятся на меня все вместе, а поодиночке. С божьей помощью выдержу. Запорожский дух у нас еще не погас.

С глубоким уважением,

Александр Корнейчук

Эмоции автора можно представить, но здесь неясно, понимал ли он всю важность своего произведения для судеб многих советских маршалов и генералов? Вскоре часть из них, и немалая, покинет свои должности. Драматургу пришлось услышать в свой адрес много нелестных слов и даже угроз от военных. Но имея за спиной такого «соавтора», можно было особенно не волноваться. Более того, за свое произведение он получил самую престижную премию того времени.

27 августа 1942 года «Прав-да» завершила публикацию нашумевшей пьесы. А буквально на следующий день в газетах появилось сообщение о назначении первым заместителем наркома обороны и заместителем Верховного Главнокомандующего генерала армии Героя Советского Союза Г. Жукова и снятии с первой должности маршала С. Буденного. Вторая должность была введена впервые, и у Главковерха был единственный заместитель на протяжении всей войны, им все время оставался Георгий Константинович. Согласно пьесе, получалось, что одного из «Горловых» сняли, а на его должность назначили одного из «Огневых».

11 сентября 1942 года начальник Главного политуправления РККА доложил Главковерху: «Товарищу СТАЛИНУ И. В.

При сем прилагаю проект рецензии на пьесу А. Корнейчука «Фронт». Рецензию прошу разрешить напечатать без подписи в газетах «Правда», «Комсомольская правда», «Красная Звезда» и во фронтовых газетах.

А. Щербаков».

После личного редактирования Сталина хвалебная рецензия о пьесе 29 сентября появилась в печати. Привожу отдель- ный фрагмент: «Смело и решительно указывает Корнейчук на теневые стороны Красной Армии, мешающие нашим героям в разгроме немцев. Он не останавливается перед тем, чтобы разоблачить невежество командующего фронтом и показать, что под важностью и напускным величием крупного генерала скрывается узость и невежество, застойность, консерватизм, нежелание идти в ногу с развитием передовой военной науки». Рецензия вновь била «не в бровь, а в глаз» по малообразованным маршалам и генералам, многие из которых не соответствовали занимаемым высоким должностям, хотя и обладали личной храбростью и геройством.

Пьесу Корнейчука поставили в десятках столичных и провинциальных театров. Вскоре на экраны вышел художественный фильм «Фронт», который показывали и в действующей армии. Его режиссерами были Сергей Дмитриевич Васильев и Георгий Николаевич Васильев, снявшие в 1934 году культовый фильм «Чапаев».

Сталин дал указание руководству Главпура РККА выяснить мнение высшего комсостава о пьесе. Генерал- полковник И. Конев в ходе беседы с вождем откровенно дал ей отрицательную оценку. Оппонент резко возразил ему: «Ничего вы не понимаете. Это политический вопрос, политическая необходимость. В этой пьесе идет борьба с отжившим, устарелым. Вы зарвались, зазнались. Вы, военные, все понимаете, все знаете, а мы, гражданские, не понимаем. Мы лучше вас понимаем, что надо и что не надо».

Жуков в ходе беседы у Сталина ловко ушел от прямого ответа, заявив, что пьесу еще не читал и у него не сложилось какого-либо мнения о ней.

Командующий артиллерией Западного фронта генерал-лейтенант И. Камера в беседе с генерал-лейтенантом Н. Булганиным заявил: «Я бы не знаю, что сделал с этим писателем. Это безобразная пьеса, я бы с ним разделался». Об этом стало известно вождю, и боевому генералу с трудом удалось остаться на своей должности.

Публикация пьесы «Фронт» в советских СМИ развенчала миф о непререкаемом авторитете выдвиженцев Первой Конной армии, которые почти четверть века безраздельно зани- мали весь советский военный Олимп. На ключевые посты в РККА Сталин начал выдвигать новое поколение генералов, способных не на словах, а на деле громить немецкие войска. Это в первую очередь относится к Жукову, Василевскому, Рокоссовскому, Коневу, Ватутину, Черняховскому, Мерецкову и многим другим полководцам. Именно они покорили Берлин и вынудили гитлеровское верховное командование капитулировать. А маршалы Ворошилов, Тимошенко, Буденный и Кулик остались на вторых ролях, но после смерти Сталина трое первых сумели неплохо устроиться.

Сегодня пьеса «Фронт» редко упоминается российскими историками. О ней мало писали и в советское время. Значение произведения Корнейчука для достижения великой победы над агрессорами практически не изучено, а ведь, выражаясь современным языком, это была удачная пиар-акция Сталина.

Перед войной маршал Советского Союза К. Ворошилов занимал должность зампредседателя СНК, председателя Военного совета СССР, а до этого длительное время - с 1925 по 1940 год возглавлял Наркомат обороны. По итогам советско-финской войны в мае 1940 года был снят с должности наркома. 1 апреля 1942 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) за серьезные недостатки в боевой деятельности был переведен на тыловую военную работу.

Маршал и Герой Советского Союза С. Тимошенко с мая 1940 года являлся наркомом обороны. Легендарный герой Гражданской войны, кавалерист № 1 Страны Советов маршал С. Буденный был первым заместителем наркома обороны, маршал и Герой Советского Союза Г. Кулик - заместителем наркома обороны. К лету 1942 года все они показали свою несостоятельность в ведении современной войны и потеряли свои должности. Более того, Григорий Кулик в феврале 1942 год был осужден и лишен званий маршала и Героя Советского Союза. В 1946 году заместителя командующего войсками Приволжского военного округа Кулика в звании генерал-майора отправили в отставку, на следующий год арестовали и после длительного следствия, в 1950 году, осудили и расстреляли.

В начале войны маршалы Тимошенко, Ворошилов и Буденный вошли в состав высшего военного органа страны - Ставки Верховного Главнокомандования. Однако в феврале 1945 года были заменены другими - более современными и талантливыми военачальниками. При жизни Сталина они не получили высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза, но после смерти вождя Буденный стал трижды Героем, Ворошилов - Героем Советского Союза и Героем Социалистического Труда, Тимошенко - дважды Героем Советского Союза.

ФРОНТ КОРНЕЙЧУКА
К 100-летию со дня рождения выдающегося драматурга

Астролог сказал бы, наверное, что они родились под одной звездой. Донской казак Михаил Шолохов и его украинский друг Александр Корнейчук, чьи столетние юбилеи мы отмечаем в эти майские дни, - однолетки. Автор «Тихого Дона» всего на один день старше прославленного советского драматурга. Свидетельство их особой близости - трогательная телеграмма, полученная Александром Евдокимовичем из станицы Вешенской накануне своего 65-летия: «Дорогой Саша зпт Поздравляю тебя невеселой датой зпт крепко обнимаю тчк С ярмарки мы трогаемся вместе тчк Пожалуйста, не спеши и клади кнут под сиденье тчк Твой Михаил Шолохов».
Многое роднило этих талантливых ровесников. Здесь уместно вспомнить и украинские корни шолоховской родословной, и то, что оба писателя - из глубинки (родная для Корнейчука Христиновка, что на Черкасщине, - тоже земля казацкая, а донцы и черкасские казаки издревле были в дружбе)... В одно время станичник и сын железнодорожного слесаря пришли в большую литературу и стремительно заняли в ней лидирующие позиции, сочетая писательскую работу с многогранной общественной деятельностью. Оба были крещены огнем Великой Отечественной и, приравняв перо к штыку, приближали Победу. На ее скрижалях записаны и шолоховская повесть «Судьба человека» и пьеса Корнейчука «Фронт», созданная им в грозном 1942 году рядом с передовой... Труд каждого щедро отмечен высшими правительственными наградами и международными премиями. Нобелевский лауреат Шолохов на равных вел беседы со Сталиным и другими мировыми лидерами. Член президиума Всемирного совета защиты мира Корнейчук мог часами дискутировать с «гениальным горбуном», вождем экзистенциализма Сартром... Пользуясь случаем, знаменитый философ предъявил коммунистической идеологии все свои претензии и счета, требовал ответа. И, как вспоминают очевидцы, такой авторитетный ответ он получил - перед ним сидел не менее блестящий оратор и убежденный коммунист.
Конечно же, различны сама природа творчества, гражданский и художественный темперамент великого прозаика и ведущего драматурга страны Советов. Если неукротимый гений Шолохова, откликаясь на вызовы эпохи, сумел возвыситься над всяческой конъюнктурой и субординацией и нередко смело вступал в полемику с властями предержащими, то покладистый Корнейчук, по мнению даже благожелательных толкователей его творчества, стоял на позициях подчинения литературы политическим лозунгам, а принадлежность к «высшим эшелонам» власти (писатель поочередно занимал посты наркома иностранных дел, председателя Комитета по делам искусств, первого заместителя председателя Совета министров УССР...) словно бы усиливали «заангажированность» драматурга, заставляли, как он сам заявлял, «быть в своем творчестве не только профессиональным литератором, но и общественным, политическим деятелем». Отсюда поверхностные утверждения иных современных интерпретаторов о художественной неполноценности его пьес, якобы присущих им иллюстративности и бесконфликтности, откровенной «лакировке» действительности. И это говорится даже о таких вошедших в золотой фонд советской драматургии вещах как «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «Фронт», а также пьесах последних лет «Страница дневника», «Память сердца», в которых писатель предпринял интересные попытки социально-психологического анализа духовного мира людей послевоенной эпохи... Похоже, лавры неистовых «пролеткультовцев», пытавшихся в послереволюционном угаре сбросить с парохода современности классиков родной словесности, не дают покоя нынешним ниспровергателям корифеев, на этот раз уже - советской литературы. И в этих нападках Корнейчуку от щирых землячков досталось, пожалуй, не меньше, чем его русскому собрату от короедов ерофеевых.
Вот, к примеру, пассажи из «Истории украинской литературы ХХ века. Учебник для студентов гуманитарных специальностей вузов», изданной в Киеве в 1998 г.: «Ненависть к бытию, «смертолюбие» борцов со своим народом - таковы фундаментальные психологические «установки» коллективного подсознательного, к которым апеллировала «оптимистическая трагедия» А. Корнейчука» (речь идет о «Гибели эскадры»). Заметим, что в этом первом своем значительном произведении, принесшем двадцативосьмилетнему драматургу всесоюзное признание, автор отразил трагический эпизод Гражданской войны. 1918 год. Украина - под пятой немецких оккупантов, интервенты ворвались в Крым. Возникла реальная угроза захвата ими стоявшей в Севастополе Черноморской эскадры. Чтобы этого не случилось, В.И. Ленин отдает приказ командующему Черноморским флотом потопить корабли. В этой ситуации возникает трагический конфликт: собственными руками уничтожить эскадру, столь необходимую революции. Острота момента до предела обнажает характеры персонажей, создает в драме чрезвычайно напряженные политические и психологические коллизии, столкновения... «Я встретился со старым боцманом, плавающим 20 лет на Черном море, - вспоминал о подготовительной работе над пьесой драматург. - И тот сказал мне: «Вам, может, будет не интересно, но когда топили последний корабль, мы его почистили, помыли, даже покрасили отдельные части, чтобы корабль отдать морю чистым, это был последний аврал кораблю, гибнущему за революцию...» Уж не в этой ли жертвенности русских и украинских моряков Черноморской эскадры (вспомним заодно и героев легендарного «Варяга») авторы упомянутого учебника «психоаналитически» узрели «ненависть к бытию» и «смертолюбие»?
Понятно, что подобные псевдонаучные комментарии призваны лишь отвратить студента от прочтения самой пьесы, тем более что текст ее давно не переиздавался. А ведь обратившись к нему, современный читатель найдет там вполне актуальные ассоциации и параллели... «Гибель эскадры»... - пьеса настолько высокого политического напряжения и пафоса, что мы решили ее поставить на Октябрьские праздники в этом году и уже к ней приступили», - говорил в 1933 г. об, увы, несбывшихся планах прославленного украинского театра «Березиль» его руководитель, выдающийся режиссер Лесь Курбас, вскоре репрессированный. И это поистине авторитетное признание камня на камне не оставляет от надуманных обвинений нынешних ниспровергателей Корнейчука с литературного олимпа.
Немало попыток сделано ими и в фальсификации содержания пьесы «Фронт», которая без преувеличения стала этапной не только для украинской, но для всей многонациональной советской драматургии. По словам М. Погодина, она «определила главное направление репертуара театров, задала тон,.. оказала огромное влияние на лучшие пьесы военных лет». «С уважением думаю об этом произведении Александра Корнейчука, рождавшемся в холодных комнатах опустевшего воронежского дома», - писал Микола Бажан, подчеркнув, как смело, решительно и откровенно сказано в ней о недостатках и ошибках нашего военного командования, да еще сказано в столь грозные времена. Остро и правдиво изобличая причины неудач Красной Армии, бескомпромиссно осуждая командующего фронтом Горлова и «горловщину», автор не то чтобы выполнял некую партийную директиву, а, наоборот, сам предлагал руководству пересмотреть стиль и методы ведения военных действий. Новые подходы воплощает образ командарма Огнева, вступающего в конфликт с Горловым. Действуя вопреки его указаниям, по собственным смелым творческим планам, поддерживаемым Генеральным штабом, Огнев организует выход войск из окружения, и сам наносит удар по врагу. «Это пьеса отважная и мудрая, она учила воевать и побеждать. Эту пьесу следует разбирать в военных академиях наравне с крупными операциями на военных театрах», говорил о «Фронте» Константин Симонов.
Сам драматург считал «Фронт» лучшим и самым дорогим произведением в своем творческом багаже. Пьеса хорошо поработала на Победу. Она миллионным тиражом печатается в газете «Правда» и буквально отмобилизовывается на фронт: растиражированная в двухстах тысячах брошюр пьеса направлялась политотделами фронтов в сражающиеся армии, дивизии, полки, доходила до среднего и младшего офицерского звена, находя живой отклик в душах бойцов.
По мнению же авторов упомянутого учебника, А. Корнейчук выразил в «Фронте» лишь «мысли и умонастроения партиерархии», а народ, дескать, предстает в этом спектакле «как статист, участник массовых сцен, «человеческий материал...»
Странное, отдающее садомазохизмом, самоуничижение своей национальной культуры! Хотя тут же (шила в мешке не утаишь!) сообщается, что пьесу не только «восхищенно восприняла сталинская партверхушка», но и «высоко оценили союзники по антигитлеровской коалиции, называя образцом военной самокритики, ее ставили и за границей». Гордиться бы историку литературы надо таким произведением, делающим честь любой национальной словесности! Объективно проанализировать и напомнить о ее вкладе в общую Победу над фашизмом. Ан нет, налицо стремление скорее (как в оные времена!) налепить на пьесу ярлык идеологической переоценки и - ату ее из школьных программ, из хрестоматий, из издательских планов, а уж тем более с театральных сцен! Корнейчук, мол, не просто эстетически обесценился, безнадежно устарел, но и политически опасен...
Безапелляционным приговором звучит и такая косноязычная тирада-шарада из трижды упомянутого учебника: «Скальпелем хирурга спасает больных от физической смерти Платон Кречет, но такие интеллигенты, как он, исповедуя коммунистическую мораль, пусть поневоле, но принимали участие в духовном, историческом убийстве народа, который дал им жизнь...» Так и хочется сказать заказному критику-киллеру, стреляющему по мертвому, а потому не могущему ответить, классику: «Типун тебе на язык, зоил злой и неразумный! Да знаешь ли ты, что тысячи советских юношей и девушек, увидев в спектакле «Платон Кречет» мечтателя-романтика, врача-гуманиста, влюблялись в этот образ, брали пример с него, избирали для себя благороднейшую профессию медика, жизнь свою посвятив исцелению страждущих? Сам знаю таких чудесных врачей... А скольким затронули душу, открыли глаза на житейские, нравственные, социальные проблемы запомнившиеся не одному поколению спектакли и фильмы по драмам и комедиям А. Корнейчука: «Правда», «В степях Украины», «Калиновый гай», «Крылья», «Макар Дубрава», «Страница дневника», «Память сердца» и другие.
Да, времена изменились. И, естественно, что многое в тех пьесах нынче воспринимается по-другому. Но где, в каких театрах увидеть их постановки? В каких новых изданиях прочитать? Спросим об этом театральных продюсеров и издателей и получим стандартный ответ: «Корнейчук сегодня не востребован...»
А так ли это? Думаю, что поставь сегодня трагедию «Гибель эскадры» - театр не прогорит. Хоть в Киеве, хоть в Москве, хоть в Севастополе... И «Богдан Хмельницкий», наверное, как и в былые годы в постановке МХАТа, без аншлага не обошелся бы: уж больно соскучилась публика по образу славного гетмана. И Часнык с Галушкой из комедии «В степях Украины» и кинофильма военной поры, вернувшись к зрителям, возможно, потеснили бы монополию малороссийской «эмансипэ» Верки Сердючки, упорно формирующей на московских подмостках постыдный «украинский имидж», заставили бы по-доброму улыбнуться друг другу и украинца, и россиянина...
Так случилось, что именно Корнейчук впервые столь зримо вывел украинскую пьесу на московскую и широчайшую международную сцену. И этим привлек к своей республике, ее истории, культуре, симпатии миллионов зрительских сердец со всего Советского Союза и зарубежных стран, где десятилетиями шли спектакли по его пьесам.
С этими зрителями, навсегда запомнившими созданные драматургом образы, Корнейчук и сегодня современен. Что бы не говорили ретивые вымарыватели памяти о трагической, но и прекрасной советской эпохе, она оживает в его лучших пьесах, равно как и в творениях Михаила Шолохова, других мастеров советской литературы.
Посреди войны в день рождения драматурга 25 мая 1943 г. Максим Рыльский подарил А. Корнейчуку дружеские стихи:

В днi зустрiчей i в днi розстань,
Ми вгору пiдiймаєм келих,
В якому iскриться Шампань,
Як юне сонце днiв веселих.

Хай не здригається рука,
Хай не торкає серця туга, -
Тож п`ємо за Корнiйчука
Як за товариша i друга!

Настане день, мине вiйна,
Розквiтне знов весна любовi, -
Ми дружнi келихи вина
Простягнемо - Корнiйчуковi.

И пусть давно уехали с цветастой жизненной ярмарки и Шолохов, и Корнейчук, и Рыльский, протянем им «дружественные чаши», наполненные нашей благодарной памятью.

Действующие лица

Горлов - командующий фронтом.

Гайдар - член Военного совета.

Благонравов - начальник штаба фронта.

Огнев - командующий армией.

Колос - командир кавгруппы.

Орлик - начальник политотдела армии.

Удивительный - начразведотдела штаба фронта.

Горлов Мирон - директор авиазавода.

Горлов Сергей - гвардии лейтенант.

Свечка - гвардии полковник.

Крикун - специальный корреспондент.

Тихий - редактор фронтовой газеты.

Остапенко - гвардии сержант.

Гомелаури - гвардии младший сержант.

Башлыков - гвардии сержант.

Шаяметов - гвардии младший сержант.

Маруся - санитарка.

Хрипун - начальник связи фронта.

Местный - председатель горисполкома.

Печенка - боец.

Грустный - артист.

Командиры, адъютанты, штабные работники, бойцы, гости .

Действие первое

Картина первая

Кабинет командующего фронтом. На стене - карта. Около нее - командующий фронтом Горлов. Входит адъютант.

Адъютант . Товарищ командующий, редактор фронтовой газеты - старший батальонный комиссар Тихий и специальный военный корреспондент - батальонный комиссар товарищ Крикун просят уделить им пять минут.

Горлов . Пусть зайдут. (Дернул шнур, карта закрылась. Сел за стол. Пишет.)

Входят корреспондент Крикун и редактор Тихий. На поясе у Крикуна большой маузер, на груди висит «лейка».

Садитесь, я сейчас. (Кончил писать.) Ну, щелкоперы, что скажете? (Смеется.)

Тихий и Крикун встали.

Крикун . Редакция столичной газеты, которую я имею честь представлять, поручила передать вам, товарищ командующий фронтом, вам, бесстрашному полководцу, горячее поздравление! Сегодня мне сообщили по телефону, что указ о награждении вас орденом помещен в нашей газете на первой странице. Мне заказали о вас статью, и я с невыразимой радостью написал статью в триста строк. Чтобы не ошибиться, разрешите узнать, в каком году вы получили первый орден?

Горлов . В тысяча девятьсот двадцатом.

Крикун (записывает) . Так-с. Второй?

Горлов . Второй - в тысяча девятьсот двадцать первом.

Крикун . Чудесно! Третий?

Горлов . В день двадцатилетия Красной Армии.

Крикун . Чудесно! (Пишет.) Четвертый?

Горлов . А четвертый - выходит, сегодня.

Крикун . Ах да, да. Простите, простите! Разрешите вас запечатлеть для столичной прессы.

Горлов (улыбнулся) . А может, не надо?

Крикун . Никак нет! Страна должна знать своих выдающихся полководцев. Одну минуту. (Направил «лейку».) Так, спокойно. Есть. Еще минуточку. В профиль. Так. Есть. Благодарю. Простите, товарищ командующий, узел связи отказывается сегодня передать мой материал. У меня всего две статьи: одна о героях-бойцах, другая о вас. Очень прошу помочь.

Горлов . А кто вас обижает?

Крикун . Комиссар. Говорит - длинные, сокращать надо. Но разве можно сократить такой материал?

Горлов . Обо мне, пожалуй, и стоит сократить, а вот о бойцах - не следует.

Крикун . Сократить никак не могу. Вся композиция рассыплется. Здесь вопрос в архитектонике, стилевой план статьи таков...

Горлов . Ну хорошо, хорошо. И народ же вы, щелкоперы, закручивать мастера: композиция, стиль и еще... как там у вас, эти... жанры? Темное дело. Мы, солдаты, народ простой. С нами говорить надо просто: так, мол, и так. Помоги, товарищ командующий, а мы, коль в силах наших, так поможем. (Нажал кнопку.)

Вошел адъютант.

На провод Хрипуна.

Адъютант . Генерал-майор Хрипун здесь. Только что зашел.

Горлов . Давай его.

Адъютант . Есть. (Вышел.)

Горлов . Я вашего брата люблю, уважаю, только мало пишете и обрабатываете мало. Вы бы больше на передовую ездили. Там такой материал...

Крикун . Я с радостью и жил бы на передовой. Но я специальный корреспондент по фронту и должен быть, к сожалению, при штабах, чтобы освещать все. Но не беспокойтесь, я получаю материал здесь и его обрабатываю. Уже напечатано сто пять моих статей о героях. Мне главное - факт, а все остальное я создаю.

Горлов . Это хорошо. Побольше надо.

Входит начальник связи генерал-майор Хрипун.

Хрипун . Разрешите, товарищ командующий.

Горлов . Садись. Почему корреспондента обижаешь?

Хрипун . Товарищ корреспондент ко мне не обращался.

Крикун . Я к товарищу комиссару обращался.

Горлов . Вправь ему мозги, чтобы газетчиков мне не обижали. Это дело нужное. Народ должен знать, как воюем. Героев-то сколько у нас. И для истории. А как же? Когда-нибудь, лет через пятьдесят, раскроют газету, и там, как в зеркале, видно, как мы воевали. Это большое дело.

Хрипун . Есть, товарищ командующий. (Крикуну.) Через часок загляни ко мне.

Крикун . Спасибо.

Горлов . А вот если откроют нашу фронтовую газету, так мало что там увидят. Плохо, плохо работаете, товарищ редактор.

Тихий . Виноват, товарищ командующий. Разрешите узнать ваши замечания. Учтем. Постараемся. Выправим.

Хрипун . Да, закатили сегодня чуть не страницу болтовни.

Тихий . Это о связи?

Хрипун . Какая там связь! Вы расписались в своей глупости. Я командующему докладывал, и он со мной согласен.

Тихий . Товарищ командующий, ведь это беседа нашего корреспондента с командующим армией Огневым.

Горлов (смеется) . А ты думаешь, у командующего армией в голове не может быть ерунды? Сколько приходится им мозги вправлять. А Огневу особенно. Этот любит в облаках витать, а мы на земле живем. Протягивай ножки по одежке.

Тихий . Виноват, но в данном случае я считаю...

Горлов . Что ты считаешь? Ты в военном деле дважды два не знаешь. А уже - «я считаю»... Что это за болтовня? (Берет газету, смотрит.)

Хрипун . Вот здесь (показывает) , хотя бы это место...

Горлов (читает) . «Не хотят понять те, кому должно знать, что сегодня командовать без настоящей радиосвязи невозможно. Это не гражданская война». Болтун! Что он знает о гражданской войне? Под стол пешком ходил, когда мы четырнадцать держав били. И побьем любого врага, и не радиосвязью, а геройством, доблестью! А он расплакался: командовать нельзя. Что ж, научим.

Крикун . Ай-яй-яй!..

Хрипун . А вот только подумайте. (Читает.) «Только наша отсталость, тупость отдельных командиров и начальников мешает поставить радиосвязь на должную высоту. Все условия для этого есть».

Крикун . Ай-яй-яй!.. Это же критика командования.

Хрипун . Это еще было бы ничего, а вот... (Читает.) «Радиосвязь, как и вообще связь, у немцев хорошая, и нам надо учиться у врага и обогнать его». Вы понимаете, что это значит? Вот прочитает любой боец, командир. Что он скажет о своей связи? Подымет ли это его боевой дух? Для чего нам пропагандировать фашистскую связь, кому это нужно?

Горлов . Ну, с редактора взятки гладки. Для него это темная материя, а Огнев сегодня будет здесь. Мы его спросим. (Тихому.) А тебя предупреждаю: если будешь совать нос не в свое дело, вместо того чтобы как следует показывать изо дня в день героев-бойцов, богатырей наших, то будет плохо.