Колонна марка аврелия в риме. Описание барельефов памятника

«Время человеческой жизни миг; ее сущнось - вечное течение: ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа - недостоверна» (Марк Аврелий. К самому себе).

Один из районов Рима, Колонна, получил свое название в честь колонны, стоящей на одноименной площади Пьяцца Колонна. Это триумфальный монумент, воздвигнутый в конце 2 века в честь побед императора над германскими племенами маркоманнов на севере империи. Когда-то колонну украшала мемориальная надпись, но сейчас она утрачена, и доподлинно неизвестно, когда установили памятник - еще при жизни императора или уже посмертно. Несомненно лишь то, что в 193 году она уже существовала.

За века своего существования колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio ) просела в землю на 5 метров, но даже при этом она остается самой высокой колонной Рима. Ее высота составляет 42 метра, 10 из которых приходятся на пьедестал. Диаметр ствола, сложенного из 28 полых цилиндрических блоков, - 3,7 метра. Внутри колонны расположена лестница из 200 ступеней, ведущая на обзорную площадку с прекрасным видом на город. Долгое время подъем по лестнице был развлечением для публики, но сейчас доступ к ней разрешен только обслуживающему персоналу.

Образцом для колонны Марка Аврелия, конечно, послужила , что видно «невооруженным глазом». Обе они сделаны из гигантских барабанов каррарского мрамора, поставленных друг на друга. По обеим вьется рельефная лента с изображением двух кампаний римской армии против варваров, разделенных фигурой богини Победы со щитом. Внутри обеих расположена винтовая лестница, освещенная узкими окнами. На обеих изначально стояли статуи соответствующих императоров, замененные в конце 16 века на статуи апостолов. Но на этом сходства заканчиваются.

К олонна Марка Аврелия имеет гораздо более глубокий рельеф с выраженной игрой света и тени, его изображения более схематичные, головы персонажей слегка увеличены относительно тел. Это позволило детальнее отразить выражение лиц, а вот проработка элементов оружия и доспехов гораздо слабее, чем у прототипа. Колонна Марка Аврелия показывает войну более жестокой и кровавой. В отличие от Траяновой, рельеф здесь практически не содержит сцен строительства, а посвящен, в основном, битвам. Причем заметен мотив упадка - римляне, хоть и победили, но выглядят уставшими, а в глазах поверженного противника видна искра ненависти и желания мести.

Верхние витки рельефов показывают сцены битв войска императора с сарматами, а нижние - с германскими племенами. Насилие по отношению к мирному населению, тема, которой почти нет на колонне Траяна, здесь занимает важное место, - римские легионеры тащат за волосы варварок, вырывают из их рук детей, жгут поселения. Воинам противника отрубают головы, в том числе и явно по личному приказу императора.


Искусствоведы прошлого пытались объяснить эстетические различия барельефов колонн разницей характеров императоров, но сталкивались с серьезной проблемой. Как раз Марк Аврелий был единственным римским императором, исповед овавш им философию стоиков и заботившимся о том, чтобы не преступить нравственный закон. После него даже осталось большое философское сочинение на греческом языке - записки «К самому себе» (или «Размышления»). Это сочинение никак не указывает на кровожадность его автора.

Однако, можно отметить и то, что к концу 2 века дела в империи обстояли не так хорошо, как сотней лет раньше. Границы, расширенные и зафиксированные , начали проседать, а варвары стали угрожать вторжениями в саму Италию, чего не происходило со времен Ганнибала. По империи прокатилось несколько эпидемий, чему толькоспособствовала налаженная система дорог. Времена ужесточались, и Марк Аврелий, несмотря на свою любовь к философии и просто благодушие, значительную часть своего правления провел в военных походах, что не могло не сказаться на его характере.


Были и предположения, что колонна Марка Аврелия возводилась уже после его смерти, при его сыне, императоре , которого трудно было заподозрить в мягкосердечии. Возможно так и было. Самая ранняя из сохранившихся записей с упоминанием колонны относится к 193 году, т.е. ко времени, когда был мертв уже и сам Коммод. В ней императорский вольноотпущенник сообщает о своем назначении смотрителем колонны и разрешении ему построить домик на общественной земле рядом с памятником. Но, может, это просто свидетельство перехода от классического стиля с его реализмом к поздней античности, от которой оставался шаг до средневековых канонов, когда знание анатомии отступило перед символизмом.

Архитектурное соседство колонны в античности неизвестно. Возможно, за ней располагался храм обожествленного Марка Аврелия и его жены Фаустины, следовавшей за мужем в военных кампаниях и умершей в походе. Под одним из дворцов на Пьяцца Колонна были обнаружены остатки мраморного потолка, который вполне мог быть потолком храма. Неподалеку находится и место, где состоялась кремация императора.


Пьяцца Колонна. Джузеппе Вази. 18 век

С течением времени колонна разрушалась от попаданий молний и землетрясений. Поскольку металлические скрепы были давно изъяты, барабаны сдвигались относительно друг друга, и в ряде мест изображения перестали совпадать. Первая реставрация монумента была проведена архитектором Доменико Фонтана в 1588 году по заказу папы Сикста V.


Пьедестал колонны к этому времени частично погрузился в землю (точнее был скрыт поздними наслоениями), и при расчистке его рельеф полностью стесали, заменив надписью о реставрации, в которой была сделана ошибка - монумент назвали Колонной Антонина Пия. Однако, часть пьедестала все еще скрыта под землей, а еще ниже, вероятно, к нему ведут каменные ступени, которые никто не видел с античных времен. Изначальную бронзовую статую Марка Аврелия на вершине колонны заменили статуей апостола Павла. Сейчас Колонна Марка Аврелия является центральным элементом площади перед Палаццо Киджи.

Колонна Марка Аврелия – одна из нескольких триумфальных колонн в Риме. Расположена на площади Пьяцца Колонна. Это дорическая колонна со спиральным рельефом – она была построена в честь римского императора Марка Аврелия. Но, поскольку оригинальная посвятительная надпись не сохранилась, неизвестно была ли колонна создана в период правления императора или уже после его смерти в 180 году. Достоверно известно лишь то, что в 193 году она уже существовала.

Колонна Марка Аврелия некогда стояла в центре площади в северной части Марсова поля. Площадь эта располагалась либо между храмами Адриана и Марка Аврелия (от последнего ничего не сохранилось), либо в пределах храма последнего. Неподалеку находится место, где состоялась церемония кремации императора.

Ствол колонны достигает 29,62 м в высоту и стоит на основании высотой чуть больше 10 м. основание в свою очередь изначально покоилось на еще одной платформе высотой в 3 м (после реставрации 1589 года эта платформа оказалась погребенной под землей). Сама колонна состоит из 27 или 28 блоков каррарского мрамора. Внутри она полая. Спиральный рельеф иллюстрирует историю Маркоманских войн, в которых Марк Аврелий принимал участие со 166 года вплоть до своей смерти. История начинается с переходом армии через Дунай. Точная хронология тех событий неизвестна. Здесь же можно увидеть сюжет так называемого «чудесного дождя», когда боги в ответ на молитву императора о спасении армии посылают ужасный шторм. В Средние века попытки взобраться на колонну были столь популярны, что за это даже брали деньги. Правда, сегодня так делать уже нельзя.

В 1589 году по приказу Папы Римского Сикста V была проведена реставрация колонны, в ходе которой на ней была установлена бронзовая статуя апостола Павла. В ходе той же реставрации были убраны поврежденные рельефные изображения. Ныне колонна Марка Аврелия служит центральным элементом площади перед Палаццо Киджи.

Марка Аврелия , прототипом её послужила колонна Траяна .

Конструкция

Высота колонны составляет 29,6 м, её пьедестала - 10 м. Общая высота монумента составляла 41,95 м, однако 3 метра её основания после реставрации 1589 года оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны состоит по разным данным из 27 или 28 блоков карарского мрамора 3,7-метрового диаметра. Как и колонна Траяна, она полая, внутри находится винтовая лестница с 190-200 ступенями, ведущими к вершине, где в древности была установлена скульптура Марка Аврелия. Лестничная клетка освещается через небольшие прорези.

Рельеф

Рельеф колонны Марка Аврелия заметно отличается от рельефа колонны Траяна большей экспрессивностью. На нём гораздо сильнее выражена игра света и тени, поскольку резьба по камню более глубокая, несколько увеличены головы фигур, чтоб можно было точнее передать выражение лиц. В то же время отмечается снижение уровня проработки деталей оружия и одежды.

История после падения Римской империи

В Средние века восхождение по лестнице на вершину колонны было столь популярным, что право взимать входную плату ежегодно выставлялось на аукцион.

Колонна Марка Аврелия в художественной литературе

Является местом преступления в романе Гийома Прево «Семь преступлений в Риме».

Напишите отзыв о статье "Колонна Марка Аврелия"

Литература

  • Filippo Coarelli, La colonna di Marco Aurelio , Roma 2008.
  • Ranuccio Bianchi Bandinelli, «Arte Plebea», in Dialoghi di Archeologia a. I, pp. 7-19 1967.
  • Giovanni Becatti, L’arte dell’età classica , VI edizione, Firenze 1989.
  • Marta Sordi, «Le monete di Marco Aurelio con Mercurio» e la «pioggia miracolosa»", Scritti di Storia romana , Milano 2002, pp. 55-70.
  • Sabino Perea Yébenes, , Madrid, 2002.
  • H.Z. Rubin, «Wheather Miracles under Marcus Aurelius», Atheaneum , 57, 1979, p.365-366.
  • Antony Birley, Marco Aurelio , trad.it., Milano, 1990, p.215.
  • Ilaria Ramelli, in Prefazione a: Sabino Perea Yébenes, La legion XII y el prodigio de la lluvia en época del emperador Marco Aurelio , Madrid, 2002, p.11-12.
  • A cura di J.Scheid e V.Huet, Autor de la colonne Aurélienne , Belgium 2000.

Координаты :

Отрывок, характеризующий Колонна Марка Аврелия

Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.
В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела – откуда?
И вот, с того же дня, я начала замечать, что всё чаще и чаще в моей памяти открываются какие-то незнакомые моменты и факты, которых я никаким образом не могла знать и с каждым днём их появляется всё больше и больше. Я немножко уставала от всего этого «наплыва» незнакомой информации, которой, по всей вероятности, для моей детской психики в то время было просто многовато. Но так как оно откуда-то приходило, то, по всей вероятности, для чего-то это было нужно. И я совершенно спокойно всё это принимала, точно так же, как всегда принимала всё незнакомое, что приносила мне моя странная и непредсказуемая судьба.
Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…

На площади Piazza Colonna расположен величественный монумент, обладающий важным историческим и культурным значением. Это - дорическая колонна Марка Аврелия в Риме, одна из главных достопримечательностей столицы Италии . Часто ее сравнивают с легендарной колонной Траяна, созданной в 113 году н. э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь победы императора над даками.

История создания Colonna di Marco Aurelio

Во время правления императора Марка Аврелия период с 166 по 180 гг. н. э. вошел в историю как Маркоманская война (римлян с германскими и сарматскими племенами). Но император и его сын-преемник Коммод смогли победить врагов и навести порядок около восточных границ Римской империи. А потому неудивительно, что в 180 году в память о великом императоре Сенат решил создать монумент с выразительным символичным барельефом. Строительство длилось до 193 года. Венчала колонну статуя императора.

Со временем колонна Марка Аврелия под воздействием негативных природных факторов постепенно разрушалась, к реставрации приступили по приказу папы Сикста V только в конце XVI века. Реставрационные работы проводились под руководством Доменико Фонтана. Поскольку скульптура, изображающая императора, была утрачена, ее заменили бронзовым изваянием апостола Павла. А часть разрушенных рельефов закрыли надписью о реставрации, по ошибке переименовав памятник в колонну Антония Пия.

Архитектурные особенности монумента

Высота колонны составляет 29,6 метров, пьедестала - 10 метров. Общая высота памятника - около 42 метров, но 3 из них после реставрации скрыты под землей. Вероятно, к самому пьедесталу ведут каменные ступени.

Сам монумент состоит из 27-28 блоков каррарского мрамора (добывался в Апуанских Альпах, очень ценен) диаметром 3,7 метра.

Само сооружение полое, внутри расположена винтовая лестница со 190-200 ступенями, освещаемая за счет небольших узких окон-прорезей.

На протяжении длительного времени подъем на вершину колонны Марка Аврелия входил в развлечения для широкой публики, однако сегодня подниматься по лестнице разрешено только обслуживающему персоналу.

К сожалению, археологам не удалось точно выяснить, что находилось рядом с монументом во времена Античности. Некоторые склоняются ко мнению, что за колонной был храм, посвященный Марку Аврелию и его жене Фаустине (она сопровождала мужа во время всех военных кампаний, умерла в Каппадокии во время очередного похода). В пользу этой версии свидетельствует обнаружение остатков мраморного потолка под Палаццо Ведекинд - он мог быть потолком гипотетического храма.

Описание барельефов памятника

Монументальное строение по спирали опоясано сложными сюжетными барельефами, отражающими события Маркоманской войны, а точнее, двух военных экспедиций. В верхней части колонны Марка Аврелия изображены сцены битвы римлян с сарматами, а в нижней - с германскими племенами. Обе кампании разделены фигурой богини Победы со щитом. Также среди исторических сцен встречаются религиозные мотивы.

Интересно, что головы фигур несколько увеличены, по сравнению с телами, что позволило резчикам точнее передать выражения лиц воинов. Но при этом сами тела, облачение и оружие выполнены менее подробно, то есть изображены больше схематично.

В целом, барельеф на Colonna di Marco Aurelio знаменует переход от классического стиля к поздней Античности - предшественнице средневековых канонов, согласно которым реализм уступает место символизму.

Отличия между колоннами Марка Аврелия и Траяна

Несмотря на то, что колонну Марка Аврелия в Риме начали строить почти на 75 лет позднее, чем монумент Траяна, многие исследователи находят между ними много общего. И действительно, схожие черты присутствуют (использование каррарского мрамора, наличие лестницы, схожая высота), но немало и отличительных особенностей.

Характерные отличия колонны Марка Аврелия:

  • барельеф более высокий;
  • изображения более схематичные;
  • сцены сражений представлены в достаточно жестоком свете, а мотив строительства практически полностью вытеснен сюжетами битв;
  • большая экспрессивность рельефа за счет четкого выражения игры света и тени в результате углубленной резьбы.

Где находится колонна Марка Аврелия: информация из путеводителя

Чтобы посетить колонну Марка Аврелия, необходимо добраться до площади Пьяцца Колонна, расположенной недалеко от Палаццо Людовизи и Итальянской лестницы. Интересно, что колонна является наиболее высокой в Риме, а потому ее видно со многих прилегающих улиц.

Доехать к достопримечательности есть возможность на метро (станция Spagna линии В) или автобусе (№25, 6, 628, 117, 81, остановка Corso-Largo Chigi). Также можно взять такси или прогуляться по центру Рима пешком (самостоятельно или в рамках групповой экскурсии). Осмотр монумента, конечно же, для всех туристов бесплатный.

Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу Сонькин Виктор Валентинович

Колонна Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия

Район Рима, включающий Пьяцца Капраника, площадь с обелиском Августа и Палаццо Фиано, где был найден Алтарь мира, называется «Колонна». Такое название он получил в честь колонны, которая стоит на Пьяцца Колонна. Это триумфальный памятник, воздвигнутый в конце II века н. э. в честь побед императора Марка Аврелия над варварскими племенами в северных краях.

Образцом для колонны Марка Аврелия, разумеется, служила колонна Траяна. Но историки искусств не устают подчеркивать различие между этими двумя монументами. Они похожи: обе сделаны из гигантских барабанов каррарского мрамора, поставленных один на другой; по обеим вьется рельефная лента, изображающая сражения римской армии с варварами в ходе двух кампаний. Внутри обеих - винтовая лестница, освещенная узкими окошками; на обеих стояли бронзовые статуи соответствующих императоров, а в конце XVI века папа Сикст V установил на каждой статую апостола: святого Петра на колонне Траяна, святого Павла на колонне Марка Аврелия. На колонне Марка Аврелия, как и на ее образце, первая и вторая кампании разделены фигурой богини Победы со щитом (на десятом завитке, со стороны Корсо). Обе пострадали от времени, но колонна Марка Аврелия - больше: в нее ударяли молнии, ее трясли землетрясения, и, поскольку металлические скрепы давно пропали, «барабаны» сдвигались относительно друг друга, образуя в ряде мест несовпадающие изображения.

На этом сходства заканчиваются, и начинаются различия. Технологические: рельеф на колонне Марка Аврелия гораздо более высокий, чем на колонне Траяна. Художественные: изображения более схематичные, у персонажей головы слегка увеличены по сравнению с телом. Наконец, главные, тематические: колонна Марка Аврелия показывает войну как гораздо более жестокое и кровавое занятие. На Траяновом рельефе едва ли не самый распространенный мотив - строительство: моста через Дунай, оборонительных сооружений, лагерей. На Аврелиевой колонне сцен строительства всего две, а битв - несравненно больше. Если Траяновы варвары-даки показаны как слабые, но достойные противники, то германцы и сарматы почти нигде не оказывают осмысленного сопротивления: они в панике бегут, сжимаются от страха, им отрубают головы (в том числе один раз - явно по личному приказу императора). Насилие по отношению к мирному населению - тема, которой почти нет на колонне Траяна, - тоже занимает важное место: римские легионеры тащат за волосы варварских женщин, вырывают из их рук детей, жгут деревни. Наконец, если долгая череда картин на колонне Траяна заканчивается изображением мирно пасущегося оленя, на колонне Марка Аврелия в конце тоже высечено четвероногое животное, но такое несуразное и причудливое, что его видовую принадлежность определить невозможно.

Пьяцца Колонна. Гравюра XVIII века.

Романтические искусствоведы прошлого пытались объяснить эти эстетические различия разницей характеров двух императоров, но сталкивались с определенными сложностями. В конце концов, Марк Аврелий был единственным властелином Рима, который оставил потомкам большое философское сочинение на греческом языке. В западной традиции оно обычно называется «Медитации», а по-русски его принято переводить по греческому подзаголовку, который придумали позднейшие переписчики, - «К самому себе» (иногда также «Размышления»). Из этих довольно темных записок вырисовывается портрет императора-стоика, который заботится лишь о том, чтобы не нарушить нравственный закон.

Но к концу II века н. э. Римская империя была уже не так благополучна, как сотней лет раньше. Впервые со времен Ганнибала варвары угрожали вторжением в Италию. Границы, которые Траян расширил, а Адриан зафиксировал, стали постепенно проседать. По всей империи прокатилось несколько эпидемий, по совокупной силе почти сопоставимых с «черной смертью» середины XIV века, когда в Северной Европе вымерло до половины населения. Налаженная система коммуникаций - дорог, морских путей, перевалочных пунктов, военных лагерей, - которой римляне по праву гордились, в сложной эпидемиологической обстановке работала на болезнь, а не против нее. В общем, времена были жестокие, и Марк Аврелий, несмотря на философские занятия и общее благодушие, провел значительную часть своего правления в военных походах. Один из биографов, отмечая великодушие императора, пишет, что ни один сенатор не был казнен по его прямому приказанию - комплимент довольно сомнительный.

Тем не менее, пытаясь разрешить противоречие между кровожадностью рельефов и характером императора, исследователи предполагали, что колонна была возведена после смерти Марка Аврелия его сыном Коммодом, которого в мягкосердечии заподозрить было трудно. Не исключено, что так и было: сохранилась надпись 193 года н. э. (то есть после смерти не только Марка Аврелия, но даже и Коммода), в которой императорский вольноотпущенник гордо сообщает о том, что его назначили смотрителем колонны и для этой цели разрешили построить домик на общественной земле рядом с памятником. С другой стороны, объяснять художественные особенности чего бы то ни было личными свойствами заказчика - идея очень романтическая, но не всегда плодотворная.

Рельефы на колонне Марка Аврелия ознаменовали переход от классического стиля к стилю поздней античности - а от него уже оставался лишь шаг до средневековых канонов, когда реализм и знание анатомии отступили на задний план перед символизмом и благочестием.

В каком архитектурном соседстве колонна стояла в античности - совершенно неизвестно. Возможно, за ней располагался храм обожествленного Марка Аврелия и его жены Фаустины (Фаустина следовала за мужем в ходе военных кампаний, получила от солдат прозвище «Мать лагерей» - Mater castrorum - и умерла тоже в походе, в Каппадокии). Во всяком случае, под Палаццо Ведекинд на Пьяцца Колонна обнаружили остатки мраморного потолка, который мог быть потолком храма.

Пьедестал колонны к эпохе Возрождения частично погрузился в землю, и когда его расчищали, рельеф на нем стесали полностью, заменив надписью о реставрации времен папы Сикста V. Часть пьедестала по-прежнему скрыта под землей, а еще ниже, вероятно, к нему ведут каменные ступени - но их с античных времен еще никто не видел.

Буквально в двух шагах от этого памятника стояла еще одна колонна, посвященная апофеозу, то есть обожествлению, императора Антонина Пия. В отличие от колонн Траяна и Марка Аврелия, она не была украшена рельефом, а представляла собой простой гранитный ствол на резном постаменте, увенчанный статуей императора. К XVIII веку постамент погрузился глубоко под землю и только обломок колонны торчал над мостовой. В ходе строительных работ постамент раскопали и колонну хотели восстановить, но не успели - она пострадала от пожара и оставила память о себе только в виде материала, пошедшего на реставрацию Августова обелиска.

Между тем постамент произвел на публику сильное впечатление. С одной стороны он был украшен надписью, с двух других - весьма динамичной сценой, на которой римские всадники совершали торжественный объезд погребального костра (такая процедура называлась decursio ). На четвертой стороне разместилось изображение апофеоза - вознесения духа императора на небо. На земле за этим наблюдала аллегорическая фигура, изображающая Марсово поле - в обнимку с обелиском Августа.

Ватиканский Кортиле делла Пинья - часть Бельведерского дворца - хранит несколько знаменитых древних артефактов. Во-первых, это, конечно, сама гигантская бронзовая шишка (pigna) . Когда-то она украшала фонтан на Марсовом поле, возле храма Исиды, - в честь нее тот небольшой квадратный район Рима, в котором находится Пантеон, по сей день называется «Пинья». До того как прописаться в Бельведерском дворце, она некоторое время простояла перед старой базиликой Святого Петра, где ее видел Данте («Лицом он так широк и длинен был, / Как шишка в Риме близ Петрова храма» 1 ).

Павлины - копии птиц, стоявших перед входом в Мавзолей Адриана (оригиналы - внутри Ватиканских музеев). Львы - наоборот, подлинные египетские скульптуры, копии которых украшают фонтан Аква Феличе неподалеку от Терм Диоклетиана.

Кортиле делла Пинья. Рисунок XIX века.

Пьедестал некоторое время простоял на Пьяцца Монтечиторио рядом с тем самым обелиском, а потом его забрали в Ватиканские музеи. Там он долго занимал почетное место в знаменитом Кортиле делла Пинья («дворике шишки»), откуда был перемещен ко входу в Ватиканскую картинную галерею.

Аква Вирго

Большинство фонтанов Марсова поля подсоединены к акведуку, который называется «Аква Вирго». Это один из немногих акведуков Рима, действовавших на протяжении всего средневековья. К эпохе Возрождения его напор превратился в тоненькую струйку, но когда в xv веке папа Николай V решил возобновить работу акведука, он смог это сделать без особых усилий. Акведук был построен Агриппой около 19 года до н. э., чтобы обеспечить водой комплекс новых бань неподалеку от Пантеона. По легенде, источник воды его солдатам подсказала юная девушка, в честь которой водопровод и был назван. При общей протяженности в 20 километров разница в уровне между исходной и конечной точкой составляла всего четыре метра - свидетельство невероятной точности и мастерства римских инженеров. Большая часть акведука пролегала под землей. Одну из его поддерживающих арок можно увидеть - намного ниже современного уровня земли - за решеткой во дворе дома № 14 по Виа дель Назарено. Арка сделана из травертина в нарочито грубой манере, характерной для времен императора Клавдия. Мощь Аква Вирго хорошо видна в бурных водах самого известного римского фонтана - фонтана Треви. На правой части его фасада есть рельеф с изображением солдат Агриппы и той девушки, которая указала им источник.

Один из резервуаров Аква Вирго рядом с Испанской лестницей. Гравюра XVII века.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Колонна Траяна (113 г.) Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Конная статуя Марка Аврелия (170 г.) На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию - единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Пятая колонна С испанского: Quinta columna.Принято считать, что это выражение из выступления по радио (осень, 1936) испанского генерала Эмилио Мола (1887-1937), который в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) возглавлял наступление мятежников-франкистов на республиканский Мадрид.

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Железная колонна Сторонники теорий, по которым земляне неоднократно контактировали с инопланетянами, в качестве одного из примеров, подтверждающих их правоту, часто упоминают колонну V века из чистого железа, стоящую в индийской столице. Они утверждают, что, используя

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Вандомская колонна Вандомская площадь (Place Vendome), ранее площадь Людовика Великого (Place Louis le Grand) – одна из «пяти королевских площадей» Парижа. Она была сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовика XIV, а название получила от дворца Сезара

Из книги автора

Колонна Фоки Последним античным памятником Форума традиционно считается Колонна Фоки - хотя год ее возведения, 608-й, можно уже отнести к раннему средневековью. Эта одиноко стоящая коринфская колонна всегда была заметным ориентиром на Форуме, даже когда он служил

Из книги автора

Колонна Траяна Зато колонна Траяна хорошо сохранилась и стала одной из главных достопримечательностей Рима. Она представляет собой гигантский двухчастный комикс, посвященный завоеванию Дакии - причерноморской области в нижнем течении Дуная, что примерно

Из книги автора

Из книги автора

От Марка святое благовествование (Евангелие от Марка) 761 Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Мк. 1:7 (Иоанн Креститель об Иисусе); также: Ин. 1:27 762 Суббота для человека, а не человек для субботы. Мк. 2:27 В Талмуде.