Проект «Математическая сказка»
Визитная карточка проектаАвторы проекта: ученики 3 «Б» класса, МОБУ Константиновской СОШ №7,города Пятигорска, Ставропольского края
Тема проекта : «Математическая сказка»
Актуальность:
У каждого ребенка есть способности и таланты.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создает. Ребёнок рассказывает свою сказку товарищам - это ярчайший этап творения. Поэтому Сухомлинский писал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке». Сказка - это колыбель мысли. Данный проект направлен на первичное раскрытие математических понятий в сказках.
Дидактическая цель:
Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера.
Задачи проекта:
Помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения.
Подвести к коллективному сочинению сказки на предложенную тему.
Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.
Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.
Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Основополагающие и проблемные вопросы
Основополагающий вопрос:
Нужны ли детям математические сказки?
Проблемные вопросы:
Можно ли сочинить собственную математическую сказку?
Как сказка помогает усвоить математические понятия?
В каком возрасте быстрее запоминается содержание сказок?
Какие устаревшие понятия можно узнать из сказок?
Учебные вопросы:
В каких сказках вы встречали математические понятия "далеко"и "близко";"БОЛЬШЕ"И "меньше";понятие числа?
Что означают понятия "за тридевять земель","В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ","за синими морями"?
Творческое название проекта:
«Мы и сказка»
Самостоятельные исследования учащихся в проекте:Что такое сказка?
Какие бывают сказки?
Какие отличия народной сказки от математической сказки?
Чему учат сказки?
Предметные области:
Литературное чтение.
Возраст автора проекта: 8 – 9 лет
Творческие работы:
Мини – сочинение.
Рисунки, аппликации, фотографии.
Презентации
Время выполнения проекта:
1 этап- с 26. 10. – 16. 11 реализация проекта.
2 этап - с 16.11– 11. 12 оформление результатов проекта.
Колобок.
Жил был Колобок, тот который и от дедушки ушел и от бабушки ушел, так вот и от лисы он оказывается то же ушел.
А пошел он, в страну, где братья его живут.
Долго бродил он по улицам Геометрии. Заходил к треугольникам, квадратам, многоугольникам …, но они на него совсем не похожи. Очутился он на улице Кругов, вроде как похожи они на него, да совсем какие-то тонкие приплюснутые. Расстроился колобок, заплакал и покатился прочь из страны.
Долго-ли, коротко-ли катился, прикатился в город Объемных фигур. Гулял он по улицам города, пока не наткнулся на улицу Шаров. Огляделся Колобок, а там все как он, прямо копии, обрадовался.
- Ура! Наконец-то я нашел своих братьев!
И остался Колобок там жить поживать, семью завел.
А к ребятам всегда в гости приходит на урок математике, когда начинают они плоские и объемные фигуры изучать. И очень обижается - когда его кругом называют.
Ученики 3 Б класса.
Прямая и отрезок.
В некотором царстве, в математическом государстве жили-были Прямая и Отрезок АС. Прямая всегда убегала к своим друзьям, а
Отрезок не мог никуда идти. Потому что две точки загородили ему дорогу. Но вот один раз одна из точек захотела посмотреть, что твориться в математическом мире. Она выкатилась и покатилась. А Отрезок в то время думал, как же ему сдвинуться с места. И вот он дёрнулся с места и побежал. Так стал он счастливым лучом.
Страна десятичных дробей и разрядных единиц.
Однажды мне приснился сон. Как будто есть на свете такая страна, которая называется " Страна десятичных дробей и разрядных единиц". Этой страной правила королева, которую звали 1000. Её все любили, потому что она была очень доброй и щедрой. Всех, кого она награждала, она умножала на себя, и все числа становились больше по значению.
Но вот однажды королева 1000 заболела и стала она не 1000 , а 0,001. К ней приехали много врачей, но никто не смог её помочь, и почему-то все врачи, которые к ней приходили, становились меньше, а не больше. Это королева по своей привычке стала их награждать, но нашелся один врач, который смог её вылечить. Его звали 0,632. Он был таким маленьким числом, а вышел - числом 632.
И все тогда поняли, что королева 1000 теперь здорова!
Про деление десятичных дробей. " Загадочный сон"
Однажды мне приснился такой сон: будто бы я попала в страну под названием Деландия. мне снилось, что я нахожусь около дворца. Я увидела, что на лавочку, находящуюся в сквере вблизи дворца, села грустная пара, я подошла к ним и спросила:
Почему вы грустите? День такой прекрасный! Они мне ответили:
Мы грустим, потому что королева этой страны издала указ.
И они показали мне на стену дворца, на стене висел указ, который гласил:
"Я, королева, повелеваю: запретить браки между неравными по значению, нарушившим данный указ грозит изгнание из страны."
Ну, я всё-таки не понимаю, в чём причина ваших слёз, - сказала я.
Дело в том, что мы хотели пожениться,- сказали они, но королевский указ перечеркнул все наши планы.
А чем был вызван такой указ? - спросила я.
По законам нашего королевства считается тяжким преступлением, если при делении одного числа на другое получается число, меньшее единицы.
В это время раздался бой дворцовых часов. Я открыла глаза и поняла, что это был сон.
Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка?
Ответ найдёте на этой картинке.
Сказка "Путешествие в город "десятичных дробей".
В некотором царстве, в некотором государстве, в далёкой стране Цифирия жил да был нуль. Был он грустный и скучный, потому что все говорили, что он ничего не значит и всегда вставали вереди него, никогда жители этой страны-цифры, его вперёд не пускали. Говорили:
От тебя всё равно нет толку.
Вот сидит он на скамейке и плачет, вдруг кто-то к нему подходит, нуль испугался:
Кто здесь? - спросил он.
Это я, запятая, что ты плачешь?
Нулик ответил:
Меня никто не любит, говорят, что я ничего не значу.
Пошли со мной в город десятичных дробей - сказала запятая,- там тебя зауважают.
Нулик согласился, и они отправились.
Запятая привела Нулика на улицу №1. На этой улице живут те, кто меньше 1 и их очень много.
Как, разве у вас пускают нуль вперёд? - спросил Нулик.
Да, если рядом стою я, - сказала запятая, - и к тебе относятся также, как и ко всем.
Нулику очень понравился этот город, и он остался там жить.
Жили-были две цифры О и 1 .
Однажды они поспорили: кто из них важнее. 1 говорит: “Я важнее, потому что с меня начинается счёт. А ты, О, ничего не значишь”. Но Ноль сказал: “ Если я встану впереди тебя, то ты уменьшишься в 10 раз - 0,1. А если я встану позади тебя - ты увеличишься в 10 раз- 10. И ещё с меня начинается числовой луч.
Уроки математики.
Жили-были Нуль и Опытная запятая, жили- не тужили. Как-то отправились они в очередное путешествие. Идут-идут, много ли мало ли никто не знает. И вот
подошли они к лесу. Вошли в лес и видят: на пеньке сидят два числа 9,3 и 100 и плачут. Подошли к ним Нуль и Запятая и спрашивают:
Почему вы плачете? Отвечает число 9,3!
Как же не плакать. Шло я по лесу и встретило число 100. И решили мы перемножиться. Где-то я слышало, что для этого надо переместить запятую, но как это сделать - я не знаю. Да и моя запятая не хочет никуда двигаться, раскапризничалась!
Запятая оправдывается:
Во-первых, я сегодня приболела, а во-вторых, я неопытная запятая, я на практике. А число 9,3 не дает мне покоя, ему всё куда-то прыгай.
Ну, хорошо, - сказала Опытная запятая, - я тебя научу. Так вот, Запятая, смотри. Сколько нулей у числа 100?
Поэтому ты на два знака вправо скачешь. Понятно?
Кажется, да! Получилось 930.
Молодец!
Дорогой Нуль, если число 100 не против, подойди к нему справа, умножим получившуюся 1000 на 9,3,- попросила Опытная Запятая.
Опять прыгать!- испугалась Запятая.
Да, ты должна научиться.
Ладно. Прыгаю на три знака вправо. Вот что получилось - 9300. Спасибо за учёбу, Старая Запятая.
Ну, а вы что кричите?
Ах, я считаю, что я слишком велико,- сказало число 13,768,- я захотело быть поменьше, например, в 100 раз, и попросило об этом число 100. Но ничего у нас не получилось, так как моя запятая в 5-ом классе много болтала на математике и всё прослушала. Вот теперь и спорим.
Опытная Запятая стала разъяснять.
Сколько нулей в числе 100?
- Какое действие будем выполнять?
- Деление.
- Вот слушай теперь. Прыгай на два знака влево.
И запрыгала запятая на два знака влево, и получилось число 0,13768, которое в 100 раз меньше числа 13,768.
А Нуль с Опытной Запятой вернулись домой весёлые и счастливые. Стали жить по-прежнему.
А запятые, которых они учили, приходили к ним в гости, рассказывали о своих делах. Из их рассказов узнали, что практику они закончили на "5" и стали опытными запятыми, которые знают, как себя вести при умножении и делении с разрядными единицами.
Необычная история.
В одном море, на морском дне жили две семьи осминожков. В каждой
семье было по четыре осминожка и осминожки в каждой составляли пропорции - верное равенство двух отношений.
Однажды их папы пошли с ними гулять и забыли надеть малышам карточки с надписями цифр. Осминожки все перепутались и получилось вот что:
Папы-осминоги думали и вспомнили, что в их морской школе говорили об основном свойстве пропорции. Оно заключается в том, что если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то получится пропорция.
Папы пробовали, пробовали и, наконец-то, у них получилось:
Дети и родители отправились домой, и были счастливы, что всё так удачно сложилось. На другой день осминожки пошли в морскую школу. Там учитель рассказал, что такое пропорция, основное свойство пропорции. Также осьминожки узнали, какие величины называются прямо пропорциональными.
Сказка
Жили-были очень близкие родственники, три величины: Скорость, Время и Расстояние.
Однажды к ним в гости приехала родная тётя Пропорциональность. От своего отца - Уравнения, эти три величины знали, что она необыкновенная фокусница и выдумщица, умеет перевоплощаться в прямую и обратную.
На следующий день тётя проснулась поздно, только к обеду и сразу же предложила детям поиграть в игру "Отношения". Но у сестрицы Скорости уже испортилось настроение от долгого ожидания тёти. Она уселась на скамейку и объявила, что прыгать, изменяться и перевоплощаться не будет. На что тётя ей ответила:
Пока и не надо! Посиди и отдохни с числом 15, например, а я в это время превращусь в Прямую Пропорциональность.
Она дотронулась своей волшебной палочкой до ладони Скорости, и на ней появилось число 15.
Тем временем Расстояние и Время прыгали, резвились. Если Расстояние увеличивалось в 3 раза, то и Время увеличивалось в 3 раза; а если Расстояние уменьшалось в 2 раза, то и Время уменьшалось в 2 раза. Но их отношение всё время оставалось числом постоянным, и было равно 15.
Его показывала сидящая на скамейке сестрица Скорость. Потом братец Расстояние решил стать величиной постоянной и тоже посидеть на скамейке и отдохнуть. Но он сомневался, получится у него или нет.
Тётя Пропорциональность объяснила, что для этого ей надо стать Обратной Пропорциональностью. Она перевернула свою шляпу задом наперёд, и стала бегать спиной вперёд. А чтобы братец Путь остался постоянным, она предложила Скорости и Времени перемножаться. Поэтому как только Время начинало уменьшаться в несколько раз, в такое же количество раз увеличивалась Скорость и наоборот.
Они прыгали, резвились, изменялись, однако, их произведение всегда было числом постоянным, и равнялось 60. Его показывал сидящий на скамейке братец Расстояние.
Тётя заметила, что в эту игру можно играть и с другими величинами, составляя пропорции.
Вечером тётя Пропорциональность уезжала в своё графство Отношение. Дети-величины попрощались с ней и пригласили в гости на следующие выходные.
Отрицательные и положительные числа.
Жили-были отрицательные числа и положительные, построили два дома. В правом доме заселились положительные числа, а в левом - отрицательные. Каждый день председатель двух домов, Нулик, которого звали начало чисел, ходил по домам и смотрел, не заселились ли отрицательные в положительный дом, а положительные в отрицательный. Так каждый год, каждый месяц это продолжалось.
Геометрия.
В маленькой геометрической деревушке, которая стояла на берегу реки, жил равнобедренный Треугольник. Но сам он этого не знал и думал, что он некому не нужен. В деревне он был единственный равнобедренный Треугольник. Над ним смеялись все фигуры, старики и дети. Но пришло время, и Треугольник решил уйти в лес. Ему надоели эти издевательства. Рано утром, когда ещё все спали, он встал, быстро оделся и вышел за калитку.
Дорога была трудная и тяжёлая. Треугольник дорогой останавливался и вспоминал свою деревню. От обиды ему становилось грустно и обидно, он плакал. Вскоре он забрёл в чащу густую и тёмную. Там он наткнулся на избу. В ней жил старый и мудрый Квадрат. Треугольник рассказал ему про своё горе и расплакался. Квадрат его быстро успокоил и стал ему рассказывать про то, какой он на самом деле. Квадрат говорил Треугольнику, что он важный и нужный, что у него есть боковые стороны, которые всегда равны, основание и два угла при основании, которые тоже всегда равны.
Ты должен гордиться тем, что твоя медиана является биссектрисой и высотой!
О равнобедренном треугольнике.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:
Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.
А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство - попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:
Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Что такое медиана треугольника?
Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком сложные.
Может быть вы, ребята, ответите?
Изучение любого числа для детей – это целая наука, требующая особого подхода. Малыши очень восприимчивы к тому, как воспитатель или учитель подает информацию. Чем более творческий подход применяет взрослый в воспитании и обучении, тем лучше результат.
То же самое можно сказать о числах. В какой бы класс ни ходил ребенок, уроки по математике стоит разбавлять необычными повествованиями, рассказами, сказками. Числа вполне могут стать героями этих сказок для детей.
Сказки
Скачать сказку о цифрах для детей единым файлом можно .
2 и 3
4 и 5
6
9
0 и 10
«Жили-были…» — так начинается практически любая сказка. Этим же способом вы можете начать сказку для своего ребенка о цифрах. Так может начинаться занятие в каком-нибудь эстетическом центре для детей, если ребята начинают работать с цифрами, например: «Жили-были цифры и стране Математики…». В общем, придумывать можно что угодно. Сочиняйте сказку сами, а дети станут вашими помощниками.
Если же придумать сказки обо всех цифрах для вас сложно, вы можете воспользоваться материалами нашего сайта. Для этого достаточно скачать сказку и читать ее ребенку.
На самом деле, придумать сказку очень легко. Начало у нас уже есть: «Жили-были…». Следующий этап творчества для детей, которые ходят в 1-4 класс, — это определение, какие числа будут выступать главными героями. Для убедительности можно представить цифры с картинками, где каждой из них будет соответствовать какое-нибудь количество предметов.
Затем беремся за разработку сюжета. В любой сказке всегда есть злодей и добрые герои. В качестве вредителя может выступить математический знак, например, минус, или такие числа, как 13, с которыми связано много суеверий. Пусть числа ходят друг другу в гости, готовятся к поездкам и полетам и т.д.
После собственного небольшого рассказа, предложите ребятам завершить начатое и продолжить сказку.
В качестве домашнего задания можно также предложить ребятам самостоятельно сочинить сказку о числах. Ее можно оформить на отдельном листе с картинками, сделать презентацию или даже показать кукольный театр или театр теней. Сделать это очень просто. В качестве героев будут выступать цифры, которые легко с помощью взрослых вырезать из картона и бумаги, украсить их цветами или блестками. Декорациями будут служить рисунки детей. Пусть ребята разучат несложные роли и покажут спектакль своим родителям на празднике. В школе самодельный театр с цифрами будет вполне уместен на математическом вечере, КВНе, какой бы класс дети не посещали.
Если вы работаете в детском эстетическом центре, то сказка про цифры станет отличным введением в мир чисел и математических действий. Урок можно начать со сказки, а затем предложить ребятам нарисовать или раскрасить сказочных героев. Дети также с удовольствием будут лепить цифры из пластилина или теста, выкладывать из палочек или подручных средств (например, спичек).
Подобные задания про сказки с цифрами развивают не только воображение и образное мышление, но и мелкую моторику, усидчивость, внимательность.
Видео по теме
Выводы
Итак, сказка о цифрах для детей – прекрасное средство заинтересовать малышей изучением математики и привлечь их к творческой работе. Сказки можно сочинять самому или скачать на нашем сайте. Какую бы сказку вы ни предложили ребятам, это будет отличное начало любого урока. Если же вы сделаете с малышами небольшое представление и покажите его публике, ребята будут просто счастливы.
Не бойтесь включать в уроки математики творческие моменты. Они лишь стимулируют детей к работе ума и воображения. Через много лет они будут любить математику именно за то, что впервые она предстала перед ними в образе сказки.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Математическая сказка Ученика 3-го класса МБОУ Каринской СОШ Воробьёва С.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Однажды, когда Иван стал взрослым, царь сказал сыну: - Сынок, пора тебе жениться. - Вот что возьми-ка ты….
А что должен взять Иван-царевич, это мы узнаем, если расставим цифры по порядку.
Цифры перевернуть получается слово …..
Как же я возьму в жены лягушку? - Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!
Задачи в стихах Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат, Но один из них устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?
Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два решили спать ложиться, Сколько свинок у корытца?
Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей?
Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, "Приходите все на чай!" Сколько чаек, отвечай!
Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом Царстве у Кощея Бессмертного Иван-царевич выполнил задания лягушки. Лягушка прыгнула, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Прекрасной.
“ Покажу тебе, где Кощей Бессмертный живет, если выполнишь мои задания».
Сравни числа:
“Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я эту сказку в детстве читал. Давай договоримся, если сможешь добраться до Василисы Прекрасной – освобожу ее, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу». “Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я эту сказку в детстве читал. Давай договоримся, если сможешь добраться до Василисы Прекрасной – освобожу ее, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу».
Назови предметы. По первым буквам составь слово. Задания Кощея бессмертного: У А
Назови предметы. По первым буквам составь слово. А У
Подумай и реши задачи: Кто быстрее долетит до гнезда гусеница или воробей? Кто быстрее доплывет до берега гусь или петух?
Почините ковер-самолет, закройте дыры геометрическими фигурами соответствующей формы. Назовите их и расскажите о них все что знаете.
ВЕРНУЛИСЬ ИВАН- ЦАРЕВИЧ И ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ НА КОВРЕ-САМОЛЕТЕ ДОМОЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту....
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Конспект урока - проекта по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по России"
Познакомить детей с природой нащей страны, её разнообразием. Научить пользоваться физической картой России.Научить создавать совместный проект по теме "Путешествие по России"...
Приключения в царстве математики (пьеса-сказка)
Декорация: красочная афиша с названием сказки, дворец царицы наук Математики, состоящий из чисел, геометрических фигур, уравнений, карандаша, циркуля, линейки.
Ведущий . Дорогие ребята. Сейчас мы вам покажем математическую сказку «Приключения в царстве Математики». Роли исполняют (называет...).
Все исполнители выстраиваются на сцене в следующем порядке: Профессор, царица Математика, принцесса Арифметика в окружении чисел и математических знаков, принцесса Геометрия в окружении геометрических фигур, принцесса Алгебра в окружении уравнений.
(Звучит запись песни «Дважды два - четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.) Все исполнители подпевают.
По окончании песни на середину сцены выходит Профессор. Он в мантии, по которой разбросаны числа, геометрические фигуры, уравнения. На голове - профессорская шапочка с кисточкой. Остальные исполнители остаются в глубине сцены. Начинается пролог.
Профессор. Издавна люди называют математику царицей наук, потому что она применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики - Арифметика - это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними. Итак, слово царице наук - Математике.
(Широким жестом Профессор приглашает Математику на середину сцены. Она в пышном платье, по которому разбросаны различные числа, геометрические фигуры и уравнения. На голове - большая корона.
Профессор и царица Математика вместе со всеми присутствующими исполняют стихи об Арифметике.)
Царица Математика.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Все.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Профессор.
Все.
Царица Математика.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Все.
Профессор. Царица Математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком.
Итак, царица Математика начинает обход своих владений. (Она обходит всех исполнителей, стоящих в глубине сцены.)
Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики.
Действие 1
(Во владениях принцессы Арифметики.)
Царица Математика . Профессор, позовите ко мне принцессу Арифметику.
Профессор . Принцесса Арифметика, явитесь с отчетом к царице Математике.
(На середину сцены выходит принцесса Арифметика в пышном платье, по которому разбросаны различные числа. На голове корона.)
Принцесса Арифметика. Числа моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только Миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно достается от него маленькому Нолику.
Царица Математика. Позвать ко мне этого зазнайку Миллиона.
(Появляется Миллион. Он в цилиндре, с тросточкой. На груди большими цифрами написано - 1 000 000.)
Миллион (поет). Миллион, миллион, миллион...
Я - одно из самых больших чисел! Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно маленький Нолик, который вообще ничего не значит. Тьфу! Пустое место.
Царица Математика (разгневанно). Миллион, ты должен быть наказан. И накажет тебя тот самый маленький Нолик, которого ты презираешь. Профессор, позовите ко мне Нолика с его братом.
Профессор. Нолик, явись со своим братом к царице Математике!
(Появляются Нолики. Они в крылатках, по которым разбросаны нули. На груди у каждого Нолика - большая цифра 0.)
Нолики (вместе). Царица Математика, мы явились по вашему приказанию.
Царица Математика. Нолики! Вы должны уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий. Ребята, с помощью какого арифметического действия можно уничтожить Миллион, превратить его в ноль?
Все. С помощью умножения.
Царица Математика. Правильно, с помощью умножения.
(Появляются слуги принцессы Арифметики - математические знаки. Они в пышных платьях, по которым разбросаны соответствующие математические знаки.)
Царица Математика. А вот и слуги принцессы Арифметики - математические знаки. Они помогут нам наказать зазнайку Миллиона. Математические знаки, приступайте к работе!
Исполнители выстраиваются, образуя запись:
1 000 000 х 0 = 0.
Царица Математика (дотрагиваясь до миллиона). Миллион, ты уничтожен.
(Миллион хватается за голову и убегает.)
Царица Математика. Профессор, а теперь вы расскажите нам о значении нуля в математике.
Профессор.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль,
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Первый Нолик.
Коль ноль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Исполнители поднимают плакат, на котором написано:
а + 0 = а; а - 0 = а.
Второй Нолик.
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.
a x 0 = 0; a x b x c = 0.
Первый Нолик.
А относительно деленья
Нам твёрдо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на ноль запрещено.
Исполнители поднимают плакат, на котором написано:
a: ∅
Второй Нолик.
И впрямь, какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нолем в произведении
Все числа ноль лишь могут дать?
(В процессе исполнения стихотворений про ноль царица Математика указывает указкой на соответствующие математические равенства.
Все отходят вглубь сцены, кроме профессора и царицы Математики.)
Профессор. Царица Математика обходит свои владения (всех исполнителей, строящих в глубине сцены). Сейчас она посетит владения принцессы Геометрии. Геометрия - это раздел математики, в котором изучаются геометрические фигуры и их свойства.
Действие 2
(Во владениях принцессы Геометрии.)
Царица Математика. Профессор, позовите ко мне принцессу Геометрию.
Профессор. Принцесса Геометрия, явитесь с отчетом к царице Математике.
(На середину сцены выходит принцесса Геометрия и делает реверанс перед царицей. Она в пышном платье, по которому разбросаны различные геометрические фигуры. На голове у нее такая же корона, как у принцессы Арифметики.)
Принцесса Геометрия. Геометрические фигуры моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только треугольник все время завидует своему брату Квадрату.
Царица Математика. П ринцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом. Почему братья не дружат?
Принцесса Геометрия.
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
(Появляются Треугольник и Квадрат.)
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный.
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат...
Квадрат. Почему ты злишься, брат?
Принцесса Геометрия. Тот кричит ему...
Треугольник.
Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Принцесса Геометрия.
Но Квадрат ответил...
Квадрат. Брат! Я же старше, я - квадрат.
Принцесса Геометрия. И сказал еще нежней...
Квадрат. Неизвестно, кто нужней!
Принцесса Геометрия.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал...
Треугольник.
Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился -- был квадратным,
А проснешься без углов!
Принцесса Геометрия.
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Царица Математика . Здесь, я вижу, злой поступок Треугольника обернулся против него самого. Ребята, какая получилась геометрическая фигура после того, как у квадрата были срезаны все углы?
Все . Восьмиугольник.
Царица Математика. Правильно, восьмиугольник.
(Все отходят в глубину сцены, кроме Профессора и царицы Математики.)
Профессор. Царица наук Математика продолжает обход своих владений. Сейчас она посети т владения принцессы Алгебры.
Алгебра - это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения.
Действие 3
(Во владениях принцессы Алгебры.)
Царица Математика . Профессор, я что-то устала. Попросите принцессу Алгебру развлечь меня.
Профессор . Принцесса Алгебра, развлеките царицу Математику. Покажите математические фокусы. Ведь вы большая мастерица показывать их.
(На середину сцены выходит принцесса Алгебра и делает реверанс перед царицей Математикой, сидящей на пышном троне. Алгебра - в нарядном платье, по которому разбросаны различные уравнения. На голове - корона.)
Принцесса Алгебра . Сейчас я заставлю всех вас получить нужное мне число. Только будьте очень внимательны. Каждый из вас должен задумать число любое - каждый свое.
Подходит к плакату. Показывает указкой на Х и просит прибавить к этому числу 2. Результат умножить на 2.
На плакате запись: (х + 2) х 2 = 2х + 4.
К полученному результату прибавьте число 3.
(На плакате запись: 2х + 4 + 3 = 2х + 7 .)
Затем отнимите задуманное число.
(На плакате запись: 2х + 7 - х = х + 7. )
К результату прибавьте число 5.
(На плакате запись: х = 7 + 5 = х + 12 .
От полученного результата отнимите задуманное число.
(На плакате запись: х + 12-х = 12 .)
У каждого из вас должен получиться один и тот же ответ: число 12. Если у кого-нибудь из вас другой ответ, значит, вы допустили ошибку в вычислениях.
(Принцесса Алгебра отходит в глубину сцены.)
Профессор. Царица наук Математика закончила обход своих владений.
(Все исполнители выстраиваются на сцене, как в начале спектакля.)
Царица Математика.
Чтоб водить корабли.
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
Все.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка.
Очень важная наука А-риф-ме-ти-ка!
Профессор.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Все.
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает А-риф-ме-ти-ка!
Царица Математика.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего, арифметику знать.
Все.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась А-риф-ме-ти-ка!
(Под музыку песни «Дважды два - четыре» исполнители уходят со сцены.)