Учимся умению слушать и слышать собеседника во время переговоров. Как вести себя с теми, кто все время вас перебивает

Как-то на одном тренинге нам давали по очереди несколько заданий. Первое из них заключалось в том, что группа из восьми человек должна была по кругу рассказывать одну и ту же историю с продолжением. Второе – каждый из участников пытался в ходе общего рассказа плавно сделать такое продолжение, чтобы оно уходило как можно дальше от того, о чем повествовал предыдущий член команды. И третье упражнение заключалось в попытках каждого рассказчика вернуть беседу в прежнее русло.

Было очень весело. Сюжет рассказываемой истории сильно «штормило», что вызывало громкие всплески смеха группы. Упражнения казались очень смешными… на первый взгляд. И оказались очень важными для отработки одного из манипулятивных приемов, применяемых в беседе и выработки стратегии борьбы с ним.

Так что сейчас мы поговорим о таком приеме манипуляции собеседником как увод разговора в сторону. Пользуются этим приемом достаточно часто, многие, даже не замечая этого. Такое ведение беседы ставит вас (если вы являетесь собеседником манипулятора) в неловкое и проигрышное положение.

Второе упражнение касалось действий манипулятора и возможности почувствовать себя в его «шкуре.

Есть несколько способов перевести разговор на нужную манипулятору тему:

  • Перевод разговора на личность.

Личность человека – тема весьма спорная и часто вызывающая необдуманную эмоциональную реакцию. То есть разговор переводится из конструктивного обсуждения какого-то вопроса в эмоциональную плоскость.

Например, при обсуждении вводить ли в бюджет следующего года замену техники для IT-шников, начальник IT-отдела нападает на главного бухгалтера: «Да что он понимает в важности этой аппаратуры для правильной организации производства, у него нет нужного образования и вообще он в технике профан». И все, разговор переходит в плоскость обсуждения технических характеристик, а не цифр доходов и расходов.

Другой пример. Один работник упрекает другого в том, что тот сегодня опоздал с обеда, поэтому клиент не получил полной информации по какому-то вопросу. В ответ опоздавший начинает вспоминать все огрехи, допущенные другими и разговор переходит в личные дрязги. Клиент и его проблемы забыты надолго.

  • Заострение внимание на частности и общий вывод.

Никто не застрахован от мелких погрешностей. Но манипулятор как бы завывает об этом, возводя любую погрешность в систему.

Например, молодой специалист успешно и быстро справляется с отчетом, на который у старого специалиста уходило достаточно много времени. Самое главное – весь отдел один раз и навсегда был поставлен в известность, что это сложная и ответственная работа. А тут – такая заноза, как «молодой, да ранний».

Отчет демонстративно изучается некоторое время старым специалистом, знающим «узкие места» данного отчета. И, наконец, вот она незначительная ошибка. Теперь можно размашисто перечеркнуть весь труд, указав на невнимательность автора отчета, заодно объяснив окружающим, что ВЕЧНО эти молодые НИЧЕГО не могут делать с первого раза правильно, перекладывая ответственность за свои ошибки на более опытных сотрудников. Дело сделано, враг уничтожен! Теперь можно некоторое время не беспокоится за свой дутый авторитет.

Другой пример. Преподаватель берет работу студента, которого недолюбливает. Находит первую же неточность или двусмысленность и перечеркивает всю работу, объявляя, что у него нет времени перепроверять всякие каракули нерадивого студента, который НИКОГДА не может сделать правильно работу с первого раза, чем отнимает у преподавателя время.

  • Обсуждение второстепенных деталей.

Манипулятор переводит разговор из плоскости «да» или «нет» в плоскость обсуждения незначительных деталей, делая, таким образом, вопрос как бы решенным в принципе.

Например. Поднят вопрос начальником отдела о выделении дополнительных средств на двух дополнительных работников в отдел. Вышестоящий руководитель начинает выяснение, а так ли важны там дополнительные сотрудники. На что начальник отдела начинает обсуждение по поводу как организовать рабочие места этим сотрудникам, где взять компьютеры, необходимые в их работе, а также обсуждение кадровых агентств, сравнивая качество их работы с ценой их услуг. Все присутствующие втягиваются в разговор, забывая, что руководитель еще не сказал свое «да» по поводу этого вопроса.

Другой пример. Жена хочет новую стиральную машину. Семейный совет собирается, чтобы решить нужно ли покупать новую машину либо пока стоит отремонтировать старую. В процессе обсуждения женщина достает рекламные проспекты магазинов, торгующих техникой, и начинает обсуждать качественные характеристики техники различных торговых марок; количество операций, заложенных в машинку и цену каждой из них. В итоге разговор переходит в русло обсуждения деталей и уже не касается возможности совершения самой покупки.

Третье упражнение – это отработка способности уходить от данных манипуляций.

Распознав желание собеседника увести разговор в ту сторону, которая в данный момент ему выгодна, нужно попробовать вернуть беседу к первоначальной теме. Если человек поменял тему невольно, то такая попытка направить разговор в русло запланированного разговора пойдет только на пользу диалогу.

Если же это была обдуманная манипуляция, то произойдет вторая попытка увести разговор в более удобный формат для манипулятора. В этом случае, если вы не хотите играть в игру «кто кого» вам стоит перенести беседу на другое время или другой день. Этим вы дадите манипулятору знать, что его уловки вас не устраивают, и вы готовы пойти на прекращение переговоров.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

чт, 28 Февраля, 2019 - 18:30

Не каждый из нас обладает талантом виртуозного дипломата, поэтому неловкие паузы в разговорах периодически возникают. А что делать, если молчание затягивается или приятная беседа вот-вот перерастет в неприятный спор? Конечно, самым очевидным решением будет предложить сменить тему разговора, но это не всегда приемлемо, поэтому приходится прибегать к другим методам. Давайте рассмотрим способы незаметно (или хотя бы не столь явно) для собеседника перевести разговор в другое русло.

1. Чтобы собеседник не мучил вас тягостным молчанием, учитесь слушать. Люди хотят быть услышанными, поэтому важно дать собеседнику ощущение внимательности к его рассказу. Сделать это можно при помощи легких кивков или ободряющих междометий. Также подойдут уточняющие вопросы по теме разговора, только с ними нужно быть осторожней, чтобы не превратить беседу в допрос.

2. Если вы чувствуете, что тема разговора неинтересна или неприятна вашему собеседнику, то можно воспользоваться замечательным словом «кстати». Зацепитесь за что-то в разговоре и, ловко припомнив интересный факт, переведите внимание собеседника на другой объект. Представьте, что в кафе ваш собеседник заметил, что рыба не очень хорошо приготовлена. Чтобы предотвратить обсуждение неумехи-повара, займите внимание недовольного гостя рассказом о своем недавнем путешествии, где вы видели удивительно красивых рыбок. Тут у вас уже будет шанс поговорить о путешествиях, к которым многие неравнодушны.


3. В том случае, если тема разговора неприятна вам, можно это показать молчанием. Вашему собеседнику будет некомфортно говорить в пустоту, и он сам сменит тему или предложит сделать это вам.

4. Другой способ манипулировать оппонентом, начать говорить несуразности. Чем большую нелепость вы скажете, тем большим будет удивление собеседника. Этим моментом можно будет воспользоваться для смены темы, причем можно надеяться на положительную реакцию собеседника, так как удивляться людям обычно нравится.

5. Также для смены темы можно попробовать «перезагрузить» собеседника. Отличным способом для этого станет долгое монотонное повествование, которое непременно нагонит тоску и заставит искать другие темы для общения. Противоположный прием – очень быстрая речь, тоже способен заставить искать спасения в другой тематике.

Таким образом, все способы можно разделить на две группы – манипуляция или собственная инициатива. К манипулированию не все относятся положительно, но иногда это единственно возможный способ уйти от неприятного разговора. В любом случае, вам решать, тратить свои силы и нервы, поддерживая бесперспективную беседу или воспользоваться не слишком красивым приемом, чтобы сделать общение обоюдно приятным.


Люди не смогут вам доверять полноценно, если вы не умеете слушать. Умение воспринимать информацию – один из элементов процесса как неформального, так и делового общения.

Человек, который слушает, не просто воспринимает информацию о том, что ему пытаются донести, но и создаёт процесс разговора.

Мало кто может слушать, ведь для людей главное – самому высказаться. Однако, общаясь с партнёром, сотрудником на деловой встрече, он должен почувствовать, что он значим для вас.

Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
Эффенди Мансурович Капиев

Поток информации в жизни

Общение можно сопоставить с айсбергом, ведь, как известно, на поверхности только 20 процентов айсберга, остальное скрыто под толщей воды. В разговоре факты дают только 20 процентов информации, которую собеседник пытается вам донести, остальные 80 отведены эмоциям, прочитав которые можно уловить всю суть разговора.


Зачастую люди не слушают своих собеседников.


Слушать собеседника внимательно – далеко не лёгкое дело, поскольку человек думает в 12 раз быстрей, чем говорит . Таким образом, сконцентрировать внимание на том, что рассказывают, требует неких усилий. Слушатели, как правило, чувствуют неловкость, поскольку тоже хотят высказаться.


Если вам не под силу избавиться от этой потребности, значит, вы просто не можете управлять беседой и уделить должное внимание своему собеседнику. Многие теряют способность сконцентрироваться, если им не дают возможности высказаться. Таким образом, они не могут ни повторить, ни сделать анализ услышанной информации.

Управляем беседой

Ниже приведены восемь способов, которые позволят вам продуктивно общаться и научиться управлять беседой:


Как повернуть разговор в нужное русло.

Первое, что нужно, чтобы повернуть разговор в нужную для себя сторону, это интеллект, хотя бы не ниже среднего. А еще лучше, если вы будете во много раз превосходить собеседника, в умственном плане.

Для того, чтобы выработать красивую и правильную речь, нужно много читать художественной литературы. Не обязательно классику, можно и простенькие детективы. Я абсолютно уверен, что любая художественная литература, даже глупая беллетристика, развивает мозг лучше, чем фильмы, которые транслирует телевидение.

Но, это все, своего рода, подготовка к интересной и увлекательной поездке, маршрут которой прокладываете вы сами. Но, что делать на практике? Как искусно изменить ход разговора? Как перевести разговор в нужное русло так, чтобы собеседник об этом даже усом не повел?

Все очень просто и сложно одновременно. В этом деле нужна ювелирная точность. Нужно делать все тонко и плавно. Надо постепенно подводить собеседника к теме, которую хотите обсудить. Если вы неожиданно перебьете собеседника и начнете толковать свое, то он, как минимум, сочтет вас за невежу. А это вам думаю не нужно, особенно если дальнейший разговор должен течь, так сказать, по деликатному руслу.

Вот пример из моей жизни. Мне нужно было как-то раз узнать у одного человека информацию об одной девушке, которой, он, по-моему мнению, владел. Информация, которую мне нужно было раздобыть, была, если можно так выразиться, не для всех. Если бы я в лоб задал ему такой вопрос, то он, возможно, просто напросто послал бы меня. Поэтому, я зашел издалека. Я начал разговаривать о других девушках и кое что рассказывал о них, о их поведении. Сначала я посмотрел как он на это реагирует, а уже потом потихоньку подвел его к нужной мне теме. Я все узнал, что хотел, на задав ему об этом не единого вопроса.

Если хотите, чтобы разговор шел по вашему руслу, то сначала создайте еще одно русло, протекающее рядом с вашим и в какой-то момент эти два русла должны слиться воедино. Ну а если ваш собеседник разговаривает на неприятную вам тему, то вы просто можете так и сказать ему, что это для вас не приятно и вы не хотите это обсуждать.

В итоге, можно сказать, что для того, чтобы научиться переводить разговор в нужную вам сторону, нужно, прежде, научиться быстро мыслить. Нужно научиться рисовать в своей голове все пути по которым может пойти разговор при дальнейшем его развитии. Ну а чтобы всему этому научиться, нужно практиковаться - почаще разговаривать с людьми и пытаться переводить разговор в нужное для себя русло. Думаю, с опытом выработается своя схема и способ, с помощью которых вы с легкостью сможете манипулировать собеседником.

Есть такой термин, «красная селедка», который обозначает намеренную смену темы разговора для личной выгоды. Этим способом частенько пользуются политики, которым задали неудобный вопрос: они ловко меняют тему и делают это так, что собеседник может и не заметить. Это очень распространенная тактика в мире деловых и политических дискуссий, но и в повседневной жизни будет не лишним правильно использовать этот навык.

Но почему именно «красная селедка»? Это название происходит от одной интересной методики, с помощью которой обучают охотничьих собак. Чтобы развить инстинкт преследования лис, охотники разбрасывали коричневую, с красным оттенком сельдь на пути ищеек. Это делалось для того, чтобы отвлечь внимание собак от запаха лисы и натренировать остроту нюха. В общении же этот трюк используется исключительно с целью отвлечения внимания.

1. Какими уловками пользуются политики и как это работает

Уходить от неудобных вопросов – один из важнейших навыков для людей, которые живут в мире шоу-бизнеса и политики, вынуждены регулярно выступать перед большой аудиторией.

Например, интервьюер активно расспрашивает кинозвезду о новой роли, а та по контракту не имеет права рассказывать о деталях съемок. В этом случае, как правило, актер плавно переводит тему на ожидаемые сборы или свои прошлые роли в кино, таким образом уводит разговор совершенно в иное русло. Большинство репортеров знакомы с этой тактикой, и для них это является неким маркером, дающим понять, что актер не будет говорить на эту тему, и необходимо задать другие вопросы, чтобы не испортить интервью.

Политика – это еще одна арена, где каждый день используется метод «красной селедки», чтобы избежать скандала, сгладить ситуацию, перевести внимание аудитории на другие, более удобные вопросы и ввести общественность в заблуждение.

Давай рассмотрим выступление нынешнего президента США Дональда Трампа. Один из журналистов задал ему вопрос, как в далеком 2005 году Трамп в беседе с Билли Бушем сделал ряд унизительных заявлений о женщинах (дело было в раздевалке). Дональд ответил: «Это разговор в раздевалке, одна из мужских прерогатив. Бороться с терроризмом тоже мужское дело. Я обрушу ад на ИГИЛ. Мы победим ИГИЛ, и я позабочусь об этом». Конечное же, очевидный переход, который сложно не заметить, но Трамп поднял очень острую тему для американского народа, а кому придет в голову возвращаться к разговорам в неглиже после такого заявления?

Но этот навык необходимо использовать с умом и знанием дела, в противном случае можно породить фразу наподобие: «Вы держитесь здесь. Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья». Это пример того, как делать не надо, если не хочешь, чтобы люди тебя, мягко говоря, начали недолюбливать.

2. Как ты можешь использовать этот метод

Метод «красной селедки» универсален, он поможет тебе в любой сфере жизни. Представь, что ты пришел домой, а твоя подруга, чувствительная натура, решила взять из приюта брошенную собаку. Ты понимаешь, что вы сами еле-еле помещаетесь в однушке, а тут еще добавится милое, но в тот же момент громкое существо, которому на данный момент здесь не место. Так как же увести подругу от этой навязчивой мысли? Во-первых, не меняй тему разговора так, чтобы это было очевидно, во-вторых, начни с вопросов, которые будут касаться собаки. Спустя некоторое время расскажи о друге, который тоже не так давно завел пса, и переключись уже на личность своего товарища. Спустя еще некоторое время вы будете смотреть фотографии его подружки и обсуждать ее целлюлит, а разговоры о милой собачке плавно сойдут на «нет».

Но не стоит использовать метод «красной селедки» слишком часто, ведь в этом случае ты рискуешь выработать в себе привычку не решать проблемы, а уходить от них при первом удобном случае. Используй эту технику лишь тогда, когда возникнет реальная необходимость, или в скором времени люди начнут понимать твои уловки. Существует множество методов, которые ты можешь использовать в дебатах, так что не стоит останавливаться лишь на этом.

3. Как самому не попасть в эту ловушку

Ты тоже можешь наткнуться на красноречивого оратора, который будет в курсе этих уловок и попытается увести тебя от основной темы разговора. Когда окажешься в таком положении и почувствуешь, что диалог строится не по твоему плану, то для начала убедись в том, насколько внимательно ты слушал своего оппонента во время разговора, и подумай, за какую тростиночку ему удалось зацепиться и выплыть из вод каверзных вопросов. Помни о маркерах: когда кажется, что тема разговора резко поменялась, возвращайся на шаг назад и повторно задавай волнующий тебя вопрос.

Эту статью мы хотим закончить цитатой Гарри Трумэна, 33-го президента США: «Если вы не можете убедить людей, то запутайте их».