Стандарты по географии

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :

^

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

^ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

^ Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

^ НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения 1 . Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов . Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

^ ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-совых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

^ РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

^ РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

^ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Фото из презентации «Стандарты по географии» к уроку географии на тему «УМК по географии» Скачать презентацию

Стандарты по географии

содержание презентации «Стандарты по географии»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1 О преподавании учебного предмета «география» в 0 20 временная парадигма Географическая среда. Социально- 0
условиях введения федерального компонента экономические факторы. Природные факторы.
государственного стандарта общего образования. 21 Географическое пространство- объект географии. 0
2 Федеральный компонент устанавливает: Максимальный 0 Географическое. Социальное. Природное. Экономическое.
объем учебной нагрузки. Нормативы учебного времени. 22 Уровни геосистем. Глобальный. Региональный. 0
Локальный.
образовательных программ. Требования к уровню 23 Такой подход позволяет. Наиболее полно представить 0
подготовки выпускников. проблему «окружающая среда - общество - человек» и
3 ФБУП для образовательных учреждений Российской 0 рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий
Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения Земли. В основу обязательного минимума содержания
учебного предмета «География» на этапе основного общего учебного предмета на общеобразовательном уровне
образования. Место учебного предмета «География» в положено изучение географической среды для жизни и
Федеральном базисном учебном плане. деятельности человека и общества.
4 В том числе: В VII, VIII и IX классах - по 70 0 24 Обращаем Ваше внимание! Разделы «Источники 0
часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В VI географической информации» и «Природопользование и
классе – 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в геоэкология» - универсальны. В примерных программах по
неделю. географии показаны возможности их изучения в каждом
5 35 часов учебного предмета «География» в VI классе 0 курсе географии.
перенесены в региональный компонент для организации 25 VI класс основной идеей этого курса становится: 0
изучения обучающимися содержания образования Изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих
краеведческой направленности. В Федеральном базисном окружающую среду, изучение деятельности человека,
учебном плане для образовательных учреждений Российской изменяющей окружающую среду,
Федерации. 26 В VII классе. Раскрывается географическая специфика 0
6 Эти часы рекомендуется использовать. Выполнения 0 каждого материка на основе типовой характеристики.
практических работ на местности. Для проведения Выделение и изучение природно-хозяйственных регионов
практических работ по темам курса географии с каждого материка позволяет более полно реализовать
использованием краеведческого материала. комплексный подход к изучению территории.
7 На этапе среднего полного общего образования на 0 27 Комплексная географическая характеристика: 0
базовом уровне. Отведено 70 учебных часов на изучение Географическое положение; особенности природных условий
географии за два года обучения - в 10 и 11 классах. и ресурсов; характеристика населения и основных видов
8 На изучение географии на профильном уровне. 0 его хозяйственной деятельности; особенности
Федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных материальной и духовной культуры народа.
часов за два года обучения, т. Е. В 10 и 11 классах. 28 Курс «География России» в 8-9 классе. Главная его 0
9 Профиль или комбинация базовых, профильных и 0 задача - формирование целостного представления об
элективных курсов. Профильное обучение. Базовый курс 70 особенностях природы, населения и хозяйства нашей
часов - 2 часа в неделю в 10 классе или 1 час в неделю Родины, на основе комплексного подхода и показа
10 и11 классах. Профильный курс 210 часов – 3 часа в взаимодействия трех основных компонентов: природы,
неделю в 10 и 11 классах. Элективные курсы? в 10 и 11 населения и хозяйства.
классах. 29 0
10 Федеральный компонент образовательного стандарта по 0 полного общего образования на базовом уровне.
географии содержит. Среднего (полного) общего содержание географического образования построено, также
образования на базовом уровне. Среднего (полного) как и в основной школе, на комплексной, интегральной
общего образования на профильном уровне. Стандарт для основе, синтезируя два основных блока - физическую
основного общего образования. географию, а также экономическую и социальную. В основе
11 Цели учитывают: Необходимость всестороннего 0 среднего полного общего образования по географии на
развития личности обучающегося, освоения знаний, базовом уровне лежит курс географии мира.
овладения необходимыми умениями, развития 30 Цель курса: Формирование общей культуры школьников 0
познавательных интересов и творческих способностей, и в большей степени связана с мировоззренческими,
воспитание черт личности, ценных для каждого воспитательными задачами предмета.
индивидуума и общества в целом. 31 Новизна подходов в стандарте. состоит, в первую 0
12 Структура целей представлена на пяти уровнях. 0 очередь, в расширении российской тематики. С этой целью
освоение знаний; овладение умениями; развитие, в базовый курс вводится раздел «Россия в современном
воспитание; практическое применение географических мире». Кроме того, учебный географический материал о
знаний и умений. Все цели являются равнозначными. России рекомендуется включать в содержание других
13 Учитель должен уметь. Определять логику и 0 разделов курса.
последовательность конкретных целей через результаты 32 Новизна подходов в стандарте. Введение в базовый 0
обучения, выраженные в действиях учащихся для каждого курс специального раздела «Современные методы
этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей работы. географических исследований и источники географической
14 Обязательный минимум содержания основных 0 информации», который призван обобщить картографические,
образовательных программ по географии. Обобщенное статистические, геоинформационные и другие умения и
содержание географического образования представлен в навыки учащихся, довести их до уровня практического
форме набора предметных тем, объединенных в крупные применения.
блоки содержания. 33 Географическое образование на этапе среднего 0
15 Обязательный минимум по географии. Не устанавливает 0 полного общего образования на профильном уровне.
последовательность изучения предметных тем и блоков изучение основных отраслей географической науки и
содержания в рамках ступеней общего образования не геологию как самостоятельных блоков содержания, а
определяет нормативы учебного времени, отводимые на именно: «География как наука»; «Введение в общую
изучение данной предметной темы в рамках учебной географию»; «Введение в физическую географию»;
программы. «Введение в геологию»; «Введение в экономическую и
16 В обязательном минимуме по географии. Прямым 0 социальную географию»; «Природопользование и
шрифтом выделено содержание, изучение которого является геоэкология».
объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации 34 География может изучаться. Как в естественнонаучных 0
выпускников. Курсивом выделено то географическое профилях Так и в обществоведческих профилях.
содержание, которое подлежит изучению, но не является 35 На профильном уровне учащиеся должны. Изучить все 0
объектом контроля и не включается в требования к уровню разделы стандарта. Учебное время, отведенное на
подготовки выпускников по географии. отдельные блоки содержания в примерной программе на
17 Требования задаются в деятельностной форме. и 0 профильном уровне, указано по минимально возможному его
определяют, что в результате изучения географии пределу (не менее). Запланирован значительный объем
учащиеся должны: знать, уметь, использовать в резервного времени в 30 часов, что предусматривает
практической деятельности и повседневной жизни Они возможность его перераспределения между отдельными
служат основой разработки контрольных измерительных блоками содержания для более глубокого их изучения в
материалов по географии для государственной аттестации соответствующих профилях.
выпускников образовательных учреждений. 36 Региональный компонент географического образования. 0
18 Концептуальные основы образовательного стандарта по 0 Изучение географии своего края, области, района,
географии. От раздельного обучения физической и региона. Цель - наиболее полно раскрыть воспитательный
социально-экономической географии к интегрированному и развивающий потенциал предмета - любовь к своей
курсу. Реализация новой концепции содержания местности.
географического образования заключается в переходе. 37 Практическая часть федерального компонента 0
19 Новизна стандарта. Комплексного географического 0 стандарта. Формирует способность и готовность учащихся
подхода и синтезирует общеземлеведческое и к использованию географических знаний и умений в
страноведческое содержание географии. Обязательный повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
минимум содержания по географии построен на основе. социально-ответственному поведению в ней; адаптации к
20 Современная модель и базовое содержание 0 условиям проживания на определенной территории;
общеземлеведческих знаний. Солярно- планетарные самостоятельному оцениванию уровня безопасности
факторы. Географическая оболочка Пространственно- окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
37 «Стандарты по географии» | Стандарты по географии 0

Http://сайт/fotografii/geografija/Standarty-po-geografii/Standarty-po-geografii.html

Cсылка на страницу