«Июль – макушка лета» А. План-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему: "А.Т

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета...»

Основное литературное творчество А.Т. Твардовского при­шлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечествен­ной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношени­ях между людьми.

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, ко­торые соотносятся с народным календарём: «дневная убыль све­та», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липово­го цвета. Лирическое произведение написано трёхстопным ямбом, который придаёт всему стихотворению чёткость, пре­дельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произ­несение слов. Используемый приём звукописи передаёт звуки июля - середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет,

Июль - макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повели­тельное наклонение употребляемых глаголов передаёт игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихо­творении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, - макушка,

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль - макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер. Итак, Александр Трифонович Твардовский создал самобытное поэтическое произведение «Июль - макушка лета», находясь в рамках традиций народной фольклорной сти­листики.

Основное литературное творчество А.Т. Твардовского пришлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечественной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношениях между людьми.

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета. Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению чёткость, предельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля - середины лета:

А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет,
Июль - макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, - макушка,
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль - макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер. Итак, Александр Трифонович Твардовский создал самобытное поэтическое произведение «Июль - макушка лета», находясь в рамках традиций народной фольклорной стилистики.

О каких народных приметах июля пишет поэт в данном стихотворении? (о «дневной убыли света», о прощальном привете кукушки, о сборе липового цвета)

Какие художественно-выразительные средства используются А.Т. Твардовским в данном стихотворении? (эпитеты, сравнения, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

В одной из своих литературных работ А. Твардовский пытается провести размышление над одной из самых распространенных народных пословиц о том, что июль является макушкой лета. Почему существует такое выражение? Для этого должны быть свои существенные причины. Именно этот вопрос и заинтересовал автора стихотворных строк!

Ежедневно, занимаясь своими хлопотами и делами, мы абсолютно не обращаем никакого внимания на те изменения, которые происходят вокруг нас. А вот А. Твардовский пишет о том, что его внимание привлек облетающий липовый цвет, который символизирует окончание самого жаркого и пекущего летнего месяца.

На мгновение поэт ловит себя на мысли о том, что только прочтенные заметки из газеты напоминают ему о скором завершении лета. Он, как творческая личность, начинает вглядываться в изменения, которые происходят в природе. Прощальный привет кукушки, убывание светового дня символизирует о скором приходе осени, приближении холода и затяжных зимних вечеров.

Стихотворная работа «Июль – макушка лета» наполнено особой динамикой, живым ритмом. Автор пытается передать скоротечность тех дней, которые один за другим завершаются и оставляют в нашей памяти сладкие и теплые воспоминания.

Автору становится немного грустно от того, что половина лета уже позади. Точно также пролетит и его следующая часть. А затем – дожди, огненные листопады и туманы. И течение времени невозможно изменить. Нужно только лишь смириться с изменениями, которые дарит нам природа, и принять их, как должное.

Чтобы избавить себя от грусти и разочарования, чтобы не испытывать депрессии и стрессы, необходимо проживать каждый день ярко, запоминая все события и положительные происшествия. Только в этом случае изменения в природе будут для вас еще одним поводом испытать хорошие эмоции.

На вопрос Анализ стихотворения А. Т. Твардовского "Июль-макушка лета" ПОЖАЛУЙСТА помогите)) заданный автором Прославиться лучший ответ это Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »
(1 вариант)
В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.
Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, – макушка, –
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
(2 вариант)
Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.
В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.
Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.
О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.
А с липового цвета,
Считай что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .
Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »

(1 вариант)

В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.

Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.

Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

(2 вариант)

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.

В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.

Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.

А с липового цвета,

Считай что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.