Как сделать чтоб я тебя слышу. Как говорить с мужчиной, чтобы он услышал и понял тебя

"Ты меня не слышишь!", "Ты не воспринимаешь, что я тебе говорю!", "Я уже не говорю, чего мне хочется, потому что меня все равно не слушают" - наверняка вы слышали такие или подобные фразы от своих друзей и близких. Или сами их периодически используете в общении, когда вам хочется объяснить свою позицию, высказать свое желание, или добиться от партнера чего-то, что он никак для вас не делает. Когда вы, кажется, уже приложили все усилия, чтобы вас услышали, но складывается ощущение, что вы натыкаетесь на глухую стену.

И здесь вероятны два варианта: 1. Партнер действительно не хочет делать это для вас; и 2. Партнер не может понять, чего же вы хотите, потому что ваши слова действительно проходят мимо области его восприятия. То есть, вам не удается донести свои слова до человека и убедиться, что он действительно вас услышал и понял.

Есть 10 принципов, применяя которые вы точно можете быть уверены, что ваши слова были услышаны партнером и действительно проникли в область его восприятия.

  1. Вы должны четко понимать, чего хотите сами. Пожелания бывают конкретные и абстрактные. Конкретные пожелания - это какие-то вещи и действия, которые легко назвать, и они понятны всем. Например: "Я хочу, чтобы ты подарил мне серьги с бриллиантами". Или: "Я хочу, чтобы пока я работаю, ребенок не заходил в мой рабочий кабинет". Или: "Я хочу, чтобы выходные мы всей семьей проводили в парке". Здесь смысл послания однозначен.

    Особые затруднения вызывают пожелания абстрактные, такие, как: хочу внимания, любви, заботы, человеческого отношения, чтобы меня не трогали, нормального общения и т.п. Это понятия, в которые каждый человек вносит свой индивидуальный смысл. Соответственно, партнер не всегда может знать, что таится у вас в глубине души, когда вы просите, например, внимания. Следовательно, вам нужно пояснить, какие именно действия вы ожидаете, какие именно слова хотите услышать, чтобы почувствовать, что получаете необходимое вам внимание. Ведь для кого-то внимание - это поинтересоваться здоровьем любимой собачки, а для кого-то - подарить автомобиль, а для кого-то - пригласить в кино, а для кого-то - не мешать просмотру любимого сериала. Нужно такие понятия согласовывать. Ведь иначе ваш партнер будет думать, что он делает для вас достаточно, а вы будете на него обижаться и продолжать требовать внимания, которое, по его мнению, он вам уже оказывает. Поэтому, прежде чем обращаться к кому-то с просьбами или претензиями, необходимо сначала разобраться в себе: чего же именно вы хотите, и как это должно выражаться?

  2. Говорить немного, 3-4 фразы за один раз. Человеческое восприятие так устроено, что одновременно может удерживать в памяти 3-4 единицы информации. Соответственно, если вы обращаетесь к партнеру с длинной речью, не удивляйтесь, что он что-то недопонял, не услышал, забыл, перепутал и т.д. И что его реакция на ваше послание весьма равнодушная. Он может со всем сказанным вами согласиться, а потом выяснится, что он все забыл, или не сделал то, на что кивнул головой. Длинная речь, как монотонная, так и эмоциональная - неважно, может ввести партнера в трансовое состояние, когда его сознание начинает выключаться, засыпать. Конечно, вы не сможете получить желаемый результат, поскольку в такой ситуации вас уже действительно не могут воспринимать.
  3. Прежде чем говорить что-то важное, убедитесь, что внимание партнера направлено на вас. То есть, он на вас как минимум смотрит. При этом он не говорит по телефону, не смотрит телевизор или в монитор компьютера, не ведет машину и т.п. И он не находится в полусонном состоянии. То есть, он в контакте с вами, а не с кем-то, или чем-то, включая собственные мысли.
  4. Дождаться ответа партнера. После 3-4 фраз, сказанных вами по существу дела (не нужно долгих предисловий, см.п. 2), обязательно остановитесь и дождитесь ответа. Ответ "Угу" не подходит, скорее всего, вас не слушают или не понимают. Если партнер молчит, или отвечает что-то невразумительное, можете спросить: "Что ты об этом думаешь?", "Как ты к этому относишься?", "Пожалуйста, ответь мне" и т.п.
  5. Говорить по сути, не отвлекаясь на другие темы. Скажите только то, что относится к вопросу. Не стоит вспоминать, как было в прошлом году, или сколько раз партнер не выполнил своих обещаний. Или как это происходит у других людей, в отличие от него/нее. Этим вы рассеиваете фокус внимания и создаете ненужный вам эмоциональный фон, вынуждая партнера защищаться. И тогда суть разговора потеряется за эмоциями. И вас опять же не услышат.
  6. Четко оговаривать временные, пространственные и, если это нужно, финансовые границы. Не нужно стесняться уточнять сроки, когда вы бы хотели получить желаемое, и согласовывать их с партнером. То же самое касается места и финансового вопроса, если это принципиально. Потому что, если в дальнейшем по этому поводу возникнут разногласия, у вас появится иллюзия, что вас не услышали и не поняли. А на самом деле просто эти моменты не были согласованы. Конечно, есть люди, с которыми что-то согласовывать практически невозможно ввиду особой структуры личности и особенностей восприятия. Тем не менее, вы все-таки приблизите момент получения желаемого. А без обозначения границ рискуете не получить вообще ничего.
  7. Негативные эмоции не выражать, а обозначать словами. Это значит, что, если вы при разговоре испытываете негативные эмоции (злость, страх, обиду, вину, разочарование, досаду и т.д.), лучше так и сказать: "Я злюсь", «Я обижаюсь», т.е. словесно отразить свое состояние. А не выражать свои эмоции криком, оскорблениями, дракой, слезами или продолжительным молчанием (в отличие от тех ситуаций, когда вы с помощью своих эмоций намерены манипулировать партнером). Научитесь разговаривать, сдерживая эмоции, поскольку ответом на эмоцию является только эмоция, и ничего другого. Разговор потеряет смысл, и вы друг друга опять же не услышите.
  8. Проверка связи. Не стесняйтесь проверить, как вас поняли, подвести итог разговора. "Еще раз уточним…" - и все ключевые моменты резюмировать. Опять же очень четко, а не пространно. И, конечно же, дождаться ответа - это обязательное условие.
  9. Если партнер не соглашается , объяснить, почему это важно для вас. Для этого у вас должно быть готово пояснение, согласно пунктам 1-6. То есть, вам необходимо знать, чего вы хотите, и зачем вам это нужно.
  10. Быть готовым к обсуждению и компромиссам , а не ожидать, что партнер сразу же для вас сделает все, что вы хотите. Это детская позиция 2-3 летнего ребенка. Если же партнер сразу на все соглашается, а вы такого от него не ожидали, проверьте еще раз понимание. Иначе это действительно может быть манипуляция типа "Соглашусь сейчас, потом разберемся", или "Соглашусь сейчас, а он/она потом забудет" .

Если вы сделали все, согласно вышеописанным принципам, тогда ваши шансы получить желаемое значительно увеличиваются. Либо у вас появляется возможность обсудить это с партнером на предметном уровне, понимая друг друга, и в диалоге. И тогда вы получите четкий ответ - да или нет. Если же человек не дает четкого ответа и не идет на обсуждение, это может означать, что он не хочет брать на себя какие-то обязательства, в том числе по принятию решений и начинает манипулировать. Возможно, действительно игнорирует ваши слова или боится сказать "нет".

Конечно, не всегда легко следовать этим принципам, ведь разобраться в себе и удерживать свои позиции иногда бывает гораздо сложнее, чем кажется. И тогда можно прибегнуть к помощи психолога для того, чтобы этому научиться.

Удачи вам и взаимопонимания!

Хочешь, чтобы тебя слушались? Принимай правильные решения. Людям будет выгодно тебя слушаться.

Внутренний диалог несогласного

– А без решений можно? Вот чтобы сразу слушались и все.

– (мозг спрашивающего отвечает) Можно. В милицию, в контролёры или руководить машинами на парковку.

– Нет, ну это не престижно, а ещё способы есть?

– Есть. Не думал пройти курсы гипноза? Говоришь, а тебе прям повинуются.

– Да нет, в это я не верю.

(подсознание поддакивает: “Этому даже он не верит”.)

– Есть один метод. Придётся поработать над собой, но результаты верные.

– Давай, мозг, подсказывай!

– О! Как раз то, что мне нужно! Я говорю, а все внимают. Это по мне!

Ну и идеи ко мне сегодня приходят! Я в ударе! Скажу вслух, чтобы тренироваться…

Half a Year Later

– Разговаривать с мозгом больше не буду! Обиделся я. Обманул он меня в прошлый раз. Мда, жаль, надо было идти в милицию. Или все-таки, научиться принимать правильные решения.

А зря обиделся. Все ведь правильно начал делать – ошибся, исправился. Так и до правильных решений недалеко. На пролитом молоке-то весь рост и происходит, в нем больше всего “информационных калорий”. Только быстрее надо ошибаться и исправляться, быстрее.

Бывали ли вы с такой ситуации, когда вы, находясь в центре оживленной дискуссии, хотели бы, что у вас хватило мотивации, чтобы вставить свои 5 копеек? Или же вы хотите, наконец, собраться с духом и самому предложить на какой фильм пойти в следующую пятницу? Так или иначе, если вас, наконец, услышат, это принес вам чувство огромного удовлетворения. Продолжайте читать и вы узнаете как выразить свое мнение и быть услышанным!

Шаги

Часть 1

Обретите голос
  1. Будьте уверены. Чтобы вас услышаны, вы сами должны верить в то, что ваш голос заслуживает внимания. Вы должны верить в то, что ваш вклад в беседу способен ее улучшить. И, скорее всего, так и будет! Именно разносторонние мнения делают беседу или спор более интересными и оживленными.

    • Если вы не слишком уверены в себе, начните с обсуждения конкретной темы. Если вы знаете массу всего о сельском хозяйстве, начните с этого. Если вы увлекаетесь боевыми искусствами, пожалуйста, заведите разговор об этом. Чем лучше вы осведомлены о топике обсуждения, тем более комфортно вы будете чувствовать себя во время дискуссии. Практикуйтесь больше, это поможет вам расширить сферу интересов на большее количество тем, как, например, правительство, этика и религия.
  2. Преодолевайте застенчивость. Даже если вы уверены в себе, не факт, что вы все таки подадите голос. Следующий шаг – преодоление застенчивости. Постарайтесь быть более открытым; пусть это звучит устрашающе, но, поверьте, это выполнимо. С упорством и достаточной мотивацией, вы можете полностью контролировать себя.

    • Это все зависит только лишь от вашего душевного состояния. Ведь вы не родились молчаливым и замкнутым. Этому всему вы научились! Конечно, вы не сразу избавитесь от своих «тихих» привычек, но, опять-таки, это возможно. Ранее вы принимали решения, чтобы стать тем, кем вы стали сейчас; сейчас пришло время принять решения о том, кем вы будете в будущем.
  3. Излагайте грамотно свое мнение. Если вы будете звучать так, как будто не имеете представления, о чем говорите, очень скоро никто не будет вас слушать. Очень сложно быть услышанным, если вам на самом деле нечего сказать. Поразмышляйте о том, как вы относитесь к событиям, актуальным в вашем окружении. У вас должно быть свое мнение и оно не может быть неправильным!

    • Если у вас на самом деле нет своего мнения по поводу данного топика, проведите исследование. Хотя, знайте, что отсутствие мнения по какому-либо поводу – тоже хорошая позиция (например, вы не считаете, что данная тема заслуживает внимания и споров). Попробуйте в середине горячей дискуссии сказать: «Ребята. Успокойтесь. Неужели эта тема стоит вашей потраченной энергии?"
      • Например, твиттер Майли Сайрус. Нечего сказать? Это уж точно не проблема.
  4. Знайте, что имеет для вас значение. Быть услышанным вовсе не означает, что вы должны вставлять комментарии каждые 12.е секунд по поводу всего подряд. Но, все-таки, некоторые не очень ценные комментарии лучше оставить при себе..

    • Говоря иначе, выбирайте битву, в которой можете победить. Не нужно быть тем, кто всем и все время сует свое мнение. Выражаете свое мнение только для того, чтобы быть услышанным? Хотите быть тем, кто гордится, что его слово было последним? Ну уж нет, спасибо. Знайте то, что вам интересно, и придерживайтесь этого. Проще простого.
  5. Знайте, нет ничего плохого в том, чтобы быть замкнутым. Западное общество учит нас быть экстравертами. Ценятся работники, поднимающие руки, поддерживающие беседу и с легкостью формирующие целенаправленные рабочие отношения. Но не переживайте, нет ничего плохого в замкнутости. Это изменится, как только вы захотите, чтобы ваше мнение услышали другие люди.

    • Как и в большинстве жизненных ситуаций, пытайтесь соблюдать золотую середину. Не ставьте своей целью выражение своего мнения 24/7 – вы должны хотеть быть услышанными, только если вы на самом деле хотите выразить свое мнение или же хотите отстоять или защитить свою позицию. Во всех других случаях приберегите свое мнение для себя.
  6. Откройте свой разум. Это всего лишь одно из правил этикета при ведении споров. Если вы хотите выражать свое мнение и выглядеть рациональным и достойным внимания участником спора, вы не можете быть фанатичным, невосприимчивым и надменным человеком. Поэтому если вы, например, хотите вывалить на окружающих свое крайне неодобрительное мнение о индустрии открыток, остановитесь. Потом вас могут не захотеть услышать.

    • Это важно перед тем, как вы высказали свое мнение, во время этого и после. Сказать: «Ты знаешь, ты все-таки прав. Я об этом и не подумал» заслуживает столько же восхищения, как если вы засыплете собеседника неоспоримыми фактами. Большинство людей может спорить до бесконечности, и лишь немногие способны остановиться и признать свою неправоту.
  7. Учитывайте ваш пол. Все-таки как бы неприятно это не было, если вы хотите быть услышанным, очень многое зависит от вашего пола. Конечно, разница становится все менее ощутимой, но, тем не менее, она все еще присутствует. Будучи мужчиной, высказывающим свое мнение, вы, скорее всего, будете представляться окружающим амбициозным, интеллигентным и мужественным. Если же женщина пытается высказывать свое мнение, о ней подумают, как о наглой, напористой и мужеподобной. Да, этот стереотип все еще существует в нашем обществе, пусть и не так явно, как прежде.

    • Если вам без разницы, как вас воспринимают окружающие, проигнорируете это. Но если вы – женщина и хотите, чтобы ваше мнение было услышано и с ним считались, знайте, что в некоторых кругах общения вам придется очень нелегко. Некоторые люди просто не знают, как относиться к женщине с собственным мнением, некоторые же, наоборот, находят это занятным. Это их проблема, но помните, что это может напрямую повлиять на вас.

    Часть 2

    Взаимодействие с окружающими
    1. Разведайте обстановку. Если, к слову, вы единственный атеист в полной комнате баптистов, вам придется оставить свое мнение о религии при себе. Иначе это все закончится закатыванием глаз, раздражением и пыхтением. Если же вы в компании людей, рассматривающих любые точки зрения, вперед – если вам есть, что добавить, смело вступайте в беседу. Если вы хотите, чтобы вас услышали, нужно также уметь правильно выбирать момент.

      • Дождитесь темы, которая интересна вам. Если вы постоянно противоречите другим, сложится впечатление, что вы конфликтный и раздражающий человек. Смысл в том, чтобы люди услышали ваше мнение и приняли его, а не в том, чтобы постоянно пытаться вбить его им в голову.
    2. Будьте тактичны. Представьте, кто-то встает и говорит: «Ты знаешь, последние несколько недель у тебя ужасно пахнет изо рта. Пожалуйста, сделай что-то с этим, чисти зубы и пользуйся, наконец зубной нитью, ради всех нас! » Как бы вы себя почувствовали? Скорее всего ужасно. Не будьте таким человеком! Вы можете высказывать свое мнение, не теряя чувства такта и уважения к чувствам других.

      • Допустим, роли поменялись. Все обсуждают Хосе и его несвежее дыхание, но ни один не осмелится сказать ему об этом. Наконец, вы собираетесь с духом и говорите: «Эй, Хосе, не хочешь мятную жвачку? Я чувствую твое дыхание. Сегодня чесночок?».
    3. Говорите грамотно. Небольшой пример. Ваши друзья спорят о доктринах Хомского и Скиннера о лингвистических способностях, а вы вскакиваете и говорите: «Нет, вы все сумасшедшие! Это те маленькие розовые человечки из космоса всем управляют!» и вы закатываетесь, молотя себя по конечностям и повизгивая. Вас услышали, да, но это было не совсем выразительно. Если вы и правда верите, что нашими мыслями управляют розовые человечки, обоснуйте это, а не ведите себя как сумасшедший.

      • Чтобы закрепить свою позицию разумного человека, будьте внимательны к деталям, выразительны и настолько беспристрастны, насколько возможно. Не стоит говорить: «Промышленность по добыче и переработке тунца это ужасно. Все, кто ест тунца, ничего не понимают. » Вместо этого попробуйте сказать: «Индустрия по добыче тунца абсолютно не поддерживается государством. Если мы не остановимся, он исчезнет с прилавков магазинов через 10 лет. Человечество нарушает ход природы.» С этим утверждением будет сложно поспорить!
    4. Знайте, когда нужно отступиться. Правильно выбирайте ваши споры и знайте, когда пора их остановить. Вы высказали свое мнение, вот и прекрасно. В чем смысл пинать мертвую лошадь?!

      • Понимайте намеки собеседников. Если кто-либо начинает чувствовать себя оскорбленным, рассерженным или выражает другие негативные эмоции, отступитесь. Вы можете обсудить это потом, если в этом будет необходимость.
    5. Практикуйтесь и повторяйте. Можно развить в себе любую черту характера. Как только вы научитесь регулярно высказывать свое мнение, это начнет получаться автоматически. Звук вашего голоса не собьет вас. Реакция окружающих на ваши слова не будет вас ужасать. Это же всего лишь естественная часть общества.

      • Для начала, поставьте целью высказывать мнение раз в день. Постоянно работайте в этом направлении, придумывая то, что было бы уместно сказать. Если вы зайдете слишком далеко, не переживайте, всегда можно вернуться на несколько шагов назад. Если же вас кто-то спросит, откуда такие изменения, скажите правду. Вы хотите быть услышанным. Вот и все.
    6. Начните с небольших вещей. Начните с того, что предложите, куда именно вы бы хотели пойти поужинать или что именно вам хотелось бы посмотреть в кино, вместо того, чтобы просто присоединяться к толпе. Когда к этому привыкнут, можете начать высказываться по поводу более значимых вещей.

      • Не позволяйте неудачам расстраивать вас. Люди не всегда будут соглашаться с вами. Это нормально. Это хорошо! Если все будут думать одинаково, жизнь будет ужасно скучной. Люди не нападают на вас – они тоже высказывают свое мнение. Все имеют право высказать свое мнение, какое бы оно ни было.

    Часть 3

    Будьте эффективны
    1. Высказывайтесь дома и на работе. Легко сказать то, о чем думаешь, своим родителям. Гораздо труднее выйти на собрании, поднять руку и встать перед всеми. Но именно сложности имеют значение. К тому же, это может привести к повышению!

      • чем больше вы что-то делаете – тем больше привыкаете. Поэтому начинайте, прямо завтра. Захотите высказать свои мысли – делайте это. Это все, что вам нужно делать. Делайте это раз в день, пока не перестанете пугаться звука своего голоса в беседе.
    2. Думайте, что говорите. То, что замкнутый человек хочет быть услышанным, не может служить оправданием грубости. В следующий раз, когда Джина пройдет мимо вас в своем платье, от вида которого вы хотите выцарапать себе глаза, не говорите ей об этом. Когда она обидится (и правильно сделает), ваше «Я всего лишь пытаюсь быть честным» не поможет. Поэтому думайте, если вы не хотите, чтобы такое сказали вам, не говорите это окружающим.

      • У каждого есть мысли, которыми мы делимся только с самими собой. Иногда об этом нужно говорить, а иногда нет. Подумайте о последствиях – будет ли человеку, в конечном счете, лучше от сказанного вами. Улучшит ли ваше откровение отношения между вами? Если ответ положительный, дерзайте, но с осторожностью.
    3. Не ставьте своей целью переубедить. Интеллектуальные, открытые споры могут вдохновлять и быть очень забавными. В то время как беседа с тем, кто рвет глотку, пытаясь доказать свою правоту, не очень приятна. Не будьте тем, кто спорит до тех пор, пока все с ним не согласятся. Не в этом смысл.

      • Если вдруг вам интересно, смысл в том, чтобы донести свое мнение, быть услышанным. Неважно, что окружающие будут делать с этим. Они могут либо принять ваше мнение либо нет. Смысл в том, чтобы они задумались, а не в том, чтобы стали вашим последователем.
    4. Знайте, каждый думает, что он прав. Некоторым трудно сдерживать свое мнение, не пытаясь навязать его другим. Зачастую это случается потому, что они твердо и непреклонно уверены в своей правоте. Другой ведет себя просто смешно – разве он не видит? Это потому, что у каждого своя правда. .

      • Вероятнее всего, если вы читаете это, вы не тот, кто считает только себя все время правым. Тем не менее, вам придется столкнуться с таким типом людей, как только вы противопоставите им свое мнение. Дайте этому человеку знать, что его односторонние взгляды не совместимы с интересной, интеллектуальной беседой. С таким человеком нет смысла спорить, расслабьтесь!
    5. Не осаживайте других. Как только вы начнете высказывать свое мнение, вы начнете сталкиваться с другими людьми, которые вынуждены выслушивать множество других людей. Также, вам придется общаться с теми, кто выскажет свое мнение и оставит вас размышлять об этом, например, «Он что, правда сказал это? Я, наверное, ослышался…» Когда это случится, не пятнайте вашу репутацию разумного человека комментариями вроде «Ты что, ненормальный» или «Это так тупо.» Это поставит вас не в лучшее положение, если даже не в худшее. Вы просто будете выглядеть немного подлым.

      • Постарайся не судить окружающих, пытаясь высказывать свое мнение. Если вы, например, не хотите пойти на какой-то определенный фильм со своими друзьями, так и скажите им об этом; но, если кто-то говорит о проблемах с лишним весом, попытайтесь быть деликатнее с этим топиком.
    6. Касаемо всего остального, слушайте больше. Нельсон Мандела (его, кстати, стоит послушать) говорил, что он всегда пытался выслушать всех участников дискуссии перед тем, как сформировать свое мнение. Также он добавил, что часто его мнение состояло из согласованных мнений окружающих. And he"s absolutely right.

      • Гораздо лучше сначала все выслушать – может быть, ваша точка зрения уже была высказана либо чье-то мнение покажется вам лучше. Если вы выслушаете, перед тем как открыть рот, знайте, что вы не зря работали над тем, чтобы быть услышанным. Это также может уберечь вас от огорчения и печали.
    • Не будьте в своих утверждениях расистом, женофобом и старайтесь не говорить ничего оскорбительного.
    • Старайтесь быть благородным во всех своих проявлениях.
    • Одевайтесь красиво, вы привлечете больше внимания своим хорошим чувством стиля.
    • Не бойтесь. Ваше мнение стоит того, чтобы его услышали.
    • Если вы думаете, что кто-то поступил неправильно, скажите ему об этом в личной беседе.
    • Беритесь за те споры, в которых способны победить.
    • Будьте немногословны. Краткие фразы более значительны и эффективны.

    Предупреждения

    • Вы можете нажить себе врагов, но, если вы хороший и честный человек, их будет очень немного. Вы также можете пользоваться уважением.
    • Будьте осторожны в присутствии начальников, учителей и др.
    • Некоторым из ваших друзей, возможно, нравятся только застенчивые, осторожные люди. Хорошие друзья поймут, что вы остались прежним, но немного изменился круг вашего общения.

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно - окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд - всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать - это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали - искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило - человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости - «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ - это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

Содержание разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.


Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора - высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство - далеко не всегда положительное качество.

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше - вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

Видео: Правила риторики

Эффективное общение - секрет построения гармоничных взаимоотношений в семье.
Зачастую, наша половинка не слышит нас потому, что свое общение мы строим с помощью «ты-сообщений». Как это?

Вспомни, что ты обычно говоришь своему мужчине, когда недовольна его поведением, поступками или словами?

«Ты опять опоздал», «Ты пообещал и не сделал», «Почему ты никогда меня не слушаешь?» «Ты постоянно разбрасываешь свои вещи», «Ты всегда думаешь только о себе»,«Почему ты никогда не отвечаешь на мои вопросы?», «Тебе сложно было позвонить? Тебе абсолютно наплевать на то, что я волнуюсь», а также множество аналогичных фраз, несущих в себе обвинение и упрёк. Такое общение вынуждает твоего собеседника занять оборонительную позицию и вести себя по принципу: лучшая защита – это нападение.

В итоге твой собеседник (будь то мужчина, коллега, подруга, родственник) концентрируется не на решении проблемы, а на том, как тебе ответить, что сказать, чтобы не остаться в долгу. Неудивительно, что в 90% случаев беседа «Ты-сообщениями» рискует превратиться в конфликт.

Как сделать так, чтобы тебя услышали? Как сделать так, чтобы избежать конфликтов?

Используй технику «Я-сообщение». Это довольно быстрый способ, позволяющий донести до собеседника наши мыслии чувства.

Все, что нам нужно – это просто донести до собеседника свои чувства, говорить именно о себе. Примеров таких сообщений множество: «Мне приятно, когда ты помогаешь мне по дому», «Я волнуюсь, когда ты не звонишь», «Меня очень огорчает, когда ты не отвечаешь на мои вопросы». Весь секрет в том, что фразу вы начинаете с местоимений «я» или «мне».

Другими словами, ты переделываешь «Ты-сообщение» в «Я-сообщение» по следующей схеме:

1. Начинай фразу с описания своих ощущений и чувств, которые у тебя возникли. Например: «Я чувствую себя…», «Я огорчаюсь…», «Мне стыдно…», «Я чувствую неуважение…», «Меня выбивает из колеи…», «Я переживаю…», «Я злюсь…». Постарайся передать своё чувство максимально точно.

2. Далее опиши факт, который заставляет или заставил тебя так себя почувствовать. Факт, который тебя не устраивает в поведении другого человека. Например: «Когда ты не помогаешь мне по дому…», «Когда ты не звонишь…», «Когда ты не отвечаешь на мои вопросы…». Еще лучше, если ты научишься строить фразы нейтрально, т.е. безличными или неопределённо-личными предложениями. Например, так: «Когда опаздывают…», «Когда приходится долго просить…», «Когда не отвечают на звонки…».

3. После нужно объяснить - почему тебе не нравится такое поведение или поступки. Например: «потому что приходится сидеть у телефона», «потому что, кажется, что меня не любят», «потому что я боюсь за тебя».

4. В завершение сообщи собеседнику о своем желании, т.е. о том, как бы тебе хотелось чтобы было. Например: «Мне будет приятно, если ты будешь предупреждать меня об опоздании», «мне хочется рассчитывать на твою помощь».

Давай потренируемся.
«Ты опять опоздал» превращается в «Я злюсь, когда не предупреждают о том, что опаздывают, потому что мне приходится менять свои планы. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонил мне, если не можешь прийти вовремя».
«Ты пообещал и не сделал» превращается в «Мне неприятно, когда люди не выполняют своих обещаний, потому что я перестаю им доверять. Я буду благодарна, если ты будешь обещать только то, что реально способен исполнить».
«Почему ты никогда меня не слушаешь?» становится «Я чувствую, что меня не уважают, когда меня не слушают, потому что после этого мне совсем не хочется говорить. Мне бы хотелось, чтобы ты бы внимательнее к тому, что я говорю».
«Ты постоянно разбрасываешь свои вещи» меняем на «Меня раздражает, когда ты разбрасываешь свои вещи, потому что мне приходится снова тратить своё время, чтобы убрать их на место. Я буду рада, если мы найдем удобное для тебя место, куда ты будешь сразу убирать вещи».
«Ты всегда думаешь только о себе» превращается в «Я чувствую себя нелюбимой, когда ты не интересуешься моей жизнью, я боюсь остаться одна. Мне бы хотелось, чтобы ты интересовался моими делами, желаниями и чаще разговаривал со мной».

Самая главная цель «Я сообщения» - помочь твоему собеседнику узнать о тебе: о твоих чувствах, желаниях, намерениях. Помочь узнать о твоём эмоциональном состоянии, твоей реакции на происходящее.

Кроме того, техника «Я-сообщения» снижает твой внутренний накал чувств и ощущений, стирает обиду и негодование.

Чтобы стать профессионалом в этом деле нужна практика.

Практикуйся, не переживая то том, что ты где-то споткнулась. Со временем твои навыки общения улучшатся, а количество конфликтов и обид – снизится.

Используя технику «Я-сообщение», ты:
1. приглашаешь собеседника к диалогу,
2. открываешь возможность смело высказать свое мнение,
3. предоставляешь обоим участникам диалога пространство для маневров.

С чего ты можешь начать уже сегодня?

Вспомни свои самые «крылатые» высказывания в адрес мужа или кого-либо ещё и письменно переделай «ты-сообщение « в «я-сообщение». После – потренируйся вслух.

С верой в тебя,
Елизавета Гурьянова