Эмоциональный фон ребенка. Основные эмоциональные характеристики дошкольников

Эмоциональная устойчивость ребенка – задача его родителей. И первый год жизни малыша играет здесь главную роль.

Вот, что нужно помнить:

  • Ребенок рождается буквально с «клубком» эмоций, в которых он не может разобраться самостоятельно.
  • Эмоциональный фон формируется в первые 12 месяцев жизни
  • Главным учителем и опорой на пути к постижению человеческих эмоций для малыша является мама.
  • Настроение матери неизбежно влияет на настроение ребенка.
  • Зеркальные нейроны, отвечающие за умение понимать эмоции других, развиваются в процессе общения со взрослыми.
  • Сначала малыш должен убедиться, что понимают его. Затем он сможет научиться понимать других.

Эмоциональный фон: или почему мой ребенок все время плачет?

Эмоциональный фон – это базовое, преобладающее настроение малыша. Наверняка вы видели детей, которые чаще смеются и тех, кто устраивает истерики по любому поводу. Это и есть эмоциональный фон.

От чего он зависит:

  • ежедневная порция счастья. Такие положительные эмоции ребенок получает, общаясь с любящим взрослым. Мама улыбается ему, целует, обнимает, ласково разговаривает, играет с ним. Ребенок ощущает радость жизни.
  • привычка к базовому позитивному восприятию. К сожалению, современные мамы настолько заняты собой и своими гаджетами, общением с такими же подругами или другими «важными» делами, что обращают внимание на детей, только когда те плачут. Ребенок в такой ситуации видит что? Правильно, маму можно привлечь только негативными эмоциями. Это быстро станет привычным состоянием.

Чтобы вырастить гармоничную личность маме следует:

  1. сохранять спокойствие в кризисных ситуациях;
  2. избавить себя от негативных эмоций и ненужных переживаний;
  3. откликаться на проявления радости у ребенка, улыбаться в ответ, веселиться вместе с ним.

Я же не могу все время смеяться! Или как познакомить ребенка с разными эмоциями без вреда для него

Конечно, взрослая мама испытывает не только радость, но и грусть, злость, раздражение, усталость и страх. Важно помнить, что младенец реагирует на все эмоциональные проявления матери.

Хорошо, когда он видит маму разной. Так малыш познает многообразие человеческих эмоций. Однако нужно всегда соблюдать меру и не переносить свой негатив на ребенка.

Что такое зеркальные нейроны, и как они работают?

Психологи считают, что эмоциональный интеллект начинает развиваться в младенчестве. Способность ребенка сопереживать или отвечать на эмоции других заложена генетически. За это и отвечают зеркальные нейроны. Мы улыбаемся, когда кто-то улыбается нам, напрягаемся, когда кто-то падает.

Зеркальные нейроны – это физиологическая основа понимания чужих эмоций и ситуаций. У младенца набор таких клеток самый простой. Ему нужно активно развивать свои способности, чтобы научиться предугадывать действия людей и считывать настроение окружающих.

Отталкиваясь от этого, мама должна давать малышу обратную связь. Например, когда он сыт и находится у нее на руках, мама улыбается. Ребенок улыбается в ответ. Эмоциональная связь работает.

Важно! «Настройка» мамы на ребенка является ключом к формированию положительного эмоционального фона. Хорошо ли вы понимаете своего малыша? Как быстро вы определяете его эмоциональное состояние?

Эмоциональная устойчивость и ее тренировка: возможно ли это?

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым, ориентируясь на полученные знания? Для начала нужно принять, что дети до года призывают близких на помощь криком. Для них это единственный способ изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте.

Если мама реагирует на детский плач негативными эмоциями, это вряд ли даст ей очки. Ребенок не плачет назло. Он просто хочет, чтобы его потребности были удовлетворены.

Как работать с этим знанием:

  • время от времени нужно давать ребенку возможность переключиться с возникшей проблемы, самостоятельно найти выход. Например, если малыш зовет маму, а мама долго не приходит, он может начать сосать кулачок и заснуть. Найдет что-то интересное и будет играть. Детям нужно учиться заниматься собой. Это механизм психологической защиты, очень важный для будущего;
  • холодная и отстраненная мама неизбежно вырастит морального калеку. Если к ребенку никто не подходит систематически, защита будет непробиваемой;
  • если мама предупреждает любые потребности малыша, не дает ему почувствовать дискомфорт даже временно, ребенок будет лишен защиты вовсе. Он не сможет мириться с малейшим стрессом. Такие дети устраивают истерики, топают ногами, перебивают взрослых, выбрасывают еду.

Почему мама должна быть спокойной, или как не стать источником комплексов у ребенка?

Мама – оплот и опора для ребенка. С нее он начинает познание мира и на нее ориентируется во всем. Если мама раздражается от детского плача, стремится поскорее избавиться от причиняемого ей самой дискомфорта, ребенок поймет, что негативные эмоции нужно держать при себе.

Если же мама понимает потребности своего малыша, может спокойно на них реагировать, посочувствовать ему, он научиться отслеживать свои эмоции и понимать их. Ребенок не будет бояться разозлить взрослых, а станет открытым. Умение принимать эмоции и чувства – первый шаг на пути к способности правильно выражать их и справляться с негативом.

На первый взгляд может показаться, что развитие эмоционального интеллекта – сложная наука. На самом деле это просто и интересно обоим: маме и малышу. Занимайтесь вместе с детьми, и ваша жизнь станет намного лучше.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.

Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть важный факт. Объективность наблюдения принципиально недостижима, так как получаемые результаты всецело зависят от субъективности наблюдателя. Последнее детерминировано необычайно широким спектром факторов, определяемых личностью (в широком смысле этого слова) специалиста.
Поскольку избежать субъективности в наблюдении невозможно, следует хотя бы минимизировать ее вклад в получаемые результаты. Единственный путь к этому - четкая организация самого процесса наблюдения. Это непростая задача, требующая по крайней мере выработки профессионального отношения к самому себе (субъекту).
Важную помощь в выработке подобного профессионального отношения к себе оказывает схема наблюдения, которая дает психологу возможность повысить точность и полноту наблюдения, использовать профессиональный опыт других специалистов. Представленные в данном цикле статей рекомендации по технологии и примерные схемы наблюдения, на наш взгляд, помогут психологам образования достичь основной цели наблюдения: выделить детей группы риска по тем или иным параметрам школьной дезадаптации. В то же время для выявления причин, механизмов и специфики наблюдаемых проявлений необходимо проводить индивидуальное углубленное психологическое обследование учащихся.

АФФЕКТИВНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

Оценивая в процессе наблюдения эмоциональные особенности ребенка, в первую очередь необходимо обратить внимание на преобладающий эмоциональный фон, или преобладающий фон настроения ребенка.
Так, например, ребенок может быть преимущественно напряжен, тревожен в процессе занятий (на уроках), но при этом излишне возбудим (не может расслабиться) на переменах и в общении с детьми. В данном случае преобладающим будет высокий уровень тревожности ребенка, а не его возбудимость (на переменах).
В других случаях фон настроения ребенка может быть постоянно повышенным, в том числе и за счет некритичности. При этом, как правило, отмечается и повышенный уровень общей психической и речевой активности. Такое состояние эмоционального фона может быть охарактеризовано как неадекватное, в частности в приведенном выше примере можно говорить об эйфории - повышенном неадекватно-радостном настроении, сочетающемся с двигательным и общепсихическим возбуждением.
Однако психолог может наблюдать и сниженный фон настроения, что чаще будет проявляться не столько на самих уроках, сколько в иных ситуациях (на переменах, в столовой, в свободном общении детей). Такой ребенок и в коммуникативном плане скорее всего будет иметь невысокую активность.
В некоторых случаях снижение фона настроения может достигать сильной степени вплоть до полного безразличия (апатии). Тогда психолог увидит у ребенка полную потерю интереса к жизни во всех наблюдаемых ситуациях, хотя это может и не сказываться на качестве овладения программным материалом и не быть предметом беспокойства педагога.
Таким образом, анализируя преобладающий эмоциональный фон, мы ориентируемся на эмоциональное состояние ребенка в одном случае - на занятиях, а в другом - вне их.
Следующим параметром оценки эмоциональных особенностей ребенка является адекватность наблюдаемых аффективных реакций. Мы не считаем, что при подобного рода скрининговой диагностике психологу необходимо квалифицировать конкретные эмоциональные состояния - гнев, радость, удивление, печаль, страх и т.п. Для решения задач выделения детей с недостаточными адаптационными возможностями логично говорить именно о наличии неадекватных эмоциональных реакций.
В плане оценки адекватности эмоциональных реакций можно говорить об адекватности по знаку и об адекватности по силе реакций. В первом случае анализируется соответствие аффективной реакции ребенка силе воздействия со стороны взрослых или сверстников. Например, педагог может доброжелательно и спокойно предложить ребенку подумать еще над ответом на какой-либо вопрос, а ребенок в ответ может либо заплакать, либо обидеться и уйти в себя. В крайних проявлениях в ответ на подобного рода замечания возможны и неадекватные протестные реакции. И наоборот, педагог может высказывать в достаточно резкой форме свои претензии, а ребенок - демонстрировать варианты положительных эмоций. Особенно часто описываемые ситуации могут возникать в общении со сверстниками, когда на явное неприятие и подкалывание со стороны детей ребенок реагирует неестественным в данной ситуации радостным возбуждением, смехом и т.п.
Трудности распознавания эмоционального настроя других людей в первую очередь будут наблюдаться у детей с вариантами искаженного развития. Наряду с этим у детей описываемой группы будут отмечаться и совершенно специфические поведенческие характеристики (в особенности при взаимодействии с другими людьми). Также будут проявляться особенности моторики, общей двигательной активности и специфика речевых высказываний.
Неадекватность аффективных реакций по силе чаще всего наблюдается в тех случаях, когда ребенок, что называется, эмоционально раним и «тонок». Но не только. С нашей точки зрения, такого рода аффективная неадекватность будет проявляться, если мы имеем дело с недостаточной зрелостью регуляторных механизмов, позволяющих ребенку как бы «дозировать» свою эмоциональную экспрессию в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда мы будем наблюдать чрезмерную радость или огорчение, вовсе не характеризующие эмоциональную ранимость ребенка. Такой ребенок будет выделяться в том числе и по параметрам регуляторной незрелости. Именно сочетание эмоциональной неадекватности реакций силе воздействия и регуляторной незрелости будет отличать такого ребенка от ребенка с истинной эмоциональной ранимостью.
Также в процессе наблюдения можно отметить такой показатель эмоционального неблагополучия, как чрезмерная эмоциональная лабильность, которая в наблюдаемых ситуациях будет проявляться в очень быстрых сменах как фона настроения и его выраженности, так и адекватности реагирования на ситуацию.
Многие из наблюдаемых специалистом особенностей эмоционального статуса детей могут быть проанализированы с точки зрения уровневой теории базовой аффективной регуляции О.С. Никольской. С этой точки зрения, такие особенности, как задиристость, робость, боязливость, трудности контактов со сверстниками, всеядность в общении, трудности подчинения распорядку, трудности удержания дистанции со взрослыми, безразличие, подчиняемость, эмоциональная пассивность, понимание и возможность заражения эмоциональным состоянием, умение объяснить эмоциональное состояние другого ребенка, будут служить внешним проявлением недостаточности или чрезмерности функционирования того или иного базового уровня аффективной регуляции.
Особенности эмоционально-аффективной сферы удобно фиксировать в таблице (см. табл. 1).
Данная таблица предназначена лишь для фиксации наблюдаемых особенностей того или иного ребенка. Совершенно естественно, что при наличии выраженной специфики аффективно-эмоционального состояния ребенка необходимо проводить его углубленное психологическое обследование с целью выявления и анализа тех причин, которые привели к такому состоянию, а также для поиска путей помощи ребенку.
Эмоциональные особенности могут присутствовать у конкретного ребенка в различных сочетаниях. Например, нередко сниженный фон настроения сочетается с тревожностью, а повышенный фон настроения - с эмоциональной лабильностью, неадекватностью по знаку. Также ребенок может иметь «плюсы» не только в плане агрессивного фона настроения, но и выделяться из среды сверстников по параметрам неадекватности эмоциональных реакций и регуляторной незрелости.

Таблица 1. Аффективные и эмоциональные особенности ребенка

Порядковый
номер
Фамилия,
имя ребенка
№ парты Аффективные и эмоциональные особенности
Эмоциональный фон настроения Адекватность эмоциональных реакций Трудности распознавания эмоционального настроя других людей (по знаку и по силе) Конкретные эмоциональные особенности
Преобладание
сниженного фона
Преобладание повышенного фона Преобладание тревожного фона (дисфоричность) Преобладание агрессивного
(злобного)
Выраженная эмоциональная лабильность реакций по знаку Наличие неадекватных
эмоциональных
реакций по силе
Наличие неадекватных
эмоциональных
Эмоциональная
ранимость
1
...
30

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
(КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

При оценке особенностей общения ребенка в различных ситуациях (на уроке, перемене, в столовой, на прогулке и т.п.) необходимо учитывать, что в структуру общения (коммуникаций) теснейшим образом вплетены практически все характеристики и особенности, оцениваемые с помощью метода наблюдения. Совершенно естественно, что особенности речевого развития, аффективно-эмоциональные реакции, регуляторная зрелость, интеллектуальные особенности и даже особенности моторики - все они не могут не оказывать влияния на коммуникативный процесс. Поэтому оценка всех этих показателей тесно связана и с оценкой специфики общения ребенка с детьми и взрослыми.
В данном разделе нами выделяются наиболее общие характеристики общения, которые могут быть оценены психологом в процессе непосредственного наблюдения за поведением ребенка и его взаимодействия с окружающими, а именно:
коммуникативная активность;
коммуникативная адекватность;
конфликтность;
косвенная оценка социометрической позиции ребенка.
В какой-то степени коммуникативная активность пересекается с речевой активностью. При этом очевидно, что в первую очередь оценивается направленность на взаимодействие с другим человеком и на процесс обмена информацией в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.
При оценке уровня коммуникативной активности наблюдатель фиксирует лишь количественную сторону коммуникаций, поскольку качественные ее особенности (характеристики адекватности, конфликтности, социальной перцепции и т.п.) должны отмечаться отдельно. В качестве примера можно привести ребенка, который на уроке постоянно обращается к другим детям (то за линейкой, то за карандашом, то просто поболтать, то есть постоянно требует не только внимания к себе, но и ответа на свои коммуникативные посылы). В данном случае можно говорить о высокой коммуникативной активности, пусть и несколько формальной.
В другом случае можно наблюдать ребенка, который постоянно бубнит что-то себе под нос, как бы разговаривая сам с собой, не ожидая ответных реакций со стороны окружающих. Такое поведение нельзя назвать коммуникацией.
Оценить количественно коммуникативную активность можно, наблюдая детей не столько в процессе занятий (на уроках), сколько в ситуации свободного общения (на переменах, во время прогулок).
При низкой коммуникативной активности ребенок может быть достаточно подвижным и моторно активным, но при этом не стремиться к взаимодействию с другими детьми. Ребенок не сам инициирует общение, а лишь отвечает с большей или меньшей адекватностью на коммуникативные посылы (запросы) других. Как правило, и речевая активность детей с низкой коммуникативной активностью бывает невысокой. Исключение составляют дети с вариантами дисгармоничного развития (преимущественно экстрапунитивного плана) и дети с вариантами искаженного развития.
Качественная оценка взаимодействия ребенка с другими детьми в какой-то мере может быть произведена при оценке показателей коммуникативной адекватности.
Взаимодействие ребенка с окружающими вряд ли может быть адекватным, если у него присутствуют трудности оценки коммуникативных посылов (экспектаций) со стороны других людей. Внешне это может выглядеть как непонимание обращения (а скорее даже непонимание подтекстовой составляющей того или иного обращения). В особенности это касается понимания юмора (как детского, так и взрослого), подколов и т.п.
Однако при низкой коммуникативной активности ребенок может не реагировать вербально, а только аффективно. Очень часто дети и добиваются именно таких неадекватных аффективных реакций, что является в прямом смысле целью подобного рода взаимодействий. Однако неадекватные коммуникативные реакции вовсе не обязательно могут проявляться при пробах «на вшивость», что достаточно естественно, но могут характеризовать и высокую конфликтность ребенка.
Коммуникативная неадекватность в ситуациях обыденного, бытового взаимодействия является важным маркером вариантов дисгармоничного или даже искаженного развития личности ребенка и должна быть отмечена психологом.
Одним из показателей коммуникативной неадекватности является наличие так называемых коммуникативных барьеров. В понятие коммуникативного барьера входит прозаическая ситуация, когда информация (как вербальная, так и невербальная) передается одним ребенком другому (взрослым ребенку или ребенком взрослому) в сложной и непривычной для принимающего форме. Это не психологический барьер: сообщение в целом может быть интересным принимающему (или по крайней мере нейтральным), но существуют какие-либо препятствия (штрихи, нюансы ситуации и состояния ребенка), которые мешают адекватному восприятию информации. К препятствиям могут быть отнесены, во-первых, особенности развития самого ребенка (недоразвитие речевого восприятия, этнические, культурные, интеллектуальные или иные особенности его существования), во-вторых, особенности ситуации, в-третьих, социокультурные, этнические, религиозные или даже интеллектуальные особенности передающего информацию человека (неважно - взрослого или сверстника). В то же время нельзя отрицать и наличие классических коммуникативных барьеров.
Одним из наиболее часто встречающихся барьеров являются трудности понимания сложного речевого высказывания, обращенного к ребенку. Это может быть следствием недостаточного речевого развития ребенка, а также нарушением физического слуха.
Наличие коммуникативных барьеров часто может наблюдаться в том случае, если в детский коллектив попадает ребенок из другой этносоциальной среды. В этой ситуации наблюдается конгломерат коммуникативных барьеров, имеющих, как уже указывалось, этническую, социокультурную, языковую природу.
Понятно, что целью наблюдения, как уже говорилось, является лишь выделение детей с риском личностной дезадаптации в образовательной среде. Для более квалифицированной и углубленной оценки всех параметров и причин наблюдаемых трудностей коммуникации ребенка (впрочем, как и других показателей развития) необходимо его индивидуальное углубленное психологическое обследование.
Еще одним параметром адекватности взаимодействия, который хоть и трудно, но можно оценить с помощью наблюдения, является интегральная оценка сформированности коммуникативных навыков. Несформированность данных навыков (часто сочетающаяся с бедностью словаря, неумением оформить свое речевое высказывание) выражается в неумении чисто технически взаимодействовать с другими детьми, в узости, бедности самого репертуара способов взаимодействия. Такой ребенок в ответ на любое обращение других людей может начать плакать, а в некоторых случаях конфликтовать (что можно рассматривать также как неадекватность коммуникативных реакций).
В целом несформированность (сужение репертуара) коммуникативных навыков будет выражаться в стереотипности, малой модулированности коммуникативных ответов.
Также к несформированности коммуникативных навыков можно отнести трудности взаимодействия в режиме диалога (как вербального, так и невербального). Естественно, что причинами подобных трудностей будут являться, в первую очередь, регуляторные и речевые проблемы.
Параметр конфликтность также является важным в оценке коммуникативных характеристик ребенка. Конфликтность, как правило, сочетается с особенностями эмоционального фона и наличием неадекватных эмоциональных реакций.
При наблюдении следует различать общий высокий уровень конфликтности, при котором «зона» конфликта не зависит от партнера по общению и распространяется на большинство ситуаций общения. Такой ребенок одинаково конфликтен как со взрослыми, так и с детьми в различных жизненных ситуациях. При этом достаточно часто отмечается повышенный агрессивный фон настроения. Часто такой ребенок сам провоцирует конфликты по отношению к себе других партнеров по общению.
При другом варианте конфликтного поведения, а именно избирательной конфликтности, проблем агрессивности и изменения общего фона настроения может не быть, а конфликтность ребенка проявляется лишь при взаимодействии с каким-то конкретным лицом или в конкретной ситуации.
Из всех вышеперечисленных параметров, по которым оцениваются коммуникативные особенности, складывается косвенная оценка психологом социометрической позиции ребенка. Ее можно рассматривать как интегральную оценку характера взаимодействий и адаптации ребенка к окружающим его партнерам по общению. Она показывает, насколько ребенок интересен для общения другим детям и взрослым, каков его авторитет, насколько дети стремятся к дружбе с ним, насколько он им интересен как в игровом, так и в познавательном плане. Социометрическая позиция (без каких-либо количественных измерений) отражает ту социальную роль, которую выполняет ребенок в группе. Это могут быть роли «отличника», «своего парня», «недотроги», «козла отпущения», «души общества».
Для оценки и регистрации особенностей общения ребенка с детьми и взрослыми удобно использовать следующую таблицу (см. табл. 2).

Наталья Семаго,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва

Таблица 2. Общение ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативные особенности)

Порядковый
номер
Фамилия,
имя
ребенка

парты
Характеристика взаимодействия ребенка
Коммуникативная
активность
Коммуникативная адекватность Конфликтность Косвенная
оценка
социаметрической позиции
Чрезмерная активность Низкая активность Трудности
оценки
коммуникативных
посылов
Неадекватные
реакции
Наличие барьеров
общения
Сформированность
навыков
Высокий
уровень
Избирательно
высокая
конфликтность
1 r r r r r r r r r r r
... r r r r r r r r r r r
30 r r r r r r r r r r r

Информация предоставлена доцентом кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кандидатом медицинских наук, врачом высшей квалификационной категории Тарасевич Еленой Владимировной

Эмоциональные расстройства у детей - что это?

Изменение эмоционального фона может оказаться первым признаком душевной болезни. В реализации эмоций участвуют различные структуры мозга, а у детей младшего возраста они менее дифференцированы. Вследствие этого у них проявления переживаний затрагивают разные сферы, в том числе: двигательную активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры. У детей чаще, чем у взрослых, встречаются различные нехарактерные проявления эмоциональных расстройств, что в свою очередь затрудняет их распознавание и лечение.

Изменение эмоционального фона может скрываться за: расстройствами поведения и снижением школьной успеваемости, нарушениями вегетативных функций, имитирующими те или иные болезни (нейроциркуляторную дистонию, артериальную гипертензию).

В течение последних десятилетий отмечается нарастание негативных явлений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей: в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%.

По некоторым данным, среди старшеклассников распространенность нервно-психических расстройств достигает уже 70-80%. Более 80% детей нуждаются в той или иной неврологической, психотерапевтической и/или психиатрической помощи.

Широкая распространенность эмоциональных нарушений у детей приводит к их неполной интеграции в общеразвивающую среду, проблемам социальной и семейной адаптации.

Последние исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что и младенцы, и дети дошкольного возраста и школьники страдают как всеми видами тревожных расстройств, так и изменением фона настроения.

По данным Института возрастной физиологии, порядка 20% детей, поступающих в школу, уже имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их становится уже 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.

Внешне стресс у детей проходит по-разному: кто-то из детей “уходит в себя”, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Психика детей тонкая и ранимая, а нагрузки им зачастую приходится испытывать не меньше, чем взрослым.

Как определить, что ребенку нужна помощь психотерапевта, невролога и/или психолога?

Иногда взрослые не сразу замечаю, что ребенку плохо, что он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, колеблется артериальное давление…

Специалисты выделяют 10 основных симптомов детского стресса, которые могут перерасти в эмоциональные нарушения:


Ребенку кажется, что он не нужен ни семье, ни друзьям. Или у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе»: начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него ранее были хорошие отношения. Как правило, дети с таким симптомом на вопросы отвечают стеснительно и кратко.

    2-й симптом - проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил только что говорил, он теряет «нить» диалога, как будто ему совсем неинтересна беседа. Ребенок с трудом собирается с мыслями, школьный материал у него «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

    3-й симптом - нарушения сна и чрезмерная усталость.

О наличие такого симптома можно говорить, если ребенок постоянно чувствует себя уставшим, но, несмотря на это, ему не удается с легкостью заснуть, а утром - проснуться.

«Сознательное» просыпание 1-го урока является одним из самых частотных видов протеста против школы.

    4-й симптом - боязнь шума и/или тишины.

Ребенок болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Однако может быть противоположное явление: ребенку неприятно находиться в полной тишине, поэтому он или непрерывно разговаривает, или, один оставаясь в помещении, обязательно включает музыку или телевизор.

    5-й симптом - это нарушение аппетита.

Нарушение аппетита может проявляться у ребенка потерей интереса к пище, нежеланием есть даже прежде любимые блюда, или же, наоборот, постоянным желанием есть - ребенок ест много и без разбора.

    6-й симптом - раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.

Ребенок утрачивает самоконтроль - по самому незначительному поводу в любой момент может “выйти из себя”, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки - агрессией.

    7-й симптом - бурная деятельность и/или пассивность.

У ребенка развивается лихорадочная активность: он все время ерзает, что-то теребит или перекладывает. Словом, на месте не сидит ни минуты - совершает "движение ради движения".

Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключить свое внимание на что-то другое. Однако стоит отметить, что стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок может уклоняться от важных дел и заниматься какими-то бесцельными делами.

    8-й симптом - колебания настроения.

Периоды хорошего настроения резко сменяются злостью или плаксивым настроем… И так может быть по нескольку раз за день: ребенок то счастлив и беззаботен, то начинает капризничать, злиться.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или очень долго вертится перед зеркалом, много раз переодевается, ограничивает себя в еде, чтобы снизить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.

    10-й симптом - замкнутость и нежелание общаться, а также суицидальные мысли или попытки.

У ребенка исчезает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает у него раздражение. Когда ему звонят по телефону, он думает, отвечать ли на звонок, часто просит передать звонящему, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Эмоциональные расстройства у детей - достаточно распространенное явление, они являются результатом стресса. Эмоциональные нарушения у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона. Конфликты в семье и школе также являются причиной развития эмоциональных нарушений у детей.

Факторы риска - длительная неблагополучная семейная ситуация: скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей…

В таком состоянии ребенок может быть подвержен алкоголизму, наркомании, токсикомании.

Проявления эмоциональных нарушений у детей

При эмоциональных нарушениях у детей могут отмечаться:


Лечение эмоциональных нарушений

Эмоциональные нарушения у детей лечатся так же как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Основные правила назначения медикаментов у детей и подростков:

  • любое назначение должно уравновешивать возможные побочные эффекты и клиническую необходимость;
  • среди родственников выбирается ответственный за прием ребенком препаратов;
  • членам семьи рекомендуется быть внимательными к изменениям в поведении ребенка.

Своевременная диагностика психоэмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте и адекватное лечение является приоритетной задачей психотерапевтов, неврологов, психиатров и врачей других специальностей.

Захар, 4,5 лет

У Захара присутствует дефицит внимания.

Захар проявляет себя как любознательный и смышленый ребёнок. Его характеризует стабильный интерес к ходу занятия, отсутствие отвлекаемости и низкий уровень утомляемости. В тоже время не гиперактивен, усидчив, спокоен, на занятиях не балуется.

Всегда внимательно выслушивает предлагаемую инструкцию, никогда не перебивает.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Всё это помогает Захару достигать значительных успехов на занятиях, хотя некоторые задания ему не удаются, или пока даются с трудом. К таким играм и упражнениям относятся те, которые направлены на межполушарное взаимодействие мозга. Однако, сталкиваясь с трудностями, Захар не теряет интерес, а всегда до конца выполняет задание, проявляя свою работоспособность и стремление закончить начатое. При этом он не обращается за помощью к взрослым, что характеризует его как самостоятельного и целеустремлённого ребёнка.

На занятиях не проговаривает свои действия и действия окружающих.

Демонстрирует стабильный эмоциональный фон: всегда улыбается, вежлив, никогда не проявляет агрессии, негативизма, не капризничает.

Старается лишний раз не привлекать к себе лишнего внимания, но в тоже время Захара нельзя характеризовать как закрытого, замкнутого, старающегося казаться незаметным, ребёнка.

В тоже время создаёт впечатление несколько замкнутого ребёнка, что на самом деле является проявлением вежливости Захара.

В эмоциональном плане сдержанно реагирует на похвалу или на указание на ошибку: при похвале скромно улыбается, при указании на ошибку молча, старается её исправить.

В целом создаёт впечатление воспитанного, вежливого, любопытного, умного и позитивного ребёнка, который всегда готов идти на контакт и принимать участие в какой-либо деятельности, но в силу своей скромности, не всегда проявляющего инициативность.

Психолого-педагогическая характеристика.

Софья, 6 лет (парасигматизм свистящих)

Софья создаёт впечатление самокритичного и требовательного по отношению к себе ребёнка: на занятиях чувствуется, что она контролирует свою деятельность, эмоции и слова. Всегда пытается доводить дело до конца, на занятиях абсолютно не мешает педагогу. Практически не устаёт, работает медленно, но вдумчиво, не хаотично. Помощь от взрослых старается не принимать, но и не отвергает её. При столкновении с трудностями при выполнении заданий и упражнений в начале, молча, задумывается, и сосредоточённо пытается найти решение задания. Если этого не удаётся, то сразу, твёрдо, признаётся, что не может выполнить его. При этом замыкается, часто расстраивается (один раз даже до слёз), но на предложение повторить упражнение, уже с помощью взрослого, чаще всего, соглашается. Это хорошо показывает характер девочки и её собственно-обозначенные чёткие границы “Могу – Не могу”.

Как правило не проговаривает свои действия и действия взрослых.

На занятиях не отвлекается, задание выслушивает до конца, часто проявляет целеустремленность при их выполнении. Легко может занять себя какой-нибудь игрой, при этом не чувствую себя брошенной.

К личностным особенностям Софьи можно отнести некоторую эмоциональную замкнутость, настороженность, отсутствие инициативы на занятиях, небольшую раздражительность, пассивность в общении, робость. Настроение во время занятий преимущественно спокойное, адекватное обстановке.

Софья быстро идёт на контакт, в том числе и с взрослыми, но создаётся впечатление, что это общение её несколько тяготит.

Софья демонстративна и принципиальна. Может расстроиться, если с её братом начали заниматься раньше, чем с ней. Любит, чтобы её успокаивали, не боится высказать своё мнение, хоть и делает это тихим, спокойным голосом.

В целом, Софью можно охарактеризовать как несколько замкнутого ребёнка, склонного к привлечению внимания, но в тоже время способного к усердию, самодисциплине и контролю своих действий.

Психолого-педагогическая характеристика.

Владислав, 5 лет (параламбдацизм)

Влад создает впечатление весёлого и старательного ребёнка. У него спокойный характер, не имеющий каких-то ярко выраженных агрессивных черт. Настроение на протяжении всех занятий обычно положительное. Резкие колебания настроения отсутствуют. Чётко видно, что старается контролировать своё поведение, думает, прежде чем, что-то сказать. Внимательно, с первых слов, выслушивает предлагаемую инструкцию и сразу её выполняет. С другой стороны, легко может поддаться настроению, отвлечься, иногда недостаточно сосредотачивается.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Спокойно выполняет все инструкции, но при этом, быстро утомляется. Сложностей или неудач при выполнении упражнений не боится. Настроение при трудностях у Влада не опускается. Влад всегда открыт для общения, очень легко идёт на контакт с окружающими, демонстрирует хорошие успехи на занятиях, эмоционально всегда настроен положительно. Все это является его главными чертами характера.

Общителен. Всегда готов идти на контакт, в том числе и с незнакомыми людьми. С удовольствием отвечает на вопросы. Но отвечает без развернутых ответов, “по существу”, без дополнительных деталей.

В целом Влада можно охарактеризовать как ребёнка, который легко идет на контакт.. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелателен, однако на протяжении всего времени занятий может что-нибудь теребить в руках, отвлекаться.