Коэльо библиография. Биография Пауло Коэльо: роман «Алхимик

Пауло Коэльо (Paulo Coelho) – бразильский писатель, лауреат многих международных литературных наград, включая французский орден Почетного легиона, премию Crystal Award швейцарского Всемирного экономического форума (ВЭФ) и «Гринцане-Кавур» Италии.

Наиболее известный его роман «Алхимик» переведен на 80 иностранных языков и внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое переводимое в мире произведение здравствующего автора. Издав на разных языках около 300 миллионов копий тридцати своих книг, романист также стал лидером по объему продаж произведений, написанных на португальском за всю историю развития этого языка.


Пьесы Коэльо, в которых содержится мудрость и глубина, ирония и доброта, – в репертуаре лучших театров мира, а романы – экранизированы.

Детство и молодость Пауло Коэльо

Будущий автор бестселлеров появился на свет 24 августа 1947 года в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье инженера. Учился он в школе католического ордена иезуитов, где основным принципом педагогики считалось развитие индивидуальных способностей детей, воспитание честолюбия и духа соперничества.


Там у подростка впервые проявились художественные устремления, желание писать книги, интроверсия и неприятие традиционного жизненного пути, которые негативно восприняли его родные, поместив его в психиатрическую больницу. Его лечили от шизофрении три года, в течение которых он трижды сбегал, и его возвращали в медицинское учреждение.


Позже, по настоянию родителей, он поступил в юридическую школу, оставив мечту стать писателем. Однако спустя год, в 1960-х, Пауло бросил учебу, присоединился к хиппи и отправился путешествовать по странам Латинской Америки, Северной Африки и Европы, употреблял наркотики.

Коэльо вернулся в свою страну через несколько лет, начал сочинять тексты песен, сотрудничая с известными исполнителями, включая рок-звезд Эллис Режину, Риту Ли, Рауля Сеихаса. Вместе они написали порядка ста музыкальных композиций, в том числе, остросоциальных. Кроме этого, Пауло увлекся оккультизмом, мистикой, идеями британского черного мага и сатаниста Алистера Кроули. Он также состоял в бразильской ячейке анархистов, работал в театральной труппе в качестве актера и режиссера, сотрудничал с издательствами как журналист.


В 1974 году правящие в стране военные власти обвинили поэта в антиправительственной деятельности и посадили в тюрьму. Спасло писателя обстоятельство его пребывания в психлечебнице – его признали невменяемым, неосудным и отпустили.

Начало карьеры Пауло Коэльо

В 1982 году произошло событие, ставшее поворотным пунктом в жизни Коэльо. В кафе Амстердама он познакомился с представителем католического монашеского ордена RAM, исследующего слово Божье, его таинства, претворяющего Евангелие в повседневную жизнь, изменяя ее. Он стал духовным наставником Пауло.


Под его влиянием в 1986-м поэт совершил паломничество – преодолел путь, длиной в 500 миль или примерно в 800 километров, в город Испании Сантьяго-де-Компостела к усыпальнице святого великомученика римской католической церкви Иакова и испытал прозрение.

После этого он решил покинуть прибыльную карьеру поэта-песенника, следовать своей мечте – заняться написанием книг, каждая из которых позже получит признание читательской аудитории.

Вдохновленный поездкой по святым местам, Коэльо описал Путь Сантьяго (третий после Рима и Иерусалима центр христианства) и удивительные события, происходящие на нем с обычными людьми в романе «Дневник Мага» или «Паломничество». Первая публикация в 1987-м году книги не имела такого успеха как «Алхимик», но вызвала многократное увеличение числа пилигримов на этом Пути.


В 1988 году писатель издал свое самое успешное, феноменальное по поиску смысла и глубине произведение – «Алхимик». Первоначально было продано всего 900 экземпляров книги. Повторная публикация романа в 1994-м году в США сделала его первым мировым бестселлером бразильского прозаика и стала началом его всемирного признания.

Следующее хорошо принятое произведение Коэльо – «Брида». Затем, как правило, Пауло писал один роман каждые 2 года. Среди его работ – «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала», «Пятая гора», «Вероника решает умереть», «Одиннадцать минут», «Победитель остается один». В общей сложности, было продано около 175 миллионов книг романиста в более чем 170 странах. Три из них – «Паломничество», «Валькирии» и «Алеф» – автобиографичны.

Истина от Пауло Коэльо

Почти все книги одного из самых значимых авторов на планете становились важным событием и вызывали эмоциональные обсуждения в литературном сообществе. Однако следует сказать, что некоторые критики низко оценивают либо вовсе не приемлют творчество Коэльо. Среди них – российская телеведущая Авдотья Смирнова, писатель Баян Ширянов, Дмитрий Быков . Власти Ирана в 2011-м запретили издавать и продавать в стране произведения бразильского романиста.

Деятельность Пауло Коэльо

Писатель – убежденный защитник прав человека. В 1996-м году он основал Институт своего имени, который оказывает поддержку бразильцам при нарушении их законных интересов.

Романист, в свое время признанный Международной правозащитной организацией Amnesty International узником совести, с 2013 года является членом ее Руководящего совета, а также Фонда Шваба по содействию социальному предпринимательству.

Интервью с Пауло Коэльо (с русскими субтитрами)

В свои 54 года Коэльо был избран членом Бразильской литературной академии ABL (Academia Brasileira de Letras), а в 2007-м – Послом мира ООН.

Личная жизнь Пауло Коэльо

Писатель всегда пользовался популярностью у женщин, начиная с молодого возраста. Первой его женой была Вера Рихтерон, югославка из Белграда. Она была старше его на 11 лет. Но брак был не долговечен, как и многие отношения автора в тот период.

В 25 лет он познакомился с девушкой по имени Адалжиза Элиана Риос де Магальяэс (сокращенно Жиза). Она закончила архитектурный факультет. Вскоре они стали жить вместе и потом поженились. Эти отношения пришлись на пору хиппи и легальное употребление легких наркотиков. Но и они скоро себя исчерпали.

Вскоре он взял в жены 19-летную Сесиль МакДауэлл, которая была дочкой владельца туберкулезной клиники. Но и этот брак рухнул через три года.


Сейчас Коэльо женат в четвертый раз. В начале 80-х годов он познакомился с художницей Кристиной Ойтисика. Именно она смогла заставить писателя поверить в себя и организовала для него путешествие, во время которого он и познакомился с Жаном. Сейчас Пауло вместе с супругой живет между Европой и Бразилией.

Любимым произведением искусства писатель назвал картину Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (отметив, что «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, на его взгляд, явно переоценили), лучшей книгой считает «Тропик Рака» Генри Миллера.

Пауло Коэльо сегодня

По сообщению информагентств, в 2016 году планируются киносъемки по роману «Алхимик». Режиссером картины выступит

(1947)

Биография Пауло Коэльо, как любого незаурядного человека полна интересных событий, неожиданных поворотов, и драматизма.

Родился будущий всемирно известный писатель 24 августа 1947 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия), в семье инженера. Пауло, начиная с детства, грезил писательской деятельностью. Однако в Бразилии 60-х годов прошлого века искусство было запрещено правящей военной кликой. Противоречия между желаниями молодого человека и требованиями со стороны родителей, которые хотели, чтобы он стал инженером, привели к тому, что в возрасте 17 лет (1966 год) Пауло Коэльо оказывается в психиатрической лечебнице. В ней он провел целых три года, пройдя курс лечения электрошоком. Позже из всех размышлений и переживаний этого периода родился роман с названием «Вероника решает умереть».

После выхода из больницы, уступив требованиям родителей, Пауло Коэльо поступает на юридический факультет университета. Однако спустя год он уходит из него и вливается в ряды хиппи. Путешествуя по Европе и Америке, Пауло очень много читает. Круг его литературных интересов чрезмерно широк – его увлекают серьезные философские трактаты, работы идеологов марксизма-ленинизма, своим вниманием он так же не обходит и бульварную прессу.

В 1973 года вернувшийся в Бразилию Пауло Коэльо организовывает движение против правящего в этой стране реакционного режима. Он издает подпольный журнал «2001» , в котором обсуждаются проблемы духовности общества. В этот же период Коэльо пробует себя в качестве композитора. Его песни, имеющие антиправительственную направленность и исполненные звездой бразильского рока – Раулем Сейхасом, стали хитами. Некоторые из 120 созданных в то время музыкальных произведений пользуются популярностью по сей день. Сотрудничество с рок-певцом принесло Пауло известность и богатство.

Однако выступления будущего писателя против диктаторского режима Бразилии не остались безнаказанными. Реакционное правительство этой страны вписало самые трагические страницы в биографию Пауло Коэльо. Он был трижды осужден, в тюрьме его неоднократно подвергали пыткам. Личный опыт и переживания этого периода жизни писателя позже вылились в его замечательный труд – «Валькирии», вышедший в 1992 году.

До судьбоносной встречи, состоявшейся в Амстердаме в 1982 году, Коэльо пробует себя на разных поприщах – журналистском, драматургическом, продюсерском…. Вся его жизнь резко меняется после знакомства с одним из членов католического ордена «RAM», существующего с 1492 года. Вступив в орден, Паоло совершает обязательное для членов ордена паломничество в Сантьяго-де-Компостелла, пройдя 80 километров от Франции до Испании. С этого момента начинается новая биография Паоло Коэльо, который, вернувшись из путешествия по средневековой тропе, обрел себя, нашел, наконец, главное дело своей жизни. В 1987 году вышла первая книга писателя с названием «Паломничество», в ней он рассказал о своем странствии и о случившемся с ним перерождении. Мысли, сопровождавшие Паэло на дороге древних паломников, проникли и в другое его произведение - «Алхимик», вышедшее в следующем году и принесшее мировую известность автору.

Творческое наследие писателя,16 книг, переведено на 52 языка, в 140 странах мира продано более 35 миллионов экземпляров его книг. Последними его работами стали: «Победитель остается один» (2008 год), «Алеф» (2010 год).

В России заслуженной популярностью пользуются произведения писателя, который в 2002 году посетил нашу страну.

Пауло Коэльо имеет много престижных наград, врученных ему от имени таких стран, как Франция, Италия, Германия и т. д.

Вместе с женой, Кристиной Оитисией, он большую часть времени проводит в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, иногда живет в Европе.

×

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в благополучной семье инженера Педру и Лижии Коэльо. В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги. Желание стать писателем не нашло понимания у его семьи, поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, в конце концов семнадцатилетний Паулу был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Ни лечение электрошоком из-за проявившейся шизофрении, ни второй курс лечения не изменили его уверенности в себе - и тогда он сбежал из клиники, скитался некоторое время, в итоге вернулся домой. Через год он примкнул к движению любительского театра, который в Бразилии 60-х годов стал массовым явлением - не только явлением искусства, но и социального протеста. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вновь вернуться домой. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.

В 1970 году начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке. Через два года Коэлью вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как Рауль Сейшас. Как он признаётся в одном из интервью, в это время он познакомился с работами противоречивого английского мистика, Алистера Кроули, повлиявшими на его творчество. Оно распространилось не только на музыку, но и на планы создания «Альтернативного общества», которое должно было стать общиной анархистов в штате Минас-Жерайс, основанной на идее Кроули: «Делай что хочешь - таков весь закон». Бразильские военные, пришедшие к власти в результате переворота 1964 года, посчитали этот проект подрывной деятельностью и заключили всех предполагаемых членов группы под стражу. Известно также, что во время пребывания в тюрьме Коэльо, его жену и Рауля Сейшаса пытали. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: его признали невменяемым и отпустили.

Позднее, во время путешествия со своей нынешней четвёртой женой Кристиной, в Голландии, он встречает личность (называемую им «Джей» (лат. J) в «Валькириях», «Паломничестве», «Алефе» и на его сайте «Воин Света»), которая изменила его жизнь и посвятила в христианство. Он стал членом католической группы, известной как RAM (Regnus Agnus Mundi), где «Джей» был его «Учителем». В 1986 году он прошёл Дорогой Сантьяго, старинным испанским путём паломников, и описал позднее всё произошедшее в книге «Дневник Мага». В 1988 году, сразу после выхода книги «Алхимик» «Джей» отправляет Пауло вместе с женой Кристиной в паломничество на 40 дней в пустыню Мохаве в Соединённых Штатах Америки. Позднее эти события Пауло описывает в книге «Валькирии».

Сейчас он живёт со своей женой Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.

В 150 странах мира было продано более 86 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 67 языков[источник не указан 34 дня]. Он получил множество литературных премий в разных странах, включая Францию (La Legion d’Honneur) и Италию (Grinzane Cavour). Список его романов включает «Алхимика», основанного на «Истории о двух мечтателях» Борхеса, и проданного общим тиражом более 11 миллионов экземпляров, переведённых на 41 язык мира, положившего начало фильму, снимаемому Лоуренсом Фишборном, поклонником Коэльо. Кроме того, им написано «Паломничество» (лёгшее в основу компьютерной игры, разработанной компанией Arxel Tribe), «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала…» и «Валькирии». Многие книги писателя попали под запрет в Иране, о чём Коэльо лично сообщил в своём официальном блоге, с конфискацией 1000 копий, впоследствии всё-таки допущенных к печати.

Его произведения входили в список самых продаваемых книг не только в Бразилии, но и в Великобритании, США, Франции, Германии, Канаде, Италии, Израиле, Финляндии и Греции[источник не указан 34 дня]. «Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и упомянут в Книге рекордов Гиннесса. Коэльо является автором самых продаваемых книг на португальском языке.

В январе 2011 года правительство Ирана запретило печатать и продавать любые книги Пауло Коэльо. Никаких объяснений по этому поводу власти Ирана не дали.

Считается, что Пауло Коэльо принял эстафету от Карлоса Кастанеды. Знатоки творчества Карлоса Кастанеды с пренебрежением относятся к Коэльо – они считают, что он просто скопировал учение "воина света" Кастанеды, немного упростив его.

Он пишет для людей, которые пережили в жизни большие потрясения, обиды. Лучшее состояние чужой психики для внушения своих идей – ведь человек после стресса наиболее внушаем, особенно если ему посочувствовали. Следовательно, можно предположить, что та же группа людей, которая раскручивала в своё время Кастанеду (ведь трудно поверить, что 8-миллионный тираж и перевод на 17 языков был осуществлен без поддержки определенных финансовых кругов), снова взялась за своё чёрное дело, на сей раз мечтая обработать многочисленных страдающих женщин и несостоявшихся в профессиональной жизни молодых людей.

Кстати немало «воинов» оказывается в психиатрической больнице, где их продолжает пожирать «огонь изнутри».

Пауло Коэльо - прозаик из Бразилии, который обрел мировую известность в 90-х годах ХХ века. Его был отнюдь не простым. Чтобы заниматься любимым делом ему пришлось полечиться в психиатрической больнице и побывать в тюрьме. Но, несмотря на все преграды, Пауло Коэльо, книги которого обожают во всем мире, не отказался от своей мечты.

Его произведения являются самыми читаемыми на португальском языке. Они переведены на шестьдесят семь языков мира. Это говорит о многом. Книги Коэльо нашли своего благодарного читателя. Однако не все так безоблачно. В адрес автора звучит много критики, в том числе за чрезмерную серьезность его мыслей и литературного языка, даже некоторую сухость и отсутствие новых идей. Про автора сочиняют ироничные опусы и литературные шаржи. Например, Дмитрий Быков, известный своим острословием, пишет: "Слова пустые, разум птичий, идеи девственно просты..."

Невзирая ни на что, книги Коэльо, список которых представлен в этой статье, являются самыми продаваемыми и читаемыми в мире. Некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннеса ("Алхимик").

Жизнь писателя - это череда невероятных событий и поисков себя. Как мы можем увидеть, все задуманное сбылось. А книги Коэльо - это и есть отражение и описание его поисков внутренней гармонии и сопричастности к миру. По этому трудному пути писатель шел вместе со своей супругой Кристиной, которая была его музой и опорой во многих делах. Благодаря ей написаны многие его произведения.

В этой статье мы представляем вам Коэльо.

"Алхимик"

Хотя роман и не стал первым в библиографии писателя, но без сомнения занимает лидирующую позицию среди всех произведений Пауло Коэльо. Книги, список книг точнее, включает в себя двадцать одну позицию. "Алхимик" был второй книгой, написанной прозаиком. Она была опубликована в 1988 году. И произвела настоящий фурор в мире.

Сюжет книги не был оригинальным. Фабула была взята из европейского фольклора. Главным героем стал испанский пастух Сантьяго, который жил в Андалусии. В одну из ночей он увидел сон, в котором находил горы сокровищ у пирамид в Египте. Цыганка в обмен на долю будущих сокровищ трактует его сновидение. Затем он встречает Мелхиседека, старца, который помогает своими притчами сомневающимся людям. Он дарует пастуху два необыкновенных камня, с помощью которых можно уразуметь волю Господню. В обмен же берет долю пастушьего стада.

Решившись, Сантьяго продает своих овец и отправляется в Египет. Там он теряет деньги и, чтобы как-то прожить, устраивается работать продавцом хрусталя. От одного англичанина он узнает о неком Алхимике, которого вскоре находит.

Алхимик дарует ему знания о "душе мира", направляет по пути Своей Судьбы. После этого пастух встречает прекрасную Фатиму, а сокровища находит не в Египте, а у себя на родине.

Книги Коэльо, по признанию самого автора, пронизаны особым символизмом. Когда писался роман "Алхимик", автор пытался понять смысл существования, постичь неизведанное. Основная идея произведения заключается в том, что нужно следовать за своей Судьбой и ни за что не сдаваться.

"Валькирии"

Паоло Коэльо, книги которого во многом биографичны, писал роман "Валькирии", ориентируясь также на события своей жизни. Он повествует о времени, когда писатель состоял в "Альтернативном обществе". Это был приют анархистов, отрицающих порядок и законы, капитализм. Кроме того, они практиковали черную магию и были мистически настроены.

Власти посчитали их деятельность подрывной, общество разогнали, а его главных идеологов заключили под стражу. Автор тогда избежал серьезных последствий, поскольку его признали невменяемым.

Роман описывает поиски человеком его ангела-хранителя. Длительное путешествие героя по американской должно привести его к разгадке. Именно там он встречает таинственных женщин-воинов, предводителем которых является Валькирия. Герой со своей супругой отправляется вместе с ними, чтобы обрести покой.

На самом деле, главная Валькирия - это реальный персонаж. Однако ее имени Коэльо не называет, она фигурирует как Джей. Именно эта женщина в свое время помогла прийти писателю к католичеству.

"На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала"

Данный роман был написан в 1994 году. Паоло Коэльо, книги которого пронизаны светом и верой, задумал его как в серии "В день седьмой" из трех романов.

Это произведение о любви, но не только. Главная героиня романа носит имя Пилар. Всего за неделю ее жизнь кардинально меняется. Она встречает свою любовь, переживает страх потери, а также делает жизненно важный выбор.

В романе заложена мысль, что любовь - главное в человеческой жизни, она ведет нас по правильному пути. Через это чувство легко прийти к Богу и можно это сделать вопреки всему. Не нужно быть монахом-чудотворцем, чтобы обрести его милость.

Каждый человек рано или поздно на своем жизненном пути сталкивается с проблемой выбора. И это неизбежно. Книги Коэльо учат своего читателя, что страх преодолим, а выбор неизбежен.

"Вероника решает умереть"

Написана в 1998 году. В России является второй по популярности книгой Коэльо. Она также входит в трилогию "И в день седьмой".

Это вымышленная история о девушке Веронике из Любляны. Ей всего двадцать четыре года. Но скучная жизнь и постоянное унынье заставляет ее задуматься о смерти. Она выпивает большое количество таблеток и в ожидании их действия пишет письмо в журнал.

Самоубийство не удалось, врачи сумели спасти девушку. Но теперь она находится в психиатрической лечебнице, где узнает, что жить ей осталось недолго. Ее сердце очень ослаблено после неудачного суицида.

С этого момента Веронику обуревает жажда жизни. Она находит в лечебнице новых друзей и обретает любовь в лице шизофреника Эдуарда. чтобы прожить последние дни на полную катушку, влюбленные сбегают из больницы.

Пауло Коэльо, книги которого раньше не экранизировали, был приятно удивлен тем, что в 2005 году японцы сняли фильм по мотивам этого романа. А в 2009 году это же сделал Голливуд.

"Дьявол и сеньорита Прим"

Роман 2000 года является последним в серии "И в день седьмой" авторства Пауло Коэльо. Книги объединяет между собой то, что весь сюжет разворачивается в одном временном отрезке. В течение недели герои коренным образом меняют свои жизни.

Сюжет произведения очень занимательный. в тихом городке живет дряхлая старушка Берта, которая каждый день печалится о смерти своего мужа и ждет дьявола, который ее заберет.

В городе появляется Незнакомец, который закапывает в лесу слитки с золотом. Он встречает молодую девушку Шанталь Прим, которая работает в местном баре и ждет возможности уехать отсюда. Время от времени она заводит романы с приезжими, но они ничем не заканчиваются.

Незнакомец говорит девушке о кладе и обещает отдать его жителям городка. Но для этого они должны кого-то убить. Он предлагает Прим слиток золота за то, чтобы она рассказала это предложение горожанам. А чтобы не быть голословным сообщает ей, где слиток закопан. В душе девушки начинается настоящая борьба...

Книга поднимает вечные вопросы добра и зла, а также репрезентует тему страха. Страха перед выбором, страха одиночества, бедности и самое главное, страха смерти.

"Одиннадцать минут"

Книга Коэльо "11 минут" была издана в 2003 году. Этот роман принадлежит к категории произведений, в которых главенствует "женская" тема. Здесь речь идет о проститутке Марии, которая на своем жизненном примере рассуждает об окружающем мире, о проблемах в сексе, которые считает первостепенными в своей жизни.

Мария работает в этой сфере совершенно осознанно и даже получает удовольствие. Она считает, что только так можно и свою природу. Она проходит через страдания, боль, наслаждение и утверждает, что это нормально. Однако ее мнение кардинально меняется, когда в заключительной части романа она понимает значение истинной любви.

"Ведьма из Портобелло"

Роман 2007 года. Книга о таинственной девушке Афине. Она родилась в Румынии, воспитывалась в Бейруте, проживала в Лондоне. Кем же она была? Дочерью цыганки и англичанина, имела аристократическое воспитание. Она жила на улице Портобелло, пока ее не убили.

Книга - это сборник рассказов и воспоминаний о ней. Друзья, соседи, недоброжелатели, возлюбленные - у всех она оставила след в душе. Но даже те, кто был рядом с Афиной в течение ее жизни, на самом деле не знали ее.

Эта книга для женщин, которые стараются найти себя в этом мире, познать свой внутренний мир и свое "я". Но увлекательный сюжет и вечные загадки привлекут внимание любого читателя.

"Победитель остается один"

Коэльо, книги которого узнаваемы во всем мире, в 2008 году решил отойти от привычного романного жанра. Его новое произведение - это детективный триллер. А все действия происходят в гламурном мире шоу-бизнеса, а точнее, на Каннском кинофестивале.

В центре сюжета - бизнесмен Игорь, который буквально сошел с ума от любви к своей бывшей жене. Чтобы вернуть ее, он начинает жестоко убивать всех на своем пути. Это приводит к ужасающим последствиям.

"Алеф"

Роман 2011 года - новая глава в жизни Пауло Коэльо. включает пять романов) с автобиографическими данными часты в творчестве прозаика.

"Алеф" повествует о том, что герой находится в творческом кризисе. Чтобы пойти правильной дорогой в дальнейшем, он решает совершить настоящее путешествие в настоящем. Путь его лежит через Африку и Европу. В Москве он знакомится с талантливой скрипачкой и отправляется с ней на Восток по Транссибирской магистрали.

"Подобно реке"

Коэльо, книги которого неизменно притягивают читателя, в каждом произведении поднимает глубокие философские вопросы. Книга 2006 года - это сборник притч. В ней писатель дает возможность посмотреть на повседневную жизнь с другой стороны, осознать, что важны даже мелочи. Самое главное в жизни - это прислушиваться к своему сердцу.

Как бы его ни называли - алхимиком слова или феноменом массовой культуры - Пауло Коэльо остаётся самым авторитетным писателем нового столетия. Читатели из 150 с лишним стран, вне зависимости от своей религиозной и национальной принадлежности, признали его ведущим прозаиком нашего времени. Его книги, переведенные на множество языков, не только занимают первые строки в списках бестселлеров, но и порождают социо-культурные споры и дискуссии. Философская подоплека, идеи и сюжеты его книг затрагивают тонкие струны в душах миллионов читателей, ищущих свой путь к постижению мира. Общий тираж его книг на всех языках превышает 300 миллионов.

Пауло Коэльо верит, что, если следовать своим мечтам, можно заработать миллионы , добиться любви, успеха и всего, о чем мы мечтаем. Именно так с ним и произошло.

История Успеха, Биография Пауло Коэльо

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году в семье инженера Педру Коэльо (мать Пауло звали Лижия). С детства он мечтал стать писателем, впервые это желание проявилось у него в иезуитской школе Святого Игнатия Лойолы куда Пауло был отправлен в семилетнем возрасте. Стремление стать писателем не нашло понимания у его семьи (в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой, в то время словечко «художник» было синонимом слов «гомосексуалист», «коммунист», «наркоман» и «бездельник»), поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет в университет Рио-де-Жанейро. Однако вскоре бросает учебу и начинает заниматься журналистикой.

Трудное детство Пауло Коэльо

Разногласия между Пауло и его родителями после ухода из университета шли по нарастающей. Непреклонность близких и вовремя подвернувшийся под руку «Тропик Рака» Миллера пробудили в Пауло дух противоречия, и он принялся нарушать принятые в семье правила поведения. Последней каплей переполнившей чашу терпения матери и отца стал тот факт, что Пауло стал на пляжных вечеринках декламировать собственные стихи. То ли беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, то ли сочтя его бунтарство за душевную болезнь, родители отправляют семнадцатилетнего Пауло в психиатрическую больницу, где он дважды проходит курс шоковой терапии.

Вскоре после выхода из клиники Пауло коротко сошелся с актерами из одной театральной труппы. В глазах обывателей того времени театр был рассадником безнравственности и распущенности. Испуганные родители нарушили обещание больше его не трогать и в третий раз отправили сына в лечебницу. Выйдя из нее, Пауло замкнулся в себе и сосредоточился на своих переживаниях. В отчаянии родители обратились к другому врачу, и тот объяснил им, что Пауло не сумасшедший и что его не следует держать в психиатрической больнице. Ему просто нужно научиться жить в этом мире.

Через тридцать лет после этих событий Пауло Коэльо написал книгу «Вероника решает умереть». Как пишет сам Пауло, «Вероника решает умереть» была опубликована в Бразилии в 1998 году. К сентябрю я получил по электронной почте более 1200 писем с описанием похожих случаев и переживаний. В октябре некоторые из тем, затронутых в книге, - депрессия, паника, самоубийство - обсуждались на конференции, получившей общенациональный отклик. 22 января следующего года сенатор Эдуардо Суплиси зачитал отрывки из моей книги на пленарном заседании, что помогло бразильскому конгрессу наконец принять закон, обсуждавшийся уже на протяжении десяти лет, - «Закон о запрещении насильственной госпитализации».

Пережив этот нелегкий период, Пауло вновь занялся учёбой. Казалось, он наконец-то смирился с образом жизни, который выбрали для него родители. Однако проучился он недолго и вскоре вернулся в театр. Это было в шестидесятые годы, когда по всему миру прокатилось движение хиппи. Новые веяния не обошли стороной и Бразилию.

В конце 1960-х Пауло стал полноценным членом бразильского андерграунда, носил прическу хиппи, увлекался наркотиками и намеренно никогда не носил с собой удостоверение личности, а также запоем читал труды известного мистика Алистера Кроули. В те годы он основывает подпольный журнал «2001», в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис, впрочем, выпустить ему удалось только два номера.

Бунтарство и борьба за свободу

Вначале 70-х во время путешествий он посетил такие страны как Мексика, Перу, Боливия, Чили, побывал в Европе и Северной Африке. Странствия продлились пару лет, после чего Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи.

Какое-то время Пауло Коэльо писал тексты анархического характера для рок-певца Рауля Сейшаса. В результате Сейсаш стал суперзвездой (второй их альбом пользовался огромным успехом, он разошелся тиражом более 500 000 экземпляров - впервые в жизни Пауло заработал приличные деньги), а самой известной их с Коэльо песней до сих пор является «Sociedade Alternativa». В то время у подростков по всей Бразилии на слуху был ее припев: «Делай что хочешь - вот и весь закон. Да здравствует альтернативное сообщество: Число 666 - это и есть Алистер Кроули ». За все время совместной работы, до 1976 года, они с Раулем Сейшасом сочинили более шестидесяти песен, буквально преобразивших бразильскую рок-музыку.

«Было бы здорово, если бы каждый человек в молодости смог проявить свое бунтарство. Ведь, не зная обратной стороны монеты, вы всего лишь невинный агнец. Конечно, такой опыт может быть опасен, но зато можно узнать предел своих возможностей».

В 1973 году Пауло и Рауль вступили в «Альтернативное общество» - организацию, члены которой отрицали ценности капитализма, декларировали право индивида на свободное самовыражение, а заодно практиковали чёрную магию. Позже Пауло описал этот период в книге «Валькирии». В этот же период друзья начали выпускать серию комиксов «Кринг-ха», в которых проводилась идея свободы.

Вскоре их совместная деятельность привлекла внимание властей. В 1974 году бразильская военная диктатура сочла Коэльо подрывным элементом и заключила его под стражу. Рауля арестовали тоже, однако его вскоре освободили, а Пауло оставался в тюрьме дольше, поскольку его сочли «мозгом преступной группы», истинным автором этих «подрывных» картинок и текстов. Подозревая в причастности к партизанскому движению, его пытали в течение недели, подводя электричество к гениталиям.

Через два дня после освобождения его схватили на улице и снова бросили в пыточную камеру, где он провел несколько суток. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: он заявил о своём сумасшествии и рассказал, что его трижды отправляли в психиатрическую больницу. На глазах у палачей он начал сам наносить себе физические повреждения, после чего пытки прекратили, его признали невменяемым и отпустили.

«Меня отправили в тюрьму не потому, что я сознательно шел против системы, а просто потому, что я писал песни, которые некоторые считали революционными. Я тогда и не подозревал об этой опасности, и когда меня бросили в тюрьму, а потом когда меня похитила и пытала военизированная группировка, я чувствовал только страх. Когда меня выпустили из тюрьмы, мне пришлось себя создавать заново, потому что этот опыт совершенно опустошил меня. Эта жестокость и этот ужас ничего мне не дали. Сейчас я делаю все, что в моих силах, для осуждения пыток и борюсь с этим злом как посланник мира ООН».

После пережитого Пауло на время оставил бурную пропагандистскую деятельность. В двадцать шесть лет он решил, что довольно с него экспериментов, - пора стать «нормальным». Он устроился на работу в фирму звукозаписи «Полиграм», где и встретил свою будущую жену Сиссу (более точную и подробную биографию Пауло Коэльо можете прочесть здесь - http://lib.rus.ec/b/375308/read - «Маг. Биография Паоло Коэльо» - автор Фернандо Морайс, перевод Александра Богдановского. В этой книге подробно рассказывается о личной жизни писателя, о его увлечении магией, о пристрастии к наркотикам…).

В 1977 году супруги переехали в Лондон. Пауло купил пишущую машинку и начал писать, без особого, впрочем, успеха. Проходил месяц за месяцем, а он не сочинил ни строчки книги, о которой так долго и страстно мечтал. Приходилось признать поражение, что он и сделал, записав в дневнике слова, не предназначавшиеся для посторонних глаз:

«Череда отказов. Что бы я ни посылал на конкурсы - все отвергалось. Только что получил очередной отказ. Все женщины, которых я стремился покорить, отвергали меня. Когда я говорю «все» - это не для усиления образа. Я хочу сказать, что не было ни единого исключения.

С самого раннего детства я мечтал стать писателем, жить и творить за границей и получить мировую известность. И Лондон, конечно, был шагом на пути к этой мечте. Однако результаты оказались не те и не такие, каких я ждал. Мое первое и самое сильное разочарование - это я сам. Шесть месяцев обстановка вокруг меня способствует невиданному вдохновению, а я не могу взять себя в руки и написать хотя бы строчку».

Через год он вернулся в Бразилию, где стал администратором в другой звукозаписывающей компании, «CBS Records». Там он начал писать сюжеты к биографическим фильмам и мыльным операм. Пауло знал, как добиться успеха , шаг за шагом он поднимался по карьерной лестнице , пока в один из прекрасных дней не был уволен без всяких объяснений. Примерно в то же время Пауло развелся с женой, он встретил старую подругу Кристину Оитисию, на которой позже женился и с которой живет до сих пор. Медовый месяц супруги провели в Европе.

Возвращение к католицизму

Хиппи, журналист, рок-звезда, актер, драматург, театральный директор и телевизионный продюсер - эта ураганная жизнь закончилась в 1982 году во время поездки в Европу. В Дахау, во время посещения музея концлагеря и позже в Амстердаме у Пауло состоялась мистическая встреча с неким «J», человеком, которого писатель называет Учителем. Он приводит Коэльо в католический орден RAM (Regnus Agnus Mundi), созданный в 1492 г. Здесь Пауло учиться распознавать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на пути человека (по сути, эта организация является католической сектой - можно считать ее разновидностью «Опус Деи» для хиппи).

«Каждый живущий должен знать два языка – язык общества и язык знаков (предзнаменований). Один нужен для общения с себе подобными, другой - чтобы понимать послания свыше».

Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое турне в Сантьяго де Компостелла. Преодолев восемьдесят километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это турне в своей первой книге «Паломничество» (др. название «Дневник мага»), изданной в 1987 году. Книга повествует о том, что чудеса случаются и в жизни самых обычных людей. Она вышла в небольшом бразильском издательстве и распродавалась неплохо, хотя серьезного внимания критиков не привлекла.

Всякий раз, выпустив новую книгу, Пауло Коэльо какое-то время живет в тревоге и страхе, словно новичок. Так было всегда. Написав первую книгу, вместе с женой Кристиной Ойтисика он сам раздавал рекламные листовки у входа в театры и кинозалы в Рио-де-Жанейро, а потом обходил книжные магазины южной части города, чтобы узнать, сколько экземпляров продано. Прошло двадцать лет, изменились методы и техника продаж, но писатель остается тем же: по мобильному телефону или через интернет с ноутбука - в какой бы точке планеты ни находился - он контролирует распространение новой книги, реакцию средств массовой информации, место в списках бестселлеров от Огненной Земли до Гренландии, от Аляски до Австралии.

В 1988 году Пауло написал следующую, совершенно иную книгу под названием «Алхимик». Это в высшей степени символическое повествование, метафора жизненного пути. К тому времени вот уже одиннадцать лет Пауло изучал алхимию, и опыт этот нашел отражение в книге. Из первого тиража, однако, было распродано всего 900 экземпляров, и издательство решило эту книгу не переиздавать.

«Алхимик» Пауло Коэльо

В июне 1988 года, когда «Алхимик» готовился к выходу, «Дневник мага» преодолел рубеж 40 тысяч экземпляров и девятнадцать недель подряд держался в списке национальных бестселлеров. Пренебрежительное равнодушие, с которым к нему относились гранды бразильской прессы, исчезло, что придавало особый, неповторимый вкус победе, одержанной и самой книгой и той партизанской войной, что вели Пауло, Кристина продвигая «Мага». В отношении «Алхимика» применили ту же тактику, что оказалась столь плодотворной с «Магом»: супруги раздавали рекламные листовки у дверей кино, театров, баров, посещали книжные магазины и оставляли продавцам экземпляры с автографом.

Из мира звукозаписи Пауло позаимствовал и привнес в мир литературы предосудительную практику так называемой «джинсы», то есть заранее проплаченных репортажей или сюжетов, лестно отзывающихся о том или ином диске (здесь - книге). Можно отыскать следы «джинсы» в сохранившихся в архиве писателя материалах, выходивших в эфир на «Пово AM-FM», высокорейтинговой радиостанции города Форталезы (штат Сеара). Присылавшиеся ему сводки доказывают, что всю вторую половину июля «Алхимик» был объектом «комментариев свидетелей» (кодированное иносказание, обозначавшее безудержно льстивые похвалы), трижды в день звучавших в эфире в программах Карлоса Аугусто, Ренана Франсы и Роналдо Сезара, в ту пору наиболее популярных ведущих.

Пауло Коэльо и его жена Кристина ясно понимали, что на войне все средства хороши. От посылки экземпляров с дарственными надписями «тузам и шишкам» бразильских СМИ - до чтения бесконечных лекций. Подобно миссионеру он в любое время дня и ночи был готов говорить на любую из восьми отработанных тем, которые сам предлагал: «Священные пути древности», «Пробуждение магов», «Обряды и ритуалы R.A.M.», «Философия и практика оккультных обрядов», «Эзотерическая традиция и практики R.A.M.», «Магия и могущество» и т. д. По окончании лекции слушатели имели возможность получить экземпляры «Алхимика» и «Мага» с автографом. Заполнять зал труда не составляло. Судя по ежедневнику Пауло, он выступал не только в таких респектабельных аудиториях, как Национальный театр (Бразилиа) и на факультетах университета Кандидо Мендеса (Рио-де-Жанейро), но и в маленьких отелях-фазендах в провинциальных городках штата Гойас и даже в частных домах. Плоды этой кампании, однако, проявлялись не сразу, и цифры продаж росли медленно. Через шесть недель после выхода было реализовано всего несколько тысяч экземпляров - это настоящее чудо для такой страны, как Бразилия, и в то же время ничтожно мало по сравнению с тем, как расходился «Дневник мага», а главное - с надеждами, которые возлагал на свою вторую книгу автор.

«Продажи до сих пор не достигли и 10 % запланированного объема. Я считаю, что успех зависит от чуда. Целый день сижу у телефона, а он молчит. О Господи! Почему не позвонит какой-нибудь журналист и не скажет, что ему понравилась моя книга? Моя работа для меня важнее, чем мои мании, слова и чувства. Ради нее я унижаюсь, прошу, надеюсь и отчаиваюсь» - писал в своем дневнике Коэльо.

Но Пауло не отказался от своей мечты. Он обратился в более крупное издательство «Рокко», которое заинтересовалось его трудом. Первое издание, выпущенное «Рокко», в считанные дни испарилось с прилавков книжных магазинов, автор же - невиданное дотоле дело - попал сразу в два списка бестселлеров: с «Дневником мага» - в «нон-фикшн», с «Алхимиком» - в разряд «художественная литература». С той поры объем продаж будет только возрастать.

Неудивительно, что те, кто возделывал скудную ниву бразильского книжного бизнеса, заинтересовались автором, который всего двумя названиями сумел достичь полумиллионной отметки проданных экземпляров. Под олимпийски бесстрастным присмотром СМИ люди сметали книги с прилавков, тысячами собирались по всей стране слушать автора - и вовсе не затем, чтобы перед ними переливали из пустого в порожнее. Создавалось впечатление, что читатели хотели приобщиться к духовным поискам, о которых автор рассказал в своих книгах. Лекции - или «встречи с читателями», - устраиваемые Коэльо, пользовались огромным успехом, народ на них в буквальном смысле ломился, и нередки бывали эпизоды, подобные тому, что произошел в столичном университете Мартинса Пены, когда устроители вечера вынуждены были вывести наружу динамики для тех, кому не хватило места в аудитории, рассчитанной на две тысячи человек. Интервью, которое Пауло дал журналистке Маре Режеа с канала «Радио насьонал де Бразилиа», пришлось повторить трижды по просьбе тех, кто желал в течение полутора часов слушать про алхимию и мистицизм. И так было по всей стране. В городе Бело-Оризонте трехсотпятидесятиместный зал в «Банко де Дезенволвименто де Минас-Жерайс» не смог вместить тысячную аудиторию, так что молодой Афонсо Боржес, организатор лекции, должен был поставить в разных концах здания теле мониторы, чтобы никто не лишился возможности послушать слова мага.

Пресса же, очнувшись от спячки, впала в растерянность, ибо не знала, как объяснить такой лавинообразный успех. Не решаясь судить о собственно литературных достоинствах обеих книг, журналисты предпочли расценить его как преходящий маркетологический феномен. По почти единодушному мнению, писатель Пауло Коэльо просто вошел в моду, «попал в струю», подобно тому, как в свое время это случилось с твистом или с автором рок-текстов Пауло Коэльо и его Альтернативным обществом. Два года назад в газете «Глобо» его назвали «Кастанедой с Копакабаны», после чего СМИ практически позабыли о его существовании. Лишь когда его книги вышли на первые места в списках бестселлеров, а газета «Эстадо де Сан-Пауло» обнаружила, что «Дневник мага» и «Алхимик» разошлись более чем полумиллионным тиражом, критики осознали: два года не просто стабильного, но и нарастающего успеха - слишком много для модного поветрия.

«Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и даже упомянут в Книге рекордов Гиннеса. В 2002 году португальский «Журнал де Летрас», авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров «Алхимика» превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

В сентябре 1993 года «Алхимик» возглавил список бестселлеров Австралии. «Сидней Морнинг Геральд» заявил: «Это книга года. Очаровательный пример безграничного изящества и философской глубины ». В апреле 1994 года «Алхимик» вышел во Франции («Анн Карьер Эдисьон»). В прессе он получил великолепные отзывы, а читающая публика приняла книгу с восторгом. Так «Алхимик» начал восхождение по списку бестселлеров. За два дня до Рождества Анн Карьер писала Монике: «Посылаю вам в подарок список бестселлеров из Франции. Мы на первом месте! » В каждом французском списке эта книга находилась на первом месте, где и продержалась пять лет. С тех пор каждый из шести романов Коэльо, переведённых на французский язык, успел возглавить списки бестселлеров, удерживая позиции на протяжении нескольких месяцев. Однажды три романа одновременно возглавляли лучшую десятку.

После такого феноменального успеха во Франции книги Пауло Коэльо перестали быть чисто литературным явлением и, заручившись поддержкой Европы, начали свое триумфальное шествие по всему миру.

Если для человечества авторитет Пауло Коэльо, был уже непререкаем, то отношение к нему бразильской критики доказывало справедливость язвительного афоризма, пущенного композитором Томом Жобимом: «У нас в Бразилии чужой успех воспринимается как личное оскорбление - что-то вроде пощечины ». Критики продолжали изощряться в колкостях. Успех французского «Алхимика» только подхлестнул их пыл. «Прежде мои недоброжелатели могли сделать клеветнический вывод о том, будто все бразильцы - ослы, раз они меня читают, - заявил Коэльо журналисту Наполеону Сабадо из «Эстадо де Сан-Пауло». - Ныне, когда мои книги с успехом продаются за границей, трудно перенести это огульное высказывание и на всех остальных » . Оказалось, что вовсе не трудно. Для критика Силвиано Сантьяго, доктора литературоведения из Сорбонны, то обстоятельство, что книги Коэльо стали бестселлерами в такой стране, как Франция, ровным счетом ничего не значило. «Пора прояснить природу успеха, которого он добился во Франции , - сказал он в журнале «Вежа». - Широкая читающая публика в этой стране в массе своей столь же незатейлива и примитивна, как и во всякой другой ». Некоторые критики даже не дали себе труда открыть книги Пауло, прежде чем осудить их. «Не читал, но мне не понравилось », - вынес свой вердикт Дави Арригуччи-младший, влиятельный критик и преподаватель литературы из университета Сан-Пауло. Тем временем зубодробительные отзывы не оказывали ни малейшего воздействия на бразильских читателей и еще менее - на иностранных. Скорее наоборот. Если судить по цифрам, армия поклонников Коэльо росла в той же пропорции, что и ярость критиков.

До публикации в США «Алхимик» выходил в небольших испанских и португальских издательствах. В Испании книга не входила в список бестселлеров до 1995 г. Семь лет спустя Издательская гильдия Испании написала, что «Алхимик» стала лучшей продаваемой книгой 2001 года в Испании. В 2002 году испанское издательство подготовило беспрецедентный выпуск собрания сочинений Пауло Коэльо. В Португалии, где разошлось более миллиона экземпляров его книг, Коэльо также считается самым продаваемым автором.

В 1995 году «Алхимик» был опубликован в Италии («Бомпьяни») и тут же занял первую позицию в списке бестселлеров. В следующем году Пауло Коэльо был удостоен двух престижных итальянских премий - «Супер Гринцане Кавур» и «Флаиано Интернешнл».

В 1996 году «Эдиториал Обжетива» получила права на книгу «Пятая гора», заплатив аванс в миллион долларов - самый крупный из всех, что когда-либо получали бразильские авторы. В том же году Пауло был удостоен звания «Chevalier des Artes et des Lettres», а Филипп Дуст-Блази, министр культуры Франции, заявил: «Вы стали алхимиком для миллионов читателей. Ваши книги творят благо: они побуждают нас мечтать и ведут на поиски духовной истины ». В том же 1996 году Коэльо был назначен особым советником программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги».

В 1997 году на Франкфуртской книжной ярмарке его издатели вместе с представителями «Диогенес» и «Сан-Хорди» устроили вечеринку в честь Пауло и в честь предстоявшей тогда же международной публикации «Пятой горы». Это произошло в марте 1998 года, и главные торжества проходили в Париже. Пауло привел в восхищение его успех в Книжном салоне («Салон дю Ливр»), где он подписывал свои книги на протяжении семи с лишним часов. Его французский издатель, Анн Карьер, организовала в его честь ужин в музее Лувр. Этот ужин посетили несколько сотен знаменитостей и журналистов.

В 1997 году Коэльо опубликовал свою очередную книгу - «Учебник воина света», собрание философских мыслей, помогающих нам открыть воина света в самих себе. Миллионы читателей оценили эту книгу по достоинству. Это была первая книга Коэльо, вышедшая сначала за границей, а потом уже в Бразилии. Она родилась благодаря итальянской издательнице Элизабете Сгарби из Бомпиани. Воодушевленная успехом, который Пауло снискал у нее на родине, издательница связалась с Моникой, чтобы узнать, нет ли у Пауло чего-нибудь неопубликованного для составленной ею серии «Ассаджи» («Пробы»), Коэльо же уже давно вынашивал идею объединить в одной книге размышления и заметки, которые делал на протяжении многих лет, - так что предложение поступило очень своевременно.

В книге «Вероника решает умереть», опубликованной в 1998 году, Коэльо возвращается к повествовательной манере. Этот роман получил прекрасные отзывы. Автор, всегда добивающийся, чтобы его книги были как можно более доступны для читателей, решил на этот раз изменить тактику выпуска новинки. Издательство «Обжетива» по настоянию Коэльо вдвое сократило расходы на рекламу «Пятой горы», и эта мера позволила урезать цену на экземпляр в твердой обложке на 25 %. Следующим шагом к популяризации его произведений стал контракт с сетью супермаркетов «Каррефур», включившей «Веронику…» в пакет своих предложений к празднику «Дня нации».

В январе 2000 года Умберто Эко в интервью для «Фокуса» сказал: «Мне нравится последний роман Коэльо. Он и в самом деле производит на меня глубокое впечатление ». Шинед О’Коннор в интервью «Айриш Сандей Индепендент» заметила: «Самая невероятная книга, какую я когда-либо читала, - это «Вероника решает умереть ».

Осенью 1998 года Пауло совершил турне по Азии и странам Восточной Европы, начав его в Стамбуле, проехав на Восточном экспрессе через Болгарию и завершив свой путь в Риге. Журнал «Лире» (март 1999 г.) объявил его вторым из самых продаваемых авторов 1998 года во всём мире.

В 1999 году Коэльо был удостоен престижной награды «Кристал эуорд». Как было сказано на Международном экономическом форуме, «Пауло объединил такие разные культуры силой слова, чем и заслужил эту награду ». С 1998 года и по сей день Пауло остается почетным членом Международного экономического форума. В 1999 году Французское правительство удостоило его звания кавалера Национального ордена Почётного легиона. В 2000 году его избрали в члены правления Швабского фонда социального предпринимательства.

В том же году Пауло принял участие в книжной ярмарке в Буэнос-Айресе, где демонстрировал книгу «Вероника решает умереть». Посетители отреагировали на неожиданное присутствие Пауло в высшей степени эмоционально. Все средства массовой информации согласились, что никто из других авторов не может собрать столь многочисленную публику. «Коллеги, работающие на книжной ярмарке на протяжении последних 25 лет, утверждают, что не видели ничего подобного, даже когда был жив Борхес. Это исключительный случай. Не думаю, что когда-либо увижу, как другой писатель вызовет подобную реакцию. Невозможно описать в словах то восхищение, какое Пауло пробуждает в людях », - говорила Лидия Мария из V & R. Однажды очередь из желающих получить автограф выстроилась за четыре часа до назначенного времени, и распорядители ярмарки согласились продлить рабочий день, чтобы никто не ушёл разочарованным.

На вопрос о популярности и о том является ли она неотъемлемая спутницей гения, Пауло отвечает: «В современном мире легко дать определение понятию «популярность», однако гораздо сложнее определить, кто такой «гений». Для меня гений - это человек, взявший себе в союзники чуткое сердце и здравый смысл. Я бы привел в качестве примера гениальность Манделы и Ганди. Их знает весь мир, но я не уверен, что лавры всегда достаются тому, кто этого больше всего заслуживает. К счастью, мы узнаем имена многих великих людей. Однако многие другие делают свою работу в тени и именно они, как мне кажется, являются настоящими воинами света.»

В марте 2000 года, сдав в издательство «Обжетива» роман «Дьявол и сеньорита Прим», Коэльо улетел в Париж, где набирала обороты рекламная кампания, приуроченная к выходу «Вероники…» в переводе на французский. Однажды в понедельник, в пепельно-серое промозглое утро, его внимание, как и внимание миллионов парижан и приезжих на улицах французской столицы, привлекли автобусы маршрута 87, на бортах которых Пауло на голубоватом фоне увидел собственное лицо крупным планом и сообщение о том, что «Вероника…» поступила во все книжные магазины города. Автобусы, украшенные такой рекламой, выехали с востока, с Пор-де-Рёйи, пересекли весь город, проделав около тридцати километров по самым оживленным местам Парижа - Лионский вокзал, площадь Бастилии, Сен-Жермен-де-Пре, - и завершили путь в финальной точке, на Марсовом Поле. Подобная рекламная акция прошла в тот день и в четырнадцати других французских городах. Тем не менее ожидаемых результатов PR-усилия на этот раз не принесли. Французам, вероятно, не понравилось, что книгу рекламируют как новый сорт мыла или зубную пасту, и продажи «Вероники…» оказались ниже ожидаемых, не достигнут уровня предыдущих книг, несмотря на то, что средства были вложены более значительные. Пресса, впрочем, приняла новинку тепло, а консервативная и основательная «Фигаро», пользующаяся репутацией влиятельнейшей газеты в стране, в своих оценках ничем не отличалась от бойкого «Экспресс». Одновременно - но тоже без прежнего ажиотажа - роман начал поступать в книжные магазины Тайваня, Японии, Китая, Индонезии, Таиланда и Соединенных Штатов.

В мае 2000 г. Пауло приехал Иран и стал первым с 1979 года немусульманским писателем, посетившим страну в рамках официального визита. Его пригласил Международный центр диалога между цивилизациями. Подсчитано, что до этого визита уже были распроданы миллионы пиратских копий его книг (Иран никогда не подписывал международных соглашений по авторским правам). Пауло Коэльо стал также и первым немусульманским писателем, получившим гонорар за издания своих книг в этой стране. До этого он и надеяться не мог на столь теплый прием и широкое признание в стране, так непохожей на страны Запада. Послушать его и подписать книги пришли тысячи иранских читателей. Но уже в 2011 году в Иране без объяснения причин запретили публиковать любые книги популярного бразильского писателя.

По данным писателя, за 12 лет, которые его книги публикуются в Иране, было продано 6 миллионов копий. Он подчеркнул, что его книги выходили при разных правительствах в стране, и что нынешний запрет можно объяснить лишь недоразумением. В то же время Коэльо обратился за поддержкой к правительству Бразилии. С осуждением произошедшего тогда выступило министерство культуры страны.

В сентябре 2000 года книга «Дьявол и синьорита Прим» была опубликована одновременно в Италии («Бомпьяни»), Португалии («Пергаминьо») и Бразилии («Обжектива»). В дни выхода первого тиража Пауло в своём доме в Рио-де-Жанейро давал десятки интервью международным средствам массовой информации. В 2001 году книга продолжала публиковаться по всему миру и вошла в списки бестселлеров на тридцати языках, на которые была переведена к тому времени.

В это же время впервые было публично объявлено о существовании института Пауло Коэльо, который он вместе со своей женой, Кристиной Оитисией, основал еще в 1996 году. Коэльо говорит, что ему хватит денег на три инкарнации. Он зарабатывает столько, что решил каждый год жертвовать по четыреста тысяч долларов из своих авторских гонораров в фонд института, который помогает беспризорным детям в самых жалких трущобах Рио, самым беззащитным старикам. Он спонсирует переводы бразильских классиков на другие языки, исследования по палеонтологии столь любимой им Бразилии, которую Коэльо считает самой удивительной страной в мире. Ибо в ней - как он говорит - нет разделения на мирское и священное и никто не стесняется верить в духовное начало.

В 2001 году Пауло был удостоен БАМБИ, самой старой и наиболее почётной награды Германии. Согласно мнению жюри, убеждение автора в том, что каждому человеку предназначено стать «воином света» в этом темном мире, содержит глубокий гуманистический смысл, который приобрел особо трагическое звучание в связи с событиями того года.

В том же 2001 году Пауло впервые посетил Колумбию и принял участие в книжной ярмарке Боготы. Тысячи поклонников, ожидавшие прибытия своего кумира, приветствовали его так бурно, словно перед ними предстала какая-нибудь звезда поп-музыки. Пауло призывал к спокойствию и терпению, обещая подписать все книги. Всего за пять часов было подписано и продано 4000 экземпляров.

«Глобализация» литературного успеха способствовала проникновению Коэльо в самый высший круг международной элиты. Начиная с 1998 года он неизменно участвовал во Всемирном экономическом форуме, впервые организованном в 1971 году в швейцарском городе Давосе, куда ежегодно съезжались мировые знаменитости из мира политики (с 2000 года Пауло по приглашению учредителя стал членом фонда Шваба). Главный гость Давосского форума-2000, американский президент Билл Клинтон, за несколько месяцев до этого на лужайке Белого дома, где приземлился его вертолет, сфотографировался с томиком «Алхимика» в руках. Узнав, что и бразилец тоже в Давосе, Клинтон сделал первый шаг к знакомству: «Эту книгу дала мне моя дочь Челси, - сказал президент, - она просто заставила меня прочесть „Алхимика“. И мне так понравилось, что я дал ее Хиллари ». Встреча завершилась приглашением «с открытой датой». Спустя семь лет, в 2007 году, по просьбе предвыборного штаба Хиллари Клинтон Пауло напишет обращение в поддержку ее кандидатуры на пост президента США. Давос и до, и после этого давал ему возможность лично познакомиться с самыми именитыми своими читателями - бывшим премьер-министром Израиля, лауреатом Нобелевской премии мира Шимоном Пересом, голливудской кинозвездой Шарон Стоун, итальянским писателем Умберто Эко, предпринимателями Биллом Гейтсом и Ричардом Брэнсоном , палестинским лидером Ясиром Арафатом и германским канцлером Герхардом Шредером (Коэльо знаком и с нынешним канцлером Ангелой Меркель ).

В сентябре Коэльо посетил книжный магазин «Бордерс» в Лондоне, где также подписывал свои книги. По словам распорядителя, Финна Лоуренса, церемония подписания «Дьявола и синьориты Прим» («ХарперКоллинз») «несомненно стала крупнейшим событием года». Ее посетили жители всех пяти континентов - гости из Японии, Пакистана, Анголы, Америки и всех европейских стран. В ноябре Коэльо отправился в Мексику, где его часами ожидали тысячи читателей на книжной ярмарке в Гвадалахаре.

В начале 2002 года Пауло впервые приехал в Китай, где посетил Шанхай, Пекин и Нанкин, приняв участие в различных мероприятиях, в том числе раздаче подписей и встречах с читателями.

25 июля 2002 года Пауло Коэльо стал членом Бразильской литературной академии (ABL). По общему согласию ему предоставили кресло номер 21. Цель этой академии, штаб-квартира которой находится в Рио-де-Жанейро, - сохранение бразильской культуры и языка. Сразу же после избрания Пауло получил более трёх тысяч посланий от читателей и стал главным объектом новостей по всей стране. Когда писатель выходил в тот день на улицу, поклонники, собравшиеся у дверей его дома, встретили его аплодисментами.

Несмотря на горячее признание со стороны миллионов, Коэльо порой подвергался нападкам со стороны некоторых литературных критиков, потому избрание в члены Академии и стало таким важным общественным событием.

В октябре 2002 года Пауло получил награду Planetary Arts (Планетарных искусств) Будапештского клуба во Франкфурте, где в его честь бывший президент США Билл Клинтон произнёс хвалебную речь.

Пауло всегда рассчитывал на чистосердечную поддержку со стороны своих издателей. Тем не менее, его успех не ограничен литературной сферой, но затрагивает также другие культурные и социальные области.

Драматический и поэтический потенциал его творчества оценили многие театральные коллективы. «Алхимик», например, был поставлен на сценах всех пяти континентов в различных театральных формах - в музыкальных и танцевальных театрах, в театре марионеток, в виде оперы и художественного чтения со сцены. В конечном итоге книга дошла и до Бродвея, где из неё сделали мюзикл. Другие книги Коэльо, такие как «Вероника решает умереть», «У реки Пьедра я сидела и плакала», «Дьявол и синьорита Прим», также привлекли внимание драматургов.

Ложка дегтя в бочке меда

Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.

Известная российская телеведущая и сценарист Авдотья Смирнова сказала о нём следующее: «Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушенного читателя, объясняется прежде всего его необычайной серьезностью, гусиной какой-то важностью - скука смертная, на весь роман ни одной шутки, ни одной улыбки, ни одной остроты. Я имею в виду не хиханьки-хаханьки, остроты в литературе бывают какие угодно - фонетические, философские, выворачивающие идиомы; но вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намёка на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьёзность и делает Коэльо таким популярным писателем».

На все упреки критиков Коэльо отвечает так: «Мне не сложно излагать свои чувства в письменном виде. Я пытаюсь писать кратко и не отступать от сути. Именно так, как любят читатели и ненавидят критики. Они хотят более сложные книги».

И вообще Коэльо не считает, что открывает что-то новое в своих произведениях: «В жизни есть только четыре сюжета: история любви между мужчиной и женщиной, между тремя людьми, борьба за власть и путешествия. Все мои книги основаны на этих сюжетах. В каком-то смысле, все писатели рассказывают истории, которые когда-то уже были рассказаны».

Пауло Коэльо в России

В сентябре 2002 году Пауло произвел настоящую сенсацию, отправившись в Россию с пятью своими книгами, которые одновременно попали в список местных бестселлеров: «Дьявол и синьорита Прим» (номер первый), за которым следовали «Алхимик», «Книга Воина Света», «Вероника решает умереть» и «Пятая гора» (издательство «София»). Всего лишь за две недели в России было продано свыше 250 000 экземпляров его книг, а за год - в общей сложности более миллиона. По словам коммерческого директора сети MДK, церемония подписания книг здесь приобрела самый широкий масштаб: «Мы никогда не видели, чтобы столько читателей приходили для того, чтобы их любимый автор оставил на книгах свою подпись. Мы провели множество мероприятий в нашем книжном магазине. Прежде нас посещали такие влиятельные гости, как экс-президенты Ельцин и Горбачёв и даже ныне действующий президент Путин, но столько посетителей у нас не собиралось никогда. Это было поистине невероятное событие. Пришлось даже отказывать сотням читателей, пытавшихся присоединиться к огромной толпе ».

«Путешествие по Транссибирской магистрали стало одним из поворотных пунктов в моей жизни. Я счастлив, что мне довелось побывать в Сибири и познакомиться с читателями, с которыми иначе я никогда бы не встретился. Я рад, что снял фильм об этих событиях - его можно посмотреть на портале Youtube».

Помимо книг

Но этим феномен Пауло Коэльо не ограничивается. Наряду с книгами выпущен ряд продуктов, имеющих непосредственное отношение к автору и его творчеству, - таких, как ежедневники, календари, записные книжки, художественные альбомы и даже компьютерные игры «Пилигрим», «Легенда» и «Тайна Аламута» («Арксел-Гильд»), разработанные в сотрудничестве с писателем.

Пауло постоянно поддерживает связь со средствами массовой информации посредством многочисленных интервью, а также статей в газетах и журналах. За несколько лет он написал множество статей и очерков для всех наиболее влиятельных изданий.

В марте 1998 года Коэльо стал вести ежедневную колонку в бразильской газете «О Глобо». Она пользовалась таким успехом среди читателей, что «Сант-Хорди» предложило ему вести колонки и в других международных изданиях. Четыре года спустя они до сих пор публикуются в таких газетах, как мексиканская «Реформа».

Колонки Коэльо регулярно выходили в «Коррьере делла Сера» (Италия), «Эль Семаналь» (Испания), «Та Неа» (Греция), «ТВ-Хёрен + Зеен» и «Велт ам Зоннтаг» (Германия), «Анна» (Эстония), «Зверцадло» (Польша), «Эль Универсо» (Эквадор), «Эль Насьональ» (Венесуэла), «Эль Эспектадор» (Колумбия), «Чайна Таймс Дейли» (Тайвань) и многих других периодических изданиях.

Коэльо слегка похож на престарелого рок-певца. Он носит черные футболки и джинсы. «Меньше шансов, что они испортятся в отельных прачечных » , - отвечает писатель на вопросы журналистов об одежде.

На досуге Коэльо любит читать, путешествовать, компьютеры, играть в футбол, прогулки, часто общается со своими фанатами, занимается музыкой и Kyudo (своего рода медитативная стрельба из лука). Каждое утро он просыпается рано и после двухчасовой прогулки выпускает 24 стрелы, используя один из своих трех луков.

Формулу успеха и удачи Пауло Коэльо можно вывести, если внимательно прочесть все его высказывания, которые писатель когда-либо произносил, отвечая на вопросы журналистов, публиковал в своих блогах и газетных колонках, а также в авторских статьях, напечатанных во многих популярных изданиях.

«Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен как нормальный человек».

«Если мы будем внимательны к знакам, которые посылает нам судьба, и будем следовать им, то чего бы мы ни пожелали - любви, денег, вдохновения, успеха, обязательно сможем достигнуть».

Эти простые правила позволили Коэльо заполучить огромную армию поклонников. И курьеры, и принцессы знают его в лицо. Даже во время скандала с Моникой Левински Билла Клинтона сфотографировали с «Алхимиком» в руках. А вот как об этой книге отозвалась Мадонна: «Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом ». Любая суперзвезда имеет подборку книг Коэльо в своей библиотеке. Джулия Робертс высказала свое мнение в документальном фильме о писателе: «Это как настоящая магия, Пауло пишет просто восхитительно ».

Большинство читателей приписывают успех Коэльо возвышенной всепрощающей пантеистической духовности в его книгах. Наугад откройте любую книгу и обязательно наткнетесь на тезисы вроде «все взаимосвязано» или «быть счастливым не грешно». По мнению писателя, каждый день, будь то изменения погоды, случайные совпадения или просто обыденные события, мы сталкиваемся с чудесным. Его сюжеты всеобъемлюще символичны, и, может быть, именно поэтому многие читатели видят в книгах собственное отражение. На самом деле истории некоторых персонажей взяты из реальной жизни: например, в книге «Заир» повествование идет о человеке, от которого ушла жена, после чего он ради самопознания отправляется в путешествие. Прототипом женского персонажа послужила военный корреспондент Кристина Ламб, которая по возвращении из Ирака в 2003 году брала у Коэльо интервью. Возможно, благодаря именно таким знакомствам писатель ежедневно повторяет свою молитву о том, чтобы в последующие 24 часа встретить как можно больше интересных людей .

«Я понятия не имею, почему так популярен. А если узнаю, то потеряю свою магию. Начну писать по формуле. Я лишь знаю, что мои книги греют сердце ».

Коэльо обладает гибкостью ума и смотрит на возможные будущие неурядицы со своей традиционной, почти сверхъестественной невозмутимостью - «Проблема большинства людей в том, что они считают все дни однообразными, или их сдерживает страх, боязнь смерти. Мне смерть не страшна. Я видел собственные похороны, я видел, как душа отделилась от тела и взмыла вверх. И я знаю, что мы продолжим существовать. Жизнь после смерти возможна. Я уверен в этом».

Близость с читателями и открытость людям

Коэльо, похоже, совсем не испорчен обретенным богатством. И хотя книги принесли ему немалое состояние - апартаменты в шестом районе Парижа с импровизированным тиром для стрельбы из лука, переделанная в жилой дом мельница во французских Пиренеях и домик на пляже Копакабаны, - Пауло остался простодушно открытым, доступным и гордится близостью с читателями.

«Я интернет-наркоман. Каждый день на мою электронную почту приходит по 1 тысяче писем, я специально нанял четырех человек, чтобы отвечать на них. Плюс есть еще мои форумы, блог. Обожаю всем этим заниматься. Я не хожу на тусовки, коктейльные вечеринки или званые ужины. Ненавижу казаться умником. Люди знают, что всегда могут со мной связаться ».

Как он реагирует на людей, которые убеждены, что он может вылечить мир или по крайней мере их собственный мир? Как насчет женщины, которая пришла к нему домой и заявила, что космический спутник приказал ей покончить с жизнью прямо перед писателем?

«Конечно, неожиданные визиты случаются. Я бы сказал, что один из каждой сотни читателей реагирует так экстремально. Той женщине я порекомендовал пойти в Сантьяго (сюжет «Дневника мага»), и однажды она позвонила мне и сказала, что передумала себя убивать».

Пауло Коэльо открыт для общения, он рад каждому человеку, с которым имеет возможность поговорить: «Путь всегда преображает человека. А встречи, которые происходят в дороге (Пауло Коэльо обожает путешествовать - «Советы путешественникам от Пауло Коэльо»), не случайны. И понимание смысла этих, казалось бы, ничего не значащих встреч наступит позже, как и понимание сущности нашего пути. Мы все поймем потом, а пока надо идти вперед».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .