Слова с мягкой буквой к. Логопедическое занятие

Чукова Лариса Михайловна, г. Томск,
учитель — логопед МАДОУ Центр
развития ребенка — детский сад № 94

«Дифференциация звуков К –КЬ»

Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;

продолжать учить составлять предложения с заданным словом;

закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;

закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;

закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;

развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;

развитие общей и мелкой моторики:

развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;

воспитание внимания, памяти.

Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Проверили осанку, развели лопатки,

Вдохнули покой, выдохнули напряжение.

П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:

«Улыбочка»- «Пятачок»

«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.

«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»

«Сосём сосульку – леденец».

«Заболело горлышко» /кашляем: кккха — кккха!»

Ш.Сообщение темы занятия.

Логопед: — По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.

Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.

Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].

Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.

1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.

Логопед: — Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)

Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. — Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.

У.Развитие фонематического восприятия.

Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)

К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,

КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ

У.Д/игра «Наоборот»

Логопед: — Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:

КА — КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ

УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.

Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.

КОТ –огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Логопед: -Это так? А как надо сказать?»

Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ

— Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ

Назовите его:[ К]. Какой это звук?

Дети: — звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.

(выкладывают звук [К] (синий квадрат).

Дети: -КООООТ

Логопед: -Назовите его.

Дети: — Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.

(Дети достраивают схему слова.)

Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.

Дети: -Нет, слово не закончено.

Дети: — КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: — Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.

(Дети читают хором и по одному.)

Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?

Сколько согласных звуков в слове? Какие они?

Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?

Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.

(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)

Логопед: — Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.

Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой — звук,.обозначается зелёным цветом.

Логопед: — Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?

Дети: — Слева, это начало слова.

Дети: — КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.

Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.

Дети: — Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?

(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).

Дети: -Получилось слово КИТ.

Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?

Дети: — В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.

— В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.

— В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.

— В слове КОТ звук [Т] в конце слова, и в слове КИТ звук [Т] в конце слова.

Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?

Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].

Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.

Угадали? да, это звук [к].

Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к] .

Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.

1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…

Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.

2 . Определите на слух, в каком слове есть звук [к] .

кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.

3. Повторите

ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

4. Угадай слово , которое заканчивается звуком [к] :

уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Названия, каких картинок звучат, похоже?

6 . Повторите чистоговорки .

7. Игра « Один-много»

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

8. Игра «Прятки» . Назови картинки.

9. Доскажи словечко

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет… (крокодил).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста).

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Поглощают… (кислород).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (крокодил)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш).

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке… (кабачок).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?… (Коньки.)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

– Ку-ку… Ку-ку, –

Не спит опушка.

А птицу эту звать… (кукушка).

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.

2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`] .

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.

4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?

5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

6. Найди спрятанные буквы К . Обведи их.

7. Определи букву в неправильном положении.

8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.

9.

10. И г р а «Волшебная цепочка» 1. Преврати: козу – в волка , в лису , в барса .Коза – поза – пола, – полк – волк.

Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.

Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

2. Преврати кошку в мышку .

Кошка – мошка мышка .

11. И г р а «Добавь слог – получи слово»

12. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)

2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток ), в середине (декада, блокада, эстакада ), последний (сетка, ветка, миска ).

13. И г р а «Веселая арифметика»

1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)

2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)

3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)

4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)

5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)

6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)

7. Кар + согласный п = ? (Карп.)

8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)

14. И г р а «Найдите слово»


…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

О т в е т: корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.

– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар ?

15. И г р а «Магическая буква»

Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.

О т в е т: рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.

16. И г р а «Найди слова»

17. И г р а «Где больше слов»

Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд

18. Кроссворды

Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.

19.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К .

Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К .

20. Пишем букву

21.

Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.

Коррекционно-развивающие цели . Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.

Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.

Ход занятия

    Организационный момент

Игра с мячом "Выдели звук"

Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".

Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)

    Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]

Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.

Это к отёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.

Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].

Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей )

Проводится аналогичная работа со словом к итенок.

Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.

Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.

Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.

При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.

Игра "Речевая зарядка"

Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.

Хоровое повторение чистоговорок.

Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".

АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ

УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ

ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ

ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ

Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.

Игра "Наоборот"

Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)

    Выделение звука [КЬ] на слух.

Игра "Подушка – камень"

Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет ), если услышали звук [К] .

Из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ

Из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки

Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?

Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.

К Я – К Я, К Я, К Я – КА, КА – К Я, К Я – К Я – КА, КА – КА – К Я, К Я – КА – К Я, К Я

    Физминутка

Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"

Девочк и и мальчик и,

Прыгают, как зайчик и,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками к ивают и тихо приседают.

    Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.

Игра "Котёнок или китёнок"

У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К] . На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.

На счёт РАЗ - дети двигают картинку к себе.

На счёт ДВА - дети переворачивают картинку.

На счёт ТРИ - складывают руки перед собой и рассматривают картинку.

Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.

Игра "Потерялись слова"

Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)

У Никиты новая клетчатая… (кепка)

В океане плавает синий… (кит)

Дети качаются на… (качелях)

У Вари длинные русые… (косы)

В зоопарке дети видели… (кенгуру)

    Формирование слоговой структуры слова

Игра "Телеграф"

Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.

Вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске )

Ответы на вопросы (формирование аналитической активности )

Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?

Какое слово самое длинное? Почему?

7. Итог занятия

Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?

Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?

В какую игру понравилось играть?

Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.

Научить четко произносить звуки [К], [К"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.

Познакомить ребенка с предлогами к, от.

Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:

мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.

Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.

Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).

Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти

Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.

Задание 3 . Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «молчит».

Символ звука: идет сильный дождик: КККК....


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...».

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:

к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

Задание 7 . Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).

Задание 8 . Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки. (Кошка)

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он не знает. (Крот)

Задание 10 . Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.

Задание 11 . Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?

Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...

Задание 12 . Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.

Задание 13 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

Задание 14 . Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.

Задание 15 . Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к... Я иду от...

Задание 16 . Знакомство со звуком [К"].

Символ звука: вдет мелкий дождик: кькькь....


Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:

кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.

Задание 18 . Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К 5 ], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).

Задание 19 . Дифференциация звуков [К] — [К"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:

к, кь, кь...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К"]):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

Подобрать слово по первому слогу:

ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды).

Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К"] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».

Задание 20 . Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе —

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст Молока.

В. Лунин

Задание 21 . Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква К?

Игры с буквой.

Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

мак, кот, ток, маки, кино.

После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки...).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №94

Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»

Подготовительная к школе группа.

Учитель – логопед первой квалификационной категории

Чукова Лариса Михайловна

г.Томск


Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;

продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;

закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;

закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;

закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;

развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;

развитие общей и мелкой моторики:

развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;

воспитание внимания, памяти.

Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Проверили осанку, развели лопатки,

Вдохнули покой, выдохнули напряжение.

П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:

«Улыбочка»- «Пятачок»

«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.

«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»

«Сосём сосульку – леденец».

«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»

Ш.Сообщение темы занятия.

Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.

Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли , на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.

Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].

Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.

1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.

Логопед: - Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)

Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. - Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.

У.Развитие фонематического восприятия.

Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)

К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,

КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ

У.Д/игра «Наоборот»

Логопед: - Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:

КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ

Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.

КОТ –огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Логопед: -Это так? А как надо сказать?»

Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ

Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ

Назовите его:[ К]. Какой это звук?

Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.

(выкладывают звук [К] (синий квадрат).

Дети: -КООООТ

Логопед: -Назовите его.

Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.

(Дети достраивают схему слова.)

Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.

Дети: -Нет, слово не закончено.

Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.

(Дети читают хором и по одному.)

Сколько согласных звуков в слове? Какие они?

Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?

Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.

(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)

Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.

Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.

Логопед: - Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?

Дети: - Слева, это начало слова.

Дети: - КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.

Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.

Дети: - Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?

(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).

Дети: -Получилось слово КИТ.

Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?

Дети: - В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.

В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.

В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.

ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №94

Занятие

Тема: « Звук Р»

(второе занятие)

Подготовительная к школе группа

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Чукова Лариса Михайловна

г.Томск


Цель:

Закрепление правильного произношения звука «Р»;

Закрепление умения определять место звука в слове;

Звуко-буквенный анализ и синтез слова из двух слогов;

Составление предложений с заданным словом;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мыслительной деятельности детей;

Развитие памяти, внимания на линейный ряд;

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

Оборудование:

Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».

Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.

Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.

П.Введение темы:

Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?

Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].

Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].

Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».

Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?

Дети: - Звук [Р] – согласный звук.

Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?

Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.

Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?

Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.

Логопед: - Проверим!

- «Едем на лошадке»:

Прискакал я к дому на лошадке

И сказал ей громко: «Трррррр….!»

«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»

Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?

Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.

Губы раскрыты и улыбаются.

Зубы разомкнуты.

Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!

Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.

Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.

Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.

1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.

Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:

« 1,2,3 –на картинку посмотри,

Слово верно назови, место звука в слове определи !»

Логопед: -Молодцы!

У. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:

Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру

ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар

У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».

Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.

Дети выполняют на столах.

Логопед: -Называем слова.

Дети называют.

Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.

У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:

Вместе весело шагать по просторам,…

УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.

Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).

В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).

В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)

Догадались какое слово я загадала?

Дети: - Нет.

Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?

Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов.

Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога. (Дети выкладывают звук [О]).

Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).

Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).

Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).

Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?

Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З .

Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)

Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать?

Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.

1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).

Х1. Итог занятия:

Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось .

Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].