Чукова Лариса Михайловна, г. Томск,
учитель — логопед МАДОУ Центр
развития ребенка — детский сад № 94
«Дифференциация звуков К –КЬ»
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха — кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: — По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].
Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.
1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.
Логопед: — Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)
Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. — Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.
У.Развитие фонематического восприятия.
Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)
К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,
КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ
У.Д/игра «Наоборот»
Логопед: — Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:
КА — КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
— Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: — звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: — Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: — КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: — Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: — Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой — звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: — Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?
Дети: — Слева, это начало слова.
Дети: — КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.
Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.
Дети: — Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?
(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).
Дети: -Получилось слово КИТ.
Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?
Дети: — В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.
— В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.
— В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.
— В слове КОТ звук [Т] в конце слова, и в слове КИТ звук [Т] в конце слова.
Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?
Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].
Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.
Угадали? да, это звук [к].
Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к] .
Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.
1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…
Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.
2 . Определите на слух, в каком слове есть звук [к] .
кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.
3. Повторите …
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
4. Угадай слово , которое заканчивается звуком [к] :
уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .
5. Названия, каких картинок звучат, похоже?
6 . Повторите чистоговорки .
7. Игра « Один-много»
Кабан – кабаны | кабина – кабины, | камень – камни, |
канава – канавы, | капкан — капканы, | конь – кони, |
кот – коты, | канат – канаты, | комета – кометы, |
конфета – конфеты, | команда – команды, | комната – комнаты. |
8. Игра «Прятки» . Назови картинки.
9. Доскажи словечко
Сегодня Таня в первый раз
Идет с букетом в первый… (класс).
«Я в зеленку угодил!» –
Горько плачет… (крокодил).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).
Кругла, расплывчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)
Дерево листвою дышит,
Рыба жабрами колышет.
Люди через нос и рот
Поглощают… (кислород).
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (крокодил)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке… (кабачок).
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?… (Коньки.)
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
– Ку-ку… Ку-ку, –
Не спит опушка.
А птицу эту звать… (кукушка).
Кустом в лесу, в саду растет
И белым зонтиком цветет.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая… (калина).
А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!
1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.
2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`] .
3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.
4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?
5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
6. Найди спрятанные буквы К . Обведи их.
7. Определи букву в неправильном положении.
8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.
9.
10. И г р а «Волшебная цепочка» 1. Преврати: козу – в волка , в лису , в барса .Коза – поза – пола, – полк – волк.
Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.
Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.
2. Преврати кошку в мышку .
Кошка – мошка – мышка .
11. И г р а «Добавь слог – получи слово»
12. И г р а «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)
2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток ), в середине (декада, блокада, эстакада ), последний (сетка, ветка, миска ).
13. И г р а «Веселая арифметика»
1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)
2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)
3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)
4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)
5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)
6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)
7. Кар + согласный п = ? (Карп.)
8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)
14. И г р а «Найдите слово»
…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.
О т в е т: корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.
– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар ?
15. И г р а «Магическая буква»
Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.
О т в е т: рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.
16. И г р а «Найди слова»
17. И г р а «Где больше слов»
Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд
18. Кроссворды
Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.
19.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К
.
Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К
.
20. Пишем букву
21.
Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.
Коррекционно-развивающие цели . Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.
Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент
Игра с мячом "Выдели звук"
Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".
Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)
Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]
Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.
Это к отёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.
Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].
Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей )
Проводится аналогичная работа со словом к итенок.
Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] – [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.
Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.
Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.
При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
Игра "Речевая зарядка"
Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.
Хоровое повторение чистоговорок.
Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.
Игра "Наоборот"
Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)
Выделение звука [КЬ] на слух.
Игра "Подушка – камень"
Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет ), если услышали звук [К] .
Из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ
Из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки
Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?
Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.
К Я – К Я, К Я, К Я – КА, КА – К Я, К Я – К Я – КА, КА – КА – К Я, К Я – КА – К Я, К Я
Физминутка
Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочк и и мальчик и,
Прыгают, как зайчик и,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками к ивают и тихо приседают.
Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.
Игра "Котёнок или китёнок"
У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К] . На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.
На счёт РАЗ - дети двигают картинку к себе.
На счёт ДВА - дети переворачивают картинку.
На счёт ТРИ - складывают руки перед собой и рассматривают картинку.
Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.
Игра "Потерялись слова"
Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)
У Никиты новая клетчатая… (кепка)
В океане плавает синий… (кит)
Дети качаются на… (качелях)
У Вари длинные русые… (косы)
В зоопарке дети видели… (кенгуру)
Формирование слоговой структуры слова
Игра "Телеграф"
Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.
Вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске )
Ответы на вопросы (формирование аналитической активности )
Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
Какое слово самое длинное? Почему?
7. Итог занятия
Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
В какую игру понравилось играть?
Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.
Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
Научить четко произносить звуки [К], [К"], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.
Познакомить ребенка с предлогами к, от.
Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.
Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:
мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.
Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.
Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).
Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти
Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.
Задание 3 . Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:
губки свободны;
кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
горлышко «молчит».
Символ звука: идет сильный дождик: КККК....
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4 . Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...».
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:
к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
Задание 7 . Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).
Задание 8 . Найди лишнее слово в ряду:
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак;
рак, мак, каша, лук;
капуста, комар, рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.
Посреди двора стоит копна —
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Мягкие лапки,
А в лапках — царапки. (Кошка)
Сто одежек,
Все — без застежек. (Капуста)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит — пищит,
Сядет — молчит. (Комар)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он не знает. (Крот)
Задание 10 . Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.
Задание 11 . Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?
Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...
Задание 12 . Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.
Задание 13 . Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ка-ка-ка — бежит река.
Ко-ко-ко — вижу далеко.
Ку-ку-ку — кукушка на суку.
Ак-ак-ак — у реки рыбак.
Около кола бьют в колокола.
Задание 14 . Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.
Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.
Задание 15 . Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к... Я иду от...
Задание 16 . Знакомство со звуком [К"].
Символ звука: вдет мелкий дождик: кькькь....
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 17 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:
кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.
Задание 18 . Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К 5 ], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).
Задание 19 . Дифференциация звуков [К] — [К"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:
к, кь, кь...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К"]):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
Подобрать слово по первому слогу:
ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды).
Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К"] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».
Задание 20 . Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.
Кот
Копеек накопил,
Кошке
Козочку
Купил,
А козе —
Капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка
Крепка,
Кошке даст Молока.
В. Лунин
Задание 21 . Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква К?
Игры с буквой.
Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
мак, кот, ток, маки, кино.
После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки...).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка – детский сад №94
Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»
Подготовительная к школе группа.
Учитель – логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли , на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].
Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.
1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.
Логопед: - Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)
Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. - Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.
У.Развитие фонематического восприятия.
Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)
К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,
КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ
У.Д/игра «Наоборот»
Логопед: - Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:
КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: - Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?
Дети: - Слева, это начало слова.
Дети: - КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.
Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.
Дети: - Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?
(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).
Дети: -Получилось слово КИТ.
Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?
Дети: - В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.
В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.
В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.
ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №94
Занятие
Тема: « Звук Р»
(второе занятие)
Подготовительная к школе группа
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Цель:
Закрепление правильного произношения звука «Р»;
Закрепление умения определять место звука в слове;
Звуко-буквенный анализ и синтез слова из двух слогов;
Составление предложений с заданным словом;
Развитие фонематического восприятия;
Развитие мыслительной деятельности детей;
Развитие памяти, внимания на линейный ряд;
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Оборудование:
Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».
Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.
Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.
П.Введение темы:
Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?
Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].
Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].
Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».
Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?
Дети: - Звук [Р] – согласный звук.
Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.
Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?
Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.
Логопед: - Проверим!
- «Едем на лошадке»:
Прискакал я к дому на лошадке
И сказал ей громко: «Трррррр….!»
«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»
Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.
Губы раскрыты и улыбаются.
Зубы разомкнуты.
Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!
Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.
Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.
Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.
1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.
Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:
« 1,2,3 –на картинку посмотри,
Слово верно назови, место звука в слове определи !»
Логопед: -Молодцы!
У. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:
Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру
ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар
У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».
Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.
Дети выполняют на столах.
Логопед: -Называем слова.
Дети называют.
Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.
У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:
Вместе весело шагать по просторам,…
УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.
Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).
В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).
В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)
Догадались какое слово я загадала?
Дети: - Нет.
Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?
Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов.
Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога. (Дети выкладывают звук [О]).
Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).
Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).
Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).
Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?
Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З .
Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)
Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать?
Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.
1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).
Х1. Итог занятия:
Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось .
Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].