Спецификация обучения в медицинском вузе. Студенты-медики будут лечить, не дожидаясь диплома

По информации «Известий», Министерство здравоохранения РФ утвердило новые правила допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, к медицинской практике. Теперь студент, закончивший 3–4 курса медицинского или фармацевтического вуза, может быть допущен до работы в больницах, правда, с некоторыми ограничениями. Речь идет о должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

Сегодня медицинский персонал делится на три категории. К высшей относятся врачи с высшим послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием. К средней - фельдшеры, санитарные фельдшеры, медбратья (медсестры), акушеры, стоматологи, зубные техники, оптометристы (обследование зрения, подбор очков), а также парамедики, лаборанты, физиотерапевты и многие другие. К младшей категории относятся санитары, сиделки, няни.

Новый приказ касается только средней (после четырех лет обучения) и младшей (три года) квалификации медицинских работников.

Отдельной строкой идет фармацевтическое направление, которое относится к средней категории. Теперь после четырех лет обучения человек сможет работать по специальности «фармация» - говоря проще, его могут допустить к изготовлению лекарств.

Вместо диплома студентам, завершившим свою учебу на 3–4 курсе и решившим работать, будут выдавать так называемый документ о допуске. Этот документ будет выдавать специальная комиссия. В нее войдут представители медвуза, организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, территориальных органов Минздрава и Росздравнадзора, а также ведущие специалисты здравоохранения и медицинской науки.

После представления всех документов в комиссию, студента будет ожидать экзамен. Он пройдет в три этапа: тесты, оценка практических навыков и собеседование. При неудовлетворительных результатах пересдача будет возможна не ранее чем через три месяца после последней попытки. Если же студент успешно прошел все испытания, он получит упомянутый выше документ о допуске к медицинской или фармацевтической деятельности сроком на пять лет, по истечении которых необходимо заново подтверждать квалификацию.

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатова отметила, что для полноценной работы по специальности нужно пройти пятилетнее обучение и интернатуру, но в предлагаемом Минздравом варианте есть свой смысл.

Да, есть такой проект. Во многих других отраслях студенты могут работать по специальности. Но в медицине такого не получается, человек должен закончить вуз. Идея в том, что студенты-медики уже на пятом курсе смогут работать по своей профессии. Человек сможет одновременно работать и учиться, - пояснила Игнатова.

Документ о допуске, по словам специалиста, делается для того, чтобы студент, решивший оставить учебу, смог работать по средней медицинской специальности.

Для полноценной работы врачом нужно закончить ординатуру, а чтобы в нее поступить, нужно высшее образование. Все лечебные факультеты выпускают общих специалистов по направлению лечебное дело - и только после двух лет ординатуры человек может работать акушером, каким-либо хирургом и т.п., - рассказала Ольга Гаенко, официальный представитель НИИ общего здоровья РАМН.

Что касается стоматологического направления, специалисты Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) пояснили, что студент может работать стоматологом только после получения диплома и решение Минздрава позволит студентам работать ассистентами стоматолога.

Наши выпускники, даже после диплома, во время и после интернатуры работают под присмотром кураторов. Возможно, данное решение связано с будущими новыми стандартами образования, которые до сих пор находятся в стадии разработки, - сообщили в МГМСУ.

По последней информации, в России имеется 44 медицинских института, причем три из них имеют фармацевтическое направление, а два стоматологическое. Каждый из этих институтов находится под управлением государства, но это не значит, что образование там только бюджетное. Теперь будущие доктора могут проходить обучение и на коммерческой основе. Если привести пример по Москве или Санкт-Петербургу, то там на одно бюджетное или коммерческое место претендуют порядка 12-15 человек. Что касается регионов, то там этот показатель в два раза меньше, то есть примерно 4-8 человек по конкурсу. Но в данном направлении существует одна специфика. Если взять другие специальности или дисциплины, то процент обучающихся на коммерческой основе там будет намного выше, чем на медицинском направлении. Чтобы выучиться на врача, в России имеется только порядка 10% свободных коммерческих мест. С чем это связано. Представьте ситуацию, что абитуриент не может поступить на медицинский, так как не набирает проходной балл, который является показательным для поступления. Тогда он прибегает к финансовым средствам и попросту платит деньги за свою учебу. Сразу возникает вопрос: «Нужен ли Российской медицине такой молодой специалист?». Здесь ответ очевиден.

Мы не будем говорить о том, что профессия доктора очень серьезная и ответственная, так как это и так всем известно. Мы сталкиваемся с этим регулярно, когда посещаем врача. Здесь вопрос совсем в других спецификациях обучения в медицинском ВУЗе.

Набор в медицинский ВУЗ

Испокон веков к будущим докторам предъявлялись особые требования. Они полностью разнообразны и специфичны. Врач всегда считался ценным человеком, так как обладал уникальными знаниями. В его руках находилось самое ценное, что имеет каждый - жизнь. Таким образом, абитуриенты в медицинский институт всегда проходили жесткий отбор. С появлением ЕГЭ ситуация еще более усугубилась. Теперь будущие врачи должны полностью соответствовать установленным стандартам профессиональной подготовки еще на этапе школьных экзаменов. Это вовсе не означает, что при поступлении в ВУЗ с них будет снята некая ответственность. Как раз наоборот. На этапе ЕГЭ они должны впервые доказать, что профессия врача ими выбрана е случайно.

По каким критерием оценивается будущий специалист

Во-первых, это личное желание абитуриента быть полезным для общества, а именно помогать людям. Как не странно, но члены приемной комиссии в первую очередь задают вопрос о том, почему выпускник школы выбирает для себя профессию врача. По данным статистики, самым популярным ответом был тот, что абитуриент хочет помогать людям и стать важным звеном в обществе. Вторым по численности ответов стал тот, в котором аспиранты говорили, что хотят добиться признания и уважения. И третьим стал такой ответ, что аспиранты говорили, что им гарантированно будет предоставлено рабочее место в поликлинике или больнице.

Во-вторых, обращается особое внимание на то, был ли у абитуриента опыт работы в больнице. Это важный критерий, так как практика в плане медицины ценится превыше всего. Можно на теории знать все досконально, но при этом никак не сопровождать эти знания практикой. В профессии врача ценится именно это. Чем больше на счету доктора успешных операций, диагнозов и прочего, тем он считается профессиональнее.

В-третьих, интересным критерием считается то, что абитуриент должен был полностью стрессоустойчивым. Имеется в виду, что он не должен впадать в панику или в уныние от каких-либо происшествий, происходящий в рамках своей медицинской деятельности. Более того, у него самого должно быть крепкое здоровье, то есть он не должен страдать аллергией на какие-либо лекарственные препараты, а тем более, у него не должно быть никаких хронических вирусных заболеваний.

Четвертый критерий отбора студентов считается его профессиональная подготовка в плане прохождения курсов, тренингов и прочих мероприятий в рамках школьной программы. На данный момент в школах существует определенное медицинское направление, которое рассчитано на то, что школьник свяжет свою жизнь именно с медициной. Имеется в виду, что многие медицинские ВУЗы сотрудничают со школами и предлагают для будущих докторов свои курсы. Более того, в таких классах упорно изучается химия, латынь, биология и анатомия и прочие дисциплины, связанные с медициной.

Также основная спецификация обучения в медицинском ВУЗе - это длительность учебы. Всем известно, что чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться больше, чем по другим специальностям. Базовое обучение составляет 6 лет. Эта цифра не включает бакалавриат, аспирантуру и прочее. Наличие практических и теоретически знаний в рамках института еще не означает, что студент не должен следить за уровнем своей подготовки самостоятельно. Крайне ценно, что студент пойдет получать самостоятельную практику в поликлинику или больницу. Здесь речь опять же идет о практике, которая не только является важнейшим критерием профессионализма, но и в дальнейшей работе поможет сыграть решающую роль.


В России немало медицинских вузов. Только в Москве их - целых три. И если абитуриент твердо решил стать врачом, то ему нелегко сделать окончательный выбор: в какой же именно медицинский вуз поступать? У каждого - своя история, свои привлекательные стороны.

Чтобы вам было проще ориентироваться, попробую кратко, но емко представить РНИМУ в лице лечебного факультета - старейшего и самого крупного в нашем университете.

На лечебном факультете РНИМУ дают знания и практические навыки более чем по 50 медицинским специальностям. В дипломах выпускников нашего факультета записано: "врач-лечебник". Но, чтобы получить диплом о высшем медицинском образовании, надо пройти долгий и очень трудный путь.

Итак, учеба у нас делится на несколько этапов. Первый - преддипломная, а второй - последипломная подготовка. На начальных курсах студенты изучают базовые дисциплины, которые в дальнейшем им необходимы в клинике: это - биология, физика, химия, анатомия, гистология и ряд других, а также латинский и иностранный языки (английский, французский, немецкий), философия, экономическая теория, физическая культура...

Самый сложный - третий курс, когда каждый для себя еще раз фактически решает главный вопрос: а правильно ли выбрал профессию, а смогу ли выдержать такую нагрузку до конца учебы в медицинском университете? На третьем курсе изучаются оперативная хирургия и топографическая анатомия, патологическая анатомия и патологическая физиология, фармакология и еще немало труднейших дисциплин. Летняя экзаменационная сессия на третьем курсе считается наиболее сложной.

Старшие курсы - это уже закладка основных знаний и умений будущего врача. Как раз на эти курсы попадает и серьезная практика в клиниках: в качестве медицинской сестры, помощника врача.

В ходе учебы ваши знания будут подвергаться проверке не только на экзаменационных сессиях, но и в ходе семестра. Это различные тестовые задания, решение ситуационных задач, непростые коллоквиумы, семинары, лабораторные работы... Что это значит? А то, что с самого начала учебы надо брать нужный темп и уже не выходить из него никогда!

И вот, выдержав все испытания, вы, спустя шесть лет, станете обладателями диплома выпускника лечебного факультета РНИМУ. У вас наступит пора последипломного обучения (специализация). В зависимости от избранной медицинской специальности вы можете совершенствоваться в течение 1-5 лет: в интернатуре (1-2 года), в городской или клинической ординатуре (2-3 года), в аспирантуре. Но готовиться к этому надо не просто с первого курса, а с самой первой сессии. Да-да! Это не шутка! Дело в том, что прием в ординатуру, например, возможен лишь при полном отсутствии "троек" в дипломе. А студенты почти всегда "хватают" удовлетворительные оценки именно на первых курсах: им кажется, что до диплома еще так далеко... Нет! Время в вузе летит очень быстро - от сессии до сессии. Не успеете оглянуться, как надо будет "подсчитывать цыплят". Правда, тогда уже может оказаться поздновато...

Однако, если вы выберете РНИМУ и наш лечебный факультет, то получите великолепную возможность: учиться на врача в одном из лучших медицинских университетов мира! И хотя, конечно, у нас все факультеты - замечательные, мне кажется, что лечебный - лучше всех! Славу нашего факультета составили великие представители медицины - С.И. Спасокукоцкий, П.Е. Лукомский, И.В. Давыдовский, Б.С. Преображенский, Е.И. Марциновский, В.А. Гиляровский, А.И. Нестеров, А.Н. Бакулев, В.Д. Тимаков, 3.П. Соловьев., В.С. Савельев, В.Н. Ярыгин, Н.А. Лопаткин, Е.Б. Мазо, Ю.А. Нестеренко, А.П. Нестеров, В.А. Люсов, Ю.П. Лисицын. Дело замечательных учителей продолжают достойные ученики и последователи. На лечебном факультете вас будут учить знаменитые и заслуженные специалисты, многие из которых - академики и члены-корреспонденты российских и международных академий.

Все поколения лучших представителей нашего факультета во все времена отличали и отличают не только высочайший профессионализм, но и те качества, без которых невозможно стать настоящим врачом: истинный гуманизм, подлинное милосердие, человеколюбие, умение сострадать, воспринимать проблемы каждого больного всем сердцем. Людей, не обладающих такими чертами души, медицина не приемлет.

Спросите себя построже: а я такой? Буду ли соответствовать требованиям, которые профессия врача предъявляет тому, кто ее избрал? Смогу ли я всю жизнь, каждый день и час быть готовым помогать больным людям, тем, кто попал в беду? И если ответ: "Да!", то - милости просим к нам, на лечебный факультет Российского национального исследовательского медицинского университета.

Те, кто сумеют успешно преодолеть вступительные испытания, а затем пройти весь путь и получить дипломы, будут работать в клиниках и научно-исследовательских институтах, в поликлиниках и лабораториях Москвы, России. Вас ждет интереснейшая, хотя и очень сложная, требующая полной самоотдачи, работа. Желаю вам удачи!

Геннадий Васильевич Порядин,
член-корреспондент РАН, профессор