n1.doc
Общество1.1 . Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система.
Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом. Для каждого из нас это прежде всего родители, братья, сестры, учителя, одноклассники, соседи, а вместе они составляют ближайший круг общения.
Обратите внимание: не все то, чего мы хотим, можно осуществить, если это (наши желания, интересы) идет вразрез с интересами других людей. Мы должны согласовывать свои действия с другими людьми, а для этого необходимо общение с ними - другими. За первым кругом вашего общения идут следующие круги, они все более расширяются. За ближайшим окружением нас ждут встречи с новыми людьми, организациями, учреждениями. Каждый из нас - не только член семьи, жилец дома, но и гражданин государства - Российской Федерации. Мы можем быть также участниками политических партий, клубов по интересам, профессиональных организаций и т.д.
Мы живем в мире людей, определенным образом организованном, составляющем общество. Что такое общество? Любую ли группу людей можно обозначить этим словом? Общество складывается в процессе взаимодействия людей друг с другом. Признаками общества можно считать наличие поставленных перед ним совокупных целей и задач, а также деятельность, направленную на их осуществление.
Итак, общество - это не просто хаотическое множество людей. Оно имеет стержень, целостность; у него есть и четко определенная внутренняя структура.
Понятие «общество» является основополагающим для социального знания. В повседневной жизни мы довольно часто сталкиваемся с эти понятием. К примеру, «он попал в плохое общество», или же «эти люди составляют сегодня элиту - высшее общество». Это толкование общества в обыденно-житейском смысле. Очевидно, что ключевой смысл этого понятия заключает в себе определенную группу людей, отличающуюся особыми признаками, характеристиками.
А как понимается общество в социальных науках? Что является его основой?
При решении этого вопроса в науке обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество. Таким образом, с данной точки зрения, индивид - это первичная частица общества. Оттолкнувшись от вышесказанного, мы можем конструировать первое определение общества.
Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.
Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество в целом. Реально существуют индивиды, а общество - это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
По степени обобщения выделяются также широкий и узкий смыслы понятия общества. В наиболее широком смысле этого слова, общество можно трактовать как:
обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;
совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;
продукт совместной жизнедеятельности людей;
все человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;
форма и способ совместной жизнедеятельности людей.
Узкий смысл этого понятия, таким образом, предполагает любую по численности группу людей, обладающую едиными чертами и признаками, к примеру, общество рыболовов-любителей, общество защитников дикой природы, объединение спортсменов-серфингистов и так далее. Все «малые» общества, равно как и отдельные личности являются кирпичиками общества большого.
2. Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы.
Обществознание - это обязательный предмет школьной программы, который может быть выбран школьниками для сдачи ЕГЭ, причем выпускники выбирают его часто. Обществознание изучают, начиная с 5 класса и по 11-й. Курс содержит объемный теоретический материал, который требует повторения для написания школьных работ, сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ. Повторить материал поможет краткий учебник по обществознанию, в котором систематизирована информация по разделам предмета и изложена в доступной форме.
0
Photo by: deti.mail.ru
Краткий учебник по обществознанию подойдет школьникам, которые учатся по системе экстерната, тем, кто пропустил разделы из материала предыдущих классов и школьниками, которые не уделяли обществознанию должного внимания на протяжении обучения в школе и только к концу образования выбирают этот экзамен.
Среди кратких учебников по обществознанию школьник может выбрать подходящий с учетом цели повторения материала: “Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.” Баранов П.А., “Обществознание 5-9 класс.” Л.Н. Боголюбов, “Краткий курс для подготовки к ЕГЭ по обществознанию”, “Обществознание. Понятия и термины. Справочник.” Брандт и др.
При выборе краткого учебника по обществознанию руководствоваться следует критериями основательности и серьезности издания, рекомендациями минобразования. Легко воспринимается материал краткого учебника по обществознанию, систематизированный и обобщенный в виде таблиц и схем (Обществознание. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах Иванова С.С.).
1. Анализ выполнения заданий закрытого типа. Анализ заданий с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями. Выбор позиций из приведенного перечня, различение в предложенной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий.
2. Составные задания с фрагментом текста: общая характеристика. Алгоритм работы. Развитие умений: извлекать информацию из источника, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3. Задания на понимание и применение понятий в предложенном контексте. Задания-задачи, требующие анализа, в том числе статистической и графической информации. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения заданий по составлению развернутого ответа.
4. Эссе как альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афоризма или заложенной в высказывании проблемы. Общий алгоритм работы,с истема оценивания задания.
Информационное обеспечение
Список литературы
Учебники:
- Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2014.
- Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2014.
- Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
Пособия:
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: ACT: Астрель, 20013
- Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.Маркин С.А. Обществознание в схемах и таблицах. М., 2015
- Двигалева А.А. Обществознание. Спб., 2007
- Обществознание в вопросах и ответах./ Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. М., 2011
Методические пособия
- Баранов П.А. Обществознание в таблицах. М., 2014
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2013
- Маркин С.А. Обществознание. Выполнение заданий части С. М., 2014
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2014.
- Пазин Р.В. Обществознание в таблицах и схемах. Самара, 2015
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru .gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию должна строиться
последовательно и систематично.
Подготовку можно разбить на 3 этапа:
Первый
этап – это ликвидация пробелов в знаниях и подготовка базы для решения заданий
первой части экзаменационной работы. Не стоит начинать подготовку с вариантов
экзаменационных работ, поскольку материал в них распределен в соответствии с
целями экзамена (вразнобой), а не в соответствии со структурой и программой
курса.
Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части
экзаменационной работы.
Третий этап – завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступить ко второй части тренировочных экзаменационных работ.