Вернувшиеся мистическое шоу актеры и роли. Мистическое шоу «Вернувшиеся

Вернувшиеся

Вернувшиеся

«Вернувшиеся» — это иммерсивное шоу с технологиями полного погружения в действие. Вместо сцены используется четыре этажа особняка, где каждый сам определяет свой путь. Зрители надевают маски и участвуют в шоу, длительностью до трёх часов и ограничением по возрасту строго 18+.

Описание

«Изюминкой» шоу можно назвать уникальные технологии работы с актерами и пространством от американских режиссеров Виктора Карина и Мии Занетти. Перед открытием «Вернувшихся» актёры долго осваивали необычные методики взаимодействия с аудиторией. За это время в особняке также создали десятки потайных лабиринтов и дверей.

Гостей обязательно делят на группы, а вход в особняк изначально разделен на три потока с 30-минутным интервалом.

Такое распределение помогает полностью окунуться в атмосферу представления. Полное погружение происходит за счёт современных световых и звуковых эффектов. Поэтому не стоит посещать шоу беременным и лицам, страдающим от клаустрофобии или эпилепсии.

Коллектив

Режиссеры: Виктор Карина, Мия Занетти, Мигель

Продюсеры: Вячеслав Дусмухаметов, Мигель, Тимур Каримов, Александр Никулин, Анастасия Тимофеева, Артем Полищук

Креативный директор: Михаил Медведев

Административный директор: Андрей Шнякин

Хореографы-постановщики: Алексей Карпенко, Мигель

Композитор: Антон Беляев (Therr Maitz)

Декорации: Иван Бут

Художник-постановщик: Руслан Мартынов

В ролях : Алена Константинова, Мариэтта Цигаль-Полищук, Александр Алёхин, Татьяна Белошапкина, Глеб Бочков, Александр Белоголовцев, Эдвард Бриони, Дмитрий Воронин, Ольга Голуцкая, Мария Гужова, Ксения Шундрина, Алексей Дьячков, Мария Тирская, Роман Евдокимов, Александр Холтобин, Иван Ивашкин, Анастасия Чистякова, Никита Карпинский, Игорь Коровин, Андрей Костюк, Степан Лапин, Михаил Половенко, Максим Ратинер, Анастасия Сапожникова, Ирина Семёнова, Антонина Сидорова, Анастасия Моргун, Татьяна Тимакова, Кристина Токарева, Александр Тронов, Елена Чернявская, Александр Шульгин.


Билеты

Билеты на «Вернувшихся» делятся на несколько категорий.

Входной билет, можно купитьтолько при предъявлении паспорта. Точная дата и время входа указано на билете.

VIP-билет . Он позволяет увидеть расширенную версию шоу, пообщаться с героями спектакля, а также получить доступ к персональному бару в секретном кабинете капитана Алвинга.

Столик Джейкоба позволяет забронировать один из четырёх столиков на двоих в зоне Ибсен Бара. В стоимость брони входит привилегированное место, два бокала шампанского и закуски.

Билет с открытой датой . При желании сделать отличный подарок, можно купить билет сейчас и определиться с датой посещения потом.

Цены

Цена одного билета фиксированная и составляет 5000 рублей.

Бронь столика стоит 3000 рублей (без билета).

Контакты

Адрес : Москва, Дашков переулок дом 5
Электронная почта : [email protected]
Время работы : по предварительному расписанию
Сайт : https://www.dashkov5.ru

Хореограф и режиссер Мигель рассказал о своем новом проекте «Вернувшиеся», премьера которого состоится уже 1 декабря в старинном особняке в центре Москвы при поддержке Love Radio.

«В феврале этого года я познакомился с американскими режиссерами Виктором Карина и Мией Занетти - создателями театральной компании Journey Lab. Уже весной мы начали работать над совместным шоу в Москве» , - рассказал Мигель.

Он также пояснил, что же такое «Вернувшиеся»: «Это иммерсивный спектакль, который подразумевает полное вовлечение зрителя в действие. Во время шоу зрители в масках, сохраняющих их анонимность, погружаются в драматическую историю семейных отношений героев пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Действие происходит сразу на четырех уровнях старинного особняка XIX века в центре Москвы. Там более 40 комнат. У зрителей нет никаких ограничений: они могут следовать за актерами или исследовать особняк сами, открывая одну дверь за другой. В апреле начались кастинги: в них приняли участие более 900 артистов. Но только два десятка актеров стали участниками шоу. Я был настолько вдохновлен работой Виктора и Мии как режиссеров, что решил вникнуть в процесс как можно глубже. Их подход к делу так повлиял на меня, что изменилось и мое отношение к собственной хореографии».


В Instagram танцовщица и участница второго сезона шоу «ТАНЦЫ» Настя Вядро написала свои впечатления от спектакля: «Это было новое театральное шоу Мигеля «Вернувшиеся». Ничего подобного я ещё не видела – маска и загадочная история в старинном особняке в центре Москвы» .


Актриса Юлия Топольницкая, звезда клипа «Экспонат» скандальной группировки «Ленинград», тоже написала о мистическом спектакле на своей страничке в социальной сети: «Вчера посетили театральное шоу «Вернувшиеся». Очень необычное и интересное шоу, такого я ещё не видела! Это что-то новое, иностранное. Хочется все рассказать, но не буду! В общем, идите и сами все смотрите!»

Превратить пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1881) в иммерсивный спектакль придумали одни из пионеров жанра - американская команда Jorney Lab совместно с российской продюсерской компанией YesBWork. Зритель, попадающий по билету в старый особняк, получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти полгода в режиме строгой секретности обучали артистов техникам иммерсивного театра. За движение и вообще за энергию проекта ответственен Мигель, хореограф шоу «Танцы». Впервые в здешних широтах к жанру променад-театра отнеслись столь основательно.

Идти нужно обязательно

По ряду причин. Во-первых, это первый в России полноценный иммерсивный спектакль в традиции театральной группы Punchdrunk, заложенной их легендарным «Sleep No More». До этого был разве что «Норманск» в Центре им. Мейерхольда, но и тот мало кому удалось увидеть - нуар-бродилку по Стругацким показали меньше десяти раз. Во-вторых, «Вернувшиеся» - вещь, настолько качественно исполненная, многогранная, исторически достоверная и эротичная, что хочется немедленно привести сюда за руку всех апологетов всего «классического» вместе с любителями подчеркнуто «современного». И в-третьих, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Прочитайте пьесу Ибсена «Привидения»

Или ее краткое содержание. Например, . Знание сюжета - серьезный козырь, заранее снимающий возможные вопросы вроде: «Кто эти люди?», «Что происходит?» или «Почему этих двоих парней называют одним именем?» Впрочем, и без примерного представления о сюжете разрозненные эпизоды сложатся в пазл. Если совсем упрощать, «Привидения» - семейная драма конца XIX века, главную героиню преследуют фантомы из прошлого, радикально меняя будущее.

Не ходите компанией друзей или парами под ручку

Во-первых, этого просят не делать организаторы. А во-вторых, разделившись, вы сможете увидеть разный комплект эпизодов, тем интереснее потом будет их сопоставить. Если вам кажется, что вы ничего не понимаете - вспомните какое-нибудь свое путешествие. С путеводителем вы наверняка быстро нашли важный музей, дворец или небоскреб, но когда вы просто отправились, куда глаза глядят, вы наверняка наткнулись на удивительный дворик, невероятное граффити или нелегальный рейв - и испытали не меньший восторг.

Не стремитесь следить за сюжетом

Все сцены вы все равно не увидите, и в этом суть - все как в жизни. Тем более что пространство дома и его оформление - абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (художники Руслан Мартынов, Иван Бут). Прямо как великий лондонский «музей-натюрморт» Денниса Сиверса, где все устроено так, будто хозяева только что ушли. Наполненные старым стеклом буфеты и туалетные столики, инструменты цирюльника и параферналии для курения, светильники и обои - разглядывать это все не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы.

Не ждите от актеров блистательной психологической игры

Артисты все безумно красивы, пластичны и харизматичны. От рыжего великана-столяра вообще невозможно оторвать глаза. А какова сцена полета в коридоре, когда актеры взмывают под потолок, используя альпинистские зацепы! Но не обманывайте себя: это не новый русский драматический театр. Чтобы увидеть актерское мастерство XXI века, сходите на «СЛОНа» брусникинцев. У команды «Вернувшихся» все же иная суперсила - поразительное умение не замечать плотно обступившей толпы зрителей.

Надевайте кеды вместо туфель, линзы вместо очков

На входе вы получите маску (весьма удобную, кстати). В принципе, очки можно надеть и поверх нее, просто это не очень комфортно. То же с обувью - приготовьтесь много ходить по лестницам. И вообще, советуем перед выходом из дома ознакомиться со всеми подобными .

Пристраивайтесь за перемещающимися персонажам

Как за машиной скорой помощи в пробке. Это самый легкий способ достичь тотального погружения в духе фильмов Германа-старшего.

Не бойтесь остаться один на один с персонажем


Есть шанс испытать так называемый персональный опыт. Например, услышать шепотом нечто, адресованное только вам. Актеры заманивают зрителей в комнатку избирательно, гарантированный опыт обещан тем, кто купит VIP-билеты по 30 000 рублей. Но делать это необязательно.

Не пейте вино в баре

За бокал попросят 680 рублей. Дорого!

Не пропустите оргию

Главная сцена спектакля изображает свальный грех. Пропустить это довольно сложно, так как участвуют в нем почти все персонажи. Но это значит, что в одном месте собираются сразу почти все зрители. Чтобы заранее занять удобные места и не сгинуть в толкучке, рекомендуем заблаговременно засесть в самом просторном зале подвала. Ориентир - стробоскоп.

Дождитесь финала

За один вечер проигрывается два лупа без остановки. После первого актеры меняется ролями, а эпизоды - локациями. В конце второго происходит большой и важный финал на верхнем этаже в мансарде. Зрители вольны прийти и уйти в любое время, но посмотреть финал все-таки стоит. Там действительно расставляются все точки и случается заслуженный и деликатный катарсис.