Подслушивающие устройства. Лев термен - гений советской техники и разведки, создатель уникальной технологии кражи секретов - миростроительство

Секретно. Срочно.

Операция «Московская жара» началась - очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».


…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве — путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».



Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения - кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната — рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.


Бывшее здание Посольства США на улицу Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)


Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства - микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.


«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме - ни магнитных полей, ни собственных источников питания - ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника - сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны — оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.


Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», стояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.


Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О’кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.


Именно тогда родилась идея с «троянским конем».


В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью — подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…


Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД - для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.


Как перехитрили Гарримана


…Грянул оркестр и хор пионеров запел:


O say, can you see, by the dawn’s early light,

What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?

Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,

O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?…О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах

Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?

В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг

Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов — американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха - самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? - редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.


Повесьте у себя над головой - ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, — британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»


Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие - празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» — церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка - пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» — уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».


Операция «Исповедь» началась!


Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место - на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания - советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.


На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД - там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.


Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов - всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.


О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году - по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» — и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!


Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт - знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай - «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.


Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году - янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.


После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» — ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше - созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.


Старое здание Посольства США на Новинском бульваре


Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» - много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года - в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи — первое лицо службы госбезопасности сдало оружие противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» — советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.


Бакатин и Калугин

Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».


Уникальный жучок-резонатор - заслуга советского ученого и изобретателя Льва Сергеевича Термена (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» — необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств - свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр — дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобрел


1. Группу электромузыкальных инструментов:


— терменвокс


— ритмикон


— терпситон


2. Охранную сигнализацию


3. Уникальную систему подслушивания «Буран»


4. Первую в мире телевизионную установку — дальновидение

Секретно. Срочно.
Операция «Московская жара» началась – очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».

…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве - путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».

Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения – кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната - рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.


Бывшее здание Посольства США на улице Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)

Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства – микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.

«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме – ни магнитных полей, ни собственных источников питания – ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника – сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны - оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.

Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», состояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.

Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О"кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.

Именно тогда родилась идея с «троянским конем».

В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью - подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…

Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД – для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.

Как перехитрили Гарримана

…Грянул оркестр и хор пионеров запел:

O say, can you see, by the dawn’s early light,
What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?
Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,
O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?...

О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах
Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?
В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг
Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов - американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха – самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? – редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.

Повесьте у себя над головой – ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, - британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»

Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие – празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» - церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка – пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» - уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».

Операция «Исповедь» началась!

Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место – на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания – советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.

На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД – там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.

Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов – всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.

О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году – по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» - и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!

Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт – знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай – «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.

Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году – янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.

После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» - ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше – созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.


Старое здание Посольства США на Новинском бульваре


Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» – много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года – в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи - первое лицо службы госбезопасности сдало противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» - советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.

Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».

Уникальный жучок-резонатор – заслуга советского ученого и изобретателя Льва Сергеевича Термена (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» - необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств – свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр - дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

По материалам:
http://www.specnaz.ru/
http://www.softmixer.com/
http://wikipedia.org/
http://www.spybusters.com/
http://www.thesound.ru/


Терменвокс - это первый (и самый необычный) в мире электронный музыкальный инструмент. На нём играют, не прикасаясь к нему руками. Кроме терменвокса, Термен создал бесконтактную сигнализацию, подслушивающее устройство «Буран», «дальновидение» и ещё множество интересных вещей. В последние годы жизни Лев Термен занимался поиском средств для достижения бессмертия.

Гениев гноили в тюрьмах, сжигали на кострах, выбрасывали умирать на помойку, заставляли погибать молодыми (как бы, например, на дуэли). В лучшем случае просто не замечали. Так было всегда.

«Подарок Американскому континенту», - охарактеризовал Владимира Козьмича Зворыкина один из его коллег в области электроники. Имея для этого все основания: именно Зворыкину принадлежит изобретение ХХ века - электронное телевидение; его новаторские идеи были также использованы при создании электронных микроскопов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей, в создании новых образцов военной техники, инженерного и медицинского оборудования.

Среди гениев попадались такие, кого подобное отношение возмущало. Но были и те, кто на тупость социума (и тупость власти) не обращал никакого внимания. Термен был как раз из таких. Наивных и лёгких и совсем не роптавших ни на судьбу, ни на генсека, ни на страну, в которой «догадал его чёрт родиться с душой и с талантом». Даже когда уже стало можно роптать, он, напротив, в возрасте 95 лет (в 1991 году, за два года до смерти) вступил наконец в Коммунистическую партию.

Стать партийным Термен желал всю жизнь. И теперь, после всех репрессий и издевательств, которыми его побаловала система, после многочисленных отказов и бюрократических проволочек, - добился-таки своего, получил партбилет.

С партбилета твёрдо смотрит сморщенный дряхлый старик, ровесник века. Лев Сергеевич Термен, год рождения - 1896-й. Членские взносы уплачены.

Термен всегда умел удивлять. Он материализовывал такие вещи, при виде которых в действии современникам оставалось только развести руками и, похлопав этого скромного худощавого интеллигента по плечу, слегка опасливо заметить: «Ну вы, батенька… даёте!» Как-то так, наверное, отреагировал Владимир Ильич Ленин, когда Лев Термен продемонстрировал в Кремле свой терменвокс. Шёл 1922 год, время электрификации, время больших коммунистических перемен.

Коротко о терменвоксе: это первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 году. У терменвокса есть одна главная характерная особенность: на нём играют, к нему совсем не прикасаясь. Лишь специальным образом двигают около него руками. Похоже на волшебство. (Подробнее об инструменте и о том, как он работает и как на нём играют, см. в «Википедии» .)

Каждое - даже незаметное глазу - движение человека, находящегося рядом с терменвоксом, превращается в характерный глиссандирующий звук. Поэтому никто, кроме исполнителя, не должен приближаться к инструменту во время концерта. Даже малейшая дрожь тела играющего отражается на звуке, то есть на результат, исходящий из динамиков, непосредственно влияет и дыхание музыканта, и его сердцебиение, короче - любые колебания его тела. Эта особенность позволяет говорить о терменвоксе не только как о первом электронном музыкальном инструменте, но ещё и как о самом «живом» и выразительном из всех электронных музыкальных инструментов.

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

И действительно, жизнь Термена после встречи с Лениным круто переменилась.

Молодому изобретателю выдали бумагу, в соответствии с которой он получал право бесплатного и беспрепятственного проезда по всем железным дорогам России - чтобы показывать терменвокс народу, давать концерты «радиомузыки» и читать лекции о перспективах освоения электричества в искусстве и жизни. Его изобретение идеально вписалось в программу электрификации всей страны. («Я всегда говорил, что электричество может творить чудеса. Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка!» - так, по словам Термена, сказал ему сам Ленин.)

Термен дал более 150 выступлений в городах и сёлах Советской России и имел неизменный успех как среди любителей музыки, так и среди энтузиастов радиотехники.

А потом, в 1926 году, изобрёл телевидение…

Вообще-то считается, что телевидение изобрели совсем другие люди. И так, собственно, и есть - официально ТВ появилось в СССР в 30-е годы, и фамилия Термена до сих пор в истории телевидения не фигурирует. А напрасно. Первые разработки «дальновидения» Термен вёл ещё при жизни Ленина, а абсолютно готовый прибор, с помощью которого можно было наблюдать на экране 150x150 см движущееся изображение, представил в 1926 году. Устройство это было по тем временам абсолютно инновационным, оно позволяло вести передачу уже не из тёмного помещения, как в более ранних разработках, а прямо с улицы, в условиях естественного освещения…

Прибор тут же засекретили, предполагая использовать его для охраны государственных границ. И благополучно о нём забыли. Так в нашей стране поступали с великими изобретениями довольно часто. Либо вовсе не обращали на них внимания (в результате мы потеряли очень многих гениальных учёных и очень много изобретений), либо секретили. Да и сейчас ещё закапывают в землю множество прекрасных, хотя и труднореализуемых идей. Может быть, проект «Сколково» будет способствовать прекращению этой многолетней практики? Кто знает…

Термену за «дальновидение» выдали очередную Госпремию и отправили в долгосрочную командировку за рубеж. Сначала в Европу, а потом в США. Где Термен благодаря своему терменвоксу немедленно сделался знаменитостью и миллионером. Об этой командировке написано довольно много, поэтому подробно мы на ней останавливаться сейчас не будем. Скажем только, что параллельно с красивой жизнью в Нью-Йорке, наполненной роскошью и тусовками с Дюпоном, Фордом, Рокфеллером, Чарли Чаплином, Эйнштейном, Гершвином и прочими VIP-персонами, Термен работал советским шпионом.

«Мои беседы с военными и с людьми американского военного бизнеса отнюдь не сводились к разговорам о музыке. Поверьте, я был неплохо информирован о планах американского политического олимпа, и из того, что мне стало известно, понял: не США, а страны фашистской оси - наш будущий военный противник», - расскажет он в 1988 году «Московским новостям». А тогда, в конце 20-х, каждую неделю, между очередным концертом, встречей в клубе миллионеров и работой в лаборатории, он шёл в неприметное кафе, где двое в сером (работники советского посольства) заставляли его выпивать два стакана водки, а затем подробно обо всём расспрашивали. По поводу водки искренне служивший родине Лев Сергеевич позже с удивлением скажет: «Они что - не доверяли мне, что ли?» Впрочем, он сразу же придумал противоядие - съедал перед встречами по пачке сливочного масла.

О том, насколько важна была для нашей страны выполняемая Терменом работа, он через много лет полушутя обмолвится в разговоре с Булатом Галеевым (ныне покойным пионером российского медиаарта, автором книги о Термене «Советский Фауст»): «Вы знаете, а я ведь в Америке был как Рихард Зорге в Японии». Однако в 1938 году Центр почему-то перестал нуждаться в услугах Термена. И тогда миллионер Лев Термен внезапно исчез.

Сам он утверждал всегда, что вернулся на родину по своей воле (начиналась война, и он почувствовал, что нужен). На самом же деле его просто заставили вернуться.

В Америке осталась молодая жена (красивая танцовщица-негритянка), о которой он потом всю жизнь вспоминал с любовью и сожалением…

А в СССР его ожидали репрессии...

Истории, подобные той, которая случилась тогда с Терменом, намекают на нечто вроде коллективного невроза. Ведь если присмотреться, получается, что многие талантливейшие советские люди того времени как бы сами приносили себя в жертву: они будто бы нарочно совершали некие поступки, которые спровоцировали соответствующую реакцию НКВД. Особенно когда репрессии развернулись уже на полную и напряжённое ожидание чего-то нехорошего постоянно висело в воздухе. Многие жертвы репрессий как-то неосознанно подставлялись. Как бы чувствуя, что это кому-то зачем-то нужно. Нет, они не делали ничего противозаконного, но… просто обращали на себя особое внимание.

Термен тоже, разумеется, никаких преступлений не совершал (как не совершал их почти никто из невинно замученных и убитых в то время людей). Вернувшись в СССР, он ещё полгода довольно спокойно жил в Ленинграде, и его никто не трогал и не вызывал. Но в марте 1939 года он вдруг почему-то сам решил поехать в Москву и отчитаться за командировку.

Пробился к Ворошилову, напомнил о себе - и был арестован.

Его осудили на восемь лет исправительно-трудовых работ за участие в убийстве Кирова (причём в момент убийства Кирова обвиняемого просто не было в стране). Но удивляет не только нелепое обвинение, но и совершенно детская, наивная и простая реакция Термена на то, что с ним стало после этого происходить. Он, казалось, не только не возмущался, но был как-то даже благодарен властям. Наверное, за то, что ему в результате всё же дали возможность работать и даже обеспечили необходимой техникой.

Исправительно-трудовой лагерь на Колыме. Там гения заставляли грузить и возить камни. В итоге он сконструировал для своей тачки монорельс, стал выполнять по нескольку норм в день.

Не прошло и года, как его вернули в Москву. Попал в знаменитую шарашку на Яузе, где трудились на благо родины многие знаменитые учёные-заключенные... Термен тоже стал трудиться…

Нельзя сказать, что родина совсем не оценила эти труды. Например, в 1947 году Берия представил Термена к Сталинской премии 2-й степени за разработанную им для спецслужб уникальную систему подслушивания на расстоянии «Буран». По свидетельству академика Ландау, Сталин, лично утверждавший списки лауреатов, перечеркнул цифру «2» напротив фамилии Термен и написал «1». Сталинская премия 1-й степени была довольно серьёзным финансовым поощрением. А вдобавок означала освобождение. Правда, и срок уже почти закончился…

Но жить на воле изобретателю было невозможно - никаких условий для работы! Элементарно негде было достать нужные детали и приборы. Поэтому сразу после освобождения Термен попросился обратно. И продолжил творить на благо отечественного военно-промышленного комплекса.

Всё это время родственники Термена ничего не знали о его судьбе. Думали, что он сгинул где-то ещё в Америке. Лишь во второй половине 60-х Термен «легализовался в миру», уволился из органов, получил место при Московской консерватории, стал заниматься своими любимыми разработками в области музыки. Правда, тогда в консерватории всё было слишком консервативно (это сейчас там есть центр электроакустической музыки, названный в честь Термена Термен-центром). Поэтому Термену нормально работать не давали, и ему пришлось уйти. Его приютили в университете, на кафедре акустики. Там он продолжил свои исследования в области регистрации электрического излучения человеческого тела и биоакустики, создал многоголосый вариант терменвокса, работал со студентами. Но в целом его таланты были не слишком востребованы. Хотя изобрести он мог бы ещё множество всего, получи он грант, что ли, какой-нибудь или что-нибудь в этом роде.

Чиновники ничего и слышать не хотели о его новаторских идеях. Более того, ему не разрешали приходить на работу по выходным. И это привело Термена к вынужденной киномании: поскольку дома условий для работы не было никаких, да и вообще было тесно, субботу и воскресенье Лев Сергеевич целыми днями тратил в кинотеатре - просто чтобы скоротать время до понедельника. По словам Булата Галеева, гений вёл тетрадь, в которую записывал названия уже посмотренных фильмов («Не люблю два раза смотреть одно и то же».) В этой тетради набралось в итоге более четырёх тысяч наименований...

Столкнувшись с чем-то новым, идущим вразрез с мёртвыми знаниями прошлых лет, люди инстинктивно чувствуют угрозу основаниям, которые позволяют им ощущать себя важными, умными и востребованными. Они спешат тогда применить слово «визионер» в уничижительном смысле. И это так по-человечески понятно… Ведь визионер представляет для них опасность. Он видит видения и пытается осмыслить их и представить в виде научных (или каких-либо других) открытий, а они - не видят видений, и им нечего осмыслять…

Подобное отношение к людям, которых на Западе чтят (или могли бы чтить) как великих учёных, стало в России какой-то недоброй традицией. Термена в США и Европе знали все - как легендарного создателя первого электронного музыкального инструмента. И с удовольствием бы приняли и дали бы ему всё, если бы только он захотел к ним приехать. Но он был патриотом и последовательным адептом коммунистической идеи, и до Запада ему особого дела не было…

Только последние годы своей жизни он стал иногда отзываться на приглашения и выбираться за границу, на разные фестивали современного искусства, где его принимали как гуру. В СССР же он был почитаем лишь в узких кругах любителей электроники и медиаарта. Они видели в терменвоксе огромный потенциал, особенно в сфере его соединения с новейшими компьютерными технологиями. Да и до сих пор терменвокс продолжает будоражить, вызывая к жизни неожиданные идеи и проекты (например, вот проект интерактивного клуба-театра с использованием терменвокса)…

Но главным, что занимало ум Термена в последние 10 лет его жизни, был не терменвокс. Его всерьёз увлекала проблема бессмертия. Причём он был на пороге решения этой проблемы.

О бессмертии Термен всерьёз задумался ещё в 1924 году - когда умер Ленин. Лев Сергеевич тогда не раз обращался к советскому руководству с просьбой заморозить умершего Ильича. Чтобы через некоторое время вернуть его к жизни. А в 80-е годы Термен, объясняя в интервью Булату Галееву свою идею «микроскопии времени», которая должна была вывести его на решение проблемы бессмертия, говорил так: «Красные кровяные тельца - это такие «существа» (их видно только под микроскопом), которые бывают разных пород, и они меняются в связи с возрастом человека. Обнаружено несколько сроков и периодов их смен. И в эти моменты новые «существа» воюют со старыми, отсюда возникает старение. Нужно уметь вовремя отбирать эти «существа» из донорской крови. А её нужно много! Поэтому как их отлавливать, в каком возрасте - и сказать-то никому нельзя!..»

Его идеи о бессмертии были, конечно, совершенно визионерскими. И тем меньше имели шансов быть понятыми. Ещё одна цитата: «Мы уже проводили эксперименты в Медицинской академии, с Лебединским. На животных. Кое-что уже получалось. Но чтобы изучить поведение кровяных телец, чтобы научиться их отбирать и размножать, нам была нужна сверхскоростная кинокамера на 10 000 кадров в секунду. И ещё очень высокочувствительная плёнка нужна, потому, что «существа» эти нельзя сильно освещать, они погибают от нагрева… Ведь когда мы смотрим в микроскоп, мы всё видим в увеличении во много раз. А скорость движения этих «существ» в крови остаётся той же. Нужно замедлить её во столько же раз, и тогда мы будем воспринимать их в естественном для них виде, как будто мы сами проникли в их мир. Для этого надо будет посмотреть снятую сверхскоростной камерой плёнку на обычном проекторе. Я уже пробовал кое-что и придумал даже, как их голоса услышать, которые мы обычным ухом не замечаем. Я не только кровяные тельца проверял, но и, кроме того, сперматозоиды. Все эти «существа», знаете, под микроскопом водят хороводы и поют. И в их траекториях движения - определённая закономерность. Это очень существенно…»

Эти и другие подобные слова Термена вызывали недоумение и скепсис даже у его друзей из мира науки. Не говоря уже о людях, распределявших средства… А ведь Термен никогда в жизни не потерпел ни одного поражения в реализации своих идей, если до этой реализации всё-таки доходило дело. И вот это в самом деле очень существенно.


ТЕРМЕН Лев Сергеевич (1896-1993) - изобретатель, физик, музыкант.

Цитата: Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919-20); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

Родился в 1896 году в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, обучался на физико-математическом факультете Петербургского университета.

С 1919 г. - заведующий лабораторией Физико-технического института в Петрограде, одновременно с 1923г. - сотрудничал с ГИМН"ом (Государственный институт музыкальной науки, Москва).

В 1927 г. был направлен Наркомпросом РСФСР в зарубежную командировку. Объездил всю Европу, был одним из популярнейших людей в Нью-Йорке, входил в клуб миллионеров. В 1931-38 гг. - директор акционерного общества Teletouch Inc. (США). В его Нью-Йоркской студии бывали и работали такие выдающиеся люди своего времени, как эмигрант Альберт Эйнштейн, дирижер Леопольд Стоковский, актер Чарли Чаплин, художница Мари Элен Бьют и т.д. и т.п. Его изобретения, сделанные в 20-40-е, годы прочно вошли в наш обиход.

В конце 1938 г. возвращается в СССР. Арестован в 1939 г. и осужден на 8 лет лагерей. Год проводит на Колыме, но большую часть срока - в легендарной "Туполевской" шарашке. После освобождения работает в научно-исследовательском центре КГБ, разрабатывая различные электронные системы.

С 1963 г. - сотрудник акустической лаборатории Московской консерватории. В конце 60-х из-за разногласий с ректоратом после публикации статьи о Термене в Американской газете "Нью-Йорк Таймс", Льва Сергеевича со скандалом изгоняют из консерватории, он вынужден перейти на работу в МГУ.

С 1966 г.- сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ.

Последние двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ. Механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами - какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.

Лев Термен умер в 93 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке. Легендарный Термен…

Самое широко известное его изобретение - терменвокс, который понравился Ленину. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука.

Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента.

Но не только терменвокс...

Он изобрел:

1. Группу электромузыкальных инструментов:

Терменвокс

Ритмикон

Терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение

работал над:

Системой распознавания речи

Технологией заморозки человека

Военной гидроакусткой.

Уже в 26 году он демонстрировал в Кремле телевидение.

В то время создавались телевизоры с экранами размером со спичечный коробок, а его телевизор имел огромный экран (1,5 х 1,5 м) и разрешение 100 строк.

В 1927 г. ученый демонстрировал свою установку советским военачальникам К.Е. Ворошилову, И.В. Тухачевскому и СМ. Буденному: государственные умы с ужасом наблюдали на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору.

Эта картина так их напугала, что изобретение тут же засекретили… и благополучно похоронили в архивах, а телевидение вскоре изобрели американцы.

Tермен сразил мировую научную общественность своим терменвоксом, на котором он сам (а он помимо физики еще закончил консерваторию) давал концерты классической музыки.

СССР получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы.

Но вместо одного задания Лев Сергеевич получил два: одно от наркома просвещения Луначарского и второе - от военного ведомства.

Цитата:

Еще по приезде в Америку он снял в аренду на 99 лет шестиэтажный особняк на 54-й авеню. Помимо личных апартаментов в нем разместились мастерская и студия. Здесь частенько Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном: физик -- на скрипке, изобретатель -- на терменвоксе. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высоту звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки -- зрелище получалось впечатляющее. Ну а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Завороженные посетители ахали от удивления!

Слухи об этих экспериментах притягивали в студию многих известных людей. Среди гостей Термена были миллионеры Дюпон, Форд и Рокфеллер. Впрочем, и сам Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира. И даже был членом клуба миллионеров.

Был ли он в самом деле миллионером? Доподлинно не известно. Одни говорят, что огромные деньги и Термену лично, и Советской России приносила Teletouch Corporation. А другие утверждают, что Термена финансировала военная разведка. Потому что истинной целью его командировки в Америку была шпионская деятельность.

Каждые две недели Лев Сергеевич приходил в небольшое загородное кафе, где его ждали двое молодых людей. Они выслушивали его донесения и давали новые задания. Впрочем, эти задания были необременительными и не особо отвлекали Термена от работы. А он уже вовсю был увлечен самой фантастической из своих идей -- инструментом, который рождал музыку из танца. По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее -- терпситон -- по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней!

Для создания концертной программы Термен пригласил группу танцоров Афроамериканской балетной компании. Увы, добиться от них гармонии и точности не удалось, проект пришлось отложить. Но в этой труппе танцевала красавица-мулатка Лавиния Вильямс, которая покорила Льва Сергеевича не только как балерина, но и как женщина. Термен решил жениться.

Ему и в голову не могло прийти, что брак с темнокожей женщиной в корне изменит его жизнь. Но, как только влюбленные зарегистрировали свой брак, перед Терменом закрылись двери многих домов в Нью-Йорке: Америка тогда еще не знала политкорректности. Он потерял информаторов, что вызвало серьезное недовольство советской разведки. И в 1938 году Термену приказали немедленно отбыть в Россию. Лавинии было сказано, что она приедет к мужу следующим пароходом.

Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке.

Разразившаяся на рубеже 30-х годов «великая депрессия» разорила многих.

Но не Термена: у изобретательного ученого был еще один козырь - охранная сигнализация.

Датчики Термена отрывали с руками. Их установили даже в тюрьме Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас.

Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации «Дженерал электрик» и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства.

Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира и был членом клуба миллионеров.

В процессе концертирования он увлекся Лавинией Вильямс и женился на ней. Увы, она была темнокожей, и по тем временам такой брак считался неприличием.

Расисты Америки закрыли перед ним двери своих салонов… Политкорректность тогда еще не придумали.

Возможно, Термену любовь прекрасной Лавинии была дороже, чем общение с Рокфеллерами. Но…

Помимо концертов и контрактов на терменвокс он еще выполнял то самое второе задание: занимался шпионажем в пользу СССР.

Женитьба на мулатке лишила его информаторов. А это вызвало гнев советской разведки.

Он был срочно вызван в СССР, а Лавиния должна была приехать вслед за ним.

Когда за ним пришли, у нее сложилось впечатление, что его увели насильно, но кто б ее стал слушать.

Больше они не виделись.

Никогда.

В Москве его арестовали как «невозвращенца», и через месяц умелой обработки социалистической законностью на Лубянке Лев Термен признался во всем.

Например, в том, что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова.

Версия была такая:

Киров (который к тому времени был уже давно мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию.

Астрономы заложили фугас в маятник Фуко.

А Термен радиосигналом из США (!!!) должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику (!) .

Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе.

Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.

В лагере он немедленно изобрел самоходную тачку на монорельсе, и его вскоре забрали в так называемую «шарашку» Туполева, где у него в ассистентах был Сергей Павлович Королёв.

Началась война, и он разработал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций.

Но не только. Еще Термен в этой шарашке разработал знаменитую систему подслушивания «Буран».

Говорят, она до сих пор используется.

Венцом этого творения стало деревянное панно, которое американскому послу подарили советские пионеры.

Панно повесили в кабинете посла, и… вскоре стали искать, откуда происходит колоссальная утечка информации.

Только семь (!) лет спустя в этом панно обнаружили цилиндр с мембраной.

Еще полтора года инженеры американской разведки бились над загадкой - что это такое?..

А оказалось, что из дома напротив на окно кабинета направлялся луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад.

Вместе с речью, которая и записывалась.

В дальнейшем Термен еще улучшил изобретение: можно было обходиться даже без мембраны, ее роль выполняло оконное стекло.

Советские власти так обрадовались этому полезному изобретению, что наградили Термена Сталинской премией 1 степени прямо в тюрьме.

А потом даже и выпустили, что было просто выдающимся актом гуманизма и торжества столь милой некоторым социалистической законности.

И даже осчастливили его двумя комнатками той самой «бесплатной жилплощади».

Ну кто же не согласится, что две комнатки Льву Термену дали бесплатно? Конечно же его буквально одарили. Разве он наработал для этой страны на две комнатки?

В 60-е годы Л. Термен снова хотел было заняться электронной музыкой, но какое-то партийно-гебешное мурло просто плюнуло ему в глаза, указав, что «электричество существует, чтобы казнить предателей, а не для того, чтобы создавать музыку».

Вот такие мыслители решали судьбу науки в стране вообще и гениального изобретателя Термена - в частности.

Конечно, он оставался сугубо засекреченным и продолжал работать на разведку, потому что больше никуда его на работу не брали.

Сначала занимался военной гидроакустикой, а потом ему поручили разработать «устройство для поиска летающих тарелок».

Такой идиотизм его совершенно не вдохновлял, и в 64 году он наконец ушел из органов и стал тихо-мирно работать в акустической лаборатории Московской консерватории.

Да так бы и работал, если бы корреспонденту «Нью-Йорк Таймс» не приспичило сделать о консерватории репортаж.

И там корреспондент наткнулся на Льва Термена. Весь мир был уверен, что он погиб в 38 году, смолотый мясорубкой миллионных репрессий.

Когда в США узнали, что великий Термен жив - это была бомба. Сенсация. Ахтунг. Абзац.

Научная общественность Америки и Европы буквально взревела.

К Термену хлынула лавина писем от ученых, коллег, к нему толпой ломились репортеры и телекомпании…

Его приглашали в Стэнфорд, в Париж, в Голландию, в Швецию…

Руководство консерватории так перетрусило от всего этого, что…

Термена просто уволили, а его аппаратуру и разработки - вышвырнули на помойку.

А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха, заработав на этом миллионы и миллионы…

И последующие 25 лет великий ученый, по таланту не уступавший, наверное, самому Леонардо, легендарный изобретатель, которого хвалил Ленин и уважал Эйнштейн - работал механиком 6 разряда в какой-то заштатной лаборатории.

Жил с семьей в двухкомнатной квартире, смотрел, наверное, телевизор - который ему не дали изобрести -, а по телевизору концерты рок-звезд на синтезаторах Ямаха.

Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте жили пятеро - Л. С. Термен, дочь Наталья с мужем и двумя детьми.

С большим трудом ему удалось получить еще одну комнату в клопиной коммуналке, где его и затравили соседи".

На терменвоксе Лев Сергеевич научил играть свою племянницу Лиду Кавину. К двадцати годам она стала виртуозным исполнителем и с концертами объехала всю Европу. В 1989-м году и Термена пригласили на Фестиваль экспериментальной музыки во Францию. И он, 93-летний, поехал!

Когда в 1991 году в одном гамбургском театре решили использовать терменвокс, выяснилось, что практически единственный исполнитель в Европе — это Лидия Кавина. За прошедшие годы ситуация сильно поменялась: игре на терменвоксе учат в университетах, и в разных странах мира проводят фестивали.


10 октября 2004. Жан-Мишель Жарр устраивает очередную фантасмагорию в «Запретном городе» в Пекине.

Но больше всего на закате своей жизни Термен удивил окружающих своим вступлением в КПСС: "Я обещал Ленину". Лев Сергеевич и раньше пытался, но за "страшные преступления" в партию его не принимали. Так что коммунистом Термен стал только в 1991 году, одновременно с падением СССР.


Изобретатель системы:Ле́в Серге́евич Терме́н — подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Именно это изобретение Термена было отмечено Сталинской премией первой степени. Но из-за весьма пикантного статуса лауреата (на момент представления к премии Термен был ещё заключённым) и закрытого характера его работ, о награждении нигде публично не сообщалось.

Поставлена задача: зарегистрировать звук внутри комнаты, имеющей окно наружу, на расстоянии. Имеется несколько способов сделать это, но здесь будет описан так называемый "лазерный микрофон" . Применение лазера, как приемника звука от оконного стекла, часто используется в фильмах, создавая при этом ложное впечатление, что задача съема информации через окно легка, а сам лазерный микрофон является портативным и легко монтируемым прибором. Это, однако далеко не так. Ниже приводится несколько возможных (но не все) вариантов его реализации.

1. На рис. 1 изображен простейший вариант подобной системы: луч лазера падает на стекло окна под некоторым углом (например, 45 градусов). На границе стекло-воздух происходит модуляция луча звуковыми колебаниями. Отражённый луч улавливается фотодетектором, расположенном с другой стороны окна на угле, равном углу падения. Система в самом деле довольно простая, но требует тщательной юстировки.

2. Второй способ, использующий сплиттер (делитель) пучка и показанный на рис. 2, несколько сложнее, но он позволяет совместить лазер и детектор. Отпадает необходимость в тщательной юстировке системы. Применение сплиттера позволяет свести падающий и отражённый луч в одну точку.

3. Используя интерферометрию (рис. 3), можно получить более высокую чувствительность, чем дает предыдущая схема. Но система очень сложна в настройке из-за большой разницы в длине оптических путей до окна и до зеркала. Отражённые лучи должны приходить когерентными по фазе, в противном случае когерентная картина "замазывается", или вообще отсутствует, что приводит к падению чувствительности.