Гюго гаврош жанр. Главные герои произведения гаврош

А, м. gavroche m. 1. Уличный мальчишка, гаврош (по им. персонажа В. Гюго Отверженные. Эти звуки перекрестной волной несутся со всех сторон, образуя вместе с дразнящими криками гаврошей, гармоническое целое, до такой степени веселое, что оно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ГАВРОШ, СССР, Мосфильм, 1937, ч/б, 75 мин. Драма. По роману В.Гюго «Отверженные». В ролях: Коля Сморчков, Иван Новосельцев (см. НОВОСЕЛЬЦЕВ Иван Хрисанфович), Нина Зорская (см. ЗОРСКАЯ Нина Антоновна), Д. Попов, Павел Массальский (см. МАССАЛЬСКИЙ … Энциклопедия кино

Сущ., кол во синонимов: 2 мальчишка (42) стрижка (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

"Гаврош" - ГАВРÓШ, балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам романа В. Гюго Отверженные). Комп. Б. Л. Битов, и Е. М. Корнблит, сцен. Л. Т. Браусевич, В. А. Варковицкий. 28.2.1958, Ленингр. Малый т р, балетм. Варковицкий, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Корнблит;… … Балет. Энциклопедия

М. Литературный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

I м. разг. Уличный мальчишка; беспризорник. II м. разг. Название женской прически. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гаврош - женская стрижка, модная в конце 60 х начале 70 х гг. XX в. Характерна тем, что волосы фронтально теменной, макушечной и височно боковых зон стригут коротко, а в нижней части затылка их оставляют длинными, и они могут спускаться на шею и плечи … Энциклопедия моды и одежды

Гаврош - Гавр ош, а, твор. п. ем (лит. персонаж) и гавр ош, а, твор. п. ем (уличный мальчишка; женская прическа) … Русский орфографический словарь

Гаврош - (лит. персонаж) …

гаврош - (2 м), Тв. гавро/шем (уличный мальчишка; женская причёска) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Гаврош , Гюго В.. "Гаврош" и"Козетта"-отрывки из романа В. Гюго" Отверженные"-изучаются на уроках литературы в 5-7 классах. В книге даны избранные главы…
  • Гаврош , Виктор Гюго. "Гаврош" и "Козетта" - отрывки из романа В. Гюго "Отверженные"- изучаются на уроках литературы в 5-7 классах. В книге даны избранные главы…

Роман Виктора Гюго «Отверженные» - это не просто книга о былых временах, о тяжкой жизни простых людей. Это крик души, мужеству и благородству, это песня революции. Автор - романист и гуманист - объявил своими произведениями новую эпоху, в которой нет места лжи и обману, низости и преступлению. Он рассказывает, как трудно идти человеку по новому избранному им пути. Однако если он не свернет с него, а будет продолжать двигаться трудной тропой, то только тогда станет Человеком с большой буквы.

«Отверженные» - это книга, которую хочется взахлеб прочитать на одном дыхании, не выпуская из рук. Мы восторгаемся героями, плачем над их судьбами и удивляемся их силе воли. Вот почему не сможет передать ту чарующую и трагическую атмосферу Франции ни одно краткое содержание. Гаврош не является одним из главных персонажей романа, однако это очень удачный и яркий образ.

История Гавроша

Маленький мальчик, которого совсем не баловала жизнь, при живых родителях оказывается на улице: они не могли и не хотели его содержать. Но он научился выживать: добывать хлеб, согреваться в стужу, защищать себя. Дерзкий на язык, жизнерадостный, храбрый и пронырливый, он тем не менее отзывчивый и добрый. В рассказе «Гаврош», отрывке из знаменитого романа, описывается, как парижский бездомный сорванец гибнет на баррикаде во время беспорядков в городе в июне 1832 года. Тем не менее он послужил великому делу - революции, до последнего вздоха собирая патроны из карманов погибших воинов для сторонников генерала Ламарка. И даже под свистом шальных пуль он продолжает шутить. От дела его не отвлекают небольшие ранения, и только смерть заставила его прекратить свое занятие.

Если пересказывать краткое содержание, Гаврош жил в незаконченной деревянной скульптуре слона, которая располагалась на площади Бастилии. Туда и привел он своих братьев (хотя и не знал, кем они ему приходятся), пожалев их на пустынной улице. Он заботится о них, кормит, согревает. Образ этого веселого мальчугана можно назвать собирательным, ведь он олицетворял парижский гамен девятнадцатого столетия, класс, которому так соболезновал Гюго. «Гаврош», краткое содержание которого мы пересказали выше, является одним из самых прекрасных частей романа.

Но писатель предлагает читателю познакомиться и с другими персонажами. Каторжник с добрым сердцем трудолюбивая Козетта, пылкий Мариус - они только подчеркивают тяжкую судьбу страны, за которую болел всем сердцем Виктор Гюго. «Гаврош», краткое содержание которого не оставит никого равнодушным, показывает пример самоотверженного труда для всеобщего история о сильном, хотя и молодом человеке.

Гюго и его отверженные

Многие школьники предпочитают читать роман «Отверженные» не полностью, а сокращенно. Да, порой книга трудна для чтения, нелегко уследить за судьбами главных героев в постоянных преследованиях. Особенной болью в сердце отзывается жестокая несправедливость, которую терпят персонажи. Разве это сможет передать краткое содержание?! Гаврош гибнет, но остаются другие бездомные ребята, имена которых не остались в памяти города. И каждый маленький человечек - это еще одна трагедия, еще одна кровавая рана на теле страны.

Лишь тем, кто уже прочитал роман целиком, можно посоветовать прочитать его краткое содержание. Гаврош и другие персонажи книги расскажут вам о своих переживаниях и научат вечным истинам. Тем, которые пытался донести до нас великий автор.

Вся сюжетная линия романа Гюго «Отверженные» это крик страдающей за гуманность и человеколюбие души, это ода благородным и мужественным поступкам, это хвалебная песнь милосердию. Одна из частей романа — история Гавроша — повествует о судьбе маленького незаметного человечка с большой душой и горькой, но достойной судьбой. Мальчишка этот есть олицетворение Парижа, истерзанного революцией и бедностью.

Судьба Гавроша

Гаврош — беспризорник парижских подворотен. Сын трактирщика Тенардье, человека жестокого и вороватого, впоследствии — уголовника.

...Там, в убогой лачуге, жила семья весёлого мальчугана. Он приходил, видел вокруг горе и нищету, но что всего печальнее – он не видел здесь ни одной приветливой улыбки; холоден был пустой очаг, и холодны были сердца. Когда он появлялся, его спрашивали: «Откуда ты?» Он отвечал: «С улицы». Когда он уходил, его спрашивали: «Куда ты?» – «На улицу», – отвечал он. А мать кричала ему вслед: «И что тебе здесь было нужно?». Мальчик жил, не видя любви и заботы, точно бесцветная травка, которая растёт в погребах. Он не страдал от этого и никого не винил...

При живых родителях этот никому не нужный мальчуган лет 7-11 оказывается на улице среди подобных ему, в народе прозванных «гаменами». Он вынужден перебиваться копеечными подработками и мелким воровством, чтобы прокормиться. Ему не удаётся каждый день отобедать и выспаться на чистом ложе, но он свободен и ценит свою независимость. С началом республиканского восстания Гаврош присоединяется к революционерам. Он сражается с ними, шутя, собирает под обстрелами на поле битвы патроны и погибает от пули на баррикаде.

Жизнь и смерть Гавроша проходит почти вне основного сюжета. Пересекаясь с основными персонажами романа, он не влияет на их судьбы и не участвует в их взаимоотношениях. Разве что в одном случае, когда относит письмо Мариуса к его возлюбленной Козетте, но, поторопившись, вручает его Жану Вальжану. Благодаря этой ошибке глаза приёмного отца девушки открываются на серьёзные отношения между молодыми людьми. Жан отправится на баррикаду, где в сражении задействован Мариус, и спасёт его жизнь.

Характер Гавроша

Между главным героем Жаном Вальжаном и мальчишкой-бродяжкой Гаврошем можно провести тонкую параллель — оба они воплощают наиценнейшие черты «отверженных» от общества людей: чистоту нравов и поступков, независимость, милосердие, любовь к ближнему, самоотверженность. Гаврош, находясь в тесном контакте с разбойниками, не принимает участие в налётах и грабежах, но с готовностью помогает бежать арестованному из тюрьмы. А, увидев кошелёк, набитый деньгами в руках преступника, выкрадывает его, чтобы подбросить бедняку, что на самом деле достоин помощи. Встретив на улице двух голодных и оборванных беспризорных мальчишек, Гаврош зовёт их в своё укрытие — в незаконченную деревянную скульптуру большого слона, расположенную на площади Бастилии. Будучи ещё совсем ребёнком, он берёт на себя ответственность за найдёнышей и заботится о них, как сформировавшийся взрослый человек, хотя и не узнаёт в чумазых личиках своих младших братьев.

Смерть Гавроша

...В то мгновение, когда Гаврош очищал патронташ лежащего у тумбы убитого сержанта, в труп попала пуля. – Что за чёрт! – воскликнул Гаврош. – Моих покойников убивают!

Вторая пуля выбила искры из мостовой подле него, а третья опрокинула его корзинку. Гаврош огляделся и увидел, что стреляют с перекрёстка. Он встал, выпрямился во весь рост, тряхнул головой и, устремив насмешливый взгляд на стрелявших в него солдат, весело и задорно запел песенку. Затем поднял корзинку, собрал все выпавшие патроны и, подойдя ближе к стрелкам, стал опоражнивать ещё один патронташ.

Мимо прожужжала четвёртая пуля, а Гаврош продолжал петь. И на пятую он ответил песенкой.

Зрелище было страшное и прекрасное. Гаврош стоял под выстрелами и дразнил стрелявших. Казалось, он развлекается от души. Это был воробышек, клевавший охотников. На каждый выстрел он отвечал новым куплетом. В него целились непрерывно и не могли попасть. Солдаты смеялись, стреляя в него. Он ложился, вскакивал, прятался где нибудь в подворотне, появлялся вновь, убегал, прибегал, смеялся над картечью, показывал «длинный нос», а попутно опустошал патронташи и собирал патроны. Товарищи, дрожа от страха, следили за ним с баррикады, а он всё пел. Пули гнались за ним, но он был проворнее их. Он играл в прятки со смертью.

Но вот одна пуля, меткая и коварная, настигла храброго мальчугана. Гаврош зашатался и упал. С баррикады раздался крик ужаса. Гаврош приподнялся, тонкая струйка крови стекала по его лицу. Он поднял обе руки кверху, взглянул в ту сторону, откуда раздался выстрел, и снова запел. Но кончить куплет ему не удалось: вторая пуля навеки оборвала его песенку. На этот раз он упал лицом на мостовую и затих.

Маленький мальчик и большой герой был убит...

проблема чести и долга в повести капитанская дочка

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

В конце двадцатых - начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - "История Пугачева", "Капитанская дочка", Дубровский", "Медный всадник". Историческая повесть "Капитанская дочка" была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: "Береги честь смолоду", который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате "смертоубийства", надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым.

Маленький беспризорник по имени Гаврош был не нужен своим родителям и рос на улице. Домом ему служила странная конструкция громадного слона, куда он пробирался ночью. Несмотря на голод, лишения, отсутствие любви и родительской ласки, он сохранил в сердце доброту и жизнерадостность. Когда улицы Франции охватила революция, Гаврош одним из первых отправился сражаться наравне со взрослыми мужчинами.

Маленький беспризорник, выросший на холодных парижских улицах, сумел стать настоящим героем, при этом сохранив до последнего вдоха жизнерадостность, находчивость и дерзость.

Читать краткое сордержание Гаврош Виктора Гюго

Париж был заполнен беспризорниками – гаменами. Эти мальчишки, забытые нищими родителями, жили небольшими группками. Они знали поименно всех городских полицейских, пытающихся их отловить. Плохо одетые, постоянно голодные, в рваных обносках, они отличались чистым и вдумчивым взглядом.

Среди них жил Гаврош, нелюбимый родителями ребёнок. Почти всё время он был на улице, изредка, соскучившись по матери, возвращающийся в родительскую лачугу. Но там его никто никогда не ждал.

В один холодный день замерзший мальчик стоял и вспоминал, когда обедал в последний раз. Вдруг он увидел двух потерявшихся малышей, ревущих в три ручья. На последнюю монетку он купил им хлеба и накормил. Позже он отвел их к себе в «дом»: это был огромный слон из дерева, с отверстием в брюхе. Гаврош втащил малышей в слона, служивший ему ночлегом и укрывающий от непогоды. Утром Гаврош оставил малышей на улице, сказав, что, если за день их не найдут родители, они могут прийти вечером.

В 1832 году Францию охватила волна бунтов. Нищенствующий народ был возмущен своим положением. Париж готовился к большому восстанию. Гаврош стащил в лавке старый пистолет и пошёл сражаться. Позже он заметил, что пистолет был без курка, но это его не остановило, и он влился в бунтующую толпу.

Гавроша охватила радость, его будоражило и пьянило всё происходящее вокруг. Он пытался найти ружье, но даже взрослые мужчины не все были обеспечены оружием, какое уж им было дело до безоружного мальчишки. Вместе они соорудили баррикаду. Наступила ночь. Все ждали военных. Бунтующих было всего 50 человек, но они были преисполнены решимости. Вдруг Гаврош среди присутствующих на баррикаде узнал полицейского, проникнувшего к ним шпионом. Фараону быстро связали руки и обезвредили.

Гаврош вышел из укрытия и прошмыгнул в сторону города, узнать, что там происходит. Увидев, что военные приближаются, он пропел песню, подавая сигнал своим. Ему удалось взять себе отобранное у фараона ружьё. Все готовились к сражению. К бастующим подошёл целый полк военных. Солдаты подобрались к баррикаде и сумели проникнуть внутрь, но революционеры и не думали сдаваться, казалось, их решительность только возросла. Тогда командующий бастующими сделал отчаянный шаг: достал бочку пороха и пригрозил взорвать её. Солдаты мигом оставили баррикаду и сбежали.

Восставшие использовали временное затишье для того, чтобы перевязать раненых. Командующий подозвал к себе Гавроша и попросил отнести важное письмо. Он уверил мальчишку, что он успеет вернуться до очередного сражения и что до утра войска не подойдут к баррикаде. Гаврош не желал покидать их, но делать было нечего, и он побежал выполнять поручение командующего. Доставив послание, мальчик поспешил обратно, по пути столкнулся с полицейскими, но сумев вырваться из их лап, вернулся на баррикаду. Вовсю шла подготовка к новому столкновению. Командир разозлился на бродягу, так как не ожидал, что тот успеет вернуться в самое пекло. Письмо с прощанием он написал для своей невесты и попросил Гавроша отнести его, чтобы спасти мальчишке жизнь.

Начался обстрел. Военные подкатили пушки, конец был близок. У бастующих кончались патроны, и Гаврош, узнав об этом, внезапно вышел на улицу из укрытия. Он начал подбирать с земли патроны мёртвых солдат. Укрытый дымом, он был незаметен для военных, но, потеряв бдительность, он привлёк к себе их внимание. Мимо него проносились пули, а он задорно пел песню, продолжая собирать патроны. Бастующие со страхом наблюдали за ним с баррикады. Но одна пуля всё-таки настигла цель: Гаврош был ранен, но смог встать и вновь запеть песню. Вторая пуля окончательно оборвала его жизнь. Маленький мальчик и большой герой был убит.

Картинка или рисунок Гаврош

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Житейские воззрения Кота Мурра Гофман

    Это очень ироничная книга, повествование ведётся от лица кота, рассуждающего как серьёзный человек. В предисловии говорится, что издателю принесли мемуары, написанные потомком Кота в сапогах.