Таблица мониторинга универсальных учебных умений. Мониторинг качества формирования УУД, критерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников

Самую главную роль в обучении и воспитании, по мнению многих учёных, философов, методистов и педагогов, играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Роль современной начальной школы заключается в интеграции, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Главной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Комплексные проверочные работы включают в себя задания, которые дают возможность учителю выявить уровень сформированности УУД.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже с 1 класса.

Начиная с первых дней в школе я стала проводить работу по отслеживанию формирования УУД у учащихся.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для получения объективной информации о состоянии сформированности личностных УУД, начиная я использовала методику «Что такое хорошо и что такое плохо». Тестирование проводилось во внеурочное время индивидуально с каждым учеником в начале учебного года

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А Нравиться

Б Не очень нравиться

В Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А Нет

Б Иногда

В Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов ): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Результаты мониторинга:

В тестировании принимали участие 26 учащихся 1 класса А МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области.

С высоким уровнем 5 учащихся,

Со среднем 16учащихся,

С низким 5 учащихся.

Результат мониторинга показали, что на начало года в 1 А классе большая часть учащихся имеет средний уровень нравственного представления

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Для выявления регулятивных УУД в 1 классе я использовала методику «Рисование по точкам».

Методики для мониторинга.

  1. «Рисование по точкам (1 класс)

Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:



Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Я рассадила детей за столы по одному. Перед каждым ребенком кладу книжечку с заданием. Стоя так, чтобы меня было хорошо видно всем детям, раскрываю такую же книжечку и показываю лист с заданием № 1. Затем я говорю: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, я поправляею его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, я продолжаю: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" я не произношу). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", я говорю: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Я по ходу выполнения задания стираю по просьбе детей неверно проведенные линии, слежу за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряю детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
Из 26 учащихся с
высоким уровнем - 6 человек, средним -10 человек, с низким - 10.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Для отслеживания познавательных УУД я использовала опросник. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Анкетирование проводила индивидуально с каждым учеником

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета.

1.Тебе нравиться в школе?

  • Нравиться
  • Не очень нравиться
  • Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью
  • Бывает по-разному
  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно
  • Остался бы дома
  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен
  • Бывает по-разному
  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю
  • Не хотел бы
  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много
  • Много
  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся
  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
  • Большинство не нравится

КЛЮЧ:

№вопроса

Бал за 1 ответ

Бал за 2 ответ

Бал за 3 ответ

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации .

  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация
  3. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно

Справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является

Средней нормой.

  1. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  2. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  3. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

Анализ анкет показал, что из 26 учащихся максимально высокий уровень на начало учебного года имеют 3 человека, средний – 12, низкий – 11.

Важными, на мой взгляд, являются в 1 классе коммуникативные действия, ониобеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Выявить у первоклассников коммуникативные действия мне помогло задание «Руковичка»

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст : начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания) : работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, я дают по одному изображению рукавички и прошу украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция : «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал : Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания :

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться , приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания :

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Результаты мониторинга показал, что высоким уровнем обладают 6 человек, средним – 8, а у остальных 12 – низкий уровень

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Краснохолмская сош № 1» Учитель начальных классов: Семиколенных Нина Викторовна

Доклад по теме: «Мониторинг УУД».

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.

Измерительные инструменты:


  • Мониторинг

  • Контрольные срезы

  • Психологическая диагностика
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Функции мониторинга

Диагностическая – определение уровня развития того или иного

умения


- отслеживание динамики развития по

показателям и в целом

Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных

задач (что такое «хорошо»)

Контрольная – критерии успешности работы учителя

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса для того,чтобы увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так вплоть до конца 4 класса. Мониторинг в 1-ых классах проводится в сентябре. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. Т.е., стартовая готовность, совокупность умений (т.е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характера


Контрольные

умения


Инструментальный компонент


Стартовая готовность


Коммуникативные умения


Личностный компонент

Мотивация и ценностное отношение к знанию

Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.

Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц

Психологическая готовность: ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, усваивать новый материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому для определения перспектив обучения конкретного ребёнка в классе предполагается оценка целого ряда показателей.

Мониторинг сформированости УУД у учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Целью данного мониторинга - определить уровень сформированности УУД у учащихся в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО.

Результаты мониторингового среза -это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом.

В целом данная система показателей позволит не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важных задач.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2.Даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.

Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития отдельных умений.

Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) во 2 классе сформировано;

Регулятивные УУД – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД – ученики научились ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД– ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться друг с другом о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Кроме мониторинга метапредметных умений проводится и мониторинг предметных знаний. Все данные вносятся в лист достижения учащегося.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов



Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностичес

кая работа



Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение проектной задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Ученическое портфолио

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.

Выступление по теме:

Мониторинг качества формирования УУД, критерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников.

Подготовила:

учитель начальных классов

Гордон Л.В.

2015/2016 учебный год

Реализация программы мониторинга уровня сформированности УУД у младших школьников

С момента введения ФГОС ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Поэтому, перед педагогом встала задача, найти ответы на следующие вопросы:

    Что формировать? (таблица УУД по классам)

    Как формировать? (рассмотрение отдельных умений и процесса их формирования)

    Как отследить динамику процесса формирования УУД? (мониторинг)

Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо, в первую очередь обратиться к п онятию УУД

    умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Итак, давайте по порядку разберемся в данных вопросах.

Что формировать? (таблица УУД по классам)

Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных универсальных учебных действий, содержащихся в ФГОС НОО.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки

-

Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания

-

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действие

-

-

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

-

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения

-

Умение осознавать способы действий, приведшие к успеху или неуспеху .

Познавательные УУД

«анализ»

Умение осуществлять логическое действие «синтез»

Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам

Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям

Умение осуществлять логическое действие «обобщение»

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

-

Умение строить простые умозаключения по аналогии

-

Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения (Отнесение к понятию)

-

Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений

-

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач (Диаграммы и таблицы)

-

Умение строить простые рассуждения Индуктивное умозаключение )

-

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение )

-

Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия

-

Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам -зрения

-

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем

-

Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи

Коммуникативные УУД

-

-

-

Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

– Умение формулировать точку зрения

– Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений

-

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием (использование информации)

-

Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)

-

Умение определить общую цель и пути ее достижения

-

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

-

Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности

-

Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

-

Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев , заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Общее число умений

8

13

19

32

Как формировать? (рассмотрение отдельных умений и процесса их формирования)

Развитие УУД – это процесс, причем довольно длительный. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. На сложность самой задачи, связанной с освоением способа, накладываются ограничения, связанные с возрастными воз­можностями ребенка. Такими, например, как уровень разви­ тия его мышления, произвольности и т.д. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапред метными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Также наивно предполагать, что это умение формиру­ ется одномоментно, в результате прямого объяснения и тре­нировки. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце не­ обязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении поряд­ ка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на пони­ мание способа. Лишь овладев способом, научившись ориен­ тироваться на его существенные стороны, усвоив слова, кото­рые этот способ обозначают и описывают, ученик может со­ знательно встраивать его в учебную деятельность.

Значит, сначала надо научить детей планировать последовательность учебных действий на отдельных заданиях (составляем алгоритм или предлагаем готовый). Затем после выполнения, контролировать свои действия (после каждого этапа выполнения) и оценивать полученный результат (сличаем с образцом, по заранее установленным критериям). Можно пойти и другим путем: сначала выполняем и оцениваем результат. Если результат не соответствует заявленному образцу, следует вернуться к алгоритму и поэтапно осуществить контроль выполнения каждого этапа. Это необходимо делать для того, чтобы понять, какое действие (или его пропуск) привело к ошибке, несоответствию («Что не так? Почему?»). При осуществлении контроля ребенок обнаруживает ошибку, и теперь сможет внести необходимые коррективы и дополнения способ действия, а возможно и в план своих действий.

Поэтому необходимо помнить, что без планирования действий, дети не поймут, какой результат должен получиться. А, не зная конечного результата, нет смысла в таких действиях, как контроль и оценка.

Именно последовательность формирования у детей действий планирования, контроля и оценки и составляет структуру учебной деятельности.

Перед учителем стоит задача: помочь ребенку найти ответ не только на вопрос «что делать»?, но и научить «как делать?»

Давайте более подробно остановимся на некоторых умениях, которые подлежат формированию и мониторингу в начальной школе.

Регулятивные умения (планирование и оценка)

Планирование – это предварительное осмысление и составление системы последовательных действий, которые необходимы для достижения определенной цели (действия по алгоритму).

Из психологических и возрастных особен­ ностей младших школьников следует, что даже во 2 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.

Предпосылкой формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем за­ дачей является умение ребенка работать по предложенному взрослым плану, выделять в плане этапы действий и их после­ довательность, выбирать способ получения результата и необ­ ходимый материал.

Педагог в ходе планирования чужой или своей деятельнос­ ти помогает осознать этапы плана. Для этого он предлагает ответить на подводящие вопросы учителя, пред­

    Что нам необходимо сделать? На какое знакомое задание это похоже?

    В какой последовательности выполняется похожее зада ние?

    Можно ли применить этот план для нового задания?
    Нужно ли вносить в него изменения?

    Какие изменения необходимо внести?

В процессе данной работы ребенок постепенно учится:

    Соотносить различные задания одного типа и алгоритм их выполнения;

    Восстанавливать последовательность действий;

    Определять, сохранена ли последовательность и точность действий при выполнении задания, аналогичного образцу;

    Выбирать правильно материалы и инструменты, необходимые на том или ином этапе выполнения работы.

Оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по зара­ нее установленным критериям.

Ребенок в конце первого класса, опираясь на образец должен:

    Оценивать аналогичную образцу работу;

    Различать критерии «правильность» и «аккуратность»;

    Находить ошибки при оценивании работы.

В ходе оценивания во 2 классе дети отвечают на подводя­ щие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последова­ тельности:

    Что нам нужно оценить?

    Зачем мы это оцениваем?

    На что необходимо обратить внимание при оценивании?

Критерии оценки различны, и зависят как от этапов урока, так и от вида задания.

Например, на этапе проверки домашнего задания можно оценить степень «самостоятельности», «правильности», «аккуратности». На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с новым заданием, им предлагается оценить свои возможности в его выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
На этапе проверки усвоения знаний следует оценить степень понимания и умения. Здесь можно использовать шкалирование. После решения учебной задачи дети на полях чертят шкалы и оценивают себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: П – правильность, Т – трудность.

При выполнении индивидуальных заданий можно использовать нумерацию на полях. Прочитав задание, ребята анализируют его и ставят на полях в тетрадях числа, соответствующие количеству этапов алгоритма. Выполняя поэтапно задания, они отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к самооценке ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.
В конце урока с помощью знаков на полях дети могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.

Если рассматривать виды заданий, то письменные работы можно оценивать по следующим критериям: аккуратность, грамотность, самостоятельность.

Критерии устных ответов усложняются в процессе обучения. Например, в 1и 2 классе достаточно оценить соответствие выступления теме, полноту, грамотность речи, выразительность (при чтении стихотворений). В 3 и 4 классах дети уже владеют целом набором умений работы с текстом, а, следовательно, добавляются такие критерии как использование дополнительных источников, наглядность, убедительность, использование примеров, доказательства, выводы. Каждый из критериев следует вводить только после того, когда ребенок владеет данным умением на уровне способа.

Умение самостоятельно осуществлять контроль выпол­ нения учебного задания

Контроль - совокупность действий, направленных на про­верку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществля­ется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

В ходе осуществления контроля сначала дети отвечают на последовательности:

    Какой результат нужно проверить?

    Что нужно учесть, чтобы понять, что задание выпол­ нено?

    С чем можно/нужно сравнить, чтобы ответить на вопрос: правильно выполнено задание или нет?

Есть ли ошибки? Если есть, то, как их можно испра­ вить?

Познавательные универсальные учебные действия

4. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков

Анализ - это мысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания. На эта­ пе действия по образцу для учащихся 1-2 класса важно уметь выделять объект анализа, т.е. осознавать, что в данный момент изучается, что делится на части, какие составные части целого можно обнаружить.

В ходе осуществления анализа учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

    Что мы рассматриваем? Что необходимо найти?

    Что учитываем при нахождении частей?

    Какие части обнаружили?

    К какому выводу пришли?

    Умение осуществлять логическое действие «синтез»
    Синтез - соединение различных элементов или частей в единое целое.

Умение осуществлять логическое действие «синтез» нераз­ рывно связано с логическим действием «анализ», так как при изучении объекта идет постоянное движение мысли от целого к его частям и от частей к целому. Для учащихся 1-2 класса важно при синтезе осознавать, что именно должно получиться при «сборке» частей (предложение, по­говорка, предмет и др.) и какие части могут входить в это конкрет­ ное целое.

В ходе осуществления логического действия «синтез» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, пред­ лагаемые в следующей последовательности:

    Что мы составляем? Зачем?

    Из каких частей мы собираем это?

    Как правильно соединить части в целое?

6. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам

Сравнение - сопоставление свойств объектов в целях вы­ явления их сходства и различий. На этапе представления об универсальном учебном действии «сравнение» учащимся 1- 2 класса важно не только понимать смысл понятий «сход­ ство» и «различие», но и осознавать, зачем в данном задании нужно сравнивать те или иные объекты.

В ходе осуществления логического действия «сравнение» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Какие объекты мы сравниваем? Зачем?

    Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?

    Какой вывод можно сделать в результате сравнения?

7. Умение осуществлять логическое действие «классифи кация» по заданным критериям

Классификация - это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.

Для развития умения осуществлять классификацию уча­ щимся 1-2 класса важно не только знать и использовать в учеб­ ной деятельности естественную классификацию объектов, но и проводить искусственную классификацию, т.е. группировать множество предметов по самостоятельно найденным призна­кам на подгруппы.

В ходе осуществления логического действия «классифика­ ция» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учите­ ля, предлагаемые в следующей последовательности:

    Что мы делим на группы? Зачем?

    Какой признак надо учесть при делении на группы?

    У каких объектов (предметов) можно обнаружить дан­ный признак? Как можно назвать эту группу?

    Какие объекты имеют другой признак? Как можно на­ звать эту группу?

    Что мы узнали в ходе деления на группы множества объ­ ектов?

8. Умение осуществлять логическое действие «обобще­ ние»

Обобщение - мысленное объединение предметов и явле­ ний по их общим и существенным признакам. В ходе обобще­ ния происходит движение от единичного, менее общего к более общему.

В ряде учебных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в начальной школе, умение обобщать и умение классифициро­вать тесно связаны между собой. Однако это два различных умения, и учащимся 1-2 класса важно показать, что логическое действие «обобщение» имеет свою последовательность шагов.

В ходе его осуществления учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Какую группу объектов (предметов) нужно назвать? За­ чем?

2. Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?

    Что среди этих общих признаков самое важное для ре­ шения данной задачи?

    Каким словом можно назвать эту группу?

9. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Установление причинно-следственной связи - это установ­ ление отношений между одним явлением (процессом, состоя­ нием объекта) и другим. То, из-за чего событие произошло, называют причиной; то, что наблюдается как результат, следствием. Для учащихся 1-2 класса установление причинно- следственных отношений связано с поиском ответа на вопрос: почему, из-за чего произошло то или иное событие?

В ходе поиска причины и следствия учащиеся отве­ чают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следу­ющей последовательности:

1. Какие явления (события) мы изучаем? Что необходимо найти?

2. Какие из перечисленных явлений (событий) связаны между собой?

    Что из них произошло раньше? (Это причина.)

    Что из них произошло потом? (Это следствие.)

    Какой вывод можно сделать?

    Умение строить простые умозаключения по аналогии
    Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, даю­ щий нам новое знание о предметах и явлениях. Умозаключе­ ние по аналогии - это умозаключение от частного знания к час тному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании внешнего подобия предметов по од ним признакам делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Такие умозаключения - один из ис­ точников догадок, гипотез и предположений.

Чтобы помочь учащимся 2 класса построить умозаключе­ ния по аналогии, можно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:

1. Какой незнакомый объект рассматриваем?

    Что из ранее изученного похоже на этот объект?

    О чем можно сделать вывод относительно нового объ­ екта?

    Чтобы сделать вывод, подумай: если у известного объек та есть определенные качества (свойства, признаки), то воз­ можно и незнакомый объект обладает подобными качествами ( свойствами, признаками).

    Какой вывод на основании этого размышления можно сделать?

Коммуникативные универсальные учебные действия

11. Умение строить речевое высказывание в соответствии
с задачами учебной коммуникации

Суть данного умения заключается в том, что в ситуации учебной коммуникации ребенок удерживает предмет обсужде­ ния.

довательности:

    О чем сейчас говорят?

    С какой целью?

    Есть ли у тебя информация по обсуждаемому вопросу?

    Что ты можешь сказать по этому поводу?

12. Умение формулировать точку зрения

Точка зрения - собственное представление о чем-либо, личная оценка происходящих событий или явлений.

Суть умения заключается в том, что ребенок понимает предмет об­ суждения, определяет свое отношение к этому предмету и формулирует свою точку зрения. Это умение является пред­ посылкой более сложного умения - «аргументировать свою точку зрения».

Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на под­ водящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей после­ довательности:

    Что сейчас обсуждается?

    Зачем это обсуждается?

    Что ты думаешь по этому поводу, как ты к этому отно­ сишься?

13. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений

Данное умение позволяет ребенку в ситуации учеб­ной коммуникации удерживать предмет разговора и формули­ ровать вопросы, позволяющие ему получить новую информа­ цию либо уточнить (проверить) имеющуюся.

Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на под­ водящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей после­ довательности:

    О чем идет речь?

    Чего ты не знаешь и не понимаешь?

    Что ты хочешь узнать об этом у другого человека?

Теперь рассмотрим процесс формирования данных умений на временном отрезке «начальная школа»

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходя­ щий в три основных этапа: выполнение по образцу, содержа­ щему способ действия («Представление»), осуществление способа действия по его названию («Способ»), применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»).

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности метапредметных УУД является первый уровень («Представление»), в 3 классе - второй уровень («Способ») и в 4 классе - третий уровень («Овладение УУД») для большинства учебных действий.

Данный уровень развития метапредметных УУД рассмат­ ривается как база для того или иного класса. Приращение в уровне сформированности УУД с 1 по 2 класс на уровне представления задается через увеличение числа операций с действием, которыми должен овладеть ученик.



Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу четвертого класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осоз­нанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.

Обратите внимание на следующую таблицу. В данной таблице представлены этапы формирования РУУД

    На первом этапе учитель сам ставит цель урока, осуществ­ ляет планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям, проводит рефлексию способов действия, которые освоили учащиеся. Дети вместе с учителем проходят через ситуацию деятельнос­ ти, но их самостоятельность минимальна - на этапе выполне­ ния предложенного учителем действия.

    На втором этапе учитель ставит цель урока, организует планирование и определение этапов урока, объясняет назначе­ ние конкретных заданий, но учащиеся не только самостоя­ тельно их выполняют, но и осуществляют контроль и оцени­вание результата. Рефлексию действий, которые освоили уча­ щиеся, проводит учитель.

    На третьем этапе учащимся передается еще и этап плани­рования порядка действий в соответствии с целью, поставлен­ ной учителем на уроке. Целеполагание и рефлексия остаются за учителем.

    На четвертом этапе учитель создает проблемную ситуа­ цию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по разрешению проблемной ситуации.

В задачи начальной школы входит прохождение первых двух этапов, в ряде случаев при помощи учителя дети уже в 3-4 классах способны планировать этапы урока в соотве­тствии с целью, но в полном объеме метапредметные УУД, связанные с планированием, целеполаганием и рефлексией учебной деятельности, развиваются уже в основной школе. Во всяком случае, эти УУД не могут быть предметом обязатель­ного контроля и оценки у выпускников начальной школы. Не являются они и предметом мониторинга.

3. Как отследить динамику процесса формирования УУД? (мониторинг)

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

    Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

    Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

    Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

    Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

    Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

    Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей. В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения.

Для диагностирования уровня сформированности УУД в 1-4 классах мы используем программу Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова .

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» совместно разрабатывают программу и инструмент для проведения комплексного психолого-педагогического мониторинга метапредметных УУД.

Уже разработаны две важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся для 1 класса: диагностика «Школьный старт» и первый мониторинговый срез метапредметных УУД. А также измерительные инструменты для проведения мониторинга во 2 - 4 классах. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе - «Учимся учиться и действовать».

Диагностика «Школьный старт» направлена на получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. Принципиально важная особенность этой диагностики состоит в том, что она определяет готовность не с точки зрения сформированности различных психических процессов , а с точки зрения уровня сформированности умений , важных для успешного начала обучения ребенка в 1 классе. Полученная информация помогает учителю точно определить задачи в адаптационный период:

1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий;

2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

3) осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми и др.

Результаты диагностики «Школьный старт» играют важную роль и в анализе данных мониторинга метапредметных УУД, проводимого первый раз в апреле первого года обучения, задают определенную точку отсчета в понимании полученных результатов.

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

Как проводится мониторинг?

Мониторинг проводится один раз в конце учебного года (апрель) с 1 по 4 класс и позволяет отследить приращение в уровне сформированности метапредметных УУД начальной школы. Для его проведения разработана система специальных предметных заданий, оценивающих уровень сформированности того или иного универсального учебного действия. Для проведения мониторинга используются специальные индивидуальные рабочие тетради учащихся. Ребенок выполняет все задания в этих тетрадях под общим руководством учителя. Для проведения мониторинга и обработки полученных результатов разработаны методические рекомендации для учителя и электронные таблицы в программе Excel . (показать таблицу обработки данных мониторинга в программе Excel )

В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализиру­ются в мониторинге, начиная с 3 класса. В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 ос­ новных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 5 новых и всего в мониторинге представлено 13 универсальных учебных дей­ ствий. Базовым уровнем для их развития по-прежнему явля­ ется уровень «представления». Важно подчеркнуть, что од­ нажды войдя в число показателей мониторинга, то или иное универсальное учебное действие сохраняется в нем до конца начальной школы. В 3 и 4 классах изучаются все 34 показа­теля, но уже на уровне применения способа (3 класс) и овла­дения УУД (4 класс) соответственно. Присоединение целого ряда показателей только в 3 классе связано с тем, что эти учебные действия невозможно осуществлять на основе об­ разца, без понимания сути осуществляемого способа, напри­ мер, такое учебное действие как «подведение под понятие» и многие другие. Большинство регулятивных УУД будут вводиться и осваиваться учащимися сразу на уровне приме­ нения способа и встраивания этого способа в учебную дея­тельность. Работа над их формированием может быть начата уже в конце 1 класса, но измерению и оценке будет подле­ жать только в 3 классе.

В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изуча­ ются только на базовом уровне сформированности, в 3-м и 4-м - на базовом и повышенном.

Количество универсальных учебных действий и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

Класс

Число показателей в мониторинге

Базовый уровень сформированности показателей

Повышенный уровень сформированности

«Представление»

Нет

2 класс

«Представление»

Нет

3 класс

«Способ»

Есть

4 класс

«Овладение УУД»

Есть

Базовый уровень предполагает, что сформированность универсальных учебных действий изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся тре­ буется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Все учащиеся должны справляться с заданиями базового уровня сложности. Если учащийся не справляется с заданием базо­ вого уровня, ему требуется специальная дополнительная по­ мощь педагога.

Таким образом, количество показателей в мониторинге постепенно увеличивается, и от года к году повышается тре­ бование к базовому уровню сформированности каждого УУД.

В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учени­ ком метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Важно отметить, что перечень УУД, подлежащих формиро­ ванию в начальной школе, значительно шире. Не все умения, над развитием которых работает учитель в соответствии с программой формирования УУД, входят в мониторинг. При­ чин тому несколько.

1. Следует разумно ограничить по времени проведение мо ниторинга и не превращать апрель в месяц сплошной диагнос­ тики УУД в ущерб учебному процессу.

2. Не все УУД можно диагностировать с помощью конкрет­ ных заданий, некоторые требуют систематического отслежи­ вания в процессе работы с детьми. Результаты педагогических наблюдений могут фиксироваться в портфолио ученика.

3. Многие УУД в начальной школе только начинают фор­мироваться, и даже на конец 4 класса рано говорить о полу­ чении такого результата, который может подлежать контролю и оценке. Например, речь идет о таких умениях, как осу­ ществлять дедуктивное рассуждение, определять понятия и др. Однако это не снимает с учителя начальной школы зада­ чи по целенаправленному их формированию.

Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредмет ного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется. О чем мы говорили ранее.

В каждом УМК предлагается целая система заданий направленных на формирование УУД.

Например, работа с опорой на памятки, алгоритм – это развитие регулятивных УУД. Задания типа: сравни, продолжи ряд, выбери схему – это познавательные УУД и другие.

Что дает мониторинг?

Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне образовательного учреждения. Кроме того, мониторинг позволяет оценить эффективность педагогической деятельности по достижению образовательных результатов учащихся не только на момент окончания 4 класса, но и в процессе всех лет обучения.

Данные полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвертого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития метапредметных УУД за все время обучения в начальной школе. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка были созданы вполне комфортные условия.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО.

Программа мониторинга также отражает результаты работы педагога по формированию УУД на каждом этапе.

Подводя итог выше сказанному , можно сделать вывод, что формирование метапредметных умений - это длительный процесс, а ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.

Исходя из выше сказанного, на начальном этапе нам необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу.

В начале сентября педагогом и психологом была проведена входная диагностика, которая состояла из двух частей: психологической готовности и стартовой готовности («Школьный старт»)

Обычно мы руководствуемся данными входной диагностики проводимой психологом школы.

Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зрения различных параметров развития. С помощью специальных методик психолог оценил различные стороны такой готовности: мотивации, личной зрелости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т. д.

Но учителя-практики часто сталкиваются с такой ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.

Поэтому для получения более объективной картины о готовности ребенка к школе педагог параллельно проводил диагностику стартовой готовности.

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действий, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Это и есть способности метапредметного характера.

- Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению приведен в таблице:

Учет полученных данных при:

    создании индивидуальной траектории развития каждого ребенка;

    внесение корректировок в рабочую программу учителя;

    проектировании темпа прохождения программы;

    планировании уроков;

    разработке индивидуальных занятий.

Из таблицы видно, что именно стартовая диагностика помогает учителю наиболее полно увидеть проблемы, а далее и спланировать свою работу так, чтобы для каждого ребенка были созданы оптимальные условия для адаптации и обучения.

Для педагогической диагностики стартовой готовности мы использовали рабочую тетрадь и методические рекомендации «Школьный старт»

На схеме видно, какие инструментальные компоненты отслеживались.


Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. Коммуникативные умения, входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

В приложении №1 приведены показатели стартовой готовности, даны краткие характеристики каждого умения и приведены примеры учебных заданий, задействующих данные умения.

Результаты диагностики «Школьный старт» поможет правильно определить педагогические задачи на адаптационный период:

    формирование навыков общения.

    вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник);

    ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

    организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребенка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе – коррекция и индивидуализация процесса обучения.

В конце года (апрель) был проведен мониторинг метапредметных УУД. Для диагностики использовались рабочие тетради « У чимся У читься и Д ействовать» и методические рекомендации.

Все задания в данной тетради объединены игровым сюжетом о лесной школе. На протяжении всей тетради действуют одни и те же герои – это зверята-учащиеся и их учитель Енот Енотович. Так же, как и дети, зверята учатся в 1 классе. Они ходят на разные уроки, выполняют задания, играют на перемене, убирают класс после уроков. Каждый диагностический модуль – это одна сюжетно-игровая ситуация, один эпизод из учебной жизни обитателей лесной школы.

В начале тетради расположена вводная часть, которая состоит из приветственного слова Енота Енотовича, условных обозначений и восьми тренировочных заданий.

Во введении к каждому модулю есть описание образца и условий выполнения заданий. Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД – выполнения учебного действия по образцу (владение на уровне представления)

Каждый модуль содержит 3 задания: А, Б, В

Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение.

Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания.

Кроме этого в конце каждого модуля расположено дополнительное задание «сундучок» Выполнение дополнительного задания носит необязательный характер. Однако задания «в сундучке» имеют свой развивающий потенциал. У детей появляется возможность с помощью дополнительного задания проконтролировать правильность выполнения задания основного блока, потренироваться применять УУД в измененных или новых условиях, практически применить полученные знания.


Зачем?

Можно предположить, что из трех вопросов - кому, зачем и как проводить мониторинг, ответ на этот представляется наиболее очевидным. Но так как за вопросительным словом «ЗАЧЕМ» кроется цель любой деятельности, важно начать именно с него. Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления , позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития .

Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков:

Мониторинг - это инструмент того, кто управляет ситуацией.

Кто?

Мы сможем определить, кто отвечает за мониторинг УУД, если ответим себе на другой вопрос: кто непосредственно управляет ситуацией развития универсальных учебных действий у учащихся? Конечно, это педагог. Именно он в первую очередь работает на все группы образовательных результатов и является главным ответственным за этот процесс. Позиция же психолога по отношению к задаче формирования и диагностики УУД будет определяться тем, как и на каком уровне он включен в эту задачу.

Вариант 1

Психолог - помогающий специалист. Он решает свои профессиональные задачи. Работает в кризисных ситуациях. К нему обращаются за помощью в работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении или имеют особенности в развитии. В этом случае мониторинг УУД никак не может являться задачей психолога .

Можно предположить, что к психологу обратятся за помощью на отдельных этапах мониторинга, например помочь в обработке или анализе результатов. Скорее всего, ему передадут информацию о детях, показавших низкие результаты, чтобы он провел дополнительную диагностику для выяснения возможных причин, и пр.

Вариант 2

Психолог - часть педагогической команды, перед которой стоит цель формирования (а значит, и диагностики) УУД.

Один из наиболее важных принципов работы в команде - общая ответственность за результат.

Отдельные задачи распределяются в команде исходя из имеющихся условий, особенностей организации процесса и квалификации каждого специалиста в команде. В этом случае возможно, что какой-то из этапов проведения мониторинга УУД будет поручен психологу . Но и тогда мониторинг остается инструментом педагогической диагностики.

Однако ни в одном из вариантов психолог не может быть главным ответственным за процесс формирования универсальных учебных действий, а значит, и за процесс их мониторинга.

Как?

Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к цели мониторинга УУД - отслеживанию процесса формирования универсальных учебных действий у учащихся для проектирования и своевременной корректировки этого процесса. Все фазы этого процесса (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой.

Из особенностей этого процесса вытекает еще один важный для нас вывод относительно диагностического инструмента, который мы используем:

Измеряем то, что развиваем.

Это значит, что нужно очень хорошо понимать суть того, что необходимо диагностировать. Только в этом случае удастся подобрать точный диагностический инструмент.

Так в чем же суть универсальных учебных действий? УУД - это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

По своей природе универсальное учебное действие - это понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определенное УУД, ребенок должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД - означает обучить учащегося различным способам действия, например таким, как сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделирование и др.

Каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определенный, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения.

Универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл они приобретают только внутри определенной цели. Цель задает необходимость выполнения универсального действия и определяет результат, на который нужно выйти. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа и постановки цели с помощью вопросов. Так, например, алгоритм УУД « сравнение» следует начинать с вопросов: что и с какой целью мы должны сравнить? Что мы этим хотим доказать? Для чего составляем план действий?

Только после получения ответов на них можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и др.

Отметим, что УУД может быть описано как способ, то есть последовательность шагов (алгоритм). Совокупность таких способов обеспечивает эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии.

Таким образом, сформировать метапредметные УУД у учащегося - значит передать ему способы осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач. Понятие «универсальные учебные действия» вошло в практику образования вместе с введением нового стандарта. А значит, должны быть разработаны новые диагностические инструменты, позволяющие оценивать то, что составляет суть этого понятия: СПОСОБЫ осуществления учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

По нашему опыту, самый большой соблазн использовать психологический инструментарий для диагностики УУД возникает при работе с познавательными универсальными учебными действиями. И это понятно. Такие знакомые для психологов названия: сравнение, обобщение, анализ, синтез… Эти слова действительно часто встречаются в психологических методиках, направленных на диагностику сформированности понятийного мышления. Но логические операции мышления и универсальные учебные действия - это не одно и то же .

Главное отличие заключается в том, что универсальные учебные действия - это « инструменты деятельности», а логические операции - «инструменты мышления».

Как же на уровне диагностического задания отличить одно от другого? Самая очевидная разница будет заключаться в наличии или отсутствии цели как главного критерия деятельности.

Давайте сравним диагностические задания, направленные на изучение УУД и логических операций мышления на примере « сравнения» - сопоставления свойств объектов в целях выявления их сходства и различий.

Задание 1 . Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними « С». Если у них разные значения, напиши между ними «Р».

Богатый … бедный
Милый … приятный
Быстрый … медленный

Задание 2 . В ветеринарную клинику нужно доставить кокер-спаниеля. Выбери в каталоге товаров переноску, в которой можно перевозить эту собаку. На покупку у тебя есть 1000 рублей. Поставь V рядом с правильным ответом.


В обоих этих заданиях ребенку нужно выявить сходства и различия. В проверке способности обнаружить сходство или различие и заключается смысл первого задания. Во втором задании появляется главное условие универсального учебного действия - ЦЕЛЬ, то есть появляется деятельность. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен не только сличить признаки двух объектов, но и:

Осуществить выбор объектов для сравнения исходя из цели деятельности (сравнивать имеет смысл не все переноски, а только подходящие по стоимости);

Правильно определить признаки, которые необходимо сравнить для решения поставленной задачи (вес, высоту, длину);

Сделать вывод на основе результатов сравнения (подходит переноска № 3).

Чтобы верно осуществить все эти действия, ребенок должен последовательно ответить себе на вопросы:

1. Что нужно сравнить и зачем?
2. Какие объекты нужно выбрать и сравнить?
3. Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?
4. Какой вывод можно сделать в результате сравнения?

То есть применить способ осуществления познавательного УУД - «сравнение».

Этим примером мы ни в коем случае не хотим сказать, что психологические инструменты диагностики плохи. Мы лишь хотим констатировать факт: психологические методики не могут быть использованы для оценки сформированности универсальных учебных действий. А вот в ситуациях дополнительной диагностики, постановки психологического диа гноза, определения причин неуспеваемости обойтись без них невозможно.

Принципиальные позиции

Подводя итоги наших размышлений, важно подчеркнуть следующие принципиальные позиции:

1. Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как не он отвечает за процесс их формирования. Мониторинг - инструмент ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ диагностики.

2. Если работа по формированию УУД выстроена специалистами школы как командная, то профессиональные компетенции психолога очень востребованы на всех этапах формирования УУД: проектирования, развития и мониторинга.

3. Для оценки сформированности универсальных учебных действий должны использоваться специальные диагностические инструменты.

Как и зачем проводить мониторинг УУД?
Задачи для психолога.

Александра ТЕПЛИЦКАЯ, Татьяна МЕРКУЛОВА
психологи-методисты Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Москва