Нежить мифология. Нежить

ЖИВЫЕ МЕРТВЫЕ. Классификация нежити.

Жить или нежить?

НЕЖИТЬ - общий термин, объединяющий всех вымышленных существ (осязаемых и бесплотных), которые раньше жили обычной жизнью, потом, как водится, умерли - но сделали это не совсем удачно. Иначе говоря, после смерти они продолжали свое пребывание в этом мире, частично сохранив прежний облик либо полностью преобразившись в нечто совершенно иное (например, став призраком).
Легенды о живых мертвецах свойственны каждой развитой культуре нашей планеты. Среди заснеженных гор и в песках бескрайних пустынь, в сырых пещерах и уютных залах кинотеатров - везде нас настигнет страх перед умершим, но живущим вопреки законам природы. Боязнь смерти и неизвестности свойственна каждому человеку.
Особого интереса заслуживает английский вариант слова "нежить" - "undead". В буквальном переводе это означает "немертвый".
Термин undead придумал Брем Стокер и впервые употребил его в сверх-популярном романе "Дракула" (1897 год).
Русское слово "нежить" говорит само за себя - что-то не живое. Внутреннее наполнение, казалось бы, синонимичных терминов "нежить" и "undead" на проверку оказывается разным. В английском варианте исподволь подчеркивается, что это существо вернулось из мертвых - то есть вроде бы как уже не мертвое, а в некотором смысле даже живое, выкарабкавшееся с того света. Русский язык на этот счет более категоричен - слово "нежить" в буквальном смысле означает, что это существо не живое, а мертвое.
Слово "нежить" происходит из северных территорий и означает "все, что не живет человеком, что живет без души и плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора".В изначальном, старорусском понимании этого слова "нежить" была особым видом духов. Согласно старинным поверьям, нежить не живет и не умирает. У неё нет своего облика, поэтому она всегда принимает какую-либо личину. В народе также бытовало поверье, что нежить - это остатки войска Сатаны, сверженного архангелом Михаилом на землю.
Слово "нежить" появилось в России гораздо раньше, чем аналогичный термин - за границей, и возникло оно не в развлекательной литературе, а "у истоков" - в народных поверьях."В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна нежить".
Всю нежить можно условно разделить на два вида. Первый - это нежить материальная, которую можно пощупать(хотя, вероятнее всего, это она пощупает вас - да так, что мало не покажется).Зомби, мумии, вампиры, личи, скелеты, рыцари смерти и прочая загробная живность является самой многочисленной группой нежити. Второй, менее распространенный, но оттого не менее значимый вид умертвий - это разного рода призрачные существа. Бестелесные духи не так агрессивны, как их осязаемые коллеги

ЗОМБИ.
Когда мы говорим "нежить",то подразумеваем,в первую очередь,зомби.Слово "зомби" вошло в наш обиход сравнительно недавно - между 19 - 20 веками.Живые трупы бродили по сказочному пространству Европы и раньше, однако назывались они иначе - revenants, "вернувшиеся".
На Руси ближайшим родственником европейских живых мертвецов были упыри и вурдалаки.
Происхождение слова "зомби" неизвестно.Некоторые считают, что оно образовано от конголезского "нзамби"(живой мертвец).
Если зомби испытывает хоть какой-то гастрономический интерес к живой человечине, то никогда не конфликтуют друг с другом из-за пищи. Они действуют сообща, но неорганизованно - идут сплошной толпой без тактических маневров.Из-за своей "врожденной" тупости зомби не устраивают засад или ловушек. Их главные козыри - массовость, огромная физическая сила и живучесть.

ДРАУГРЫ.
Очень интересный вид зомби - драугр,то есть "неумерший","возвратившийся".После смерти викинг мог стать драугром - сохранить прежнее тело и даже личные качества, но при этом превратиться в злобное и жадное существо, живущее под землей. Эти чудовища были удивительно сильны и неуязвимы для обычного оружия. Победить драугра мог только герой, причем из-за неэффективности оружия ему приходилось сражаться с монстром врукопашную.
Драугр мог "ожить" вторично, даже из малой частицы пепла,оставшейся после кремации.И, наконец, драугры обладали магическими способностями.
Некоторые исследователи считают, что монстр Грендель из англосаксонской поэмы "Боевульф" - слегка "переделанный" скандинавский драугр.

ВАМПИРЫ.
Вампира - это живые мертвецы, пьющие кровь, наделенные магическими способностями и умеющие трансформироваться в разных живых существ, явления или даже предметы (например - летучая мышь, волк, туман). Согласно многим примитивным верованиям, можно получить некие особые качества, выпив чужой крови (например, сила поверженного врага переходит к вам через его кровь).

ГУЛИ.
Разновидность нежити, пришедшая к нам из арабского фольклора. Они представляют собой пустынных демонов, умеющих менять свою форму (излюбленный облик - животное, в особенности - гиена).Гули разрывали могилы и питались трупами, либо охотились на зазевавшихся детей. Они также любили заманивать путешественников в самые бесплодные районы пустыни и пожирать их там. Эти твари не слишком опасны - они предпочитают жрать мертвечину и иногда могут поговорить с вами о чем-нибудь интересном. Однако не брезгуют и живой плотью, при при случае подкарауливая путешественников. Гули обладают способностью парализовать свою жертву (у эльфов есть иммунитет к такому параличу). ГАСТ - более "крутая версия гулей, способная охотиться даже на эльфов.

ПРИЗРАКИ.
Приведения, духи, фантомы - это души умерших людей, в силу каких-либо причин не способные вернуться к источнику своего творения. Данные существа обычно имеют облик, напоминающий человеческий. Их бесплотность подчеркивается тем, что призраки почти всегда полупрозрачны. Они могут проходить сквозь стены, издавать звуки и даже влиять на окружающий мир (например, двигать предметы.
Среди малоизвестных видов призраков можно назвать ВИЛЛ О-ВИСПОВ (will o"the wisps). Это призрачные лесные и болотные огни, парящие по ночам над землей. Они считались душами злых людей, заманивавших путников в болото. Иногда их называли душами некрещеных младенцев, "застрявших" между раем и адом.
МАЙЛИНГИ (mylings). Аналогично лесным огням, они - светящиеся привидения - души некрещеных или убитых детей. Майлинги запрыгивают вам на спину и требуют, чтобы их отнесли на кладбище, чтобы они могли успокоиться в святой земле. Проблема в том, что по мере приближения к кладбищу майлинги увеличиваются в размерах - причем настолько, что в конце концов человек, несущий их, проваливается под землю. Еще менее заманчивая перспектива ждет вас в случае отказа помочь майлинге - тот впадет в ярость и убивает свой "транспорт"
ВАЙТ (wight) - это человекообразные существа вроде эльфов и гномов.
РЕЙТ (wraiths) - это отражение еще живых людей, которые являются умирающим и предзнаменуют скорую смерть последних.
НАЗГУЛЫ - это особая разновидность нежити, не прошедшая через естественную смерть. Согласно письмам Толкина, назгулы питаются страхом и не имеют особой власти над теми, кто их не боится.

ЛИЧИ (lich) - волшебники, превратившие себя в бессмертных мертвецов при помощи черной магии и хранящие свою душу в особых сосудах - филакериях

РЫЦАРИ СМЕРТИ (death knight, dread knight) - весьма популярный вид нежити. Они представляют собой благородных рыцарей, проклятых своими добрыми богами покровителями, либо оживленных после смерти злыми богами. Такие рыцари обычно возглавляют войска тьмы и имеют неплохие магические способности.

БАНЬШИ (banshee) - разновидность "семейного" призрака, чей зловещий вой по ночам предвещает смерть кому-либо из членов данной семьи.

МУМИИ - те же зомби, мумии отличаются от обычных зомби своей хорошей сохранностью. Многие из них обладают магическими способностями, ведь мумификации подвергались преимущественно знатные люди, в частности - жрецы. Словом, нежити, придуманной разными народами, хватит на огромный - и очень страшный - зоопарк.

Сократ говорил: " Поскольку мы не знаем, что такое смерть, бояться её не логично".

Баловать, холить, содержать в неге (в холе, в приволье). Ср. . .. См. ласкать … Словарь синонимов

Толковый словарь Ушакова

1. НЕЖИТЬ1, нежу, нежить, несовер., кого что. Холить, содержать в неге. Нежить детей. Нежить тело. «Нежили они меня, баловали.» Чехов. || Приводить в состояние неги, истомы. «Там нежила меня теней прохлада.» Пушкин. 2. НЕЖИТЬ2, нежити, жен.… … Толковый словарь Ушакова

Кого, содержать в неге, в холе, в приволье; ухаживать за чем или за кем старательно; обходиться бережно, заботливо; баловать кого, неговать. Она так нежит детей, что они ветерка боятся. Сколько ни нежил я деревцо это, а усохло. Неженный, живший… … Толковый словарь Даля

НЕЖИТЬ, жу, жишь; несовер., кого (что). 1. Содержать в неге (в 1 знач.), холить, баловать. Н. детей. 2. Приводить в состояние неги (во 2 знач.). Нежит ветерок. Нежить мечту (надежду) (высок.) то же, что лелеять мечту, надежду. II. НЕЖИТЬ, и,… … Толковый словарь Ожегова

НЕЖИТЬ 1, жу, жишь; несов., кого что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НЕЖИТЬ 2, и, ж., собир. В русской мифологии: фантастические существа (домовые, лешие, водяные, ведьмы, русалки, кикиморы). Всякая н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

нежить - ▲ заботиться о чрезмерно нежить. изнежить, ся. держать под стеклянным колпаком кого. за ручку водить кого. водить на помочах кого. вытирать сопли кому … Идеографический словарь русского языка

нежить - НЕЖИТЬ, и, ж Собир. Совокупность мифологических существ в виде мертвецов, оживленных с помощью сверхъестественных сил или созданных злыми высшими божествами существ, враждебных людям. А по ночам, по словам старушки, за селом, в полях и по оврагам … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Нежить, или Таинственные существа , Михаил Герштейн, Вадим Деружинский. НЛО, полтергейст, привидения - феномены одной природы, понимание которой перевернет все наши представления о Мироздании. Кем являются "пришельцы" из летающих тарелок, призраки, демоны,…
  • Нежить. Доктор Смерть , Полевой, Георгий. НОВЫЙ роман от автора бестселлера «ИСЧАДИЯ»! Первый НАУЧНО-фантастический цикл о войне против вампиров – не девичья слезогонка вроде приторных «Сумерек», а соленый от крови мужской боевик,…

Эту классификацию составил лично Stygminum. Данная работа ни в коем случае не претендует на звание исчерпывающей и подходящей для любых случаев. Она подчиняется одной концепции, с которой каждый автор может согласиться или не согласиться. Целью этой работы была попытка объединить накопленные знания о нежити, постараться упростить понимание особенностей изучаемого явления, систематизировать его проявления. Источником послужили произведения ранней ирландской, скандинавской и китайской литературы, собрания устного народного творчества России и Исландии, готические рассказы, рассказы викторианской эпохи и начала 20 века о приведениях и вампирах, а также компьютерные игры, литература по мотивам игр, фильмы современные рассказы и романы о зомби, призраках и прочей нежити. Данное руководство должно помочь читателю понять сюжетные линии в литературных и фольклорных произведениях, а авторам - логичнее выстраивать причинно-следственные связи в своём творчестве. Работа не является полностью научным источником и содержит элементы псевдонауки.

Нежить - это тело живого существа, часть тела или его дух, который после смерти имеет те или иные признаки живого существа вследствие сверхъестественных причин. Это определение разработано специально для данной работы в рамках её концепции и может не совпадать с другими определениями. Например, согласно словарю Даля - это «всё, что не живёт человеком, что живёт без души и без плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора и пр.» Однако в настоящее время под нежитью понимается именно то, что когда-то умерло, а затем восстало из мертвых.

Классификация нежити



Наиболее важной характеристикой нежити является её происхождение. По происхождению нежить можно классифицировать на спонтанно появившуюся и поднятую. Естественно, нежить никогда не может появиться без особых причин. Однако здесь важно, что первый класс нежити появляется по естественным причинам, а второй -является результатом умышленного воздействия, зачастую, разумного существа.
1. Спонтанно появившаяся нежить - нежить появившаяся в результате естественных причин или причин, не являющихся специально направленными на появление нежити, или причин, появление нежити вследствие которых, не является их облигатным свойством.
1.1 Спонтанно появившаяся по внутренним причинам нежить. Внутренние причины - те причины, которые зависят только от особенностей умершего, которые по данным ряда авторов приводят к появлению нежити. Это душевная болезнь, злобный характер умершего, его незаконченное дело и др. Большинство из этих причин являются стохастическими факторами.
1.2 Спонтанно появившаяся по внешним причинам нежить. К ним относятся такие причины, как убийство, казнь, пребывание в заключении, гибель без должного захоронения, инфекционная болезнь, смерть на поле боя, утопление и др. Особого рассмотрения заслуживают две группу вешних причин. Первая их них - проклятия. Если проклятие высказано не профессиональным магом/ колдуном/ некромантом, то нежить, образовавшаяся из умершего, на которого оно было направлено, следует считать спонтанно появившейся. То же следует отнести и к нежити, возникшей из человека, на которого было направлено проклятие профессионального мага, но не имевшего цели превратить объект воздействия в нежить. Только в том случае, если проклятие было направлено профессиональным магом/ некромантом и прямо имело целью превратить объект воздействия в нежить (например, чтоб он не знал покоя и после смерти), нежить, появившаяся вследствие этого, будет считаться поднятой. Другой случай - смерть в особом месте или пребывание до смерти в таком месте. Чаще всего, это зона, насыщенная темной магией, распространяющей свое влияние на человека или животных в ней находящихся. В таком случае, если воздействие особой местности изначально не направлено на появление нежити, то нежить следует считать спонтанно появившейся. Например, если люди гибнут от высвободившейся энергии при разрушении могущественного артефакта, а потом становятся нежитью. Если же местность была предварительно заколдована специально, что каждый, испытавший её воздействие, после смерти становится нежитью, то такая нежить будет считаться поднятой.
Наиболее общим признаком спонтанно появившейся нежити является то, что её появление не стало следствием умышленного превращения живого существа в нежить. Чаще всего спонтанно появившуюся нежить называют привидениями, беспокойными покойниками, возвращенцами (ревенант, видергэнгэр). Наиболее часто как внешние, так и внутренние факторы не приводят к появлению нежити, и её появления - событие исключительно редкое.
2. Поднятая нежить - нежить, появившаяся вследствие специального воздействия, направленного на появление нежити, или имеющего неотъемлемое свойство превращать объект воздействия в нежить.
2.1 Целенаправленно поднятая нежить - это нежить, которая была специально поднята разумным существом с определенной целью. Этот тип нежити появляется вследствие ритуалов некромантов, практики Вуду, обрядов демонологов, в процессе экспериментов ученых. Сюда же относится нежить, возникающая в результате проклятий профессионального заклинателя, имевшего создание нежити своей целью, также нежить, возникающая от воздействия на объект чар особой территории, на которую предварительно наложено заклинание, превращающее пребывающих в этой местности живых существ в нежить. Также к этой группе следует относить мертвецов, охраняющих гробницы и сокровища, поднимающихся именно при проникновение к охраняемому объекту. Кроме того, целенаправленно поднятой нежитью следует считать жертв сверхъестественной болезни, насланной, чтобы превратить её жертв в нежить.
2.2 Нецеленаправленно поднятая нежить - это нежить, возникновение которой обусловлено действием, обязательным свойством которого является появление нежити, но появление нежити не являлось основной целью данного действия. Например, по некоторым верованиям, человек, умерший от нападения вампира или оборотня после смерти сам становится вампиром или оборотнем. В современных произведениях то же может относиться и к зомби. При этом основная цель вампиров, оборотней и зомби в этом случае - насытиться, а появление нежити является своеобразным побочным эффектом данного действия. Естественно, те случаи, когда вампир кусает жертву для того, чтобы сделать её подобной себе относятся к предыдущему пункту. То же относится к заражению людей сверхъестественной болезнью, жертвы которой после смерти становятся нежитью. В том случае, если целью заражающего было только убить врага, а не сделать его нежитью, данный случай может быть отнесён к этому пункту. Таким образом, в некоторых случаях одно и то же воздействие может относиться как к пункту 2.1, так и к пункту 2.2. Однако целеполагания при этом играют существенную роль в сюжете.
По объекту, из которого появляется нежить, она может быть классифицирована на нежить, возникающую из людей и человекоподобных существ, нежить, появляющуюся из животных, нежить, возникающую из прочих объектов.
1. Нежить, возникающая из людей и человекоподобных существ. Наиболее часто мы имеем дело с человеческим материалом. В фантастической литературе и играх также имеет место нежить, возникшая из разумных существ нечеловеческой природы - эльфов, гномов, орков, гоблинов и др. Из-за их сходства люди и человекоподобные существа классифицируются в одном пункте.
1.1 Нежить, возникающая из обычных людей и человекоподобных существ, создается из тех, кто не обладает особыми свойствами. В основном, это «массовый продукт», решающий обычные задачи. При подъеме такой нежити большее значение придаётся физическим свойствам, сохранению памяти и интеллекта, обычно, внимание не уделяется. Иногда требуется наделить эту нежить особыми свойствами (см. ниже).
1.2 Нежить, возникающая из людей и человекоподобных существ, обладающих особыми свойствами. Эта нежить появляется из могущественных магов, великих воинов, выдающихся ученых и. т. д. Чаще всего, при этом сохраняются их особые свойства и качества, а зачастую они преумножаются. Воины становятся рыцарями смерти, маги - личами. Такая нежить обычно продолжает свои прижизненные дела - сражается, занимается магией, ведет научную работу. Иногда такую нежить используют для передачи знаний, утерянных после смерти их обладателя.
2. Нежить, появляющаяся из животных. Встречается реже. Однако есть примеры призраков зверей, а также подчиненных некроманту трупов млекопитающих и птиц.
2.1 Нежить, появляющаяся из обычных животных. Сохраняет свойства своего вида, если не была наделена дополнительными качествами. Также является «массовым продуктом».
2.2 Нежить, появившаяся из животных с особыми свойствами. Наиболее часто, эти животные сказочные. Самый характерный пример - воскрешение драконов в виде ледяных змеев и драголичей. Обычно эта нежить поднимается с целью использования важных прижизненных свойств - больших размеров, физической силы, способности изрыгать пламя. Иногда эти качества усиливаются, уменьшаются или заменяются, например, огненное пламя у драконов после призыва становится ледяным.
3. Нежить, возникающая из прочих объектов. Растения, грибы, микроорганизмы также являются живыми существами и могут умирать, поэтому они являются потенциальным источником нежити. Но мне ещё не приходилось встречать истории, где бы действовала такого рода нежить. Так что появление такой нежити может явиться новым направлением сюжетов.


По наличию тела нежить разделяется на наделенную телом и бестелесную. Согласно некоторым определениям нежить - это именно те существа, что существует в теле, но часто, особенно в компьютерных играх к нежити относятся также и бесплотные духи.
1. Нежить, наделенная собственным телом - любая нежить, имеющая своё тело полностью или частично. Это вурдалаки, утопленники, беспокойные покойники, вампиры, личи и пр.
1.1 Нежить, имеющая мягкие ткани. К этой категории следует относить нежить, имеющую сохранившиеся мягкие ткани (мышцы, сухожилия, кожу, внутренние органы).
1.1.1 Нежить, не подвергшаяся разложению или насилию - это нежить, имеющая все мягкие ткани, которые были при жизни, без признаков разложения. Также сюда можно отнести нежить, восстановившую свои ткани. При этом другие модификации тканей нежити, кроме естественных, не учитываются. Так нежить, такни которой изменены магическим образом, может быть отнесена как к этому, так и к следующему пункту.
1.1.2 Нежить со следами разложения и/или насилия - это нежить с явными признаками разложения или насилия. К ним относятся трупные пятна, высохшие ткани, истлевшие ткани, трупоеды, следы ранений, ударов, переломы, сочащиеся продукты гниения и пр. Стоит отметить также, что некоторые виды нежити разлагаются, а некоторые остановились в разложении. Так, например, исландские драуги имеют ту стадию разложения, на которой был обнаружен труп и далее не разлагаются. Некоторые виды нежити используют бальзамирующие вещества для противодействия разложению.
1.2 Скелеты - это нежить, не имеющая мягких тканей. У скелетов могут сохраняться остатки мягких тканей, но они должны быть в небольшом количестве и не оказывать существенного влияния на внешний вид или характер функционирования нежити.
1.3 Нежить, имеющая только отдельные части тела - это нежить, имеющая части тела (голова, туловище, шея, конечности) весом менее половины, от общего веса тела. Иногда имеются истории об оживших руках мертвеца, говорящих головах, летающих черепах, никак не связанных с основным телом. Вот эти объекты и относятся к данной категории. Всадник без головы, а также нежить без конечностей должны относиться к пункту 1.1.2, как нежить со следами насилия.
2. Бестелесные создания - это нежить, не имеющая тела. Часто этот вид нежити зовут призраками или духами.
2.1 Видимая бестелесная нежить - это нежить, не имеющая тела, которую можно видеть. Сущность субстанции, которую видит человек, объясняется по-разному зависимости от замысла автора конкретного произведения. Иногда такая нежить может быть видима только время от времени по своему желанию или при определенных условиях, например, при лунном свете или свете молнии. Нежить может видеть только один или несколько человек, а для других она остается невидимой. Нежить может иметь очертания человеческой фигуры, а может представать в виде сгустков света или тьмы и др. бестелесных объектов. В этих случаях необходимо указание, что это именно нежить.
2.2 Нежить видимая во снах. К этой категории можно отнести только те сны о мертвых людях, которые являются сверхъестественными. При этом стоит принять во внимание такие детали, как повторяемость сновидений, особые условия их возникновения, целенаправленное действие мертвых во снах. Наиболее характерными примером служат истории, где мертвец во сне приходит к человеку с какой-то просьбой, чаще о правильном захоронении его тела.
2.3 Нежить, видимая в отражении - это такой тип нежити, который не виден при непосредственном взгляде, но виден в отражении в воде, зеркале и др. предметах. Типичный пример - часть фильма «Квайдан: истории о привидениях» новелла «В чашке чая».
2.4 Невидимая нежить - это нежить, которую невозможно увидеть. Она может проявляться, как непонятное ощущение дискомфорта, волна холода (реже жары), ветер (часто в закрытом помещении, колышущий шторы), голоса, прикосновения, силы, передвигающие или ломающие предметы. При этом должно быть указание на то, что это именно нежить, а не явление другого рода.
2.5 Нежить с чужим телом - это нежить, не имеющая своего тела, но вселяющаяся в чужое тело.
2.5.1 Нежить с телом живого существа - это бесплотный дух, проникший в тело другого живого существа и полностью или частично управляющий им. Духи могут вселяться, как в мертвое тело, так и в живое. В последнем случае может возникать борьба нежити с личностью живого человека/животного, в которого нежить вселилась. Нежить может модифицировать свойства тела, придавать ему особые способности, может занимать тело временно, перемещаться из одного тела в другое.
2.5.2 Нежить с телом из неживых объектов. Иногда бестелесный дух вселяется в объекты, которые не были телом живого существа. Чаще всего это - статуи, реже предметы интерьера, иногда тело формируется из бытового мусора, песка, воды, огня камней. В этом случае важно отличать нежить от элементалей. Типичный пример описан рассказе М.Р. Джеймса «Ты свисни - тебя не заставлю я ждать», где дух сделал своим телом постельное бельё.


По количеству объектов, использованных при создании нежити, можно выделить два класса.
1. Нежить, возникшая из одного тела. К этому классу относится подавляющее большинство нежити, как поднятой, так и спонтанно появившейся.
2. Нежить, возникшая из нескольких тел. Иногда говорится о нежити, сотворенной из соединенных тел разных трупов. Почти вся она поднятая профессиональными некромантами. Она может сохранять общее строение человеческого тела, а может иметь несколько голов, рук или ног. Встречается нежить, сочетающая в себе тела человека и животных.

По наличию особых свойств нежить разделяется на не наделенную особыми свойствами и наделенную ими.
1. Нежить, не наделенная особыми свойствами - это нежить, сохраняющая свойства, присущие телу того человека, из которого эта нежить возникла. Чаще всего, это нежить, наделенная собственным телом, например, зомби. Данный класс имеет те же физико-химические свойства, силу, способность передвигаться, что и обычный человек. В случае оживления мага или жреца, если он имеет те же знания и навыки, что при жизни, то он будет относиться к этому классу, если же после смерти его могущество возросло, то он должен быть включен в следующий класс.
2. Нежить, наделенная особыми свойствами - это нежить, приобретшая иные свойства, относительно человека, из которого она возникла. Это касается как спонтанно возникшей, так и поднятой нежити. Согласно некоторым представленьям, само воскрешение после смерти в виде нежити уже даёт некоторые новые свойства, например, большую физическую силу, магические способности, левитацию и. т. п. В зависимости от того, являются ли эти способности просто следствием существования в виде нежити, или они были приданы поднятому существу некромантом специально, данная категория делится на два подкласса. Такие свойства, как сохранение лишь примитивных рефлексов при отсутствии разума, нечувствительность к боли, отсутствие чувств и эмоций, обычно, не рассматриваются, как особые свойства, так как они в ряде случаев являются атрибутными признаками нежити. Особыми в большинстве случаев следует считать те признаки, который отличают описываемого представителя нежити от других ему подобных.
2.1 Нежить с особыми свойствами, возникшими естественным путем. Если согласно концепции автора или народным верованиям (в случае фольклора) восставшие после смерти обретают новые свойства естественным образом, то в этом случае нежить относится к данному подклассу. К этим свойствам можно отнести невероятную для живого человека физическую силу, потребность в поедании человеческого мяса и мозгов - признаки зомби, способность появляться и исчезать, проходить сквозь стены, вызывать холодные ветер, летать, приносить несчастья в семью, вызывать полтергейст и др. - способности призраков и бестелесных духов, наличие клыков, и когтей, жажда крови - признаки вурдалаков.
2.2 Нежить, целенаправленно наделенная особыми свойствами. Часто некроманты поднимают нежить, наделяя её такими свойствами, которые им необходимы. К ним могут относиться - большая физическая сила, гигантские размеры, клыки и когти, способность к регенерации, распространение сверхъестественных болезней, яда, зловония, магические способности, ауры, невидимость, высокая скорость передвижения, способность превращать другие существа в нежить и др. Обычно при этом меняется в и внешний вид существа, порой весьма значительно. К таким проявлениям относятся увеличение челюстей, зубов, наличие когтей, пузыри, заполненные ядовитым гноем, свечения, гипертрофированные мышцы, удлиненные конечности, рога, крылья и др. Особо стоит подчеркнуть такие феномены, как расширение сознания и увеличение могущества в области магии, свойственные высшим формам нежити, таким, как лич.

По способности к самостоятельной деятельности нежить разделяется на подконтрольную и неконтролируемую. Эта характеристика чато тесно связана с разумом нежити, но не обязательно. Поэтому классификация по разуму будет дана отдельном параграфе.
1. Подконтрольная нежить - это нежить действующая только по указаниям некроманта. Чаще всего - это нежить поднятая, но, может быть и спонтанно появившаяся, подчиненная некроманту. Этот класс нежити можно разделить на 2 подкласса.
1.1 Полностью подконтрольная нежить - это виде нежити, каждое действие которой определяется волей некроманта. Таким образом, все действия и двигательные нежити управляются извне. Такой объект не может самостоятельно передвигаться, атаковать, работать, говорить. Будучи оставлен без контроля, он будет просто стоять неподвижно и не будет реагировать на раздражения. Этот вид нежити можно сравнить с роботом с дистанционным управлением. Призыв данного существа, обычно, является легкой задачей, которая по силам даже неопытным некромантам. Обычно, таких объектов одновременно имеется немного из-за сложности управления.
1.2 Частично подконтрольная нежить - это нежить, основные цели действия которой определяются некромантом, однако имеется также система саморегуляции, позволяющая объекту отчасти принимать самостоятельные решения. Такой объект должен обязательно иметь ту или иную долю разума и динамических стереотипов. Этот вид нежити может сильно различаться по степени автономности и управляемости. Некоторым из них достаточно лишь поставить цель, а другими нужно руководить на каждом этапе. Однако без вмешательства хозяина эти создания могут адекватно реагировать на внешние раздражители, например, атаковать, прятаться, читать заклинания, решать логические задачи. Некоторые могут обладать интеллектом выше среднего уровня, но при этом подчиняться некроманту.
2. Неподконтрольная нежить. Действия этого класса нежити абсолютно самостоятельны. Часто это спонтанно появившаяся нежить. Также это может быть поднятая нежить или изначально свободная от влияния некроманта, или высвободившаяся из-под контроля. Теоритически уровень интеллекта может быть любой. Обычно нежить данного класса, как минимум, сохраняет рефлексы и динамические стереотипы.


По уровню развития нервной деятельности нежить делится на несколько классов, отражающих степени её развития. Под словосочетанием «нервная деятельность», применительно к нежити, здесь и далее будет пониматься не сам процесс сигнализации в нервной системе (он не возможен в мертвом теле), а его внешняя сторона - способность реагировать на раздражения, чувствовать, мыслить и.т.д. То, чем обеспечиваются эти процессы у нежити, обычно остается за кадром. Скорее всего, основа этого лежит в сверхъестественной сфере. Чем выше развита нежить, нем выше уровень её нервной деятельности. Уровень развития нервной деятельности зависит от того, насколько был сохранен её изначальный характер (присущи живому организму). Также интеллект нежити может быть привнесен извне - перенос разума от одного существа к другому, либо сконструирован искусственно. Часто у нежити по сравнению с живыми существами появляются новые качества, такие как жажда крови, стремление поедать человеческую плоть, необоснованная злоба при сохранении или даже снижении исходного интеллекта. Но данные явления следует относить к особым свойствам. Данный раздел классификации наиболее важен, так как от него зависит основа сюжета повествования и восприятие поведения нежити в произведении.
1. Нежить, полностью лишенная нервной деятельности. Это исключительно полностью подконтрольная поднятая нежить. Она не может самостоятельно реагировать на раздражения, осуществлять какие-либо действия. Она полностью управляется некромантом, при потере управления все действия этого класса нежити останавливаются. Обычно такую нежить называют зомби.
2. Нежить, лишенная высшей нервной деятельности - это класс нежити, характеризующийся отсутствием психической деятельности, мышления, сознания, самосознания, речи и др. Такая нежить имеет рефлексы и динамические стереотипы, поведение этой нежити сходно с поведением примитивных животных, не обладающих развитой корой больших полушарий. Этот класс нежити часто изображается в фильмах про зомби, которые не отличаются сообразительностью и изощренностью в достижении целей, однако охотятся, чувствуют опасность и даже способны сбиваться в стаи. Аналогично действуют некоторые драуги в исландских быличках. Будучи искусственно наделенными магическими способностями, представители этого класса могут даже применять заклинания, но делают это автоматически, не осознавая смысла магических действий. Они могут быть полностью или частично контролируемыми или неподконтрольными, спонтанно возникшими или поднятыми.
3. Нежить, обладающая высшей нервной деятельностью. Этот класс нежити имеет психическую деятельность, характерную для человека и высших животах, а часто и речь. По уровню интеллекта нежить может существенно различаться. Кроме того, отличия могут быть также и от человека, из которого нежить появилась. Нежить может частично утрачивать разум, приобретать новые черты характера или увеличивать интеллект. Этот класс нежити способен к осознанным действиям, может разрабатывать хитроумные планы, заниматься познавательной деятельностью. Сюда можно отнести вампиров, вурдалаков из русских сказок, некоторых привидений, рыцарей смерти и др. Они могут быть полностью или частично контролируемыми или неподконтрольными, спонтанно возникшими или поднятыми.
4. Нежить, обладающая сверхразумом - это нежить, умственные способности которой на порядок превышают человеческие, высшая форма нежити. Этот класс нежити возникает при исключительных обстоятельствах и встречается крайне редко. Они характеризуются расширенным сознанием, высочайшим уровнем умственной деятельности, и, в подавляющем большинстве случаев, исключительными магическими способностями и огромным могуществом. Наиболее часто встречающиеся представители класса - личи. Самый яркий представитель - Король-лич из WOW. Это почти исключительно поднятая нежить, зачастую из существ, имевших особые способности при жизни. Некромант, становящийся личем в процессе ритуала Вечной Ночи, по сути дела поднимает сам себя.

По способности к групповой деятельности нежить классифицируется на одиночную нежить и группы нежити. Свойство нежити объединяться в группы является одним из основных факторов развития сюжета. При этом один и тот же вид нежити может действовать как в одиночку, так и входить в состав групп. Например вурдалаки, вампиры, призраки. Есть нежить, преимущественно одиночная, например, полтергейст, есть преимущественно встречающаяся группами, например, зомби.
1. Одиночная нежить - нежить, действующая без связи с другими представителями нежити. К этому классу может относиться любой вид нежити независимо от происхождения, интеллекта и контролируемости. Чаще всего, это призраки, восставшие мумии, вурдалаки.
2. Группы нежити - это несколько представителей нежити, действующие сообща и имеющие общую цель. Группы нежити могут быть самыми разнообразными по составу, управлению, численности и виду нежити в них. При этом, если на одной территории встречается несколько представителей нежити, но они действуют не сообща и не имеют связи друг с другом, то такую нежить нельзя отнести к группе, а следует рассматривать, как нескольких представителей одиночной нежити на одной территории.
2.1 Гомогенные группы - группы, состоящие из одного вида нежити. Наиболее характерными примерами могут служить призраки полей сражений, мест казни, толпы зомби. Нежить в этих группах может быть как спонтанно возникшая, так и поднятая.
2.2 Гетерогенные группы - группы, состоящие из нежити разных видов. Чаще - это поднятая нежить. Наиболее характерный пример - армии, поднятые некромантами, в которых есть воины-скелеты, вурдалаки, скелеты-маги, распространители яда, сшитые из нескольких трупов создания, рыцари смерти и.т.д. Реже встречаются спонтанно возникшие гетерогенные группы, например, кладбищенская нежить - скелеты, ожившие трупы на разной стадии разложения, бесплотные духи.



По способности переносить дневной свет вся нежить делится на переносящую и не переносящую его. Способность переносить свет является одним из частных моментов при описании нежити наряду с другими способностями, но ввиду того, что этот аспект коренным образом влияет на сюжет произведений, он достоин быть отдельным пунктом классификации. Здесь важно отметить два случая. Первый: некоторые представители нежити получают особую силу по ночам. Второй: некоторые представители нежити появляются только ночью, и утром вынуждены ложиться в могилу. Оба этих случая не подлежат отнесению в одну из этих групп, если нет прямого указания на непереносимость света.
1. Нежить, переносящая дневной свет. Все вышеперечисленные классы нежити могут переносить или не переносить дневной свет. Всё зависит от замысла автора или народных поверий. Чаще переносят дневной свет зомби и нежить, поднятая некромантами, реже призраки и вампиры.
2. Нежить, не переносящая дневной свет, может сильно различаться по степени непереносимости от страха до уничтожения нежити. Классический пример - вампиры, умирающие на свету. При этом часто отмечается, что опасен именно дневной солнечный свет. Искусственный свет, обычно, не опасен.
По привязанности к местности нежить можно разделить на привязанную и непривязанную к определенной территории. Это частное свойство также может быть положено в основу сюжета или народных верований и используется достаточно широко.
1. Нежить, привязанная к местности - нежить, которая может существовать только на определенной территории. Например, призрак, который показывается только в замке, русалка, обитающая в омуте, мертвец, живущий в могиле. Призраки обычно появляются возле места своей смерти, своего захоронения или места, особо значимого для них при жизни. Есть мертвые стражи, охраняющие определенный объект и не отходящие от него далеко. Часто упоминаются духи леса, духи болот, духи рек, озер, морей. Есть нежить, которая, будучи выдворена из своего места обитания, уничтожается. Например, команда корабля-призрака, сойдя на берег, обретает покой. Наиболее характерным указанием на привязанную к местности нежить служит невозможность преследования героя дальше определенной границы. Лесные духи не преследуют дальше кромки леса, русалки, преследуя, не выходят из воды, кладбищенские духи не преследуют за воротами кладбища. Менее точным указанием может быть то, что нежить появляется только в определенном месте (обычно касается призраков). Здесь есть исключения, которые опять только подтверждает правило. Фамильяры, сопровождающие семейства, могут переезжать с ними на новое место жительства. В данном случае средой обитания нежити служит именно сопровождаемая семья, и переезд духа в этом случае свидетельствует о привязке к этой среде. Граф Дракула из фильма Ф.Ф. Копполы хоть и уехал из Трансильвании Лондон, но всё-таки взял с собой кладбищенскую землю из своего замка, чтобы покоиться в ней днём, без неё он всё же не мог существовать.
2. Нежить, не привязанная к местности. Такая нежить совершенно не зависит от среды обитания. Она может быть любого класса. Например, войска некромантов могут совершать длительные переходы и воевать в разных странах. Некоторые призраки преследуют убийц даже на других континентах.

Нежить также можно классифицировать по другим признакам, но, на мой взгляд, они являются частными и не имеющими большого значения для широкого круга произведений. Если кто-то найдёт упущения в этой классификации, пусть мне напишет об этом.  

Я имел возможность лицезреть феерическое невежество некоторых людей в вопросе о том, что же такое нежить и конкретно – зомби. Не удержавшись, я дал там краткий ликбез, но потом решил, что этого мало. Так что перед вами – краткая классификация самой распространённой нежити, построенная мной на основе довольно длительных исследований. Здесь вы не найдёте редких тварей типа бодака или морга, специфичных для конкретного мира – речь пойдёт о достаточно известных и часто встречающихся созданиях. Сразу оговорюсь, что всё нижесказанное – это лишь мои рассуждения и не является истиной в последней инстанции. Если что, я буду рад выслушать чужое аргументированное мнение. Итак, приступим.

Для начала надо определиться, что же такое вообще нежить. Если говорить максимально широко, это то, что после прекращения своего нормального существования продолжает в том или ином виде активную деятельность. Я настаиваю именно на такой формулировке и считаю неверным популярное определение «нежить – это те, кто умер, но кому не лежится в могилах». Дело в том, что далеко не вся нежить когда-то была живой. Но если говорить максимально упрощённо, то нежить – это живые мертвецы. И никак иначе.

Нежить. Базовая классификация

Для удобства классификации имеет смысл разделить неупокоенных на две категории – материальная нежить и бесплотная нежить. Разделение довольно условное, потому что некоторые виды неупокоенных могут быть как облечены плотью в той или иной степени, так и представлять из себя нечто эфирное.

Материальная нежить

1) Зомби – иначе называемые порой кадаврами, мертвяками и ходячими трупами, зомби являются самым известным и распространённым видом неупокоенных. Базово зомби – это просто мертвец разной степени испорченности, которому по каким-то причинам (смотри ниже) не лежится в земле. Обязательные признаки: отсутствие полноценного самосознания и разума, очень высокая «живучесть». Иногда отделённые от зомби конечности продолжают целенаправленно двигаться, что делает расчленение не слишком-то привлекательным способом для уничтожения мертвяка. В зависимости от способа поднятия, зомби могут быть как агрессивными убийцами всего живого, так и послушными слугами. Этих неупокоенных можно разделить на две основные категории:

Зомби магический - труп, оживлённый некромантом или самопроизвольно поднявшийся на кладбище или ином месте захоронения. Зомби магические могут отличаться во многом, быть быстрыми или медленными, сильными или слабыми, практически вечными или разваливающимися через пару дней, но вышеуказанные условия характерны для всех.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Зомби вирусный - труп, оживлённый неким зловещим вирусом. Различные виды вирусных зомби друг от друга отличаются очень сильно, возможна дальнейшая эволюция с серьёзным изменением внешности и физических параметров, а также наращиванием интеллекта. Общий признак: они все были живыми, умерли и были возвращены к жизни. Даже если человек был заражён вирусом и превратился в зомби, это всё равно подразумевает смерть и последующее воскрешение.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

зомби в большинстве случаев боятся огня и отделения головы от тела, а также разрушения позвоночника и суставов. Если же вам повезло встретиться с мертвяками, отсечённые руки которых бегут к вам на пальцах, отрубленная голова пытается цапнуть за пятку, а слепо бродящее тело упорно не хочет гореть… просто бегите. Быстрые зомби встречаются крайне редко.

2) Скелеты – также называемые костяками и некрисами, ожившие скелеты представляют больший интерес, чем банальные по сути зомби. Хотя бы потому, что нет общепринятного объяснения, каким же образом голые кости крепятся друг к другу. Наиболее логичным представляется следующая теория: магия, оживляющая скелет, формирует своего рода энергетический каркас, скрепляющий кости и приводящий их в движение. Этим легко объяснить и тот факт, что очень часто разбросанные кости живого скелета через некоторое время собираются вновь, вставая на свои места. Важное уточнение: не надо путать оживлённые скелеты и костяных конструктов. Скелет, собственно, когда-то и был скелетом живого существа, а потом его просто тем или иным способом оживили. Костяной конструкт – это создание, составленное из костей и оживлённое магией. Оно может внешне точно повторять, например, скелет дракона или даже человека, но при этом являться принципиально иным видом монстров. Костяки можно разделить на две основные группы:

Скелеты-воины – это условное обозначение, подобные создания вовсе не обязаны именно воевать. Они могут, например, подметать пол в доме некроманта. Я их так назвал просто для удобства. В связи с тем, что скелетов не сковывают килограммы гнилой плоти и мышц, они обычно передвигаются куда шустрее, чем зомби. Стрелы, пули и прочее дальнобойное оружие им практически не страшно. Плюс, чистенькие скелеты попросту более эстетично выглядят, чем те же зомби. Всё это делает их отличными кандидатами на роль солдат и слуг, особенно если удастся сохранить какую-то долю их прижизненных навыков. Довольно часто встречаются даже отряды скелетов-всадников и скелетов-лучников, что подразумевает довольно сложную организацию труда.

Скелеты-маги – это довольно забавная группа, представляющая из себя обычных скелетов, которые, однако, умеют применять два-три простейших заклинания типа огненного шара. При этом особым интеллектом они не отличаются, являясь всё той же тупой низшей нежитью. Эту странность легко объяснить, вспомнив теорию о силовом каркасе, скрепляющем скелеты воедино. В случае со скелетами-магами силовой каркас делается просто гораздо более мощным и насыщенным энергией, благодаря чему обеспечивается запас маны для сотворения тех заклинаний, которые некромант вложит в пустую черепушку. Получается этакий артиллерийский боевой робот.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: вполне логично, что шпагу, ружьё, копьё или лук против скелета использовать абсолютно бессмысленно (разве что заехать прикладом или рукоятью). Но кости, как их не укрепляй магией, всё равно всего лишь кости, поэтому хороший удар булавой или чем-то ещё тяжёлым и дробящим (да хоть скамейкой) попросту разнесёт скелета на куски. Убегать от этого вида нежити, кстати, не советую – я не зря упомянул, что двигаются они довольно быстро. Да ещё и, как любая нежить, не устают.

3) Упыри (ghouls) – также известные как гули, эти неупокоенные относятся уже к более серьёзной нежити, чем зомби и скелеты. Определяющий признак: они трупоеды, причём отдают предпочтение человечине. Упырями обычно становятся преступники, захороненные не на святой земле или вовсе оставшиеся без погребения, а также фанатичные каннибалы, не брезгающие пожирать ещё живых людей. Обычно они выглядят как высокие и тощие гуманоиды с вытянутыми головами и очень мощными челюстями, прекрасно подходящими для разгрызания костей.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Когти у них не слишком длинные, но острые и крепкие – ими упыри разрывают могилы и рвут тела. Из-за этого (а также из-за привычки мыться раз в пару сотен лет, случайно упав в речку) на их когтях обычно можно найти целый букет всевозможных ядов и болезнетворных бактерий. Впрочем, зубы они тоже не чистят. Да и пахнут они… прямо скажем, не розами. Обычно вони, источаемой упырём, хватает для того, чтобы даже самые крепкие желудком люди наглядно увидели, что они ели на завтрак. Ну а самое страшное – более-менее целые трупы, которые были не до конца обглоданы упырём, через некоторое время сами встанут и пойдут искать себе закуску. Поэтому пара-тройка упырей, дорвавшихся до, например, поля большого сражения, очень скоро превратится в пару-тройку сотен упырей. А это уже очень серьёзная угроза, пусть в одиночку упырь не так уж и страшен хорошо вооружённым людям. Хорошо ещё, что мозгов у этих тварей совсем немного – хватает лишь на то, чтобы изредка не доедать полдник, а оставлять на размножение.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: важно помнить, что упырь намного сильнее обычного человека, но при этом достаточно уязвим. Потерянные конечности у него заново не отрастут, а отрубленная голова упокоит со стопроцентной вероятностью. Да и особой прытью в бою он не отличается. Главное – не давать им себя укусить или оцарапать и чем-нибудь прикрыть нос, чтобы не задохнуться от вони. Также если упырь не слишком сильно проголодался, то он первым обычно не нападёт на готового защищаться человека – кое-каким инстинктом самосохранения эти твари обладают, да и есть предпочитают уже подгнившее мясо. Так что постарайтесь не быть похожими на труп.

4) Мумии – эти милейшие ребята чем-то напоминают зомби, но при этом куда опаснее. Думаю, все знают, что из себя представляют мумии как таковые. А вот чем страшны их неупокоенные варианты, которые часто встречаются в роли стражей различных гробниц, стоит объяснить. Во-первых, тела мумий хорошо сохраняются благодаря бальзамирующим составам и прочим особенностям погребения, поэтому они в скорости передвижения и точности действий не уступают обычному человеку, многократно превосходя по силе. Во-вторых, встреча с мумией чревата заражением особо пакостной болезнью или наложением проклятия – к охране своих ценностей аристократы и жрецы обычно подходят с выдумкой. В-третьих, мумии очень часто вполне разумны (насколько они психически нормальны – это уже другой вопрос) и поэтому способны на неожиданные хитрости и тактически грамотные действия. Да и прижизненные навыки, будь то умение владеть оружием или магией, со счетов сбрасывать нельзя. В-четвёртых, мумии благодаря пронизывающей их тела магии обладают властью над низшей нежитью, так что можно ожидать встретить и боевые отряды скелетов под их началом. Ну и в-пятых, иногда особо древние и могучие мумии способны рассыпаться тучей песка, стаей скарабеев или скорпионов и тому подобной гадостью, что прекрасно подходит и для нападения, и для спешного отступления.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: если вам не повезло столкнуться с живой мумией, помните – при всей своей силе физически она представляет из себя лишь высушенный труп, завёрнутый в бинты. Следовательно, она должна прекрасно гореть. Ну и не всегда мумии стремятся убить всех, кто их потревожил. Иногда с ними вполне можно договориться и по-быстрому убраться.

5) Умертвия (wights) – когда некроманту требуются элитные воины для своей армии, он поднимает умертвий. Это восставшие из мёртвых великие воины и древние короли, полностью сохранившие свои навыки и как минимум большую часть разума. Правда, свободой воли они обычно не обладают, становясь очень умными, инициативными, но всё же слугами создавшего их мага. Определяющий признак: сохранившиеся прижизненные навыки, высокий интеллект, полностью или частично вернувшееся самосознание. Обычно они выглядят как скелеты в хорошей броне и с отличным оружием и играют роль личных телохранителей некроманта, элитных бойцов и офицеров. Об умертвиях-магах данные есть, но слишком противоречивые и недостоверные.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: умертвие зачастую можно перепутать с обычным скелетом, благо, выглядят старые костяки довольно похоже. Однако всё сходство тут же исчезнет, стоит скрестить с ним клинки. Умертвие очень, очень умело сражается, что с учётом огромной силы, неуязвимости к стрелковому и колющему оружию, быстроты и отсутствия необходимости в отдыхе, сне и еде делают его действительно страшным противником. К тому же в его пустой черепушке присутствует нематериальный, но вполне рабочий разум, все знания которого направленны на одну цель. Выполнение приказа хозяина. А характерная для старых костяков уязвимость к дробящему оружию обычно компенсируется хорошими доспехами – да его ещё попробуй, ударь. Поэтому если вы не прекрасный боец или могучий маг, в бою с умертвием вам остаётся надеяться лишь на численное превосходство. Ну и ещё горячо молиться.

6) Ревенанты (revenants) – это довольно необычная нежить, представляющая из себя наглядное воплощении идеи о том, что месть надо подавать холодной. Вот она и приходит, совсем холодная и малость подгнившая, но вполне конкретная. А если проще, то ревенант – это мстящий мертвец. Традиционно он получается из убитого человека, желание которого отомстить своим убийцам дало ему возможность временно обмануть смерть. В результате получается некий аналог умертвия, у которого вместо приказа хозяина в голове одна цель – уничтожение тех, кто отправил его на тот свет. Или их потомков, или родственников – короче, тех, кто с ними связан. Это в случае, если между гибелью и воскрешением ревенанта прошло слишком много времени. Типичный пример ревенанта можно наглядно увидеть в популярном фильме «Ворон». Обычно ревенант помнит и умеет всё, что умел при жизни, но его умственные способности полностью сосредоточены на мести. Очень часто упоминается некая мистическая связь мертвеца и его убийц, благодаря чему он находит цели где угодно. А после того, как его миссия завершается, ревенант упокаивается окончательно.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: если вы никак не причастны к смерти ревенанта, то можете особо не дёргаться – очень редко мстящие неупокоенные причиняют вред посторонним. Главное, не надо пытаться ему мешать или защищать тех, на кого он нацелен – тогда не поздоровится и вам. Ну, а если его цель – это вы, то смотрите рекомендации по поводу столкновения с умертвием, с учётом того факта, что ревенанты обычно вооружены и защищены тем, что было на них в момент смерти. И не пытайтесь спрятаться, это обычно не помогает.

Низшие вампиры – большая часть известных по массовой культуре тварей принадлежит именно к этой категории. Эти вампиры внешне слабо отличаются от обычных людей, если не считать острых клыков, бледной кожи и красных глаз. Панически боятся солнца, которое или сжигает их на месте, или оставляет очень серьёзные ожоги. Обычным оружием их убить сложно, но можно – например, отрубив голову или попросту взорвав. Для них смертельно серебро, а некоторые также не могут войти в дом без приглашения, пересечь текущую воду вплавь и не отражаются в зеркалах. Осиновый кол в сердце означает мгновенную смерть. Да и святой символ одной из церквей в руках искренне верующего вампиру может здорово испортить пищеварение. Ну и самое главное – они вынуждены питаться кровью, желательно человеческой, хотя можно и звериной. Сама кровь им не слишком-то нужна, но так проще всего получить то, что им действительно необходимо – жизненную энергию, дающую мёртвому телу иллюзию жизни. Как видите, недостатков у них предостаточно.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Из достоинств же можно отметить теоретически бесконечную жизнь, в несколько раз превышающие человеческую скорость и силу, начатки гипноза (благодаря им вампир может показаться жертве неотразимо красивым или попросту убедить сделать то-то и то-то), умение управлять стайными животными типа крыс, волков и летучих мышей, а также недоступную для большинства неупокоенных возможность испытывать радость от плотских удовольствий. Видимо, последнее как раз обеспечило им такую широкую популярность в массовой культуре. С размножением у низших вампиров дело обстоит неясно – мифическая версия о превращении через укус не выдерживает критики, поэтому за основную принимается возможность обратить укушенного человека, дав ему выпить своей крови. Проживший 3-4 сотни лет низший вампир, при условии регулярного питания и постоянной тренировки своих вампирских способностей, может достичь категории высшего. Однако хорошо, если из сотни низших хотя бы один проживёт достаточно – мрут они как мухи. И это вполне логично, если учесть, что вампиров делают из людей. Представьте – человеку ни за что ни про что дают практически вечную жизнь и кучу сверхспособностей. Причём он для этого не сделал ничего, ему это на блюдечке принесли. Да ещё и поставили перед фактом – мол, раньше ты кушал телятину и пил вино, а теперь будешь пить людей. Они для тебя теперь проходит по категории кормового скота. Много ли людей, обычных, не героев и не святых подвижников, сумеют сохранить в таких условиях человечность? Вот и начинаются кровавые оргии, интриги и разборки между кровососущими… людьми.

Высшие вампиры – а вот это уже совсем другое дело. Высшие вампиры избавлены от большинства слабостей низших – солнце им практически не страшно, святые символы тоже, в дом они могут вломиться когда захотят. Обычное оружие им не опасно в принципе – высшего вампира можно хоть расчленить и сжечь, он всё равно восстанет. Серебро их болезненно ранит, но не факт, что убьёт. Осиновый кол, вбитый в сердце, от силы парализует. И даже крови им не надо – необходимую жизненную энергию высшие вампиры высасывают напрямую, и причём так, что этого даже не заметят. Ну почувствовал себя десяток-другой людей на площади внезапно уставшими – кого это встревожит? К тому же высшие вампиры без такой подпитки могут обходиться годами, если не веками. Есть мнение, что она им для существования вообще не нужна.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Сила и скорость их огромны – высший вампир легко может догнать гоночную машину и поднять её одной рукой. Магические способности тоже растут – они могут наслать бурю или туман, погрузить в сон целый город или поднять мановением руки кладбище. Отдельного упоминания заслуживают их метаморфизм – высший вампир может, к примеру, превратить свою руку в стальной клинок или отрастить крылья, рассыпаться стаей летучих мышей, расплыться облаком тумана или взорваться кровавыми щупальцами. Телепортация, управление тенями и звуками, холодом и ветром – способности высших вампиров огромны и с возрастом продолжают расти. К счастью для смертных, в большинстве своём эти древние чудовища утратили интерес к миру краткоживущих и развлекаются в обществе себе подобных. Процесс размножения у высших вампиров, кстати, примерно схож с таковым у низших, только с одним дополнением - новообращённый высший вампир становится физически зависим от своего создателя, образуется особая связь, позволяющая «мастеру» в любой момент определить, где находится его питомец, чем занимается и о чём думает. Учитывая силу даже юного высшего вампира – вполне разумная предосторожность.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Стрыги – иначе известные как стригои. Это особая группа вампиров, идеологически близкая к упырям – они не только пьют кровь, но и пожирают своих жертв. Есть теория, что такими становятся низшие вампиры, чересчур злоупотреблявшие питьём крови животных. Внешность у стрыг не слишком-то приятная – при желании они ещё могут сойти за человека, но длинные когти и ряды острых зубов скрыть довольно сложно. Живут они теоретически вечно и не боятся серебра и текущей воды, но солнечный свет для них смертелен. Да и с регенерацией у них не так хорошо, даже как у низших вампиров – потерянную конечность, например, они отрастить… может и смогут, но только после очень обильного питания и крайне нескоро. Ну а потеря головы – смерть. С магией у них тоже не всё в порядке – единственное, что им удаётся действительно хорошо, это иллюзии. С их-то внешностью это попросту незаменимо. Зато по физической силе стрыги заметно превосходят низших вампиров, находясь где-то на уровне молодого высшего.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: низший вампир – противник неприятный, но вполне посильный. Надо лишь запастись серебряным оружием и освящённой искренне верующим священником водой, да постараться не вступать в рукопашную – порвёт. Если удастся выманить его на солнце – совсем прекрасно. Те же рекомендации и для боя со стрыгой, разве что вместо серебра можно пользоваться обычной сталью. Ну а при встрече с высшим вампиром… Вы могущественный маг или обвешанный артефактами с головы до ног воин? Если нет, то вежливо с ним поздоровайтесь и постарайтесь не раздражать. Может, и выживете.

8) Рыцари смерти – если умертвия офицеры армии нежити, то рыцари смерти играют роль полководцев. Некогда великие герои и легендарные военачальники, превращённые в высшую нежить, отнюдь не растеряли ни боевых, ни стратегических умений, сохранив и свободную волю, и собственную личность. Рыцарями смерти становятся или под влиянием мощнейшего проклятия, или благодаря усилиям великого некроманта.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Для того, чтобы понять, что из себя представляет рыцарь смерти, возьмите умертвие и добавьте ему свободную волю, неуязвимость к немагическому оружию, прекрасную защиту от магии, ряд вызываемых по желанию заклинаний (огненный шар, ледяная стена, буран, поднятие нежити и тому подобное), способность убивать просто словом или жестом, умение временно становиться нематериальным и проходить сквозь стены, а также власть над низшей нежитью типа зомби и скелетов. В рукопашной рыцарю смерти попросту нет равных, а благодаря своим магическим талантам он может померяться силами и с очень неплохим магом. Плюс, рыцарь смерти практически никогда не появляется один. Обычно он находится во главе целой армии нежити, возможно, под покровительством кого-то ещё более могущественного.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: возможно, вам удастся с ним договориться – рыцари смерти вполне разумны, хотя большинство из них сложно назвать психически нормальными. Если не удастся – передавайте привет своему богу-покровителю, вы с ним сейчас встретитесь.

9) Личи – вот мы и добрались до верхушки иерархии. Если коротко, то лич – это маг-нежить. Но это сухое определение совершенно не передаёт того кошмара, который из себя представляет лич. Когда могущественный некромант понимает, что лет-то ему уже много, а умирать как-то неохота, он начинает подготовку к ритуалу личдома – превращения в лича. Сам ритуал проходит по-разному, он может никак не задеть разум и сознание лича, а может изуродовать до неузнаваемости, но результатом всегда являются две вещи: создание талисмана-филактерии и превращение мага в нежить. В ходе ритуала маг отделяет свою душу от тела и привязывает к филактерии, после чего он становится неспособен умереть. Вообще. Если тело лича уничтожают, то душа занимает находящийся рядом с филактерией труп и лич снова в игре. Если рядом с талисманом ни одного трупа не окажется, то за пару недель из частиц праха, которые есть везде, формируется новое тело для лича, которое и занимает душа. Поэтому пока филактерия цела, лич неуничтожим.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

А ведь даже уничтожить тело – это само по себе практически невозможная задача. Да, кроме бессмертия, само по себе состояние лича даёт не очень много – возможность парализовать касанием, нечувствительность к боли и холоду, неуязвимость для немагического оружия и ещё кое-что по мелочи. Однако этого вполне достаточно. Представьте себе – просто для прохождения ритуала личдома некромант должен владеть огромными знаниями и редкостным могуществом. А после превращения в лича у него в запасе для самосовершенствования оказывается вечность. Вечность, в течение которой не нужно отвлекаться на еду, сон и прочие досадные помехи. Если вы ищете самого могущественного мага в мире, то с большой долей вероятности он окажется личем. Плюс, учитывая специфику магической школы, требуемой для проведения ритуала, лич всегда будет окружён целой армией самой могущественной нежити, какую только можно представить – вампиры, рыцари смерти, духи, легионы умертвий, некроконструкты и так далее. Единственное, что неясно – гибнет ли лич, если уничтожена его филактерия, а тело цело. По моим расчётам – нет. Я считаю, что филактерия (которой может быть, кстати, абсолютно любой предмет – да-да, даже вон тот пыльный булыжник в дальнем углу столовой) представляет из себя всего лишь якорь, который в случае необходимости ловит вылетевшую из уничтоженного тела душу и не даёт ей уйти за грань, обеспечивая процесс переселения её в новое тело-носитель. Уничтожено тело, цела филактерия – лич возродится. Уничтожена филактерия, цел лич – он создаст новую. Так что для окончательного упокоения лича надо уничтожить и то, и другое, что практически невозможно.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Обычно личами становятся маги-смертные – люди, орки, гномы… Иногда – эльфы, в тех мирах, где они бессмертием не страдают. Однако в принципе личем может стать кто угодно – лишь бы он был достаточно умелым магом. Например, я точно знаю о личе-наге, личе-демоне и даже личе-иллитидском мозге. Однако следует выделить две категории необычных личей, которые сильно отличаются от прототипа.

Драколич – драконы в принципе и так живут вечно, а ещё и становятся всё сильнее с возрастом. Поэтому им требуется серьёзная причина, чтобы становиться личами. И такая причина есть – драколич, сохраняя все изначальные свойства дракона (разум, способность летать, дыхательное оружие, врождённые магические способности и так далее) приобретает ряд уникальных качеств. В частности, дыхание драколича высасывает жизнь из всех, кого оно коснётся, являясь универсальным и очень страшным оружием.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Прошедший трансформацию драколич резко повышает свою и так немалую магическую силу. Ну и не надо забывать о филактерии, дающей дополнительные гарантии того, что дракона не зарежут во сне какие-нибудь залётные охотники за сокровищами. Всё это суммарно делает драколича одной из самых жутких тварей, которые населяют волшебные миры. Однако есть кое-кто даже пострашнее, чем драколич. Это…

Демилич (Demilich) – не путать с полуличем, о котором будет рассказано далее. Название этого вида нежити образовано по аналогии с полубогом (demi-god), и не зря. Внешне демилич представляет собой очень и очень плохо сохранившиеся останки – обычно это один череп, но может быть и какая-то другая часть тела, например, рука. Однако эти самые останки всегда будут украшены хотя бы парочкой крупных драгоценных камней, которые обеспечивают одну из самых страшных способностей демилича – высасывание души, которая навсегда помещается в камень без надежды на освобождение. Её вычёркивают из мироздания, и её не ждёт ни ада, ни рая – только вечное заточение.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Но это лишь одна из списка пугающих сил демилича. Усилием воли он может залить площадь в несколько километров огнём или холодом, поднять легионы мертвецов, остановить время и многое другое. Демилич по сути представляет из себя уже не нежить, а нечто большее – сущность почти божественной силы, свободно путешествующую между мирами и способную занять любой труп в нужном мире, чтобы получить возможность свободно действовать. К тому, что осталось от его настоящего тела, он возвращается крайне редко – и горе тем, кто потревожит смирно лежащий на пыльном постаменте череп!

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Правда, тут есть маленькая неясность – а что с филактерией демилича? Судя по свободным путешествиям его души, филактерии у него нет, а единственное, к чему эта самая душа хоть как-то привязана – это останки его тела. Получается, что, если уничтожить эти самые останки, когда душа демилича внутри и активно сопротивляется, то погибнет и сам демилич. Но не стоит считать это его слабостью – для того, чтобы хотя бы поцарапать его, потребуется магическое оружие титанической мощи. А оно, естественно, на дороге не валяется.

Полулич (halflich) – а вот это создание – то, во что может превратиться маг, если проведёт ритуал личдома неправильно. Его душу разорвёт на куски, а жалкие осколки былого навеки будут прикованы к иссушённой оболочке, бесцельно бродящей по миру. Крохи разума, крохи памяти, крохи силы и магии… Жалкое, по сути, зрелище – хотя не надо его недооценивать, этот нелепый шатающийся труп всё ещё может зарядить чем-нибудь типа цепной молнии или исторжения души. Просто так, на старых рефлексах.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: от полулича лучше убегайте. При встрече с остальными попытайтесь договориться, всё же это разумные существа. Если не выйдет – не факт, что вы даже сможете передать привет своему богу-покровителю, потому что при встрече с демиличем посмертия у вас может и не быть.

Бесплотная нежить

1) Призраки (ghosts) - это очень обширная категория, к которой относится всё, представляющие из себя отпечаток личности, события или предмета, которых уже нет. По тоннелю проносится полупрозрачный поезд? Призрак предмета. На поле давней битвы гремит оружие и раздаются команды? Призрак события. В древнем замке люди умирают, заслышав жуткий крик баньши? Призрак личности. В этот пункт я скопом определяю целый ряд призраков, начиная от безобидных явлений, которые разве что своим внешним видом испугать могут, и кончая смертельно опасными баньши. Их объединяет один определяющий признак: они когда-то были, их теперь нет, и призраками они стали не благодаря собственным усилиям, а просто так сложилось. Да, некоторых призраков можно сотворить и искусственно – тех же баньши, например, но основной способ их возникновения всё же естественный. Где-то что-то не срослось, кого-то куда-то не пустили, у кого-то остались какие-то незаконченные дела – и вуаля, готов призрак.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: так как призраки бестелесны, в большинстве случаев с ними ничего не сделаешь. Да и не надо обычно, в общем-то. Если приходится отбиваться от баньши или чего-то пониже рангом, но не менее агрессивного, то очень желательно иметь магическое оружие, кого-то знакомого с боевой магией или некромантией, или, на худой конец, твёрдого в вере священника. И затычки для ушей.

2) Тени – вы никогда не задумывались, а не надоело ли вашей тени послушно повторять ваши движения? И почему это она так часто прячется у вас за спиной? Ах, свет так падает… Может быть, может быть. Но может быть и так, что ваша тень в один прекрасный день откроет глаза и вцепится вам в горло. Эта нежить, порождение первостихии Тьмы, крайне опасна именно тем, что вот её нет – а вот она уже есть. Внятного объяснения их возникновению я не нашёл, просто иногда, в самые тёмные ночи, в некоторых домах гаснет свет – а наутро там не оказывается никого живого.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Общие рекомендации при столкновении: эти твари боятся прямого света, поэтому порой хватает всего лишь вовремя включенного фонарика. Но хуже всего то, что времени включить фонарик, да и вообще осознать происходящее, у вас может уже и не быть.

3) Духи (wraiths) – одни из самых могущественных бестелесных неупокоенных, отличающиеся от большинства других тем, что они создаются целенаправленно и обладают практически полной свободой действий в материальном мире, сами будучи при этом нематериальными. То есть дух может схватить человека за горло и задушить, а при попытке оттолкнуть его руки жертвы будут проваливаться в пустоту. Но, естественно, духи действуют отнюдь не так грубо – они умеют буквально высасывать жизненную энергию из смертных, оставляя лишь пустые оболочки, владеют мощной магией, включая некромантию, могут проходить сквозь стены и превращать тени в оружие.

Нежить. Базовая классификация

Нежить. Базовая классификация

Обычно их целенаправленно создают из живых людей с целью получить могущественного слугу, а некоторые некроманты, недостаточно умелые для проведения ритуала личдома, но не желающие умирать, могут превратить в духа самих себя. Зачастую духи носят вполне земную одежду (доспехи, балахоны и так далее) и пользуются материальным оружием (зачарованные мечи, косы), но легко могут обойтись и без этого. К тому же духа очень сложно уничтожить – они вполне разумны и уязвимы только для очень сильной магии. В большинстве случаев их удаётся лишь временно развоплотить, лишив возможности взаимодействовать с материальным миром.

Нежить. Базовая классификация


Нежить. Базовая классификация

Надеюсь, моя статья вам понравилась и вы смогли узнать что-нибудь новое для себя. Мир нежити таит ещё много тайн, и, возможно, я ещё вернусь с рассказом о не столь распространённых, но не менее зловещих созданиях.

нежить

нежить себя;

нежить друг друга, взаимно. В этом заведении дети слишком нежатся. На печи лежа, нежится. Хлеб нежится, доходить исподволь, после красованья и налива. Молодые нежатся, как голубки. После теплых дождей овес нежится, растет в неге. Поутру нежится, а по вечерами бесится. Вынежил деревцо, выхолил, выходил. Рожь еще не донежилась. Изнеженный баловень. Нежился вдоволь, понежиться в бане, на полке. Пронежился в постели до полудня. Разнежились на прощанье. Неженье ср. нега ж. об. (выше) действ. по глаг. Нежень, неженка или нежоха об. охотник нежиться; избалованный холею, боящийся холода, жара, сырости, нуждающийся в мягком ложе, сладкой пище и пр., матушкин сынок. Нежничать с кем, нежить, холить, беречь, обходиться нежно, мягко, осторожно;

говорить или оказывать нежности, выражая любовь свою, заботливую привязанность, страсть; любезничать, миловидничать, волочиться. Ну, полно нежничать, простись да поедем! Вынежничать, взять лестью. Донежничались до худа. Опять занежничал. Нанежничались вдоволь. Понежничал невпопад. Весь вечерь пронежничали вдвоем. Что разнежничался, разрюмился? Нежничанье ср. действие по знач. глаг. Нежный, тонкий, мягкий, рыхлый, жидкий, противопол. грубый, черствый, жесткий. На ребенке кожа нежнее. Нежная шелковая ткань. Телячье мясо нежно. Резьба самой нежной работы. Козий пух нежнее всякой шерсти.

Слабый, хилый, требующий чтобы его нежили, кве(о)лый, не выносящий суровости. Нежное растенье или животное, легко гибнущее, требующее холи, заботы, ухода, не переносящее суровой погоды и пр. Женское сложенье нежнее мужского.

Чувствительный, восприимчивый, крайне чуткий, чулый; тонкий и разборчивый. У него нежный слух, - ухо. У слепого осязанье иногда так нежно. что он различает ощупью масть карты. Нежная мать, нежный друг, любящий, сильно привязанный. Нежные чувства, речи, любовь. Нежный голос, мягкий. Нежный возраст, детский; нежный пол, слабый, женский. С этим цветком надо обращаться нежненько. Бары нежноваты, они рук не мозолят. Барыня вздохнула нежнехонько. Нежность ж.свойство по знач. прилаг. Говорить нежности, любезничать. Нежка ж. кур. кличка коровы. Нежнк м. южн. растение Hlianthenum vulgare.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нежить

нежу, нежить, несов., кого-что. Холить, содержать в неге. Нежить детей. Нежить тело. Нежили они меня, баловали. Чехов. ? Приводить в состояние неги, истомы. Там нежила меня теней прохлада. Пушкин.

нежить

нежити, ж. (обл.).

    только ед., собир. По мифологическим представлениям - фантастические существа (лешие, ведьмы, домовые, русалки и пр.).

    Нежилое место; то, что мертво, нежизненно. В нежити дубравной. Хлебников.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нежить

Жу, -жишь; несов., кого-что.

    Приводить в состояние неги (во 2 знач.). Нежит ветерок. * Нежить мечту (надежду) (высок.) - лелеять мечту, надежду.

нежить

(2), -и, ж., собир. В русской мифологии: фантастические существа (домовые, лешие, водяные, ведьмы, русалки, кикиморы). Всякая н.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Википедия

Нежить (значения)

Нежить:

  • Нежить - старорусское собирательное название типа мифических существ, включающее: домовых, леших, водяных и других демонов местности, но не включающее восставших мертвецов, призраков, чертей.
  • Нежить - в литературе и кино, особенно в жанре фэнтези, любые пришельцы с того света - существа, которые умерли, но ведут себя как живые.

Нежить (фильм)

«Нежить» - комедийный фильм ужасов Ричарда Элфмэна, вышедший в 1998 году. Премьера фильма состоялась 18 марта 1998 года. Второе название фильма «Modern Vampires» - по словам режиссёра, фильм пришлось переименовать, поскольку выяснилось, что американская публика не знала значения слова «revenant» .

Слоган фильма - «They’re ridding the world of Bloodsuckers» .

Картина удостоилась 3-го места в номинации «Лучший иностранный фильм» на фестивале в 1999 году.

Нежить (фэнтези)

Не́жить , ожившие мертвецы, неупокоенные - в художественной литературе нового и новейшего времени, в кино и компьютерных играх существа, которые умерли, но ведут себя как живые. Нежить может быть бестелесной, как призрак , или иметь телесную оболочку, как вампиры и зомби . Эти персонажи характерны для таких современных жанров, как фэнтези и ужасы .

Примеры употребления слова нежить в литературе.

Адамс чем-то отличался от дедушки Брукса, который тоже был с ним нежен и благожелателен.

Сладкое бездумье, полное ленивой рассеянности, входило сквозь каждую пору кожи, нежа и расслабляя.

После обеда, по обыкновению, перешли в будуар Анны Юрьевны, который во всем своем убранстве представлял какой-то нежащий и вместе с тем волнующий характер: на картинах все были очень красивые и полуобнаженные женщины, статуи тоже все Венеры и Дианы, мягкие ковры, мягкая мебель, тепловатый полусвет камина.

Случилось так, что бурхан Пунцаг и страж бурханов Хертек встретились один на один впервые с той зимней ночи, когда лунный свет был так завораживающе тих и колдовски нежен .

За эти шесть месяцев мне надо найти ее, единственную на земле, объяснить ей, что без общего нашего совместного ребенка я не мыслю себе совместной жизни, уболтать до обморока, забеременеть и еще пять месяцев после этого нежить ее и тетюшкать, чтобы потом убедить в необходимости преждевременных искусственных родов и ликвидации плода с целью извлечения из нашего зародыша тимуса, вилочковой железы.

Показали ему все лесные дива под пенечками, под кусточками, под сухими листочками, - нежитей лесных маленьких с голосочками шелестиниыми, с волосочками паутинными, - пряменьких и горбатеньких, - лесных старичков, - последышей и попутников, - зоев пересмешников в кафтанах зелененьких, - полуночников и полуденников, черных и серых, - жутиков-шутиков с цепкими лапками, - невиданных птиц и зверей, - все, чего нет в дневном, земном, темном мире.

Но боялась она напрасно: Вырубов был нежен и силен одновременно, он нуждался не в том, чтобы самоутверждаться за счет слабой женщины.

Вот когда ты поймешь это, ты станешь стократ умнее, вот тогда ты созреешь - и всякой нежити навроде хмыгов и хмагов не придется вешать тебя на дозревание вниз головою на цепях, понимаешь меня, Ванюша, милый ты мой простофиля, дурачина ты эдакий?

Молчит мужик, шепчет Колывушка -- жизнь безмолвствует, зато пространно разглагольствует за нее нежить -- горбатый Житняк, председатель только что образовавшегося колхоза, возникшего, в данном случае, велением Ивашки из РИКа.

А Она простирает к своим друзьям руки и говорит, а голос Ее чист и нежен , и звонок, звонче серебра!

Ассистент Орсекки был терпелив и даже нежен , что заключалось в умении принести вовремя воды, поправить подушки, посидеть на яйцах, если Коре надо отлучиться по гигиеническим делам.

Ты полюбила задерживаться, задерживаться у зеркала - и нежить ся, нежить касанием талию, плавным стеканием кисти с плеч неподатливых, гордых, вздрогнувших - торопливо вливаясь под слетающий шелк - отлетевший лепестками яблоневого цвета - и далее, глубже, ниже - рассеянно и небрежно, невзначай соскользнет рука с локоточка, скрывает чуть качнувшуюся грудь - и словно бы ладонь выглаживает русло, куда пролиться капелькам ласканий - нежить талию теплеющим: прихлынувшими волнами: несуществующими касаниями тысяч неуловимых пальчиков - и ниже, нежит, высвобождает плавные изливы.

Прячась за еловыми ветвями, он еще немного подождал, пока, суетясь и покрикивая, старый Нар собирал уцелевших нежитей на поляне, и лишь потом не таясь вышел из-за деревьев.

Он большую часть своего времени проводил в кабинете, но, встречаясь с женой и детьми, бывал с ними необыкновенно ласков и нежен и при них никогда не высказывал своих безотрадно-скептических взглядов неразборчивого на средства честолюбца и карьериста, словно бы оберегая любимые существа от своего тлетворного влияния, и дети гордились своим отцом и горячо любили его, объясняя его нелюдимство и не особенно близкие отношения с профессорами его страстью к ученым занятиям.