План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему: «Решение простых арифметических задач". Конспект НОД

Конспект НОД в подготовительной группе составлен воспитателей Сорокиной Ольгой Анатольевной, МАДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 41 «Росинка», г. Нижневартовск.

Конспект НОД в подготовительной группе задействуют относится к разделу «Первые шаги в математику».

Задачи НОД:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
  • Продолжать формировать у детей представления о днях недели, месяцах и числах.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Оборудование:

  • Журнал для записи.
  • Карточки с цифрами, знаками.
  • Конверты с заданиями на каждого ребенка.
  • Карандаши.
  • Макеты деревьев.
  • Избушка.
  • Изображение Бабы-Яги.
  • Схема для составления арифметических задач, фланелеграф.

Конспект НОД в подготовительной группе включает в себя различные этапы подготовки:

  • Загадывание и отгадывание загадок.
  • Беседа о загородных поездках.
  • Подвижная и сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге».
  • Разучивание стихотворения о днях недели.
  • Отгадывание загадок о цифрах.
  • Решение математических задач.

Словарная работа: День, неделя, месяц, задача, условие, решение.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию – мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она – царица всех наук,
Без нее мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика.)

Воспитатель: — Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен.

Воспитатель: — Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будем записывать все самое интересное и необычное, то, что встретили на пути. Для начала давайте внесем туда дату нашего путешествия. (Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели, вспоминают названия дней недель.)

Первый — понедельник, зайчик рукодельник,
За ним приходит – вторник, соловей задорник,
За вторником – среда, лисичкина еда,
За средой – четверг, волк глазами сверк,
За четвергом – пятница, колобком прикатиться,
За пятницей – суббота, баня у енота,
За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье.

Воспитатель: — Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки? (22 – число двузначное, поэтому для записи его потребуется 2 знака – цифры.) Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

2. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: — Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок».

— Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх. Что получилось? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

Мы едем, мы едем вперед и вперед.
Дорога нам новые силы дает.
Мы едем в машине куда захотим,
И едем так быстро как будто летим.
Мы едем, мы едем вперед и вперед
Машина везет нас и не устает,
Так много дорог, впереди поворот,
Свернули – и снова вперед и вперед!

Воспитатель: — Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на веселые вопросы.

Математические вопросы.

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)

Я так мила, я так кругла.
Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла
Себе таких, как вы, дружочков. (8)

Цифра вроде буквы «О»,
Но не значит ничего. (О)

Нам вы можете не верить,
Но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.
У нее одна нога. (7)

От нее ведется счет, и за это ей почет.
Тонкая, как спица, цифра ….(единица)

Острый локоть оттопыря, за тремя идет … (4)

— Сколько дней в одной неделе?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько месяцев в году?
— Что наступает раньше: утро или вечер?
— Сколько углов у треугольника? А у круга?

Воспитатель: — Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место.

Проводится работа с числовой последовательностью.

— С чего начинается числовой ряд? (С единицы.)
— Почему это число первое? (Потому что оно самое маленькое из всех.)
— Какое число называется предыдущим? (То, которое стоит перед названным.)
— И какое последующим? (То, которое стоит после названного.)

Воспитатель: — Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа.

Проводится игра с мячом «Назови число».

Воспитатель: — Мы с честью справились со своим заданием и помогли жителям города. Ребята, вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем и дальше в путь пойдем.

Проводится физминутка «Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умели мы считать,
Отдыхать умели тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

Воспитатель: — Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка – зайдем в нее. Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы-Яги. А вот и она сама – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками. Все они будут непростые, заколдованные, как например, вот эта схема.

— Что на ней изображено? (Яблоки.)
— Сколько их? (Четыре.)

Воспитатель: — Можно ли по этой схеме составить задачу? Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила четыре яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи (4-1=3).

— Что означало число 4?(Сколько было.)
— Что означало число 1?(Сколько выронила.)
— А число 3? (Сколько осталось.)
— Почему выбрали знак «минус»? (Потому, что в результате стало меньше.)

Воспитатель: — Следующая задача.

— Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных, один с кислинкой.
Сколько их?

— О чем говориться в задаче? (О яблоках.)
— Что о них известно? (Их было пять румяных, да одно с кислинкой.)
— Что надо узнать? (Сколько всего.)

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи. (5+1 =6)

— Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (Потому, что нам нужно найти, сколько было всего, то есть соединить части и получить целое.)
— Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. (Пять и один).
— Что получилось? (Шесть.)
— А как еще можно получить это число? Возьмите карточки и покажите. (2 и 4; 3 и 3; 4 и 2; 6 и 0)

Воспитатель: — Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы-Яги, но она, хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в запутанный лабиринт. Из каких геометрических фигур он состоит? Чтобы нам отсюда выбраться, нам нужно посчитать количество геометрических фигур и назвать их. Мы уже почти свободны и справились со всеми заданиями. Нужно возвращаться, дома нас уже ждут. Ребята, нам нужно найти наши машины, в этом нам поможет один добрый гном, который живет на этой полянке, ой. Вот только я забыла его адрес. Но помню, что но живет в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живет аист. Попробуйте найти домик нашего друга. (7-8 рисунков домиков, среди которых должны выбрать нужный.) Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находится нужный домик? К сожалению, нам пора домой.

Итог занятия – восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе

Задачи:

Обучающие:

    закреплять умение ориентироваться на плоскости;

    закреплять умение классифицировать множества по трём свойствам цвет, форма, размер.

Развивающие:

    развивать навык порядного счета в пределах 20;

    развивать логическое мышление, умения находить сходство и отличия;

    развивать зрительное внимание, общую, тонкую моторику, творческое воображение;

    поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной, ясной речи.

Воспитательные:

    поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявлять настойчивость, целеустремленность, воображение, сообразительность, аналитическое восприятие, взаимопомощь.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси- лебеди», беседа с воспитателем, по сказке.

Оборудование:

    мультимедийное оборудование,

    магнитофон,

    три обруча (красный, зелёный, желтый),

    учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»,

    схемы знаков-символов, обозначающие свойства предметов;

    картинки яблок разных форм и размера и цвета,

    цифровая «Да - нетка»,

    картинки (яблоня, речка, ёжик, печка),

    альбомный лист с точками, пронумерованными в порядке возрастания для игрового упражнения «Соедини точки»,

    плоскостные яблоки с примерами для игрового упражнения «Собери яблоки»,

    карточка ЛГЕУБЕСДИИ,

    счётные палочки,

  • листочки в клеточку, карандаши.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу вместе с воспитателем, встают на ковёр вокруг воспитателя.

2. Мотивационная часть

Воспитатель: - Сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка. Вы узнаете её название, если прочитаете сначала все красные, а потом чёрные буквы.

ЛГЕУБЕСДИИ - «Гуси- лебеди»

3. Основная часть

Воспитатель: - Предлагаю вам начать путешествие.... С чего начинается сказка? Сколько было гусей-лебедей? - Внимание. Загадка в стихах:

Два гуся летят над нами,

Два гуся за облаками.

Три спустились за ручей.

Сколько было всех гусей? (Семь)

Давайте составим, число 7 из двух меньших чисел, все возможные варианты. 6 и 1; 5 и 2; 4 и З; З и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Воспитатель: - Вернёмся к сказке. Прибежала девочка, посмотрела - нет брата. Побежала девочка искать брата, бежит и видит... А что она увидела, вы узнаете, если правильно соедините числа от 1 до 12 (Дети соединяют)

Воспитатель: - Правильно, ПЕЧКА. Печка, печка скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: - Достань пирожки и посчитай, сколько их у меня испеклось? А поможет мне в этом игра «Да-нетка».

Правила игры:

Воспитатель раскладывает на столе в ряд карточки с цифрами 1-9 и загадывает какую-либо цифру.

Дети угадывают ее, задавая вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Воспитатель: - А теперь представим, что пирожков много и они в виде геометрических фигур.
Разложите пирожки в три корзинки (в первую корзинку - все круглые, во вторую - все
желтые, в третью - большие фигуры).

Проводится игра с «Блоками Дьенеша», дети раскладывают фигуры в три обруча.

Воспитатель: - Показала печка девочке дорогу. И я вам сейчас покажу дорогу, а вы запомните
её, и потом выложите такую же дорогу при помощи счётных палочек, учитывая цвет и количество.

    Сколько палочек зелёного цвета?

    Сколько красного?

    Сколько палочек нужно взять?

Воспитатель: - Побежала девочка по дорожке и вдруг видит ЯБЛОНЮ.

«Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?» - спрашивает девочка. Выполните мое задание, тогда скажу.

Задание: Соберите яблочки в корзину по схемам, которые лежат на столе. Дети по схемам находят фигуры- яблочки и складывают в корзину (на одном яблоке – пример, на другом – ответ; необходимо подобрать яблоки правильно).

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем:

Крылья сложили назад.

    Речка, речка, куда гуси лебеди полетели? - спросила девочка.

    Скажу тогда, когда нарисуешь русло реки. А поможет в этом графический диктант.

От точки 3 клеточки вниз и 3 клеточки вправо, 2 клеточки вниз и 2 вправо, 4 вниз и 1
вправо, 1 вверх и 1 вправо, 1 вверх и 1 вправо, 2 вверх и 2 вправо, 2 вверх и 5 влево.

Воспитатель: - Показала речка путь до избушки Бабы-Яги. Теперь, дети, предстоит вам помочь девочке Алёнушке забрать Иванушку из дома Бабы- Яги. Как это можно сделать?

Предполагаемые ответы детей:

1. Напугать Бабу-Ягу, одевшись, как она.

2. Вылечить от злобы.

3. Пригласить в гости погостить.

4. Предложить ей стать человеком.

4. Заключительная часть

Алёнушка освободила братика, и они прибежали домой. Родители приехали из города, привезли гостинцев детям и вам за то, что вы помогли справиться Алёнушке со всеми заданиями.

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе «Морское путешествие».

Воспитатель: Самосудова Т.В.

Задачи: Продолжать формировать у детей конструктивное мышление, учить строить сложные геометрические фигуры по заданной схеме. Продолжать упражнять в счете в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 20. Закрепить знания детей о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Закрепить знания детей о последовательности дней недели, времен года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Воспитывать самостоятельность, умение понимать и принимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим заданиям.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических и конструктивных задач, наблюдение за календарем, индивидуальная работа с детьми по развитию математических представлений.

Демонстрационный материал: Телеграмма, ребус, длинная веревка, иллюстрация замка, замок, сундук с книгами, чашка, бокал, крупа.

Раздаточный материал: Карточки с заданиями и числовыми домиками, конверты с геометрическими фигурами, чашки, крупа, шнуры.

Ход

Оргмомент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны Математики: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю к острову чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность и смекалку. Желаю удачи!»

Воспитатель: Перед путешествием необходимо размяться.

Проведем разминку: Если стол выше стула, то стул? (ниже стола).

Если дорога шире тропинки, то тропинка? (уже дороги).

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки).

Если веревка толще нитки, то нитка? (тоньше линейки).

Если сестра старше брата, то брат? (младше сестры).

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чем мы отправимся в плаванье?

Дети: Надо построить корабль.

Воспитатель: достаньте геометрические фигуры из конвертов.

Сколько у вас геометрических фигур?

Сколько у вас треугольников?

Сколько у вас четырехугольников?

Воспитатель: Приступаем к строительству.

(Дети работают за столами.По заданной схеме собирают из геометрических фигур корабль).

Воспитатель: Молодцы! Вот и готов волшебный корабль. Вы оказались умелыми строителями, отправляемся. Приготовьте пульты управления. Начинаем отсчет.

(Дети показывают и называют цифры от 1 до 20 и обратно).

Воспитатель: И вот мы уже в море. (Раздается телефонный звонок.Педагог «принимает» сообщение).

Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:

«Вот такая канитель –

Наш корабль сел на мель,

И матросы всю неделю

Карамель на мели ели»,

Надо матросам поесть на обед что-нибудь по питательнее, например, кашу. Но вот беда, у них сломались весы, и повар не может узнать, сколько крупы взять. Помогите ему. У нас есть пакеты, в которые нужно насыпать по два больших бокала крупы. Но имеется, к сожалению, только один большой бокал, но перед каждым стоит маленькая чашечка. Две таких чашечки составляют бокал.

(Воспитатель демонстрирует, что в 1 бокал вмещается 2 маленькие чашки крупы.Дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята. К нашему кораблю спешат и другие корабли. Они и доставят им крупу. А мы отправляемся дальше.

Ой, на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:

Сколько дней матросы сидели на мели? (7).

Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней).

Какой день недели сегодня?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какой день недели между понедельником и средой?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечайте, какой он по счету (четверг, пятница, вторник).

Сколько времен года вы знаете?

Физминутка.

В году четыре времени, и все они дружны.

Эти четыре времени ребята знать должны!

Зимой год начинается, все снегом покрывается.

Весною продолжается, листочки появляются.

Летом солнце греет, и листья зеленеют.

Осенью листва желтеет, ветер ее по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей).

Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?

Молодцы, мы быстро двигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо бросить якорь. Но неизвестно, хватит ли якорной цепи, чтобы зацепить якорь за дно?

(Дети получают одинаковые по длине шнуры, но для их измерения разные мерки.У каждого карточка, обозначающая нужное количество мерок).

Сколько раз уложилась мерка по длине цепи? Почему получились разные числа? (Дети отвечают).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, на острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке – задание, загадки Феи. Ребята, давайте отгадаем загадки:

    У бабушки Даши – внучка Маша,

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1).

    На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2).

Воспитатель: Следующее задание Феи – помочь жителям Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа-соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами. (В домике числа «6» находятся пары: 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3).

Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Феи и оказались перед замком. Где же нам искать сокровища? Ведь замок такой большой. В этом нам поможет ребус, давайте его расшифруем. (ребус «ПО 2 Л» - подвал).

Правильно, ребята, но дверь в подвал охраняет невидимый страж, нам необходимо узнать, кто этот страж и назвать его.

Математический диктант:

2- вверх 6- вправо 3- вниз

2- вправо 2- вверх 1- влево 1- влево

    вверх 1- вправо 3- вверх 3- вниз

    вправо 8- вниз 4- влево 1- влево

    вверх 1- влево 3- вниз 6- вверх

    вправо 3- вверх 1- влево 2- влево

4- вниз 1- влево 3- вверх

Воспитатель: Кто же охраняет замок? (Собака).

Вы справились со сложным заданием, потому что были настойчивы и внимательны, дружны. Я горжусь вами! Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка. Если к задуманному числу прибавить 2, то получится 8. Какой код у дверного замка? (Число 6).

Итог.

Воспитатель: Молодцы! Открываем сундук, а в нем книги по математике. Это очень важные книги. По ним вы научитесь решать задачи, примеры. Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру. А нам пора в детский сад. Возьмите пульты управления и дадим обратный отсчет от 20 до 1. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в свою группу. Все вы молодцы!

Программное содержание:

Обучающая задача:

  • закрепить умение «читать» знаки-символы, признаки геометрических фигур – цвет, форма.
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости, закрепить в речи наречия направо, налево, прямо.
  • закреплять умение классифицировать множества по двум свойствам цвет и форма, размер и форма.

Развивающая задача:

  • развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
  • развивать навык порядного счета в пределах 20.
  • развивать логическое мышление, умения находить сходство и отличия.
  • развивать зрительное внимание, общую, тонкую моторику, творческое воображение.
  • поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной, ясной речи.

Воспитательная задача:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявлять настойчивость, целеустремленность, воображение, сообразительность, аналитическое восприятие, взаимопомощь.

Предварительная работа: беседа с воспитателем, знакомство с перспективным тематическим планом, чтение произведения Корнея Чуковского «Приключения Бибигона», знакомство с продуктивной деятельностью детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, два обруча (красный, желтый), учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша», схемы знаков-символов, обозначающие свойства предметов, муляжи овощей, электронная дидактическая игра «Угадайка», основанная на речевой логической игре «Да – нет», макет куста смородины, альбомный лист с точками, пронумерованными в порядке возрастания для игрового упражнения «Соедини точки», маркеры, плоскостные корзины с ответами, плоскостные яблоки с примерами для игрового упражнения «Собери яблоки», книжки с игровыми упражнениями для детей.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, я буду вас спрашивать и показывать действие, а вы отвечать и повторять за мной мои движения.

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись.

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались?

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились.

Все вместе: Вот теперь мы дружные в пути друг другу нужные! Воспитатель: Ребята, мы получили звуковое письмо от Бибигона. В знаете кто такой Бибигон? (ответы детей)

– Правильно – это очень маленький мальчик, который живет на даче под Москвой у писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Звучит звуковое письмо.

«Здравствуйте ребята! Со мной снова произошло приключение! Меня заколдовал злой волшебник. Я очень жду вашей помощи. А поможет меня найти – подсказка. Впереди вас ждут трудные испытании. А ваша смекалка, сообразительность и находчивость помогут их преодолеть.»

Воспитатель: Вы согласны помочь Бибигону? Тогда нам пора отправляться в путь. На каких видах транспорту можно отправиться в дорогу. (Дети называют виды транспорта.)

Воспитатель: от вас поступило много предложений. Сейчас мы определим, на каком транспорте поедем выручать Бибигона. Я загадаю вам загадку, а ответ, подскажет, на каком виде транспорта мы поедем.

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)

Воспитатель: Отправляемся на дачу в Переделкино, выручать Бибигона. (Звучит музыка, детям раздаются рули, дети имитируют езду на машине).

Воспитатель: Вот мы и на даче. Бибигон нам говорил нам о какой-то подсказке. Где же она? Ребята вот она. (На экране появляется план – схема). А кто знает, что это такое?

Дети: План-схема.

Воспитатель: Посмотрите на схему, и скажите в какую сторону мы должны пойти.

Дети: Направо.

Воспитатель: Покажите, где находится правая сторона. К чему мы подойдем?

Дети: К клумбе.

Воспитатель: поворачиваем направо идем за мной. Дети, мы подошли к клумбе, но вот и первое испытание – на ней не растут цветы. Давайте их посадим, чтобы на даче было красиво.

Игра с тремя обручами (Логические блоки Дънеша)

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего клумб (семь).

Представьте, что блоки это цветы, сажать будем так. Внутри красного обруча все красные, внутри синего все круглые, внутри желтого все большие цветы (дети раскладывают блоки Дьенеша).

Воспитатель: Но у нас есть свободные клумбы. Какие цветы растут вне красного и синего обруча?

Дети: красные, круглые.

Воспитатель: Сережа, посади 5 красных круглых цветов.

Воспитатель: Какие цветы будут расти вне синего и желтого обруча.

Дети: большие, круглые.

Воспитатель: Никита, посади на эту клумбу 3 больших круглых цветка.

Воспитатель: Какие цветы растут вне желтой и красной клумбы?

Дети: Большие, красные.

Воспитатель: Дима, посади 4 больших, красных цветка. Какие цветы посадим вне красного, синего, желтого?

Дети: Большие, красные, круглые

Воспитатель: Марина, положи 1 большой, красный круглый цветок.

Воспитатель: Ребята, с этим заданием вы справились, когда мы освободим Бибигона, он будет очень рад полюбоваться этой клумбой. Мы продолжаем свой путь. Давайте посмотрим на карту и скажем, куда пойдем дальше.

Дети: стрелка указывает – идти вперед к огороду.

Воспитатель: Но почему здесь ничего не растет?

Дети: Потому, что злой волшебник придумал для нас новое испытание.

Воспитатель: Нам надо привести огород в порядок. Посадить овощи. Дети разделитесь по парам. Один из вас будет грамотей, а второй садовник. Грамотей читает схему, а садовник сажает овощи.

Игровое упражнение «Угадай овощ». Схема представляет собой кодирование, декодирование свойств предметов.

Воспитатель: Мы сделали с вами доброе дело. Бибигон с удовольствием будет кушать овощи полезные для здоровья. Но на этом наши испытания не закончились. Посмотрим на план-схему. Куда мы идем дальше?

Дети: Направо, к кусту смородины. (Дети подходят к импровизированному кусту смородины)

Воспитатель: Дети, прислушайтесь, кто-то просит нас о помощи. Чтобы узнать, кто – подойдите к столам. На них лежат листочки. Найдите самое маленькое число и начиная с него соедините все остальные числа линией в порядке возрастания. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

С Бибигоном мы дружили
И помочь ему решили,
Мы ребята дружные
В пути друг другу нужные.

Игровое упражнение «Соедини цифры по порядку»

Воспитатель: Кто просил нас о помощи.

Дети: Улитка.

Воспитатель: Улитка очень вам благодарна и просит, чтобы вы с нею поиграли.

Физкультминутка

Воспитатель: Когда звонит колокольчик, вы бегаете вокруг куста смородины. Как только колокольчик замолчит, останавливаетесь и слушаете вопрос. Если так бывает, то вы становитесь силачами, выпрямляете спину, сводите лопатки, опускаете плечи, поднимаете подбородок и показываете свою силу. Если такого не бывает, то становимся слабыми, вялыми как тряпичные куклы.

Задания на смекалку.

– Бывает ли что сын выше отца?

– Что в одной недели две субботы?

– Что после вторника бывает среда?

– После зимы наступает лето?

– Что дети любят конфеты?

– Что солнце светит ночью, а луна утром?

Воспитатель: Поиграв с улиткой мы стали бодрыми, но нам пора отправляться в путь выручать Бибигона, ведь он ждет нашей помощи. Обратим внимание на план-схему, куда мы дальше пойдем?

Дети: Направо – в фруктовый сад.

Воспитатель: От злого волшебника и здесь неприятности. Он стряхнул все яблоки с яблонь. Давайте их соберем в корзины.

Игровое упражнение «Собери яблоки»

Воспитатель: Тут лежат яблоки, на которых написаны примеры на сложение и на вычитание, есть корзины обозначенные цифрой. Вам нужно положить в корзину то яблоко, решение примера, которого соответствует цифре на корзине.

Воспитатель: Сколько яблок лежит у тебя в корзине? (Пять ). Почему? (4+1=5, 6-1=5)

Воспитатель: Молодцы! С этим испытанием вы тоже справились. Из этих яблок Бибигону сварят варенье и повидло. Обратим внимание опять на план, куда дальше мы идем?

Дети: Прямо, к дому.

Воспитатель: Вот мы и подошли к дому, но вот незадача - здесь не один дом, а несколько. Где же злой волшебник спрятал Бибигона? А поможет нам узнать игра «Угадайка». (Игра «Да – нет» )

Воспитатель: Мы угадали, что в желтом доме злой волшебник спрятал Бибигона. А теперь пройдите за мной, нас ждет сюрприз. (Звучит звуковое письмо ).

«Друзья, большое вам спасибо, что вы спасли меня от злого волшебника! Вы справились со всеми заданиями. Проявили смекалку, находчивость, сообразительность. А мне пора. Меня ждут важные дела на Луне. До новых встреч!»

Воспитатель: Вот и закончились наши приключения. Что вам больше всего понравилось? Какое задание самое трудное? За что бы ты себя похвалил? Воспитатель: Я хочу узнать ваше мнение. У нас есть звездочки «Настроение». Если вам занятие понравилось, то вы выбираете звезду красного цвета, а если нет, то звезду синего цвета. У вас все получилось и у вас хорошее настроение. Давайте взмахнем звездами и подарим всем хорошее настроение и осветим путь нашему Бибигону. Посмотрите, сколько звезд загорелось.

Воспитатель: Бибигон вам оставил в подарок книгу. Рассматривая ее вы сможете не только вспомнить наши приключения, но и получить новые знания. Нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка, дети уходят из зала ).