Викторина логопедическая смешарики идут в школу. План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Логопедическая викторина

Логопедическая игра-викторина «Хочу всё знать!» для младших школьников

Данный материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Викторина поможет закрепить знания детей о звукобуквенном и слоговом анализе слов, постановке ударения, а так же узнать интересные факты из жизни животных, птиц и насекомых. Педагоги могут использовать как всю викторину, так и отдельные её вопросы частью урока.
Цель: закрепление ранее изученного материала по темам звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Задачи:
1. Закрепить навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
2. Расширить знания детей о животном мире;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Формировать умение работать в команде.
Правила проведения викторины: класс делится на две команды, вопросы командам задаются поочерёдно. Принимаются только доказательные ответы. Например: при нахождении ударного слога, слово нужно позвать и разделить на слоги и так далее.
Материалы : картинки с изображение животных, птиц и насекомых, материалы для награждения победителей медали с изображением животных.

Вопросы первой команде

1.Кто из животных впадает в спячку?
(Барсук или белка).
В слове отгадке ударный второй слог.

2.У какого насекомого кровь голубого цвета?
(Паук или муравей).

3. Какое млекопитающее спит с одним открытым глазом?
(Кошка или дельфин).
В слове отгадке звуков меньше, чем букв.

4. Какую рыбу называют лесным санитаром?
(Щука или карась).
В слове отгадке первый звук согласный мягкий.

5. Какой зверь самый чистоплотный?
(Медведь или барсук).
В слове отгадке последний звук согласный твёрдый.

6. У какого животного самый крепкий сон, его можно тормошить как угодно и он не проснётся?
(Куница или суслик).
В слове отгадке 2 слога.

7. У какой птицы нет крыльев и хвоста?
(Киви или дрозд).

8. Какая птица прилетает весной первой?
(Ласточка или грач).
Если поменять в слове первый звук, то получится название профессии.

9. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Какая птица издаёт эти звуки?
(Иволга или сорока).
В слове отгадке спряталось название реки.

Вопросы второй команде

1. У какого насекомого ухо на ноге?
(Муха или кузнечик).
В слове отгадке ударный слог второй.

2. Какая птица символ доброты и счастья. Хозяева были счастливы, если эта птица селилась у их дома?
(Скворец или аист).
В слове отгадке все согласные глухие.

3. Самая древняя домашняя птица?
(Курица или гусь)
В слове отгадке букв больше чем звуков.

4. Какую птицу в некоторых странах охраняют за то, что она очищает пляжи от мусора?
(Чайка или фламинго).
В слове отгадке первый согласный звук мягкий.

5. У какой птицы из зоба выделяется самое настоящее птичье молоко?
(Клёст или голубь).
В слове отгадке последний звук мягкий.

6. Какая птица лесной полицейский, даёт знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о появлении человека?
(Сойка или кукушка).
В слове отгадке 2 слога.

7. Какое животное видит всё в сером цвете, не различает другие цвета? (Кошка или собака).
В слове отгадке столько гласных, сколько и согласных.

8. Какую рыбу можно превратить в птицу?
(Карась или сазан).
Если поменять в слове первый звук, то получится название птицы.

9.Самое прожорливое насекомое?
(Муравей или стрекоза).
В слове отгадке спряталось слово, название домашнего животного.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках

Задачи:

  1. Закрепление и расширение знаний детей о пословицах;
  2. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты, слухового восприятия, развитие умения словообразования, звукового анализа слова;
  3. Активизация и проверка имеющихся учебных знания у детей;
  4. Общее всестороннее умственное развитие учащихся.

Викторина-это отличная возможность получать знания и при этом, развлекаться со своими друзьями. Правила просты, играть легко, главное иметь богатый запас информации, а также уметь быстро принимать решения, поскольку участники викторины также стараются быстро ответить на вопросы. Данный вид работы помогает детям провести время с пользой, чего иногда сделать не получается. Викторина развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность.

Данный вид работы проводился впервые. Задания в основном были подобраны согласно программному прохождению материала на уроках. По результатам проверки викторины все классы достойно ответили на вопросы.

По результатам опроса учителей начальной школы, выяснилось, что данный вид работы очень интересен и полезен, а самое главное нужен! Можно увеличить количество заданий, усложнить их, а где-то наоборот-облегчить. Даже поступали предложения от учителей старших классов с просьбой разработать задания для старших классов. В общем есть над чем подумать и с чем поработать. Главное, что данный вид работы нужен. Поэтому в следующем году логопедические викторины войдут в школьную жизнь на законных основаниях. До встречи!

Логопедическая викторина 1 класс

1 задание. Ответьте на вопросы

✔ Дом для учебников.
✔ Буквы которые не составляют звука.

✔ Яблоко, мандарин, груша - одним словом.

✔ Шкаф, кровать, стол - одним словом.


✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов

✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Необходимо образовать прилагательные от имен существительных.
Пример: Гнездо грача-Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано. Исправьте «неправильные» слова.


Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. Забодал меня котел,
На него я очень зол.

4. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.

5. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

5 Задание. Составить «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите.
Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок

Логопедическая викторина 2 класс


✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать?
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

1. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

2. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

3. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

4. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

5. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» . какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???



Логопедическая викторина 3 класс

1 задание. Ответьте на вопросы:
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное

✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???

Логопедическая викторина 4 класс

1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Площадка для катания на коньках?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое?
✔ Как называются слова образованные от одного корня?
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Не зная броду, не суйся в моду
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное
✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова.

1. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

2. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

3. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

4. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

5. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л». Какое получилось слово???

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок - какое получилось слово???

Данный материал рекомендован учителям – логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.

Цель: обобщение, в игровой форме знаний полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • Развитие навыка самоконтроля за речью;
  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
  • Формировать навыки интонационной выразительности речи;
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Для проведения логопедической викторины, создаются две команды по шесть человек. Команда «Апельсин» одевает оранжевые галстуки, а «Волна» - синие. Остальные дети зрители. За каждый конкурс команда может получить:

3 балла – за правильный полный ответ

2 балла - если есть небольшие недочеты

1 балл - за правильный, но неполный и с недочетами ответ

0 баллов - неправильный ответ.

При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Зритель за каждый правильный ответ получает один балл.

1 слайд – Логоцветик

Ведущий: Рада приветствовать Вас на викторине «Логоцветик» . Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую правильную речь.

2 слайд символика команд

Ведущий: Сегодня на нашем турнире присутствуют команды «Апельсинки» и «Волна» , болельщики этих команд и компетентное жюри (представление членом жюри) .

К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые ребята получили на логопедических занятиях.

3 слайд «Артикуляционная разминка» .

Ведущий: Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать специальную гимнастику для язычка.

Каждая команда по очереди называет своё любимое упражнение из артикуляционной гимнастики, а мы вместе их выполняем (команды называют по три движения) .

4 слайд «Сказочные герои» .

Ведущий: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.

Перед вами будут появляться картинки с вашими любимыми сказочными героями. Ваша задача внимательно посмотреть проговорить имена героев сказок и сказать что же общего, с точки зрение не сказок, а звуков.

5 слайд сказочные герои со звуком «С» для команды «Апельсинки» .

6 слайд сказочные герои со звуком «Ш» для команды «Волна» .

7 слайд сказочные герои со звуком «Л» для зрителей.

Ведущий отдаёт первый лепесток жюри.

8 слайд «Лучший Звукознайкин» .

Ведущий: Второй лепесток даст возможность проявить себя одному участнику каждой команды. Продолжим работать со звуками. Этим ребятам необходимо будет сделать звуковой разбор слов.

(по одному участнику из команды получают карточки для звукового разбора, цветные карандаши) .

Желающие из зрителей могут также получить звание «Лучший Звукознайкин» .

9 слайд «Соковыжималка» .

Ведущий: Третий лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я буду называть каждому члену команды фрукт или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.

10 слайд с картинками фруктов и ягод для первой команды.

Сок из апельсинов – (апельсиновый)

Сок из груш – (грушевый)

Сок из ананасов – (ананасовый)

Сок из моркови – (морковный)

Сок из помидоров – (томатный)

11 слайд с картинками фруктов и ягод для второй команды.

Сок из яблок – (яблочный)

Сок из слив – (сливовый)

Сок из винограда – (виноградный)

Сок из персика – (персиковый)

Ведущий отдаёт второй и третий лепесток жюри.

12слайд «Из чего это сделано» картинки с предметами

Ведущий: Проверим, как зрители умеют образовывать слова. Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.

Ведущий: дом из дерева - (деревянный)

дом из кирпича – (кирпичный)

самолётик из бумаги – (бумажный)

стакан из стекла – (стеклянный)

ваза из хрусталя – (хрустальная)

шуба из меха – (меховая)

ложка из металла – (металлическая)

решетка из железа – (железная)

коробка из картона - (картонная) .

13 слайд «Путаница» .

Ведущий: Чтобы выручить следующий лепесток нам необходимо отдохнуть и немного размяться.

Играем в «путаницу» , делаем то, что я говорю, а не показываю.

14 слайд «Рисуем по клеточкам» .

Ведущий: Для получения следующего лепестка вам понадобится внимания и крепкая рука. Каждому участнику нужно повторить рисунок по клеточкам «Цветок» .

(Раздаются образцы и простые карандаши.)

15 слайд «Какой звук чаще слышится» .

Ведущий: Пока участники внимательно чертят, мы будем внимательно слушать. Какой звук чаще слышится в скороговорках.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Ведущий отдаёт четвёртый лепесток жюри.

16 слайд. «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь» .

Ведущий: Наш предыдущий конкурс подготовил нас к выполнению следующего задания.

Сейчас по два человека из команд вытянут карточку с «настроением» и произнесут свою любимую скороговорку с этим настроением, а мы попробуем догадаться, какое у них настроение.

Ведущий отдаёт пятый лепесток жюри.

Ведущий: Скороговорки надо уметь говорить очень быстро, проверим наших зрителей, кто из них скажет свою любимую скороговорку быстрее всех.

(желающие говорят скороговорку быстро, три раза подряд)

17 слайд. «Кто больше» .

Ведущий: Для получения заключительного лепестка, команды по очереди будут назвать предметы, которые начинаются на заданную букву.

18 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «П» .

19 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «Б» .

20 слайд сюжетная картинка с предметами на букву «С» для зрителей.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего турнира, мы рассмотрим следующую картинку.

21 слайд с изображением логоцветика.

Ведущий: Спасибо, уважаемые команды и зрители за спасение логоцветика. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс (жюри вручает логоцветик ведущему) .

Мы с логоцветиком надеемся, что вы поняли, наш родной русский язык богатый и интересный.

22 слайд «Церемония награждения» .

Жюри подводит итоги викторины, награждает команды и отдельных зрителей грамотами.

Цель: способствовать профилактике нарушений письма с помощью специально подобранных речевых упражнений.

Задачи:

1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:

степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;

умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;

степень овладения навыком чтения;

уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;

2. Выявить уровень сформированности нравственно-волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.

Оборудование: карточки с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками для схематичного изображения гласных и согласных (твердых и мягких)звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2шт), плакат с изображением букв в геометрических фигурах, по 10 картинок со звуком Р и без него.

Предварительная работа: разучивание с детьми номеров для музыкальных пауз.

Поручения родителям: сделать эмблемы для команд, приобрести воздушные шарики и сладкие призы.

В соревнованиях принимают участие 2 команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Ход спартакиады.

Дети входят в зал под песню «Когда мои друзья со мной».

I . Приветствие.

Ведущий: Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Ловкий грамотей». Сегодня будут состязаться две команды: «Почемучки» и «Умницы и умники», поприветствуем их аплодисментами.


Приветствие команд:


«Почемучки».

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

«Всезнайки».

Мы всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

И ничья нам не беда,

С нами дружба навсегда!


Вас, друзья, мы победим!

II . Конкурсная программа.

Задание . Рассмотреть узор и найти спрятанную букву.

Наивысший балл – пять.

Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.

Участники получают карточки с картинками, составляют новое слово из первых звуков картинок.

Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее составит новое слово.

(Слово жюри для подведения итогов 1 и 2 конкурсов.)

Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать лишнее слово. Объяснит, почему оно лишнее.

Высшая оценка – пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.

Первая карточка: коньки, лыжи, санки, горка.

Вторая карточка: тарелка, вилка, нож, ложка.

Задание . Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение.

Карандаш – шкаф – флаг – кот – топор.

Паук – капуста – автобус – самолет – танк.

(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета.)

5 конкурсное задание.


А давайте-ка мы с вами

Поиграем со словами.

Рассказать я буду рада

Вам, ребята, про шарады:

Все шарады, как загадки –

В них слова играют в прятки.

Слово нужно отгадать

И скорей его назвать!


Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдаётся фишка - очко. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает все ребусы.

Задание. К названию картинки (например: шкаф и танк; кит и кот) составить звуковую схему слова. Участвуют капитаны команд. Время выполнения одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.

(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов. Объявление общего счета.)

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами, из которых надо сложить слово «АЗБУКА». Детям предлагается брать по одной букве и, преодолевая препятствия, выложить около обруча слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибки (если слово составлено не правильно). Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно составленное слово.

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков), и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение задания.

Надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слова и составить предложения.


К Л Ш В Д Н

У И М И Р Т О

III . Заключительная часть.

Ведущий: Дорогие участники и болельщики! Наши соревнования закончены. И сейчас жюри огласит итоги соревнований.

Команды награждаются сладкими призами и под весёлую музыку команды, сделав круг почёта, выходят из зала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей.

Цель: способствовать профилактике нарушений письма с помощью специально подобранных речевых упражнений.

Задачи:

1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:

степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;

умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;

степень овладения навыком чтения;

уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;

2. Выявить уровень сформированности нравственно-волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.

Оборудование: карточки с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками для схематичного изображения гласных и согласных (твердых и мягких)звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2шт), плакат с изображением букв в геометрических фигурах, по 10 картинок со звуком Р и без него.

Предварительная работа: разучивание с детьми номеров для музыкальных пауз.

Поручения родителям: сделать эмблемы для команд, приобрести воздушные шарики и сладкие призы.

В соревнованиях принимают участие 2 команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Ход спартакиады.

Дети входят в зал под песню «Когда мои друзья со мной».

I. Приветствие.

Ведущий: Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Ловкий грамотей». Сегодня будут состязаться две команды: «Почемучки» и «Умницы и умники», поприветствуем их аплодисментами.

Приветствие команд:

«Почемучки».

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

«Всезнайки».

Мы всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

И ничья нам не беда,

С нами дружба навсегда!

Вас, друзья, мы победим!

II. Конкурсная программа.

1 конкурсное задание – разминка «Узнай букву?».

Задание . Рассмотреть узор и найти спрятанную букву.

Наивысший балл – пять.

2 конкурсное задание «Угадай-ка!».

Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.

Участники получают карточки с картинками, составляют новое слово из первых звуков картинок.

Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее составит новое слово.

(Слово жюри для подведения итогов 1 и 2 конкурсов.)

Музыкальная пауза. Танец «Полька».

3 конкурсное задание «Объяснялки».

Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать лишнее слово. Объяснит, почему оно лишнее.

Высшая оценка – пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.

Первая карточка: коньки, лыжи, санки, горка.

Вторая карточка: тарелка, вилка, нож, ложка.

4 конкурсное задание «Кто быстрее выложит звуковую цепочку».

Задание . Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение.

Карандаш – шкаф – флаг – кот – топор.

Паук – капуста – автобус – самолет – танк.

(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета.)

Музыкальная пауза. Песня «Золотая свадьба» муз. Р. Паулса.

5 конкурсное задание.

А давайте-ка мы с вами

Поиграем со словами.

Рассказать я буду рада

Вам, ребята, про шарады:

Все шарады, как загадки –

В них слова играют в прятки.

Слово нужно отгадать

И скорей его назвать!

Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдаётся фишка - очко. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает все ребусы.

6 конкурсное задание «Шифровальщики».

Задание. К названию картинки (например: шкаф и танк; кит и кот) составить звуковую схему слова. Участвуют капитаны команд. Время выполнения одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.

(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов. Объявление общего счета.)

Музыкальная пауза. Танец «Вальс».

7 конкурсное задание. Игра-эстафета «Слово рассыпалось. Кто быстрее сложит слово?».

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами, из которых надо сложить слово «АЗБУКА». Детям предлагается брать по одной букве и, преодолевая препятствия, выложить около обруча слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибки (если слово составлено не правильно). Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно составленное слово.

8 конкурсное задание «Найди картинку со звуком Р».

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков), и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение задания.

9 конкурсное задание для родителей «Найди и прочитай».

Надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слова и составить предложения.

О С А К О

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

I. Конкурс «Блиц»

За 5 минут участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание:

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель )
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб )
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «ПРЯМОЙ»? (Кривой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Мяч, прыгалки, обруч – одним словом. (Спортивный инвентарь)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек )
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм )
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Пылесос, микроволновка, фритюрница– одним словом. (Бытовая техника)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)
  1. Конкурс «Скажи правильно»

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

Как сказать правильно? (Вопросы командам задаются по очереди)

1. Звонит (или звонит) телефон?

2. Жалюзи (или жалюзи)?

3. Каталог (или каталог)?

4. Без двадцати (или без двадцати) восемь?

5. Класть или ложить ?

6. Одеть платье или надеть платье?

III. Конкурс «Расшифруй слова».

Прочитайте слова, расположив буквы в том порядке, как указывают цифры.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

А Л Р О Ь К Б К Ь О К И Н А И Н И Ш Т А Ё М Т С О Л

4 6 3 2 7 1 5 5 4 2 1 6 3 6 2 5 4 3 1 2 6 3 7 1 4 5

(Корабль) (Коньки) (Тишина) (Самолёт)

IV. Конкурс на внимание «Подчеркните слова, обозначающие одежду».

Проводится у доски. Каждый член команды находит по одному слову.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

а) мпиаплатьеро; б) шробрюкилху; в) шортышогнка; г) уакемайкагро;

д) некблузкаакн; е) шлопальтосв; ж) ипркофтаголб; з) логнуноскитр;

V. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание:

Название команды

Пример: Гнездо грача

Грачиное

Лапа собаки

Собачья

Голова волка

Волчья

Голова льва

Львиная

Хвост глухаря

Глухариный

Гнездо вороны

Воронье

Гнездо журавля

Журавлиное

Перо гуся

Гусиное

Перо курицы

Куриное

Шуба из меха

Меховая

Перчатки из кожи

Кожаные

VI. Конкурс на внимание «Найдите и вычеркните все буквы У и обведите кружком все буквы И ».

Все члены команд получают одинаковые карточки. На выполнение задания отводится 1 минута.

Оценивание: за безошибочно выполненное задание участник получает 1 балл. Баллы в команде суммируются.

Пирокеумипенвчприблудщеутригоукпчыуриогуюбждлдиулдоршщидгулонеукиоучви

илшеуемиыцфуидгаунгиуниргеупминеауцсирлиогнупчыспиолгнуколосомиуьтилдошу

(20 – «У» ; 20 – «И»)

VII. Конкурс «Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой».

(Вопросы командам задаются по очереди)

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

  1. Кем будет казак, если будет терпеть?
  2. Когда считают цыплят?
  3. Чего не утаишь в мешке?
  4. Когда приходит аппетит?
  5. Что любят деньги?
  6. Что надо сделать, когда назвался груздем?
  7. Сколько раз нужно отмерить прежде чем отрезать?
  8. Кто водится в тихом омуте?
  9. Без чего не выловить рыбку из пруда?
  10. Кто лучше, чем два новых друга?
  11. Что лучше иметь, 100 рублей или 100 друзей?
  12. Сколько раз платит скупой?
  13. В чём познаётся дружба?
  14. Куда падает яблоко?
  15. Кто хвалит свое болото?
  16. Чья душа - потёмки?
  17. С каким металлом сравнивают молчание?
  18. На ком шапка горит?
  19. Что получишь, когда много хочешь?
  20. Дороже чего уговор?
  21. Чему не верит Москва?
  22. Когда кулаками не машут?
  23. Что нельзя вырубить топором?
  24. Что не ломит костей?
  25. Кого дело боится?
  26. Нет лучшего дружка, чем кто?
  27. Кем является Родимая сторона, и кем чужая?
  28. Что надо делать, если хочешь есть калачи?
  29. Когда душа на месте?
  30. Что надо делать, если любишь кататься?