Создание положительного эмоционального настроя на. Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Как обрести положительный психологический настрой

Как создать правильный психологический настрой?

Не стоит сохранять плохое настроение, по какой бы причине оно не посетило вас. Для начала оглянитесь вокруг – сколько людей, которым в разы, в десятки раз тяжелее, чем вам!

Есть такая небольшая притча: «Упал человек на самое дно, лежит, плачет — и вдруг снизу кто — то постучал!» Посмотрите на свои трудности или проблемы объективно — не надуманы ли они, не «накрутили» ли вы себя — особенно, если вы склонны к пессимистическому настрою.

Наш психологический настрой неотделим от того, что происходит с нами в жизни. Мы привыкли воспринимать успех как стечение удачных обстоятельств, следствие долгого и упорного труда, наличие нужных связей и многого другого. Да, все это так. Но еще успех – это следствие глубокой веры в благоприятный исход своих замыслов.

Воспитание в себе правильного психологического настроя на успех — это одна из задач нашего саморазвития. Мы должны четко осознать, что настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое психическое состояние человека.

В той мере, в которой для нас нормальны соответствующие биоритмам ощущения ежедневных колебаний внутренней энергии, приток и отток гормонов и даже огромный энергетический спад, который мы называем сном,- мы вправе считать нормальными периодические перемены в настроении.

Как мы могли бы представить себе сущность наслаждения, если бы не имели возможности сопоставить его с противоположным ощущением. Или, как бы мы знали, что были счастливы, если бы не были когда — либо несчастны.

Вместе с тем наше одержимое стремление обрести безграничное счастье, присущее всей современной культуре, исказило реальную жизнь. Такое стремление к счастью может привести прямо в ад.

«Когда какая-то вещь, даже очень хорошая, становится односторонней и исключает другую сторону, в нее вселяется дьявол» ©Джеймс Холлис

В жизни любого человека могут быть и «обычные» невзгоды или колебания настроения. Здесь необходимо научиться их преодолевать, с помощью формирования в себе положительного психологического настроя.

Как обрести положительный психологический настрой?

Положительный психологический настрой достигается в два шага:

Шаг первый – вывести себя из негативного настроения по крайней мере на время.

Шаг второй – начать работать над проблемой, составив план по ее решению.

Вначале измените свои мысли

Совершенно очевидно, что позитивно направленные мысли, такие как «У меня все получится!», «Судьба мне улыбнется!» и т.д. помогут вам гораздо больше, чем мысли типа: «Вряд ли мне это по зубам», «Мне не хватает денег, связей, умения» и т.д.

«Человек — это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится» — ©Махатма Ганди

Следите за своими словами

Сравните привычные выражения: «Жизнь – прекрасна и удивительна!», «У меня много творческих планов!», «Прорвемся» и выражения: «Жизнь – тоска», «Некоторым не везет по жизни», грубую брань. Как думаете, какой человек раньше достигнет цели?

Измените свои Привычки

Здоровый образ жизни – это привычка, тщательное планирование – это привычка, а также упорная работа, саморазвитие, целеустремленность и многие другие качества тоже являются правильно развитыми привычками.

Но есть и другие привычки, например, спать до обеда, нерационально тратить время за просмотром телевизора, часами говорить по телефону, некачественно делать свою работу и т.д. На будущее: стоит развить в себе привычку всегда мыслить позитивно и не терять благостного расположения духа.

Держитесь подальше от жалующихся на жизнь, пессимистичных людей – их настроение может быть заразным

Помните о «правиле пяти»: вы являетесь средним арифметическим пяти людей, с которыми вы больше всего общаетесь.

Общайтесь с радостными и позитивными людьми, с теми, кто разделяет ваши устремления, интересы и мечты. И наоборот, избегайте негативного влияния пессимистов, разуверившихся в жизни.

Ваше времяпрепровождение

Что вы делаете в свободное время? Какие фильмы вы смотрите? Какие книги читаете? Где вы бываете? Какое настроение вы привносите в свою жизнь? Все, что мы делаем, смотрим, читаем, слушаем – все становится частью нас и нашей реальности. Поэтому относитесь избирательно к тому, чем вы заполняете свою жизнь. Прекрасное делает нашу жизнь еще прекраснее и наоборот.

Наметьте план действий

Начать разработку плана по устранению причин, которые тревожат вас в данный момент. Составьте пошаговый алгоритм выхода из негативной ситуации и распишите все как можно более подробно: от чего вы хотите избавиться в первую очередь, во вторую и так далее.

Секреты психологов по формированию положительного психологического настроя

Первый секрет заключается в следующем: Вызовите улыбку чисто механически. Пробудьте в состоянии улыбки, пока не почувствуете, что она перестает быть механической и начинает быть самой настоящей.

Оказывается что не только мозг управляет мышцами, но и мышцы мозгом – они подают сигналы хорошего настроения.

Второй секрет психологов как обрести положительный психологический настрой? Вам необходимо вспомнить какой-либо хороший момент в вашей жизни, когда вы чувствовали себя по-настоящему радостным, счастливым, успешным. Вспомните свое состояние в тот момент и не отпускайте его, проникнитесь им, войдите в него и переживите снова.

Положительные воспоминания заставят плохому настроению дать трещину.

У психологов есть еще один классный прием психологического настроя – делать из слона муху, а из мухи – слона. То есть, все хорошее, каким бы оно незначительным не было, нужно раздувать до неимоверных масштабов, а все плохое, напротив, уменьшать.

Например,
«Я отжался 5 раз! Какой же молодец, вот это да!».
«Разбитое в хлам авто такая мелочь! Главное ведь, что я живой и счастливый!».

Напоследок хочется заметить, что у человека с обозначенной целью, к которой он стремится, плохое настроение не задерживается. Разве что, минутные недоразумения, которые лишь помогают утвердиться в выбранной цели и откорректировать путь ее достижения. Обычно депрессиям, плохому настроению подвержены те, кому нечем заняться, кто не имеет стремления и мечты.

Если у вас есть четкая цель, к которой вы стремитесь, скучать или грустить просто не будет времени. Всегда помните о том, к чему идете, совершайте мелкие и крупные шаги по направлению к цели и помните, что за все ваши старания вы будете награждены в многократном размере.

И со временем, ваш психологический настрой станет стабильно позитивным и благоприятствующим выполнению задуманного, а сами вы невероятно изменитесь в лучшую сторону, равно как и ваша жизнь!

тренинг
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ

педагог-психолог Гун Л.А.

Пояснительная записка

Данный тренинг предназначен для педагогов-психологов, работающих в системе образования. Продолжительность тренинга составляет 3 часа. Предполагаемое время проведения - начало учебного года. Тренинг направлен на создание у педагогов- психологов благоприятного психологического настроя на новый учебный год, перспективное построение профессиональных и личностных целей и создание гармоничного актуального состояния.

Тренинг для педагогов-психологов

"Создание благоприятного психологического настроя"

(продолжительность тренинга 3 часа)

Цели тренинга:

Создание благоприятного психологического настроя на новый учебный год

Построение профессиональных и личностных целей

Гармонизация актуального состояния

1. Вводная часть. (20 мин).

Приветствие, настроение, ожидания

Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Материалы : нет

Инструкции: Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 - 2 минуты).

Ход упражнения: «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

Возникали ли трудности при выполнении задания?

Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

Упражнение "Ожерелье жизненного опыта" (20 мин.)

Цель: Релаксация, активизация ресурсов.

Пространство нашего внутреннего мира - это страна, и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства, желания, возможности, стремления служили нашему Я верой и правдой.

Порой нам кажется, что мир устроен неправильно. Пессимистичное отношение к жизни стали называть «чувством реальности». А, может, мы просто сами себя программируем на ожидание неудачи? Пришло время пессимисту поменять профессию, и вспомнить о том, что мы сами создаем только такую жизнь, какую хотим…

Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее. Закройте глаза. Прошу вас, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Все хорошо. Вы чувствуете себя спокойно и расслаблено. Вы живете интересно и правильно… Вы ищете и находите… Пусть не сразу… Но быстро хорошие дела не делаются… Все происходит так, как нужно… Все идет своим чередом… Позвольте потоку событий привести вас к счастью… Просто будьте спокойны, от вас сейчас ничего больше не требуется…

Знаете, а ведь события вашей жизни это ни что иное, как драгоценные бусины. Есть среди них бусины из разноцветных, прозрачных драгоценных каменьев… Есть костяные бусины и деревянные… Есть и пластмассовые…Есть даже и бумажные… Есть бусины из ягод и грибов… Есть бусины из монеток, как монисто… Посмотрите: когда все эти бусины нанизаны на одну нить, какое интересное, необычное получается ожерелье…

Издавна и мужчины и женщины украшали себя ожерельями… Мужчины делали ожерелье из своих трофеев… Мужское ожерелье подчеркивало их силу и успех… Женщины старались сделать свое ожерелье прежде всего красивым…Ваше ожерелье, состоящее из бусин вашего жизненного опыта, подчеркивает вашу силу и успех, а также… оно очень красиво! Взгляните, как переливаются в солнечных лучах бусины… Как играют камни…Каждая бусина здесь на своем месте… Каждая бусина нужна… Каждая бусина ценна… В каждой бусине можно найти энергию любви…Если видеть сердцем…Осторожно приложите это ожерелье к груди… Подержите немного… послушайте свое дыхание… Все хорошо… Вас любят, вы любимы, вы любите… Все будет хорошо…Поверьте, это так…Чувствуете, стало теплее?.. Да, это и есть энергия любви… Она дает тепло, покой, удовлетворенность… Но когда вы пожелаете, энергия любви даст вам необходимую энергию и силу, целеустремленность и высокий тонус… При этом внутри вы будете спокойны и сконцентрированы на задаче…Все хорошо… ожерелье вашего опыта всегда с вами… Никто не может отнять его у вас… Вы сами можете его дополнить новыми бусинами, если пожелаете… В этом ожерелье — энергия любви… теперь вы сможете ее умножать…Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Тепло остается с вами… образ вашего ожерелья — тоже…Поверьте, у вас достаточно сил, чтобы сделать вашу жизнь красивой и достойной…

Прошу вас сделать глубокий вдох и медленный выдох, выпрямить спину и сильно сжать руки в кулаки… а теперь отпустите… вот так… вы сильны и мудры… у вас достаточно сил… у вас есть самое главное — ваша жизнестойкость и способность отвечать за свою жизнь… У вас все получится!

2. Основная часть (35-50мин.)

Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

Вылепите своё эмоциональное состояние.

«Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения : Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было выполнять упражнение?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

Возникали ли разногласия в ходе работы?

Пять стульев. Упражнение (40 минут)

Цель: научиться определять уровень регуляции своих эмоциональных состояний, познакомиться с новыми способами контроля эмоций.

Инструкция: Перед вами — пять стульев, на каждом из которых лежит листок с описанием определенного уровня владения эмоциями. Эти пять стульев - пять ваших выборов. Попробуйте оценить свое актуальное эмоциональное состояние и выбрать соответствующий стул. Затем, представьте себе то "идеальное эмоциональное состояние", к которому вы хотели бы приблизиться и сделайте опять выбор стула.

Первый стул: выбравший его человек — «естественный» и внутренне, и внешне. Он не может управлять ни своим внутренним миром, ни внешним выражением своих эмоций; переживает то, что «пришло», и на лице при этом выражение — соответственное.

Не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением: эмоции появляются в душе сами, запускаясь разными причинами: состоянием тела, событиями жизни и тем, что говорят и делают окружающие люди. Мои эмоции живут какой-то своей отдельной жизнью и выплескиваются наружу помимо моей воли. Я не отвечаю за свои эмоции, упражнение "Хорошо" кажется мне невозможным.

Второй стул: выбравший его человек не может управлять своей внутренней погодой, но отчасти может контролировать внешние свои проявления.

Третий стул: выбравший его человек может полностью контролировать внешнюю подачу себя, а внутренний мир — по-прежнему неуправляем.

Четвертый стул: выбравший его человек прекрасно контролирует внешние свои поведения, но внутренний мир подвластен ему частично.

Пятый стул: выбравший его человек полностью контролирует как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу.

Вопросы и задания:

На каком стуле ты сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

На каком стуле ты хотел бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

У многих людей есть представление о человеке-роботе , механическом человеке. Если оно вам близко, то какой из пяти стульев более соответствует описанию такого человека?

3. Заключительная часть (90 мин.)

Упражнение "Что мне хочется сделать"

Цель: Обозначение целей на ближайший год.

Материалы: Листы А4, журналы, клей.

Если я намереваюсь измениться, потому что "должен" измениться, то я заранее готовлю себе поражение, поскольку не учитываю в расчетах своего внутреннего сопротивления. Однако я могу развиваться, если буду полнее принимать во внимание свои собственные желания. Предлагаемое упражнение помогает поставить себе реальные цели и осознать основной закон изменения поведения.

Инструкция: В конце нашей совместной работы давайте подумаем о том, в каком направлении вы хотели бы развиваться дальше. Существует много путей для того, чтобы стать более зрелой и богатой личностью. При этом важно, чтобы путь, по которому я захочу идти, подходил мне. Возьмите листок бумаги и разделите его на две колонки... Слева запишите, во-первых, все то, чего вы пока еще не делаете, но хотели бы сделать в будущем, и, во-вторых, то, что вы уже попробовали делать и впредь хотели бы делать более активно. При этом речь идет о конкретных действиях, которые вам действительно хочется осуществлять. Цели могут различными, то есть важно включить и профессиональные, и личностные цели. Оставьте в стороне все то, что вы должны делать по мнению окружающих, или что всего лишь "полезно" для вас.

Затем справа запишите все то, что вы делаете неохотно, все, от чего в будущем вы хотели бы отказаться или, по меньшей мере, делать не так часто. У вас есть для этого в общей сложности 10 минут...

Коллаж: После написания списка целей, создаем коллаж своих целей. Для этого можно использовать все, что увидите на столе.

После создания коллажа, попробуйте выбрать в каждой колонке по одному действию и примите конкретное решение. Что вы хотите делать в будущем чаще, что реже? (2 минуты.) Теперь уясните для себя, что может облегчить или затруднить осуществление каждого из решений? (5 минут.)

А теперь выберите члена группы, с которым вам хотелось бы в течение 10 минут обсудить только что пережитый опыт...

Как вы себя чувствовали, проживая эти решения?

Вопросы для обсуждения:

— Насколько легко (или трудно) мне было составить оба списка?

— Какой из списков получился длиннее?

— Как я принимаю решение в других ситуациях?

— С кем я их обсуждаю?

— Как я оцениваю свои шансы реализовать оба принятых решения?

РЕФЛЕКСИЯ

1. Какие из ваших ожиданий реализовались в данном тренинге?

2. Какие чувства испытывали?

3. Что нового узнали о себе, о группе?

4. Как будете использовать эти знания?

5. Чему научились?

6. Что было важным?

7. Над чем вы задумались?

8. Что происходило с вами?

9.Что нужно развивать на будущее?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф. Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво. СПб.: Речь, 2005. — 226 с.

2. Козлов Н.И.Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день /3-е изд., перераб. и доп. —М.: Новая школа, 2007.—320 с.

3. Фопель Клаус Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с..

Приложения

Первый стул:

Не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением: эмоции появляются в душе сами, запускаясь разными причинами: состоянием тела, событиями жизни и тем, что говорят и делают окружающие люди. Мои эмоции живут какой-то своей отдельной жизнью и выплескиваются наружу помимо моей воли. Я не отвечаю за свои эмоции.

Второй стул:

Внутренние переживания вне моего контроля, при этом умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок. Внешнее "Хорошо" бывает не всегда, внутри тем более.

Третий стул:

Внутренние эмоции живут своей жизнью, внешне себя контролирую полностью. Полное внешнее Хорошо, внутри бывает по-разному.

Четвертый стул:

Когда внутренние переживания не слишком сильны, внешне контролирую себя полностью, внутри быстро с собой разбираюсь и все улаживаю. Сильные эмоции внешне контролирую, внутренне нет: совладать с ними бывает трудно.

Пятый стул:

Свободно управляю внешними проявлениями своих эмоций: на лице, в речи и интонациях всегда то, что нужно. Так же свободно управляю внутренними переживаниями: убираю ненужные, вызываю уместные и нужные. За свои эмоции отвечаю, это мой важнейший инструментарий. Я социально адекватен, обычно в бодром и прекрасном настроении, всегда могу позаботиться о тех людях, которые мне дороги. Хорошо!

Только что было показано, что источниками позитивного эмоционального настроя являются такие приятные занятия и события, как встречи с друзьями, занятие физкультурой, посещение кафе/ресторанов и сексуальная активность. Иногда хорошее настроение может сохраниться до конца дня, а бывает, что и вплоть до следующих суток (51опе & Ыеа1е, 1984). Следовательно, прибегая каждодневно или два раза в день к таким методам создания настроения, можно добиться того, что оно будет хорошим практически всегда. Два простых способа повысить настроение - заняться спортом и послушать музыку. Некоторые люди ежедневно совершают пробежку или плавают; многие каждый день слушают музыку, которая им нравится. Кто-то по два раза в день участвует в церковных службах.

Выше также было показано, что благотворное влияние на разных людей могут оказывать различные виды занятий, поэтому важно правильно выбрать вид деятельности. Один мой американский друг начинает день, совершая кросс в пустыне Невада, при этом его сопровождает жена, или он слушает плейер и любуется великолепным видом восходящего солнца. Случалось, и я присоединялся к нему. Надо сказать, что это весьма мощный способ создания хорошего настроения: физическая активность, общение с женой или прослушивание музыки, а также наблюдение захватывающего зрелища - восхода солнца. Затем мой друг, вдобавок ко всему, съедает отличный завтрак.

Люди, страдающие от депрессии, и вообще несчастливые переживают, по их словам, меньше приятных событий в жизни. Левинсон предположил, что депрессию вызывает недостаточное позитивное подкрепление. Причины могут быть различны, в том числе и плохие социальные навыки. С целью создать для страдающих от депрессии людей возможность испытывать в жизни больше позитивного опыта был разработан специальный вид терапии, причем на самом деле эти методы вполне могут применяться и ко всем остальным индивидам.

Проходящих терапию клиентов просят ежедневно в течение месяца записывать, какие радостные события с ними сегодня случились (выбирая из предложенного списка 320 событий) и какое у них сегодня настроение. Из всех учитывавшихся типов событий 49 оказались взаимосвязаны с хорошим настроением в течение целого дня (у 10% субъектов). Эти результаты приведены в табл. 13.4. Затем проводится следующая процедура: компьютерный анализ показывает, какие из занятий обладают наиболее сильным позитивным воздействием, и, исходя из этого, пациентов поощряют больше времени уделять определенным видам деятельности (Ье\У1П5оЬп е1 а!., 1982). Убеждают их в этом различными способами, в частности,несколько увеличивают перерывы между занятиями, предоставляют возможность подольше пообщаться с психологом, учат «награждать» себя, например, с помощью лакомства или иных удовольствий. Тернер и соавторы (Тигпег ег. а1., 1979) установили, что такие методы эффективны для снятия депрессивных состояний в группах страдающих от депрессии сотрудников и студентов университета. Райх и Заутра (КеюЬ & 2аи1га, 1981), как уже упоминалось выше, также подтвердили успешность подобных терапевтических методик, работая с группой студентов, которые не страдали психическими нарушениями.

Таблица 13.4 Приятные виды деятельности, которые создают хорошее настроение на весь день

Социальное взаимодействие Несовместимо с депрессией

1. Общение со счастливыми людьми

2. Умение заинтересовать собеседников своими рассказами

3. Встречи с друзьями

4. Признание своей сексуальной привлекательности

5. Поцелуи

6. Наблюдение за людьми

7. Откровенный, искренний разговор

8. Выслушивание признаний в любви

9. Выражение своей любви к кому-то

10. Ласкательные прикосновения

11. Пребывание в обществе любимого человека

12. Высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес

13. Общение с друзьями за чашкой кофе, чая и т. п.

14. Ощущение себя «душою общества» в компаниях, на вечеринке

15. Ведение оживленной беседы

16. Прослушивание радиопередач

17. Встречи со старыми друзьями

18. Осознание возможности выполнить чью-то просьбу о помощи или совете

19. Умение развлечь и развеселить окружающих

20. Традиционные сексуальные отношения

21. Приобретение новых друзей, представителей своего пола

23. Пребывание в расслабленном состоянии

24. Мысли о чем-то приятном, что должно произойти в будущем

25. Размышления о людях, к которым относишься с симпатией

26. Созерцание прекрасного пейзажа

27. Возможность дышать свежим воздухом

28. Спокойное, умиротворенное состояние

29. Удовольствие от пребывания на солнце

30. Приятное ощущение от чистой одежды

31. Наличие свободного времени

32. Крепкий ночной сон

33. Прослушивание музыки

34. Улыбка при общении с людьми

35. Радостные события в жизни родственников или друзей

36. Ощущение присутствия Бога в своей жизни

37. Наблюдение за дикими животными

37. «Самоэффективность»

38. Умение делать что-либо самостоятельно, по-своему

39. Чтение рассказов, романов, стихов или пьес

40. Планирование или организация чего-либо

41. Умелое вождение автомобиля

42. Удачная, четкая формулировка своих мыслей

43. Планирование путешествий и отпуска

44. Приобретение новых знаний и навыков

45. Получение комплимента или похвалы в свой адрес

46. Качественное выполнение работы

47. Вкусная пища

48. Посещение ресторана

49. Общение с животными

50. Разное

Источник: ЬешпзоЬп & Сга^, 1973.

Относительно недавно Левинсон и его коллеги усовершенствовали свой подход, включив разные виды приятных занятий в более сложные терапевтические методы (которые описываются ниже). Левинсон и Готлиб (Ье\утзоЬп & СоШЪ, 1995) разработали курс «Преодоление депрессии»: он предполагает различные виды деятельности, вызывающие радостные переживания, тренинг социальных навыков и терапию самоконтролем. Последняя включает в себя самоподкрепление, терапию разрешения трудностей, релаксацию, преодоление негативных мыслей и постановку реалистичных целей. Данный метод доказал свою эффективность при использовании его в работе со взрослыми людьми и подростками, страдающими от депрессии; к другим людям он не применялся (Ьемшопп & СоШЪ, 1995).

«Программа счастья», разработанная Фордисом (Рогсгусе, 1983), были применена в работе со студентами местного колледжа, которые не страдали психическими отклонениями. Ее когнитивные компоненты отмечены выше. Помимо этого, в программу включены некоторые составляющие, связанные с поведением и социальными навыками. Так, участники должны были:

· проводить больше времени, общаясь с людьми;

· укреплять отношения с самыми близкими для них людьми;

· развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность;

· учиться быть более преданными друзьями;

· стать активнее;

· заняться имеющей ценность, осмысленной работой.

Как и в других случаях, студентов просили ежедневно в определенное время сосредоточиваться на каком-то элементе программы. Вся программа целиком (включая ее когнитивные компоненты) оказалась весьма эффективной: люди действительно стали счастливее. Однако нам неизвестно, какова роль каждого из элементов.

Когнитивная терапия

«Когнитивная терапия - это совокупность методов, преследующих цель рациональной и реалистичной трактовки событий» (КеЬт, 1990). Данный комплекс был разработан специально для людей, страдающих психическими нарушениями, в том числе для депрессивных пациентов. От серьезной депрессии страдают многие люди: например, из числа регулярно посещающих врача таковых 9%. 12-17% постоянно рискуют впасть в глубокую депрессию, а еще большее количество подвергается воздействию не столь выраженной, но тем не менее все равно опасной депрессии (Ап§51,1997).

Итак, рассмотрим методы, направленные на то, чтобы повысить уровень субъективного благополучия у страдающих от депрессии индивидов. Следует также узнать, эффективны ли они, если применяются к людям, которые не страдают депрессией в клиническом смысле, - самым обычным, стремящимся стать счастливее.

В предыдущих главах указывалось, что счастливые люди мыслят по-другому, нежели несчастные, и проявляется это в нескольких аспектах. Счастливых людей отличает позитивный взгляд на мир, они ставят перед собой реалистичные цели и ощущают осмысленность жизни, они способны видеть комическую сторону происходящего с ними. Когда случается нечто неблагоприятное, они не склонны винить в этом себя. Они убеждены, что могут контролировать происходящее.

Согласно одной теории, связанной с областью клинической психологии, причиной депрессии являются негативные и иррациональные способы мышления. Для их исправления разработаны формы когнитивной терапии. Некоторые из свойственных депрессивным пациентам негативных способов мышления совпадают с теми особенностями понимания мира и познания, которые исследователи традиционно обнаруживают у несчастливых людей.

Различные типы когнитивной терапии использовались в работе с теми, кто не страдал депрессией, и показали свою успешность. Личтер и соавторы (1лсп1ег еС а1., 1980) разработали терапевтический курс, состоящий из 8 занятий, продолжительностью 2 часа каждый. Курс длится свыше 4 недель; основное внимание уделяется развитию проницательности, пониманию и корректировке иррациональных убеждений. У тех, кто прошел такой тренинг, усиливается ощущение счастья и удовлетворенности, что показано на рис. 13.2.

Фава с коллегами (Рауа еС а1., 1998) проводили исследования в Италии. Они использовали шесть измерений счастья, выделенных Рифом (Куй, 1989): внутренняя гармония, позитивные отношения с другими людьми, независимость, контроль, наличие цели в жизни и личностный рост. Необычность курса в том, что основной упор делался на позитивном мышлении. Клиенты должны были вести дневники, куда заносили позитивные эпизоды жизни и все, что мешало их продолжению. Затем проводилась работа по шести указанным направлениям. У десяти человек, которые прошли этот курс, уровень субъективного благополучия повысился более заметно, чем у другой группы, также состоявшей из десяти участников, - они проходили традиционную когнитивную терапию. Впрочем, улучшения наблюдались и у них.

123456789 10 Недели

Рис. 13.2. Влияние терапевтического тренинга. Источник. 1х(11еге1а1., 1980

Исследователи уделяют значительное внимание когнитивной терапии, применяемой для улучшения состояния людей, страдающих от депрессии. Разработанный Левинсоном и Готлибом (ЬешшзоЬп & СоШЪ, 1995) курс под названием «Преодоление депрессии» состоит из 12 занятий и продолжается 7 недель. Он включает некоторые когнитивные компоненты (в частности, постановку реалистичных целей и снижение уровня негативного мышления) наряду с уже упоминавшимися разновидностями позитивной деятельности.

Фордис (Рогс1усе, 1977) разработал комплекс терапевтических методов для работы с людьми, не страдающими выраженными психическими нарушениями. Этот «пакет» получил название «Программа укрепления личного счастья» (Регзопа1 Нарртезз Епкапсетеп1 Рго§гат), которая состоит из 14 элементов, в том числе и нескольких когнитивных компонентов, среди них:

· работа над обретением здоровой личности;

· понижение ожиданий и притязаний;

· развитие позитивного, оптимистического мышления;

· понимание ценности счастья;

· лучшая самоорганизация, умение планировать свою деятельность;

· развитие «ориентации на настоящее»;

· сокращение негативных эмоций;

· снятие беспокойства.

В ходе терапии (которая длится 6 недель) пациенты должны каждый день в определенное время работать над этими 14 элементами. Курс доказал свою высокую эффективность: из группы 338 студентов 69% ощутили себя более счастливыми, чем ранее; в группе взрослых людей (их оказалось на 226 человек больше) повышение уровня счастья отмечалось у 81% (Рогсгусе, 1983).

Ряд исследователей поставил перед собой задачу - сравнить эффективность когнитивной и иных видов терапии при работе с пациентами, страдающими депрессией. Естественно, терапия эффективнее, чем отсутствие вмешательства; как правило, она еще и результативнее, чем контрольный метод плацебо (например, применение лекарств, которые сами по себе никак не отражаются на состоянии человека). К тому же, когнитивная терапия более действенна, чем поведенческая. Что же касается лекарств и наркотических веществ, то их действие сравнимо с влиянием когнитивной терапии. Но в случае с пациентами, страдающими особенно сильной формой депрессии, химические препараты - наиболее подходящий для них метод лечения (КеЬт, 1995).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Начало урока. Психологический настрой .

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Психологические настрои на урок:

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

"Обмен настроением".

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Советы учителям.

Эмоциональный настрой характеризует особенности

реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.

При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная,

нейтральная и отрицательная энергия.

Эмоциональное резонирование- способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров.

Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро "настраивается" на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории.

Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.

Эмоциональный резонанс между партнерами вызывает сложение их энергий, заключенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия – синергизм.

Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.

Если профессионал в сфере общения воспринимает и отзывается на эмоционально-энергетические состояния партнера, то происходит благотворное сложение энергий, повышается вероятность внушающего воздействия на него.

Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения - в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции.

Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно,

вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.

Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия.

Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение, если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: "Мне смешно, нашли чему радоваться". Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции "за компанию" Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом. Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-

энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывает муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально "выгорает", включаются те или иные защитные механизмы привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде, "всем не посочувствуешь", "надо беречь себя", "люди не благодарны" и т. п.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если:

- у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать

влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств - они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения.

Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность

Восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера -профессионально необходимое качество для тех, кто работает с людьми.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами. Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы.

Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери. СПб. 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику. Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и в конечном счете лишен дара эмоциональной отзывчивости?

- вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные

состояния партнеров.

Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Адекватно расшифровать эмоциональный, сигнал партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий.

Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой "диапазон частот" приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные" слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций.

Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее -

эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако, немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится "шум" в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д. , тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит укол, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и много другое.

- Ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры.

Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей, вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.

Чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.

- Ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнером Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу, на себя, на других, на дело или на предметы.

Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?

Курс скорочтения - для самых занятых | | | | | | |