Э мошковская рассказы. Презентация

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт. ;

Мошковская Эмма Эфраимовна
15 апреля 1926

Она получила профессию оперной певицы, но всю жизнь писала стихи для детей.

Эмма Эфраимовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее стихи сразу получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 году Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Кроме стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Стихи были переведены на разные языки мира. Многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

«Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, а она чирикает. Дождь, мерзкая погода, а она знай чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно чирикает. Что и как она чирикает, безразлично. Главное, чирикать, чирикать и чирикать.
Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой. Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак ее не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».
Леонид Яхнин

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней -
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

МОШКОВСКАЯ ЭММА ЭФРАИМОВНА

Даты жизни: 15 апреля 1926 - 2 сентября 1981
Место рождения : город Москва
Советская детская поэтесса и прозаик
Известные произведения : "Жадина", "Хитрые старушки", "Дождик вышел погулять"

Родилась в Москве. В 1954 г. окончила училище им. Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые "пробы пера" носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа. В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивительно точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Мошковскую все больше и больше, а с 1961 г. ее стихи стали появляться на страницах журналов "Мурзилка", "Пионер", "Вожатый". Эти опыты с одобрением отметил С.Я. Маршак, посоветовавший Мошковской продолжать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы - "Дядя Шар"; за ним последовали "Дождик вышел погулять" (1963) и "Как жираф в школу пошел" (1963). В 1964 г. Мошковская вступила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией становятся профессиональными.
Мошковская нередко подчеркивала, что ее поэзия - своеобразная форма самовыражения, что пишет она не для детей, а о себе, передает собственное ощущение мира благодаря нерастраченной эмоциональной памяти детства. В отличие от многих поэтов, воссоздающих в поэтической форме воспоминания и ощущения детства, Мошковская жила и чувствовала с детской непосредственностью, а ее стихи становились своеобразным лирическим дневником. Сугубо детское чувство жизни, уникальный дар перевоплощения в ребенка с его специфическим восприятием мира - отличительная черта творчества Мошковской, которую не случайно считают создательницей психологической детской лирики.
Любимый герой Мошковской - маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым "зрением души", а потому легко вступает в общение со старым дедом-грузовиком, маленькой речкой, муравьями, "танцующими после работы" пчелами, даже ветром. Особенно остро ощущение сознательности и одушевленности всего сущего передано в миниатюре "Они притворились":
Кто притворился часами?
И тикает он часами.
Он маленький,
Он огромный,
Он добрый или недобрый?
А кто этот коврик красный?
Он страшный или не страшный?
Кто притворился ковром?
Кто притворился столом?
И во что они все превращаются -
Только двери за мной
притворяются?
Сам малыш - человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему:
Я боюсь,
И лес боится-
Замирает и таится...
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся -
Я же здесь.
Программное стихотворение "Жил на свете один человечек..." дает наиболее полное представление о провозглашаемом автором принципе взаимоотношений с миром. Нашедший "двенадцать дощечек" герой строит себе домик, начиная с крылечка - "чтобы каждый войти к нему мог", но досок только на крылечко и хватает. Однако это не беда:
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок,
По утрам к нему солнце входило,
Майский жук заглянул на часок.
Потому переживания - "к сожаленью, тому человечку Не хватило на стены досок " сменяются утверждением - "Хорошо, что на крепкие двери, Не хватило на двери досок".
Силой своей фантазии лирический герой Мошковской легко может преобразить обыденную действительность: так, хмурый город станет веселым и разноцветным, если раскрасить дома в яркие цвета ("Будут хмурые смеяться!"), зимний пейзаж превратится в весенний, если посмотреть на него в зеленое стеклышко ("Я видел зеленое солнышко"), а обычный двор станет джунглями, где живут тигр и питон. К сожалению, только взрослые не всегда способны разделить радость детских открытий: мама ругает сына за оборванную бельевую веревку: "Но я-то знал: она - змея, а не веревка для белья!"
Эмоциональная палитра стихотворений М. удивительно богата и глубока, узнаваема и вызывает у читателя чувство сопереживания. Так, в стихотворении "Я маму мою обидел..." психологически достоверно передано чувство непоправимости сделанного и желание найти "крайний" выход из безвыходной на взгляд ребенка ситуации - уйти из дома "в тайгу":
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит
В основе поэтического своеобразия произведений Мошковской - органический психологизм детства, когда автор не пытается "объяснить" ребенка, а вводит в его внутренний мир с безудержной фантазией, легкими перепадами настроения и тенденцией преувеличивать масштабы радости или беды.
Мягкий юмор органично входит в лирику М. и избавляет ее поэзию от патетики и искусственного пафоса:
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду!
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота...
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег
И проспал в ней два часа.
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Поэтические произведения Мошковской музыкальны, ритмичны, динамичны и одновременно созерцательны, в них лирика и непосредственность чувств легко соединяется с мудростью и философией: "Снова Со всех дорожек ветер лето сметает. Сел на скамейки дождик и никого не пускает..."
Постепенно герой ее становится старше, новая радость приходит, когда он «дотянулся до книжек», потом он пойдет в школу, а потом вообще вырастет. Но в нем, как и в самой Мошковской, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, тем более, дороже денег и которые нормальный человек не променяет ни на что:
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
Через всю жизнь пронесла Мошковская свое волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

РАЗВЕ МОЖНО ПЛАКАТЬ НОЧЬЮ?
Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам
И не надо плакать днем.
Лучше днем
Попоём!
И не надо перед сном,
А не то не уснем…

РУЧКА УЧИТСЯ
Не моргать и не дышать!
Ручка учится писать
вот такую закорючку…
Чья-то ручка
учит ручку:
букву выводит –
буква выходит.
Значит, слово
будет готово!
Значит, будет фраза!
Только не сразу.

НОС, УМОЙСЯ!
Кран, Откройся!
Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу,
Оба Глаза!
Мойтесь, Уши,
Мойся, Шейка.
Шейка, Мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!

МИТЯ-САМ
Он сам
Отправился в лес.
Сам
На берёзу полез.
Сам
Ухватился за ветку.
Сам
Оцарапал коленку.
Сам
Свалился с берёзы.
Сами
Закапали слёзы.
Он сам свои слёзы вытер,
Никто-никто их не видел!
Один только ветер увидел.
Видел, но только не выдал!
Ветер
И виду не показал!
И никому-никому не сказал!..

АНГИНА
В горло влез
Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий
Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!

КАПРИЗЫ
Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!

ПЕНКИ
Молоко
На беду
Дали в детском саду,
И в стакане
У всех на виду
Вверху,
И внизу,
И у стенки
Заплавали
Страшные Пенки!..
Дайте мне мою цедилку
Дайте мне мою поилку!
А не то -
Я не буду гулять,
Я не буду,
Не буду играть,
Здесь останусь сидеть
И на пенки глядеть.
И всё пере- и переживать…

Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Наука, 2001. – С. 298-301.

http://www.kykymber.ru/authors.php?author=81

ЭММА ЭФРАИМОВНА МОШКОВСКАЯ

Про Эмму Мошковскую рассказывают, что она была автором необычайно плодовитым: стихи в редакцию приносила сумками. Может быть, поэтому истинные бриллианты затерялись среди большого количества...До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя, её коллега по цеху Ирина Токмакова всегда пропагандирует её стихи. И книги стали появляться.
Мошковская - большой и самобытный поэт. Она настолько "детская", что кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком:

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота...
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

А вот этот малыш говорит от имени зайцев:

На вокзале, на вокзале
Зайцы волка провожали,
И сказал какой-то зай:
- Милый, милый, уеззай!

Её герой громко выражает радость, часто поёт:

Я утром встаю
И сразу пою.
Я громко пою
про ногу свою,
Пою про башмак,
Пою просто так!

Это пение вовсе не случайно: Мошковская пела с детства, потом закончила училище им.Гнесиных по классу вокала и стала певицей, работала в Архангельской филармонии. Стихи писала сначала для себя, потом появились публикации в журналах "Вожатый", "Пионер", "Мурзилка". Их заметил и похвалил Маршак, что придало начинающей поэтессе уверенность. В каждом её стихотворении - сильное чувство, которое вызвано поэтическим открытием:

В колодце - особенная вода.
Звезды падают прямо туда!
И пахнет она звездой,
пахнет она избой,
пахнет калиткой скрипучей,
курами, петухом,
тепленьким молоком,
сонной травой у пруда...

Огорчения, которые бывают в жизни, недолги, потому что детство - это счастливый остров:

Я был на счастливом острове.
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!
И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была не разбитая,
Имама была не сердитая!

Герой стихотворения "Жил на свете человечек" находит 12 дощечек и решает построить дом, но хватает только на крылечко. Правда, "небо крышу ему подарило", одной из стен стал "кудрявый лесок", но даже лучше, что "не хватило на стены досок": все могли зайти в гости - звери, птицы, майский жук... А самое главное: "Хорошо, что на крепкие двери, не хватило на двери досок!".
Три книжки-игры сочинила Мошковская для будущих учеников: "Мы играем в магазин", "Мы играем в поезд", "Мы играем в школу". Каждый мог поиграть "во взрослых", стать то продавцом, то машинистом, то учителем.
Ребенок растёт, скоро ему в школу, и в предчувствии новых забот появляется новая радость:

Выясняются странные вещи:
уменьшаются старые вещи...
Что-то стало с нашим столом.
А был под столом мой дом!
Но стол стал уменьшаться...
и я перестал помещаться!
И уменьшалась кровать...
и кровать пришлось продавать.
И книжная полка - ниже...
И я дотянулся до книжек!

Но в герое, который сначала станет школьником, потом взрослым, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, и дороже денег:

У взрослых - очки,
большие портфели,
такие огромные гири - гантели,
приёмник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
Все у них есть -
И часы, и браслет...
А такого красивого стеклышка нет!

Через всю жизнь пронесла Мошковская своё волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.52-53., ил.

? с. 37 Вспомни произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки», которое ты прочитал(а) в учебнике. Чьими глазами увиден мир в том тексте? От чьего имени ведётся в нём рассказ?
А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошковской?

«Дневник фокса Микки» написан от имени фокстерьера Микки и мир в нём показан глазами собачки.
Стихотворение Эммы Мошковской написано от имени и с точки зрения мотылька.

? Кем был разбужен мотылёк? Какие строчки в первой части стихотворения помогли тебе догадаться? На чём сидел мотылёк и почему ему стало жарко? Что он называет «солнцем в тёпленьком пузырьке»? Кого и какие предметы мотылёк видит с высоты своего полёта? Подтверди ответ строчками из текста.
? А кого и что он разглядывает вблизи? За кем мотыльку нравится наблюдать больше всего? Из каких строчек это видно?

Мотылёк был разбужен обитателями комнаты, где он жил, а точнее, – школьниками, которые «…солнце включили и долго уроки учили». Обыкновенная лампочка кажется мотыльку «солнцем в тёпленьком пузырьке». С высоты своего полёта мотылек видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, вяжущую чулок, играющую в куклы маленькую девочку – «внучку», маму с пышками. Однако больше всех мотылёк любит детей, делающих уроки: «Как я люблю ваши лица! // Я долго на них гляжу…», «…я для вас пляшу», «…я любопытен! Я бы узнал, что вы сейчас проходите!». Поинтересуйтесь у ребят, а они обращали когда-нибудь внимание на «танец» мотыльков вокруг вечерней лампочки? Можно вообразить, что мотыльки не просто летят на огонь, но хотят лучше разглядеть лица людей, понаблюдать за тем, чем они занимаются, выказать свою любовь, станцевав людям?

? Как ты думаешь, поэтессе удалось показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось?

- Необычный мир получается, когда всё вокруг кажется человеку одушевлённым и живым, — сказала Маша.

Убедительно ли Эмма Мошковская описала мотылька, его любопытство, его любовь к живущим рядом? Поэтесса наблюдательна? Хорошее ли у неё воображение?
Ведь это – именно те качества, которые и позволяют увидеть окружающий мир живым и необыкновенным.

Эмма Мошковская

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.

Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.

Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!

Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен - «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.

Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.

Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!

Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.

У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!

Ангина

В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!

Игрушки, конфеты

Мне не дарите -
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите...
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался...

Маша и каша
Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это - её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю, Сколько дали!

Мой замечательный нос

Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу! Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!

Какие бывают подарки

В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает...
Каждый желает!

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!

Жадина

Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал -
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
- Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!

Знаменитый акробат

Ветер надувал рубашку -
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный...
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!

Я маму мою обидел

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Кислые стихи

Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло...
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

Разве можно плакать ночью?

Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.

И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!

И не надо перед сном,
А не то не уснем...

Слон

Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
- Не уходить! - сказали
Ушёл он… Почему?

Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку - за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..

Ноги и уроки

Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги...

Сбросили тапки...
Помчались по травке...

Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!

Первая двойка

А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,

а все шагают налегке...

А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка...

А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два...

А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает...

А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке...

Таблица умножения

Скажи нам,
Сколько шестью шесть?

Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.

А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!

Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!

А сколько будет семью семь?
- Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.

А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!

Я очень болен!
Я - в жару!
В жару
Я, может быть, совру...

А сколько будет дважды два?!
- От вас устала голова...
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу...