Лексическая характеристика слов. Синонимы или антонимы

Лексическая характеристика слов. Прямое или переносное значение, тип переноса; номинативное или неноминативное– оценочное; свободное или несвободное – фразеологически связанное, синтаксически ограниченное(обусловленное). Происхождение (исконно русское или заимствованное). Сферу употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное). Принадлежность к активному или пассивному составу (актуальное, устаревшее, новое). Стилистическая окрашенность (межстилевое или стилистически окрашенное).

Картинка 17 из презентации «Лексика текста» к урокам русского языка на тему «Лексика»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Лексика текста.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 151 КБ.

Скачать презентацию

Лексика

«Особенности лексики» - Лексика. Выполните задания. Синонимы. Омонимы. Прочитайте предложения. Найдите синонимы. Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения смыслового значения. Синонимы, антонимы и омонимы. Антонимы. Прочитай предложения.

«Лексика текста» - Лексическая характеристика слов. Федор Абрамов. Лингвистические термины. Тема. Диалектизмы в тексте. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки. В. Г. Распутин. Ключ. Язык – это история народа. Отрывок из произведения В.Распутина «Прощание с Матерой».

«Лексикология» - Каковы информационные носители. Вместо толкования слова даётся отсылка. Подбор синонимов. Лексикография. Толковые словари. Лексикология. В лингвистических словарях содержится информация о словах. Типы лингвистических словарей. Чем занимается лексикография. Виды толкований слов. Для кого словарь предназначен.

«Русская лексика» - Угадайте героев. Лексика. Найдите лишнее слово. Антонимы в пословицах и поговорках. Раздел «Лексика». Фразеологизмы с антонимами. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Противоположные по смыслу пары. Знания по теме «Лексика». Слова в переносном значении. Омонимы. Устаревшие слова.

«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Лексическое значение слов. Признаки старославянизмов. Подберите синонимы. Атмосфера. Признаки заимствований из других языков. Совокупность слов. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Лексика с точки зрения происхождения. Подберите антонимы. Русские синонимы. Заимствованные слова.

«Русская словесность» - Русская словесность. Вопросы для самоконтроля. Многозначность слова. Синквейн. Синонимы. Медвежонок. Любопытство. Вопросы для исследования. Омонимы. Занятие элективного курса. Выявление лексических возможностей слова. Исследование. Сотворчество. Асадов. Лексические возможности слова. Антонимы. Птенчик.

Всего в теме 20 презентаций

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

I. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм ).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ).

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

4. Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели < портреты>русские писатели ).

Словарь Ушакова

Олимпиада

олимпиа да , олимпиады, жен. [греч. olympias].

1. В древней Греции - четырехлетний промежуток времени между двумя празднованиями олимпийских игр, служивший единицей летосчисления (ист. ; см. ). В третий год двадцать шестой олимпиады.

2. Олимпийские игры в древней Греции (ист. ; см. ). Одержал победу на олимпиаде.

3. Международные спортивные состязания в Зап. Европе, устраиваемые через каждые четыре года, наподобие античных олимпийских игр, а также название спортивных состязаний в СССР , срн. (спорт. ; см. ). В 1918 г. в Амстердаме состоялась восьмая олимпиада.

4. Международный или межнациональный культурный праздник, сопровождающийся смотром сил в какой-нибудь области культуры (неол. ). Советская театральная олимпиада.

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

Античный мир. Словарь-справочник

Олимпиада

(греч. Olympias )

(375 - 316 до н.э.)

дочь эпирского царя Неоптолема, жена Филиппа II Македонского, мать А. Македонского. После смерти сына О. боролась против диадохов Кассандра и Антипатра; по ее приказу убили одного из наследников Александра - Филиппа III. В 316 г. по решению македон. войска она была казнена.

Тимохович Ю.Н. Мать Александра Македонского // Женщины- легенды. Минск, 1993.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Жена Филиппа II Македонского, дочь царя Неоптолема I, мать Александра Македонского. После смерти сына была казнена по решению македонского войска в осажденной Пидне.

Олимпиада - образ прекрасной, но деспотичной царицы, принесшей македонцев в жертву своим амбициям.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Олимпиада

Ы, ж.

1. Олимпийские игры.

* Зимняя олимпиада. *

2. Спортивные, учебные, научные соревнования, проводящиеся с целью выявить наиболее достойных из числа их участников; конкурс, смотр.

* Математическая олимпиада. *

|| прил. (к 1 знач.) олимпийский , -ая, -ое; (ко 2 знач.) олимпиадный , -ая, -ое.

* Олимпийское движение. Олимпиадные задачи. *

Олимпийские игры . Самые крупные спортивные международные соревнования, проводятся раз в 4 года.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ОЛИМПИА ДА, ы, ж.

1. (О прописное). В Древней Греции: промежуток в 4 года между олимпийскими играми.

2. (О прописное). То же, что олимпийские игры . Летняя О. Белая О. (зимняя).

3. Соревнования, состязания спортивные, художественные или в области какихн. знаний. Городская о. художественной самодеятельности. О. по истории, по литературе. Математическая о. школьников.

Олимпиада для учащихся 5-6 классов «Широкие просторы лексики и фразеологии».

Текст письма-приглашения

Внимание! Внимание! Если вы любите разгадывать кроссворды, чайнворды, загадки, находить ответы на вопросы-шутки, умеете использовать в своей лексике фразеологизмы, то эта олимпиада для вас.

Приглашаю принять участие в олимпиаде «Широкие просторы лексики и фразеологии» всех, кто желает пополнить свои знания новыми сведениями, кто любит выполнять занимательные задания. Вам потребуется смекалка, желание узнавать новое и умение пользоваться полезными источниками информации.

Олимпиада по русскому языку «Широкие просторы лексики и фразеологии» предназначена учащимся 5-6 классов.

20 знаниевых заданий:

Лексическое значение слова:

    Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену:

Мы пересаживали рассаду в землю.

Невдалеке от стада овец сидел пастух.

Доярка налила молоко из ведра в бидон.

После оттепели снова ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка.

Вдоль железнодорожного полотна укрепили деревянные решётки , предохраняющие рельсы от снежных заносов.

В лунные ночи зайцы пробираются в сад и грызут кору.

Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай.

Из-под ног разбегались быстрые ящерицы.

    Замените словосочетания одним словом:

Большой, бесформенный кусок земли, льда.

Занимающий слишком много места, очень большой.

Внезапно и с силой раздаться, загреметь.

Полный телом, крупного сложения.

Крайне усталый, утомлённый.

Терять силы, ослабевать.

Постепенно утрачивать яркость, блеск.

Светиться прерывистым, слабым светом.

Выделанная овечья шкура.

Сильно похудеть, ослабеть от недоедания.

Одна из досок деревянного пола.

Человек одинакового возраста с кем-нибудь.

3. Спрятанное слово . Впишите в клетки слова, каждое из которых может иметь указанные значения, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название лексического явления, которое иллюстрируется этими словами.

2. а.) Имеющий небольшую толщину. б.) Высокий, писклявый (голос).

3. а.) Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба. б.) Группа людей, идущих строем.

4. а.) Нетвёрдый. б.) Нерезкий. в.) Добрый, уступчивый.

5. а.) Мелко измельчённое вещество. б.) Лекарство в пакетиках.

6. а.) Разделять на части ножом. б.) Говорить прямо, открыто.

7. а.) Преданный. б.) Надёжный. в.) Правильный.

8. Расположенный в стороне, противоположной левой.

9. а.) Отпечаток, знак, след. б.) Пресса.

10. а.) Плохо освещённый. б.) Невежественный, некультурный.

11. а.) Длинная и узкая часть поверхности. б.) Тонкий длинный кусок материала. в.) Промежуток времени, период.

12. а.) Состоящий из близко расположенных друг к другу частей, плотный. б.) Быстро следующий один за другим (о звуках).

13. а.) Одна игра (в шахматы, в шашки). б.) Определённое количество предметов (о товаре).

14. Вкус, противоположный сладкому.

4.Ответь на вопросы викторины:

1. Объясните, почему в предложении Во имя жизни – вся наша жизнь нет тавтологии?

2. Писатель А. Алексин однажды сказал: «У нас фактически узаконен термин проходить литературу , хотя известно, что проходить можно лишь мимо чего-либо». Не ошибся ли писатель? В чём он по-своему прав?

3. Не меняя основного смысла, измените данные словосочетания так, чтобы в каждом из них повторялось одно и то же слово в разных значениях. Ухватить за руку, свернуть влево, захватить в плен, заключить в скобки, посадить (ребёнка) на колени, преодолеть препятствие, овладеть собой, отказаться от сказанного, принять на себя обязательства.

4. Прочитайте внимательно стихотворение Ф Кривина «Оркестр» и ответьте в чём здесь заключается игра слов:

У скрипки не хватает настроения, Не до игры расстроенной гитаре…

А у кларнета – вдохновения. И только барабан восторженно стучит.

Рояль сегодня что-то не звучит, Поскольку он всегда в ударе.

5. Вопросы-шутки:

    В каком магазине ничего не купишь?

    Что можно набрать, ничего не беря в руки?

    Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

    Что можно собрать без помощи рук?

    Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной и чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить.

Омонимы:

6 .Холодно…Холодно… Горячо! Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.

    Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.

    Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.

    Вынести все трудности. Вынести всю мебель. Вынести примечания в конец книги.

    Довольно интересный рассказ. Довольно потирал руки. С нас этого довольно.

    Косить глазом в чужую тетрадь. Косить траву.

    Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.

    Метить бельё. Метить в цель. Метил в ворону, а попал в корову. Метить на чужое место.

    Прочитайте два стихотворения Я. Козловского. Какое явление языка вы здесь наблюдаете?

Медведь и осы Такса

Нёс медведь, шагая к рынку, Сев в такси,

На продажу мёду крынку. Спросила такса:

Вдруг на мишку – вот напасть! – - За проезд

Осы вздумали напасть. Какая такса?

Мишка с армией осиной А водитель:

Дрался вырванной осиной. Денег с такс

Мог ли в ярость он не впасть, Не берём совсем

Если осы лезли в пасть, Вот так-с!

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Синонимы:

    Спрятанное слово. Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам. Если задание выполнено правильно, то из начальных букв сверху вниз вы прочитаете название таких слов.

Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.

Дополнительное задание для «шустриков» :

Придумайте к этому кроссворду свои слова, чтобы они совпали с клеточками кроссворда.

    Подберите ряды синонимов к прилагательным и составьте с ними словосочетания или предложения:

Вдохновенный, изумительный, блистающий, благозвучный.

Антонимы:

    Назовите 6 пословиц и поговорок с антонимами.

    Загадайте 7 загадок, в тексте которых есть антонимы, например,

Живёт – лежит, умрёт – бежит.

12. На загадку дай отгадку:

1.Я – синоним слова вселенная и антоним слова война.

2.С е – антоним слова южный, с к совсем плохой, ненужный.

3. В одном значении я синоним слова множество, в другом – антоним слова суша.

4. В одном смысле синоним слова подлинный , в другом – антоним слова банальный.

13. Синонимы или антонимы?

Перед вами ряд слов, на первый взгляд, синонимов. Но почему же крайние из них – антонимы? Попытайтесь объяснить, в чём дело, найдите границы пяти самостоятельных синонимических рядов, укажите в каждом ряду ведущее слово.

Никудышый, скверный, плохой, неважный, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.

Паронимы:

14. Федот да не тот! Прочитайте предложения, найдите в них ошибки и исправьте. Охарактеризуйте эти ошибки.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. Учитель нам представил полную свободу выбора. 9. По пыльным дорогам тянулись обозы беглецов. 10. За последние годы наш город очень преобразовался. 11. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 12. У него были невыразимые черты лица.13. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. 14. Они сумели основать свои требования.

Старославянизмы:

15. Из глубины веков. Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания

Врата, рождение, здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак, жребий, злато, одежда, драгой, пленить, храм, жажда, овощи, жизнь, болезнь, древо, глад, агнец, ланиты.

Можно ли сказать: От стада отбился маленький агнец?

Исконно-русские слова:

16. За чем пойдёшь, то и найдёшь. По вертикали впишите в пустые клетки исконно русские слова.

    Имя, прозвище животного. 2. Разговор. 3. Обязательное правило, установленное верховной властью какого-либо государства. 4. Опять, снова. 5. Антоним слова начало. 6. Ленивец, лодырь. 7. Размолвка, взаимная перебранка. 8. Очень скупой человек. 9. Чепуха, вздор, пустяк. 10. Хвойное дерево. 11. Необутый. 12. Врач (разговорное).13. Три сотни. 14. Узкая и глубокая впадина между горами.

Заимствованные слова:

17. Чайнворд. Впишите в клетки слова.

1. Сверхметкий стрелок(англ.). 2. Помещение на верхней палубе корабля (гол.). 3. Помилование (греч.). 4. Ежегодный торг для продажи и закупки товаров (нем.). 5. Колпак над лампой (франц.). 6. Заплечная сумка (нем.). 7. Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.). 8. Деньги, выдаваемые вперёд (франц.). 9. Музыкальная партия для одного голоса или инструмента (итал.). 10. Коллектив музыкантов (греч.). 11. Искусственный человек, символ механического труда (чешск.). 12. Стадо лошадей, оленей (тюркск.). 13. Поучение (лат.). 14. Чукотское жилище. 15. Большая плавающая глыба льда (англ.). 16. Метательный снаряд для охоты на морских животных (гол.). 17. Частые удары колокола как сигнал тревоги (арабск.). 18. Нефтеналивное судно (англ.). 19. Массовые соревнования на спортивных судах (итал.). 20. Отступ в начальной строке текста. (нем.). 21. Знак, обозначающий число (араб.). 22. Действие, поступок.(лат.). 23. Кондитерское изделие с кремом (итал.). 24. Овчинная шуба (тюркск.). 25. Небольшой отряд для поддержания порядка (франц.).

Фразеологизмы:

18. Всяк молодец на свой образец. Вспомните и запишите фразеологизмы со словом «рука-руки» и со словом «вода». Чем больше, тем лучше.

19. Вопросы-шутки:

1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

2. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.

3. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её просит дырявая обувь; она в голове у путаников.

20. Подберите к данным ниже фразеологизмам антонимы-фразеологизмы.

Без году неделя; кот наплакал; не покладая рук; держать язык за зубами; ума палата; за тридевять земель; засучив рукава.

Критерии оценивания знаниевых заданий:

Лексическое значение слова:

    По 1 баллу за каждое предложение (максимум 9 баллов)

    По 1 баллу за каждое слово (максимум 12 баллов)

Однозначные и многозначные слова:

    1 балл за исходное слово кроссворда (многозначность)

    По 1 баллу за каждый вопрос викторины (максимум 4 балла)

    По 1 баллу за каждый вопрос-шутку (максимум 6 баллов)

Омонимы:

    По 1 баллу за каждую строку (максимум 7 баллов)

Синонимы:

    1 балл за спрятанное слово и по 1 баллу за каждое слово в задании для шустриков (максимум 8 баллов)

    4 балла: по одному за каждый ряд+ по одному баллу за составленное словосочетание или предложение (максимум 8баллов)

Антонимы:

    По 1 баллу за каждую пословицу.

    По 1 баллу за каждую загадку.

    Отгадки: 4 балла максимально.

    По 1 баллу за каждый ряд (максимум 5 баллов)

Паронимы:

    По 1 баллу за задание (максимум14 баллов)

Старославянизмы:

    По 1 баллу за слово + 1 балл за дополнительное задание (максимум 23 балла)

Исконно-русские слова:

    По 1 баллу за слово (максимум 14 баллов)

Заимствованные слова:

    По 1 баллу за слово (максимум 25 баллов)

Фразеологизмы:

    По 1 баллу за каждый фразеологизм

    1.) 4б; 2.) 5б; 3.) 3б.

    По1 баллу за каждый фразеологизм (Максимум 7баллов).

Исследование словарного слова

Выполнил:

Лобанов Владислав

Ученик 1 «А» класса

« МБОУ школы № 34»

Г.Дзержинска

Руководитель:

Тараканова О.С.

Словарное слово - «портфель»
1. Показ портфеля.

В слове «портфель» 2 слога: по-ртфель. Второй ударный, безударная гласная «о».

Звуковая схема слова: «портфель».

8 букв и 7 звуков.

Букв обозначающих гласны звуки - 2 . Букв, обозначающих согласные звуки, -5. Одна буква «ь» звука не обозначает, но смягчает предшествующий согласный звук л.

3 буквы «П, Т, Ф» обозначают парные глухие согласные звуки.

2 буквы «Р, Л» обозначает непарный звонкий согласный звук.

Только 2 буквы «Ф, Л» обозначают согласные мягкие звуки.

2. Этимологическая справка.

Слово « портфель» (порт – носить,«фель» - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. В буквальном смысле «ЛИСТОНОС».

Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, Франции ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «портфель» начали называть ученическую сумку.

Портфели на картинах известных художников:

Ф.П. Решетников «Опять двойка» 1952 г С.А. Григорьев «Вратарь» 1949 г

3. Синонимы: школьный ранец,рюкзак, сумка.

4. Однокоренные слова : портфельчик, портфелишко.

5. Образование словосочетаний:

Портфель (какой?) новый.

Портфель (какой?) красивый.

Портфель (какой?) рваный.

6.Стихи и загадки про портфель.

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Берестов В. Д.