План на тему нации и межнациональные отношения. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел


Этнос (от греч. Ethnos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированном в самосознании (по Ю.В.Бромлею)


Согласны ли Вы с утверждением автора о решающей роли географической среды на историю страны и психологию её жителей? Дайте мне карту страны, её очертания, климат, воды, ветры – всю её физическую географию, дайте мне её естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а вовсе эпохи. В.Кузен












Сравните точки зрения О.Бауэра и П.Сорокина на нацию. Какие выделяются признаки? На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура…. Нация есть всегда не что иное, как культурная общность… Нация есть совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера…. (О.Бауэр) Нация является многосвязной, солидарной организацией, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Это группа индивидов, которые: 1)являются гражданами одного государства; 2) имеют общий… язык; 3) занимают общую территорию, на которой …. Жили их предки… П.А.Сорокин






Тенденции в развитии национальных отношений 1. Дифференциация -это процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов в самых разных планах - стремление к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры 2. Развитие национальных отношений в современном мире




Это процесс постепенного объединения различных этносов через сферы общественной жизни Интеграция Причины: 1.Экономическая и политическая взаимосвязь стран; 2.Невозможность государств жить изолированно, что связанно с коренными изменениями в экономике практически всех современных стран Тенденции в развитии национальных отношений






Межнациональный конфликт - о дна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.





Пути разрешения межнациональных конфликтов 1.Осознание неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов. 2.Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. 3.Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного разрешения национальных споров. 4.Предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом



«План-конспект по обществознанию» на тему «Нации и межнациональные отношения» Бунина Ольга Владимировна

15.02.2017 Урок в 8 классе

Цель урока:

обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в современном мире существует многообразие наций, этносов, народов.

Задачи урока:

Научить видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

Выявить причины межнациональных конфликтов;

Воспитывать чувство толерантности и уважения к другим нациям;

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оснащение урока:

Презентация, магнитная доска

Карточки с заданиями.

План урока:

1)Организационный момент (1-2 мин)

2) Тестирование, взаимная проверка (5 мин)

3) Мотивационный этап. Определение темы урока (2-3 мин)

4) Изучение нового материала (20 минут)

А) Проблемная ситуация (5-7 мин)

Б) Творческая самостоятельная работа (5 минут)

В) Работа с текстом учебника, дополнительными материалами. Самостоятельная формулировка определений: этнос, нация, национальность (10 минут)

Г) Работа с учебником, озвучивают что такое межнациональный конфликт, его причины (3 минуты)

5) Физминутка (1 минута)

6) Творческая самостоятельная работа с текстом Конституции (10 минут)

7) Выставление оценок (3 мин)

8)Домашнее задание (2 мин)

9)Рефлексия (2-3мин)

Литература:

1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с.

2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016.

Основные понятия урока: этнос, нация, национальность, межнациональный конфликт.

Ход урока

Этапы урока

Работа учителя

Работа учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто у вас сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Дежурный называет отсутствующих, садится.

Мотивационный этап

Все мы с вами живем в одном из самых, не побоюсь этого слова, больших по территории государств. Это, конечно же, Россия. Но Россия это не только территория…Россия это прежде всего люди…Причем люди различного происхождения и национальности. Видео «Россия многонациональное государство». Дети формулируют тему урока. «Нации и межнациональные отношения».

Записывают число, тему урока.

Проблемная ситуация

Сейчас я вам расскажу притчу и мы обсудим ее.(Задание 3 на стр. 130)

В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Как вы думаете, о чем говорит эта притча?

Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику?

Мы не зря начали с этого наш сегодняшний урок. Ведь именно отношения между различными нациями, народами всегда волновали и будут волновать людей.

Читает вслух один ученик. Остальные слушают.

Думают, дают свои ответы.

Предполагают: Эта притча говорит нам о том, что 1)племенная вражда существовала с давних времен

2)говорит нам о жадности и ненависти (одних к другим)

Предположения: грубый, связан с причинением вреда как себе, так и другому.

Изучение нового материала

Прежде чем приступить к ознакомлению с новым для вас материалом, вы поделитесь на группы по два человека. Возьмите листочек Приложение 1. Россия, США, Великобритания – многонациональные страны. Каждый ряд должен выбрать из списка те народы которые проживают в этих странах. 1 ряд в России, второй в США, 3 в Великобритании. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы распределили народности по этим странам?

Вот видите, сколько различных народностей может жить в одном государстве?

А как вы думаете, будут ли возникать конфликты в каждой из этих стран? Поэтому задача –руководителей этих стран-видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия; выявить причины межнациональных конфликтов.

При помощи учебника и дополнительного материала «Нации», сформулируйте определения Этнос, нация, национальность, найдите признаки нации

Учитель контролирует деятельность учеников.

В современном мире существуют определенные признаки, благодаря которым мы можем говорить о том, определенная общность людей это нация, или что-то другое.

Запишем признаки нации.

Физминутка.

Обратимся к истории.

Во второй половине 80-х годов 20 века в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В различных районах возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Эти конфликты были дестабилизирующими для всех и каждого.

Так каковы же причины этих конфликтов? (Работа со страницей учебника 126-127)

Исходя из написанных пунктов выведем правило:

«Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

Записывают число и тему урока.

Называют свои варианты.

Выступают со своими ответами.

Да, могут возникать.

Записывают определение «этнос».

Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого.

Записывают определение «нация».

Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Признаки нации:

1)общая территория;

2)развитая экономика;

3)государство;

4)национальное самосознание;

5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций;

6) чувство национального достоинства и национальной гордости.

Записывают определение понятия «национальность».

Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

Встают и повторяют движения

Конфликт межнациональный - одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства.

1)территориальные споры

2)неравенство социально-экономических условий

3)языковой барьер

«Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

Творческая самостоятельная работа

Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране?

1. КРФ (1993 года).

Ваша задача такова: изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69. См. Приложение 2.

Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

Уважение к людям всех наций-ст.26;

Равенство – ст.19,69;

Принципа толерантности (терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65

Пояснение понятия «толерантность».

Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:

1. КРФ (1993 года).

2.«Концепция национальной политики РФ» (1996 года).

Конституционные положения отражающие принципы национальной политики:

- уважение к людям всех наций-ст.26;

Равенство – ст.19,69;

Принцип толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничество и демократизации национальной политики ст. 26,65

Домашнее задание

§15, выбрать одну из понравившихся стран и описать в тетради их традиции, обычаи, культурные ценности.

Записывают домашнее задание.

Итог урока

Выставление оценок в дневник. Подводя итоги урока, мне бы хотелось каждому из вас раздать памятку: «Учимся жить в многонациональном обществе» См. Приложение 3.

Рефлексия

Вспомните, что такое этнос, нация, национальность?

2)Тяжело ли в современном мире людям с различным этносом, культурой, традициями жить в одном государстве?

3)Как разрешить межнациональные конфликты?

Припоминают, отвечают на поставленные вопросы.

Приложение 3.

Учимся жить в многонациональном обществе

1. Не забывай, что люди разных национальностей имеют в нашей стране одинаковые права, которые гарантирует Основной закон государс тва - Конституция Российской Федерации.

2. Всегда помни, что нет хороших или плохих национальностей. Человек любой национальности может быть хорошим или плохим.

3. И в учебной, и в трудовой деятельности настраивайся на сотрудничество с людьми любой этнической принадлежности.

4. Если в коллективе, в котором ты учишься или работаешь, есть люди, которые по этнической принадлежности отличаются от большинства членов коллектива, относись с пониманием к особенностям их национальной культуры.

5. Если рядом с тобой живут, работают или учатся представители других этнических групп, относись к ним с таким же уважением, как к людям своей национальности.

6. Никогда не употребляй слова и выражения, унижающие или оскорбляющие людей другой национальности.

7. Помни, что люди другой этнической принадлежности имеют такое же право общаться между собой на родном языке, как и ты сам.

8. Если ты живёшь на территории, где большинство населения - люди другой национальности, знакомься с их культурой, уважай их традиции и обычаи.

9. Никогда не поддавайся на призывы тех, кто хотел бы посеять межнациональную рознь. Помни, что сотрудничество и взаимопонимание народов России - важный источник её силы и благополучия.

Приложение 1.

Англичане

Шотландцы

гэлы (горцы)

Валлийцы

Ирландцы

Американцы

Афроамериканцы

Англоканадцы

Ольстерцы

Мексиканцы

Эскимосы

Украинцы

Азербайджанцы

Приложение 2

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

  • План:

  • Этнические общности

  • Национальное самосознание

  • Развитие межнациональных отношений в современном мире

  • Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

  • Национальная политика

Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов


Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований


Различные подходы к пониманию сущности этносов их генезиса и многообразия состава населения Земли

  • Естественно-биологический или расово-антропологический подход о неравенстве человеческих рас, культурном превосходстве белой, европеоидной расы. (Ж.Гобино, Ж.Лапуж) Несовершенство расовых признаков – основа культурной отсталости наций и народностей.

  • «Пассивная теория этногенеза» Л. Н. Гумилева. Этнос – природное, биологическое, географическое явление. Этнос – результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Пассионарность – определенная характеристика поведения и природных свойств человека.

  • Социокультурный подход к пониманию сущности этносов: этнические общности – компоненты социальной структуры общества.

  • Концепция нации П. Сорокина – решающая роль в формировании наци, государственности, языка, территории.

  • Марксистская теория – экологические отношения – главная основа формирования нации



Национальное самосознание

  • Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации.

  • Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознание своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

  • Национальный интерес – это выражение потребностей какого-нибудь одного доминирующего этноса (коренной нации)


Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах


Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

  • Причины:

  • Невозможность государства жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

  • Экономическая и политическая взаимосвязь стран.



Особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами:

  • Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

  • Рост сепаратистских тенденций на территории России.

  • Демографические и миграционные процессы.


Национализм

  • Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

  • Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.



Причины межнациональных конфликтов

  • Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

  • Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей

  • Колониальное население.

  • Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов


Пути решения межнациональных конфликтов

  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

  • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

  • Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

  • Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом


Типы межнациональных конфликтов

  • Государственно-правовое (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация).

  • Этнотерриториальный (определение территории нации, национально-территориальных границ).

  • Этнодемографический (защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»; опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения).

  • Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека)


Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку

  • Типы конфликтов

  • Территориальные споры, стремление к суверенизации.

  • Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

  • Против нарушения прав человека, дискриминация языка, образа жизни.

  • Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

  • Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.


Пути регулирования межнациональных конфликтов

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

  • Использование экономических. рычагов для нормализации ситуации.

  • Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.


Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

  • Отказ от насилия и принуждения.

  • Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

  • Признание прав и свобод человека.

  • Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

  • Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.


Основные принципы национальной политики

  • Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

  • Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

  • Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

  • Неприятие любых форм шовинизма.


Условия гармонизации национальных отношений

  • Наличие правового государства.

  • Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

  • Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

  • Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

  • Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень.


Д/З

  • Что такое этнос, каковы его основные черты? Ответ конкретизируйте примерами истории.

  • Поурочный план - Нации и межнациональные отношения

    Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

    Задачи урока :

    1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

    2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

    3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

    3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

    4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

    5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

    Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

    Литература :

    "Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

    Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

    Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

    Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

    Ход урока:

    1. Актуализация знаний.

    2. Изучение нового материала.

    3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    План урока :

    Этнические общности.

    Национальное самосознание.

    Развитие межнациональных отношений в современном мире.

    Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

    Национальная политика.

    Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

    Актуализация знаний учащихся :

    Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

    Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
    Вопрос 1. Этнические общности
    В современном мире существуют различные социальные общности.
    Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
    Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
    Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности".
    Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
    Этнос
    Племя Народность Нация
    Черты этноса
    Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
    народности судьба бытовое поведение
    поведение
    Специфическая материальная
    и духовная культура
    Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
    Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
    Признаки нации .

    · Единая раса

    · Религия

    · Привычки

    · Ценности

    · Солидарность

    Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
    Вопрос 2. Национальное самосознание
    Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
    Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
    Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
    Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

    Межнациональная дифференциация - это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

    Межнациональная интеграция - Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

    Формы межнациональной дифференциации

    Самоизоляция в целом

    Протекционизм в экономике

    Религиозный фанатизм

    Национализм в различных формах в политике и культуре

    Формы межнациональной интеграции

    Экономические и политические союзы

    Транснациональные корпорации

    Международные культурные и народные центры

    Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

    Причины межнациональной интеграции

    1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

    2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

    Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

    Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
    По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
    Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
    Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
    Рост сепаратистских тенденций на территории России.
    Демографические и миграционные процессы.
    Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
    Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
    Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
    Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины "расизм", "нацизм", "Шовинизм", "геноцид", "Холокост".
    Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
    Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
    Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
    Причины межнациональных конфликтов:
    Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
    Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
    Колониальное население.
    Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
    Виды межнациональных конфликтов:
    По поводу спорных территорий.
    Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
    Из-за произвольного изменения административных границ.
    Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
    Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
    По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
    Типы межнациональных конфликтов:
    1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
    2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
    3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
    4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
    Пути разрешения межнациональных конфликтов:
    Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
    проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
    Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
    Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
    Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
    Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
    Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
    Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
    Вопрос 5. Национальная политика
    Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

    Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

    Основные принципы национальной политики

    Условия гармонизации национальных отношений

    1. Отказ от насилия и принуждения.

    2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

    3. Признание прав и свобод человека.

    4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

    5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

    1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

    2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

    3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

    4. Неприятие любых форм шовинизма.

    1. Наличие правового государства.

    2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

    3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

    4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

    5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

    Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19).

    Закрепление изученной темы.

    Тестирование:

    Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

    А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

    2. Современную нацию можно определить по признакам:

    А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

    3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

    А). народности; Б). классы; В). государства.

    Домашнее задание : § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

    Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

    Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

    Учитель истории - Прыткова С.В.

    На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.