Лучшие обложки журналов. Интересные обложки музыкальных альбомов - легкость и тяжесть

1. Rolling Stone (22 января, 1981)
Первое место было отдано обложке журнала Rolling Stone с фотографией Джона Леннона и Йоко Оно, сделанной знаменитым фотографом Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) буквально за несколько часов до гибели музыканта 8 декабря 1980 года.

2. Vanity Fair (август, 1991)
Шокирующий снимок обнаженной Деми Мур на последних месяцах беременности сделан после шумного успеха фильма "Привидение". Также работа Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz).

3. Esquire (апрель, 1968)
Мухаммед Али, пронзенный шестью стрелами под заголовком "Страсть Мухаммеда Али", появился на обложке Esquire после отказа Али вступить в ряды американской армии в связи с его религиозными убеждениями. В связи с чем Мухаммед впоследствии был дисквалифицирован и лишен своего звания.
На обложке Али предстает в образе святого Себастьяна, который был пронзен стрелами за свои религиозные убеждения.

4. The New Yorker (29 марта, 1976)
Рисунок Манхеттена от руки Шауля Стейнберга (Saul Steinberg) под названием "Вид на мир с 9-ой авеню".

5. Esquire (май, 1969)
На обложке Esquire художник Энди Уорхол тонет в банке томатного супа "Campbell".
Банка супа "Campbel" получила мировую известность как арт-объект эпохи поп-арта, символ эпохи массового потребления, став источником вдохновения для серии работ Уорхола.
Таким образом, данная обложка символизировала собой упадок эпохи поп-арта.

6. The New Yorker (24 сентября, 2001)
Знаменитая чёрная обложка журнала "The New Yorker", с едва заметными двумя черными прямоугольниками, олицетворяющая трагедию 11 сентября.
Антенна северной башни разбивает букву W в логотипе журнала.

7. National Lampoon (январь, 1973)
Популярный юмористический журнал National Lampoon появился в киосках в январе 1973 года с обложкой запечатлевшей пистолет, приставленный к голове перепуганной собаки. Заголовок гласил - " Если ты не купишь этот журнал, мы убьем эту собаку!"

8. Esquire (октябрь, 1966)
Черная обложка с надписью белыми буквами: "О боже, мы попали в маленькую девочку".
Главная статья номера, написанная легендарным журналистом Джоном Сэком (John Sack), была просвещена событиям войны во Вьетнаме и стала вехой в истории "нового журнализма", направления в американской журналистике.
В 1966 году Стэк был военным корреспондентом Esquire во Вьетнаме и его статья, состоящая из 33 тысяч слов (самая длинная статья, когда-либо опубликованная в журнале), была призвана изменить отношение общественности к вьетнамской войне

9. Harper’s Bazaar (сентябрь, 1992)
Журнал Harper’s Bazaar, первый номер которого вышел в 1867 году, в 1992 году отмечал свое 125-летие.
Сентябрьский номер явился поворотным в истории журнала. Главным редактором становится легендарная Лиз Тилберис (Liz Tilberis), которая ставит задачу превратить журнал в один из самых передовых в мире модной индустрии.
На обложке с надписью "Войдите в эру элегантности" - модель Линда Евангелиста, поддерживающая букву "А" выпадающую из названия журнала.

10. National Geographic (июнь, 1985)
12-летняя афганская девочка - знаменитая фотография Стива Маккьюри (Steve McCurry), сделанная им в лагере беженцев на афганско-пакистанской границе.
Советские вертолеты разрушили деревню юной беженки, вся ее семья погибла, и, прежде чем попасть в лагерь, девочка проделала двухнедельный путь в горах.
После публикации в июне 1985 года эта фотография становится иконой National Geographic. С тех пор этот образ где только не использовался - от татуировок до ковриков, что превратило фотографию в одно из наиболее растиражированных фото в мире.

11. LIFE (30 апреля, 1965)
18-недельный зародыш - фотография шведского фотографа Нильссона.
Эта фотография является частью книги Нильссона "Рождение ребенка" ("A Child is Born"). Книга разошлась тиражом в 8 миллионов экземпляров в течение первых четырех дней после публикации.

12. TIME (8 апреля, 1966)
На обложке - вопрос красными буквами на черном фоне "Бог мертв?". Это был первый раз, когда на обложке TIME была лишь надпись, без изображения.
Статья номера под заголовком "Навстречу спрятанному Богу" ("Toward a Hidden God"), в которой высказались известные богословы того времени, повлекла за собой большой резонанс.

13. LIFE, специальный выпуск (1969)
Специальный выпуск LIFE "На луну и обратно" ("To the Moon and Back") был посвящен высадке американцев на луне.
На обложке - один из 11 астронавтов Баз Олдрин (Buzz Aldrin), сфотографированный Нейлом Амстронгом.

14. The New Yorker 10 декабря, 2001)
Ироническая карта "Нью-Йоркистан" с названиями районов Нью-Йорка в ближневосточном стиле.
Эта карта перекликается с рисунком "Вид на мир с 9-ой авеню" с обложки The New Yorker от 29 марта 1976 года (4 место этого списка).

15. Harper’s Bazaar (апрель, 1965)
На обложке Harper’s Bazaar - лицо модели Джин Шримптон (Jean Shrimpton), выглядывающей в вырезанный круг в розовом картоне.
Эта фотография впоследствии часто использовалась как эмблема 60-х.

16. The Economist (10-16 сентября, 1994)
Эта спорная обложка журнала "Экономист" с заголовком "Проблемы слияния" изображает совокупляющихся верблюдов.

17. TIME (21 июня, 1968)
Рисунок Роя Лиштенштейна (Roy Lichtenstein), изображающий руку с пистолетом, и надпись: «Оружие в Америке».
Эта обложка появилась вскоре после убийств Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди и призывала к введению законодательных ограничений на продажу оружия.

18. ESPN the Magazine (29 июня, 1998)
Фотография подпрыгивающего на белом фоне Майкла Джордана в форме "Чикаго Буллс". В статье журнала, вышедшего спустя 2 недели после того, как Джордан стал шестикратный чемпион НБА, обсуждается, когда Майкл покинет баскетбол.
Майкл Джорждан сыграл свою последнюю игру 16 апреля 2003 года.

19. Esquire (декабрь, 2000)
Фотография улыбающегося Билла Клинтона появилась на обложке Esquire в последние дни пребывания Клинтона на посту президента США.
В снимке, который явился результатом 8-минутной сессии и изначальной целью которого было вызвать ассоциации с памятником Аврааму Линкольну, явно присутствует сексуальный оттенок, перекликающийся со скандалом, связанным с Моникой Левински.

20. Blue (октябрь, 1997)
Ныряющий спортсмен появился на обложке первого номера журнала Blue.
Blue - известный австралийский гей-журнал, интересный не только гомосексуалистам, но также женщинам и толерантным мужчинам.
Если бы не тематические фотографии эротического характера, журнал можно было бы не отличить от качественного развлекательного издания, информирующего читателей по совершенно различным темам (путешествия, живопись, спорт, косметика и т.д.).

21. LIFE (26 ноября, 1965)
Фотография узника Вьетконга с залепленными липкой лентой глазами и ртом.
Автор снимка - один из лучших фотографов LIFE - Пол Щуце (Paul Schutze), погибший во время шестидневной войны на Ближнем Востоке 1967 года.

22. George (октябрь-ноябрь, 1995)
На обложке первого выпуска журнала "George" изображена супер-модель Синди Кроуфорд, одетая в костюм Джоржа Вашингтона. Журнал был основан Джоном Ф. Кеннеди младшим и освещал политические события, новости культуры и шоу-бизнеса. В 1999 году Кеннеди погиб в авиакатастрофе, в связи с чем в марте 2001 года журнал "George" был закрыт.

23. The Nation (13 ноября, 2000)
На обложке Nation - карикатура на Джорджа Буша, автор - Брайан Штауффер (Brian Stauffer).
На момент выхода номера победитель президентских выборов, которые состоялись 7 ноября 2000 года, был все еще не известен и в журнале было много рассуждений, что произойдет со страной и миром в случае, если победу одержит Буш.
В следующем месяце Джордж Буш, действительно, был объявлен победителем.

24. Interview (декабрь, 1972)
На обложке рождественского номера "Interview" изображен Энди Уорхол, фотографирующий модель Грейс Джонс.
Журнал "Interview", основанный Энди Уорхолом в 1969 году, создал новый стиль репортажа о новостях культуры и особую доверительную манеру проведения интервью, при котором "звезды" опрашивают "звезд".

25. TIME (14 сентября, 2001)
На обложке специального выпуска TIME, вышедшего 14 сентября 2001 года - фотографии башен-близнецов в момент атаки террористов (фотограф Лайл Оуверкуф (Lyle Owerkoof)).
В номере - воспоминания людей, которым удалось выжить, и много фотографий с мест событий после взрывов.

26. People (4 марта, 1974)
На обложке первого номера "People" - фотография актрисы Миа Фэрроу, которая покусывает жемчужные бусы.
People быстро становится популярным изданием, специализирующемся на новостях о знаменитостях. Также этот журнал славится своими ежегодными номинациями "50 самых красивых людей", "Знаменитости, которые лучше всех и хуже всех одеваются" и "Самый сексуальный из ныне живущих мужчин".

27. Entertainment Weekly (2 мая, 2003)
На обложке "Entertainment Weekly" - фотография обнаженных участниц группы Dixie Chicks. На спинах девушек слоганы - "Бойкот", "Предатели", "Герой" и т.д. За два месяца до этого, участница группы Натали Мэйнс (Natalie Maines) на концерте в Лондоне осудила предстоящее вторжение американских войск в Ирак. Это высказывание спровоцировало многих американцев на бойкотирование концертов группы.

28. LIFE (16 апреля, 1965)
Черно-белая фотография, посвященная войне во Вьетнаме, на которой изображен подбитый американский военный вертолет.
Автор снимка - фотокорреспондент LIFE Ларри Барроуз (Larry Burrows), который освещал события во Вьетнаме, начиная с 1962 года.
Когда был сделан этот снимок, Барроуз сопровождал вертолет во время военной операции, во время которой погиб пилот, а другие члены команды получили ранения.
Сам Барроуз погиб в 1971 году в Лаосе.

29. Playboy (октябрь, 1971)
На обложке журнала Playboy - модель Дарин Стерн (Darine Stern), которая позирует на стуле со спинкой в виде символа журнала - головы кролика.
Стерн была первой афро-американской моделью, появившейся на обложке Playboy.

30. Fortune (1 октября, 2001)
На обложке Fortune - фотография мужчины, покрытого пеплом, после атак террористов в Нью-Йорке 11 сентября

31. Newsweek (20 ноября, 2000)
На обложке Newsweek с заголовком "Победителем становится..." - фотография, которая изображает одну часть лица Буша, вторую часть - лицо Гора.
Выборы 2000 года были одни из самых противоречивых выборов президента в истории США, знаменитые долгими подсчетами и пересчетами голосов, а также пятинедельными юридическими разбирательствами, и на момент выхода журнала победитель все еще был не известен.

32. Vogue (май, 2004)
На обложке Vogue - Николь Кидман, стоящая спиной к зрителю в роскошном платье. Этот снимок сделан известным фотографом Ирвингом Пенном (Irving Penn), который в последний раз фотографировал для Vogue в 1989 году.
В номере было еще несколько фотографий с Кидман. Актриса предстает в образах греческой богини, итальянской дивы и легендарной Сары Бернард.

33. Newsweek (30 июля, 1973)
На обложке, посвященной Уотергейтскому скандалу, с надписью "Записи Никсона" - Белый Дом, изображенный в виде магнитофона.
Уотергейтское дело (англ. Watergate) - политический скандал в США 1972-1974 годов, закончившийся отставкой Ричарда Никсона. Единственный за всю историю США случай, когда президент прижизненно досрочно прекратил исполнение обязанностей.

34. Wired (июнь, 1997)
На обложке - изображение разноцветного яблока от компании Apple в колючей проволоке и c надписью: "Молитесь".
В статье номера "101 способ спасти Apple" приводились оценки, что возможно сделать, чтобы спасти компанию от краха.
Компания Apple была основана в 1976 году, однако к 1997 году в результате серьезной конкуренции со стороны других компаний, Apple столкнулась со значительными экономическими трудностями.
С тех пор компании Apple удалось вернуть утерянные позиции, частично благодаря огромному успеху iPod.

35. New York (8 июня, 1970)
На обложке New York с заголовком "Свободу Леонарду Бернстейну"" изображены женщины в вечерних платьях с поднятыми вверх кулаками.
Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) - американский композитор, пианист, главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра "Нью-Йорк сити симфони".
Берстайн поддерживал афро-американскую организацию левого толка "Черные Пантеры" (Black Panthers) и в 1970 году организовал для "Пантер" сбор денег в собственном доме.
Обложка журнала была призвана осудить радикальную идеологию организации и сотрудничество с ними Берстайна.

36. People (15 сентября, 1997)
Черно-белая фотография принцессы Дианы на обложке People.
Этот номер был посвящен жизни Дианы, погибшей в августе 1997 в автомобильной катастрофе.
Диана появлялась на обложке журнала рекордное количество раз - 52 раза.

37. Details (февраль, 1989)
На обложке - певица Синди Лаупер в классическом голливудском образе.
В номере Лаупер рассказывает о своей поездке в СССР с другими американскими музыкантами с целью сотрудничества с советскими коллегами. Во время этой поездки была создана песня "Холодное Небо" (Cold Sky), которая появилась на альбоме "Действия говорят громче, чем слова" (Action Speaks Louder Than Words).

38. Fast Company (август-сентябрь, 1997)
На обложке надпись "Бренд - это Вы" на фоне легко узнаваемой пачки порошка Tide. В номере - статья Тома Петерса (Tom Peters), рассуждающего о том, как люди могут позиционировать себя, как бренд для того, чтобы выделиться и развиваться в профессиональном плане.

39. Glamour (август, 1968)
Фотография модели Катити Киронди Ил (Katiti Kirondi II). Впервые на обложке национального журнала для женщин была изображена афро-американка.

40. National Geographic (октябрь, 1978)
На обложке с заголовком "Беседы с гориллой" изображена горилла Коко, которая фотографирует собственное отражение в зеркале.
Психолог Франсис Пэттерсон (Francine Patterson) 6 лет обучал Коко языку жестов и эта фотография явилась для Пэттесона и других исследователей доказательством успехов этого обучения.

41. TIME (14 апреля, 1997)
На обложке "Time" - фотография Эллен Дедженерес с заголовком "Да, я - лесбиянка".
В номере - интервью с Эллен, в котором она рассказывает о своей ориентации.
Так Эллен становится первой телевизионной звездой, открыто заявившей о своей гомосексуальности.

Вконтакте

Совсем недавно российская Афиша опубликовала статью с . Статью сопровождает мнение автора, с которым нельзя не согласиться: «Несмотря на очевидность прогресса практически во всех сферах существования, есть одна область, где с каждым годом все становится только хуже: дизайн книг».

Остается лишь добавить, что в нашей стране это дело совсем запущено и обложки книг больше напоминают наспех сделанные дешевенькие буклеты. Мы конечно не хотим судить о книге по обложке, но ведь и она является частью изобразительного искусства, продуктом творчества дизайнера. Обложка - это в какой-то степени аперетив, разыгрывающий аппетит перед чтением. Большинство же современных обложек скорее вызывают полное отвращение не только к конкретному произведению, но и к чтению в целом. Кажется, что дизайнеры забывают о том, что результаты их труда призваны не только привлечь внимание, но и визуально передать содержание книги.

Нам хотелось бы создать пост аналогиный тому, что опубликован в Афише, но, увы, и 5 обложек, сделанных в Казахстане не нашлось. Поэтому в этой публикации - лучшие обложки 2011 года, собранные со всего мира.

Charles Lamb «A Dissertation Upon Roast Pig And Other Essays»/ Чарльз Ламб «Диссертация о жаренной свинье и другие эссе»

У издательства Penguin вышла серия книг «Great Food» с очень примечательными обложками, которые нам хотелось бы разом поместить в этот пост. Все обложки - плодотворный труд одной из талантливейших книжных дизайнеров современности Корали Бикфорд-Смит (Coralie Bickford Smith), а также фоторедактора Саманты Джонсон (Samantha Johnson) и шрифтовика Стивена Роу (Stephen Raw).

James Franco «Palo Alto»/ Джеймс Франко «Пало Альто»

Вы, наверное, тоже удивлены тому, что Джеймс Франко (James Franco) при всех своих талантах обладает и призванием к писательству. Нас это тоже в хорошем смысле удивило. А еще мы отметили интересную обложку книги. Английское издательство Faber & Faber выпустило произведение в январе этого года. Над обложкой трудилась иллюстратор Мириям Розенблум (Miriam Rosenbloom).

Steve Martin «An Object Of Beauty»/ Стив Мартин «Объект красоты»

И снова книга от актера, на этот раз от всем известного комика Стивена Мартина (Steven Martin), рассуждающего в своем произведении на высокие темы, касающиеся изобразительного искусства. С другой стороны, уже не рассуждая об изобразительном искусстве, а занимаясь им, над обложкой и рукописным шрифтом работал Даррен Бут (Darren Booth).

Ellen Hopkins «Perfect»/ Эллен Хопкинс «Совершенство»

Эллен Хопкинс (Ellen Hopkins) пишет новеллы в рифму, а дизайнер и иллюстратор Сэмми Юэнь (Sammy Yuen) оформляет их в красивое печатное издание.

HitRecord & Joseph Gordon-Levitt «The Tiny Book of Tiny Stories»/ HitRecord и Джозеф Гордон-Левитт «Крошечная книга крошечных историй»

Из названия и так все понятно. Сборник коротких историй от множества авторов, скрашенных черно-белыми иллюстрациями. Дизайном обложки занималась студия The Made Shop.

«The Arabian Night: Tale Of 1001 Nights»/ «Арабская ночь: сказки 1000 и 1 ночи»

Над дизайном обложек для трех книг восточных сказок трудилась уже упомянутая нами Корали Бикфорд-Смит (Coralie Bickford-Smith). По правде сказать, если за дизайн книги берется Корали, будьте уверены, в каком бы жанре она не была, выйдет невероятно сказачно.

Jules Verne «Journey to the Center of the Earth»/ Жюль Верн «Путешествие к центру земли»

Специально для бразильского издания известного романа Жюля Верна «Путешествие на край земли» Карло Джовани (Carlo Giovani) нарисовал замечательную и очень яркую иллюстрацию.

James Gleick «The Information: A History. A Theory. A Flood.»/ Джеймс Глейк «Информация: История. Теория. Потоп»

По моему намного интереснее.

Много интересных альбомов осталось за кадром, притом некоторые потом что у ЖЖ есть ограничение на длинну поста.
Так что думаю что через пару дней я опубликую и вторую часть. И если кто-то считает что список надо пополнить - скидывайте названия и обложки в комменты. Может я не знаю чего-то а таким образом заинтересуюсь и услышу =)

1967 The Beatles, Sgt.Pepper’s Lonely Hearts Club Band



Лучшей обложки "Битлз" могло бы не быть вообще. Изначально предполагалось облачить "Сержаната" в психоделическую феерию, но лондонский торговец произведениями искусства Роберт Фрейзер, часто консультировавший группу по таким вопросам, счел такую обложку банальной и недолговечной. По рекомендации Фрейзера оформление обложки было поручено Питеру Блейку.
Блейк предложил изобразить вымышленную группу Lonely Hearts Club Band с почитателями после концерта. "Битлз" представили список своих героев: Джон хотел Оскара Уайльда, Пол предложил Карлнайнца Штокгаузена, Джордж назвал имена нескольких гуру, а Ринго по обыкновению безмолствовал. Через две недели Блейк и его жена Джэнн Хоуорт увеличили, установили и вручную отретушировали 60 фотографий, создав, по словам Блейка, "коллаж в натуральную величину". "Битлы" одетые в атласные костюмы позировали перед камерой Купера рядом со своими восковыми фигурами, позаимствованными в музее Мадам Тюссо.
С тех пор работа Блейка стала одним из самых пародируемых образов в истории рок-музыки.
Гонорар Блейка составил 200 фунтов.

Elvis Presley - Elvis Presley (1956)


Вот так вот он выглядел - первый альбом короля Рок-н-ролла. Кажется, мало чего в ней особенного, но не стоит забывать, год выпуска - 1956...
Оформление первого альбома Элвиса со столбиком коренастых розовых букв сверху вниз слева и рядом зеленых букв снизу было повторено 23 года спустя группой The Clash на их эпическом альбоме “London Calling”. (эта обложка тоже есть в этом списке)
Но не только благодаря этому первый альбом Короля вошел в историю: Это был первый альбом, продавшийся тиражом в один миллион экземпляров.
Фото для обложки снял Уильям С. Рэндольф, известный как Попси, на концерте в Тампе, Флорида, в июле 1955-го. Снимок был передан менеджером Элвиса Полковником Томом Паркером компании RCA. По словам директора по связям в «Грейсленд» Тодда Моргана, «Полковник Паркер обычно предоставлял фото для RCA, за гонорар, конечно же, и требовал называть себя директором по художественной части». Естественно, те групповые гастроли, в которых участвовал молодой Элвис и на которых был сделан снимок, были организованы полковником. Кто был хэдлайнером? Энди Гриффит.

John Lennon & Yoko Ono: Unfinished Music No. 1: Two Virgins (1968)

Наверное одна из самых скандальных обложек.
Фотография обнаженных Джона Леннона и Йоко Оно была сделана ими для обложки альбома с экспериментальной музыкой, записанного парой в ночь их первого свидания (весьма своеобразный альбом кстати).
Фирма EMI согласилась издать этот альбом, но отказалась его распространять. Диск продавался в обложке из коричневой бумаги. В Британии было выпущено лишь 5 тысяч экземпляров альбома. Еще несколько тысяч экземпляров этой пластинки, вывезенные на экспорт, были арестованы и конфискованы таможенными властями.

1967 The Doors, Strange Days



Вдохновленный фотографией европейского уличного цирка Анри Картье-Брессона, фотограф Джоэл Бродски решил снять «посвящение» ей в Нью-Йорке. Модели были набраны отовсюду. Силачом был швейцар. Жонглером - ассистентом Бродски, который провел большую часть дня, гоняясь за непоймаными шарами по улице. Трубачом был таксист, который согласился позировать за 5 долларов. Единственными профессионалами были лилипуты и акробаты.

1967 The Velvet Underground, The Velvet Underground and Nico



Несмотря на то, что написано на обложке, название этого альбома не "Andy Warhol".
Известность Уорхола также породила упорный слух о том, что Энди был лидер-гитаристом группы.
На самом же деле Энди Уорхол является автором оформления обложки альбома и, по совместительству, менеджером группы The Velvet Underground в первые годы ее существования.

1969 Blind Faith, Blind Faith



Оригинальная обложка единственного альбома Blind Faith была основной частью сенсации недолгого века супергруппы.
На обложке на фоне зеленого поля изображена обнаженная по пояс одиннадцатилетняя девочка, держащая в руках модель самолета - фаллический символ.
Картинку снял друг Эрика Клэптона Боб Сайдманн, который был художником-плакатистом в расцвет психоделии в Сан-Франциско. Изначально ему пришла в голову идея,связанная с предстоящим приземлением на Луне. Сайдманну виделся космический корабль ("плод древа знаний") в руках девочки ("плода древа жизни"). Он присмотрел себе подходящую модель в лице школьницы из поезда лондонского метро. Она согласилась, но когда он поехал к ней домой, чтобы получить разрешение ее родителей, она отказалась. Вместо нее позировать вызвалась ее младшая сестра. Сайдманн наложил студийный снимок девочки на фото с дорсетским пейзажем.
После негативной реакции на обложку еще до выхода альбома, компания Atco подготовила вторую с неприлично безобидным портретом группы, снятом Сайдманном, на котором Клэптон играл на барабанах, а Джинджер Бейкер держал бас. Через несколько недель после того, как группа начала свое единственное турне, альбом был выпущен с обоими вариантами обложек одновременно. Продавцы заказали в 4 раза больше альбомов с консервативной обложкой, а оригинальная обложка Сайдманна за считанные месяцы стала коллекционным предметом. К тому времени группа Blind Faith уже была историей.

The Who - Who"s next (1971)


Фотограф: Ethan Russell
Итан Расселл: «Я взял камеру и мы вышли на темный шлаковый риф. Небо все еще было серым и время от времени падали капли дождя. Сначала я сказал им, чтобы они как-то реагировали на плиту, как обезьяны и астронавты у Кубрика в «2001»: осторожно приближаясь с поднятыми вверх руками, почти касаясь ее. Но это было бы слишком пафосно, и кто-то, возможно Пит, подошел к плите и начал на нее мочиться.»

1969 Captain Beefheart & His Magic Band, Trout Mask Replica



Сотрудничество диссидентов масштаба Дона Ван Влиета (Кэптин Бифхарт) и Фрэнка Заппы (продюсера альбома "Trout Mask Replica") гарантировало эксцентричный результат. В данном случае это была неудобоваримая смесь дельта-блюза, фри-джаза, рока и авангарда, прикрытая равноценно чудной обложкой. Но, возможно, настоящим триумфом была рыбья голова Ван Влиета, украсившая самую известную обложку альбома, не имевшего коммерческого успеха.

1970 The Mothers of Invention, Weasels Ripped My Flesh



Обложка группы Франка Заппы The Mothers of Invention "Weasels Ripped My Flesh" ("Ласки порвали мою плоть") обыгрывает рекламу электробритвы 50-х годов в журнале Life.
Нион Парк работал художником-плакатистом в составе дизайнерской команды “Family Dog” в Сан-Франциско, когда ему позвонил Фрэнк Заппа и попросил приехать в Лос-Анджелес. Заппа видел рисунки Парка, сделанные им для группы Dancing Food, и хотел, чтобы он сделал конверт для следующей пластинки The Mothers of Invention. При встрече Заппа показал Парку обложку одного журнала. «Это был один из мужских журналов типа «Саги», - говорит Парк. - Заглавная статья называлась «Ласки порвали мою плоть» и рассказывала о приключениях парня, который оказался раздетым по пояс в воде, кишащей ласками, и они ползали по нему, кусали его. И Фрэнк сказал: «Вот и все. Что может быть хуже?» Остальное - история.»
Картина Парка, за которую он получил $250, так почти и не была выпущена в свет. Заппа бился с «Уорнер Бразерс» за ее выход. «Очевидно, за обложку пришлось сражаться, т.к. она не отвечала их стандартам,» - рассказывал Парк. Но даже после того как «Уорнер Бразерс» согласилась использовать ее, все равно были проблемы. «Типограф был очень оскорблен. Девушка, работавшая с ним, его помощница, даже не захотела прикоснуться к картине, даже не хотела брать ее в руки.» Тем временем вся эта шумиха очень веселила Заппу и Парка. «Меня, как и Фрэнка, обложка сильно позабавила. Мы здорово похихикали.»
Парку до сих пор невдомек, почему был поднят весь этот шум. «Это была обложка с дурной славой, хотя по сегодняшним стандартам она очень даже банальная. »

1971 The Rolling Stones, Sticky Fingers



В обложку Rolling Stones "Sticky Fingers" вклеена настоящая застежка-молния, расстегнув которую можно было найти желтое "белье" (целлофановый вкладыш пластинки).
Фото на обложке было снято Энди Уорхолом. Несмотря на то, что многие полагали,что моделью был Джеггер, все же часто поговаривали, что это был тусовщик из студии Уорхола «Фабрика» Джо Даллесандро.
Поначалу некоторые крупные сети магазинов отказались выставлять альбом из-за сильно облегающих джинсов. «Если смотреть на обложку издали, - говорил Крейг Браун, дизайнер альбома, - четко видно член парня. Я все прикалывал Энди: «Знаю, знаю, ты заставил парня поиграться с его членом перед тем, как щелкнул его.»
Также на Sticky Fingers также состоялась премьера знаменитого логотипа «Стоунз»: карикатура на губы и язык Джеггера. Вскоре это изображение было повсеместно растиражировано на кулонах, брелках, пряжках и даже татуировках.

1972 Little Feat Sailin" Shoes



Мартин Мюллер, незаурядный художник больше известный под именем Нион Парк, прославился своей незабываемой обложкой для альбома Фрэнка Заппы 1970 г. Weasels Ripped My Flesh.
Его обложка для второй пластинки Little Feat «Sailin" Shoes» едва ли менее провокационна. Сочетание очеловеченного торта женской наружности, между ног которой не хватает кусочка, и фаллического вида улитки - идеальный визуальный контрапункт сюрреалистической картинке, прифанкованному звуку и ленивой сексуальности Little Feat.
«На создание обложки Sailin’ Shoes меня вдохновил Людовик XIV, - сказал Парк, который потом оформлял обложки всех последующих альбомов Little Feat. - Я только что видел фильм Росселлини о Людовике XIV, и во многом мне это напомнило Голливуд. Ситуация, управляемая кем-то, кто прижал всех к ногтю, держит в тюрьме, чтобы они не покупали дорогую одежду, как-то очень похожа на Голливуд. Единственное, чего не доставало - это надпись «Голливуд», которую я хотел поместить на заднем плане. Но я подумал, что она там была бы не к месту. Но у меня был шанс сделать это позже на The Last Record Album.»
При близком рассмотрении обложки заметен Мик Джеггер, одетый под «Мальчика в голубом» Гейнсборо (Парка вдохновил фильм “Performance”).

Emerson, Lake and Palmer (1971)

Х.Р. Гигер:
«Для меня, как художника, тот период был наиболее продуктивным и творческим. Как-то раз мой друг Х.Х. Кунц и Густав Цумштег, который был тогда швейцарским менеджером ELP, сообщили мне, что ELP хотели бы, чтобы я сделал для них обложку и что через два дня группа будет выступать на стадионе Халлен. По такому случаю требовалось экспертное мнение об оформлении. Это был мой второй контракт на обложку альбома, и я с энтузиазмом приступил к работе.
Предполагалось, что альбом будет называться “Whip Some Skull On Ya”, что означает фелляцию, и сочетание губ, пениса и черепов напрашивалось само собой. У художника-гафика группы была мысль, что обложка должна открываться, как створки. Мысль не очень удачная, как выяснилось позже, когда пластинки нужно было ставить на полки. Тот же художник еще хотел украсить себя искусственными перьями, и при этом заменить мое имя на свое, как дизайнера обложки. Тогда я очень обиделся. Я его простил, т.к. вскоре после этого он погиб в автомобильной аварии.
После концерта приехал Кит Эмерсон с Цумштегом и Кунцем. Я был чрезвычайно взволнован, потому что раньше никогда не стоял рядом с поп-звездой, и весь мой дом был заполнен людьми. Лейк, Палмер и фоторепортер прибыли позже. Все церемонно расточали комплименты по поводу моих работ. Тем не менее Кит внезапно сообщил мне, что альбом теперь будет называться “Brain Salad Surgery”. Я ужаснулся, но он пояснил мне, что это выражение также означает фелляцию. После того, как группа попозировала перед камерой с видом знатоков, делая многозначительные жесты, суматоха улеглась.
Часть тиража была отпечатана в металле, но только не здесь в Швейцарии. Наши копии похоже печатали в цеху, специализировавшимся на порнографии. Здесь у них тенденция такая: для придания сочности, они дают слишком много красного. Полиграфия была цвета коровьего говна.»

1973 Pink Floyd, Dark Side of the Moon



Cторм Торгерсон и Обри «По» Пауэлл, известные как дизайнерская команда «Хипгносис», были когда-то соседями по комнате с бывшим лидером Pink Floyd Сидом Барреттом. Их профессиональные отношения с группой, начавшиеся со второго альбома Pink Floyd “A Saucerful of Secrets” продолжались многие годы. «Музыка Pink Floyd способствует воспоминаниям, - говорил Торгерсон. - Она вызывает в воображении очень необычные чувственные и пространственные образы. Когда мы занимаемся оформлением, мы отчасти пытаемся сказать, что это представляет музыку или группу графически.»
Для внутренней части разворота альбома Торгерсон буквально нарисовал звуковую волну биения сердца. «Если этот альбом о чем-то, то он, вероятно, о безумии: обратная сторона луны, абсурдность, другая сторона обычной жизни человека, - рассказывал Торгерсон. - Там есть кусочки, где люди говорят о своей жизни, и в качестве фонового ритма они взяли биение сердца.»
Лицевая сторона обложки более странная. На черном фоне нарисована стеклянная призма, разлагающая дневной свет на спектральную радугу. Обложка содержит две преднамеренные погрешности: в спектре нет фиолетового цвета и обратная сторона обложки изображает призму, производящую конвергенцию спектра, чего не бывает в природе.
Таким образом Торгерсон сделал акцент на другом аспекте группы, а именно световом представлении, которое становилось визитной карточкой группы.
«Floyd добились изысканных результатов в своих попытках создания атмосферы с интересным светом, соответствующим создаваемым ими звуковым творениям, - сказал Торгерсон. - Призма подчеркивала тот факт, что именно эта группа отличается от прочих своей работой со светом. Светом и звуком.»
К альбому также прилагались два плаката - один с концертными фотографиями группы, а другой с египетскими пирамидами, снятыми Торгерсоном в полнолуние. Между прочим, группа согласилась на меньший гонорар с тем, чтобы цена пластинки не была выше из-за плакатов. «Это было время, когда обложки действительно что-то значили, - сказал Торгерсон. - Это был подарок для поклонников.»

Pink Floyd - Meddle (1971)

После снимка с коровой Торгесон на полном серьезе предложил сделать обложкой фотографию задней части бабуина. Pink Floyd, игравшие в тот момент в Японии, на полном серьезе ответили, что лучше уж «снять ухо под водой». Что в итоге и послужило основой для дизайна. Довольно необычный подход к оформлению пластинки.

1973 Led Zeppelin, Houses of the Holy



«Я слышал много интересного о Led Zeppelin и даже слегка нервничал перед предстоящей работой с ними, - рассказывал Обри Пауэлл, который вместе со своим партнером по дизайнерской команде «Хипгносис» Стормом Торгерсоном создал обложку для “Houses of the Holy”. - Они попросили о встрече, чтобы обсудить идеи. Там были Джимми Пейдж и Роберт Плант со своим менеджером Питером Грантом, которой был очень, очень большим, громадным, ошеломляющим человеком.»
Поуэлл, который не слышал музыки и не знал название, от чего можно было бы отталкиваться, представил две концепции. Для одной требовались съемки в Перу. Для другой нужно было снимать детей на каменистом формировании в северной Ирландии, называемом Великанской Гатью. «Замысел был позаимствован из фантастической книги «Конец детства», - рассказывал Пауэлл. - В конце книги все дети бегут от конца света. Они сказали: «Нам нравятся обе идеи, так что делай, что хочешь». Я сказал: «Да, но обе дорого обойдутся». И Питер Грант сказал: «Деньги? Да нам плевать на деньги. Сделай это, черт побери.»
Пауэлл с детьми, командой и гримерами отправился в северную Ирландию, где, по его словам, «десять дней без перерыва лили дожди», расстроив его планы делать съемки в цвете. «Я снял все на черно-белую пленку одним унылым утром под проливным дождем.» Несмотря на то, что обложка кажется широкоформатной фотографией, на самом деле это коллаж, состоящий из тридцати разных снимков. В съемках участвовали только два ребенка. «Поначалу мне хотелось, чтобы дети были золотого и серебряного цвета, - сказал Пауэлл. - Но так как я делал черно-белые снимки и день был очень серым, дети получились очень белыми. И когда мы их подцвечивали вручную, художник-аэрографик случайно нанес такой лиловый оттенок. Когда я первый раз увидел это, я сказал: «О боже.» Потом посмотрел и сказал: «Подожди-ка минуточку, в этом есть что-то потустороннее.» И мы оставили, как есть.»
«Внутреннюю сторону обложки я снимал в замке неподалеку от того места, где я снимал детей, - сказал Пауэлл. - Все так замерзли и были на пределе, потому что ничего не получалось, и единственное, из-за чего никто не разбежался, была бутылка «мандракса» и большое количество виски.»

The Black Crowes - Amorica (1994)

Картинка, использованная для обложки, - из журнала ‘Hustler’, вызвавшего грандиозный резонанс в США. В Америке диск вышел с другим оформлением.Вся обложка была затемнена, в результате остался только «треугольник» на черном фоне и название альбома.
В оригинальном виде продавался в Бразилии.

Scorpions - Virgin Killer (1976)

10 летную девочку звали Жаклин.Фрэнсис Бухгольц был басистом группы, и в интервью, проведенного в начале 2007 года, вспоминает, что модель, изображенная на обложке была или дочь или племянница дизайнера обложки, снимок был сделан Майклом фон Гимбут.
Рудольф Шенкер: «На самом деле мы и понятия не имели об этом. Парни из звукозаписывающей компании сказали, что они сделаю все, что бы обратить внимание на обложку, даже если им придется сесть в тюрьму».
В общем, обложка вызвала множество скандалов, подкючились и борцы за права детей и многие другие. Естественно, обложку сменили.
Клаус Майне множество раз обращался к ней в интервью и говорил, что ни о какой детской порнографии речи и не шло. Так же он подметил: «У меня были всегда смешанные чувства об этой обложке, и даже 30 лет спустя это вызвало скандал Wikipedia, поскольку места для этого альбома было заблокировано и даже ФБР вовлечены. После стольких лет, можете ли вы верите в это? »

1975 Pink Floyd, Wish You Were Here

Темой долгожданного после “Dark Side of the Moon” нового альбома Pink Floyd “Wish You Were Here” было отсутствие. На одном уровне, он был об уходе бывшего эксцентричного лидера группы Сида Барретта от реальности. В более общем смысле «он был о конце отношений», как сказал Сторм Торгерсон, работавший над альбомом вместе со своими партнерами из «Хипгносиса». «Иногда, когда отношения заканчиваются, кажется, что другой человек уже не существует.» Создание обложки обернулось дорогостоящим и длительным процессом. «Мы решили не делать ничего коммерческого, - сказал Торгерсон. - Мы хотели потакать своим желаниям и претензиям.»
Они зашли настолько далеко, что упаковали альбом в коричневый пакет так, чтобы сам альбом был, в каком-то смысле, скрыт.
«Тогдашний президент CBS счел нас полными идиотами», - рассказывал Торгерсон со смехом. Под упаковкой можно было обнаружить четыре странные фотографии, связанные с ключевой темой. На самой поразительной из них изображен мужчина, охваченный огнем, пожимающий руку мужчине в деловом костюме. «Огонь был символом сгорания или боли в отношениях», - сказал Торгерсон. Что касается рукопожатия, он пояснил: «Иногда рукопожатие рассматривается, как ложный вид контакта, особенно в Америке, где очень любят жать руки». На другой фотографии показан человек, ныряющий в озеро, но брызг при этом нет. «А он там вообще есть? - сказал Торгерсон. - В каком-то смысле можно сказать, что следов его присутствия нет.»

1979 Supertramp, Breakfast in America



Музыканты Supertramp не помещали свои изображения на обложки,поскольку, как сказал клавишник Рик Дэйвис, «мы хотели существовать долго и не хотели, чтобы люди видели как мы стареем. Да и потом, внешне мы не представляли из себя ничего особенного». Для «Завтрака в Америке», первой пластинки группы после из переезда в Штаты, художник Майк Дауд сделал разные рисунки, на которых сочетались завтрак и Америка. На одном из забракованных эскизов катились гигантские пончики по аризонской долине в потоках молока. Группа отдала предпочтение рисунку Дауда со статуей Свободы со стаканом апельсинового сока в руке, после чего компаньон Дауда Мик Хаггерти отправился на поиски подходящей модели. В конце концов они нашли почтенную матрону, которую Хаггерти окрестил Либби. Хаггерти также построил Манхэттан в миниатюре из принадлежностей для завтрака. Лейтмотив нашел продолжение в массовой рекламной кампании, в рамках которой продавались такие вещи, как ламинированные меню, ложки, тарелки и банки с апельсиновым соком.

1979 The Clash, London Calling



21-е сентября 1979 года, концерт The Clash в нью-йоркском «Палладиуме», и бас-гитаре Пола Симонона осталось жить считанные секунды. «Концерт шел очень хорошо, - рассказывал Симонон, - но в глубине души я чувствовал, что что-то не так, и думаю, что я просто отыгрался на гитаре. Будь я умнее, у меня был бы запасной бас, похуже, и я бы расколотил его, а не тот.» Симонон до сих пор хранит обломки.
Тот момент был запечатлен на снимке фотографа Пенни Смит для обложки третьего альбома The Clash “London Calling”, фантастическим образом сочетавшего в себе ритм-энд-блюз, ска, рокабилли и другие стили. «Если вы художник или музыкант, - сказал Симонон, - вы копаетесь в прошлом и смешиваете это с тем, что влияет на вас сегодня.» Это как раз то, что делает это фото, отсылая нас назад к традиционному извержению темперамета Пита Таунзенда в конце выступления. Оформление, позаимствованное с первого альбома Элвиса Пресли, является еще одним поклоном прошлому рока. «Когда вышла эта пластинка Элвиса, рок-н-ролл был довольно опасен, - говорит Симонон, - и я считаю, что когда мы выпустили нашу пластинку, он тоже был довольно опасная штукой.»
Кроме разбитого хорошего баса, у Симонона обложка вызывает еще одно сожаление. «Гляжу я на нее сейчас и думаю, что надо было немного поднять голову.»

Bruce Springsteen: Born in the U.S.A. (1984)

После сурового альбома «Небраска» (1982), Брюс Спрингстин решил записать коммерческую пластинку и пригласил Анни Лейбовиц создать фотографию на обложку. «Мы перебрали много различных вариантов картинок, и, в конце концов, выбрали фотографию моей задницы, которая выглядела лучше моего лица», сказал Спрингстин. Изображение флага на заднем плане создает превратное впечатление, что заглавная песня пластинки недостаточно патриотична.

The Beatles - Abbey Road (1969)

Фотограф: Иэн Макмиллан
Обложка альбома стала одной из самых известных фотографий битлов. Эту фотографию сделать было непросто, так как уже в те времена улица Abbey Road была одной из самых оживлённых в Лондоне. Фотограф Иэн Макмиллан, который делал снимки с лестницы, немало потрудился, пока получился снимок, попавший на обложку. Во время фотосессии битлы несколько раз чуть не попали под проезжающий мимо транспорт.
Широкую известность получил даже случайный прохожий-зевака (Пол Коул, житель штата Флорида), попавший в объектив фотоаппарата, пребывая на каникулах в Лондоне. Позже он говорил, что тогда музыканты показались ему похожими на сумасшедших. Сам же Пол Коул заметил себя на обложке альбома через несколько лет, и ему пришлось убеждать своих родственников в том, что это был именно он, а не кто либо другой. Машина «Фольксваген Жук» (нем.-англ. Volkswagen Beetle) с номером LMW281F, стоящая неподалёку от перехода, принадлежала жителю одного из соседних домов. После выхода альбома табличку с номером неоднократно похищали. В 1986 году машина была продана на аукционе «Сотбис» американскому коллекционеру за 2530 британских фунтов.
В 2011 году обложка альбома заняла 26-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания Music Radar

1980 Peter Gabriel Mercury



Обложка для третьего альбома Питера Гэбриэла явилась Сторму Торгерсону во сне. В дурном сне… Торгерсона, одного из партнеров дизайнерского тандема «Хипгносис», сделавшего обложки для двух предыдущих альбомов Гэбриэла, во сне посетило тревожное видение британского певца. «В моем сне он был похож на восковую фигуру с тающим, мутирующим лицом,» - рассказывал Торгерсон. Вместо того, чтобы просто испугаться, Торгерсон постарался воссоздать видение. После тщетных попыток сделать так, чтобы эмульсия текла по обычным и стеклянным негативам, художник натолкнулся на книгу о приемах работы с поляроидом. Он потер поляроидные снимки тупым карандашом, пока они проявлялись, растирая таким образом эмульсию до получения рельефного, бесформенного изображения.
Торгерсон применил ту же технику для Гэбриэла, снимая певца на поляроид пачку за пачкой и устремляясь с ассистентами в студию, чтобы успеть растереть снимки. «Это нужно делать быстро, - рассказывал он. - На самом деле неясно, что получится, потому что ничего пока на снимках не видно.» Было выбрано множество растертых фотографий для использования на плакатах, конвертах синглов и на громадных щитах, установленных в Лондоне. Для обложки альбома Торгерсон добавил аморфные очертания, «домысел моего сна, предполагающий еще больше видений».
Как Питер Гэбриэл отнесся к такому злостному искажению черт его лица? «Пит был там и растирал поляроиды вместе с нами! - ответил Торгерсон. - Большинство артистов вообще не позволило бы менять их лица. А если бы позволили, то только в обратную сторону: сделай меня лучше, сделай меня красивее. Меня очень впечатлило, что Пит позволил все это.»

1981 Bow Wow Wow, See Jungle! See Jungle! Go Join Your Gang Yeah! City All Over, Go Ape Crazy



В 1981 году вдохновитель Sex Pistols Малькольм Макларен был менеджером нового проекта под названием Bow Wow Wow. Солисткой группы была 14-летняя полубирманка Аннабелла Луин. Для дебютного альбома Bow Wow Wow ему нужна была обложка, отражающая его гедонистическое видение группы.
Макларен решил воссоздать картину Манэ 1863 года «Завтрак на траве». «Это было сделано исключительно из-за моего своенравия, - рассказывал Макларен. - Я хотел посмотреть будет ли люди возмущены также как они возмущались, когда картина была выставлена впервые.» Фотограф Энди Эрл нашел идеальное место в графстве Сарри. Всего труднее было заставить Аннабеллу сбросить одежду. Басист Ли Горман признается, что он убедил ее раздеться, так как «если бы я этого не сделал, Малькольм бы меня уволил».
По возвращению домой Аннабелла рассказала своей матери о фотосессии, и вот тут-то и начались настоящие проблемы. Угрожая судом в случае, если обложка будет выпущена, мать Аннабеллы также вызвала полицию, которая нагрянула в студию Эрла и конфисковала большинство негативов. Альбом вышел с другой обложкой, но после мощного освещения в прессе оригинальная обложка была восстановлена в США.

1981 Debbie Harry, KooKoo



«Это был символ противоборства разных энергий, - сказала Дебби Хэрри об обложке, которую создал Х.Р. Гигер для ее дебютного сольного альбома «KooKoo». - Вот почему там все эти молнии. А общий замысел имеет что-то общее с Франкенштейном.»
«Я думал, что я могу сделать с этой головой, - рассказывал швейцарский художник Гигер, получивший «Оскара» за художественную постановку фильма «Чужой» (Alien). - Она была такой прекрасной. И потом мне пришло в голову проткнуть ее иглами.»
«Я знала работы Гигера, - рассказывала Хэрри, - и была готова ко всему. Он мог бы меня изобразить даже большим насекомым.»
Гигер говорит, что четыре огромные иглы для акупунктуры на обложке означают четыре элемента: глаза - это огонь, нос - это воздух, рот - это вода, и шея - это земля. Он также обнаружил потаенное значение игл. «Когда я был маленьким, я играл в настольный футбол, и я понял, что эту игру можно разглядеть на нескольких моих картинах.» Гигер отмечает аналогию между обложкой «KooKoo» и его потрясающей работой на альбоме «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake and Palmer. «Там тоже что-то торчит из головы. Думаю, что мне нравиться что-то втыкать в человеческие головы.»

Этот альбом был шокирующим во всех смыслах.
На обложке изображены обнаженные сиамские близнецы с горящими головами, соединенные бедрами и плечами.
Сначала я хотел, чтобы скульптуры были стеклянными, - рассказывал лидер группы Перри Фаррелл, - и мы хотели подсветить их изнутри, но стеклодув, с которым я говорил, сказал, что он лучше, чем я о нем думаю. Но все, что ни делается - к лучшему. У меня обычно очень смутное представление о том, что мне надо, а потом я просто берусь за дело и иду напролом."
Девять американских сетей пластиночных магазинов отказались распространять альбом. "Было нелегко, - сказал Фаррел. - Как убедить "Уорнер Бразерс" успокоится и выпустить альбом как есть? К счастью, я был столь наивен, что не желал уступать."

1988 Prince, Lovesexy



На обложке этого альбома Принц принял чувственную, отчасти женскую позу.
Говорят, что этот снимок был импровизацией: фотограф Жан-Баптист Мондино решил, что певцу следует раздеться непосредственно перед съемками.

1991 Nirvana, Nevermind



Обложка "Nevermind" была навеяна документальным фильмом о родах под водой, который смотрели Курт Кобейн и Дэйв Грол. Однако, им показалось, что фотографии самого процесса были бы уж слишком графичными, и поэтому концепция была изменена на плавающего младенца. Рассмотрев дорогие фотографии, имевшиеся в продаже, компания "Геффен" устроила собственную фотосессию с участием четырехмесячного парня. Хотя компания сначала закрасила пипку малыша, в конце концов она уступила и одобрила фото как оно есть. Кобейн потом предложил добавить долларовую банкнота на рыболовном крючке, которая была снята отдельно и смонтирована. В результате получилась одна из самых провокационных обложек 90-х.

King Crimson - In The Court Of The Crimson King (1969)

Одна из запоминающихся обложек в роке. Её автор — молодой художник Барри Гордон, скончавшийся в возрасте 24 лет от сердечного приступа, скоре после выхода пластинки. Это тот случай, когда творец входит в историю только благодаря одной работе, посколько Барри просто больше ничего не успел.
Сегодня оригинал хранится у Роберта Фриппа. "Барри был даже не столько художником,сколько компьютерным програмистом, и этот рисунок был едиственным, который он сделал.Он был другом Питера Синфилда (автор текстов группы) и вот однажды Питер принес рисунок в студию и всем он понравился…Годы спустя я наткнулся на него в наших архивах."