«Ночь перед Рождеством» характеристика Солохи. Солоха - мать кузнеца вакулы

Комико-фантастическая опера в четырех действиях. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Действующие лица: Вакула, кузнец - тенор; Солоха, мать Вакулы (ведьма) - меццо-сопрано; Бес из пекла (фантастическое лицо) - баритон; Чуб, старый казак - бас; Оксана, дочь Чуба - сопрано; Голова, Панас, кумовья Чуба - бас, баритон; Школьный учитель из бурсаков - тенор; Светлейший - баритон; Церемониймейстер - бас; Дежурный - тенор; Старый запорожец - бас; Леший (голос Лешего) - баритон; парубки, девушки, старики и старухи, гусляры, придворные дамы и кавалеры, запорожцы, русалки, эхо, духи и др.

Действие происходит в Диканьке, на Украине, и в Петербурге в конце XVIII столетия.

Действие первое

Картина первая. Про моложавую и кокетливую Солоху поговаривают, что она ведьма. Действительно, в ночь под Рождество она любезничает с повстречавшимся ей на улице Бесом. Бес радуется, что сегодня сможет, наконец, отомстить Вакуле, сыну Солохи, который так размалевал Беса на картине в церкви, что все черти в аду покатывались со смеху. Бес решил, что как только Вакула пойдет к Оксане, дочери Чуба, он украдет месяц, созовет духов ветра, устроит такую тьму и метель, что Чуб не тронется из дому и прогонит кузнеца, влюбленного в его дочку.

Наступает тьма, начинается метель.

Из печной трубы верхом на помеле вылетает Солоха. По пятам за ней летит Бес. Но Чуб и его кум Панас все же и в темноте решаются идти в гости к дьяку. Расчеты Беса, таким образом, не оправдываются.

Картина вторая. Оксана, нарядившаяся ради рождественской ночи, глядит на себя в зеркало. Незаметно вошедший в хату Вакула любуется красотою девушки. В это время возвращается домой Чуб. Вакула в темноте не узнает его и решительно выбрасывает Чуба из его собственной хаты. Но Оксана не остается в долгу и выгоняет Вакулу. Оставшись же одна, она признается самой себе, что любит Вакулу.

Действие второе

Картина первая. После прогулки на помеле Солоха вместе с Бесом возвращаются домой. Им хочется повеселиться и потанцевать, но громкий стук в дверь прерывает их гопак. Солоха быстро прячет Беса в мешок. Пришедший гость - Голова, старинный поклонник Солохи. Их разговор также прерывается стуком в дверь Солоха прячет Голову в другой мешок и открывает дверь школьному учителю. Не успел тот усесться, как является Чуб. Солоха прячет учителя в последний пустой мешок. Появляется старый Чуб. Ведьма охотно пококетничала бы с ним, но на этот раз в дверь стучит Вакула. Солоха прячет Чуба в мешок, в котором уже сидит учитель. Входит Вакула и, с трудом взалив на спину мешки, как он думает, - с углем, идет ночевать в кузницу.

Картина вторая. Смеясь и распевая, движется толпа парубков и девушек с мешками, куда они собирают разную снедь, полученную ими за колядование. Появляется Вакула со своими мешками. Веселье и смех усиливаются. Оксана торжественно заявляет, что выйдет замуж за кузнеца, если он достанет ей такие черевички, какие носит царица. Чувствуя насмешку в словах девушки, Вакула с болью в сердце прощается с нею. Он берет на плечо самый маленький мешок, в котором сидит Бес, а два другие оставляет на краю дороги. Под взрыв хохота и веселые замечания молодежи из мешков вылезают Чуб, Голова и учитель.

Действие третье

Картина первая. Зимняя ночь. Лунный свет освещает берег реки. Сюда пришел со своими горькими мыслями кузнец Вакула. Из мешка выбирается Бес и хватает Вакулу. Бес обещает Вакуле Оксану в обмен на его душу. Но кузнец оказывается хитрее Беса. Он, улучив момент, хватает его за хвост, стаскивает на землю садится на него верхом и приказывает лететь в Петербург к царице, чтобы достать у нее черевички для Оксаны.

Вакула на Бесе прилетает в приемную царицы. Там он встречает группу запорожцев, которые как раз ждут приема. С помощью Беса кузнец уговаривает запорожцев взять его с собой.

Картина вторая. Запорожцы вместе с Вакулой входят в полнуюр пидво ных и гостей дворцовую залу. К ним подходит Светлейший и милостиво беседует с ними. Вакула спрашивает его, какие черевички носит царица. Светлейшему нравится наивная непосредственность кузнеца, и он велит подать Вакуле черевички, такие же, как и у царицы. Кузнец вне себя от радости. Не обращая внимания на начавшееся всеобщее веселье, он выскальзывает из дворца и, вновь сев на Беса, мчится домой.

Действие четвертое

Солнечный день в Диканьке. Солоха и Оксана оплакивают бесследно исчезнувшего Вакулу. Но кузнец внезапно появляется, и вся деревня радостно приветствует его. Вакула просит Чуба отдать за него Оксану. Умилостивленный Чуб согласен отдать дочь в жены Вакуле. Оксана подбегает к Вакуле, и парубок подает ей царицыны черевички. «Не надо, не хочу, я и без них...» - протестует счастливая Оксана. Народ песней приветствует жениха и невесту.

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1809.

Мать Вакулы Солоха в повести Гоголя «Ночь перед рождеством» персонаж отрицательный, но очень любопытный.

Характеристика Солохи

Солохе около сорока лет, красавицей не слывёт, но и не дурна собой. Хороша как хозяйка, ловка и бойка настолько, что ей завидуют все деревенские женщины. Есть у этой бабы особое умение — самых степенных казаков к себе приманивать. Возможно, этот талант напрямую связан с её скрытой «второй» сущностью: Солоха не простая баба, она самая настоящая ведьма. Она умеет появляться неожиданно и превращаться в кого угодно. Развлекается, разъезжая на метле по ночному небосводу и таская от туда звёзды без зазрения совести.

Без труда Солоха крутит и с самим чёртом, и с дьячком, и с Головой поселенья, и с Чубом, отцом Оксаны, в которую без памяти влюблён Вакула.

Солоха ещё и хитрая и жадная бабёнка — кланяться и лебезить станет к тому лишь, у кого достаток высок и в закромах припрятаны богатства. Со всеми вместе ходит ведьма и в церковь, да не стоит в самом конце очереди, а в первые ряды встраивается, так что дьяк, глядя на ней поперхивается во время речей.

Солоха и любовники

В предрождественскую ночь, когда за окнами Диканьских хат бушевала метель, к Солохе заглянул чёрт на «огонёк». Но не успел он толком освоиться, да в тепле разнежиться, как в двери постучал Голова, тоже пришедший погостить. Чёрту пришлось забраться в один из трёх мешков, валяющихся на полу. Голова тоже вскоре полез в мешок, так как к Солохе нежданно нагрянул дьяк. Дьяк, в свою очередь, занял третий мешок, не желая встречаться с Чубом. Но, когда домой заявился расстроенный очередным отказом Оксаны Вакула, Чуб был вынужден забраться в тот же мешок. Вслед за остальными заявляется к Солохе казак Свербыгуз, и она его выводит на огород поговорить. Пока мать беседует с гостем, Вакула хватает мешки и, не обращая внимания на их тяжесть из-за своего горя, уносит их из дома. Больше всех на Солоху за этот случай обиделся отец Оксаны Чуб, но дочь за её сына, в конце концов, всё же отдал.

События повести «Ночь перед Рождеством», принадлежащей к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», невероятны, фантастичны и схожи со сказкой. Все сюжетное повествование насыщено фольклорным духом, напоминает самобытные древние легенды и сказочные предания.

Завязка-кульминация-развязка

Ос-новное действие произведения «Ночь перед Рождеством», герои которого в своем большинстве являются жителями Диканьки, разворачивается вокруг главного персонажа - куз-неца Вакулы, и бессменного героя народных поверий - черта. Завязкой оригинального сюжета можно считать беседу строптивой красавицы Оксаны и Вакулы, который влюблен в нее до беспамятства. Девушка обещает пойти с кузнецом под венец лишь в том случае, если он добудет ей заветные черевички, которые носит императрица.

Кульминацией действа называют полет кузнеца верхом на бесе в Петербург и назад. А в развязке главный герой не только добывает вожделенные туфельки, но и мирится с отцом возлюбленной, после чего соединяется узами брака.

Народные верования как основа

Практически все читатели, окунавшиеся в волнующий сказоч-ный мир литературы, отмечали необыкновенное обаяние и поэтичность текстов Н. В. Гоголя. Отличительной чертой повес-ти «Ночь перед Рождеством», герои которой знакомы каждому с детства, является широкое использование Эту тенденцию можно заметить как в сюжетных поворотах, так и в образах героев. Именно из народных верований появляются Солоха и черт. Бес, умудрившийся украсть месяц, и ведьма, вылетающая из трубы сельской хаты и забавляющаяся со звездами. Также можно провести параллель между народными легендами и волшебным полетом кузнеца. В своем произведении автор правдоподобно отражает дух украинской деревеньки, глубинки.

Солоха

«Ночь перед Рождеством» удивительным способом сочетает в себе реаль-ное с вымышленным, повести уникальны и колоритны. Среди женских особенно выделяется родная мать главного героя - Вакулы. Описывая этот образ, напомним, что Солоха - это «женщина бальзаковского возраста», ей «от роду не более сорока лет».

Харизматичную гоголевскую героиню трудно не запомнить. Хотя по описанию автора она ни дурна, ни хороша собой, большое количество представителей сильной половины деревни является ее поклонниками. Причем женщина настолько умна, вернее, коварна, что ни один из воздыхателей и предположить не мог, что у него есть соперник. Объяснением такой ловкости может послужить тот факт, что Солоха - это ведьма. И, как и полагается представительнице данного «ремесла», искусством обольщения она владеет в совершенстве, впрочем, как и навыками полетов на метле. Образцом добродетели этот персонаж назвать невозможно, но читателя он очаровывает не меньше прекрасной Оксаны, дьяка Осипа Никифоровича или Свербыгуза.

Диковинное имя

Многих почитателей повести волнует вопрос о том, почему мать Вакулы зовут столь необычно - Солоха. Это имя диковинное даже для ведьмы, возможно, Гоголь специально выдумал его для своей героини? Оказывается, что нет. Такое имя существовало еще в глубокой древности. Его отголоски сохранились в современных фамилиях вроде Солошин, Солохов или Солошенко. Скорее всего, это имя является производным от какого-то другого христианского.

Насчет происхождения имени существует несколько различных версий. Возможно, Солоха - это производное от Софьи, что означает «мудрая, мудрость». А если учесть, что ведьма значит «ведающая», владеющая тайным знанием, мудростью, то имя героини наиболее подходящее и символичное для колдуньи. По другой версии, это производное от Соломониды - женской вариации имени Соломон, которое однозначно ассоциируется с образом легендарного царя, известного всему миру своей бесконечной мудростью.

Сочетание реального со сказочным

Традиционная характеристика Солохи преимущественно негативная. Ее отличают хитрость, лицемерие, готовность к совершению подлых поступков ради удовлетворения собственных интересов. Женщина привечала лишь обеспеченных ухажеров, при этом отдавая предпочтение самому богатому среди них - казаку Чубу, так как мечтала прибрать к рукам его хозяйство, фантазируя о том, как будет жить, когда станет полноправной хозяйкой.

Автор сознательно изобразил этот персонаж в тесном сплетении фантастики и реальности: она одновременно и ловкая сельская баба, и заигрывающая и с чертом, и с дьяком разудалая ведьма. Все сельские женщины втайне завидуют ей. Солоха не пугает и не отталкивает читателя, ее невозможно назвать отрицательным персонажем. В образе этой героини видится лукавая насмешка, созданная великим литератором. В ней, этой дородной и привлекательной женщине, Гоголь хотел показать читателю различные людские пороки: измену, корысть, жадность, постоянный обман.

Зачарованный мир

В повести «Ночь перед Рождеством» перед читателем предстает особенный мир со своими законами и правилами, традициями. Реальные ситуации столь органично вливаются в фантастические, сказочные, что начинает казаться: так и должно быть. Оба мира в произведении, переплетаясь, сливаются в единое целое. А созданию сказочной атмосферы содействуют зарисовки окружающей действительности. Многие оживают в зачарованном мире: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся на небо». В произведении «Ночь перед Рождеством» мастерство Гоголя проявилось в полной мере.

Образ Солохи — расчетливой и хитрой женщины, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед Рождеством».

«Ночь перед Рождеством» образ Солохи

Солоха — мать кузнеца Вакулы, отличается своей хитростью, лицемерностью, она делает подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман.­ Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов,­ и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.