Вариант 8 по русскому языку. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант8

Вариант 8

(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:

- (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.

(10)Он хлопнул меня по плечу:

- (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!

(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:

- (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

- (18)Это у них называется «балдеет», - радостно сообщил один из гостей.

- (19)Дух противоречия, - убеждённо сказал другой.

- (20)А по-моему, - заявил подтянутый мужчина, - всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

- (22)О-о, это старая песня, - засмеялась дама. - (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!

- (25)Наверное, глупо, - согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.

(27)Семён Петрович решил переменить тему:

- (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?

- (29)Это будет прекрасно, - томно сказала пожилая дама.

(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:

- (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...

- (32)Значит, «Соловья»? - спросила Катя.

(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш - нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:

- (35)Соловей мой, соловей,

Чтоб ты сдох, Бармалей!..

- (36)Что? - растерянно пробормотала мама.

(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:

- (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости - тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..

(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.

(По К.Г. Шахназарову)*

* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) - советский и российский кинорежиссёр, сценарист,продюсер .

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович называет молодёжь “любопытной”?»

1) Молодые люди отличаются любопытством, интересом к окружающему миру и жизни.

2) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя молодёжь.

3) Молодые люди часто проявляют излишнее любопытство, вникая в те проблемы, которые их не касаются.

4) Семён Петрович, называя так молодёжь, стремится задеть, обидеть молодых людей.

3. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет» .

1)сравнительный оборот

2)метафора

3)слово разговорного стиля

4)фразеологизм

Ответ_______________________________________________________

4. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

Ответ_______________________________________________________

5.Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Ответ_______________________________________________________

6. Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ_______________________________________________________

7. Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ_______________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ_______________________________________________________

9. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением . Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

- Я надеюсь, (1) что вы не будете против, (2) если моя дочь что-нибудь споёт?

- Это будет прекрасно, (3) - томно сказала пожилая дама.

Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда:

- Катюша, (5) давай-ка «Соловья» алябьевского...

- 3начит, (6) «Соловья»? - спросила Катя.

Ответ_______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.

Ответ_______________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У меня дочь пятнадцати лет, (1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, (2) большая, (3) с редкими книгами, (4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, (5) кое-как уроки сделает, (6) включит магнитофон и слушает до вечера.

Ответ_______________________________________________________

13. Среди предложений 27-35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

14. Среди предложений 37-40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________________________________________

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:

«- Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

- Это у них называется «балдеет», - радостно сообщил один из гостей.

- Дух противоречия, - убеждённо сказал другой.

- А по-моему, - заявил подтянутый мужчина, - всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

ответы

избалованности

растерянно

современные

сообщил с радостью

скажите

Вариант 8 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, - колючки. (2)<...> они помогают растени­ям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Север­ной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно приле­гающие - спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые - создают, подобно жалюзи, тень, а нек­тар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помо­гают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушли­вых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2) Острые и растопыренные колючки защищают растения от поеда­ния животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3) Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам вы­жить в засушливых областях Америки.

4) Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5) Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, кото­рым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поеда­ния животными, от перепадов температур, а также создают тень.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это - слово (сочетание слов).

Следовательно, Именно Хотя Иными словами, Зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1) Крупная административно-территориальная единица. Москов­ская область.

2) Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая об­ласть науки.

3) Часть страны, территории. Северные области Европы.

4) Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

слИвовый клалА сОгнутый вручИт надОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя но­выми игроками - учениками одиннадцатого класса.

Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, тор­фяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

Скамейка - незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы.

6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы молодые ИНЖЕНЕРЫ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)Студенты-дипломники Веймарского универси­тета создали компьютер­ный проектор, который показывает как кино­фильмы, а также теле­передачи на любой по­верхности.

Б)Создавая пейзажные за­рисовки, художниками запечатлевается красота России.

В)Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы дру­гих.

Г)Благодаря антибиотиков многие заболевания пе­рестали быть смертельно опасными для человека.

Д)Рука гравёра с инстру­ментом, как правило, двигается мало: лежа­щая на специальной по­душке, перемещается пластина

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор...слевый предпол…жение подск...чить соб. ..рательный г…ристый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..высил, пр..тушить р…зойтись, от…брать бе…шумный, во…петь

О...гибал, по...стеречь пр..чал, пр…возмочь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Растра…ваться причудл…вый опрометч.. .вый устар.. .вать вздраг…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Разруш…нный отча..шься неумолка.. .мый выглаж...нный рассерд…шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Огромная по площади могущественная Римская империя, на терри­тории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

(Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

(Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных зако­ном пособий и компенсаций.

На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места.

Древние римляне славились умением строить первоклассные доро­ги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, постро­енной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по пря­мому назначению вплоть до начала XX века!

Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не ката­пульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр.

Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагрева­ется (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобре­тении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили нема­ло усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жи­телей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленни­ков сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцую­щих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яр­кого нарядного девятиглавого Покровского собора.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в сол­нечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровож­дала выставку компьютерной техники.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправ­ляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в де­ревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябин­ку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на кру­том заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных лис­точков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, ря­бинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каж­дое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свири­стелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыска­ли, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останет­ся, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огоро­ду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розе­ток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая ря­бинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и на­кормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархат­ные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула вы­ходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - добле­стный хозяин - к тётке присоединился.

(ЗО)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни кален­дулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участ­ком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, уви­дел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

(ЗЗ)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и приволь­но.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (36)Пробовал посадить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, само­севом нигде не всходят.

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благо­дать всякую.

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) - российский писа­тель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1) Рассказчик с удовольствием сажает и выращивает на своей земле деревья, потому что они дарят красоту, дают корм птицам.

2) В своём деревенском огороде рассказчик сажает и выращивает только дикие растения, а не окультуренные, из питомников.

3) В огороде рассказчика растут разнообразные деревья, кустарни­ки, травы, среди которых рябина, калина, медуница.

4) Другое название календулы - лекарственные ноготки.

5) Медуница, в отличие от календулы, в огороде рассказчика хоро­шо размножается самосевом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1) В предложении 2 изложена причина того, о чём говорится в предложении 3.

2) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

3) Предложение 21 содержит аргумент к высказанному в предло­жении 20 утверждению.

4) В предложениях 24-26 представлено рассуждение.

5) Предложение 30 включает описание.

22. Из предложений 34-35 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения

24. «Чувствуя душу растений, Виктор Астафьев стремится передать читателю своё восприятие природы. Речь писателя образна, эмо­циональна, насыщена разнообразными средствами выразительно­сти. Говоря о природе как о живой, подчёркивая её красоту, автор использует лексическое средство выразительности - (А)_______(«глаз не оторвать» в предложении 7), а также тропы: (Б) _________(«душа вещей», «душа растений» в предложении 20), (В)_________ («скорбная земля» в предложении 30). А говоря об отноше­нии человека к природе, автор использует такой троп, как (Г) ________(предложение 29)».

Список терминов:

2) сравнение

4) фразеологизм

6) противопоставление

7) метафоры

Часть А

А1. В каком слове верно выделена буква, обознача­ющая ударный гласный звук?

1) ерЕтик

4) красИвее

А2. В каком варианте ответа выделенное слово упот­реблено неверно ?

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

2) Мария быстро УСВОИЛА в отношении кузена покровительственный тон.

3) В прихожей нас встретила опрятно одетая слу­жанка - БЕЗОТВЕТНАЯ женщина средних лет.

4) Нужно рассуждать, а не задавать прямолиней­ные, ЛОБОВЫЕ вопросы.

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюдесятью

2) с обоих сторон

3) лучше всех

2) с обоих сторон

А4. Укажите грамматически правильное продолже­ние предложения.

Устраивая по вечерам сольные концерты на кухне госпиталя,

1) у раненых улучшалось настроение.

2) актёру приходилось ежедневно обновлять репер­туар.

3) уходила тревога за однополчан и родных.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Изучение биологических мембран натолкнуло учёных на мысль создать подобную промышлен­ную «технологию».

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также для занимаю­щихся физкультурой горожан.

3) Летом 1955 года Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии.

4) Ученик у доски лепетал, что у него потеря памяти и катастрофическая нехватка витаминов.

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также (НО И) для занимаю­щихся физкультурой горожан.

А6. В каком предложении придаточную часть слож­ноподчинённого предложения нельзя заменить обособ­ленным определением, выраженным причастным оборо­том?

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

2) Из всей мебели диван был, пожалуй, единственной вещью, которая пришлась мне по сердцу.

3) Именно под Волоколамском Иван Александрович сделал для себя горькое открытие, которое потом долго мучило его.

4) Особенно увлёкся читательскими конференция­ми полковник Николай Михеевич, который жи­вёт в соседней квартире.

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

Прочитайте текст и выполните задания А7 -А12.

(1)… (2)Так родились гипотезы о всемогущих при­шельцах, которые в прошлом прилетали к нам из кос­моса, чтобы что-нибудь построить. (3)И далее с убеж­дённостью колониальных чиновников XIX века со­временные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4)Страницы книг и кадры ки­нофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже на­рисовать фрески Тассили. (5)Сила убеждения подоб­ных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной храм или монумент. (6)… задумайтесь: при­верженцам пришельцев не приходит в голову припи­сать им строительство Эйфелевой башни или Московс­кого Кремля.

А7. Какое из приведённых ниже предложений долж­но быть первым в этом тексте?

1) За последние пять тысячелетий человечество соз­давало и строило много произведений искусства.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

3) В XXI веке вырос интерес к строительным техно­логиям наших предков.

4) Сегодня любители таинственного могут удовле­твориться джиннами и ведьмами.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предло­жении?

1) Несмотря на это,

4) Ведь

А9. Какое слово или сочетание слов является грам­матической основой в одном из предложений или в од­ной из частей сложного предложения текста?

1) построить (предложение 2)

2) грабят цивилизации (предложение 3)

3) знают (предложение 5)

4) построен храм [или] монумент (предложение 6)

1) построить (предложение 2)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

1) сложноподчинённое

А11. Укажите правильную морфологическую ха­рактеристику слова ПРОШЛОМ из второго (2) предло­жения текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

2) существительное

А12. Укажите значение слова ЗИЖДЕТСЯ в предло­жении 5.

1) указывает

2) перестраивается

3) основывается

3) основывается

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бу­тылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

4) 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безу­дарная проверяемая гласная корня?

1) др..блённый, разв..нтился, осв..домитель

2) сопров..ждать, юб..лей, ст..нционный

3) водор..сли, об..зательства, б..нкрот

4) в..стовой, щ..бетать, подп..реть

1) дрОблённый, развИнтился, освЕдомитель

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..восходит, пр..стиж, пр..сытиться

2) с..грать, пред..дущий, дез..нфекция

3) ра..дача, бе..вкусный, не..гинувший

4) в..ётся, неот..емлемый, в..ехавший

1) прЕвосходит, прЕстиж, прЕсытиться

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква -Ю-?

1) старики помн..т, горю..щий об утрате

2) странники мол..тся, чита..щий роман

3) та..щий снег, соседи смотр..т

4) ла..щий щенок, бойцы колебл..тся

4) лаЮщий щенок, бойцы колеблЮтся

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква -Е-?

А. послан..ц

Б. высаж..вать

В. бель..вой

Г. раска..вшийся

3) А, В

А18. В каком предложении -НЕ- со словом пишется раздельно?

1) Лица радистов (не)проницаемы, напрасно мы пы­таемся прочесть на них долгожданные новости.

2) Подтрунивал командир разведчиков над всеми, (не)взирая на чины и положение.

3) Мы (не)придавали игре большего значения, чем она стоила.

4) Детский сад был расположен совсем (не)далеко от нашего дома.

3) Мы (не) придавали игре большего значения, чем она стоила.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК(ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО)ВРЕМЕНА неполадок.

2) Лётчику казалось, что больно дышать (ОТ)ТОГО, что он не может сесть в самолёт, взлететь и там, (НА)ВЕРХУ, вздохнуть полной грудью.

3) Инга подняла (В)ВЕРХ руку и включила необыч­ной формы магнитофон - (ТОТ)ЧАС раздались вызывные гудки.

4) В кабинете было (ПО)УТРЕННЕМУ зябко, но форточка (ВСЁ)РАВНО оставалась чуть приот­крытой.

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК (ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО) ВРЕМЕНА неполадок.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я начал писать повесть () и мне хотелось уйти на время от напряжённой московской жизни.

1) Сложное предложение, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Пастух остановился на поворотной площадке (1) ос­торожно попробовав ногой грунт (2) и (3) схватившись рукой за кривое деревце (4) заглянул в обрыв.

4)1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запя­тые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я доволь­но смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предло­жить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

4) 1, 2, 3, 4, 5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поста­вить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Возле длинного углового здания сыщик остано­вился и вытащил из кармана бумажку.

2) Опять я ел борщ со сметаной и гречневую кашу и творог с молоком.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

4) На разминке он то поднимал руки вверх то присе­дал то выгибался.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы, прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во время наших совместных прогулок капитан сра­зу же взял на себя все лёгкие траты: выпить воды, съесть мороженое, пройти в парк, а иногда и в кино.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём го­ворится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На рассвете странник отправился к восточным во­ротам (1) через (2) которые (3) выходил бухарский ка­раван (4) и приветствовал старшего погонщика.

3)1, 4

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Барон помешал есаулу Семёнову обыскать мастерс­кую жестянщика (1) и (2) Семёнов искал повод (3) чтобы отомстить (4) если не самому Бергеру (5) то хотя бы его помощникам.

2) 1, 3, 5

А27. Прочитайте текст.

Принято различать два типа экономического рос­та: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; во втором - эффективность производства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуров­не, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

В каком из приведённых ниже предложений верно пе­редана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Существуют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2) При экстенсивном типе экономического роста источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; при интенсивном - эффек­тивность производства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

4) Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в мас­штабах всего общественного воспроизводства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

Прочитайте текст и выполните задания А28 -АЗО; В1-В8.

— (1)Турбин, выйди из класса…

(2)0н встал, со стуком откинув крышку парты, и с не­проницаемым лицом медленно пошёл по проходу своей удивительной гордой походкой. (3)У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не уви­дела, как презрительная усмешка тронула его губы…

(4)Турбин ни на кого не был похож. (5)В классе его ува­жали и побаивались. (6)0н единственный называл её по имени. (7)Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей или «милостивой государыней Натальей».

(8)Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры «развлекались диким спосо­бом», как потом выразилась женщина-лейтенант в дет­ской комнате отделения милиции. (9)Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10)Сегодня Кузя даже не могла объяснить, зачем они всё это затеяли. (11)Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12)Он был другом её детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13)Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались её клубничка и его груша. (14)Их родите­ли дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15)В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16)При ней состоялся разговор с отцом. (17)Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18)Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19)Хладнокровный же Макаркин соврал, что теле­фона у него нет, а живёт он без отца, с одной мамой.

— (20)Ну что же, тогда придётся сообщить в школу…

— (21)Сообщайте, - пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22)В ответ на вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

— (23)Турбин Игорь, девятый «А», школа 556.

(24)Хотела закричать, чтобы он не смел, но не за­кричала. (25)Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не верну­лась…

(26)Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин - просто новенький.

(27)Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28)Перед кабинетом директора было тихо. (29)Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивлён­ным директором и оторопевшей мамой Игоря.

— (З0)Что за выходки, Кузнецова? - раздался сза­ди голос завуча.

— (31)Это не выходки. (32)Игорь ни в чём не вино­ват. (ЗЗ)Это мы с Макаркиным…

(Е.Г. Маркова).

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героини текста?

1) Наташа испугалась гнева отца.

2) Она решила поддержать Макаркина, так как он был другом детства.

3) Наташе было стыдно за ложь Макаркина, но она знала, что друзей предавать нельзя.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

А29. Какое из перечисленных утверждений являет­ся ошибочным?

1) В предложениях 15-16 представлено повество­вание.

2) В предложении 2 содержатся элементы описания.

3) В 27-29 предложениях текста указаны происхо­дящие друг за другом события.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

АЗ0. В каком предложении употребляется фразео­логизм?

3) 18

Часть В

В1. Укажите способ образования слова УСМЕШКА (предложение 3).

суффиксальный

В2. Из предложений 8-9 выпишите производный предлог.

посреди

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосоче­тании ОТКИНУВ КРЫШКУ (предложение 2).

управление

В4. Среди предложений 18-31 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих пред­ложений.

В6. Среди предложений 2-13 найдите все сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяс­нительное. Напишите номера этих сложных предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе вышеуказанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8. «История, рассказанная Е. Марковой, позволя­ет задуматься над серьёзными проблемами взаимоот­ношений между подростками. Отношение Наташи к «новенькому» автор передаёт с помощью такого тропа, как («удивительной, гордой походкой» в пред­ложении 2), а отношение к Макаркину - с помощью такого приёма, как _______ (предложения 13, 14) и такого лексического средства, как («шалела» в предложении 10). Несобственно-прямая речь и _______ (предложения 24-25) отражают мучитель­ные размышления героини ».

Список терминов:

1) просторечное слово

2) анафора

3) эмоционально-оценочные слова

5) эпитеты

6) метафоры

7) синтаксический параллелизм

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

5, 2, 1, 7

Часть С

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком.

Основная проблема: 1) Проблема подлого поведения. (Можно ли поз­волить себе подлость ради развлечения?) 2) Проблема дружбы. (Можно ли назвать Макар­кина настоящим другом Наташи?) 3) Проблема смелости. (Можно ли назвать посту­пок Макаркина смелым? Смела ли Наташа?) 4) Проблема чувства собственного достоинства. (В чём проявилось чувство собственного достоинс­тва Наташи?)
Позиция автора: 1) Поступок Макаркина по отношению к Турбину не простая шалость, а подлость. 2) Макаркина нельзя назвать настоящим другом Наташи, потому что он толкает её на сомнитель­ные поступки. 3) Поступок Макаркина нельзя назвать смелым, потому что он совершил подлость по отношению к своему однокласснику; смелость Наташи не в том, чтобы «развлекаться диким способом» с Макаркиным, а в признании своей вины. 4) Наташа проявила чувство собственного досто­инства, признавшись в выходке Макаркина.

1 Пример сочинения :

Автор сочинения поднимает очень непростую социальную проблему – проблему проверки внутренних моральных качеств личности. В жизни каждого человека рано или поздно возникает ситуация, когда он совершает какой-то проступок, что-то такое, за что бывает нестерпимо стыдно перед окружающими, и после чего остается неприятный осадок на душе. Именно в этот момент выявляется истинный характер человека.

Он может совершить какую-то подлость под влиянием чужих помыслов, с подачи инициативных и веселых «друзей», не вполне еще осознавая масштаб бедствия, не анализируя последствий, которыми может обернуться его поступок. Да, за то, что он участвовал в этом, он уже достоин осуждения. Но кто из нас не ошибался? Наверное, человек допускает ошибки для того, чтобы извлекать из них позитивные уроки, то есть осознавать и не повторять их в дальнейшем.

Главное, чтобы человек вовремя понял свою неправоту и не поддался соблазну свалить вину на другого, как это произошло с героем рассказа Макаркиным. А вот поступок Наташи свидетельствует не только о ее честности перед окружающими и перед самой собой, но и о большом мужестве. Ведь это очень непросто – заявить во всеуслышание о своей вине!.. Но промолчать о «дикой выходке» ее друга, было ниже ее достоинства.

Правы были наши предки, заявляя, что нет худа без добра. Можно с уверенностью утверждать, что в будущем Наташа все свои поступки будет тщательно взвешивать, думать не только о своих желаниях, но и о чувствах и интересах других людей, быть более разборчивой в выборе друзей, действовать с оглядкой на прошлый – печальный, но такой важный опыт.

2 Пример сочинения :

Все люди нуждаются друг в друге. Каждому человеку необходимо знать, что его любят, что его общество для кого-то необходимо. Каждая личность – отдельный необычный мир, раскрыть который можно лишь в общении. Дружба – неотъемлемая составляющая жизни человека. Именно дружба делает ее полноценной и богатой, потому что друзья украшают самые серые будни.

В данном рассказе дан яркий пример дружеских отношений и проблем, которыми она может сопровождаться. Автор показал несколько трудностей, с которыми могут столкнуться друзья. Одной из них является проблема подлого поведения. В тексте показано, что дети плохо вели себя по отношению к окружающим. Для них это стало развлечением, но именно оно привело к негативным последствиям. Подлые поступки вовсе не украшают человека, что очень важно объяснить детям.

Автор показывает также проблему смелости и критериев ее оценки. Вместе с этой проблемой поднята еще одна: проблема чувства собственного достоинства. О наличии этих проблем свидетельствует поведение главных героев.

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Этому актёру лучше удаются ДРАМАТИЧНЫЕ , а не комические роли.

4) Носильщики с трудом принесли ГРОМОЗДКИЙ багаж.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюдесятью

2) с обоих сторон

3) лучше всех

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Устраивая по вечерам сольные концерты на кухне госпиталя,

1) у раненых улучшалось настроение.

2) актёру приходилось ежедневно обновлять репертуар.

3) уходила тревога за однополчан и родных.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Изучение биологических мембран натолкнуло учёных на мысль создать подобную промышленную "технологию".

2) Созданы отличные условия не только для профессиональных спортсменов, а также для занимающихся физкультурой горожан.

3) Летом 1955 г. Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии.

4) Ученик у доски лепетал, что у него потеря памяти и катастрофическая нехватка витаминов.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через который можно было подняться на чердак.

2) Из всей мебели диван был, пожалуй, единственной вещью, которая пришлась мне по сердцу.

3) Именно под Волоколамском Иван Александрович сделал для себя горькое открытие, которое потом долго мучило его.

4) Особенно увлёкся читательскими конференциями полковник Николай Михеевич, который живёт в соседней квартире.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12

(1) ... (2) Так родились гипотезы о всемогущих пришельцах, которые в прошлом прилетали к нам из космоса, чтобы что-нибудь построить. (3) И далее с убеждённостью колониальных чиновников XIX века современные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4) Страницы книг и кадры кинофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже нарисовать фрески Тассили. (5) Сила убеждения подобных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной храм или монумент. (6) ... задумайтесь: приверженцам пришельцев не приходит в голову приписать им строительство Эйфелевой башни или Московского Кремля.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) За последние пять тысячелетий человечество создавало и строило много произведений искусства.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

3) В XXI веке вырос интерес к строительным технологиям наших предков.

4) Сегодня любители таинственного могут удовлетвориться джиннами и ведьмами.

А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес том предложении?

1) Несмотря на это,

2) Хотя

3) Потому что

4) Ведь

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) построить (предложение 2)

2) грабят цивилизации (предложение 3)

3) знают (предложение 5)

4) построен храм [или] монумент (предложение 5)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОШЛОМ из второго (2) предложения текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

А12. Укажите значение слова ЗИЖДЕТСЯ в предложении 5.

1) указывает

2) перестраивается

3) основывается

4) использует

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бутылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

1) 1

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) др...блённый, разв...нтился, осв...домитель

2) сопров...ждать, юб...лей, ст...нционный

3) водор...сли, об...зательства, б...нкрот

4) в...стовой, щ...бетать, подп...реть

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр...восходит, пр...стиж, пр...сытиться

2) с...грать, пред...дущий, дез...нфекция

3) ра...дача, бе...вкусный, не...гинувший

4) в...ётся, неот...емлемый, в...ехавший

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю ?

1) старики помн...т, горю...щий об утрате

2) странники мол...тся, чита...щий роман

3) та...щий снег, соседи смотр...т

4) ла...щий щенок, бойцы колебл...тся

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. послан...ц

Б. высаж...вать

В. бель...вой

Г. раска...вшийся

1) А, Б

2) Б, Г

3) А, В

4) Б, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Лица радистов (не)проницаемы, напрасно мы пытаемся прочесть на них долгожданные новости.

2) Подтрунивал командир разведчиков над всеми, (не)взирая на чины и положение.

3) Мы (не)придавали игре большего значения, чем она стоила.

4) Детский сад был расположен совсем (не)далеко от нашего дома.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК(ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО)ВРЕМЕНА неполадок.

2) Лётчику казалось, что больно дышать (ОТ)ТОГО, что он не может сесть в самолёт, взлететь и там, (НА)ВЕРХУ, вздохнуть полной грудью.

3) Инга подняла (В)ВЕРХ руку и включила необычной формы магнитофон - (ТОТ)ЧАС раздались вызывные гудки.

4) В кабинете было (ПО)УТРЕННЕМУ зябко, но форточка (ВСЁ)РАВНО оставалась чуть приоткрытой.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я начал писать повесть () и мне хотелось уйти на время от напряжённой московской жизни.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пастух остановился на поворотной площадке (1) осторожно попробовав ногой грунт (2) и (3) схватившись рукой за кривое деревце (4) заглянул в обрыв.

1) 1, 4

2) 2

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я довольно смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предложить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

1) 1, 4, 5

2) 2, 3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Возле длинного углового здания сыщик остановился и вытащил из кармана бумажку.

2) Опять я ел борщ со сметаной и гречневую кашу и творог с молоком.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

4) На разминке он то поднимал руки вверх то приседал то выгибался.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во время наших совместных прогулок капитан сразу же взял на себя все лёгкие траты: выпить воды, съесть мороженое, пройти в парк, а иногда и в кино.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На рассвете странник отправился к восточным воротам (1) через (2) которые (3) выходил бухарский караван (4) и приветствовал старшего погонщика.

1) 1

2) 2

3) 1, 4

4) 1, 3, 4

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Барон помешал есаулу Семёнову обыскать мастерскую жестянщика (1) и (2) Семёнов искал повод (3) чтобы отомстить (4) если не самому Бергеру (5) то хотя бы его помощникам.

1) 2, 3

2) 1, 3, 5

3) 1, 2, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

А27. Прочитайте текст.

Принято различать два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором - эффективность производства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Существуют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2) При экстенсивном типе экономического роста источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; при интенсивном - эффективность производства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (источник роста - дополнительные ресурсы) и интенсивный (источник роста - эффективность производства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

4) Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

Прочитайте текст и выполните задания А28 - А30; В1 - В8.

- (1) Турбин, выйди из класса...

(2) Он встал, со стуком откинув крышку парты, и с непроницаемым лицом медленно пошёл по проходу своей удивительной гордой походкой. (3) У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не увидела, как презрительная усмешка тронула его губы...

(4) Турбин ни на кого не был похож... (5) В классе его уважали и побаивались. (6) Он единственный называл её по имени. (7) Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей или "милостивой государыней Натальей".

(8) Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры "развлекались диким способом", как потом выразилась женщина-лейтенант в детской комнате отделения милиции. (9) Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10) Сегодня Кузя даже не могла объяснить, зачем они всё это затеяли. (11) Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12) Он был другом её детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13) Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались её клубничка и его груша. (14) Их родители дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15) В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16) При ней состоялся разговор с отцом. (17) Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18) Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19) Хладнокровный же Макаркин соврал, что телефона у него нет, а живёт он без отца, с одной мамой.

- (20) Ну что же, тогда придётся сообщить в школу...

- (21) Сообщайте, - пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22) В ответ на вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

- (23) Турбин Игорь, девятый "А", школа 556.

(24) Хотела закричать, чтобы он не смел, но не закричала. (25) Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не вернулась...

(26) Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин - просто новенький.

(27) Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28) Перед кабинетом директора было тихо. (29) Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивлённым директором и оторопевшей мамой Игоря.

- (30) Что за выходки, Кузнецова? - раздался сзади голос завуча.

- (31) Это не выходки. (32) Игорь ни в чём не виноват. (33) Это мы с Макаркиным...

(По Е. Марковой *)

* Екатерина Георгиевна Маркова (род. в 1946 г.) - актриса, писатель, сценарист.

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героини текста?

1) Наташа испугалась гнева отца.

2) Она решила поддержать Макаркина, так как он был другом детства.

3) Наташе было стыдно за ложь Макаркина, но она знала, что друзей предавать нельзя.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 15 - 16 представлено повествование.

2) В предложении 2 содержатся элементы описания.

3) В 27 - 29 предложениях текста указаны происходящие друг за другом события.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 9

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 18 - 31 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 7 - 19 найдите предложение, в котором есть обособленные определения. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 12 - 13 найдите все сложные предложения, в соста которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 9 - 16 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи антонима и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. "История, рассказанная Е. Марковой позволяет задуматься над серьёзными проблемами взаимоотношений между подростками. Отношение Наташи к "новенькому" автор передаёт с помощью такого тропа, как ________ ("удивительной, гордой походкой" в предложении 2), а отношение к Макаркину - с помощью такого приёма, как _________ (предложения 13, 14), и такого лексического средства, как _______ ("шалела" в предложении 10). Несобственно-прямая речь и _________ (предложения 24 - 25) отражают мучительные размышления героини".

Список терминов:

1) просторечное слово

2) анафора

3) вопросительное предложение

4) литота

5) эпитеты

6) метафоры

7) синтаксический параллелизм

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

ЧАСТЬ 3

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).