Орфографические таблицы по русскому языку. Основные разделы и принципы русской орфографии

Орфография – раздел науки о языке, изучающий теоретические основы правильного письма. Орфография – это и система правил правописания. Правила современной русской орфографии отражены в сборнике «Правила орфографии» 1956 г. Этот свод правил возведён в ранг закона. В течение многовекового развития система норм письма неоднократно изменялась. Известно несколько реформ орфографии, последняя из них была в 1956 г.

Основное понятие орфографии – орфограмма. Орфограмма – это практическая задача письма, в решение которой предполагается ряд вариантов, из которых правильным является только один. Иначе, орфограмма – это написание, где существует возможность выбора буквы для обозначения звука. Например, в слове вода для обозначение звука [о] возможен выбор букв о или а.

В решении орфографической задачи пользуются системой рассуждений. Система рассуждений предполагается формулировкой орфографического правила. Орфографическое правило – практическая рекомендация, включающая в себя норму и условия её выбора. Так, для решения практической задачи, какую букву надо написать в слове вода, используется правило о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Орфограммы русского языка делятся на буквенные и небуквенные. Буквенные орфограммы материально представлены буквами. Небуквенные орфограммы представлены иначе: пробелом (раздельное написание), дефисом (графический знак, соединяющий части слова или отдельные слова), черточкой (обозначающей перенос слова со строки на строку), графическими сокращениями. Помнить: дефис – орфографический знак, не путать его с тире – это знак пунктуационный.

Каждое правило в своей структуре отражает определённую теоретическую закономерность, иначе: между отдельными правилами при их сопоставлении иногда есть сходство в рассуждении.

Таким образом, каждое правило имеет теоретическую основу. Теоретическая основа орфографических правил сформулирована в виде принципов русской орфографии.

Принцип русской орфографии – это теоретическая идея или теоретический закон, исходное начало, положенное в основу орфографического правила.

Орфография состоит из пяти разделов, в соответствии с которыми выделяют тип орфограмм.

1. Передача буквами фонемного состава слова . Буквы обозначают звуки в той части, которая не определена графикой и алфавитом. Так, в слове город орфографии отведено место для обозначения только тех звуков, где есть возможность выбора, т.е. безударного гласного [о] и конечного согласного [д].

2. Употребление прописных и строчных букв . Например, орел – птица и Орел – город.

3. Слитные, раздельные и полуслитные написания . Например, по новому проекту, жить по-новому.

4. Перенос слов с одной строки на другую . Например, мор-ской (суффикс расчленять нельзя при переносе на другую строку)

5. Графическое сокращение слов . Например, сокращение страница – с.

Для каждого раздела выделяются свои основные принципы.

1 раздел (передача звуков (фонем) буквами) строится на морфологическом (фонематическом) принципе. Суть морфологического принципа – единообразное написание морфем в слове. Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется одинаково, даже если звуковой состав разный. Например, корень город пишем одинаково в разных словах и словоформах: город [горът], города [гър/\да], городской [гър/\цкоi].

2 раздел (употребление прописных и строчных букв) связывается с характером слов и их положением в речи. Основной принцип – лексико-синтаксический.

3 раздел (слитные, раздельные, полуслитные написания) в основе имеет лексико-морфологический принцип. Согласно ему слитно пишутся значимые части слова, раздельно слова, для переходных случаев вводятся дефисные написания.

4 раздел основывается на морфемно-слоговом принципе. При переносе слова с одной строки на другую учитывается слоговое строение слова и его морфемная структура.

5 раздел основан на буквенно-звуковом принципе. При графическом сокращении учитывается характер звуков и букв. Например, слово нельзя сокращать на гласный.

Основная часть орфографии относится к первому разделу. Здесь сосредоточена самая большая масса орфографических правил. Кроме того, этот раздел продолжает алфавит и графику, определяя современное русское письмо, которое является звуко-буквенным. Другие части орфографии не имеют такого тесного соприкосновения с алфавитом и графикой.

Основной принцип 1 раздела орфографии (морфологический) является принципом и всей орфографии в целом. Морфологический принцип не единственный. Выделяется также фонетический и исторический (традиционный) принцип. Фонетический принцип ориентирует письмо на произношение. Его основное правило: «пиши, как слышишь». Исторический принцип стремится сохранить написание, применявшееся ранее. Основное правило его: «пиши, как писали раньше». Он неудобен, т.к. ориентирует на память и требует простого запоминания. На морфологическом принципе основано около 80% написаний, традиционном – 15%, фонетическом – 5%.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

1 раздел – буквенное обозначение фонемного состава слова.

Как мы отмечали ранее, обозначением фонем на письме ведает не только орфография, но и алфавит и графика. Но графика занимается буквенным обозначением фонем (звуков) сильных позиций. В ведении орфографии находятся звуки слабых позиций. Причем орфография при обозначении звуков слабых позиций регулируется двумя типами правил:

1 тип – звуки слабых позиций обозначаются так же, как звуки сильных позиций. Например, вода – водный , т.е. для выбора буквы мы должны поставить звук в сильную позицию

2 тип – звуки слабых позиций не могут быть поставлены в сильную позицию, не могут быть проверены и обозначаются в словарном порядке, т.е. запоминаются. В таких случаях выступает гиперфонема.

1 тип правил основан на морфологическом принципе.

При написании корней чаще всего используются правила проверки. При написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки часто не применяются (хотя они и возможны), просто в нашем сознании запечатлен образ этих морфем.

Например, приставка с пишется одинаково, хотя звуки могут быть разными: [с]вить, [з]дать, [ж]жать, [ш]шить. Но возможно применить и основное правило – поставить звук в сильную позицию (перед сонорным): слить.

Благодаря морфологическому принципу наше письмо единое и простое.

На морфологический принцип опираются многие правила: правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением, правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне, правописание традиционных приставок, падежных окончаний существительных, кроме существительных на ий, ие, ия и др.

Отступления от морфологического принципа :

Фонетический принцип – буква обозначает не фонему, а звук. На него опираются следующие правила:

Написание приставок на з, с: чрез(с), из(с), раз(с), воз(с) и др. – разломить/распилить

Написание гласных в приставках раз/роз, рас/рос – расписание/роспись

Написание ы вместо и после приставок на тв. согласный – играть/сыграть

Написание о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях сущ. и прил., суффиксах наречий – бережок, лучом, борцов, свежо. НО: правописание ё после шипящих в корне основано на морфологическом принципе.

Исторический принцип. На него опираются такие правила:

Правописание жи, ши;

Правописание ь после шипящих – сущ. 3 скл. ж.р. мышь, гл. 2л.,ед.ч. идёшь, гл.пов.накл. отрежь

Правописание –ого, -его в окончаниях прилаг. м.р., Р.п., ед.ч. – красного

Чередование гласных в корнях лож/лаг, рос/раст, кос/кас, бер/бир, мок/мак, клон/клан и др.

Дифференцирующие написания.

Одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному в зависимости от значения или морфологической принадлежности.

Правописание приставок пре/при – пребывать (находиться) – прибывать (приближаться, приезжать)

Правописание разных частей речи, имеющих сходное звучание: плач (сущ.) – плачь (гл. в пов. накл.), ожог (сущ.) – ожёг (гл.)

2 раздел – употребление прописных и строчных букв.

В основе лежат два фактора:

1. Выделение начала предложения.

2. Выделение собственных имён.

Собственные имена обозначают строго определённые названия, присущие единичным предметам. Выделение на письме большой буквой имеет целью их индивидуализацию.

Трудности выделения собственных имён:

1. Переход собственных имён в нарицательные: манилов, обломов. Если с положительной оценкой, то возможно сохранение написаний с прописной буквы: собственных Платонов.

2. Переход нарицательных имён в собственные. Слова, которым придаётся особый смысл, большая значимость, пишутся с прописной буквы: Мир, Равенство.

Частные случаи употребления прописных букв:

1) начало стихотворной строки

2) отдельные аббревиатуры: МГУ, МХТ

3 раздел. Русское письмо – раздельное письмо, т.е. все слова пишутся раздельно. Однако так было не всегда. Древнерусские памятники письменности не знали раздельного письма. Это было неудобно для чтения. Лишь в XVIII в. выработалось раздельное письмо. В основе написаний этого раздела лежит лексико-морфологический принцип.

Встречаются случаи, когда трудно отличить: отдельные слова перед нами или части слова: неприятель или не приятель, местожительство или место жительства.

Для переходных случаев введены дефисные написания. Например, частицы (морфемы) – то, -либо, -нибудь, которые образуют неопределённые местоимения или наречия: кто-нибудь, где-то.

Правила этого раздела – одни из самых трудных.

Сложности в написании связаны с такими явлениями:

1. Образование сложных слов.

2. Переход существительного с предлогом в наречие.

3. Переход частицы не в приставку не.

Многие из них противоречивы. Это проявляется в таких, например, случаях:

Наречия пишутся то слитно, то раздельно: отложить назавтра /до завтра, в потёмках / впотьмах.

Сложные существительные и прилагательные пишутся по-разному: обер-прокурор, обертон; народнохозяйственный, народно-демократический.

Неупорядоченность правил связана с нерешённостью проблемы слова в языкознании.

4 раздел. Правила переноса основаны на 2 принципах: фонетическом и морфемном.

Фонетический – перенос по слогам (се-стра,. Морфемный – перенос по морфемам (вод-ный). Иногда они совпадают (на-крыть)

Но фонетический принцип ограничивается морфемным, запрещающим разрывать значимые части слова (морфемы): раз- вед-чик, раз-бить.

5 раздел. Графические сокращения.

I тип – неграфические сокращения: сложносокращённые слова и аббревиатуры – зарплата, вуз.

II тип – графические сокращения: страница – с, завод – з-д

Принципы сокращения:

1. Не может быть опущена начальная часть слова

2. Опускаются минимум 2 буквы: город – гор. или г.

3. Нельзя сокращать на гласную букву, й, ь и ъ.

В зависимости от приемов образования сокращенных слов выделяют 6 видов графических сокращений.

1. Точечные. Образуются путем опущения части слова и постановки точки: век – в.

Удвоение одной согласной буквы при опущении остальной части используется для указания на мн.ч.: вв.(века), пп.(пункты)

2. Дефисные. Вместо опущенной средней части ставится дефис: завод – з-д.

3. Косолинейные. Используются при сокращении словосочетаний: железная дорога - ж/д, заочное отделение – з/о.

4. Курсивные. Выделяются особым шрифтом: см, кг .

5. Нулевые. Никак не выделяются.

6. Комбинированные. Разные сочетания первых пяти видов: оборотов в минуту: об/мин .

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексическое значение слова.

Правописание Н/НН в разных частях речи

Н/НН в суффиксах прил.

Ветряной – указывает на признак по материалу:

костяной

ледяной

песчаный

серебряный

кожаный

масляные (краски).

Прил. масляный образуется от сущ. масло с помощью суффикса –ян- , имеет значение, состоящий из масла.

Прил. масленый образовано от глагола маслить с помощью суффикса – ен-

В значении пропитанный маслом

(масленый блин, масленые тряпки)

В переносном значении (масленая неделя, масленые глаза)

Гусиный - суф. притяжательных прил.

Ислючение : оловянный, стеклянный,

деревянный

Запомни! ПРЯНЫЙ, ЮНЫЙ, РУМЯНЫЙ, БАГРЯНЫЙ, СВИНОЙ.

Суффикс -Н- пиши в сущ. с производящей основой на -Н

Туман + н /ый –– туманный

Длина–

Истина–

Былина–

Перрон –

Онн- всегда ударный:

комиссионный, редакционный

Енн- огненный, утренний

Исключение: ветреный человек (в значении легкомысленный ) ,

ветреный день (в значении с ветром ),НО!

Безветренный, подветренный

В прил. , образованных с основой на – мя:

именной, временный, семенной, теменной.

Стремянный – устар. - конюх, слуга.

Н/НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных

1. Если есть приставка:

подержанные книги, растерянный вид,

рассеянный взгляд

Примечание . Приставка НЕ на правописание н/нн не влияет.

Крашеный– некрашеный

Ношеный – неношеный

Скошенный– нескошенный

2. Если слово образовано от глаг. совершенного вида без приставки

Брошенный ребенок – бросить

Обиженный вид– обидеть

Данный, казненный, лишенный, пленный

Искл: ранить – раненый; крещёный, контуженый

3. Если есть зависимое слово:

Раненный в бою солдат

Груженная хлебом баржа

4. Если слово образовано от глаг с суф –ова

или его производные –ирова- изова-

организованный, прессованный, военизированный

НЕ ПУТАТЬ! Кованый, жеваный

5. НЕ путать!

Берёзы, посаженные мною

Учебник, названный учителем

Соединение, приданное армии

6. В сложных словах, если они образованы от глаголов несов. вида: свежемороженый

    В образованных от глаг. несовершенного вида без приставок, без суффикса – ова-

без зависимых слов.

    Когда нет зависимых слов:

жареный картофель, моченые яблоки, кованые сапоги, несоленый суп

Исключения :

нежданный,

негаданный

невиданный

неслыханный

нечаянный

желанный

деланный вид

жеманный
медленный

священный

чванный

посаженый отец

названый брат

невеста с приданым

3. Сочетания типа: хоженый- перехоженный, чиненый – перечиненный

4. В сложных словах, если они образованы от глаголов сов. вида: свежезамороженный

какой

(воспитать –> воспитанный – > воспитанно НО!путать – > путаный –> говорить путано)

Краткие формы (какова?, каково?, каковы?)

Краткое прилагательное отыменного происхождениясохраняет столько букв н, сколько их было в полной форме.

Краткие отглагольные формы могут быть:

Кр. отглагольные прилагательные – > -НН-

(ученики рассеянны)

Краткие причастия – > -Н-

(тучи рассеяны)

Столько, сколько в полном прилагательном, образованном от существительного

(туман – > туманная погода –> даль туманна)

Щеки румяны (от румяный)

    краткое прилагательное нельзя заменить глаголом: ученики рассеялись , так не говорят

    частица НЕ написана слитно: упреки необоснованны

    краткое причастие можно заменить на глагол совершенного вида:
    тучи рассеялись

    частица НЕ написана раздельно: выводы не обоснованы

    краткое причастие + зависимое слово:

тучи рассеяны ветром

Правописание приставок пре – при

2 в глаг обозначает действие, достигающее предельной степени или превосходящее какую –нибудь меру: превысить, превозносить, превосходить,

3 пре = пере: прервать, предание, преемник

Престарелый, преклонный

Запомни значение.

Пребывать- быть,находиться

Превратный- обманчивый

Предавать –изменять

Предел- граница

Преемник- ученик, наследник

Презирать- ненавидеть

Преклониться- относиться с уважением,

Преклонить голову

Преступить- нарушить

Претворить – воплотить

Претерпеть- перетерпеть

Преходящий– временный

1 указывает на пространственную близость: приморский, пришкольный, Приволжск

2 приближение, присоединение: приехать, прибыть, приклониться к дереву

3 действие, совершающееся в направлении субъекта, в интересах его: приманить, присвоить, прикарманить.

4 действие, направленное сверху вниз: примять прижать придавить.

5 полноту, исчерпанность действия, доведения действия до конечной, желательной цели: пристрелить, приучить, приискать.

6 совершения действия не в полном объме или на ограниченный срок: призатихнуть, присесть (неполное действие)

7 действие, сопутствующее какому-нибудь другому:

пританцовывать, присвистнуть

Прибывать-приезжать

Привратник- швейцар

Придавать– добавлять

Придел- боковой алтарь

Приемник- радио

Призирать- заботиться

Приклониться- приблизиться

Негде голову приклонить

Приступить- начать

Притворить – чуть-чуть закрыть

Притерпеться-привыкнуть

Приходящий– тот, кто приходит

Трудные случаи написания слов

непреложный

преданье

предположение

преимущество

прекословить

прельститься

пренебрежение

препираться

преподнести

пререкаться

преследовать

пресловутый

пресмыкаться

преуспеть

привередливый

прилежный

приличный

приспешник

присутствовать

притязание

Иностранные слова с пре/при-

при...

преамбула

приватный

превалировать

приверженец

превентивный

привилегия

прецедент

приключение |

примадонна

президиум

примитивный

презумпция

приоритет

прелиминарии

приятель

прелюдия

препарат

препарировать

препозитивный

препринт

прерогатива

пресвитер

претендовать

претензия

преткновение

префектура

преферанс

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

невежда, небылицы
ЗАПОМНИТЬ

Небрежность, неверие, негодник, недоросль, ненастье, нехватка, невежа, невзгоды, недотепа, неистовство, неряха, невеличка, невольник, недоделка, нелепица, неурядица

2. Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: недруг (враг), несчастье (горе) неприятель (противник)

Если есть или подразумевается противопоставление:

Не правда, а ложь.

Не друг, а враг.

Не счастье, а горе.

Прилагательными

1. Если есть синоним без НЕ

Небольшой (маленький)

Неплохой (хороший)

2. Если к прилагательному относятся слова: совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: чрезвычайно неинтересная (скучная) книга

3. Если слово без не не употребляется: Неряшливая запись

4. С краткими прилагательными, если полные прил, от которых они образованы пишутся слитно: невысокий- невысок

1. Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький.

Не плохой, а хороший.

Не путать! Нет противопоставления:

Речонка неширокая, а глубокая.

Отрицание может проявиться в условиях контекстуального противопоставления:

- Это решение окончательное?

- Нет, не окончательное .

2. С краткими прилагательными, которые употребляются в полной форме или у которых она имеет другое значение: не рад, не должен, не готов, не горазд.

Ты не рад встрече?

Обычно по традиции пишется раздельно со словами не нужен, не достоин, не способен.

3. Не пишется раздельно с прил., имеющими при себе пояснительные слова с ни и слова

Никому не интересное сообщение. Нисколько не интересное зрелище. Совсем не законное решение

4.Со сравнительной степенью прил: Избран не худший вариант.

5.С относительными и притяжательными прилагательными: дом не блочный; шубка не мамина.

6. с прилагательными, обозначающими вкус и цвет: шоколад не горький

Наречиями

    Наречие без частицы не употребляется: неотлучно, нелишне, невдомёк, невзначай, ненароком, неминуемо, немножечко, непоколебимо, неоценимо, невтерпеж, невдалеке, невпопад. Различай: недаром(неслучайно), не даром (не бесплатно)

    Частица не пишется слитно с местоименными нареч: некогда, негде, несколько, неоткуда, незачем

    Если наречие на О можно заменить синонимом: чувствую себя недурно(хорошо)

1.Если есть или подразумевается противопоставление: не смешно, а грустно .

2. Не пишется раздельно с наречиями., имеющими при себе пояснительные слова далеко не, отнюдь не, совсем не, вовсе не:

вовсе не аккуратно

3. С наречиями не на О частица не пишется раздельно: не слишком, не сегодня-завтра, не по-дружески

4. При усилительных наречиях: не очень, не вполне.

1.Недооценить, недолюбливать, недослышать, недопонимать, недоучесть- среди образований с недо- эти глаг. без не не употребляются

Но надо различать глаг. с приставкой недо и отрицательные предложения с частицей НЕ и приставкой до- в глаголе: Допустишь оплошность, недосмотришь за ней…

Я не досмотрел этот фильм.

Исключения: недоумевать, невзлюбить, несдобровать, света невзвидеть, неволить, нездоровиться, неистовствовать.

    НАПОМИНАЕМ! Отрицательная частица не с глаголом пишется раздельно : не было, нельзя не прочитать

Причастие

1.Если прич. образовано от глаг, которое без не не употребляется или от глаг с недо:

Недоумевающий взгляд, ненавидящий опоздания.

2. Если причастие не имеет зависимых слов: Днём гремит пчелиный несмолкающий оркестр.

3. Если в качестве пояснительных слов выступают наречия меры и степени (весьма, очень, абсолютно, крайне, совершенно ) Он внимательно посмотрел на хлеб, оставшийся почти нетронутым .

1. Если полное причастие с зависимыми словами: Нечто , не видимое глазом, начало отделять его от людей.

2. Не с краткими причастиями: Роман не прочитан.

3. Есть противопоставление с союзом а:

Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром слышен вдалеке

Местоимения и отрицательные наречия

Нечем заменить

Некуда идти. Неоткуда взять.

Не с кем ждать (наличие предлога С)

Правописание приставок не и ни

С предлогом пишется раздельно: не с кем

В отрицательных наречиях и местоимениях в безударном положении: ничей, нисколько

С предлогом пишется раздельно: ни с кем

Правописание корня слова

Заполните таблицу своими примерами по образцу:

Г оро д-ог ра да

Б ере г-б ре г

М оло ко-м ле чный

Гласные в чередующихся корнях

В безударном положении

пишется О

Загорелый – загар

Искл: выгарки, пригарь

ТВАР– ТВОР

Творить, сотворить

Искл: утварь, затвор

КЛАН– КЛОН

Склонение, наклонение, но кланяться

Плав - плов

В безударном положении

пишется О в словах-исключениях,

в остальных словах пишется А

ИСКЛ: пловец, пловчиха

Плавник, плавучий

ЗАР –ЗОР

В безударном положении пишется А

Заря, зарница, заревой, но зорька

Искл: зорянка (малиновка) , зоревать

(не спать на заре)

СКАК – СКОЧ

В безударном положении перед К пишется А, перед Ч – О. Под ударением может быть как А, так и О

Скачки, вскачь, скакун, но обскакать– обскочить

Искл: скачок

РАСТ– РАЩ – РОС

Перед сочетанием СТ, Щ пишется А

Вырасту, выращенный, прорасти, но проросли, поросли, водоросли, недоросль

Искл.: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав

ЛАГ – ЛОЖ

КАС – КОС

Если за корнем идет суффикс А, то в корне пишется А

Полагать – положение

Касательная – коснуться

РАВН – РОВН

Корень РАВН связан со значением « равный»,

Равные величины, беседовать с равным

РОВН- имеет значение « гладкий, не имеющих впадин и возвышений»

Ровное место

« плавный, не имеющий ускорений и замедлений»

Ровный ветер

« спокойный»

Ровный характер

« прямой, не имеющий утолщений»

Ровная пряжа

Запомни: равнина, ровесник, рав-

нение, подравнять, выравняться;

если в предложении после глаг идет дополнение с предлогом С, то в корне необходимо писать А

Вожак поравнялся с лошадью

« опускать, погружать во что – нибудь жидкое»

« пропускать жидкость, становиться мокрым»

Макать сухарь в чай

Сапоги промокли

Селёдка вымокла

Запомни: промокательная бумага

БИР – БЕР

МИР – МЕР

БЛИСТ- БЛЕСТ

ЖИГ – ЖЕГ

СТИЛ- СТЕЛ

В перечисленных корнях пишется И, если после корня идёт суффикс А

Собирать – соберу

Удирать – удеру

Замирать – замер

Запирать – запер

Стирать – стер

Блистать – проблески

Прижигать – выжег

Расстилать постель

Вычитание - вычет

О Ё (Е) под ударением в разных частях слова

Окончания и суффиксы сущ., прил., наречий

Окончания и суффиксы глагольных форм и отглагольных образований

В корне слова под ударением пиши букву Ё

Слова иноязычного происхождения

В окончаниях во всех частях речи пиши под ударением О

В окончан. во всех частях речи в безударн. положен. пиши Ё

В глагольн. суф.ЁВА-

ЁВЫВА- в суф страдат. причаст.ЁНН:

растушёванный

размежёван,

освещён

Шёпот, жёлудь, чёрный, печёнка, зачёркивать, шёл, щёлочь

Жонглёр, шоссе, шовинист, жокей

Плечо, калачом, чужой,

Сажей, колючего,

горячего

Ожег руку,

Поджег траву

Искл: жор, трущоба, шорох, в шорах, шорник, капюшон, артишок, шов, джонка, на рожон, крыжовник, пижон, чокаться, шорты,джоуль,боржом, анчоус (мелкая рыба), жох (плут), шомпол, шок, шокировать

Ожог руки; совершил поджог

Имена, фамилии и географические наименования:

Шота Руставели, Шостакович.

В суф. нареч, прил, сущ,

под ударен

пиши О:

хорошо,деньжонки,Фоми-

чова шапка

В безуд. положен.

В нареч пиши Е:

неуклюже

Искл: ещё

Сохраняется

Ё в прил и

сущ., образованных

от глаг и страд. прич.:

тушёный –тушёнка;

сгущённый - сгущёнка

Суф. сущ ОНОК:

галчонок,

бельчонок,

арабчонок

суф. ОБ:

чащоба,

трущоба,

Суф ОК:

слушок, борщок, женишок, дьячок

Суф прил ОВ:

моржовый, грошовый,

ужовый

Запомни:

Ё пишется в заимствов. словах с ударением на суф.ЁР:

Стажёр, ретушёр, ухажёр,

дирижёр

Следует различать отглаг. сущ. Ночевка от сущ.

грушовка, мелочовка, хрычовка

В крат формах

прил муж рода пиши

смешон

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з». Рассмотрите примеры: РАСПИЛИТЬ, РАЗуЧИТЬ, РАЗБУДИТЬ.

Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков. Сравните: СДЕЛАТЬ, СКИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Гласные И-Ы после русских и заимствованных приставок

И пишется

после русских приставок

меж- и сверх- сохраняется И корня, тк после Ж и Х буква Ы в русском языке не употребляется

Выиграть

доисторический

История-предыстория;

Индеветь-обындеветь

Межиздательский

сверхизысканный

Предымпрессионизм

предынфарктный

И корня сохраняется после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный (дез-

контр- пан- пост- суб- супер- транс-)

дезинформация

трансиранский

постимпрессионизм

постинфарктный

Примечание. Правописание И Ы после приставок не распространяется па написание сложносокращенных слов, первая часть которых оканчивается на согласную; после неё пишется И: спортинвентарь, фининспектор

спряжение глагола с безударным личным окончанием

1) надо поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться); клеить-2 спряжение

– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;

– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них. Например: задышать, присмотреть, перегнать.

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть: Например: греть, тянуть, таять, сеять, веять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться. Примечание. По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).

Подчеркните глаголы-исключения. Обидеть слышать писать гнать сидеть вертеть

В окончаниях каких слов пишется буква «И»: налов…т побре…т украс…те заболе…т завис…т посмотр…шь, кле…шь, зате…шь, завис…шь, дыш…шь,

дыш…т встреча…шь свищ…т увелич…т нагре…шь вид…м

В окончаниях каких слов пишется буква «Е» побор…тесь слуша…м заверт…т побре…те от:веча…м расчеш…т

В окончаниях каких слов пишется буква «Е»: подпил…шь накида…шь отглад…те закопа…шь заро…те

В окончаниях каких слов пишется буква «Е»: старту…м глад…т требу…т игра…те слуша…шь накос…т, верт…т, се…т, держ…т,

дремл…т, обид…т, кол…т, бре…т

ж.-д. станция (железнодорожная станция) (рис. 2)

Рис. 2. Ж.-д. станция ()

  • дефисные:

лит-ра (литература)

физ-ра (физкультура) (рис. 3)

Рис. 3. Дети на физкультуре ()

Умение правильно сокращать на письме слова - это навык, который очень полезен для вашей будущей взрослой жизни. Он понадобится при конспектировании текстов, лекций и т. д. И именно орфография этим ведает. Если вы откроете справочник по русской орфографии и пунктуации, то этому разделу будет посвящено достаточно много места, где будут приведены все нужные вам графические сокращения.

Ещё одним разделом, которым занимается орфография, является перенос части слова с одной строки на другую .

Что бы вы ни думали по поводу того, что теперь этот раздел орфографии не носит строгого характера, всё равно, какие-то основные правила, которыми должны пользоваться все пишущие по-русски, существуют. Хотя их теперь не очень много.

Существует шесть основных правил переноса слов, которые необходимо учитывать. Но представление о том, что это необязательный орфографический момент, - неправильно. Потому что если вы перенесли какое-нибудь слово, например, машина вот таким образом:

это будет говорить о том, что вы не понимаете, что перенос слов базируется на принципе учёта слоговой структуры слова и учёта состава слова. Это будет первым сигналом того, что вы недостаточно владеете орфографическими нормами и правилами.

Посмотрите на звуковую цепочку:

(по)новому

Вы не можете знать, что это за слово и к какой части речи оно принадлежит.

по новому - предлог и имя прилагательное

по-новому - наречие

Этим тоже ведает орфография. Существует большое количество правил, с которыми вы знакомились и в правописании сложных существительных, и прилагательных. Вы над этим работали ранее.

Этим разделом тоже ведает орфография.

Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему:

орёл (имя нарицательное)

(название города)

Самым основным, самым главным разделом орфографии является передача буквами на письме звукового состава слова . Подавляющее большинство правил, которые вы учите в школе, сосредоточено именно в этом разделе.

Когда говорят о принципах русской орфографии (их три), имеются в виду принципы этого раздела.

Ведущий принцип русской орфографии - морфологический (морфематический).

Суть принципа : необходимо единообразно передавать на письме одну и ту же морфему . Например, единообразно передавать один и тот же корень во всех однокоренных словах, одну и ту же приставку, один и тот же суффикс.

Этот принцип распространяется не только, предположим, на корни однокоренных слов, приставки, суффиксы, но и на любую значимую часть слова, в том числе и на окончание.

Рассмотрите пример:

В коридоре (рис. 5)

Мы пишем в словоформе предложно-падежное окончание е , хотя звучит в безударном положении и -образный звук. Вы можете сказать, что в окончании этой словоформы пишется буква е , потому что это существительное мужского рода, второго субстантивного склонения. Но почему вы должны в предложном падеже слов мужского рода второго субстантивного склонения писать окончание ? Вспомним, что одна и та же морфема передаётся на письме единообразно. Значит, нужно понять, что служебную морфему под названием «окончание» можно проверить на любом другом слове этой же характеристики (м.р., ед.ч., Пр. п.).

Например, на столе (под ударением звучит е ) (рис. 6).

Рис. 6. Ваза на столе ()

Поэтому в предложном падеже второго склонения нужно писать .

Это замечательный принцип русской орфографии, который организует всё наше письмо.

Возьмём ряд каких-нибудь слов с одной и той же приставкой, которые не изменяются в русском языке (за небольшим исключением), и посмотрим, как себя ведёт эта приставка на звуковом уровне:

от цвести

от тенить

от цепить

от дать

от пор

Совершенно очевидно, что в речи происходят какие-то изменения на звуковом уровне, которые наша орфография не отражает, потому что она базируется на этом основном принципе - одинаково передавать на письме одну и ту же значимую часть слова .

Это не единственный принцип орфографии. Существуют ещё два принципа, с которыми мы с вами сталкиваемся при передаче звукового облика слова при помощи букв.

Второй принцип носит название фонетического .

Суть принципа: пишу так, как произношу и слышу .

Казалось бы, что вот этот принцип очень простой и лёгкий. Но количество правил, которые подчиняются этому принципу, в русском языке невелико. Вам хорошо известно орфографическое правило правописания приставок, оканчивающихся на з- , с- . Этим приставкам в соответствии с орфографическим принципом разрешено передавать реально звучащий согласный в исходе этих приставок. Но на самом деле, здесь фонетического не так и много. Перед гласными звучит у вас з и писать разрешается з :

обидеть - раз обидеть

Но перед корнем, который начинается со звонкого согласного, звучит у вас з, и надо писать в конце этих приставок з .

Посмотрите на прилагательное:

без вкусный

В этом слове корень начинается с глухого согласного, при произношении происходит оглушение з в с .

Можно сделать вывод, что это правило не совсем фонетическое.

Посмотрите на глагол:

рас шить - при произношении нет ни глухого с , ни звонкого з , а звучит долгий согласный ш .

То есть это, казалось бы, фонетическое правило нужно немного скорректировать и сформулировать так:

Приставки, оканчивающиеся на з- , будут писаться через букву з , если корень начинается с буквы, обозначающей гласный звук или звонкий согласный.

Будет писаться буква с в конце этих приставок, если корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный.

Есть ещё фонетические написания и ещё одно знакомое правило:

Если корень начинается с гласного звука и и присоединяется приставка, оканчивающаяся на согласный, то в соответствии с произношением разрешено на письме отражать это изменение звука и в звук ы :

и грать - поды грать

Это фонетический принцип, фонетическое правило. Но если подумать, после твёрдого согласного, при всём желании, невозможно произнести только и , только гласный ы :

бы л - би л

мы л - ми л

пы л - пи л

Это правило обладает двумя исключениями:

1. нельзя на письме отражать живое произношение ы -образного звука, если это две русские приставки меж- и сверх- :

меж и нститутский вечер

сверх и нтересная игра

В этих словах мы слышим звук ы , но пишем в начале корней этих слов букву и . Потому что если бы мы разрешили написание после приставки меж- , то было бы нарушено одно из базовых правил русской орфографии (жи -ши пиши с буквой и ). То же самое касается русской приставки сверх- : в русском языке нет ни одного слова с последовательностью букв хы (только хи ), поэтому мы пишем и в корне слова после этой приставки.

2. после иноязычных приставок нельзя менять вслед за произношением буквы и на ы . Это правило не совсем хорошо для русскоговорящих тем, что носитель языка должен знать перечень этих иноязычных приставок. Но в основном школьном правиле они все у вас перечислены (контр- , дез- , аб- , ад- и др.)

Есть ещё один принцип, в соответствии с которым пишутся слова. Его называют по-разному: традиционный , исторический , традиционно-исторический .

Суть принципа : пишу слово так, как его писали раньше .

Таких слов традиционного написания (словарных слов) в составе исконно русской лексики очень немного. С орфографической подачей этих слов вы знакомитесь в начальной школе:

о гурец, мо рковь, со бака

Эти все словарные слова вы выучиваете в начальной школе. Запомнить, что в слове собака нужно в первом слоге писать букву о , хотя звучит а , не так сложно.

Даже если бежать за изменяющимся произношением слов, это не значит, что нужно менять сразу орфографическую подачу слова. Или, например, так случилось, что в слове собака гласный о мы никак не можем проверить при помощи сильной позиции, не можем найти в однокоренных словах или в формах этого слова, чтобы на него падало ударение. Но это тоже не значит, что эта орфографическая подача слова должна быть изменена. Мы просто запомним, как пишется это слово. Орфография любого языка обязана быть консервативной, она должно фиксировать и сдерживать те безусловные языковые изменения, которые происходят. С этими словарными нормами (нашими родными по происхождению словами) произошли изменения. Раньше у этих слов были однокоренные слова, где написание гласной о или а проверялось (на эти гласные падало ударение). С развитием языка эти «родственники» потерялись, но это не значит, что нужно менять написание слов.

В русском языке есть большое количество заимствованных слов, которые пишутся в соответствии с традиционно-историческим принципом. Это интернационализмы - слова, которые созданы по моделям греческих и латинских слов и которые вошли почти во все западноевропейские языки. Они будут писаться в этих языках одинаково. Например:

пассионарность - passionarity

Как вы видите, в русском языке в этом слове мы пишем удвоенную с , а значит, эта удвоенная с будет писаться в английском, и во французском, и в немецком языках. Их орфографическая подача одинаковая. Эти традиционно-исторические слова, в которых мы, опираясь на свой язык, проверить написание гласных, согласных, удвоенных согласных никак не можем, должны запоминать или выяснять их написание в словарном порядке. Таких слов на сегодняшний день очень много. Все языки развиваются, друг с другом соседствуют, взаимодействуют. И вот эти интернационализмы присутствуют в каждом языке. Это представляет некую сложность для ученика, для пишущего. Поэтому количество словарных диктантов старшей школы велико.

Знание какого-то другого западного языка может иногда и помочь, потому что мы часто имеем дело с интернационализмами.

Вернёмся к морфологическому принципу. Существует ещё две вещи, о которых зачастую никто не задумывается. Например, с приставкой от- в произношении происходят всевозможные изменения. Все знают, что гласный можно проверить, поставив его в сильную позицию (под ударение). А для согласного сильной позицией будет позиция перед гласным. Именно поэтому наша орфография с её ведущим морфологическим принципом очень хорошо и понятно организована. Мы всегда, даже не отдавая себе отчёта, делаем быструю проверку и понимаем, что в каком-то слове, например, корень -вод- , а в другом - приставка от- или под- , потому что эти проверки мы производим не задумываясь.

«Высокая степень организованности орфографии есть показатель высокой культуры нации».

Наша с вами орфография отвечает этому требованию.

Рис. 7. С.И. Ожегов ()

А другой известный лингвист, Лев Владимирович Щерба (рис. 8), писал:

Рис. 8. Л.В. Щерба ()

Орфография русского языка организована очень хорошо. Все исключения из правил только подчёркивают хорошую организованность орфографической системы русского языка.

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 11 класс. - М.: Русское слово, 2014.
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова. Русский язык. 11 класс. - М: Баласс, 2012.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. - М.: Русское слово, 2014.
  1. Pandia.ru ().
  2. Textologia.ru ().
  3. Pyat-pyat.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите сферы, которые охватывает орфография. Изложите суть основных принципов орфографии.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.