Повторение. знаки препинания в сложном предложении

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом, худым, подвижным.

2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей Женя вспомнила всё в подробностях.

3. Они сидели у одного из окон которые были так пыльны чопорны и огромны что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла где нельзя оставаться в шапке.

4. А наутро она стала задавать вопросы о том что такое Мотовилиха и что там делали ночью.

5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц» мне хочется объяснить почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.

6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице где они тогда жили он представлялся ей всегда печальным.

7. В корпусе говорили что неодолимую его лютость укрощала тихая генеральша которой ни один из кадет не видел потому что она была постоянно больна.

8. Пьер которого ласкали и прославляли когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы сильно потерял во мнении общества.

9. И папа прочёл заметку о том что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки следствие отдалённого землетрясения эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции где разрушено несколько селений.

10. Он рад что вернулся и что этот день встретит с товарищами.

11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными они оказались на вершине когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.

12. Звягинцев не мог понять где он находится хотя хорошо знал этот район.

13. Он мучительно старался вспомнить как же выглядели эти места раньше чтобы сориентироваться.

14. Они говорили что когда кончат туннель надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил что ведущий хирург медсанбата всё тот же что был при Серпилине.

16. Доложив генералу всё что нужно было он прошёл в свою комнату в которой уже давно вернувшись и дожидаясь его сидел князь Гальцин.

17. Мы рассчитали что если пойдём по тропе то выйдем на реку Найну к корейцам.

18. И конечно они не заметили что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение которое мысленно декламировал Байрон.

19. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье и хотя слова её были привычными у внука от них вдруг сладко защемило сердце словно всё услышанное происходило с ним.

20. Елена размечталась до того что когда услыхала звонок в дверь не сразу поняла что происходит.

21. По ночам к реке подвозили лес и когда белый туман закутывал берега все восемь рот настилали доски на обломки мостов.

22. Говорят что доброта лечит от одиночества и когда я поселился в деревне мне представилась возможность убедиться в этом.

23. Через несколько часов Иван обессилел и когда понял что с бумагами ему не совладать тихо и горько заплакал.


Задание 19 ФИПИ

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

2. Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

3. Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

4. Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

5. Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

6. Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

7. Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

8. Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

9. Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

10. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

11. Снег засыпбл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

12. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

13. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

14. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

15. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

16. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

17. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

должны стоять запятые?

18. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

19. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

20. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

21. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

22. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

23. Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

24. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

25. Полина вышла к гостям на открытую (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

26. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

27. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

28. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

29. Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

30. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

31. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

32. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

33. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

34. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

35. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

36. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

37. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

38. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

39. После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

40. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

41. На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

42. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

43. На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пулно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

44. Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

45. Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

46. появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

47. Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

48. После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

49. Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

50. Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

51. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

52. Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

53. Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого .

54. Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

55. Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

56. Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

57. Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

58. Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

59. Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

60. До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

61. Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

62. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

63. Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

64. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

65. После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

66. Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

67. верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

68. Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

69. Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

70. Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Задания из открытого банка ФИПИ для проведения ЕГЭ.

Расставьте знаки препинания:

123 Я окончательно убедился в том, (1) что заблудился совершенно, (2)
и пошёл наугад туда, (3) где бесконечно тянулись поля. Запятые 1, 2 — выделяют придаточную часть» что заблудился совершенно» сложноподчиненного предложения ; 3- отделяет придаточную часть «где бесконечно тянулись поля » сложноподчиненного предложения. Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

234 Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и , (2) если живут в доме, (3) летают по комнатам, (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему на плечо. Запятая 1 не нужна, сказуемые «привыкают« и «летают» — однородные и соединены одиночным союзом И. Если возможна перестановка придаточного предложения «если живут в доме» , то ставим запятую 2-ва; 3 — я конец придаточного предложения; 4 –я отделяет вторую группу однородных членов « радуются» и «садятся» . О и О, О и О Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

13 Дома мой гость сразу начал мне жаловаться, (1) что (2) пока он ехал ко мне, (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника. Запятой 2 нет, т.к. есть вторая часть союза – ТО. Придаточное «пока он ехал ко мне» нельзя переставить. 4 –запятой нет, т.к. союз «И» стоит между однородных сказуемых. Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1234 Но я хочу вас предупредить, (1) что, (2) если вы меня обманете, (3) вам будет стыдно, (4) ведь это будет довольно низкий поступок. Так как возможна перестановка выделенного придаточного предложения «если вы меня обманете» , то ставим запятую 2-ва. Запятые выделяют придаточные предложения: (1) что вам будет стыдно, (2) если вы меня обманете (3), (4) ведь это будет довольно низкий поступок. Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

6.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

234 Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и, (2) хотя не понимал разговора , (3) чувствовал , (4) что спорили о нём. Сидел и чувствовал – однородные сказуемые, поэтому запятая (1) не нужна. «Хотя не понимал разговора» и «что спорили о нём» — два придаточных предложения. Если возможна перестановка выделенного придаточного предложения «23« , то ставим запятую 2-ва; Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1234 Несколько дней лил холодный дождь, и, пока продолжалось ненастье , нам казалось, что лето окончилось навсегда. Запятые 1, 2, 3 и 4 отделяют предложения. Запятая 2 ставится, т.к. придаточную часть «пока продолжалось ненастье» можно изъять из текста или переставить в другое место Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

134 Лето в самом разгаре, и если вы побудете подольше в лесу, то увидите пеночку, которая мелькает среди ветвей. Запятая 1 разделяет предложения «Лето в самом разгаре» и «увидите пеночку».
Запятой 2 нет, так как у союза ЕСЛИ есть вторая часть — ТО (перестановка невозможна). Запятые выделяют придаточные предложения: (2) если вы побудете подольше в лесу (3), (4) которая мелькает среди ветвей Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

234 Мария ничего не ответила и, чтобы отвлечься от неприятного ей разговора , стала гладить собаку, хотя та мирно спала. Запятая 1 не нужна, т. к. однородные сказуемые соединены одиночным союзом И. Запятая 2 ставится, т.к. придаточную часть «пока продолжалось ненастье» можно изъять из текста или переставить в другое место. Запятая 4 отделяет придаточное «хотя та мирно спала». Правила см.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

123 Лось так привязался к мальчику, что, когда тот уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух и отказывался есть. Запятую 2 ставим, т.к. выделенную часть (придаточное предложение) можно переставить. 4 – нет, т.к. «И» — одиночный союз между однородными членами. Первая придаточная часть (1) что зверь тревожно нюхал воздух и отказывался есть. Правила см.

1234 А старушка всё говорила и говорила о своём счастье, и, хотя слова её были привычными, у внука от них вдруг сладко защемило сердце, словно всё услышанное происходило с ним. Запятая (1) разделяет предложения «А старушка всё говорила и говорила о своём счастье» и «у внука от них вдруг сладко защемило сердце». Запятую 2 ставим, т.к. выделенную часть (придаточное предложение) можно переставить. Запятые выделяют придаточные: (2) хотя слова её были привычными (3), (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

124 Снег засыпáл следы путников, и стало ясно, что если снегопад не прекратится к ночи, то обратную дорогу придётся искать с трудом. Запятая 1 разделяет предложения «Снег засыпáл следы путников, и стало ясно». Запятые выделяют придаточные: (2) что обратную дорогу придётся искать с трудом (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) .

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Елена размечталась до того, что, когда услыхала звонок в дверь , не сразу поняла, что происходит. Запятую 2 ставим, т.к. выделенную часть (придаточное предложение) можно переставить. Запятые выделяют придаточные: (1) что не сразу поняла, (2) когда услыхала звонок в дверь (3), (4) что происходит.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

123 По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега , все восемь рот настилали доски на обломки мостов. (По ночам к реке подвозили лес) и (все восемь рот настилали доски на обломки мостов) – два простых предл. Когда белый туман закутывал берега –придаточное (его можно переставить).

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало «Чья жизнь была связана с этой историей», «что с ними стало» – два придаточных.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Говорят, что доброта лечит от одиночества, и, когда я поселился в деревне , мне представилась возможность убедиться в этом. Запятая 2 есть, т.к. «когда я поселился в деревне» можно изъять. (Что доброта лечит от одиночества), (когда я поселился в деревне) – два придаточных.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

345 Через несколько часов Иван обессилел и , когда понял, что с бумагами ему не совладать, тихо и горько заплакал . «Через несколько часов Иван обессилел и заплакал тихо и горько» – простое предл. с двумя рядами однородных членов. Между собой эти пары неоднородны. «Когда понял, что с бумагами ему не совладать» — придаточные с последовательным соподчинением. Запятая 2 есть, т.к. «когда понял, что с бумагами ему не совладать » можно изъять.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

12 Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя, и в застывшем лесу стояла тишина.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

12 Существует мнение, что погода влияет на самочувствие человека, и я в этом не раз убеждался.

1234 Снег засыпал танки, и, , он мгновенно покрывал их разгорячённые лица, как будто пытался охладить их. Снег засыпал танки, и он мгновенно покрывал их разгорячённые лица -сложносоч. предл. Запятая 2 есть, т.к. «когда танкисты выбирались из башни подышать » можно изъять.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и, пока она светила , я увидел, как мерцает какая-то белая точка на берегу. «Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и я увидел» — сложносоч. предл. «Пока она светила», «как мерцает какая-то белая точка на берегу» — придаточные. Запятая 2 есть, т.к. «пока она светила » можно изъять.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Зубры очень заинтересовали меня, и, когда нас не пустили в питомник , я был раздосадован, что не удалось их увидеть поближе. «Зубры очень заинтересовали меня, и я был раздосадован» — сложносоч. предл. «Когда нас не пустили в питомник» (можно удалить), «что не удалось их увидеть поближе» — придаточные.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Все меня любили, и, хотя я безмерно шалил , мне прощалось всё, что бы я ни сделал. 1 — союз «И» в сложном предложении: Все меня любили, и мне прощалось всё. 2, 3 — придаточная часть: «хотя я безмерно шалил». 4 — придаточная часть «что бы я ни сделал». Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 Хозяйка поняла, что если сейчас гости опять окажутся в зале, то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца, и она предложила прогуляться по саду. Запятой 2 нет, т.к. есть «ТО»; «если сейчас гости опять окажутся в зале» нельзя удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Когда Иван вечером вернулся домой, все дневные впечатления нахлынули на него, и, , он стал доискиваться причин своего душевного волнения. Все дневные впечатления нахлынули на него, и он стал доискиваться причин своего душевного волнения — сложносоч. пр. Придаточные: Когда Иван вечером вернулся домой (1); (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (можно удалить) (4)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Полина вышла к гостям на открытую веранду, и, пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом , она думала о том, как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты. «Полина вышла к гостям на открытую веранду, и она думала о том» — сложносочиненное. как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

28.По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

1 3 4 По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом, и если учесть разницу между новым и старым стилем, то дней на десять раньше, когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно, и когда выражает на сцене характер своего героя, то он обычно доходит до полного ощущения, что он и есть тот самый герой.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

30.Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

124 Наступила такая усталость, что, если бы даже не было приказания расположиться на отдых , люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Лиза пошла безлюдной площадью, и, когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника , она вспомнила, как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

124 Когда нужно было спешить в гимназию, Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата, и так как тот всегда двигался стремительно, то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 Когда художник жил в Крыму, он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и, если погода располагала к прогулкам , часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн. Он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн – простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая 3 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 Над Волгой уже синела летняя ночь, и когда мы оказались на берегу, то увидели, как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

134 В родительском доме всё было по-прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос. Придаточные части: «то это только оттого» и «что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос».

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

36.Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

234 Ганин вышел на берег и, когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов , ощутил пронзительно и ясно, как далеко от него тёплая громада родины. Ганин вышел на берег и ощутил пронзительно и ясно – простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

123 Князя в имении не ждали, так как никто не знал, приедет ли он, и поэтому его появление стало для всех неожиданностью . «Князя в имении не ждали, и поэтому его появление стало для всех неожиданностью» — сложносоч. предл.. Запятая 4 не ставится, иначе союз «и» ни к чему не относится. Придаточные части «так как никто не знал» и «приедет ли он».

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Люся была мягко настойчива, и, хотя вспомнить всё было трудно , постепенно старушка рассказала, как было дело. «Люся была мягко настойчива, и постепенно старушка рассказала» — сложное предложение. Придаточные: «хотя вспомнить всё было трудно», «как было дело». Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Рука его дрожала, и, когда Николай передавал лошадь коноводу, он чувствовал, как со стуком приливает кровь к сердцу. «Рука его дрожала, и он чувствовал» — сложное предложение. Придаточные: «когда Николай передавал лошадь коноводу» и «как со стуком приливает кровь к сердцу». Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

234 После замечаний инструктора ребята зашагали быстрее, и, когда стало смеркаться , до места ночлега оставалось всего три километра. Придаточные: «когда стало смеркаться». Запятая 3 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1234 Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы, и, чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент , мы часто ищем любые предлоги, которые могут хоть как-то оправдать наше безволие. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

42.На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

2345 На каменной террасе одного из самых красивых зданий города находились двое, и, пока тени неуклонно удлинялись , они смотрели, как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

43.Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

1234 Он продолжал путь, но, когда оставалось всего двенадцать вёрст , неожиданно шина свистнула и осела, потому что под колесо опять попал острый камушек. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

44.Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

1234 Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно, и, если бы Константинов не осознавал, что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу , он продолжал бы свои рассуждения. Запятая 2 ставится, т.к. выделенные придаточные (с последовательным подчинением) можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

45.

1245 Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

1-е придаточное: «Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной». Два предложения, соединенных союзом «и»: «он привычно наклонялся, и поэтому у всех актёров складывалось впечатление». 2 и 3-е придаточные: «что их художественный руководитель очень высокого роста, хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий».

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

46.Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

1234 Сестра попробовала рассказать Кити, о чём говорил доктор, но, хотя он говорил очень долго и очень складно , ей не удалось передать смысл сказанного им. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

47.После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

1234 После того как все гости разъехались, хозяйке захотелось побыть одной, и, когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей , она не стала удерживать сына. Два предложения, соединенных союзом «и»: «хозяйке захотелось побыть одной, и она не стала удерживать сына». Запятая 3-и ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

48.Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

125 Алексей был в окопе один, и, когда скрылись повозки и поле очистилось от пыли , он решил оглядеться вокруг. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить. Два однородных придаточных «когда скрылись повозки и поле очистилось от пыли» соединены союзом «И» — запятая (3) не ставится.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

49.Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

1234 Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену, и, когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями , ей стало радостно, оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями. Запятая 2 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

50.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1234 После того как прозвучал третий звонок, занавес дрогнул и медленно пополз вверх, и, как только публика увидела своего любимца , стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. Запятая 3 ставится, т.к. выделенное придаточное можно переставить или удалить.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

51.Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

1234 Старцев избегал разговоров, (1) и, (2) когда его приглашали откушать, (3) он садился, (4) и ел молча

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

52.Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

124 Пели нескончаемую песню комары, и, по мере того как сгущались сумерки и смолкали все другие звуки, до меня стал доноситься шум далёкого водопада. Два однородных предложения «по мере того как сгущались сумерки и смолкали все другие звуки».

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

53.Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

1345 Хорошо известно, что если спортсмен не тренируется регулярно, то , как бы он ни старался , хороших результатов ему не достичь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

54.Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

123 Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами, (1) и, (2) когда занавес распахнулся, (3) шумящая волна зала накрыла её.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

55.Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

124 Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго, (1) и, (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю, (4) он почувствовал облегчение. «когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю» — однородные придаточные.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

56.Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

124 Все гости разъехались, (1) хозяйке захотелось побыть одной, (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей, (4) то она не стала удерживать сына.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

57.Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

134 Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться, (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву, (3) то буду искренне рад с Вами увидеться, (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые. Трудный случай.

58.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

1234 Находим границы придаточного предложения (жирный шрифт): Длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато, а Тит медленными шагами начал заходить по следам , Левин точно так же пошёл по своему прокосу. Ставим запятую 4. Если возможна перестановка придаточного предложения, то ставим запятую 2: Длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато Левин точно так же пошёл по своему прокосу, когда ряд был дойдён до конца, а Тит медленными шагами начал заходить по следам.

Перед союзами «а» и «но» всегда ставится запятые (1 и 3).

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

59.До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

1234 До рассвета далеко, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, и, когда привыкнешь к ней, явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот. Возможна перестановка: До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот, когда привыкнешь к ней.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

60.Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

1234 Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и, когда все потихоньку вышли из светлицы , снова села за прялку.

Вариант 10

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. (2)Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

(3)Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы - единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, (….) сохраняется способность к мышлению.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.

2) Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы - единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.

3) Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.

4) Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.

5) Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

То есть Действительно

На самом деле Может быть Так как

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Источник, -а, м.

1. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный источник. Горячий источник.

2 .То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-н. Источник света. Источник всех зол. Сведения из верного источника.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

бухга´лтеров ждала´

ша´рфы дозво´нятся экспе´рт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Когда Димочку ОДЕВАЛИ на прогулку, он начинал капризничать: ему быстро становилось жарко в зимней одежде дома.

Он выгреб всю НАЛИЧНОСТЬ: денег на покупку не хватало.

Не все механизмы реформирования сельского хозяйства одинаково ДЕЙСТВЕННЫ.

Не я был ЗАЧИНЩИКОМ этого скандала.

Мать ОДЕЛА шаль на плечи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

Отряд ГУСАР много ЯСЛЕЙ будущие ВЫБОРЫ

МЕНЕЕ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТИ рублей ПОЕЗЖАЙТЕ завтра

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

2) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

3) Обнаружив в хижинах островитян деревянные таблички, это вызвало большую радость учёных-археологов.

4) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.

5) В одном из старинных домов, сохранившемся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

6) Все, кто любят поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

7) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

8) Обращаясь к творчеству Чехова, осознаёшь, что до какой степени человеческого достоинства в его произведениях человек.

9)Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

8. Определите слово , в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

соб..рутся заг..релый к..ммерсант

пер..одика см..гчение

9. Определите ряд , в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..конечный, ра..жалобить

о..гадать, .пре..писанный

об..скать, дез..нфекция

пр..старелый, пр..дел (желаний)

на..граться, под..грать

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И.

фланел..вый претерп..вая подстра..ваться

син..ватый выздоров..ть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

высуш..нный кол..шь

наследу..мый задерж..шься, использу..мый

12. Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

(Не) вдалеке от дома начинался лес.

(Не) зачем думать о плохом: всё будет хорошо.

Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь – две внутренне связанные темы пьесы.

Меня огорчило (не) вежливое замечание приятеля.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада.

ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО) ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ) ЧЕГО дом стал таким пустынным.

Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА) ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ) ТУДА в Европу.

Убеждение человека должно быть дорого (ПО) ТОМУ только, что оно истинно, но истинность иногда приходится доказывать (В) ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

15 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Трубецкой чувствовал себя уютно и в патриархальной Москве и в готической Праге и в сером Лондоне.

2) Вы всё ещё учитесь в университете или уже окончили его?

3) Виталий Петрович повесил на вешалку пальто и шляпу и снял ботинки.

4) В письме Владимир отказывался не только от наследства но и от всякой помощи со стороны отца.

5) Картины Шишкины известны как в нашей стране так и за рубежом.

16. Расставьте знаки препинания:

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) оказалась особенно близка Шишкину (3) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад.

По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

(По И. Новикову)

20. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.

2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.

3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем некоторых людей, стоящих на остановке.

4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки нарушил должностную инструкцию.

21 . В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в предложениях 14 – 25?

1) повествование

2) описание и рассуждение

3) повествование, описание и рассуждение

4) описание

22. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 8 2) 10 3) 20 4) 4

23. Среди предложений 19 – 26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Чтобы воссоздать гнетущую обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор использует такие тропы, как А_____ («промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»), Б____ («бинтами изморози», «скулы зданий»). В_____ в предложении 15 выступает как средство характеристики героев текста. Такой приём, как Г____ (предложе­ние 29), помогает подчеркнуть контраст между ликующим семейством и уныло оцепеневшей толпой».

Список терминов:

1) сравнительный оборот 2) ряд однородных членов 3) эпитеты 4) диалектизм 5) противопоставление 6) литота

7) лексический повтор 8) метафоры 9) парцелляция

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Ответы к варианту

10 вариант

Дозвонятся

Менее семидесяти пяти

Смягчение

Престарелый предел

подстраиваться

Задержишься

Не штукатуренными

Затем оттуда

Задание: произнесите правильно слова:

ЗАгнутый, сОгнутый, нАчатый, прИнятый.

КлАла, крАла, послАла, жилОсь.

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

2. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

Повторение. Знаки препинания

Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Вариант 1

1) На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

2) Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

3) Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

4) Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

5) На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

6) Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

7) Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

8) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

9) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Вариант 2

1.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

2.Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

3.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

4. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

5. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

6. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

7. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

8. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

9. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Вариант 3

1. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

2. Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

3. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

4. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

5. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

6. Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

7. После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

8. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

9. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Повторение. Орфография.

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А. (братья) маш..т тащ..щий (в гору) грохоч..щие (волны) (звезды) блещ..т (кузнечики) стрекоч..т 2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У. круж..щий (коршун) (волки) рыщ..т (друзья) выруч..т (факты) противореч..т (врачи) леч..т 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. (дорожки) обледене..т ду..щий (с моря) (ребята) тороп..тся руга..щиеся (попусту) пол..щий (сорняки) 4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. запиш..шь закручива..мый изуча..шь закле..вший накин..шь 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. встреч..нный закруч..нный исчезн..шь неотъемл..мый довер..вший 6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. суш..шь выстел..шь выскоч..шь независ..мый накорм..шь 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. вынес..шь немысл..мый увид..вший дремл..шь пропущ..нный 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. (слабо) вид..щий (родители) хлопоч..т колебл..щийся (на ветру) руб..щий (дрова) (манекены) крут..тся 9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. стел..шь увид..вший эконом..шь замасл..нный обиж..нный 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. (аудиторы) вычисл..т вер..щий (в добро) (котята) жмур..тся печал..щийся (о прошлом) следу..щий (день) 1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. обман..шься надыш..шься услыш..нный привстан..шь поруч..нный 2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. омыва..мый утрач..нный недвиж..мый дремл..шь закле..нный 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. вытерп..шь раскле..шь брош..нный выбел..шь повер..вший 4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. услыш..шь просе..нный подар..нный избав..шься опечал..вшийся 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. (они) донос..тся (они) бел..т вер..щий (они) стел..т гон..щий 6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. колебл..тся (ветки) стел..щийся (кустарник) (дети) просыпа..тся дремл..щие (гости) пен..щееся (море) 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. (поля) дремл..т завис..щий (от нас) кочу..щие (стада) бор..щийся (с врагом) стел..щийся (туман) 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. пол..щая (огород) вид..щий (насквозь) (гуси) щипл..т (траву) раду..щийся (гостю) кол..щий (предмет) 9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. узна..шь провер..нный раста..шь успоко..вший занима..мый 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. бормоч..шь закручива..мый колебл..мый выгруз..шь изуча..мое

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Вариант 1

1. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

2. Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

3. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

4. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

5. Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

6. До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

7. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

8. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

9. Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.