Русские народные сказки: Вольга Святославич.

Вольх Всеславьевич. А. П. Рябушкин. 1895 г.

Вольга Святославович - богатырь-оборотень, способный менять свой облик, а также разговаривать со зверями и птицами.

Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславь евич - одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.

Родителями богатыря были княжна Марфа Все славьевна и Змей. Причем тут важно понимать разницу между славянскими понятиями «змей» и «змея». Если последнее - это обозначение пресмыкающегося, то «змей» - мифологический персонаж, имеющий в облике только часть змеиных черт. Он способен изменять свою внешность. Возможно, именно от отца Вольга и получил редкий дар понимать речь животных да оборачиваться зверем.

ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ

Вольга Святославович. И. К. Тарнагурская

«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. - Прим. автора).

Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.

Богатырь-стихия . В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец - физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:

Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.

Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга - это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.

Богатырь-тотем . Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.

СТАНОВЛЕНИЕ БОГАТЫРЯ

Отличие от обычного человека у Вольги проявляется еще в младенчестве. Он растет «не по дням, а по часам» и просит у матери булатные латы, золотой шлем и свинцовую палку весом 300 пудов. Взрослому-то человеку не поднять подобной тяжести, а маленькому богатырю на тот момент нет и семи лет.

В скором времени Вольга уходит в обучение, а затем к волхвам, у которых перенимает искусство оборотничества. Но способность превращаться в зверя и птицу все же больше является даром, чем наукой. Можно предположить, что мудрецы специально дают богатырю знания, чтобы Вольга сумел управлять своими силами, или раскрывают в нем неизвестный ему самому потенциал.

В 12 лет Вольга набирает дружину общим счетом в 7000 грозных воинов и едет «добывать себе славы и богатства». Правда, удалые молодцы оказываются неспособными ни пичуги, ни зверя, ни рыбы на прокорм раздобыть. Богатырь, оборачиваясь то львом, то ловчей птицей, то щукой, запасает еду на все свое войско.

ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ

Прошел по Киеву слух о том, что индейский царь Салтык Ставрульевич собирается разорить стольный град. Отправился Вольга со своей дружиной упредить нападение. Но не так-то просто захватить вражеское царство. Для того чтобы разведать планы противника, Вольга оборачивается туром, добирается до города, затем проникает в него ясным соколом и подслушивает беседу царя с царицей. После юрким горностаем забирается в погреба и портит вражеское оружие - перекусывает тетиву луков, отламывает и прячет наконечники стрел.

Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.

Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.

Принять облик зверя можно было с помощью заговоров и обрядов («премудростей») или перекидыванием. Перекидывание было самым распространенным способом. Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, перекинувшись (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, 12 ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись против солнца.

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Борис Ольшанский. Волхв Всеславович

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.


Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Поход на Индийское царство


Борис Ольшанский.Поход Вольги

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.


Иллюстрация к былине "Вольга": обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Иллюстрация к былине "Вольга": царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна

Встреча с Микулой Селяниновичем


Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.


Иван Билибин.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.


Константин Васильев.Вольга

Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.

И умение понимать язык птиц, рыб и зверей.

Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.

Происхождение образа

В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.

Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв » (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).

На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий .

Основные сюжеты

1. Рождение богатыря

Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного

2. Поход на Индийское царство

Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя дружинников охотничьей дичью. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв , а в стенах города возвращает им человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

3. Встреча с Микулой Селяниновичем

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом , княжившим после Рюрика . Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию , а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический [почему? ] .

По В. Ф. Миллеру , к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком . По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим . Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от

Как из далеча было из чиста поля,
Из‑под белые березки кудревастыи,
Из‑под того ли с‑под кустичка ракитова,
А и выходила‑то турица златорогая,
И выходила то турица со турятами,
А и расходилися туры да во чистом поли,
Во чистом поле туры да со турицею.


По саду, саду по зеленому
Ходила‑гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с камени скочила на лютого на змея ‑
Обвивается лютый змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А в та поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля,
Стряслося славно царство Индейское,
А и синее море сколебалося
Для‑ради рожденья богатырского
Молода Волха Всеславьевича;


Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть‑матереть;
Похотелося Вольги много мудрости:
Щукой‑рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей‑соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.

А как падала погодушка да со синя моря,
А со синя морюшка с Корсуньского
А со дожжами‑то, с туманами.
А в ту‑ту погоду синеморскую
Заносила тут неволя три черненых три‑то карабля
Что под тот под славен городок под Корсунь жа,
А во ту‑то всё гавань всё в Корсуньскую.


У князя было у Владимира,
У киевского солнышка Сеславича
Было пированьице почестное,
Честно и хвально, больно радышно
На многи князья и бояра,
На сильных могучих богатырей.
В полсыта бояра наедалися,
В полпьяна бояра напивалися,
Промеж себя бояра похвалялися:
Сильн‑ат хвалится силою,
Богатый хвалится богатеством;
Купцы‑те хвалятся товарами,
Товарами хвалятся заморскими;
Бояра‑та хвалятся поместьями,
Они хвалятся вотчинами.

У ласкова князя Владимира
У солнышка у Сеславьича
Было столованье – почестный пир
На многих князей, бояров
И на всю поляницу богатую,
И на всю дружину на храбрую.
Он всех поит и всех чествует,
Он‑де всем‑де, князь, поклоняется;
И в полупиру бояре напивалися,
И в полукушаньях наедалися.
Князь по гриднице похаживат,
Белыми руками помахиват,
И могучими плечами поворачиват,
И сам говорит таковы слова:


Во стольном‑то городе во Киеве
Да у ласкового князя да у Владимира,
У ёго было пированье, да был почестен пир.
А и было на пиру у ёго собрано:
Князья и бояра, купцы‑гости торговы
И сильны могучи богатыри,
Да все поляницы да преудалые.
Владимир‑от князь ходит весел‑радостен,
По светлой‑то гридне да он похаживает,
Да сам из речей да выговаривает:
«Уж вы ой еси, князи да нонче бояра,
Да все же купцы‑гости торговые,
Вы не знаете ли где‑ка да мне обручницы,
Обручницы мне‑ка да супротивницы,
Супротивницы мне‑ка да красной девицы:
Красотой бы красна да ростом высока,
Лицо‑то у ней да было б белый снег,
Очи у ней да быв у сокола,
Брови черны у ей да быв два соболя,
А реснички у ей да два чистых бобра?»
Тут и больш‑от хоронится за среднего,
Да средн‑ет хоронится за меньшего:

Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди‑тко на гору сорочинскую,
Не топчи‑тко там ты малыих змеенышев,
Не выручай же полону там русского,
Не куплись‑ка ты во матушке Пучай‑реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Из‑за первоя же струйки как огонь сечет,
Из‑за другой же струйки искра сыплется,
Из‑за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью».
Молодой Добрыня сын Никитинич
Он не слушал да родители тут матушки,
Честной вдовы Офимьи Александровной,
Ездил он на гору сорочинскую,
Топтал он тут малыих змеенышков,
Выручал тут полону да русского.
Тут купался да Добрыня во Пучай‑реки,
Сам же тут Добрыня испроговорил:
«Матушка Добрынюшке говаривала,
Родная Никитичу наказывала.


Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть матереть;

Похотелося Вольги много мудрости:

Щукой рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей соколом летать под оболока,

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Уходили все рыбы во синие моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темные леса.

Как стал тут Вольга растеть матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцов да без единого,

А сам то был Вольга во тридцатыих.

Собирал себе жеребчиков темно кариих,

Темно кариих жеребчиков, нелегченыих.

Вот посели на добрых коней, поехали,

Поехали к городам да за получкою.

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали во чистом поле оратая:

Сошка у оратая поскрипливает,

Омешки но камешкам почиркивают.

Ехали то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Они ехали да ведь и другой день,

Другой день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

А омешки по камешкам почиркивают.

Тут ехали они третий день,

А третий день ещё до пабедья,

А наехали в чистом поле оратая:

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенье, коренья вывертывает,

А большие то каменья в борозду валит,

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя;

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати,

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит то Вольга таковы слова:

«Божья помочь тебе, оратай оратаюшко,

Орать, да пахать, да крестьяновати,

А бороздки тебе да пометывати,

А пенья, коренья вывертывати,

А большие то каменья в борозду валить!»

Говорит оратай таковы слова:

«Поди ка ты, Вольга Святославович,

Мне ка надобно Божья помочь крестьяновати!

А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?»

«Как пожаловал меня да родный дядюшка,

Родной дядюшка да крестный батюшка,

Ласковый Владимир стольнекиевский,

Тремя ли городами со крестьянами

Первыим городом Курцовцем,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем;

Теперь еду к городам да за получкою».

Там живут то мужички да всё разбойнички,

Они подрубят то сляги калиновы,

Да потопят тя в реку да во Смородину.

Я недавно там был в городе, третьего дни,

Закупил я соли цело три меха,

Каждый мех то был ведь по сту пуд,

А сам я сидел то сорок пуд,

А тут стали мужички с меня грошов просить;

Я им стал то ведь грошов делить,

А грошов то стало мало ставиться,

Мужичков то ведь да больше ставится.

Потом стал то я их ведь отталкивать,

Стал отталкивать да кулаком грозить,

Положил тут их я ведь до тысячи;

Который стоя стоит, тот сидя сидит,

Который сидя сидит, тот и лежа лежит».

Тут проговорил ведь Вольга Святославович:

«Ай же ты, оратай оратаюшко!

Ты поедем ка со мною во товарищах».

А тут ли оратай оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул

Они сели на добрых коней, поехали.

А грива то у нее да завивается,

У оратая кобыла ступыб пошла,

У оратая кобыла грудью пошла,

А Вольгин конь да оставается.

Говорит оратай таковы слова:

«Я оставил сошку во бороздочке

Не для ради прохожего проезжего:

Маломожный то наедет – взять нечего,

А богатый – тот наедет, не позарится,

– А для ради мужичка да деревенщины.

Как бы сошку из земельки повыдернути,

Из омешиков бы земельку повытряхнути,

Да бросить сошку за ракитов куст?»

Тут ведь Вольга Святославович

Как бы сошку из земли да повыдернули,

Приезжает дружинушка хоробрая,

Пять молодцев да ведь могучиих,

Ко той ли ко сошке кленовенькой;

А не могут сошки из земли поднять,

Тут молодой Вольга Святославович

Посылает он дружинушку хоробрую,

Целыим он да ведь десяточком.

Они сошку за обжи вокруг вертят,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросить сошки за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович

Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку из земли повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

Они сошку за обжи вокруг вертят,

А не могут сошки из земли выдернуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросить сошки за ракитов куст.

Тут оратай оратаюшко

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой;

Он брал то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали.

Как хвост то у ней расстилается,

А грива то у ней да завивается.

У оратая кобыла ступью пошла,

А Вольгин конь да ведь поскакивает.

У оратая кобыла грудью пошла,

А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,

Колпаком он стал да ведь помахивать:

«Ты постой ка ведь, оратай оратаюшко!

За эту кобылу пятьсот бы дали».

Тут проговорил оратай оратаюшко:

«Ай же глупый ты, Вольга Святославович!

Я купил эту кобылу жеребеночком,

Жеребеночком да из под матушки,

Заплатил за кобылу пятьсот рублей;

Как бы этая кобыла коньком бы была,

За эту кобылу цены не было бы».

Тут проговорит Вольга Святославович:

«Ай же ты, оратай оратаюшко!

Как то тебя да именем зовут,

Нарекают тебя да по отечеству?»

Тут проговорил оратай оратаюшко:

«Ай же ты, Вольга Святославович!

Я как ржи то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу,

А я пива наварю да мужичков напою,

А тут станут мужички меня похваливати:

«Молодой Микула Селянинович!»

Тут приехали ко городу ко Курцевцу,

Стали по городу похаживати,

Стали города рассматривати,

А ребята то стали поговаривати:

«Как этот третьего дни был да мужичков он бил!»

А мужички то стали собиратися,

Собиратися они да думу думати:

Как бы прийти да извинитися,

А им низко бы да поклонитися.

Тут проговорил Вольга Святославович:

«Ай же ты, Микула Селянинович!

Я жалую от себя тремя городами со крестьянами.

Оставайся здесь да ведь наместником,

Получай ка ты дань да ведь грошовую».