С ногих полей лежит колючий снег. Анализ стихотворения жизнь пронеслась без явного следа фета

Афанасий Афанасьевич Фет

Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась — кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью — всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.

Афанасий Фет

Тесную связь поэзии и философии Фет осознал еще в студенческие годы, находя ее примеры в творчестве любимых авторов - Гете и Шиллера. Чуть позже Афанасий Афанасьевич сильно хотел заняться изучением трудов Канта, но время не позволяло - значительную часть жизни забирала военная служба. Уделять должное внимание философии поэт смог только, начиная с 1860-х годов. При этом в первую очередь его интересовали уже не работы Канта, а творчество еще одно великого немецкого философа - Артура Шопенгауэра. Фет даже занимался переводами некоторых его книг на русский язык. Наибольшее влияние пессимистические идеи франкфуртского мыслителя оказали на позднюю лирику Афанасия Афанасьевича. В последние годы поэт нередко называл основным содержанием жизни страдание, видел спасение только в искусстве, способном увести человека в мир чистой красоты и радости. Нравственность Фет причислял к низшим понятиям. По его мнению, ее не должна касаться высшая поэзия. Кроме того, Афанасий Афанасьевич освобождал художника от требований морали, провозглашая человека творческого слугой исключительно красоты.

Частично мировоззрение Фета последних лет нашло отражение в стихотворении «Жизнь пронеслась без явного следа…», написанном в 1884 году. Основная мысль произведения проговаривается в первой же строке. Лирический герой утверждает бессмысленность собственного существования. Интересно, что перед читателями предстает не юноша, ведь молодым людям часто свойственно разочарование в жизни, а человек, готовящийся вскоре войти в последнюю дверь. Герой достаточно видел, достаточно почувствовал. Вот только ответить на важнейший философский вопрос ему так и не удалось: в чем смысл жизни? Душа его рвалась неизвестно куда, не зная маршрута, не имея заранее установленной цели. Странно, что в качестве возможного смысла жизни лирический герой не предлагает любовь, все-таки в творчестве Фета интимная поэзия занимала одно из главных мест. Стоит хотя бы вспомнить строчку из стихотворения «Старые письма»: «…Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!».

Во второй строфе произведения «Жизнь пронеслась без явного следа…» появляется описание природы. Чтобы проиллюстрировать мысль, высказанную в первом четверостишии, Фет прибегает к яркому сравнению. Колючий снег, летящий с нагих полей и оседающий глубокой и холодной постелью в лесной глуши, сопоставляется с мечтами, с «буйством первых дней», подходящими к последнему новоселью.

Произведение относится к поздней лирике поэта и по жанровой направленности представляет собой философское произведение.

Основной тематикой стихотворения являются авторские размышления о смысле человеческого существования.

Создание стихотворение происходит у поэта под влиянием трудов великих мировых философов Шиллера, Гете, Канта, а также Шопенгауэра, переводами работ которого занимается в своей творческой деятельности, помимо поэзии, автор, изучая тесную связь поэзии и философской науки. Поэтому произведение отличается пессимистическим настроением, поскольку основным жизненным содержанием поэт считает страдания человека, спасением от которых может быть лишь искусство, уводящего людей в царство чистой красоты и беспечной радости. Отличительной особенностью мировоззрения поэта становится причисление нравственности к низшему понятийному разряду, недостойному упоминанию в высшей поэзии, поэтому поэт освобождает художников от соблюдения моральных требований, причисляя творческого человека к рангу слуги, прославляющего исключительно красоту.

Композиционная структура стихотворения «Жизнь пронеслась без явного следа…» представлена двенадцатью строками, составляющими два шестистишия в виде двух частей, повествование в которых осуществляется от лица лирического героя, выражающего мысль о бессмысленности собственного жизненного существования уже в первых строках произведения. При этом лирический герой представляется автором не в образе юноши, которому свойственно ощущение жизненного разочарования, а в качестве человека, готовящегося к уходу и человеческой жизни.

Образ лирического героя в первой части сюжетной линии стихотворения имеет богатый жизненный опыт, выражающийся в его видении и пережитых чувствах, однако сущность жизненного смысла остается для героя не познанной, поскольку поэтическая судьба лишена четких, установленных целей, а души творца мечется и рвется в разные стороны по неизведанным маршрутам.

Стихотворным размером стихотворения «Жизнь пронеслась без явного следа…» поэт выбирает форму пятистопного ямба с чередованием мужских и женских рифм, а также применяя двухсложную стопу с ударением на втором слоге.

Вторая часть стихотворения представляет собой описание природной картины, однако, используя в качестве средств художественной выразительности яркие сравнения, поэт иллюстрирует мысль первого шестистишия в виде колючего снега, летящего с опустевшего обнаженного поля и оседающего мрачным слоем холода в лесах, сопоставляя его с мечтами буйства первой молодости.

Анализ подробнее

Афанасий Фет еще в то время, когда был студентом, осознал, что между поэзией и философией существует достаточно тесная связь. Он находил примеры данной взаимосвязи в творчестве Гете и Шиллера, которые являлись любимыми авторами Фета. Во время службы в армии, автор не мог уделять должное внимание философии и исследованию философии, но с 1860-х годов он начинает подробное исследование, его уже не интересуют работы Канта, а больше он интересовался работами Шопенгауэра, популярного и великого философа с немецкими корнями. При это автор уверен, что мораль не затрагивает произведения, в первую очередь она должна точно и тонко описывать происходящие движения в душе.

Стихотворение «Жизнь пронеслась без явного следа…», которое было написано в 1884 году, частично отображает мыслительный настрой Афанасия Фета. Лирический герой еще в первых строчках говорит о том, что жизнь фактически бессмысленна. При этом создается частичное противоречие, лирическим героем является не молодой человек, которому свойственно разочарование в жизни, а достаточно пожилой человек. Это можно понять из того, что герой собирается войти в последнюю дверь.

За прожитое время герой достаточно повидал, но не смог ответить на главный философский вопрос, он ищет ответ: в чем настоящий смысл жизни? Его внутренний человек рвется в неизвестном состоянии, у него нет настоящей установленной цели.

При этом герой не предлагает в качестве варианта ответа любовь, несмотря на то, что данная тема занимает одно из ключевых мест в лирике Афанасия Фета. Во второй строфе автор начинает описание окружающего мира, при этом он старается данными строчками проиллюстрировать описанное в первой части стихотворения.

Так же и сам Афанасий Фет на протяжении всей жизни искал ответ на поставленный вопрос. Он часто винит себя за сделанный выбор. Он предпочел финансовое благополучие вместо настоящей любви. Внутри него живет сильное чувство, которое также заставляет его чувствовать вину за произошедшее. Кроме того, он не может изменить свой выбор и вернуться в прошлое, которое постоянно его фактически мучает.

Он никогда не сможет найти ответы на философские вопросы, которые будут мучать его и вскоре приведут к глубокому депрессивному состоянию, из которого автор не сможет выйти и вскоре умрет, так и не найдя ответов.

Анализ стихотворения Жизнь пронеслась без явного следа по плану

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств

  • «Жизнь пронеслась без явного следа…» Афанасий Фет

    Жизнь пронеслась без явного следа.
    Душа рвалась — кто скажет мне куда?
    С какой заране избранною целью?
    Но все мечты, всё буйство первых дней
    С их радостью — всё тише, всё ясней
    К последнему подходят новоселью.

    Так, заверша беспутный свой побег,
    С нагих полей летит колючий снег,
    Гонимый ранней, буйною метелью,
    И, на лесной остановясь глуши,
    Сбирается в серебряной тиши
    Глубокой и холодною постелью.

    Анализ стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…»

    Тесную связь поэзии и философии Фет осознал еще в студенческие годы, находя ее примеры в творчестве любимых авторов – Гете и Шиллера. Чуть позже Афанасий Афанасиевич сильно хотел заняться изучением трудов Канта, но время не позволяло – значительную часть жизни забирала военная служба. Уделять должное внимание философии поэт смог только, начиная с 1860-х годов. При этом в первую очередь его интересовали уже не работы Канта, а творчество еще одно великого немецкого философа – Артура Шопенгауэра. Фет даже занимался переводами некоторых его книг на русский язык. Наибольшее влияние пессимистические идеи франкфуртского мыслителя оказали на позднюю лирику Афанасия Афанасиевича. В последние годы поэт нередко называл основным содержанием жизни страдание, видел спасение только в искусстве, способном увести человека в мир чистой красоты и радости. Нравственность Фет причислял к низшим понятиям. По его мнению, ее не должна касаться высшая поэзия. Кроме того, Афанасий Афанасиевич освобождал художника от требований морали, провозглашая человека творческого слугой исключительно красоты.

    Частично мировоззрение Фета последних лет нашло отражение в стихотворении «Жизнь пронеслась без явного следа…», написанном в 1884 году. Основная мысль произведения проговаривается в первой же строке. Лирический герой утверждает бессмысленность собственного существования. Интересно, что перед читателями предстает не юноша, ведь молодым людям часто свойственно разочарование в жизни, а человек, готовящийся вскоре войти в последнюю дверь. Герой достаточно видел, достаточно почувствовал. Вот только ответить на важнейший философский вопрос ему так и не удалось: в чем смысл жизни? Душа его рвалась неизвестно куда, не зная маршрута, не имея заранее установленной цели. Странно, что в качестве возможного смысла жизни лирический герой не предлагает любовь, все-таки в творчестве Фета интимная поэзия занимала одно из главных мест. Стоит хотя бы вспомнить строчку из стихотворения «Старые письма»: «…Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!».

    Во второй строфе произведения «Жизнь пронеслась без явного следа…» появляется описание природы. Чтобы проиллюстрировать мысль, высказанную в первом четверостишии, Фет прибегает к яркому сравнению. Колючий снег, летящий с нагих полей и оседающий глубокой и холодной постелью в лесной глуши, сопоставляется с мечтами, с «буйством первых дней», подходящими к последнему новоселью.

    Тесную связь поэзии и философии Фет осознал еще в студенческие годы, находя ее примеры в творчестве любимых авторов – Гете и Шиллера. Чуть позже Афанасий Афанасиевич сильно хотел заняться изучением трудов Канта, но время не позволяло – значительную часть жизни забирала военная служба. Уделять должное внимание философии поэт смог только, начиная с 1860-х годов. При этом в первую очередь его интересовали уже не работы Канта, а творчество еще одно великого немецкого философа – Артура Шопенгауэра. Фет даже занимался переводами некоторых его книг на русский язык.

    Наибольшее влияние пессимистические идеи франкфуртского мыслителя оказали на позднюю лирику Афанасия Афанасиевича. В последние годы поэт нередко называл основным содержанием жизни страдание, видел спасение только в искусстве, способном увести человека в мир чистой красоты и радости. Нравственность Фет причислял к низшим понятиям. По его мнению, ее не должна касаться высшая поэзия. Кроме того, Афанасий Афанасиевич освобождал художника от требований морали, провозглашая человека творческого слугой исключительно красоты.

    Частично мировоззрение Фета последних лет нашло отражение в стихотворении “Жизнь пронеслась без явного следа…”, написанном в 1884 году. Основная мысль произведения проговаривается в первой же строке. Лирический герой утверждает бессмысленность собственного существования. Интересно, что перед читателями предстает не юноша, ведь молодым людям часто свойственно разочарование в жизни, а человек, готовящийся вскоре войти в последнюю дверь.

    Герой достаточно видел, достаточно почувствовал. Вот только ответить на важнейший философский вопрос ему так и не удалось: в чем смысл жизни? Душа его рвалась неизвестно куда, не зная маршрута, не имея заранее установленной цели. Странно, что в качестве возможного смысла жизни лирический герой не предлагает любовь, все-таки в творчестве Фета интимная поэзия занимала одно из главных мест. Стоит хотя бы вспомнить строчку из стихотворения “Старые письма”: “…Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!”.

    Во второй строфе произведения “Жизнь пронеслась без явного следа…” появляется описание природы. Чтобы проиллюстрировать мысль, высказанную в первом четверостишии, Фет прибегает к яркому сравнению. Колючий снег, летящий с нагих полей и оседающий глубокой и холодной постелью в лесной глуши, сопоставляется с мечтами, с “буйством первых дней”, подходящими к последнему новоселью.

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. В лирике Фета главную роль играют три темы – искусство, природа и любовь. Вещи и явления более приземленные Афанасий Афанасиевич...
    2. Фет – ярчайший представитель “чистого искусства” в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от...
    3. Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные...
    4. Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила...