Старинный город Венёв: Источник Двенадцать ключей.

Здесь Вера и Праведность, Лики и свечи.
Здесь входит Сегодня в священную вечность.
Как связь всех времен, журчит, не смолкая,
Как светлая память, вода ключевая.

Приветствую вас, друзья! Я очень давно не писала в этот раздел, и вот, наконец. Мне прислали часть фото и можно продолжить наполнять категорию «Святые источники».

Есть в Тульской области, в Веневском районе, на левом берегу речки Веневки, недалеко от деревни Свиридово одно замечательное место - Святой источник. Я бы даже сказала, целый комплекс. Называется он - Двенадцать ключей. Вот о нем речь и пойдет.

Хочется вспомнить легенды и историю этого места. Ну, и само собой, собственные впечатления от одной из поездок (правда, была я там давненько, но черновые тексты сохранились). Начну, пожалуй, с легенды (хотя, когда набираешь в поисковике «12 ключей» то статьи о ней на первых позициях).

12 ключей, предание о 12 братьях

Когда-то, давным-давно (еще в 14 веке) в деревне Свиридово (что на Свиридовой горе) жил деревенский староста, звали его (все правильно) Свирид. Было у него 12 сыновей.

В те неспокойные времена (1380 год) собирал свое войско Дмитрий Донской, чтобы свергнуть татарское иго. Из деревень забирали каждого десятого мужчину, способного держать копье и меч.

Не миновала эта участь и Свиридово. Стали мужики тянуть жребий, и выпал он сыновьям старосты. Причем, по стечению обстоятельств, сразу всем двеннадцати. В общем, отправились братья на поле брани. Там и полегли в битве, все до одного. Самый младший же, умирая, прикрыл собой знамя русское.

Когда об этом узнал князь, то повелел отправить тела братьев обратно в родную деревню. Похоронили их всех там, где речка Веневка встречается с Осетром, на вершине холма.

Безутешен был отец в горе своем, сильно он оплакивал сыновей своих. И случилось чудо, однажды у подножья холма, на котором братьев похоронили, забил источник, в котором насчитали 12 ключей.

Примечательные факты

Этот родник с самых древних времен считается местом особенным, чудесным. Со своей определенной историей.

  1. Так, когда-то в этих местах было языческое капище, посвященное Ивану Купале. В каждую купальскую ночь здесь устраивались праздничные гуляния.
  2. Еще в 19 веке были записи о том, что в этом месте стояла часовня во имя Иоанна Предтече, а его культ отожествлялся с культом Ивана Купалы. Святилище с бородатых времен было Купальским. Им, к моей великой радости, и осталось (с поправкой на современность, конечно).
  3. Спустя сотни лет, в эту ночь (24 июня по старому стилю и 7 июля по новому) сюда тянутся люди и делают небольшое подношение духам природы в виде ленточки, привязанной к склонившимся к воде ветвям деревьев.
  4. На холме, под которым бьет этот источник, велись археологические раскопки, и было найдено 14 захоронений 12-14 веков.
  5. Недалеко от Двенадцати ключей обнаружены остатки оборонительных укреплений, так называемые Грабороновы ворота (но о них в следующих статьях).
  6. С 2006 года тут проходит ежегодный региональный фестиваль, который так и называется 12 ключей. Колоритный фестиваль, с ярмарками народных мастеров, с кострами, танцами-плясками, с выступлениями коллективов народного творчества и так далее.

Двенадцать ключей сегодня

Знаете, мне многие уголки Тульской области нравятся, почти в каждом из них есть какая-то своя красота и что-то интересное. Но в 12 ключей я просто влюбилась.

Время для поездки было выбрано не случайно (именно купальская ночь). Я люблю этот праздник, в нем есть что-то по-настоящему родное. Короче говоря, приехали мы на источник за полдень уже. Погуляли, пофотографировали, на людей посмотрели, а их там не так уж и мало было (кое-кто уже успел разбить палатку) и уехали обратно в Венев (время позволяло, а у нас там кое-какие дела остались). Обратно вернулись уже вечером.

Потрясающее место. Там и днем-то красиво, а вечером так вообще - благодать! Вымощенная каменной плиткой дорожка ведет в аккурат к купели. Вдоль этой дрожки расположены плиты, на которых написаны двенадцать добродетелей:

    Любовь. Где любовь, там Бог пребывает.

    Правда. От смерти избавляет.

    Милость. Самого Бога дело.

    Чистота. К Богу присоединяет.

    Труды. Телу честь — душе спасенье.

    Послушание. Скорый путь ко спасению.

    Смирение. Его же сам сатана трепещет.

    Неосуждение. Без труда спасение.

    Воздержание. Ему же нести заповеди.

    Рассуждение. Выше всех добродетелей.

    Покаяние. Радость Богу и ангелам его.

    Молитва. С постом, с Богом соединяет.

Правда, даже слова красивые?

Святой источник удачно расположен: мыс, образуемый руслами Веневки и Сухого Осетра, подпирается горкой, под которой бьет родник. Эта треугольная площадка - идеальное место для водного святилища. Она как будто под защитой холмов. Укромное и тихое место.

Поодаль от купели установлены лавочки и качели - высокая металлическая штукенция, к которой прицеплено бревно. Так что желающие могут расслабиться сидя на лавочке и наслаждаясь пейзажами.

Мои впечатления

Вы не представляете, какое это чудо, сидеть на качелях, дышать свежим воздухом, чувствовать, как прохладный ветерок касается щеки. Слушать журчание воды и смотреть, на закатное солнце медленно уползающие за холмы. Солнце уползает...а после него по небу разливается светящийся оранжевый след. Это великолепное, чарующее зрелище.

Не знаю я, что такого в этом месте, может и правда энергетика какая, может все это вода (говорят, болезни лечит), может ночь такая выбрана была, но заряд энергии я получила необыкновенный.

В общем, прежде, чем попрощаться, все таки посоветую вам посетить 12 ключей. Вряд ли вы пожалеете от этом.

Всего вам доброго, друзья.

Средневековые алхимические гравюры, пожалуй, один из наиболее загадочных и таинственных феноменов в изобразительном искусстве. Сегодня мы попытаемся рассмотреть самую неоднозначную книгу темных веков, трактат «12 ключей мудрости» — алхимика Басилия Валентина (Basilius Valentinus). Данная работа была переведена и расшифрована ученым лингвистом Эженом Канселье в ХIХ веке. Ценность перевода заключается, в первую очередь, в том, что мы можем хотя бы частично узнать о смысле и назначении того или иного символа. У нас есть уникальная возможность разгадать составные древних химических рецептов.

И так, «Первый ключ». Тут мы можем наблюдать процесс приготовления исходной материи для Великого деяния. Образ «короля» — это золото очищают, которое очищают сурьмой, изображенной в виде волка. Королева же, обычно символизирует серебро, которое подвергают купеляцией со свинцом, изображенным в виде старца.

«Второй ключ». На рисунке изображен юноша Меркурий — это ртуть, объединяющий символы Солнца (золота) и Луны (серебра). Жезлы с переплетенными змеями — дополнительный символ объединения, они ведут свое начало еще от греческой мифологии. Корона юноши говорит о том, что он — сын короля, тогда, как крылья определяют его как дух Ртути, присущий и сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни, символизируют необходимость чистоты исходных ингредиентов, в чем — залог успеха в соединении.

«Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения из раствора. Если второй ключ относится к одному из алхимических начал — ртутному, то третий связывается с другим началом — серным, т.е. приготовление огненной серы.

Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует воскрешение. Кажется, что в алхимических процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется, но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча — символ ещё не угасающей жизни. Текст говорит: «Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».

Венера и Вулкан — два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры — чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации, о чём свидетельствует его огненное дыхание. Своими мехами он раздувает печь. Если верить Валентину, то необходимо последующее затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев, угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из него летучий дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь.

Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания, хотя может быть и сплавления, с отводом летучих веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ — основной смысл этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность соотношений — залог истинного состава».

Вода в окружении четырех времен года. Солнце — источник тепла, оплодотворяющего землю, — мир земель, или веществ, а так же тепла, отпускаемого неодинаково, — в зависимости от времени года.

Снова тема смерти и воскресения: материя Великого деяния, помещённая в термически закрытый сосуд — Философское Яйцо, а он являет собой символ Вселенной, умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт, лжеадепт попадает в «молоко».

Повреждённый свинец, должен уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы короля-триумфатора». Три змеи, заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу, соль.

В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника: «Я рождён мужчиной и женщиною вместе» — свидетельствует о мужско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-серный состав философского камня.

Орфей, его бездетная жена Эвридика и вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с левой стороны её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя». «Яснее не скажешь», — комментирует сам Валентин.

Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай втечении двенадцати часов. Когда же расплавится, грей ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Басилий Валентин двенадцатую стадию — венец алхимического рукотворения. Все представленные гравюры выполнены Маттеусом Мериан Старшим.

Здесь Вера и Праведность, Лики и свечи.
Здесь входит Сегодня в священную вечность.
Как связь всех времен, журчит, не смолкая,
Как светлая память, вода ключевая.

Приветствую вас, друзья! Я очень давно не писала в этот раздел, и вот, наконец. Мне прислали часть фото и можно продолжить наполнять категорию «Святые источники».

Есть в Тульской области, в Веневском районе, на левом берегу речки Веневки, недалеко от деревни Свиридово одно замечательное место - Святой источник. Я бы даже сказала, целый комплекс. Называется он - Двенадцать ключей. Вот о нем речь и пойдет.

Хочется вспомнить легенды и историю этого места. Ну, и само собой, собственные впечатления от одной из поездок (правда, была я там давненько, но черновые тексты сохранились). Начну, пожалуй, с легенды (хотя, когда набираешь в поисковике «12 ключей» то статьи о ней на первых позициях).

12 ключей, предание о 12 братьях

Когда-то, давным-давно (еще в 14 веке) в деревне Свиридово (что на Свиридовой горе) жил деревенский староста, звали его (все правильно) Свирид. Было у него 12 сыновей.

В те неспокойные времена (1380 год) собирал свое войско Дмитрий Донской, чтобы свергнуть татарское иго. Из деревень забирали каждого десятого мужчину, способного держать копье и меч.

Не миновала эта участь и Свиридово. Стали мужики тянуть жребий, и выпал он сыновьям старосты. Причем, по стечению обстоятельств, сразу всем двеннадцати. В общем, отправились братья на поле брани. Там и полегли в битве, все до одного. Самый младший же, умирая, прикрыл собой знамя русское.

Когда об этом узнал князь, то повелел отправить тела братьев обратно в родную деревню. Похоронили их всех там, где речка Веневка встречается с Осетром, на вершине холма.

Безутешен был отец в горе своем, сильно он оплакивал сыновей своих. И случилось чудо, однажды у подножья холма, на котором братьев похоронили, забил источник, в котором насчитали 12 ключей.

Примечательные факты

Этот родник с самых древних времен считается местом особенным, чудесным. Со своей определенной историей.

  1. Так, когда-то в этих местах было языческое капище, посвященное Ивану Купале. В каждую купальскую ночь здесь устраивались праздничные гуляния.
  2. Еще в 19 веке были записи о том, что в этом месте стояла часовня во имя Иоанна Предтече, а его культ отожествлялся с культом Ивана Купалы. Святилище с бородатых времен было Купальским. Им, к моей великой радости, и осталось (с поправкой на современность, конечно).
  3. Спустя сотни лет, в эту ночь (24 июня по старому стилю и 7 июля по новому) сюда тянутся люди и делают небольшое подношение духам природы в виде ленточки, привязанной к склонившимся к воде ветвям деревьев.
  4. На холме, под которым бьет этот источник, велись археологические раскопки, и было найдено 14 захоронений 12-14 веков.
  5. Недалеко от Двенадцати ключей обнаружены остатки оборонительных укреплений, так называемые Грабороновы ворота (но о них в следующих статьях).
  6. С 2006 года тут проходит ежегодный региональный фестиваль, который так и называется 12 ключей. Колоритный фестиваль, с ярмарками народных мастеров, с кострами, танцами-плясками, с выступлениями коллективов народного творчества и так далее.

Двенадцать ключей сегодня

Знаете, мне многие уголки Тульской области нравятся, почти в каждом из них есть какая-то своя красота и что-то интересное. Но в 12 ключей я просто влюбилась.

Время для поездки было выбрано не случайно (именно купальская ночь). Я люблю этот праздник, в нем есть что-то по-настоящему родное. Короче говоря, приехали мы на источник за полдень уже. Погуляли, пофотографировали, на людей посмотрели, а их там не так уж и мало было (кое-кто уже успел разбить палатку) и уехали обратно в Венев (время позволяло, а у нас там кое-какие дела остались). Обратно вернулись уже вечером.

Потрясающее место. Там и днем-то красиво, а вечером так вообще - благодать! Вымощенная каменной плиткой дорожка ведет в аккурат к купели. Вдоль этой дрожки расположены плиты, на которых написаны двенадцать добродетелей:

    Любовь. Где любовь, там Бог пребывает.

    Правда. От смерти избавляет.

    Милость. Самого Бога дело.

    Чистота. К Богу присоединяет.

    Труды. Телу честь — душе спасенье.

    Послушание. Скорый путь ко спасению.

    Смирение. Его же сам сатана трепещет.

    Неосуждение. Без труда спасение.

    Воздержание. Ему же нести заповеди.

    Рассуждение. Выше всех добродетелей.

    Покаяние. Радость Богу и ангелам его.

    Молитва. С постом, с Богом соединяет.

Правда, даже слова красивые?

Святой источник удачно расположен: мыс, образуемый руслами Веневки и Сухого Осетра, подпирается горкой, под которой бьет родник. Эта треугольная площадка - идеальное место для водного святилища. Она как будто под защитой холмов. Укромное и тихое место.

Поодаль от купели установлены лавочки и качели - высокая металлическая штукенция, к которой прицеплено бревно. Так что желающие могут расслабиться сидя на лавочке и наслаждаясь пейзажами.

Мои впечатления

Вы не представляете, какое это чудо, сидеть на качелях, дышать свежим воздухом, чувствовать, как прохладный ветерок касается щеки. Слушать журчание воды и смотреть, на закатное солнце медленно уползающие за холмы. Солнце уползает...а после него по небу разливается светящийся оранжевый след. Это великолепное, чарующее зрелище.

Не знаю я, что такого в этом месте, может и правда энергетика какая, может все это вода (говорят, болезни лечит), может ночь такая выбрана была, но заряд энергии я получила необыкновенный.

В общем, прежде, чем попрощаться, все таки посоветую вам посетить 12 ключей. Вряд ли вы пожалеете от этом.

Всего вам доброго, друзья.

Первым делом подписала письмо против строительства цементного завода.

Четыре года венёвцы ведут борьбу за свой экологически чистый пленэр. 28 июня состоится очередной митинг. Вот мой небольшой вклад.

Даже под Богородицком это лекарственное растение, изображенное на гербе и давшее название городу, уже редкость. А на косогоре у Двенадцати ключей трава нашей святой покровительницы и заступницы растёт. Там и собираю, пока цементной пылью не засыпали.

К сожалению, в этот раз собрать ничего не удалось, т.к. вместе с нами на фестиваль пришел дождь. В связи с чем родилась новая тульская примета: дождь – не на Троицу, а на Крапивну.)

Но нашим людям всё нипочем!

На сцене пели не менее душевно.

Последнее время мне везет на интересных людей. Была очень рада встрече с ними на фестивале!
С Денисом обменялись открытками. По-моему не совсем честно, т.к. всего за две открыточки мне досталась целая пачка восхитительных видов Венёва.


Фото с сайта Веневский уезд.

Разболтаю информацию из конфиденциального источника. У известного тульского краеведа Родинкова Игоря Аркадьевича со дня на день появится свой ЖЖ-блог. Очень любопытно!

Привет Корнаковой Юле!

Заинтриговали своими новыми исследованиями в сфере старинного ткачества на дощечках.

В июле пойду к ним на мастер-класс.

От Виктора Ивановича Потапова тоже никогда не получится отойти быстро.

Настоящий подвижник возрождения богородицкой игрушки! Как он рассказывает! Заслушаешься! И про воронение, и про роспись глиной по глине, и про покрытие воском…

Мечтает Виктор Иванович о своём богородицком фестивале, но вопрос пока завис сами_знаете_где. А я бы с удовольствием прокатилась к ним.

Ноги промочила основательно и начала подмерзать... Неизвестно что со мной нынче было бы, если бы не Светлана и Ольга с Медовыми традициями .

Девушки напоили нас душистым травяным чаем с тульскими пряниками.

Тепло от них, как от печи! Сами сшили себе русские сарафаны!

Яркие! Веселые! Красивые!

Да еще и с пряничной балалайкой!

В этом году у хлебного города Венёва появился новый бренд – булочка «Веневка». Гости её оценили, и "Веневка" разлетелась на УРА! По пути на фест мы заскочили в бистро, купили там вкуснейшие венёвские пирожки, а булочки задумали взять у 12 ключей. Продавщица сказала, что повезли очень много булочек. И что же? На фестивале в 14-00 мы чудом успели схватить ПОСЛЕДНЮЮ ВЕНЁВКУ.

На обратном пути в 15-30 захотели дозакупиться булочками в Венёве, уже не было ни одной! Но мы не растерялись и решили, что крендели тоже очень похожи на букву "В".

Как же меня радует венёвская ярмарка! Дайте денег, и я куплю всё!

Сырая погода не позволила мне добраться (как я в прошлый раз ) до того места силы в Ярославской области, где были явлены чудеса Адриана Пошехонского. Пока не позволила, позже я Но зато я съездил в окрестности города Венева Тульской области. В Никольский Венев монастырь. Найти его просто: из Москвы надо ехать по Ростовскому шоссе прямо до левого поворота на город Венев. И там свернуть вправо, на Тулу. Битая дорога приведет к указателю на монастырь: еще раз направо и - вот уже его колокольня и церковь.

Основан он неизвестно когда и неизвестно кем. А уничтожен скорей всего в 1764 году, когда Екатерина Великая с большевистской принципиальностью . От монастыря остался только Николо-Успенский храм, построенный между 1696 и 1701 годами. Сейчас монастырь возобновлен. На одном сайте я нашел фотографию его настоятельницы с замечательной подписью: «Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием». К сожалению, мне не удалось обнаружить фото патриарха с козочкой. Но и без оного козочка смотрится очень пикантно.

Местные жители говорят, что на кладбище около монастыря похоронен легендарный поручик Ржевский. Ну, положим, не сам поручик, а его прообраз: здешний помещик Сергей Семенович Ржевский. Но что, собственно, это меняет? Тело такого-то человека похоронено на таком-то кладбище, а дух его бродит среди живых. Виртуально присутствует в языке. Неподражаемый дискурс поручика: «Мышка? В жопу!? Орригинально!!!» В России трудно найти человека, который бы не был знаком с этим дурашливым малым, награжденным веселым посмертием. Рассказывают, что, уйдя в отставку и поселившись в своей деревне недалеко от Венёва монастыря, Сергей Ржевский не давал прохода монашкам. Не секса ради, а токмо для упражнения стихийного непотребства. Блажил. За это иные ханжи его порицают. Но ведь не порицают же юродивых, которые тоже сокрушали социальные нормы. Лично я верю: когда церковь, наконец, разберется в истинной природе шалостей этого скалозуба, он будет причислен к лику святых. Блаженный поручик Ржевский.

Гораздо трагичней история другого человека, лежащего в Венёве монастыре. Князь Юрий (Георгий Смоленский) прожил бурную жизнь и пришел в монастырь жутким грешником. Потеряв Смоленск, он вскоре был принят на службу к великому князю московскому Василию Дмитриевичу и отправлен наместником в Торжок. Здесь он смертельно влюбился в жену князя Семена Вяземского Ульяну. Княгиня вовсе не была склонна к адюльтеру, и это мало-помалу довело несчастного Юрия до безобразного пароксизма. 21 декабря 1406 года, напившись пьян на пиру, он у всех на глазах зарезал князя Семена и тут же силой хотел овладеть его женой. Ульяна, защищаясь, ударила Юрия ножом. Тут уж князь совсем потерял человеческий облик: выхватил меч и изрубил бедную женщину в куски. Останки велел выбросить в реку Тверцу. После этого он уехал в Орду, но, мучимый, скажем так, совестью, вернулся, затворился в Венёве монастыре, где вскоре заболел и умер 14 сентября 1407 года.

Моральными мерками Божьих путей не измерить, хотя, конечно, можно пытаться навязывать Богу людскую мораль. Вот, пожалуйста: по человеческому разумению князь Юрий - изверг, каких очень редко рождает земля. А тем не менее он - святой. Правда, местночтимый, входит в Собор тульских угодников. И его жертва, благоверная княгиня Иулиания Вяземская, тоже святая - мученица, защитница целомудрия. И князь Симеон Вяземский стал местночтимым смоленским святым. Все три участника безобразной любовной истории оказались святыми. Это вовсе не потому, что какую-то светлую голову посетила такая богатая сюжетная идея. Просто в один зимний вечер 1406 года на пиру в Торжке случился немыслимый выплеск безумия, которое можно бы было назвать и священным. Прорыв трансцендентного в мир. А потом уже были последствия, которые люди определили как святость.

Но будем иметь в виду: придуманной святости не бывает. Можно измыслить сколько угодно святых, можно, как орденами, награждать святостью самых достойных, но - если нет чудес, нет неизвестно откуда берущегося народного культа, никакой святости не получится. Получится лишь никому не нужное раздувание святцев, инфляция святости. Настоящая же святость - феномен сакральный, то есть - опасный для жизни, как радиация. Сакральное может помочь человеку, а может и уничтожить его. Та же Иулиания Вяземская, исцелившая многих, покалечила в 1598 году некоего дьякона, по недоумию решившего открыть ее могилу. Вырвавшееся из гробницы пламя опалило несчастного, как кабана. И только через два месяца, после усиленных молитв Иулиании, он поправился.

А попам почему-то не нравится. Они, конечно, не могут пока запретить купальские игры (как не могут запретить эстрадных «хребтами виляний» и «ногами скаканий»), но они на глазах у всего честного народа стараются христианизировать Двенадцать ключей. Поставили на месте силы купальню и каменный крест. Его, кстати, вырезал брат невинно убиенного эстрадного певца-патриота Игоря Талькова. К кресту привинчена табличка, из которой явствует, что на этом месте будет сооружена часовня в честь Двенадцати Апостолов.