Социальные нормы. Социальное поведение

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Ребенок и социальные нормы

Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и "вызревании" интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса.

Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы "заглатывает" те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто. Процессы "поглощения" и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда.

В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным.

Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже).

Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

Дошкольник.

Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны, дошкольник не уверен в достаточности собственного опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых "взрослым миром", ребенок стремится быть жестко и некритично нормативным. С другой стороны, произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках "правильного" поведения. Еще одна возрастная черточка дошкольника. Да, ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и "всеяден". С одинаковым упоением он воспроизводит как "хорошие", так и "плохие" социальные образцы.

Как распутать этот узел? У родителей и педагогов есть большой соблазн вести социальное развитие ребенка по линии "урезанного" подражания (подкрепляя только социально положительные образцы). Но это тупиковая дорога. Другая, но более реальная перспектива выглядит менее привлекательной с педагогической точки зрения, так как таит в себе множество конфликтов и острых углов, но именно она выводит ребенка на новый личностный уровень. Это линия формирования социальной независимости поведения. Смысл независимости - в умении замечать ситуации, когда поступки сверстников или взрослых расходятся с твоим опытом, и противостоять их авторитету, поступая так, как считаешь нужным. Первые проявления независимости - в осознании ошибок других людей. Во что обратятся первые ростки такой социальной самостоятельности, во многом зависит от реакции взрослого. Неприятно, когда маленький ребенок указывает на непоследовательность или явную ошибочность ваших действий. Но что делать?

Младший школьник.

7-10 лет - блаженный для воспитателей этап социально-психологического развития ребенка, получивший устойчивое название "правильный возраст". Учить иных - тяжелый крест, но в целом педагогам начальной школы грех жаловаться. Вот только ответственность на них лежит колоссальная, а последствия неправильной социально-психологической "политики" по отношению к детям могут наблюдаться многие и многие годы. "Долгое время, - констатирует Х. Лейтес, - школьная жизнь и состоит в том, чтобы слушаться учительницу, выполнять то, что она скажет". Важнейшая социально-психологическая задача "правильного возраста" - усвоение типического опыта. Часто не критическое. Главное - накопить, научиться выполнять, впереди еще много времени для того, чтобы все осмыслить. Не надо ребенку в этом мешать. Не надо пытаться сделать его личностно-независимым в 9 лет. Он может с этим не справиться. Важно только не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство и огромный личностный потенциал. Но настанет время, и... "Правильный" возраст с различными индивидуальными вариациями продолжается до 10-11-ти лет.

Младший подросток.

К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Я бы сравнила этот этап возрастного развития с историческим периодом крестовых походов. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям.

Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Соедините все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичный внутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Вы найдете также источники жизненных сценариев типа "Павлик Морозов", молодежных фашистских организаций, экстремистских религиозных организаций. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернуть доверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотя бы одной ногой на черную его сторону.

Старший подросток.

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Есть путь "вечного подростка", находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности. По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость - это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы , но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Подольская Олеся Александровна 1 , Клокова Ажелика Валерьевна 2
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, преподаватель кафедры дошкольной и коррекционной педагогики
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, студентка


Аннотация
В статье рассматриваются особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Даются методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

PECULIARITIES OF SOCIAL BEHAVIOR OF BOYS AND GIRLS OF PRESCHOOL AGE IN THE ROLE-PLAYING GAME

Podolskay Olesya Aleksandrovna 1 , Klokova Angelica Valeryevna 2
1 Yelets State Ivan Bunin University, lecturer, department of preschool pedagogy and correctional
2 Yelets State Ivan Bunin University, student


Abstract
In the article features of social behavior of children of preschool age in the role-playing game to considered. Methodic recommendations for the teachers of pre-school educational institution on the formation of the social behavior of boys and girls preschool age in the role-playing game are provided.

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская О.А., Клокова А.В. Особенности социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]..02.2019).

Дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы в России. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования сегодня особенно актуален выбор современной российской педагогикой пути гуманизации воспитания и образования, борьбы за возвращение в воспитательную и образовательную деятельность истинного понимания мужественности и женственности.

Цель – сформировать в ребенке будущего мужчину, мужа, отца, будущую женщину, жену, мать – одна из главных в воспитании. Долгое время, особенно в советский период, в отечественной педагогике культивировалась бесполость воспитания.

В исследованиях Т.В. Бендас, О.А. Ворониной, С.В. Глебова, Н.С. Григорьева, А.А. Денисовой, А.В. Дресвягина, В.Д. Еремеева, И.С. Клециной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Л.Г. Луняковой, Л.В. Поповой, Н.Л. Пушкаревой, Т.П. Хризман, Л.В. Штылевой и др. подчеркивается, что при формировании личности необходимо учитывать специфику пола, познавательной деятельности, эмоциональной сферы и типов социального поведения мальчиков и девочек.

Мальчики должны быть мужественными, смелыми, решительными, ответственными, устойчивыми в эмоциональном плане, по-рыцарски относиться к представительницам женского пола.

Девочки в свою очередь должны быть заботливыми, нежными, скромными, терпимыми, уметь мирно разрешить конфликт. В период интенсивного физического роста и развития психических процессов дети должны четко осознавать свою половую принадлежность.

И.С. Кон считает, что универсальным фактором половой социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола.

Дошкольный возраст играет важную роль в социализации детей. Социальное поведение предполагает глубокое усвоение ребенком образцов правильного адекватного поведения, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноценным членом общества.

По мнению Н.Д. Никандрова, С.Н. Гаврова и др., социализация – влияние жизни в результате, которых индивид усваивает правила, принятые в данном обществе, нормы, ценности, модели поведения .

А.Д. Глафирова, считает важной составной частью социализации роль мужчины и женщины . Ребенок наблюдает за поведением мужчины и женщины, что помогает ему усваивать непосредственные социальные роли. Социум, в котором развиваются дети, где они получают знания, умения и навыки, дают им установку на определенную социальную роль.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одним из видов детской деятельности. Именно в ней происходит усвоение детьми правил поведения с учетом гендерного фактора. Старшие дошкольники выбирают ту сюжетно-ролевую игру, которая помогает им определиться со своей полоролевой ориентировкой.

Импульсивная деятельность, когда ребенок не осознает своей половой принадлежности, постепенно меняется к опосредованной, осознанной деятельности. Мальчики и девочки понимают и принимают социальные роли, связанные с адаптированным к данной ситуации поведением. Дети в сюжетно-ролевых играх могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла.

Социальное поведение старших дошкольников отличается возможностью развития способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения, самоактуализации. Всё это представлено навыками культурного поведения, специфическими знаниями (индивидуальным опытом познания окружающего мира), ролевым поведением, его социальной компетентностью. Социальные роли детей подчинены правилам, изменяющимся в зависимости от ситуации. Следовательно, социальное поведение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста должно быть инициативно, гибко, адаптировано к необходимой ситуации, самостоятельно и независимо. При изменении одного компонента меняется вся составляющая.

Процесс социального поведения детей старшего дошкольного возраста включает социальное самосознание: видовой (ребенок – человек), родовой (ребенок – член семьи), половой (ребенок – носитель половой сущности).

Таким образом, развитие социального поведения старших дошкольников включает несколько компонентов:

Мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия);

Когнитивный (познание другого человека – взрослого, сверстника – и способность понять его интересы и потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.);

Поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения).

Термин «гендер» впервые встречается в исследованиях Р. Столлера.

По мнению Н.И. Абубакировой, «гендер»- социокультурное происхождение различий мужчин и женщин .

А.А. Чекалина рассматривает, «гендер» как социально-психологический пол человека, включающий в себя характеристику и особенности личности индивида в социуме, проявляющиеся в общении и взаимодействии .

К старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свою половую принадлежность, проявляет интерес и стили поведения к различным играм и партнерам в них.

Гендерное поведение дошкольников отличается когнитивностью (ребенок относит себя к определенному полу); эмоциональностью (проявляет полоролевые предпочтения, высказывает свои интересы, представляет ценностные ориентации, реагирует на оценку, проявляет эмоции, связанные с формированием черт маскулинности и феминности); поведенческим аспектом – как ребенок усваивает модель поведения типичную для пола.

Педагоги и родители должны понимать своего ребенка, помогая раскрыть его гендерные возможности. В период пребывания в дошкольном учреждении дети подвергаются исключительно женскому вниманию. Воспитатели не идентифицируют гендерный образ ребенка с определенной социальной ролью. Нужно полоориентированное обращение к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

В связи с этим важной задачей является повышение квалификации воспитателей ДОУ по осуществлению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.

В дошкольном возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. В результате этого дошкольники могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки».

При этом дети большое внимание обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному для его пола поведению.

Следовательно, воспитание старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми он постоянно сталкивается в семье. Поэтому, в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, педагог должен создавать ситуации, направленные на проявление у мальчиков и девочек тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Таким образом, на основании изученных исследований, раскрывающих сущность и содержание социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, мы разработали методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Педагогам необходимо провести беседу со старшими дошкольниками с целью выявления представлений у них о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях мальчиков и девочек, культуре их поведения. Результаты беседы должны стать основой для разработки плана дальнейших действий воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, тактики подбора комплекса необходимых сюжетно-ролевых игр с учетом гендерных особенностей.

Педагоги должны провести наблюдение за самостоятельно организованными сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников с целью выявления у каждого ребенка, принимающего участие в игре, его социальной роли.

Для составления подробного социального портрета каждого ребенка необходимо провести анкетирование с родителями. Вопросы анкеты должны быть подробно разработанными, понятными и читаемыми. Следовательно, всё это должно служить отправной точкой для комплекса деятельности, развивающей у ребенка самосознание своей социальной роли, учитывая гендерную принадлежность. При подборе сюжетно-ролевых игр с гендерным фактором необходимо развивать у старших дошкольников сознание того, что он принадлежит к определенному полу, ему присущи именно те черты поведения, которые и составляют его социальный портрет.

Воспитатели не должны навязывать детям игры, в которых нечетко определены мужские и женские роли. При выборе данных игр необходимо помнить, что мальчики предпочитают игры военного направления, строительные и игры, связанные с получением ими определенных трудовых навыков. Девочки старательно копируют взаимоотношения в семьях и им интересно проигрывание чувств и эмоций, а не действий, как у мальчиков.

Работа по формированию социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре должна продолжаться в течение длительного времени, так как гендерный аспект, по мнению Н.И. Абубакировой, А.Д. Глафировой и др., усваивается достаточно тяжело.

Воспитателям рекомендуется провести комплекс мероприятий по педагогическому просвещению родителей, связанных с полоролевой ориентацией. Таким образом, только совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей может дать эффективный результат и помочь мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста твердо усвоить свою социальную роль.

Реферат: Социальные нормы и девиантное поведение

План

Введение................................................................................ 2

Определение социальных норм............................................ 3

Понятие и виды девиантного поведения.............................. 5

Причины социальных отклонений....................................... 10

Заключение............................................................................ 14

Литература

1.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000.

2.Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

3.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.


Введение.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В данной работе я поставил перед собой цель:

1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.

2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.


Определение социальных норм.

Для того чтобы определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы».

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 – 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

· не держись со «своими» официально,

· не говори начальству то, что может навредить членам группы,

· не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

· не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». … Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.

· За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

· За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определённая степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. … Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

· регулируют общий ход социализации,

· интегрируют индивидов в группы, а группы в общество,

· контролируют отклоняющееся поведение,

· служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удаётся достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (обязанности, правила) или

· как ожидания поведения (реакция других людей).

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких же пор некоторое несоблюдение социальных норм не является из ряда вон выходящим поведением? Для этого необходимо обратится к самому понятию «девиация».

Понятие и виды девиантного поведения.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого-либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.

Культурные и психические отклонения . Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьёзные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов

Индивидуальные и групповые отклонения . Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться действующим бюрократическим культурным нормам.

Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

1.индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2.групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и вторичное отклонения . Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером (129). Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.

Причины социальных отклонений.

Каковы же причины девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого поведения.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

Девиантное поведение отдельных индивидов может стать также результатом такого явления как аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Заключение.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешён. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определённо ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Затем моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отpaжение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нopмaми права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение peлигиозных норм поддерживается моральным сознанием вeрующих и религиозной верой в неизбежность кары за гpeхи - отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в eгo отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, тpeбующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.

Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, вo-первых, знание социальной нормы и ее осознание, вo-втoрых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов мeханизма регуляции отношений индивида и общества, кoтoрый называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стaбильности обеспечивается социальным контролем. Как paботает механизм социального контроля?

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих eгo людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, eгo как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи , правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать peaкция других людей: замечания и иные проявления нeдoвольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественногo сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выгoвopa, наложение штрафа, наказание, выносимое cyдoм,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля . Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо нeодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо нeгaтивные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются В эмоционально окрашенной реакции непосредственнoгo окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) oцeнивает индивида, но и индивид оценивает общество, гocyдарство, caмoгo себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале кypса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом caмооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со cтopoны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или caмoкoнтроль, в основе кOтopoгo лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процесс е самоконтроля большую роль играет coвесть, т. е. чувство и знание тoгo, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное coзнание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись coблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Caмoкoнтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социальногo контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание , самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование coциальной системы в целом.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся.

Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде вceгo в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых coциальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других болезненных явлениях.

Проявления отклоняющегося поведения столь же разнообразны, как многообразны и социальные нормы. Не мeнее разнообразны последствия этих отклонений. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения."

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление.

Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству. Их опасность можно рассмотреть на примере наркомании.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим их.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологические объяснения oтклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нaрушающего установленные нормы, лежит иная система цeнностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Нaпример, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены и оправданны: «Всегда лучше показать свою силу», «Вей своих, чтобы чужие боялись!», «Вери от жизни все, что можешь!».

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильnого развития. Например, жестокость может быть следствием холоднoгo, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью кOтopoгo удается привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины кoтopoгo известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает cooтвeтcтвoвать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественнoгo общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. (Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонений поведения от социальных норм.)

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные caнкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман,грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внушение, юмор, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.), В зависимости от их последствий, влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных opгaнoв.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность - самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» - производное от слова «преступление», что в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние,). Преступление - это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность - это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности cвoeгo существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как кopeнится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и eгo членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественноро порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности. Преступность не только социальное, но и правовое явление, так как преступно лишь то, что закреплено в Уголовном кoдeксе РФ. Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, права и свободы граждан, на общественные отношения. Эти действия причиняют объекту посягательства реальный и весьма существенный вред.

Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц - преступников, для части которых преступная деятельность стала профессиональной.

Наибольшую опасность представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности , общества, росударства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и мaтeриального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегическоро сырья, драроценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным кaпиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, ее романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для гocyдapства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур. незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц;
стремлении ослабить федеральную власть. чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально регулирующая деятельность, которая осуществляется для тoгo, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных Уголовным кодексом РФ. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного xapaктeра, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; вo-втopыx, развитие правосознания граждан; в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение yгoловного законодательства по отношению к лицам, coвepшившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой нaциональной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.

2. Поскольку окружающие люди ожидают от вас поведения, отвечающего общепринятым социальным нормам, постарайтесь вести себя в соответствии с ними. Это будет одной из предпосылок комфортного самочувствия в обществе.

3 Оказавшись в другой стране, познакомьтесь с существующими там законами, обычаями, этикетом, другими нормами и учитывайте их, если хотите избежать негативнoгo отношения со стороны людей, среди которых вы нaходитесь.

4 Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует cдeлать самостоятельный выбор и впоследствии нести отвeтственность за нeгo.

5 Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.

Документ

Из работы российского социолога О. С. Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от тoгo, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более peшительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.

Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).

Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.

Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на eгo действия.

Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутpeнний личностный самоконтроль .

Вопросы и задания к документу

1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
2. К кaкому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
4. Почему в случае нарушения норм более выcoкoгo уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
5. Как проявляется coциальный контроль в случае нарушения более низкогo уровня социальных норм? Почему?
6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
2. Что такое социальный контроль?
3. В чем состоит значение caмоконтроля?
4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
5. В чем социальная опасность преступности?
6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи , общества?

ЗАДАНИЯ

1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821-1862): «Общество готовит преступление,
преступник совершает eгo»? Разъясните eгo на каком-либо примере, взятом из газет.

Наталья Петровна
Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества»

Цель беседы : сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе .

Задачи :

Раскрыть содержание понятия социальных норм ;

Обобщить особенности правил поведения в обществе ;

Провести опрос на выявление уровня усвоения изученного материала.

Правила поведения в театре , в кино

Собираясь в театр, кино или на концерт, помни, что отдохнуть и получить наслаждение хочешь не только ты, но и другие. Поэтому не мешай окружающим приятно проводить время. Это главная заповедь при выходе «в люди» .

Одежда торжественная : прийти в театр в джинсах и футболке - признак дурного тона.

В театр, кино и на концерт приходи заранее, чтоб успеть отдышаться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места. Если твои места в середине зала, проходи к ним лицом к сидящим. Если ты пришел с девушкой, ты идёшь первым, прокладывая путь и принося извинения недовольным соседям. Кстати, воспитанный человек, если его потревожат, никогда не покажет своего раздражения и не будет ждать, пока у него попросят разрешения пройти, а встанет заранее сам, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайся избегать шума. Сиденья кресла опускай бесшумно (ты должен сделать это для своей девушки) . Вставая, придерживай сиденье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не занимай оба подлокотника, ведь твоему соседу, возможно, тоже хочется облокотиться. Свои вещи держи на коленях, а не бросай на пол под сиденье. Не склоняйся на спинку соседнего кресла и не упирайся в него ногами. Не занимай чужих мест; неприятно смотреть на тех, кого с позором изгоняют с чужих мест.

Если ты по какой-либо причине опоздал, входи в зал тихо и садись на свободные места, если таковых нет - стой возле двери. Свои места можно занять только во время антракта.

У некоторых людей есть привычка перед началом фильма или спектакля рассказывать содержание. Этого делать нельзя. У твоего спутника будет возможность вскоре самому всё узнать.

Во время спектакля ты должен только слушать и смотреть. Даже если спектакль или фильм неинтересен, вежливость обязывает молча досидеть до конца спектакля. Если это невыносимо - зал можно покинуть в перерыве.

Когда начинается программа, нужно прекратить всякие разговоры. Во время спектакля запрещается делать все, что мешает окружающим : шушукаться с соседом, хихикать, ёрзать в кресле, шуршать обёртками от конфет, жевать, вслух комментировать происходящее на сцене или экране, подпевать исполнителю или отбивать такт ногой, сидеть с любимой голова к голове, разговаривать по сотовому телефону. Сотовый телефон должен быть отключен на время спектакля. Если у тебя кашель или насморк, подумай, прежде чем выходить в свет. Нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о спокойствии других. Сходишь в другой раз.

Как уходить. Некоторые срываются с мест и мчатся в гардероб, не дождавшись конца пьесы. Это в высшей степени невежливо. Дождись, когда опустится занавес и все артисты уйдут со сцены, только после этого вставай с места.

Последнее замечание. Ты не имеешь права бросать девушку на произвол судьбы посреди ночного города (многие спектакли заканчиваются довольно поздно) . Ты обязан проводить ее, если не до двери, то хотя бы до подъезда ее дома. Хотя если уж до подъезда дошел, то и до квартиры довести сможешь.

Правила поведения на улице

На улице много народа, а потому ты должен соблюдать основные правила массового общения , чтобы избежать стрессов и конфликтов.

Итак, у нас правостороннее движение , поэтому идя по улице, не устремляйся против общего потока . Встречных обходи с правой стороны . Даже если ты очень торопишься, не лети, сбивая всех с ног, не прокладывай себе дорогу локтями, а проси разрешения пройти : «Извините, разрешите пройти» .

В многолюдной толпе не превращайся в черепаху, иначе ты можешь дождаться, когда кто-нибудь придаст тебе ускорение. Не останавливайся внезапно посреди тротуара, даже если тебя осенила гениальная мысль. Иди в ритме со всеми.

Сумки несут обычно в правой руке , стараясь не бить ими прохожих по ногам и не пачкать пальто. Зонт неси в вертикальном положении. Раскрытый зонт держи над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих, а спицы не лезли им в глаза. Если ты под зонтом с девушкой, то зонт держишь ты.

Правило гласит : мужчина, сопровождающий даму, всегда идёт с левой стороны. Этот обычай уходит в средние века, когда у каждого мужчины на левом боку висела сабля или шпага. Чтоб оружие при ходьбе не ударяло по ногам спутницы, мужчина старался идти слева от дамы. Этому правилу в наше время не подчиняются только военные в форме. Чтобы отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем свою даму, им удобнее идти справа .

Любую тяжелую ношу своей спутницы настоящий мужчина обязан взять в свои руки, но не дамскую сумочку - девушка несет её сама. Мужчина с дамской сумочкой в руках смотрится смешно и нелепо.

В немноголюдной толпе молодые люди могут пройтись в обнимку, если они сумеют при этом идти красиво и не мешать общему движению . На улице неприлично смеяться, целоваться и находиться нетрезвым.

Если ты встретил на улице своего знакомого, не останавливайся посреди тротуара, чтобы переброситься с ним парой слов - отойди в сторону. Если ты кого-то ждешь на улице, то лучше походи взад-вперед, а не стой на одном месте.

Если девушка, идя с тобой, повстречала другого знакомого парня, то она не обязана вас представлять друг другу. Ты должен идти вперед медленным шагом или стоять поодаль, пока она разговаривает с повстречавшимся человеком. В то же время современный этикет запрещает в подобной ситуации парню оставлять девушку одну. Ты должен представить свою спутницу и только после этого начать беседу .

Если тебе нужно обратиться к прохожим, чтоб узнать дорогу, не забудь воспользоваться словами : «спасибо» , «пожалуйста» и «простите» . Если, напротив, за помощью обратятся к тебе, ответь ясно и коротко. Если не знаешь, так и скажи : «К сожалению, я не знаю» , а не запутывай человека длинными разъяснениями. Абсолютно недопустимо пройти мимо, проигнорировав вопрос или процедив сквозь зубы нечто невразумительное.

Есть на улице недопустимо, даже если ты голоден, как волк. Лучше зайди в кафе или бар. Летом в жару можешь съесть мороженое - это нужно сделать быстро и изящно, не дав ему растаять.

Ни для кого не секрет, что нужно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения . Всегда придерживайся правой стороны дороги , а если нет тротуара, то иди навстречу движению.

Не пересекай проезжую часть улицы наискось, не перебегай улицу в неположенном месте. Не прогуливайся с друзьями в шеренгу по тротуару, вы закроете весь проход, и прохожие будут вынуждены вас обходить. Там, где можно пройти только по одному, пропусти вперед старших.

Громко не разговаривай и не смейся во весь голос; не разбрасывай по сторонам обёртки от жвачки и конфет - для этого есть мусорные контейнеры.

Не показывай пальцем на людей или предметы. Совершенно недопустимо проявлять любопытство к людям с внешними недостатками. Помоги таким людям, а также старикам, если этого требует ситуация. Однако не навязывай свои услуги, если люди в твоей помощи не нуждаются, либо отказываются. Если ты заметил у человека (даже незнакомого) какие-то погрешности в одежде, то тихо скажи ему об этом - человек будет тебе благодарен. Если человек уронил носовой платок, прикасаться к нему не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать : «Вы уронили» , и показать глазами.

При входе в магазин сначала пропусти выходящих, а потом уже заходи сам.

Необходимо помнить, что мужчина или парень с сигаретой в зубах, сопровождающий женщину, компрометирует эту женщину на все сто процентов.

Как вести себя в общественном транспорте

Нельзя висеть на подножках или бежать за движущимся транспортом, а тем более вскакивать и запрыгивать на ходу - это опасно для жизни. Если автобус переполнен, лучше подожди следующего.

При посадке и высадке пропускай вперед детей и пожилых, уступай им место. Необходимо уступать сидячие места больным, беременным женщинам, родителям с детьми и пожилым людям. Это правило еще никто не отменял. Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус - сзади.

Чтобы пройти в переполненном автобусе или троллейбусе, не стоит «работать локтями» , толкаться, лезть напролом, просто попроси посторониться, пропустить вперед.

В общественном транспорте недопустимо есть что-либо, грызть семечки, ковыряться в зубах, курить, стряхивать снег или дождевые капли с одежды, бросать мусор на пол, разглядывать пассажиров, развёртывать газету на полвагона, заглядывать в книгу соседа, вести беседы о личной жизни и служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

Если ты перевозишь колющие и режущие предметы, то аккуратно их упакуй, иначе можешь поранить или порвать чулки или одежду пассажирам.

Правила поведения в поездке за рубеж

В последнее время русские люди все чаще выезжают за рубеж, и здесь есть свои острые моменты.

Во-первых, запомни, другая страна - другие нравы. К обычаям другой страны необходимо относиться деликатно. За границей ты представляешь нашу страну, и по твоим поступкам и поведению будут судить о народе в целом.

Собираясь за границу, узнай о климате, обычаях и достопримечательностях той страны, которую ты собираешься посетить, чтоб не попасть впросак. Не поленись выучить несколько английских слов и фраз - они тебе там могут пригодиться.

В аэропорт необходимо приехать заранее, чтобы успеть выполнить необходимые формальности. Таможенный досмотр не воспринимай как личное оскорбление : таков порядок везде.

В самолёте думай не только о своем покое, но и о покое окружающих. Не издавай криков удивления или страха при взлёте и посадке. Не рассказывай соседям страшных историй об авариях и катастрофах в небе. Не занимай чужих мест, у тебя есть свое. Не бравируй своей смелостью и пристегнись ремнём безопасности, таковы правила .

В поезде правила этикета остаются в силе. Заходя в купе, поздоровайся со спутниками. Представляться не обязательно, только если появилось желание продолжить знакомство.

Не злоупотребляй правом на нижнюю полку , которая формально закреплена за тобой билетом. Ведь человек с верхней полки не сможет всю поездку провести там. Дай ему возможность периодически спускаться вниз и сидеть рядом. Помни и о том, что ящик для багажа тоже общий.

Больному или пожилому человеку воспитанный юноша всегда уступит лучшее место.

Есть в поезде нужно так, чтобы не беспокоить соседей. Не употребляй продукты с сильным ароматом : чеснок, лук, селедку и тому подобное. Во время еды не откусывай от целого помидора так, что брызги летят во все стороны, не разрывай зубами кусок мяса, не выламывай крылья курице, не чавкай, в общем , веди себя достойно.

Тихая, приятная беседа поможет в дороге скоротать время. Однако не подавляй попутчиков своей чрезмерной общительностью : не рассказывай им всю историю своей жизни, не посвящай в свои личные проблемы, не задавай некорректных вопросов : кто да зачем едет, где работает, сколько получает и т. п. Мрачно молчать тоже не стоит - это угнетающе действует на окружающих. Лучший способ прекратить разговор с назойливым соседом - углубиться в книгу или журнал.

В поезде не устраивай шумных бесед , не играй в карты до глубокой ночи (нет нужды говорить, что ни в коем случае не играй в карты с незнакомыми людьми, иначе рискуешь быть ободранным как липка, не пой, не расхаживай по вагону, не хлопай дверьми и не занимай надолго туалет.

Правила поведения в коллективе

Вежливому, культурному человеку присуща тактичность. Такт - это чувство меры. Быть тактичным - значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним .

В коллективе - в школе, институте и т. д. - будь вежливым. Хамство недопустимо нигде.

Внимание к приятелям, одноклассникам не должно быть назойливым. Не лезь в душу к людям, не грузи их своими проблемами. Избегай фамильярности по отношению к другим, не допускай ее и по отношению к себе.

Никогда не перемывай кости окружающим, не обсуждай их манеру одеваться, фигуру и цвет лица, не судачь о том, кто как на кого посмотрел, иначе горя не оберешься : уже на третьем человеке твои слова обретут совершенно иной смысл. Сплетни - грязное дело, постарайся и сам не опускаться до них, и старайся, чтобы это не коснулось тебя.

Если ты любишь шутить, следи, чтобы твои шутки не задели самолюбия окружающих, постарайся не причинить боли неуместной шуткой. Помни важное правило : в 99% из 100 твои шутки над внешностью людей, их именами или какими-то привычками успеха тебе не принесут и друзей вряд ли добавят.

На реальные ошибки людей нужно указывать спокойно, без оскорблений.

Если возникло какое-то недоразумение, если ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо , постарайся спокойно разобраться в ситуации. Раздражение - плохой помощник, нужно владеть собой. Парень, потерявший контроль над собой и переходящий на личности, оказывается в еще более удручающем положении.