Кто такие ученые лингвисты. Профессия лингвист

Лингвист (языковед) — учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).

Лингвист - профессия в области языкознания.

Лингвист занимается глубоким изучением одного либо нескольких языков, их особенностей, структуры, истории развития. Лингвист может вести педагогическую деятельность - работать преподавателем в учебных заведениях, заниматься созданием словарей, учебников, переводом.

Лингвистов можно классифицировать по их специализации:

По изучаемому языку:

Специалисты по конкретному языку — например, русисты, англисты, латинисты, португалисты, лезгиноведы, татароведы, японисты, арабисты и т. п.

Специалисты по группе/семье языков — например, германисты, романисты, кельтологи, иранисты, слависты, индоевропеисты, уралисты, тюркологи, монголоведы, картвелисты, дагестановеды, семитологи, бантуисты, дравидологи и т. п.

Специалисты по языкам определённого региона — например, американисты, африканисты, балканисты, кавказоведы и т. п.

По теме, связанной с конкретным разделом или направлением лингвистики — например, фонетисты, морфологи, синтаксисты, семасиологи (реже употребляются обозначения семантисты или семанты), лексикологи (по уровню языка); типологи, компаративисты, психолингвисты, социолингвисты, диалектологи, полевые лингвисты, историки языка (по аспекту рассмотрения языка и используемым методам) и т. п.

По теоретическому направлению — например, формалисты (сторонники формальных направлений в лингвистике) vs. функционалисты (сторонники функционализма), генеративисты (сторонники генеративизма, в основном входят в число «формалистов»), когнитивисты (сторонники когнитивной лингвистики) и пр.; в прошлом важными категориями лингвистов были дескриптивисты (сторонники дескриптивизма), структуралисты (сторонники структурализма) и др.

Лингвист должен иметь грамотную устную и письменную речь, хороший слух, быть всесторонне образованным человеком, обладать такими качествами как усидчивость, внимательность.

Квалификационные требования

Высшее лингвистическое образование. Специальность "Теоретическая и прикладная лингвистика". Направление "Лингвистика". Лингвист может иметь высшее филологическое образование.

А для того, чтобы ориентироваться в современных информационных технологиях, будущие лингвисты посещают уроки информатики, учат основы программирования, теорию вероятности и матстатистику, основы фундаментальной и прикладной математики, знакомятся с базами данных и системами автоматизированного перевода.

Места работы

Бюро переводов; фирмы, разрабатывающие лингвистический софт (автоматический перевод, обработка текста, программы распознавания речи и др.); средние профессиональные и высшие учебные заведения.

Лингвист может работать в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, библиотеках, редакциях книг, газет, журналов, переводчиком.

Среди лингвистов существует высокая конкуренция. Чтобы ее выдержать, специалист должен быть всесторонне образован. Профессия лингвиста имеет высокий уровень спроса на рынке труда. Уровень заработной платы специалиста данной профессии, как правило, высокий, во многом зависит от места работы и уровня профессионализма. Возможности карьерного роста присутствуют.

Выполнила

студентка 3 курса

Казакова Резеда

Вопросы к зачету

1. Функции языка. Вербальное и невербальное общение как вид взаимодействия людей. Язык как языковая система передача информации. Виды общения. Условия эффективности бытового общения.

2. определение понятия «культуры речи». Понятие о языковой норме.

3. Виды норм современного литературного языка. Разновидности русского национального языка, устная и письменная формы литературного языка.

4. Орфоэпические нормы.

5. Морфологические нормы.

6. Синтаксические нормы.

7. Лексические нормы.

8. Стилистические нормы.

9. Орфографическая норма. Основные принципы русской орфографии. 10.Качество грамотной речи (точность, логичность, чистота, успешность,

выразительность, богатство языковых единиц).

11 .Функциональные стили современного русского языка (научный,

официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный стиль). 12.Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной

литературы. Их особенности.

13.Стилистическая окраска языковых единиц (экспрессивы,

эмоционально-оценочные слова, книжная лексика, разговорная

лексика).

14. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

(диалектизмы, жаргонная и арготическая лексика, специальная лексика

или профессионализмы).

15.Русский язык среди других славянских и индоевропейских языков.

Исконная лексика русского языка, заимствования, кальки.

16. Речевая коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики,

успешность речевого воздействия, адресант и адресат. Максимы

Грайса, конфликты максим.

17.Свойства и единицы языка. Понятия и слово. Многозначность и

омонимия, паронимы, перенос значений, окказионализмы, историзмы,

архаизмы, синонимы.

18.Риторика, истоки риторики, риторические традиции в России. 19.Подготовка речи (выбор темы, цель, поиск материала). Начало,

завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления

публичного выступления.

20.Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требование

к оформлению реквизитов документов. Унификация языка деловых

1 Вопрос.

Язык. Функции языка.

Язык - естественно возникающая в человеческом обще­стве и развивающаяся система облеченных в звуковую фор­му знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого systema- целое, составленное из частей; соединение) объединение элемен­тов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Язык состоит из единиц:

Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

Фразеологическая единица (устойчивое словосочета­ние);

Свободное словосочетание;

Предложение (простое, сложное);

Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная (выражает чувства и эмо­ции), волюнтативная (функцию воздействия).

Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (при­нимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления ин­дивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летопи­си, документы, мемуары, газеты, художественная литера­тура), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функ­ция - аккумулятивная.

Виды общения.

Общение - явление далеко не однозначное. Особенности поведения людей, применение ими тех или иных методов и приёмов, использование разнообраз­ных вербальных и невербальных средств определяются видом общения. В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а скорее, дополняют друг друга.

Лингвисты кладут в основу классификации: 1) вид дея­тельности человека (общение деловое и бытовое), 2) положе­ние коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное), 3) наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непос­редственное и опосредованное), 4) используемая форма языка (устное и письменное), 5) постоянство или изменчивость по­зиций «я говорящий» - «ты слушающий» (диалогическое и монологическое), 6) количество коммуникантов (межличност­ное и массовое).

Психологи классифицируют общение по степени общнос­ти коммуникантов, выделяя следующие его виды:

1) предельно низкая степень общности - «контакт ма­сок», манипулятивное;

2) средняя степень общности - примитивное, формально-ролевое, светское;

3) высокая степень общности - деловое, духовное.

Цель манипулятивного общения - извлечение односто­ронней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонст­рации показной добродетели и т.п. Близко по целям к мани-пулятивному общение примитивное, однако здесь коммуни­канты, как правило, знают друг друга лично.

«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, че­ловек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы стал­киваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.

В формально-ролевом общении строго регламектированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач - пациент, продавец - поку­патель, кондуктор - пассажир, кассир - зритель и т.д. Од­нако формально-ролевое общение приобретает особые черты, если мы рассматриваем, как проявляется этот тип взаимодей­ствия людей в небольших населенных пунктах. Таким образом, формально-ролевое общение приобретает черты делового.

При деловом виде общения коммуниканты учитывают осо­бенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными лич­ностными симпатиями или антипатиями интересы дела.

Один из самых сложных видов общения - общение ду­ховное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение воз­можно между родными, друзьями, влюблёнными, единомыш­ленниками. Цель духовного общения - максимальное взаи­мопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.

Условия эффективности бытового общения.

Бытовое общение - самый распространённый вид взаимо­действия людей. Сфера бытового общения - это семья, дру­зья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Прак­тика показывает, что именно здесь человека подстерегает наи­большее количество неудач и даже конфликтов. Как избе­жать их и сделать такое общение эффективным? Научитесь несложным правилам поведения, которые опираются на изве­стные вам единицы (компоненты, слагаемые) общения.

Выясните, есть ли в данный момент у вашего потенциаль­ного коммуниканта желание общаться. Он может быть чем-то расстроен, устал, его заботит, какая-то проблема, он обду­мывает ту или иную ситуацию, которая никак не связана с вами. В этом случае вам не удастся установить двустороннюю связь с коммуникантом. Подождите, когда у него возникнет необходимость в общении с вами.

Правильно подбирайте предмет общения, так как двусто­ронняя связь устанавливается только тогда, когда предмет общения интересует обоих коммуникантов и каждому есть что сказать по избранной теме.

Находите общие вербальные и невербальные средства. Бес­ценным учебником, который помогает овладеть навыками эффективного бытового общения, является русская класси­ческая литература. Анализируя их с целью выяснения причин успешного или неудачного акта об­щения, мы можем научиться корректировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Невербальные средства общения.

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная - кинесические (от греч. kinetis- движение) - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч.mimikos- подражающий) - движение лицевых мышц. Основной элемент мимики - мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд - комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за. Источником информации о состоянии и намерениях парт­нёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр.pose- положение тела) - вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.

Важным кинесическим средством общения является жес­тикуляция. К жести­куляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значе­ние произносимых слов. Основная функция жеста - зрительно способствовать лучше­му восприятию речи. Дополнительные - уточнение и ожив­ление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочета­нии со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, сим­волические, указательные, изобразительные. Ритмические жесты связаны с ритмикой речи - подчер­кивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Изобразительные жесты употребляются людьми тогда } ког­да нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их.

К невербальным средствам общения относятся просодичес­кие и экстралингвистические средства. Просодика (от греч, prosoidia- ударение, припев) - ритмико-интонационные осо­бенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректиро­вать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами сред­ства экстралингвистические (лат.extra- вне, сверх, лат.lingua- ясык) - включенные в речь психофизиологические прояв­ления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просо­дические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения.

Следующая группа невербальных средств общения - сред­ства такесические (лат. taktus- прикосновение, ощущение), Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, по­хлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикоснове­ния телом.

Очень редко отмечается в ка­честве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе.

К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щекэ ближе к губам руку, подъём голо­вы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным внима­нием, различные действия с очками.

Защитные (оборонительные) невербаль­ные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стре­мящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные сред­ства очень действенны, и если один из трех-четырех партнё­ров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно.

Язык как знаковая система передачи информации.

Язык - это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (обеспечи­вающую общение) функции в процессе человеческой деятельно­сти. В самом общем плане языки подразделяются на естествен­ные и искусственные. Естественный язык - это язык повсе­дневной жизни, являющийся формой выражения мыслей, чувств и формой общения людей. Искусствен­ный язык - это язык, создаваемый людьми для удовлетво­рения своих определённых, узких потребностей. К искусствен­ным относятся языки математических символов, физических теорий, химических формул, системы сигнализации и т.д. Язык представляет собой средство мысленного абстрагиро­вания и обобщения, служит для обозначения и наименования объектов. Языковые зна­ки и формировавшиеся языковые системы обозначали преж­де всего чувственно-наглядные свойства и отношения объек­тов. Знаки соотносились с внешними явлениями через цепоч­ки наглядных образов, которые они одновременно и выража­ли. Первые языковые знаковые системы сами часто являлись изображениями. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением чело­века в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учетом выявле­ния внутренних отношений этих объектов. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуника­ции. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, пред­ставлять их, превратившись в носителей абстрактных обра­зов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстракт­ности, стали схематическими. Впервые анализ языка как системы знаков был дан в диа­логе древнегреческого мыслителя Платона «Кратил». В нем был поставлен вопрос, соответствуют ли имена природе вещей или же они являются лишь услов­ными знаками, установленными по соглашению. Одним из первых перешёл от фонетического описания зву­ков к анализу функциональных отношений элементов языко­вой системы Ф. де Соссюр Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (или акустический образ, план выражения) и означаемого (план содержания, понятие). Изучение знаковых систем является предметом специаль­ной науки, которая называется семиотикой (от греч. semeiotike- учение о знаках). Познавательные интересы семиотики со­средоточены на исследовании производства, строения и функ­ционирования различных знаковых систем, хранящих и пе­редающих информацию. Семиотика держит в своем поле зре­ния естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем. Семиотика занимается изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков. Термин «семиотика» был возрождён Ч.С. Пирсом. Он предпринял первую попытку классификации знаков, подразделив все знаки на: 1) знак сам по себе, тот, который обозначает какое-либо качество; 2) знак, могущий выступать репрезентантом всякого объекта; 3) знак, являющийся маркером ссылки на некий закон или духовную конвенцию. Исследова­ние различных знаков и законов их сочетания позволило вы­делить три основных раздела семиотики: синтактику {от греч.syntaxis- составление), или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функ­циям; семантику (от греч.sema- знак), изучающую знако­вые системы как средство выражения смысла, и прагматику (от греч.pragma- дело, действие), постигающую отношение знаковых систем к тем, кто их использует. С позиций семиотики основными функциями знаковой сис­темы являются, во-первых, передача определённого сообще­ния или выражения смысла и, во-вторых, обеспечение пони­мания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, так­же эмоциональное воздействие, побуждение к действию и т.п. В выработку и системати­зацию идей и принципов семиотики внес американский ис­следователь Ч. Моррис. По Моррису, можно выделить пять глазных видов знаков: 1) знаки-идентификаторы (вопрос «где»); 2) зкаки-десигнаторы {вопрос «что такое»); 3) оценочные знаки (вопрос «поче­му»); 4) прескриптивные знаки (вопрос «как»); 5) знаки сис­тематизации (формирующие отношения толкователя с ины­ми знаками).

Каждый язык по-своему уникален, красив и сложен для понимания и изучения. Люди, которые думают, что имеют словарный запас из нескольких десятков слов, глубоко заблуждаются. Русский, английский, немецкий, китайский, французский - нельзя сказать, что один проще, нежели другой. Человек, знающий много языков, имеет ключ к несметным сокровищам, поскольку каждый народ обладает своей культурой, обычаями, интересными для изучения. Карл V говорил, что на французском нужно разговаривать с друзьями, на немецком - с врагами, на испанском - с богом, а на итальянском - с женщинами.

Востребована ли профессия?

Обычно лингвисты легко трудоустраиваются. Профессию нельзя назвать распространенной и жизненно важной, но все же в некоторых сферах деятельности хорошим специалистам платят достойные зарплаты. Лингвист может реализовать себя как научный деятель, исследователь, преподаватель, переводчик, референт, специалист информационных технологий, разработчик компьютерного софта. В зависимости от личных предпочтений и возможностей, следует выбирать себе работу.

С чем связана профессия лингвист? Какие она имеет основные плюсы и минусы? С какими сложностями придется столкнуться на пути её освоения? Кому она подойдет больше всего?

Лингвист (иными словами, языковед) - это специально обученный человек, который на профессиональном уровне разбирается в такой науке, как лингвистика. Данная наука занимается изучением истории образования и развития различных языков, их свойств и отличительных особенностей.

Представляем краткое описание этого рода деятельности, которое позволит вам лучше ознакомиться с его нюансами и на основании этого принять решение, подходит лично вам эта профессия или нет.

В каких организациях могут взять на работу языковеда

Деятельность лингвиста весьма разнообразна. Она включает в себя следующие задачи в зависимости от организации, где специалист работает:

  • Так, в университете он будет заниматься разработкой новых словарей и справочников, будет разрабатывать профессиональную терминологию для различных областей человеческой деятельности, займется улучшением существующего алфавита и орфографии, будет проводить исследования в таких областях, как фонетика, морфология, синтаксис, проводить исследование различных диалектов.
  • Если лингвист работает преподавателем, то он будет обучать тому или иному языку своих студентов.
  • Если лингвист занимается деятельностью переводчика, то он будет делать непосредственно устные, синхронные или же письменные переводы.

Классификационные различия

По тому языку, который они изучают. Они в свою очередь делятся на такие подгруппы, как:

  • Знатоки конкретного языка. Это могут быть, к примеру, знатоки русского, английского, татарского, японского, арабского и прочих языков по отдельности.
  • Это могут быть знатоки целой группы языков, например, знатоки германской, романской, тюркской, монгольской и прочих групп.
  • Это могут быть знатоки языков целого региона. В качестве примера: это те же американисты, африканисты и прочие.

По конкретному ответвлению этой науки. Это фонетисты, морфологи, синтаксисты, семантисты и прочие.

По определенной ветви в теории. К ним относятся формалисты, функционалисты, когнитивисты, структуралисты и прочие.

Особенности данного рода деятельности

Лингвист может устроиться на работу по следующим направлениям:

  • быть преподавателем в школах или институтах;
  • предоставлять консультации по своему предмету;
  • заниматься различного рода научными исследованиями;
  • может писать узкоспециализированные статьи, учебники или альманахи.

Давайте разберем основные достоинства

  1. В первую очередь отметим достаточно большую востребованность лингвиста как специалиста на трудовом рынке.
  2. Уникальная возможность реализовать свои возможности во многих сферах деятельности. Это и деятельность переводчика (перевод фильмов, книг, газет, журналов, познавательных статей). Специалист, хорошо знающий иностранный язык, всегда будет необходим во многих областях деятельности, будь то журналистика, туризм или коммерция.
  3. Если вы хорошо знаете свое дело, то большой доход и стремительный вам обеспечены.
  4. Вы также можете всегда зарабатывать на жизнь переводчиком в роли частного исполнителя (фрилансера), то есть, работая исключительно на себя.
  5. Помимо этого у вас будет отсутствовать как таковой языковой барьер, что позволит вам свободно общаться и обмениваться культурным опытом с людьми из самых разных уголков планеты.

Давайте разберем основные недостатки

  1. Для некоторых людей труд языковеда может показаться весьма скучным и монотонным, ведь по сути именно научная работа представляет собой банальную систематизацию и записывание уже существующих идей.
  2. Работа преподавателя непроста. Она требует от человека колоссального терпения и умения спокойно и тактично объяснить даже самый сложный вопрос. Для нетерпеливых людей это однозначно минус.
  3. Труд переводчика сопряжен с огромной ответственностью, для некоторых людей это будет большая эмоциональная нагрузка.
  4. Ваша работа будет весьма нестабильной: порой у вас загрузка будет большой, а порой – не очень. Подобная текучка не подойдет тем, для кого стабильность является определяющим фактором.
  5. Готовьтесь к тому, что вас могут нагрузить дополнительными обязанностями. Особенно это актуально для переводчиков-синхронистов, которым, возможно, придется всё время находиться вместе с делегацией.

Какими личными качествами должен обладать специалист

Как минимум он должен обладать отменным слухом и памятью, титаническим терпением и большой усидчивостью, большой внимательностью. Лингвист должен быть образован во многих общих вопросах, иметь аналитический склад ума. При этом обладать железной дисциплиной и некоторым перфекционизмом. Ещё очень важно, чтобы языковед был максимально внимателен к деталям, обладал хорошей визуальной памятью, мог запоминать содержимое того или иного текста или разговора. Профессионал должен уметь правильно выражать свои мысли.

Возможно ли построить карьеру

Как показывает практика, у языковедов не появляется особых сложностей с устройством на работу. На данный момент на языковедов есть большой спрос в области информационных технологий, СМИ, коммерческой деятельности и рекламе. Языковед имеет все шансы на то, чтобы построить хорошую карьеру, в том числе и в сфере науки, если сможет добиться успеха в соответствующих разработках. Он также может быть зачислен на должность заведующего кафедрой или декана того или иного факультета. При этом оплата труда языковеда напрямую будет зависеть от выбранной должности и уровня профессионализма.

Профессионалам легко можно пойти в бизнес, устроившись на должность представителей интернациональных организаций или же переводчиков, которые будут заниматься переводом зарубежных публикаций, будут составлять презентации или разрабатывать рекламные акции для зарубежных инвесторов. В таком случае можно рассчитывать на достойный доход.

Классификация

Лингвистов можно классифицировать по их специализации:

Лингвисты в СССР и современной России

Лингвисты и филологи

По официальной номенклатуре, принятой в СССР и России , лингвистика (языкознание) включается в состав «филологических наук», поэтому более общим именованием для лингвистов и представителей смежных дисциплин (литературоведов , фольклористов , филологов в узком смысле) нередко выступает «фило́лог ».

Довузовское образование

Как правило, элементарную лингвистическую подготовку школьники получают на уроках русского языка и иностранных языков. Кроме того, при ряде вузов действуют лингвистические кружки для школьников; чрезвычайно полезным для всех интересующихся лингвистикой является и участие в лингвистических олимпиадах.

Вузовское образование

Профессиональных лингвистов готовят на филологических (либо специализированных лингвистических) факультетах вузов.

Из числа специальностей, входящих в Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утверждённого Министерством образования и науки России , к лингвистическим (включая педагогические) можно отнести:

030000 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Номер Специальность Квалификация
031000 Филология 62 Бакалавр филологии,

68 Магистр филологии

031001 Филология 65 Филолог Преподаватель
031100 Лингвистика 62 Бакалавр лингвистики,

68 Магистр лингвистики

031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
031201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 65 Лингвист, преподаватель
031202 Перевод и переводоведение 65 Лингвист, переводчик
031203 Теория и практика межкультурной коммуникации 65 Лингвист, специалист по межкультурному общению
031300 Лингвистика и новые информационные технологии
031301 Теоретическая и прикладная лингвистика 65 Лингвист

050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

Номенклатура лингвистических специальностей

  • 10.02.01 - Русский язык
  • 10.02.02 - Языки народов Российской федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)
  • 10.02.03 - Славянские языки
  • 10.02.04 - Германские языки
  • 10.02.05 - Романские языки
  • 10.02.14 - Классическая филология , византийская и новогреческая филология
  • 10.02.19 - Теория языка
  • 10.02.20 - Сравнительно-историческое , типологическое и сопоставительное языкознание
  • 10.02.21 - Прикладная и математическая лингвистика
  • 10.02.22 - Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи)

По соответствующим специальностям российские учёные могут защищать кандидатские и докторские диссертации .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лингвист" в других словарях:

    - (нем. Linguist, от лат. lingua язык). Знаток языков, языковед; занимающийся лингвистикою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТ изучающий лингвистику; знаток языков. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ЛИНГВИСТ, лингвиста, муж. 1. Ученый специалист по лингвистике. 2. Человек, знающий много языков, полиглот (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛИНГВИСТ, а, муж. Специалист по лингвистике, языковед. | жен. лингвистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    лингвист - а, м. linguiste m. Специалист по лингвистике; языковед. БАС 1. Решаюсь обратиться к вам, как сведущему человеку во всем, и особенно как к известному лингвисту с вопросом: что значит встречаемое мною частенько в иностранных газетах слово: agent… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    лингвист - (линвистыр, лингвистхэр) лингвист Бзэр научнэу зэгъэшIэгъэнымкIэ сэнэхьат зиIэр ары Ар лингвист дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

    Языковед Ср. Он учил эту молодую девочку языкам, так как он, при хорошем общем классическом образовании, был большой и довольно просвещенный лингвист. Лесков. Загадочный человек. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковед (langue язык). Ср. Lingua (lingere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Языковед. Заимств. через франц. linguistе (XVII в.), книжное производное от лат. linguа язык … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Лингвистъ языковѣдъ. Ср. Онъ училъ эту молодую дѣвочку языкамъ, такъ какъ онъ, при хорошемъ общемъ классическомъ образованіи, былъ большой и довольно просвѣщенный лингвистъ. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковѣдъ, (langue) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    М. Специалист в области лингвистики; языковед. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой