Я и мое тело. Викторина в подготовительной группе детского сада

Цели:

  • Продолжать учить детей беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму.
  • Продолжать способствовать укреплению своего здоровья, прививать гигиенические навыки.
  • Развивать память, мышление, воображение, активизировать словарь.

Оборудование: плакат с изображением человеческого тела и внутренних органов, карандаши, силуэты человека, магнитофон с записями спокойной музыки, игрушка птичка-воробей.

Предшествующая работа: чтение книг, рассматривание плаката с изображением человека, пазлы «Собери человека из частей».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Настрой детей на работу.

Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся, назовем ласково свои имена.

2. Игровой момент

Заходит Сказительница, в руках несет большое зеркало.

– Здравствуйте ребята! Я очень рада, что снова в гостях у вас. И со мной мое красивое, волшебное зеркало. Пойдемте к волшебному зеркалу и как прежде попадем в сказку. Но сначала отгадайте загадки.

Загадки:

– На земле он всех умней, потому что всех сильней. (Человек)
– Всю жизнь ходят в обгонку, обогнать друг друга не могут. (Ноги)
– Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
Вот гора, а у горы две глубокие норы, в этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (Нос)
– День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)

3. Сказительница: «Молодцы ребята», а сейчас сядем на наш ковер и …
Однажды, в хорошую и безветренную погоду, Чик сидел на ветке березы и наблюдал за своими друзьями в детском саду. Он смотрел сверху и не понимал, как они передвигаются, если у них нет крыльев, как они едят, если у них нет клюва, зачем людям руки и ноги? И тут он решил прилететь к детям в гости и спросить, как устроен человек.

Сказительница: Со мной сегодня пришел Чик. Ребята, давайте расскажем Чику, как мы устроены.

Дети: Давайте.

Сказительница:

– Зачем человеку руки? (Ответы детей: рисовать, лепить, гладить и т.д.)
– А нужно ли беречь свои руки, и как? (Ответы детей: мыть, одевать рукавицы, не брать острые и колющие предметы)
Зачем человеку ноги? (Ответы детей: ходить, бегать, прыгать)
– А нужно ли беречь свои ноги, и как? (Ответы детей: мыть, надевать теплые носки, носить удобную обувь и по размеру)
Зачем человеку голова? (Ответы детей: смотреть, думать, говорить)
– А как мы бережем свою голову? (Ответы детей: моем, надеваем шапки, бережем голову от ударов физических и солнечных)
– А из чего состоит туловище? (Ответы детей)

Воспитатель вызывает ребенка и на нем показывает: вот грудь, спина, живот.

4. Работа с карточками, на которых нарисованы части тела

– Все части тела нам необходимы: с помощью рук мы едим, рисуем. Выполняем разную работу, с помощью ног мы можем передвигаться, голова нужна нам, чтобы думать на лице у нас есть глаза, чтобы видеть, уши – слышать, нос – дышать и ощущать запахи. И туловище нам необходимо, так как внутри него находятся органы: сердце, легкие, желудок (показывает на таблице) .
Видите, как много органов внутри человека и каждый выполняет свою работу: сердце, как насос посылает кровь во все части тела, в желудке перерабатывается пища, легкими мы дышим. Узнать о том, как мы устроены внутри, для чего нужны все органы, поможет нам наука, которая называется – анатомия.

5. Чик проводит физминутку:

Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладошки три хлопка
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

6. Сказительница и Чик приглашают детей встать в круг и провести простые опыты:

Воспитатель: Положите руки на левую сторону, послушайте, как стучит сердце.

Дети: Тихо

Сказительница: А если сердцу дать физическую нагрузку?

Сказительница: Присели три раза, попрыгали три раза, послушайте свое сердце? Как оно бьется?

Дети: А теперь сильнее.

Сказительница: А еще у человека есть главный внутренний орган, с помощью которого мы дышим, это легкие.

Сказительница: положите руку на грудь и на живот, и сделаете вдох. При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе сужается.

Дети берут шарики и надувают их, тем самым видят, как работают легкие.

Сказительница: А еще у человека есть желудок, который принимает пищу и перерабатывает ее. И наши клетки получают энергию необходимую для жизни человека. Давайте проведем еще один опыт. Возьмите стакан с водой и маленькими глоточками попейте воду. Что мы чувствуем? Куда попала вода? Дети показывают на желудок .

Сказительница: Правильно дети, вода и пища попадает в желудок, где она переваривается. Чик, теперь ты понял, как устроен человек? И для чего человеку ноги и руки.

7. Продуктивная деятельность.

Сказительница: А давай мы тебе сейчас нарисуем внутренние органы человека, и покажем, как бьется сердце, как мы дышим, куда попадает пища.
Все эти органы есть и у тебя Чик, но они намного меньше, чем у человека.

Дети берут силуэты человека, и начинают рисовать на туловище те внутренние органы, с которыми они познакомились (играет спокойная музыка).

8. Итог занятия: Выставка и рассматривание рисунков со схемой человека и внутренних органов.

Воспитатель: Что нового дети вы узнали на занятии о внутренних органах человека? (Ответы детей).

Викторина для детей подготовительной группы "Я и моё тело".

Церт Ирина Александровна, инструктор по физической культуре.
Место работы: МАДОУ "Детский сад № 77 г. Челябинска.
Описание работы: викторина проводится с детьми подготовительной группы. Это итоговое мероприятие после цикла занятий «Я и моё тело», где дети знакомились со строением человеческого тела, работой внутренних органов. Этот материал будет интересен воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре.

Цель: систематизировать знания детей о человеческом организме.
Задачи: 1) закрепить с детьми части тела; 2) способствовать развитию образного мышления, внимания, логики; 3)закрепить двигательные навыки в перебрасывании мяча друг другу; 4) развивать у детей умение работать в команде.

Ход викторины:

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда придумывает название и выбирают капитана.
Представление команд.

Вопросы викторины.

1. «Назови часть тела»
1-й команде.
Чем мы топаем? (ногами)
Чем рисуем мы? (руками)
Чем же смотрим мы? (глазами)
А чем слушаем? (ушами)
Нюхаем и дышим? (носом)
А едим и пьём мы? (ртом)
И язык во рту зачем? (говорить)
Чем мы думаем друзья? (головой)
Что на голове растёт
Непрерывно круглый год? (волосы)
Чем мы узелок завяжем
И куда идти покажем? (пальцами)

2-й команде.
Мы ногами (топаем),
Мы руками (хлопаем),
Мы глазами (смотрим),
Мы ушами (слушаем),
Головой мы (думаем).
Носом нюхаем и (дышим),
Пальцами письмо (напишем).
Ртом едим и (говорим),
И за вкусом мы (следим).
Чем мы можем наклониться,
А потом и распрямиться.
Вправо, влево повернуться
И опять к земле нагнуться? (телом)

2. Малоподвижная игра «Что могут руки»
Дети встают и повторяют за ведущим движения.
Руки выше поднимите,
В кулачки слегка сожмите
Разверните их как крылья
И вперед, чтоб ровно были
А теперь их, опустите.

Какой частью тела мы выполняли движения? (руками)

Дети встают в две команды, ведущий находится в центре, бросает по очереди мяч каждому ребёнку одной команды и другой и говорит: «Наши руки не знают скуки. Они могут …». Ребёнок, поймавший мяч, должен быстро назвать действие, которое можно сделать руками, не повторяя то, что сказал предыдущий. Проигрывает та команда, которая не смогла правильно выполнить задание.

3. Загадки.
По очереди загадываются каждой команде.

Управляю челoвеком,
Думаю, решаю,
С высoты на всех смотрю
Зоркими глазами. (гoлова)

На плeчах сижу
Голову держу. (шeя)

Не живут в нас раки,
Не живут моллюски.
Гoворят частенько,
Что мы на макушке.
Лoвим звуки и шумы,
Лечимся от тишины. (уши)

Быстро запахи ловлю,
Очень нюхать я люблю.
Что гoтовится на кухне,
Без oшибок расскажу. (нос)

Угол острый на руке
Очень помогает мне.
Можно руку разoгнуть,
А потом её согнуть. (локоть)

Чтоб красиво ходить,
Надо нас распрямить.
Ну а если отпустить,
То сутулым тебе быть. (плечи)

Держу я позвoночник,
Он в организме главный.
Должна я быть прямою,
Чтоб он служил исправно. (спина)

Округлый, словно чаша,
И ямка в середине.
Сдуваюсь, надуваюсь,
Как мячик из резины. (живот)

Две сестрички на лице
Видят себя в зеркальце.
Если воздуха набрать,
Станут круглыми, как мяч. (щеки)

Они, как шелкова трава,
И день, и ночь растут.
Расправят их граблями,
Да и венки сплетут. (волосы)

Часто в играх все мальчишки
Набивают на мне шишки. (лоб)

Над озером с камышами
Коромысло повисло. (бровь)

4. «Найдите отличия на картинке про силачей»
На картине силач – циркач и силач – гном
Команды находят пять отличий.

5. Конкурс капитанов.
Для капитанов появляются предметы: книга, ручка, зеркало, чашка, ложка, зубная паста, мыло, расческа, платок, зубная щетка.
Капитан первой команды должен назвать предметы, которыми можно делиться, а капитан второй команды должен выбрать предметы которыми делиться нельзя.

6. Ребусы.



Подведение итогов. За каждый правильный ответ дети получают 5 баллов, за неполный или неточный ответ - 4 балла. Жюри подсчитывает баллы и награждает детей.

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

Как часто мы слышим: главное не внешность, главное внутри! Слышим и не верим, продолжая ненавидеть собственное отражение в зеркале. Терапевт Маргарита Шанова предлагает глубже разобраться в проблеме. Как тело становится одеждой, по качеству и фасону которой мы судим о себе и о других? К чему это приводит? И как научиться ценить себя не только за формы? Статья основана на реальных примерах из терапевтической практики.

«Сегодня утром я смотрюсь в зеркало и ненавижу себя. Я кручусь, чтобы найти нужный ракурс и испытать мимолётное чувство радости: «Да я ничего!», — чтобы утешиться.

Я объясняю себе, как ребёнку: «Это особенности строения женского тела, жир на животе и бёдрах – это нормально. Ты уже столько сил вложила, чтобы нормализовать питание, ты уже периодами слышишь себя, подожди ещё чуть-чуть…» Становится немного легче. Я перевожу взгляд с зеркала на свои ноги и чувствую, как отвращение снова накатывает на меня волной…

Сегодня танцы. Вновь я буду видеть худые и накаченные тела подруг в обтягивающей одежде и на шпильках (я их не ношу), буду утешать себя, убеждать не сесть на диету и не записаться в зал (слишком много было таких попыток). Я устала. Я уже не хочу быть худой (моё тело слишком яростно этому сопротивляется), но я хочу перестать ненавидеть себя за это…» (Здесь и далее мы приводим цитаты из дневников наших клиентов с их согласия (прим. ред.)

В приведённом фрагменте – знакомые переживания девушки, живущей с нарушениями образа тела.

Известный терапевт и исследователь расстройств пищевого поведения Кристофер Фэберн (C. Fairburn) считает, что непринятие тела лежит в ядре любого расстройства пищевого поведения. Оно запускает и избыточные тренировки, и первые диеты, и приступы рвоты… При этом на протяжении жизни симптоматика может меняться, но «напряжённые» отношения с телом остаются.

В этой статье мы разберём один из механизмов, по которому происходит нарушение контакта с телом, и что с этим можно делать.

Наше тело — прежде всего биологическая система. Оно «разговаривает» с нами языком ощущений (тепло-холодно, приятно-неприятно, вкусно-невкусно). Если к телу прислушаться, можно понять много интересного о себе. В компании каких людей нам комфортно и расслабленно, а каких — скованно? К чему нас тянет, где мы оживаем, расправляемся, а где гаснем? Что и когда нам есть, кто нас возбуждает?

Тело живёт и реагирует, более того, его реакции более базовые, глубокие, чем построения нашего ума. Тело мудрее нас.

Но так как мы живём в социуме, наше тело становится ещё и социальным объектом. Форма тела, заданная биологически и призванная решать биологические задачи, становится признаком успешности, наличия силы воли, гарантом счастливой жизни.

Если эта социальная ситуация совпадает с определёнными биологическими предпосылками, событиями в личной и семейной истории, то у человека происходит «сбой» в его отношениях с телом. О причинах я писала в статье «Я толстая!» Откуда берется негативный образ тела?

Когда появляется сверхценность идеальной внешности, я и тело отсоединяемся друг от друга. Я начинаю воспринимать его как объект, как то, что можно «проработать» отдельно от меня. Будто одежда, которую легко сменить на более новую или дорогую… Более того, с формой тела начинает быть очень сильно связана самооценка. Как это проявляется и что с этим делать? Давайте разбираться.

Моё тело – объект?

В каком варианте вы узнаете себя: в первом или во втором?

… Несколько вечеров в неделю после занятий фитнесом я принимаю душ и мажу своё тело кремом. Действую выверенными движениями, максимально способствующими впитыванию. Что я чувствую, пока моюсь и наношу крем?… Ничего. Обычно, в этот момент я думаю о том, что готовить на ужин, как успеть проверить домашние задания у детей, тревожусь, если не выполнила тренировочную норму, необходимую, чтоб ягодицы, наконец, стали выше… Я замечаю, как после крема кожа выглядит напитанной и молодой. Я думаю о том, что никто не даст мне моего возраста, я молодец…

… Несколько вечеров в неделю после занятий фитнесом я принимаю душ и мажу своё тело кремом. Люблю это время. Чувствую, как горячая вода смывает напряжение с мышц, прохожусь гелем по телу, слегка массируя… Замечаю, что запах ароматизатора у шампуня слишком химический, надо бы новый…Потом крем, кожа от него становится мягче, чувствую, как тело благодарно мне за то, что я глажу его с нежностью и силой. Смотрю в зеркало – кажется, румянец и блеск меня красят. Что бы приготовить на ужин?»

Одно и то же действие, связанное с телом, можно совершать, воспринимая тело как объект для манипуляций или же находясь в этот момент в нём.

Например, можно ходить в спортзал, находясь внутри тела, ощущая его, выбирая те движения, делать которые комфортно. А можно ковать из тела определённую форму, игнорируя его сигналы «мне плохо, перестань тренироваться, объедаться, общаться с людьми, которые обижают!»

Наша культура способствует объективации телесности. Отовсюду нам говорят: «Если у тебя худое тело, то тебя полюбят, возьмут на работу, ты будешь успешен».

Ты можешь просыпаться по утрам всклокоченной и несчастной, но предъявлять себя миру определённой: утончённой любительницей йоги и овощей, заядлой спортсменкой, успешной бизнес-вумен. Моё тело – презентация меня для других. А иногда и для самой себя.

Более того, часто именно это тело-объект становится носителем моей самооценки.

Что останется, если убрать зеркало? Существуете ли вы, если нет вашего отражения?

Когда самооценка спаяна с внешностью, есть чёткое убеждение переживание: то, как я выгляжу, это и есть я. Неудивительно, что именно с внешним видом яростно хочется что-то сделать. Ведь если я толстая, то это значит, что я плохая, грязная, отвратительная, нежеланная, глупая, слабая (нужное подчеркнуть, недостающее добавить). Более того, я такая не только сама для себя. Я ещё и предъявляю эту свою неблаговидную суть окружающим (тело-то не скрыть). Я-толстая не имею шансов на счастье и принятие (а все мы хотим именно этого).

Поэтому наши клиентки порой предпочли бы вовсе быть без тела, если оно недостаточно худое.

«… Да, у меня неполноценная жизнь. Но что такое полноценная? Почему я ее совсем не представляю? Я не помню, когда последний раз радовалась чему-либо, кроме отвеса. Не помню, чтобы я вообще делила периоды своей жизни на хорошие и плохие, на чёрные и белые полосы по какому-то иному признаку, кроме как по тому, была я в тот или иной период «толстой» или «худой».

«Я не знаю другой радости, я не знаю другого мерила собственного успеха, я не знаю другой цели, другого смысла, я не знаю больше ничего…»

Большинство наших клиенток – девушки и женщины очень умные. Расстройства пищевого поведения поражают отличниц. И чем больше перфекционизма, тревожности, чувствительности, тем глубже расстройство запускает свои метастазы.

На уровне логики у этих женщин есть чёткое понимание и согласие, что да, я – это не только внешность. Они легко пишут списки того, за что ещё можно себя ценить, раскладывают по полочкам причины произошедшего и т.д.

Понимать-то понимают, но вот переживания от этого не меняются. Здесь необходима долгая работа, связанная с эмоциональным присвоением себе себя.

Что присваиваем? Весь тот опыт, который мы прошли за жизнь: разодранные колени, дружба и предательство, похудение и набор веса, первый поцелуй, первый ребёнок, развод и защита диссертации.

Во всех этих моментах я присутствовала в своём теле, я проживала их вместе с ним. Моё я, в том числе моё телесное я, спаяно из всего этого. Я — это не только мой прожитый опыт и не только тело. Это и то, и то, накрепко слитое друг с другом.

То, какое у меня тело, если мы не говорим о врождённых заболеваниях, дефектах и т.д. – это отражение того, какой я изнутри и какой жизнью я живу.

На терапии я прошу клиента проделать опыт, чтобы прочувствовать это. Стоя перед зеркалом, увидеть в начале себя-отражённого , себя-оболочку, форму, размер.

А потом закрыть глаза и почувствовать себя изнутри, себя-глубинного – качества, страхи, мечты, себя как часть проявления жизни, которую мы каждый несём в себе.

И затем снова открыть глаза. И посмотреть на себя, находясь внутри.

Когда мы замечаем, признаем, что внутри мы все неидеальны и учимся предъявлять эту «неидеальность» и окружающим, и самому себе, мы перестаём нуждаться в теле как в неком буфере, подушке между мной и миром.

Какие задачи мы решаем через тело?

Отношение к телу как к объекту также даёт нам возможность различные проблемы своей жизни объяснять тем, что наши формы неподходящие, а решение этих проблем видеть в изменении тела.

Если у вас в копилке много лет хронического недовольства телом, то формируется привычка (бессознательная!) любое негативное переживание интерпретировать, переводить в ощущение «я некрасивая». Вот один яркий пример из моей практики.

У меня на сессии клиентка. Она практически справилась с компульсивным перееданием, да и отношение к телу стало спокойным. У нас был перерыв в терапии на месяц, потому что она уезжала в путешествие по Европе. Вернулась она за несколько дней до сессии. Жалуется, что после возвращения стала испытывать отвращение к себе вплоть до невозможности смотреть в зеркало, при том, что тело-то осталось тем же самым. Разбираемся, что произошло. Говорит, что поездка прошла замечательно: отдых, свобода, закрутился лёгкий роман, питание было без перееданий.

Возвращение в Москву было стремительным и неприятным. Женщина отравилась в самолёте, на работе произошли перемены и увеличение нагрузки, начавшийся роман завершился, коллеги напрягают… Таким образом, приехав, клиентка испытала целую гамму негативных эмоций и мыслей. Сомнения, хочет ли она тут работать, грусть из-за личной жизни, физическое ослабление организма… И всё это «канализировалось» в ощущение «я толстая» и, как следствие – желание сесть на диету и начать избыточные пробежки.

Ведь что делать со всем ворохом сложностей в жизни – непонятно. Переживания часто смутные, неприятные или слишком болезненные, и мы их «выносим вовне», проецируем на тело. Потому что тело – вот оно, под рукой, его можно худеть, украшать, тренировать.

Это и правда на какой-то момент дает облегчение. Иначе бы мы этого не делали.

Даёт облегчение, потому что мы чувствуем, что к нам возвращается контроль. Потому что мы сразу получаем волну социального одобрения. Тело как объект начинает играть свою роль, скрывая ото всех истинные переживания.

Но скоро все начинается по-новому. Проблемы, лежащие за пределами тела, нельзя решить через тело.

Что делать?

Научиться ощущать свое тело и находиться внутри него, даже если это дискомфортно.

В этом помогает движение с посильной нагрузкой, ровно той, которую вы можете переживать. Обратите внимание, что при слишком сильной нагрузке тело перестаёт ощущаться, как и при чересчур лёгкой.

Также нужно научиться чувствовать заземлённость, дыхание, тренировать ловкость и координацию. В этом полезны все практики медитации. Они развивают телесную чувствительность и при этом повышают осознанность.

Поверьте, когда у вас есть телесная чувствительность, негативная оценка затрагивает гораздо меньше. Если я ощущаю своё тело как сильное и гибкое, извне сложнее на меня повлиять.

Отказаться от объектного отношения к телу.

Ненавидеть своё тело я могу лишь тогда, когда я «вылетаю» из него и смотрю со стороны, когда я не в нём. Смотрю со стороны и сравниваю с телом соседки или модели из рекламы. Сравниваю не в свою пользу.

Обычно перед этим обострением непринятия что-то происходит: увидел фото, встретил знакомых, не налезло платье.

Ловите эти моменты «вылетания» и раз за разом снова возвращайте себя внутрь, к переживанию себя. Если вы ощущаете своё тело как живое и чувствующее, обесценить его гораздо сложнее.

Искать те задачи, которые вы решаете через тело, и решать их иначе.

Снимайте эту нагрузку с тела. Исследуйте, какие эмоции связаны с разными частями тела и историю этого. Полезной может быть работа с линией жизни, когда вы рассматриваете, как на разных этапах менялась отношения к телу, с какими ещё жизненными событиями это было связано. Зачастую, глубоко эту работу удается проделать только вместе со специалистом.

Учиться осознавать свою личность не только как видимый образ.

Вы – это не только образ отражённый, но и сумма внутренних эмоциональных жизненных опытов. Работайте с тем, что я – это не только тело, а самооценка базируется не только на телесности.

Важный нюанс: так как формирование искажённого или негативного образа тела происходило в контакте с другими людьми, то и его исцеление тоже гораздо лучше происходит в группе, где есть Другой . Можно долгое время заниматься йогой и всё чувствовать в своём теле, но сильно зажиматься, когда рядом кто-то появляется. Поэтому хорошо подойдут все виды контактного движения, специализированная групповая терапия или индивидуальная терапия, когда в роли Другого — терапевт.

«Уже несколько месяцев я хожу на группу, направленную на принятие тела.

Я злюсь на себя за то, что так долго я не заботилась о нём. Мне страшно, что оно навсегда останется таким. Мне очень больно, когда я думаю о прошлом.

Я так долго обвиняла своё тело в предательстве, но, кажется, настоящий предатель тут — я.

Я говорю себе, что если я переедаю – это не значит, что я плохая. Это значит, что временами мне бывает очень-очень трудно. Если моё тело такое – это не значит, что я слабая или безвольная. Это значит, что я долгое время не знала, как справляться с жизнью.

И все эти мысли и чувства… осуждение и принятие… радость, гнев и боль… всплывают в моей голове. Всплывают и уходят. Я научилась видеть их. Но я перестала за них цепляться.

Я прощаю себя за всё то, что я сделала не так. За свои осуждающие мысли. За бесконечные диеты, срывы и обесценивание. Я прощаю других, тех, кто вольно или невольно, делал мне хуже.

Прощаю. И стараюсь дышать. Глубоко».

Эта статья интерактивная. Свои вопросы вы можете задать в комментариях под анонсами этой статьи в наших соцсетях. Я отвечу на них в этот четверг, 24 августа 2017 года, в прямом эфире!

Французский нейробиолог и колумнист Psychologies Давид Серван-Шрейбер просто и с живыми примерами рассказывает о взаимосвязи тела и психики, о мостиках между традиционной и народной медициной, духовными практиками, гипнозом, акупунктурой, цигуном. А еще о том, как «научиться верить своему телу, надеяться на него больше, чем это готова позволить нынешняя медицина». Что работает - химия или плацебо-эффект? Что мы можем взять из опыта шаманов? Как действует гомеопатия? Книга состоит из эссе, многие из которых опубликованы в Psychologies. (РИПОЛ классик, 2014)

2. «История тела» В 3 томах. Под ред. Алена Корбена и других.

Трехтомная монография, написанная европейскими и американскими антропологами и историками культуры о теле как культурной модели. Предметом их реконструкции становится самая суть материальной цивилизации. Авторы рассказывают об истории медицины и гигиены, о сексе и искусстве читать телесные знаки... А еще - о восприятии запахов, эмоциях, изображении тела в литературе и искусстве. Неудивительно, что такая необъятная тема потребовала нескольких томов. Два уже вышли - «От Ренессанса до эпохи Просвещения» и «От Великой французской революции до Первой мировой войны». (НЛО, 2012, 2014)

Философы Михаил Эпштейн и Григорий Тульчинский в своих работах исследуют человека в эпоху виртуальных и генетических технологий, уделяя при этом особое внимание этическим и эстетическим аспектам осязания. Тактильность, чувственность, любовная близость традиционно рассматривались в культуре и философии как «низкие» уровни восприятия окружающего мира, однако в эпоху создания искусственного разума человек начинает восприниматься иначе, и плотское знание становится основой познавательной и творческой деятельности. Эта книга - «о том, как мыслят, любят, творят телом». (Алетейя, 2006).

Когда мы испытываем сильные чувства, меняется характер нашего дыхания, напрягаются мышцы, готовя нас к действию. И если действия не происходит, если оно подавляется, то в теле остаются зажимы. Эти мышцы словно пребывают в постоянной готовности и не расслабляются. Розен-метод - это работа с дыханием, движением и эмоциями. Она направлена на снятие зажимов, на возвращение телу его первозданной гибкости и подвижности. Немецкому физиотерапевту Марион Розен было больше 55 лет, когда она начала обучать первого студента. До этого она работала с пациентами как врач и вела группы, разрабатывая свой метод. Она ушла из жизни в 98 лет, в 2012 году, но до 96 лет продолжала преподавать. Книга написана в соавторстве со Сью Бреннер, ученицей Марион. (Психотерапия, 2010).

Российские философы, психотерапевты и психологи пытаются в статьях этого сборника интегрировать, соединить то, что в западной культуре на протяжении многих веков оставалось разделенным, - душу и тело человека. Понять, как телесное и духовное сочетаются в каждом из нас, а пренебрежение одним в пользу другого приводит к самым разным соматическим или психическим болезням. (АСТ, 2006). Среди авторов сборника - Валерий Подорога, Владимир Баскаков, Сергей Хоружий, Татьяна Буякас, Александр Лидерс. (АСТ, 2006)

Что происходит с нашим телом в течение суток - с момента пробуждения и утреннего кофе вплоть до погружения в сон после трудового дня? Как реагируют наш мозг, органы чувств, мышцы и желудок на тысячи привычных дел и движений: управление автомобилем, вкусный обед или прием лекарств, занятия сексом, выбор одежды и встречу с друзьями? Американская журналистка и популяризатор науки Дженнифер Эккерман обобщает в своей любопытнейшей книге результаты не одной сотни исследований из области медицины, нейробиологии, психологии и генетики последнего десятилетия. Получившаяся картина способна поразить воображение - столь слаженной и тонко организованной структурой предстает наш организм и столь серьезные нагрузки он преодолевает, поддерживая нашу жизнь. (Амфора, 2008)

Как возникают телесные болезни и душевные проблемы? Как связаны они между собой? Как помочь себе и близким от них освободиться? Книга психотерапевта Марка Сандомирского представляет все известные телесно-ориентированные подходы в психотерапии, детально рассказывает о механизмах взаимодействия нашего тела и нашей психики, подробно описывает разные психотехнологии работы со своим телом и собой. Коллеги называют эту книгу руководством для повседневной жизни человека. (Класс, 2007)

Свободное дыхание, грациозность, сексуальность, энергичность присущи здоровому человеку; отсутствие этих качеств говорит о начинающихся проблемах, утверждает американский психиатр и психотерапевт, создатель биоэнергетики Александр Лоуэн. В его книге приведены упражнения, которые помогают почувствовать свое тело, высвободить энергию и эмоции, вернуть утраченную грацию, а в целом - повлиять на гармоничное развитие личности. К теме взаимовлияния душевных и физических проблем Лоуэн возвращается и в других своих книгах - «Депрессия и тело», «Секс, любовь и сердце». (Корвет, 2014)

Доктор медицины Джоан Либманн-Смит и медицинский журналист Жаклин Эган отвечают на вопросы молодых родителей про знаки тела у детей, вызывающие их беспокойство. Про пятнышки, ямочки, пальчики, ритм дыхания.... «Почему на затылке у ребенка появилась лысина?», «Нормально ли, что у младенца маленькое и сморщенное ушко?» Авторы не спеша объясняют, какие особенности тела могут оказаться признаком серьезного заболевания, а какие вполне безобидны и не требуют вмешательства, а кроме того, успевают черкнуть на полях интересные замечания «по теме» - любопытные факты, предупреждения, советы. Во многих случаях книга не заменит визита к врачу, однако успокоит чрезмерно тревожных родителей своей взвешенной, доброжелательной интонацией. Оглавление, в котором знаки сгруппированы по «месту нахождения» (голова, глаза, уши, туловище...), помогает легко ориентироваться в книге. (София, 2011).